Годовой пробег автомобиля. Средний пробег автомобиля за год: виды автомобилей, среднестатистические данные и правила расчета Средние пробеги автомобилей в год

Пробег автомобиля - это первое, на что обращает внимание любой человек, покупающий подержанную машину. Ведь именно от этого параметра можно с легкостью отталкиваться в выборе неизношенного, качественного, недорогого средства передвижения. Так какой же пробег считается оптимальным для подержанной машины?

Нормальный пробег б/у автомобиля

Часто незнающие люди задают один и тот же вопрос: «Какая норма пробега автомобиля считается допустимой?». Ответ не так однозначен, как хотелось бы. Нет такой определенной цифры, что можно было бы сказать: вот этот автомобиль с пробегом в 100 т. км. - хороший, а вот этот в 101 т. км. - уже изношен. Очень многое зависит от того, как использовался автомобиль, где именно находился, по каким дорогам ездил и как к нему относился предыдущий хозяин. К тому же сейчас, с падением рынка новых машин, все больше людей обращаются ко вторичному рынку. Некоторые недобросовестные предприятия могут спекулировать на пробеге автомобиля, подкручивая показания одометра, и продавать машину с пробегом в несколько раз меньшим, чем есть на самом деле.

Так как узнать реальный пробег автомобиля?

Опытные и знающие люди не дают себя просто так обмануть и могут придраться к чему угодно. Например, если заявленный пробег у автомобиля 70 - 100 т. км, то в салоне должны присутствовать неявные потертости, возможно царапины -смотря как предыдущий владелец с ним обращался. Однако явных дыр в ткани, выцветшей краски и прочего быть не должно. Вид автомобиля и внутри и снаружи должен полностью отвечать заявленным цифрам на одометре. Только в таком случае можно надеяться, что вы покупаете автомобиль именно с указанным пробегом, и что послужит он вам еще не один год.

Нюансы при выборе первого б/у автомобиля

Проверку пробега и состояния автомобиля в целом, особенно если это ваш первый автомобиль, можно доверить знакомым, которые имеют дело с машинами по профессии, либо опытным водителям, которые в курсе всех вещей. Если же у вас таких знакомых нет и необходимо полагаться только на себя, то после проверки заявленного пробега на счетчике необходимо взглянуть на педали автомобиля. Именно по педалям можно определить, насколько долго автомобиль находился в эксплуатации. Если одометр показывает 50 т. км, а педали имеют очень грубые потертости и стертые резиновые накладки, то стоит призадуматься. Точно так же, стоит задуматься, если эти накладки полностью новые. Обязательно нужно спросить у продавца причину замены и, если тот замялся - можно переходить сразу к следующей проверке, обязательно отметив у себя в голове, что цену на этот автомобиль можно уже значительно снизить. Важным следующим фактором проверки пробега автомобиля является руль. Идеальным вариантом является кожаный руль. Менять обивку кожаного рулевого колеса очень дорого, а перешить под «оригинал» практически невозможно. Так что качество поверхности, потертость кнопок, изношенность самой обивки ясно говорит о реальном пробеге автомобиля.

Следующий важный этап проверки - обивка сидений. Общий уровень потертости сидений, руля, педалей просто обязан быть одинаковым, иначе это лишний повод поторговаться и сбить цену вопросом: «А для чего сиденья/руль меняли?».

При пробеге автомобиля в 100 000 - 120 000 км ткань на сиденьях изрядно выгорает и счесывается, с кожей та же проблема. Некоторые продавцы, чтобы избавиться от пятен и придать салону косметический вид, обращаются в хим. чистку, но обычно это лишь для общего вида. Вы можете без труда заглянуть под сиденье, либо отодвинуть его и приподнять, чтобы увидеть, насколько фактура цвета и потертости отличаются от поверхности.

Выбор первого б/у автомобиля не ограничивается только взглядом на его счетчик. Каждая из сторон (продавец/покупатель) ищет выгоду для себя. Стоит ориентироваться на нормальный пробег автомобиля в 20-30 тысяч километров за год, а вот как с ним обращались все это время - вам предстоит выяснить. Выбор должен основываться на собственных знаниях и тщательной проверке автомобиля в целом. Только тогда вы можете гарантировать себе выбор недорогого, хорошего автомобиля, который послужит вам еще очень долго.

L г = Д раб г l cc α т, (1.12)

где Д раб.г – число дней работы предприятия в году;

 т – коэффициент технической готовности.

При расчёте годового пробега автомобиля используется коэффициент технической готовности:

α т = Д э ц /(Д э ц + Д р ц), (1.13)

где Д эц – число дней нахождения автомобиля за цикл в технически-исправном состоянии;

Д рц – число дней простоя автомобиля в ТО и Р за цикл:

Д э ц =L к /l cc ; (1.14)

Д р ц = Д к + Д ТО, ТР L к К 4 /1000, (1.15)

где Д ТО,ТР – удельный простой автомобиля в ТО и ТР в днях на 1000 км пробега.

При определении численного значения Д к необходимо учитывать, что простой автомобиля в КР предусматривает общее число календарных дней вывода автомобиля из эксплуатации, т.е.:

Д к = Д’ к + Д т = Д’ к + (0,1…0,2) Д’ к, (1.16)

где Д’ к – нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном заводе.

К” 4 = (К” 4 табл. А н + К” 4 табл. А к)/(А н + А к) (1.17)

Таким образом, для:

Д′ к = 20 дней. Д ТО-ТР = 0,3 дней/ 1000 км.

Д Т = 0 дней. Д к = 20 + 0 = 20 дня.

К 4 =(9·0,7+36·1,4)/ 45=0,84

Д рц = 20 + 0,3 · 311040 · 0,84/ 1000 = 153,1 дней.

L г = 365 · 330 · 0,9 = 103887 км.

N EOг = 960 · 0,34 = 317 воздействий.

N = 0,34 · 72 = 24 воздействий.

N = 0,34 · 23 = 8 воздействий.

воздействий

воздействия

воздействий

ЛАЗ-4202:

Д′ к = 20 дней. Д ТО-ТР = 0,3 дней/ 1000 км.

Д Т = 0 дней. Д к = 20 + 0 = 20 дня.

К 4 =(43·0,7+102·1,4)/ 145=0,908

Д рц = 20 + 0,3 · 338648 · 0,908/ 1000 = 172,9 дней.

дня

L г = 365 · 270 · 0,9 = 86557 км.

N EOг = 1248 · 0,26 = 324 воздействий.

N = 0,26 · 78 = 20 воздействий.

N = 0,26 · 25 = 7 воздействий.

воздействий

воздействия

воздействий

1.2.4 Определение числа диагностических воздействий на весь парк за год.

Согласно Положению, диагностирование как отдельный вид обслуживания не планируется, и работы по диагностированию подвижного состава входят в объём работ ТО и ТР. При этом в зависимости от метода организации диагностирование автомобилей может производиться на отдельных постах или быть совмещено с процессом ТО. Поэтому в данном случае число диагностических воздействий определяется для последующего расчёта постов диагностирования и его организации.

На АТП в соответствии с положением предусматривается диагностирование подвижного состава Д-1 и Д-2.

Таким образом, число Д-1, Д-2 на весь парк за год:

N Д-1.г = 1,1N 1.г +N 2.г (1.18)

N Д-2.г = 1,2N 2.г (1.19)

Таким образом, для:

= 1,1 · 1069 + 342 = 1518 авто.

= 1,2 · 342 = 410 авто.

= 1,1 · 2941 + 943 = 4177 авто.

= 1,2 · 943 = 1131 авто.

1.2.5 Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей.

Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации технического обслуживания (на универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным показателем для расчёта числа постов и линий ТО:

N i , c =N і .г / Д раб. i г, (1.20)

где N і .г – годовая программа по каждому виду ТО или диагностики в отдельности.

Д раб. i г – количество дней в году работы i-й зоны.

Таким образом, для:

авто - суточная производственная программа по ЕО.

авто - суточная производственная программа по ТО-1.

авто - суточная производственная программа по ТО-2.

авто-суточная производственная программа по Д-1.

авто - суточная производственная программа по Д-2.

авто

авто

авто

авто

авто

1.3 Расчёт годового объёма работ и численности производственных рабочих.

Годовой объём работ по АТП определяется в человеко-часах и включает объёмы работ по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и самообслуживанию предприятия. На основе этих объёмов определяется численность рабочих производственных зон и участков.

Расчёт годовых объёмов ЕО, ТО-1 и ТО-2 производится исходя из годовой производственной программы данного вида и трудоёмкости обслуживания. Годовой объём ТР определяется исходя из годового пробега парка автомобилей и удельной трудоёмкости ТР на 1000 км пробега.

1.3.1 Выбор и корректирование нормативных трудоёмкостей.

Для расчёта годового объёма работ предварительно для подвижного состава, проектируемого АТП, устанавливают нормативную трудоёмкость ТО и ТР в соответствии с Положением, а затем их корректируют с учётом конкретных условий эксплуатации (таблица 1.3).

Нормативы трудоёмкостей ТО и ТР положением установлены для следующего комплекса условий: I категория условий эксплуатации; базовые модели автомобилей; климатический район умеренный; пробег подвижного состава с начала эксплуатации равен 50-75% от пробега до капитального ремонта; на АТП производится ТО и ремонт 200-300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы. АТП оснащено средствами механизации согласно табелю технологического оборудования (таблица 2.3 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 30).

В зависимости от типа подвижного состава «Положением по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта» установлено пять технологически совместимых групп (таблица 2.6 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 39).

Для других условий нормативы трудоёмкостей ТО и ТР корректируются соответствующими коэффициентами (таблица 2.4 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 31).

Расчётную трудоёмкость ежедневного обслуживания t EO , реализуемую путём ручной обработки при использовании средств механизации, можно определить, используя выражение:

t EO =t EO н К 2 К 5 К м; (1.21)

К м = 1 – М/100, (1.22)

где t EO н – нормативная трудоёмкость ЕО, чел-ч;

К 2 , К 5 , К м – соответствующие коэффициенты корректирования в зависимости от типа и модификации подвижного состава, размера АТП, механизации моечных работ;

М – доля работ ЕО, выполняемая механизированным способом, %.

Расчётная нормативная скорректированная трудоёмкость ТО-1, ТО-2 для подвижного состава проектируемого АТП:

t i =t i н К 2 К 5 , (1.23)

где t i н – нормативная трудоёмкость ТО-1 или ТО-2, чел-ч.

Удельная нормативная скорректированная трудоёмкость текущего ремонта:

t ТР =t ТР н К 1 К 2 К 3 К 4 К 5 , (1.24)

где t ТР н – нормативная удельная трудоёмкость ТР, чел-ч/1000 км.

К 1 , К 2 , К 3 , К 4 ’,К 5 – соответственно коэффициенты корректирования трудоемкости в зависимости от категории эксплуатации, типа и модификации подвижного состава, природно-климатических условий, пробега с начала эксплуатации, размера АТП.

К’ 4 = (К н 4 А н + К с 4 А с)/(А н + А с). (1.25)

t ЕО н =0,8 чел-ч; t 1 н =5,8 чел-ч; t 2 н =24 чел-ч; t тр н =0,8 чел-ч/1000км.

t ЕО =0,8*1*1,05*0,58=0,49 чел-ч;

t 1 =5,8·1·1,05=6,09 чел-ч;

t 2 =24·1·1,05=25,2 чел-ч;

К 4 =(0,8*36+1,5*9)/45 =0,94

t тр =6,5*1,1*1*1*0,94*1,05=7,06 чел-ч/1000км.

t ЕО н =0,8 чел-ч; t 1 н =5,8 чел-ч; t 2 н =24 чел-ч; t тр н =0,8 чел-ч/1000км.

t ЕО =0,8*1*1,05*0,58=0,49 чел-ч;

t 1 =5,8·1·1,05=6,09 чел-ч;

t 2 =24·1·1,05=25,2 чел-ч;

К 4 =(0,8*102+1,5*43)/145 =1,008

t тр =6,5*1,1*1*1*1,008*1,05=7,57 чел-ч/1000км.

Таблица 1.3 - Корректирование трудоёмкости ТО и ТР

Вид обслуживания

Подвижной состав

Норма трудоёмкости, чел-ч

Коэффициенты корректирования трудоёмкости в зависимости от

Коэффициент механизации ЕО, Км

Скорректиро-ванная трудоёмкость, чел-ч

1.3.2 Расчёт годового объёма работ по ТО и ТР.

Объём работ в (человеко-часах) по ЕО, ТО-1 и ТО-2 (T EO г, Т 1г, Т 2г) за год определяется произведением числа ТО на нормативное значение трудоёмкости данного вида ТО:

Т i г =N i.г t i , чел.-ч (1.26)

где N i.г – соответственно годовое число ЕО или ТО-1 или ТО-2 на весь парк автомобилей одной модели;

t i – нормативная скорректированная трудоёмкостьi-го вида обслуживания, соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2, чел-ч.

Т ТР г =L г А и t ТР /1000. (1.27)

Т ЕОг =14256*0,49=6945,52 чел-ч;

Т 1г =1069*6,09=6511,43 чел-ч;

Т 2г =342*25,2=8607,06 чел-ч;

Т ТРг =103887*45*7,06/1000=32991,1 чел-ч;

Т ЕОг =47050*0,49=22923 чел-ч;

Т 1г =2941*6,09=17908 чел-ч;

Т 2г =943*25,2=23751 чел-ч;

Т ТРг =88557*145*7,57/1000=94979 чел-ч;

1.3.3 Расчёт годового объёма работ по самообслуживанию.

Годовой объём работ по самообслуживанию предприятия Т сам устанавливается в процентном отношении от годового объёма вспомогательных работ:

Т сам = Т всп К сам /100 = (Т ЕО г + Т 1 г + Т 2 г + Т ТР г) К всп К сам 10 -4 , чел.-ч. (1.28)

где К всп – объём вспомогательных работ предприятия, %;

К сам – объём работ по самообслуживанию, %.

По табл. 2.8 установим, что К сам = 25%, К всп = 45%.

Таким образом, для:

Т сам = (6946+6511+8607+32991) · 45 · 25 · 10 -4 = 5505,51 чел-час

Т сам = (22923+17908+23751+94979) · 45 · 25 · 10 -4 = 15956 чел-час

1.3.4 Распределение объёма работ ТО и ТР по производственным зонам.

Объём работ по ТО и ТР распределяется по месту его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках. К постовым относятся работы по ТО и ТР, выполняемые непосредственно на автомобиле (моечные, уборочные, смазочные, крепёжные, диагностические и др.). Работы по проверке и ремонту узлов, механизмов и агрегатов, снятых с автомобиля, выполняются на участках (агрегатном, слесарно-механическом, электротехническом и др.).

Выполнение 90-95% объёма работ ТО-2 планируется на постах, а 5-10% - на производственных участках. В практике проектирования этот объём работ распределяется равномерно по соответствующим участкам (таблица 1.4):

Т 2 г * = 0,1 Т 2 г;

Т 2 г ** = Т 2 г - Т 2 г * , (1.29)

Таблица 1.4 - Распределение работ по постам и участкам

Для формирования объёмов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также для определения числа рабочих по специальностям производится распределение годовых объёмов работ ТО-1, ТО-2, ТР по их видам в процентах, а затем в человеко-часах (таблица 1.5, 1.6, 1.7).

1.3.5 Распределение работ по диагностированию. Согласно ОНТП-АТП-СТО-91, общий годовой объём диагностических работ между Д-1 и Д-2 распределяется следующим образом. Работы по Д-1 (Т Д-1 г) составляют 50-60%, а по Д-2 (Т Д-2 г) 40-50% от общего объёма диагностических работ (Т Д г), выполняемых за год при ТО-1, ТО-2 и ТР, т.е.:

Т Д-1 г = Т Д-2 г = (0,5…0,6)ΣТ Д г; (1.30)

Таблица 1.5 - Распределение трудоёмкости ТО-1 по видам работ

Диагностические

Крепёжные

Регулировочные

Электротехнические

При организации диагностирования Д-1 и Д-2 на отдельных постах, для последующего расчёта постов ТО и ТР необходимо скорректировать объёмы работ по ТО и ТР. Для этого из рассчитанных ранее годовых объёмов ТО-1 и ТО-2, а также годового объёма постовых работ ТР, определённого в результате распределения по видам работ, следует исключить объёмы диагностических работ, выполняемых при ТО-1, ТО-2 и ТР, т.е.:

Таблица 1.6 – Распределение трудоёмкости ТО-2 по видам работ

Диагностические

Крепёжные

Регулировочные

Смазочные, заправочно-очистительные

Электротехнические

По обслуживанию системы питания

Кузовные

Т 1 г к = Т 1 г – Т 1Д; Т 2 г к = Т 2 г – Т 2Д; (1.31)

Т ТР г пк = Т ТР г – Т ТР Д. (1.32)

Соответственно трудоёмкость работ ТО-1 и ТО-2 для расчёта постов ТО:

t 1 ’ = Т 1 г к /ΣN 1 г;t 2 ’ = Т 2 г к /ΣN 2 г; (1.33)

где N 1 г,N 2 г – число ТО-1 и ТО-2 по парку за год.

Таким образом, для автомобилей:

ЛАЗ-695Н:

Т Д-1г = 0,4*1633=653 чел\час

Т Д-2г =0,6*1633=979,9 чел\час

чел\час

чел\час

Т Д-1г = 0,4*4580=1832 чел\час

Т Д-2г =0,6*4580=2748,073 чел\час

чел\час

чел\час

1.3.6 Расчёт численности производственных рабочих.

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы ТО и ТР подвижного состава (таблица 1.8). Различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих.

Технологически необходимое число рабочих:

Р т = Т г /Ф т, (1.34)

где Т г – годовой объём работ по зоне ТО, ТР или участку, чел-ч;

Ф т – годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч.

Фонд Ф т определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году.

В практике проектирования для расчёта технологически необходимого числа рабочих годовой фонд времени Фт принимают равным 2070 ч для производств с нормальными условиями труда и 1830 ч для производств с вредными условиями.

Штатное (списочное) число рабочих:

Р ш = Т г /Ф ш, (1.35)

где Ф ш – годовой фонд времени “штатного” рабочего, ч.

На АТП со сложившимся производством и структурой работ для расчёта рабочих используют коэффициент штатности  ш, который определяется следующим образом:

η ш = Р т /Р ш = Ф ш /Ф т. (1.36)

Данные численности производственных рабочих на различных зонах и участках внесем в таблицу 1.8.

Таблица 1.7 - Распределение трудоёмкости ТР по видам работ

Виды работ

Годовой объём работ

Текущего ремонта

участках

По самообслу-живанию

Суммар-ный

Постовые работы

Диагностические

Регулировочные

Разборочно-сборочные

Сварочно-жестяницкие

Малярные

Участковые работы

Агрегатные

Слесарно-механические

Электротехнические

Аккумуляторные

По системе питания

Шиномонтажные

Вулканизационные

Кузнечно-рессорные

Медницкие

Сварочные

Жестяницкие

Арматурные

Деревообрабатывающие

Электромеханические

Трубопроводные

Ремонтно-строительные

Таблица 1.8 - Численность производственных рабочих и годовой фонд

рабочего времени

Наименование зон участков

Годовая трудоём-кость, чел-ч

Р т, расчётное, чел

Принятое количество Р т

Годо-вой фонд Ф ш, час

Посменно

ТР (пост)

Агрегатный

Слесарно-механический

Электротехнический

Аккумуляторный

Система питания

Шиномонтажные

Вулканизационный

Кузнечно-рессорный

Медницкий

Сварочный

Жестяницкий

Арматурный

Деревообр.

1.4 Технологический расчёт производственных зон, участков и складов. Более 50% объёма работ по ТО и ТР выполняется на постах. Поэтому в технологическом проектировании этот этап расчета имеет важное значение, так как число постов в последующем во многом определяет выбор объёмно-планировочного решения предприятия. Число постов зависит от вида, программы и трудоёмкости воздействий, метода организации ТО, ТР и диагностирования автомобилей, режима работы производственных зон. Программа и трудоёмкость воздействий по видам ТО и ТР определяются расчётом.

1.4.1 Режим работы зон ТО и ТР.

Характеризуется числом рабочих дней в году, продолжительностью работы (числом рабочих смен, продолжительностью и временем начала и конца смены), распределение производственной программы по времени её исполнения.

Режим работы зоны быть согласован с графиком выпуска и возврата автомобилей с линии.

Межсменное время – это период между возвратом первого автомобиля и выпуском последнего. При равномерном выпуске автомобилей продолжительность межсменного времени:

Т см = 24 – (Т н + Т о – Т вып). (1.37)

Т см = 24 – (15 + 1 – 1) = 9 часов.

Режим работы участков диагностирования зависит от режима работы зон ТО и ТР. Д-1 работает одновременно с ТО-1. Д-2 работает в 1 или 2 смены.

Суточный режим ТР составляет 2 . В нашем случае 2 смены.

1.4.2 Расчёт числа постов ТО. Исходными данными величинами для расчёта числа постов обслуживания служат ритм производства и такт поста.

Ритм производства Ri – это время, приходящееся в среднем на выпуск одного автомобиля из данного вида ТО, или интервал времени между выпуском двух последовательно обслуженных автомобилей из данной зоны:

R i = 60Т см С/N i . c , (1.38)

где Т см – продолжительность смены, ч;

С – число смен;

N i . c – суточная производственная программа раздельно по каждому виду ТО и диагностирования.

Такт поста t i представляет собой среднее время занятости поста. Оно складывается из времени простоя автомобиля под обслуживанием автомобиля на данном посту и времени, связанного с установкой автомобиля на пост, вывешиванием его на подъёмнике и т.п.

τ i = 60t i /Р п +t п, (1.39)

где t i – трудоёмкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел-ч;

t п – время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин;

Р п – число рабочих, одновременно работающих на посту.

Число постов обслуживания Х ТО определяется из соотношения общего времени простоя всех автомобилей под обслуживанием к фонду времени одного поста:

Х ТО = i /R i , (1.40)

Число постов ТО-2 из-за относительно большой его трудоёмкости, а также возможного увеличения времени простоя автомобиля на посту за счёт проведения дополнительных работ по устранению неисправностей определяется с учётом коэффициента использования рабочего времени поста  2 , равного 0,85-0,90, т.е.:

Х 2 = 2 /(R 2   , (1.41)

Таким образом, для:

1.4.3 Расчёт постов диагностики. Число специализированных постов диагностирования Д-1 или Д-2 (Х Дi) рассчитывается также, как и число постов ТО-2.

При известном годовом объёме диагностических работ число диагностических постов:

Х Д i =T Д i /(Д раб г Т см С Д Р п), (1.42)

Таким образом, для:

1.4.4 Расчёт поточной линии ЕО непрерывного действия.

Такие линии применяются для выполнения уборочно-моечных работ ЕО с использованием механизированных установок для мойки и сушки автомобилей.

Если на линии обслуживания предусматривается механизация только моечных работ, а остальные выполняются в ручную, то такт линии (в минутах) рассчитывается с учётом скорости перемещения автомобилей (2-3 м/мин), обеспечивающей возможность выполнения работ вручную в процессе движения автомобиля.

В этом случае такт линии ЕО:

 ЕО л = (L a +a)/u к, мин. (1.43)

где а– расстояние между автомобилями на постах линии, м (таблица 4.2 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 86);

L a – габаритная длина автомобиля, м;

u к – скорость перемещения автомобилей, м/мин.

Пропускная способность (авт/ч) линии ЕО:

N EO л = 60/ ЕО л, (1.44)

Число рабочих РЕО, занятых на постах ручной обработки зоны ЕО, определяется так:

Р ЕО = 60m EO t EO / ЕО л, чел. (1.45)

где m EO – число линий ЕО;

t EO – трудоёмкость работ ЕО, выполняемых в ручную, чел-ч.

Для потока непрерывного действия число линий:

m EO = ЕО л /R EO л, (1.46)

Таким образом, для:

τ ЕО л =(9,19+1,5)/3=5,095

N EO л = 60/5,095=11,776 авт/час;

m EO =5,095/13,5=0,37=1 линия;

Р ЕО =(60*1*0,37)/5,095=4,44=4 чел.

τ ЕО л =(9,5+1,5)/3=3,66

N EO л = 60/3,66=16,39 авт/час;

m EO =3,66/4,19=0,87=1 линия;

Р ЕО =(60*1*0,87)/3,66=14,26=14чел

1.4.5 Расчёт числа постов ТР.

При этом расчёте число воздействий по ТР неизвестно. Поэтому для расчёта числа постов ТР используют годовой объём постовых работ ТР.

Однако расчёт необходимого числа постов ТР только, исходя из объёма работ, не отражает действительной потребности в постах, так как возникновение текущих ремонтов, как известно, обусловлено отказами и неисправностями, которые носят случайный характер. Колебания потребности в ТР как по времени возникновения, так и по трудоёмкости его выполнения весьма значительны и вызывают зачастую длительные простои подвижного состава в ожидании очереди постановки на посты. Поэтому для учёта этих колебаний при расчёте постов ТР вводится так называемый коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты ТР (), величина которого принимается равной 1,2 – 1,5. Применение этого коэффициента увеличивает расчётное число постов ТР и сокращает время на ожидание ремонта. В данном случае для АТП с числом автомобилей до 150-200= 1,15.

При расчёте постов ТР учитываются значительные по сравнению с ТО потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с постов на другие участки, склады, а также из-за вынужденных простоев автомобилей, в ожидании ремонтируемых на участках деталей, узлов и агрегатов, снятых с автомобиля. Эти потери рабочего времени учитываются коэффициентом использования рабочего времени поста.

При работе постов в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчёт числа постов производят для наиболее загруженной смены. В этом случае число постов ТР  п, который принимается равным 0,85. С учётом изложенного, число постов ТР определяется:

Х ТР = (Т ТР г )/(Д раб г Т см  п Р п), (1.47)

где Т ТР г – годовой объём работ, выполняемых на постах ТР, чел-ч;

Д раб г – число рабочих дней в году постов ТР;

Т см – продолжительность рабочей смены, ч;

Р п – число рабочих на посту.

Таким образом, с учетом вышеизложенного для:

1.4.6. Расчет числа постов ожидания. Посты ожидания (подпора) – это посты, на которых автомобили, нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и ТР. Кроме того, в холодное время года посты ожидания в закрытых помещениях обеспечивают обогрев автомобилей перед их обслуживанием.

Число постов ожидания определяется перед постами ТО-1 10-15% сменной программ; перед постами ТО-2 30-40% сменной программ; перед постами 20-30 % от числа постов ТР:

1.5 Расчёт площадей производственных помещений

Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, хранения подвижного состава и вспомогательные.

В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады, а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные камеры и т.п.).

В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок с учётом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей, рамп и дополнительных поэтажных проездов.

В состав вспомогательных площадей предприятия в соответствии со СНиП II-92-96 входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения, культурного обслуживания и др.

1.5.1 Расчёт площадей зон ТО и ТР.

Площадь зоны определяется из выражения:

F з =f a Х з К п, м 2 . (1.49)

где f з – площадь, занимаемая автомобилем в плане, м 2 ;

Х з – число постов в зоне;

К п – коэффициент плотности расстановки постов /1/.

Площадь автомобиля в плане принимается по наибольшей (по габаритным размерам в плане) модели подвижного состава.

К п =6,5

f а = 22,975 м 2

К п =6,5

f a = 23,75 м 2 .

F ЕО

F Д1 = 23,75 · 6,5 · 3 = 463,125 м 2 .

F Д2 = 23,75 · 6,5 · 4 = 617,5 м 2 .

F ТР = 23,75 · 6,5 · 11 = 1698,125 м 2 .

F ТР

F ТР = 23,75 · 6,5 · 8 = 1235 м 2 .

Площади зон ТО и ремонта подвижного состава сводятся в таблицу 1.9.

Таблица 1.9 – Площади зон ТО и ремонта подвижного состава

Наименование зоны

Площадь, м 2

1.5.2 Расчёт площадей производственных участков.

Площади участков рассчитываются по площади помещения, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки. Площадь участка:

F у = f об · К п. м 2 . (1.50)

где f об – суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м 2 ;

К п – коэффициент плотности расстановки оборудования.

Для зоны ТО - 1:

F у = (55,71 · 3,5)+166= 314 м 2

Для слесарно-механического участка:

F у = 14,54 · 3,5 = 50 м 2

Таблица 1.10 - Площади производственных участков в зависимости от

числа рабочих

Наименование участка

Площадь, м 2

Агрегатный

Слесарно-механический

Электротехнический

Аккумуляторный

По системе питания

Шиномонтажный

Вулканизационный

Кузнечно-рессорный

Медницкий

Сварочный

Жестяницкий

Арматурный

1.5.3 Расчёт площадей складских помещений. Для определения площадей складов используются два метода расчета: по удельной площади складских помещений на 1 млн. км пробега подвижного состава и по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксплуатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов, и коэффициенту плотности расстановки оборудования.

Расчёт площадей складов по удельной площади на 1 млн. км пробега (таблица 1.11). При этом методе расчёта учитываются тип, списочное число и разномарочность подвижного состава.

Площадь склада:

F ск =L г А и f у К п.с К раз 10 -6 К р, (1.51)

где К п.с, К раз, К р – коэффициенты, учитывающие соответственно тип подвижного состава, его число и разномарочность;

f у – удельная площадь данного вида склада на 1 млн. км пробега автомобилей (таблица 3.11 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 80).

Таблица 1.11 - Площади складских помещений в м 2 на 1 млн. км пробега

Наименование складов

Запчастей

Агрегатов

Материалов

Смазочных материалов

Лакокрасок

Химикатов

Инструментов

Промежуточный

Общая площадь

Автомобиль - это дорожное моторное средство, которое используется для перемещения людей или грузов по земной поверхности. Хотя существуют проекты летающих авто, на данный момент это исключительно ездящий вид транспорта. В развитых странах на автомобили приходится преобладающая часть всех перевозок пассажиров. Несколько лет назад общее число машин впервые в истории превысило 1 миллиард и продолжает быстро расти.

Первые автомобили по внешнему виду походили на инвалидную коляску. Современная машина имеет гармоничную форму и респектабельный внешний вид. Она представляет собой довольно сложное устройство, которое включает в себя от 15 до 20 тысяч деталей.

Автомобили делятся на следующие виды: легковая машина, автобус, грузовик, троллейбус и бронетранспортер. Остальные категории транспортных средств к автомобилям не относят.

Уровень автомобилизации в мире распределен крайне неравномерно. Наиболее высокой отличаются США, Канада, Австралия, Германия, Япония, Италия. Наименьший уровень отмечен в Африке. В России число автомобилей на душу населения стремительно растет: сказывается желание многих людей следовать модным тенденциям и невысокая стоимость самих машин. Во многих российских семьях уже есть по 2-3 автомобиля. Ученые считают, что рост автомобилизации является одной из ведущих экологических проблем, а также одной из главных причин преждевременной смертности.

Средний пробег машины в год зависит от того, где и как он эксплуатируется.

В статье дается ответ на вопрос: какой средний пробег автомобиля в год?

Виды автомобилей

По одной из классификаций все машины делятся на 3 группы: легковые, грузовые и автобусы. К отдельным группам автомобилей относят спортивные авто и специального назначения. Главным критерием легкового автомобиля является число пассажирских мест, которое должно быть не более восьми. Если количество посадочных мест больше восьми, то дорожное транспортное средство считается автобусом. Другим критерием является объем цилиндра.

Средний пробег автомобиля

Под пробегом понимается расстояние, пройденное автомобилем за год или за весь период эксплуатации. Рассчитывается пробег машины специальным прибором, называемым одометром, который находится рядом со стрелкой спидометра. По величине пробега определяют уровень износа машины, хотя этот способ не является точным. Считается, что через 10-150 тысяч км езды начинает проявляться износ частей автомобиля. Показатель пробега бывает особенно важным для покупателей подержанных машин, однако при этом нужно иметь в виду следующее:

  • Возраст автомобиля имеет самостоятельное значение, независимо от величины пробега. Если он мало эксплуатировался, то при большом числе «прожитых» лет пробег может оказаться не таким уж и большим.
  • Тип машины. Средний пробег автомобиля за год при регулярном использовании составляет 20-30 тысяч километров. Если он используется только в некоторых случаях, а основная часть поездок производится на общественном транспорте, то величина пробега за год не превысит 5000 км. Пробег внедорожника составит до 10 тысяч км (если его использовали для поездок за город). Средний пробег грузового автомобиля за год будет более 100 тысяч км.
  • Страна, откуда поставляется подержанный автомобиль. В западных странах дороги лучше, а ремонт производится на более высоком уровне. При одной и той же величине пробега состояние авто в этом случае будет гораздо лучше, чем если бы им пользовались российские автолюбители.
  • Размер города тоже имеет значение. В крупных населенных пунктах пробег существенно больше. Причем разница может быть более чем в 3 раза. Например, средний пробег автомобиля за год в Москве составит 30000 км.

Цена автомобиля на рынке подержанных авто зависит от показателей его пробега за все время эксплуатации.

Как рассчитать пробег автомобиля?

Возможность подкрутки показаний приборов и других махинаций с целью накрутки цены говорит о необходимости сохранять бдительность и уметь на глаз оценить общее состояние авто. Конкретной формулы для расчета пробега не существует. Опытный покупатель может положиться на свою интуицию.

Если автомобиль выглядит совсем не новым, а уже давно используемым, но показатели пробега при этом низкие, то, вероятно, они и вовсе не соответствуют действительности. В этом случае следует задать продавцу следующие вопросы:

  • Соответствуют ли показания прибора реальной действительности?
  • Является ли он единственным владельцем и первым покупателем данного авто?
  • Была ли машина в аварии, а если да, то где был выполнен ремонт и какие части автомобиля он затронул?
  • Каков возраст данной машины?
  • Как часто она эксплуатировалась?

Если машина использовалась в качестве такси, то величина пробега у нее будет значительно больше средних значений. Для редко используемого автомобиля 20-летний пробег составит около 100 тыс. км и менее.

Первыми изнашиваются такие части авто, как подвеска. Поэтому ее следует проверить в первую очередь.

Как определить фальсификацию показаний прибора

Если ответы на данные вопросы вас не удовлетворили, но при этом на автомобиле нет явных дефектов, признаков износа или повреждений, то единственным способом узнать истину будет проверка правильности показаний одометра.

В том случае, когда используется прибор механического типа, необходимо проверить тросик привода спидометра, прикрепленный к коробке передач, сравнив его с оригиналом. Выстроенные в ровный ряд цифры показаний километража также могут вызвать подозрение на махинацию.

Определить вмешательство в показания электронного прибора могут только специализированные центры.

Каков средний пробег автомобиля за год в России

Средний пробег российских автомобилей составляет 16,7 тысячи км в год. Для машин отечественного производства он равен 15,3 тыс. км, а для зарубежных авто - 18 тыс. км. С увеличением возраста автомобиля среднегодовой пробег уменьшается. Так, для возраста 3-10 лет средний пробег равен 18000 км, для 10-20 лет - 15000 км, а для более 20 лет - менее 10000 км. Это связано с ростом частоты ремонтов и снижением удовольствия от езды на изношенных авто. С этими же причинами связана и большая величина пробега иномарок.

Заключение

Таким образом, средний пробег автомобиля за год важен для оценки изношенности продаваемой машины. Однако имеют значение и другие критерии качества: возраст авто и условия его эксплуатации.