Акт осмотра оборудования, трактора, самоходной машины, прицепа. Технический осмотр самоходных машин и прицепов к ним Полное название услуги

Время чтения: 3 минут

Правила и порядок технического осмотра самоходных машин, а которые входят трактора, дорожно-строительные и прочие машины, включая внедорожные транспортные средства с ДВС и прицепы для них, определены отдельным постановлением Правительства РФ (от 13.11.2013 № 1013). Техосмотр самоходных машин и тракторов производится органами государственного технического надзора. Для данного вида техники правила несколько отличаются от тех, что установлены для автомобилей.

Что проверяет Гостехнадзор

В соответствии с постановлением № 1013, процедуру осуществляет Гостехнадзор. Осмотр включает проверку:

  • документов;
  • факта оплаты госпошлины;
  • соответствия данным, указанным в документах (идентификация машин);
  • технического состояния (за исключением машин, возраст которых менее 1 года).

Силами инспекторов выполняется проверка:

  • ветрового стекла ();
  • бортовых запоров прицепов;
  • остаточной высоты почвозацепов (для гусеничной техники – не менее 1 см) и протектора колес прицепов (не менее 1 см);
  • гусениц – на предмет наличия трещин и дисков – на предмет наличия сварных швов;
  • гусениц – на провисание цепи (не более 65 мм);
  • уровня задымленности выхлопных газов;
  • грязезащитных фартуков и брызговиков (отсутствие недопустимо);
  • защитных кожухов вращающихся и движущихся механизмов;
  • фиксации рычагов управления;
  • соответствия аккумуляторных батарей.

Все требования закреплены положениями ГОСТов, несоответствие которым грозит отказом в выдаче . Гостехнадзор о техосмотре самоходной техники и сроках его проведения распространяет информацию через свои региональные сайты.

Порядок прохождения

Где пройти техосмотр

ТО проводится в сроки и местах, определяемых органами Гостехнадзора субъектов РФ. Место, где проходят техосмотр трактора, назначается, исходя из установленной правилами периодичности, числа зарегистрированных машин, их фактического нахождения и сезонности использования. Информация дается на официальном сайте.

Процедура не зависит от места и может выполняться:

  • в месте расположения органа Гостехнадзора;
  • в месте нахождения техники.

ТО планируется с февраля по август включительно. При выборе даты и времени учитываются погодные условия, наличие специалистов и соответствующей материально-технической базы.

Для сезонной спецтехники сроки ТО устанавливаются за 15 суток до начала определенного вида работ, а для транспорта сельхозназначения – с февраля и по июнь включительно.

Формирование акта технического состояния оборудования происходит в случаях, когда необходимо удостоверить работоспособность каких-либо приборов или техники.

ФАЙЛЫ

Роль и назначение акта технического состояния оборудования

Чаще всего акт технического состояния оборудования необходим при:

  • приеме оборудования для дальнейшего использования;
  • сдаче его в аренду;
  • ревизии имущества предприятия;
  • его списании.

Акт содержит в себе информацию о внешнем и внутреннем состоянии оборудования, выявленных дефектах, поломках, браке, а также сведения о мерах, которые нужно предпринять для их устранения, и требуемые на это сроки. Если оборудование не подлежит ремонту, это в акте тоже отражается.

При помощи акта решается сразу несколько важных вопросов:

  1. Он показывает техническое состояние оборудования, пригодность его к эксплуатации.
  2. Иногда на основании данного документа составляются претензии к поставщику, арендатору или собственнику оборудования – особенно в тех случаях, когда при его использовании образуются неисправности, приводящие к материальному ущербу или несчастным случаям на производстве.

Таким образом, акт – это очень важный документ. Относиться к его составлению нужно внимательно, детально описывая все нюансы состояния оборудования. В дальнейшем это может позволить избежать необоснованных претензий и, в случае возникновения нештатных ситуаций, быстро установить виновное лицо.

Создание комиссии

Для того, чтобы провести контроль за техническим состоянием оборудования, нужно собрать специальную комиссию из компетентных специалистов. В ее состав обычно входят штатные работники организации: техники, инженеры, монтажники, электрики и т.д. (в зависимости от типа оборудование, которое подвергается контролю).

В некоторых случаях, приглашаются и сторонние эксперты, особенно если того требует специфика проверяемого объекта.

Комиссия назначается отдельным распоряжением директора предприятия.

Методы работы комиссии

Члены комиссии должны обладать определенной, зачастую достаточно высокой квалификацией. Связано это с тем, что в процессе изучения технического состояния оборудования, им приходится знакомиться с проектной и технической документацией, разбирать и собирать приборы, проводить испытания, анализировать объем предстоящей работы (например, если оборудованию требуется дальнейший серьезный ремонт). Вся эта информация вносится в акт.

Общие моменты и особенности составления акта

Если перед вами поставлена задача по освидетельствованию оборудования и составления акта о его техническом состоянии, посмотрите данные ниже рекомендации и ознакомьтесь с образцом документа.

Перед тем, как перейти к описанию этого конкретного акта, приведем некоторые общие сведения, характерные для всех подобных бумаг. На сегодняшний день стандартные формы первичных документов упразднены, так что представители компаний могут писать их в произвольном виде – это касается и акта о техническом состоянии оборудования. При этом, если у вас в организации существует утвержденный шаблон такого документа, лучше следовать ему – это позволит сэкономить время и избавит от необходимости ломать голову над его составом и текстом.

Акт допускается писать на фирменном бланке предприятия или на чистом листе любого подходящего формата (обычно это А4), от руки или на компьютере. При внесении информации надо стараться не допускать неточностей, помарок и исправлений – в дальнейшем они могут сыграть негативную роль при установлении законности документа.

Еще одно важное требование, которое надо учесть в обязательном порядке – заверить бланк автографами всех членов комиссии, присутствовавших при удостоверении технического состояния оборудования.

Печать на бланке нужно ставить только тогда, когда пункт о ее применении для подобного рода бумаг закреплен в учетной политике организации.

Пишется акт в нескольких экземплярах – по одному для каждого члена комиссии. Информация об акте должна быть включена в специальный журнал учета.

После составления акт следует вложить в отдельную папку вместе с другими такими же документами, а после истечения срока хранения – утилизировать, следуя алгоритму, установленному в законе.

Пример акта технического состояния оборудования

Формулируя текст акта, учитывайте, что он должен отвечать определенным правилам деловой документации.
В самом начале акта находится так называемая «шапка» — сюда вписывается:

  • название организации, которая проводит обследование оборудования;
  • наименование документа;
  • дата и место (населенный пункт) его составления;
  • состав комиссии, т.е. пишутся должности, фамилии-имена-отчества представителей предприятия, участвующих в данной процедуре.
  • идентификационные параметры оборудования (марка, модель, серия, год выпуска, номер завода-изготовителя и инвентарный, адрес места установки и т.п.);
  • мероприятия, проведенные для проверки технического состояния оборудования;
  • сведения о выявленных неисправностях, дефектах, поломках, а также о возможности, сроках и вариантах их ремонта;
  • информация об испытаниях (если они проводились).

При необходимости эту часть бланка можно расширить (в зависимости от потребностей участников комиссии и индивидуальных особенностей объекта). В акт обязательно вносятся все прилагающиеся к нему дополнительные бумаги (например, технический паспорт).

В завершение члены комиссии делают вывод о техническом состоянии оборудования и подписывают акт.

Порядок оценки технического состояния трактора,

самоходной машины, оборудования, прицепа.


  1. Документы, предоставляемые в инспекцию Гостехнадзора для определения технического состояния трактора, самоходной машины, оборудования, прицепа:

  1. заявление произвольной формы с указанием цели определения технического состояния и приложением тракторов, самоходных машин, оборудования или прицепов;

  2. удостоверение личности;

  3. доверенность (для юридических лиц);

  4. квитанция (платежное поручение) об уплате установленных сборов.

  1. Оценка технического состояния трактора, самоходной машины, оборудования, прицепа.
Осмотр машины или оборудования осуществляется в присутствии владельца (или его доверенного представителя) и других заинтересованных лиц.

Перед началом осмотра техники, принадлежащей юридическим лицам, инженером-инспектором запрашивается следующая информация:

Данные об остаточной балансовой стоимости объекта оценки;

Сведения о замене узлов и агрегатов, произведенных ремонтах, в т.ч. в организациях сервиса;

Сведения о фактической наработке объекта оценки;

Сведения о загруженности объекта оценки в течение года.

Машины и оборудование предъявляются на осмотр в чистом виде и осматриваются в условиях, обеспечивающих возможность проведения качественного осмотра (освещение, возможность осмотра снизу, свободный проход и т.д.).

При осмотре проверяется соответствие идентификационных данных машины или оборудования указанным в регистрационных документах – для тракторов, самоходных машин и прицепов, в технической документации – для оборудования.

При осмотре машин и оборудования определяется соответствие параметров их технического состояния установленным требованиям по эксплуатации, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья людей, предотвращения вреда имуществу, а также охрану окружающей среды.

Во время осмотра инспектор определяет техническое состояние, комплектность, выявляет дефекты по каждому узлу и агрегату машины или оборудования и проверяет:

Соответствие комплектности стандартной и наличие дополнительного оборудования и оснастки;

Подвергались ли агрегаты и техника в целом восстановительным работам, каков их объем, характер и качество;

Характер и степень сложности имеющихся повреждений и дефектов к моменту осмотра;

Возможность восстановительных работ, способы и объем (трудоемкость) их выполнения;

Номенклатуру необходимых для восстановления и ремонта запасных частей и материалов;

Наработку по показаниям счетчика моточасов или спидометра.

По окончании внешнего осмотра проверяется (если это возможно) работа трактора, самоходной машины при запущенном двигателе. Выявляются посторонние шумы, стуки, другие неисправности основных и дополнительных узлов и агрегатов.

По результатам проверки документов, внешнего осмотра и опробования в работе, инженер-инспектор заполняет лицевую сторону акта осмотра. После заполнения лицевой стороны акт осмотра подписывается инженером-инспектором, а после ознакомления – присутствующими при осмотре лицами.

В разделе «заключение государственного инженера-инспектора Гостехнадзора» должны содержаться выводы о техническом состояния, степени износа, целесообразности дальнейшего использования ли ремонта, а также предложения о методах и способах восстановления машины или оборудования (при необходимости).

Для обеспечения единого подхода к оценке технического состояния машин и оборудования и снижения влияния субъективности, необходимо использовать для контроля оценки состояния износа осматриваемой техники следующую таблицу:
Параметры и характеристики технического состояния транспортных средств


Физическая характеристика состояния транспортного средства

Оценка состояния

Износ %

Новое, в отличном состоянии, после выполнения предпродажной подготовки, без признаков эксплуатации

Новое

0 – 1 0

Практически новое, на гарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких либо частей

Очень хорошее

10 – 20

На послегарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких либо частей. После капитального ремонта

Хорошее

20 – 40

Бывшее в эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания, требующее ремонта или замены каких либо частей, имеющее незначительные повреждения лакокрасочного покрытия

Удовлетворительное

40 – 60

Бывшее в эксплуатации, в состоянии пригодном для дальнейшей эксплуатации после выполнения работ текущего ремонта (замены) агрегатов, ремонта (наружной окраски) кузова (кабины)

Условно пригодное

60 – 75

Бывшее в эксплуатации, требующее капитального ремонта или замены номерных агрегатов (двигателя, кузова, рамы), полной окраски

Неудовлетворительное

до 80

Бывшее в эксплуатации, требующее ремонта в объеме, превышающем экономическую целесообразность его выполнения; отсутствие технической возможности осуществления такового; непригодное к эксплуатации и ремонту

Предельное

80 и более

При оформлении акта осмотра и других документов необходимо пользоваться терминологией принятой в нормативной документации, включая технологию ремонта (при необходимости), руководства по ремонту (при необходимости), каталоги запасных частей (при необходимости).

При несогласии с результатами осмотра любая из заинтересованных сторон может опротестовать их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Акт осмотра оборудования – документ, в котором описывается процесс обследования различного рода приборов, техники и фиксируется результат этой процедуры.

ФАЙЛЫ

В каких случаях формируется документ

Чаще всего акт формируется работниками компаний в процессе осмотра оборудования, используемого в деятельности предприятия или приобретенного для последующей реализации. Также осмотру подвергается оборудование, поступившее на склад организации после ремонта, сервисного обслуживания или ответственного хранения и сдаваемое под охрану или предлагаемое в аренду.

Таким образом, ситуаций, при которых может понадобиться обследование различных технических изделий, в компаниях бывает достаточно, и каждый раз необходимо сопровождать это действие составлением акта.

В большинстве случаев акт не является самостоятельным документом, а считается приложением к какому-либо договору, и т.д.

С какой целью формируется акт

Обычно оформление документа решает сразу несколько задач:

  1. при помощи него регистрируются все внешние дефекты, повреждения и изъяны;
  2. проверяется укомплектованность и работоспособность оборудования;
  3. проводится контроль за его соответствием техническому паспорту и прочим сопроводительным бумагам, в том числе отслеживается то, отвечает ли оно нормам пожарной, санитарной и электробезопасности, прописанным во внутренних Правилах организации и т.д.

Следует отметить, что осмотры бывают разовые, но чаще они проводятся на регулярной основе для предотвращения поломок и сбоев в производственных процессах.

Конечной целью осмотра оборудования и формирования акта является заключение о том, пригодно ли оборудование к дальнейшей эксплуатации и использованию.

Если такое разрешение комиссия дать не может, тогда она должна вписать в акт основания для отказа, в том числе степень износа или уровень неисправности оборудования, возможную стоимость и предварительные сроки ремонта, а также меры, которые необходимо предпринять для устранения найденных дефектов, изъянов и нарушений.

В некоторых случаях, если оборудование уже не подлежит ремонту, на основе акта может быть проведено его списание с баланса организации.

Создание комиссии

Для более полного и детального осмотра оборудования, к этой процедуре привлекается целая комиссия. Обычно она состоит из сотрудников организации, которые работают в разных подразделениях – как правило, это начальники среднего звена: главные инженеры, технологи, заместители директора и пр. Часто в подобных мероприятиях участвуют юрисконсульты и работники бухгалтерии.

Таким образом, специалисты различных профилей могут обрисовать обследуемое оборудование с разных углов зрения. Иногда в состав комиссии включаются и сторонние эксперты, особенно, если дело касается сложных, высокотехнологичных приборов.

Комиссия назначается приказом директора предприятия, который выделяет среди ее членов главное ответственное лицо – председателя.

Особенности оформления акта

Сейчас нет унифицированной формы данного документа, так что работники организаций могут писать его в произвольном виде, или по образцу, разработанному и утвержденному внутри фирмы.

Акт допускается составлять на обычном листе бумаги любого подходящего формата или на бланке компании, от руки или набирать на компьютере. Если используется электронный вариант акта, после окончательного заполнения его надо распечатать и заверить подписями всех членов комиссии (если кто-либо из них отказывается подписывать акт – в нем обязательно следует сделать об этом отметку, указав причину отказа).

Акт нужно делать в нескольких экземплярах: один – для предприятия, и по одному для каждого из лиц, производивших осмотр.

Заверять бланк документа при помощи печати или штампа на сегодняшний день не обязательно – это следует делать только в том случае, если использование штемпельных изделий для удостоверения подобного рода бумаг закреплено в учетной политике предприятия.

Как составить акт осмотра оборудования

Если вам потребовалось составить акт осмотра оборудования, а вы не знаете, с какой стороны к этому подступиться, прочитайте наши рекомендации и посмотрите образец документа.

Для начала в акте заполняется «шапка», куда вписывается:

  • наименование предприятия;
  • название документа;
  • место его составления и дата.

Затем идет основная часть – сюда нужно включить:

  • состав комиссии, производящей осмотр. Каждого человека нужно вписывать с указанием его должности, фамилии, имени, отчества. Среди членов комиссии следует выделить председателя – именно он несет львиную долю ответственности за процесс и результаты осмотра оборудования;
  • название оборудования, модель, номер, артикул, наименование завода-изготовителя, инвентарный номер и прочие идентификационные характеристики, а также адрес, по которому оно установлено;
  • действия, которые были произведены при процедуре обследования (внешний визуальный осмотр, монтаж, демонтаж, запуск, замеры и т.п.);
  • результаты осмотра (чем подробнее, тем лучше);
  • итог работы комиссии – здесь допускает как высказывание обобщенного мнения экспертной группы, так и индивидуальные выводы каждого члена комиссии.

Если к акту прилагаются какие-то дополнительные документы, фото- или видео-свидетельства – это также нужно обозначить в тексте акта отдельным пунктом. При необходимости бланк можно дополнить и другими сведениями (действуйте по ситуации).

ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ

ВИДОВ ТЕХНИКИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ИХ ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и периодичность проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием (далее - органы гостехнадзора).

В настоящих Правилах под самоходными машинами и другими видами техники (далее - машины) понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением колесных внедорожных мототранспортных средств, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепы к ним.

2. Технический осмотр машин организуется и проводится органами гостехнадзора.

3. За выдачу документов о прохождении технического осмотра машин взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. К машинам отдельных видов при проведении их технического осмотра предъявляются требования (включая параметры), предъявляемые при проведении технического осмотра к машинам отдельных видов, согласно приложению (далее - требования безопасности).

5. Машины подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:

а) внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест, - каждые 6 месяцев;

б) остальные машины - ежегодно.

6. Первый технический осмотр машин проводится непосредственно после их регистрации органами гостехнадзора.

В отношении машин, с даты изготовления которых прошло не более одного года и которые не были в эксплуатации (за исключением внедорожных автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест), первый технический осмотр проводится без проверки их технического состояния с выдачей свидетельства о прохождении технического осмотра, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил.

Последующие технические осмотры машин проводятся (по выбору владельца машины):

в месте, в день и во время, которые определены органом гостехнадзора субъекта Российской Федерации исходя из установленной настоящими Правилами периодичности технического осмотра машин, количества зарегистрированных указанным органом машин, их местонахождения, сезонности использования и наличия места для проведения технического осмотра. Указанная информация размещается на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

по месту нахождения органа гостехнадзора независимо от места регистрации машин в согласованные с указанным органом день и время.

7. Проведение технического осмотра включает в себя:

а) проверку наличия документов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, а также информации об уплате государственной пошлины за выдачу документа о прохождении технического осмотра машины;

б) проверку соответствия машин данным, указанным в представленных документах, и идентификацию машин;

в) проверку технического состояния машин (за исключением машин, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил первый технический осмотр производится без проверки их технического состояния);

г) оформление документов о прохождении технического осмотра.

8. Для прохождения технического осмотра машины владелец машины или его представитель (далее - заявитель) представляет машину и следующие документы:

а) документ, удостоверяющий личность заявителя;

б) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя владельца машины (для представителя владельца машины);

в) документ, подтверждающий право заявителя на управление машиной, представленной для прохождения технического осмотра;

г) свидетельство о регистрации машины;

9. Информацию об уплате государственной пошлины за выдачу документа о прохождении технического осмотра машины орган гостехнадзора получает с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Документ об уплате указанной государственной пошлины может быть представлен в орган гостехнадзора заявителем по собственной инициативе.

10. В случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, в полном объеме, или отсутствия информации об уплате государственной пошлины за выдачу документа о прохождении технического осмотра машины, или несоответствия машины данным, указанным в представленных документах, проверка технического состояния машины не проводится и составляется акт технического осмотра, предусмотренный пунктом 12 настоящих Правил.

11. Техническое диагностирование проводится методами визуального, органолептического контроля с использованием средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств.

Основные технические характеристики и перечни средств технического диагностирования утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

12. По результатам технического осмотра машины оформляется один из следующих документов о прохождении технического осмотра:

А) свидетельство о прохождении технического осмотра (в случае соответствия машины требованиям безопасности);

б) акт технического осмотра (в случае выявления несоответствия машины какому-либо из требований безопасности, а также в случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил).

13. Свидетельство о прохождении технического осмотра действует в отношении:

внедорожных автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест, - в течение 6 месяцев со дня его выдачи;