О действительных пробегах японских автомобилей. О реальных пробегах японских автомобилей Отматывают ли спидометр в японии

Японцы очень практично относятся к автомобилям. Они используют их в основном по прямому назначению – поездки на работу, в магазин и за детьми в школу. В дальние путешествия они отправляются на поездах. В среднестатистической японской семье обычно по два автомобиля: один для мужа, второй для жены. Неудивительно, что за год пробег автомобиля в этой стране насчитывает всего около 15 тыс. км.

В России водители могут предпочесть машину для поездки на расстояние 500 км, а в Японии для этой цели обязательно воспользуются железной дорогой. Что неудивительно, если сравнить скорость и комфортабельность их поездов, а также сравнить стоимость топлива. Наши соотечественники при выборе автомобиля опираются на его универсальность: чтобы и в городе себя показал, и за городом не подкачал. В Японии в лидеры продаж давно и прочно записались малолитражные компактные модели или городские модели (такие, как Honda Fit, Toyota Vitz, Toyota Corolla и т. д.) – так решаются проблемы с парковками, расходом топлива и маневрированием в потоке.

Протяженность дорог в Японии достигает более 1,2 млн км, и с каждым годом этот показатель растет – строятся новые тоннели, мосты и автобаны. Для сравнения, в России почти в два раза меньше дорог. Хотя многие из них язык не поворачивается назвать полноценными трассами для передвижения автомобилей. Но даже имея такое количество дорог, японцы предпочитают за пределы города отправляться на общественном транспорте. Причем умеющие считать свои деньги путешественники ездят группами, чтобы распределить траты на всех.

Большинство автомобилей японского производства для внутреннего рынка (с правым рулем) попадают к нам через аукцион. В год насчитывается более миллиона машин, нашедших своего нового хозяина в России. Если среди выставленных на продажу экземпляров и найдется автомобиль с многотысячным пробегом, то можно предположить, что его использовали в коммерческих целях – такси, перевозка грузов и т. д. Они оцениваются ниже и стоят, соответственно, дешевле. По официальным данным, в стране менее 20% таких машин. Эти четырехколесные работяги могут попасть в руки скупщикам автомобилей. Их мастерские и стоянки находятся на побережье, откуда восстановленные машины со скрученным пробегом отправляют по морю на экспорт за приличные деньги. Да и работают там в основном русские и пакистанцы. А остальные машины отправляются под пресс на свалку.

Многие задумываются – зачем японцы продают свои автомобили, не отъездив на них даже 8-10 лет? Чаще всего причиной продажи становится закончившийся срок действия технического осмотра (сякэна). Техосмотр в этой стране проводится раз в два года (для новых машин – раз в три года). Стоимость этой процедуры для легкового автомобиля составляет около $800, причем правила прохождения техосмотра очень жесткие.

В случае, если машина не соответствует принятым нормам, над ней нужно будет работать в автосервисе. А в Японии такие услуги довольно дорогие (они предпочитают заменять деталь полностью, чем вытягивать и шпаклевать ее), поэтому стоимость техосмотра может выйти японцу в $2000 и выше. Первые два-три техосмотра машина еще может пройти без особых затрат для владельца, но, приближаясь к возрасту 5-7 лет, большинство автомобилей отправляются к скупщикам или в утиль. Кстати, стоимость машины уменьшается, если срок действия сякэна закончился. В таком случае машина не имеет права ездить по дорогам Японии. Скорее, стоит насторожиться, если до окончания срока действия техосмотра остается более года. Возможно, автомобиль битый, и владелец хочет от него избавиться.

Прочитать дату прохождения следующего технического осмотра можно по наклейке на лобовом стекле: с обратной стороны (ее видит водитель и пассажиры из салона) написаны три числа, соответствующие числу, порядковому номеру месяца и году. А снаружи по цвету наклейки можно определить лишь год: 2008 – красный, 2009 – зеленый, 2010 – желтый, 2011 – синий, 2012 – снова красный и т. д. В центре цветной наклейки указан месяц, в котором машину ждет следующий техосмотр: январь – 1, февраль – 2 и т. д.

По правилам японских аукционов, скрутка пробега запрещена. Можно лишь заменить одометр, но в таком случае это обязательно должно быть отмечено в информации об автомобиле. Далее инспектор ставит отметку об этом в листе лота. Впрочем, он наделен правом ставить такую отметку, даже если не уверен в достоверности пробега по другим соображениям. Некоторые продавцы праворульных машин не тратят время на фальсификацию данных о пройденных километрах, они продают машины как есть, а скручивается пробег уже в России, стоит эта процедура копейки. Помимо данных о пробеге, подделываются и аукционные листы – восстанавливается битый автомобиль, под который подбирается наиболее похожий лист. Некоторые данные заменяются, и перед глазами покупателя появляется «чистый» автомобиль, получивший хорошие оценки.

Определить точный пробег машины, приехавшей из Японии, практически нереально. Разные бывают ситуации. Может, на какой-нибудь Honda Civic ездил на работу в соседний город клерк из банка, а возможно, что Toyota Corolla использовалась только по выходным дням престарелой японкой для поездок в ближайший магазин и обратно. И пробег у них будет, соответственно, разный: первая может «накатать» и 150 тыс. км, а вторая не наберет и 20 тыс. км. При покупке праворульной машины из Японии нужно учесть несколько вещей: электронный одометр не дает гарантии от скручивания, его показатели можно «скрутить». Присмотритесь к цифрам на механическом одометре – если они стоят неровно, то почти наверняка в эту систему влезали чужие руки.

В Японии наклеивают бумажки о прохождении техобслуживания – замена масла, ремня ГРМ и прочих расходников. Проверьте состояние этих наклеек, их можно найти в моторном отсеке, на приборной панели справа внизу (в ногах водителя) и на обратной стороне лючка бензобака. Поводом для подозрений может стать их потертость или полное отсутствие. О пробеге автомобиля могут рассказать накладки на педали тормоза и сцепления, их наполированный блеск говорит о многократном использовании. Проведите руками по рулю – его поверхность должна быть шероховатой, это указывает на то, что он не затирался годами.


О японских праворульных авто, поступающих на наш рынок, бытует два противоположных мнения относительно их реальных пробегов.

Мнение первое: "Японцы не слазят со своих машин, даже в соседний магазин на машине ездят и поэтому пробеги у машин из Японии - большие"

Мнение второе: "Япония страна - маленькая и поэтому, по сравнению с машинами из Европы и Америки, у них пробеги - небольшие"

Здесь можно сразу сказать - не верно ни первое, ни второе мнение. В Японии встречаются машины 1990 года выпуска с пробегом 20 тыс. км и встречаются машины 2000 года выпуска с пробегом 200 тыс. км. Японцы вовсе не какие-то особенные люди, которые одинаково много или мало ездят. Одни машины используются для ежедневных поездок на работу в соседний город, а на других ездят пенсионеры, которым - то нужно раз в неделю съездить за покупками в магазин, расположенный в двух кварталах от дома.

Как правило, большие пробеги бывают у служебных машин (грузовики, грузопассажирские универсалы и микроавтобусы, такси). Поэтому, в большинстве случаев, у грузопассажирских рессорных TOYOTA CALDINA пробеги больше, чем у "суперовых" Калдин, которые, в основном находятся у частных владельцев.

Теперь про то, какие машины попадают на российский рынок. В Японии, у машины с большим пробегом два пути: либо на свалку (если машина старая), либо продажа по низкой цене перекупщикам или на аукционе (если машина, относительно "свежего" года выпуска).

И вот здесь-то, у поставщиков машин на российский рынок большой соблазн купить за копейки машину с большим пробегом, скрутить пробег и продать машину уже не по копеечной цене. Замечу, что сами японцы "скручивают" пробеги крайне редко, в основном эту, мягко говоря, не честную манипуляцию производят на стоянках в портовых городах (где работают, по большей части, русские или пакистанцы), либо уже непосредственно в России.

Как же поступить, если вы хотите купить машину с пробегом, не превышающим скажем 100 тыс. км.?

Во-первых, не надо обречённо думать, что все машины, привозимые в Россию имеют запредельные пробеги. В Японии, на аукционах, за вполне приемлемые деньги, можно купить машину с пробегом 70 - 80 тыс. км.

Во-вторых, если есть возможность, машину надо приобретать с аукциона, где почти все пробеги машин реальные.

И, наконец, если уж покупаете машину в России запомните следующие моменты:

Электронные одометры, можно также "скрутить", как и механические;

Если одометр механический и цифры на нём стоят неровно, то это говорит о постороннем вмешательстве;

Внимательно осмотрите все места, где могли быть наклейки о прохождении техобслуживания в Японии (смена масла, ремня ГРМ и.т.д.), их отсутствие или "покарябанность" ни о чём хорошем не говорят.

Возможные места расположения наклеек: моторный отсек, на приборной панели (правый бок, на уровне ног водителя), обратная сторона лючка бензобака;

Две машины одного года выпуска, но с разными пробегами могут одинаково "свежо" выглядеть.

Однако обратите внимание на обод рулевого колеса и состояние накладок педали тормоза и сцепления - у машин с пробегом до 100 тыс. км. никаких потёртостей ("отполированных" поверхностей) быть не должно!

Весь обод рулевого колеса должен быть одинаково шероховатым, без "залысин". Исключения бывают очень редко. Менять же накладки педалей или руль продавцы обычно не берутся.

О праворульных японских автомобилях , поступающих на Российский рынок , ходят два противоположных взгляда относительно их действительных пробегов.

Первое мнение заключается в том, что японские водители практически не ходят пешком и даже в магазин поблизости, а используют для этого автомобиль, поэтому у японских машин большие пробеги .

Второе заблуждение состоит в том, что Япония – относительно небольшая страна, поэтому пробеги их автомобилей малы.

По этому поводу можно однозначно сказать, что и первое, и второе утверждения ошибочны. В Японии можно встретить автомобили 1990 г.в. с пробегом в 20 тысяч километров, а порой встречаются авто 2000 года пробегом 200 тысяч. Японские автомобилисты совсем не какие-то необычные люди, которые в равной степени много или мало используют автомобиль. Одни автомобили используются для каждодневных поездок на работу в соседний городишко, а на других машинах могут ездить пенсионеры, которые используют авто раз в неделю, для того чтобы съездить за покупками в супермаркет, располагающийся в двух минутах ходьбы от дома.

Чаще всего, высокие пробеги можно встретить у служебных автомобилей (грузовиков, грузопассажирские универсалы и различные микроавтобусы, и такси). Именно поэтому, в большинстве случаев, у грузопассажирских рессорных авто TOYOTA CALDINA пробеги гораздо больше , чем у "суперовых" Калдин, находящихся у частных автомобилистов.

Теперь немного про то, какие именно автомобили попадают на российские авторынки . В Японии, у автомобиля с высоким пробегом два пути: либо на металлолом (если машина довольно стара) или же продажа по небольшой цене перекупщикам или на автомобильном аукционе (если автомобиль, относительно "свежего" выпуска). И вот именно тут, у поставщиков автомобилей на российский авторынок имеется большое желание приобрести по дешевке автомобиль с большим пробегом , скрутить пробег и продать машину уже недешево. Отмечу, что японцы "скручивают" пробег очень редко, в основном эту манипуляцию совершают на автостоянках в портовых городах (где трудятся, в основном, русские, либо пакистанцы), либо эту процедуру делают уже непосредственно в России.

Как же определиться, если хочется приобрести японский автомобиль с пробегом , не превышающим, к примеру, 100 тысяч километров? В первую очередь, не надо обречённо думать, что все автомобили, привозимые в Россию обладают запредельными пробегами. На японских аукционах, за приемлемые деньги, реально купить автомобиль с пробегом в 70-80 тысяч километров. Во-вторых, при возможности приобрести, авто на аукционе, такой шанс упускать не стоит, так как на них пробеги как правило – реальные.

При приобретении японского автомобиля в России учитывайте следующие советы

- электронные одометры , также легко можно "скрутить", как и механические;

Если одометр на автомобиле механический и цифры стоят неровно, то это свидетельствует о постороннем вмешательстве;

Пристально осматривайте все места, где могли бы быть наклейки о прохождении техобслуживания в Японии, такие как замена масла, ремня ГРМ и.др., если они поцарапаны или отсутствуют – это плохой признак. Чаще всего они располагаются на моторном отсеке, приборной панели, обратная сторона дверцы бензобака.

Два автомобиля одного и того же года выпуска, но с различными пробегами могут одинаково "бодро" выглядеть. Однако уделите внимание осмотру обода рулевого колеса и состояние накладок на тормозной педали и сцепления – у автомобилей с пробегом около 100 тысяч километров никаких "отполированных" деталей быть не может! Вся поверхность руля должна быть везде одинаково шероховатой. По этим деталям можно судить о состоянии автомобиля, так как менять накладки и рулевое колесо продавцы, как правило, не берутся.

Часто обсуждаемой темой и задаваемым вопросом у потенциальных покупателей является – «Скручивались ли показания одометра у продаваемого автомобиля без пробега по России? » Определить это визуально невозможно, при этом, если отсутствует аукционный лист и/или неактуальна статистика продаж данного автомобиля, то фактически сделать это нереально. Некоторые опытные специалисты пытаются судить по состоянию отдельных узлов и агрегатов об общем состоянии машины и сопоставляют его с заявленными характеристиками. Однако большинство рядовых покупателей в этом ориентируются слабо.

Существует огромное количество хитростей помимо изменений показания одометра (так называемое «скручивание пробега »), которые могут скрыть (исправить) замечания, характеризующие общее состояние продаваемого автомобиля, например:

Мелкие и средние царапины по кузову (наиболее распространённое замечание практически всех аукционных лотов) могут быть заполированы;

Сервисные наклейки на узлах и агрегатах, подтверждающие смену технологических жидкостей или замену детали могут быть удалены;

Салон автомобиля, может быть, подвергнут химической чистке либо профессиональной, либо бытовой;

Состояние надписей на различных кнопках, рычажках, переключателях, которые характеризуют продолжительность использования транспортного средства, могут быть полностью удалены (стёрты);

Состояние поверхностей педалей акселератора и тормоза могут быть закрыты различными железными накладками, что придаёт им отличный эстетичный вид и многое другое.

Но наиболее часто встречается именно изменение показаний счётчика одометра (скручивание фактического пробега автомобиля ). На основании данного факта, многие потенциальные покупатели задаются вопросом: «Могут ли изменяться показания одометра в Японии?» Насколько это соответствует действительности, попробуем разобраться.

1. Некоторые «специалисты» утверждают, что в Японии существуют автомобильные стоянки, которые принадлежат пакистанцам и те, изменяют показания одометра (и не только) и продают данные автомобили на аукционных площадках.

Эта тема широко обсуждалась в первой половине 2000-х годов, когда многие люди самостоятельно выезжали в Японию (так называемые «автотуры») и приобретали автомобили на различных автомобильных стоянках, которые принадлежали пакистанцам. Сразу оговоримся – стоянки и аукционные площадки, это два разных места, где реализуются автомобили и основным их отличием является то, что на стоянке цена на автомобиль является фиксированной, и вы имеете возможность поторговаться и её снизить, а на аукционных торгах – вы покупаете автомобиль в случае, если вы предложили за него большую по сравнению с другими участниками цену.

Могут ли машины со стоянок торговаться на аукционных площадках? Безусловно, да. Но для этого, владельцам автомобилей необходимо заплатить комиссию за участие в аукционных торгах (что в конечном итоге влияет на итоговую стоимость лота). Перед тем, как машина выставляется в качестве аукционного лота, её осматривает эксперт, который заносит все замечания в аукционный лист. От количества замечаний зависит общая оценка аукционного лота, что напрямую влияет на возможную стоимость реализации автомобиля. Что может не увидеть обычный покупатель, обязательно увидит и оценит аукционный эксперт, так как он несёт персональную ответственность за результаты, отражённые в аукционном листе.

Ещё раз повторимся – стоянка и аукционная площадка являются абсолютно разными местами продажи автомобилей. Это надо чётко понимать.

2. А могут ли аукционные эксперты внести некорректную информацию о состоянии автомобиля в аукционный лист – завысить оценку, не отметить отремонтированную деталь, неправильно указать фактический пробег и т.д.?

Утверждать то, что эксперты не могут ошибаться – мы не будем. Каждый, кто приобретал автомобиль с японского аукциона, возможно, сталкивался с тем, что при личном осмотре, какое-то замечание было не отмечено на аукционном листе. Да, такое бывает, подтверждаем. Но это единичные случаи, которые не влияют на общую оценку автомобиля. Мы не можем привести примеры, когда допустим, был заменён лонжерон, а это не отмечено в аукционном листе, или есть подтёки масла возле двигателя, а это не отражено в аукционнике, или машина после серьёзного ДТП, но у неё общая оценка не «RА», а например «4».

Работа аукционного эксперта является хорошо оплачиваемой, и он несёт персональную ответственность за оценку результатов экспертизы, которые он отражает в аукционном листе. Если эксперт будет уличён в подлоге информации, то он пожизненно лишается права заниматься данной работой, при этом сам аукцион несёт серьезные репутационные потери. А для японцев самым негативным моментом в бизнесе является «потерять лицо», т.е. потерять доверие потенциальных и реальных клиентов.

Если же говорить о возможном «скручивании пробега» в Японии и последующей продажи автомобиля с аукциона, то хотим отметить следующее: во-первых, на японских аукционных площадках изменение показаний одометра запрещены; во-вторых, единственным вариантом изменения фактического пробега является замена самого счётчика одометра, но это обязательно указывается в документах автомобиля, а при его продаже с аукциона, эксперт ставит специальную отметку на аукционном листе; в-третьих, если эксперт не уверен в реальности показаний одометра, то он также делает специальную пометку в аукционном листе.

3. Как может быть такое, что машине 3-4 года, а её фактический пробег не превышает 7-10 тысяч километров?

Для большинства отечественных автовладельцев это покажется очень странным. Для примера, среднемесячный пробег большинства отечественных автолюбителей составляет чуть более 1000 километров, таким образом, в год пробег составляет от 12 до 15 тысяч километров. Учитывая это, за 3-4 года автомобиль должен проезжать от 40 до 60 тысяч километров. Однако в Японии среднестатистический японец, немного времени проводит за рулём личного автомобиля, причём чаще всего, в японской семье, как правило, два автомобиля. Всё дело в ритме жизни японского общества. Чаще всего они для передвижения используют общественный транспорт (скоростные поезда), потому, что это дешевле и можно с комфортом добраться до места назначения. Автомобиль используют исключительно в пределах города – дом, магазин, работа (если она находится в этом же городе). Поэтому если автомобиль был в личном, а не коммерческом пользовании, то в течение года он может проезжать очень незначительные расстояния.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что оказаться обманутым можно везде, но если вы решитесь приобрести автомобиль с аукционных площадок Японии, то вероятность данного факта стремится к нулю, а приобретая японские автомобили без пробега по России в нашей стране, вероятность этого факта стремится от нуля.

Важно помнить: решение принимать только Вам. Желаем успехов!


сайт
Oct-Nov 2003

Все мы знаем о большом достоинстве праворульных японских автомобилей по сравнению с транспортными средствами разных европейцев, американцев и прочих сильно механизированных наций - это аксиома о том, что пробег средней нативной машины намного меньше, чем у ее аналога с автобанов, авторутов или хайвэев. Но вот поразмыслить, в какой мере это справедливо - тоже не помешает...

1. "Gasoline in veins"?

Сначала несколько слов о том, почему машины из Японии в массе действительно имеют сравнительно небольшие пробеги:
- жесткие ограничения скорости (50 км/ч по муниципальным шоссе выдержит не каждый, да и на покрытие таким темпом более-менее значительного расстояния уйдет слишком много времени)
- дорогие платные трассы (хочешь ехать побыстрее? нужны тоннели, мосты и прочие путепроводы? - будь добр раскошелиться)
- нет времени на дальние авторейсы (работа, работа и снова работа, а уж отпуска надо тратить с умом и лучше всего за кордоном)
- развитый ж/д транспорт (по мегаполису быстрее на метро, из пригорода проще на "электричке", для межгорода есть "хикари" и прочие реальное работающие ВСМ)
- маленькая страна (действительно, население численностью едва ли не со всю РФ, сосредоточено на площади в половину Хабаровского края).

Да, сложно при таком раскладе перенять японцам у своих рукотворных американских идолов культ автомобиля. Выходит, что городской обитатель страны восходящего солнца вообще не должен бы ездить на машине, дабы не попадать в легендарные гигантские пробки. А среднестатистический житель пригорода - просто обязан каждое утро отправляться на автомобиле только до ближайшей станции, парковаться и далее следовать на работу общественным транспортом. В то же время его супруга развозит детей по школам, заезжает в супермаркет, а потом отправляется домой, поддерживать семейный очаг. Вот такая идиллия получается...

2. Червь сомнения

Но нет покоя от засевшего в глубине души сомнения, взращенного на запредельных пробегах европейских аппаратов, которые лет пятнадцать назад начали активно входить в нашу жизнь. Да и личная практика городского жителя, отнюдь не сделавшего своим хобби ралли-рейды, подсказывает нечто иное...
Нет, обвинять кого-то конкретно не будем, зачем? Но вот задать кое-какие риторические вопросы право имеем. Все-таки любую, даже самую радостную гармонию следует иногда "поверять алгеброй" - уж не призрак ли перед нами? Потому как задумываешься - а зачем же вообще японцам нужны автомобили, да еще в таком гигантском количестве: если на них все равно практически не ездят, а только и думают, как бы побыстрее сбросить цену и продать страждущим гайдзинам из солнечной Австралии, дикой Азии и даже суровой России???
И не дает покоя мысль, что "индустрия перемотки" счетчиков пробега развита на островах не меньше, чем у нас или у наших ближайших западных соседей с берегов Балтики.

3. В райбольнице

А начинается все обычно на стадии первого обслуживания свежеобретенной беспробежной машины где-нибудь на бескрайних просторах нашей родины.
Накал страстей у определенной части общественности таков, что ни в коем случае нельзя при них вслух повторять то, что рассказывают, посмотрев машину, мастера из частного специализированного сервиса. Ну как же... Во-первых, те не официалы, уполномоченные производителем, через них проходят всего-то пяток машин ежедневно - разве ж можно считать их авторитетами в вопросах пробега и техсостояния. Во-вторых, они не бывали в Японии, не гоняли машины из Приморья и не жили их продажей. В-третьих, они просто обязаны быть мизантропами по натуре и большими завистниками (по отношению к владельцам замечательных и "практически новых" японских автомобилей). Поэтому что они могут понять по состоянию ходовой, тормозов и прочих элементов конструкции? Особенно, если мастер утверждает, что прибывшая с аукциона машина, только-только собирающаяся (по одометру) пересечь ленточку 100-тысячного пробега, по ряду внешних признаков успешно разменяла уже не второй, а третий круг счетчика. Или же если взятая у уважаемого (среди своих друзей) трейдера машинка, отбегавшая "по приборам" всего-то полтинник с небольшим, оказывается, уже тысяч 30 назад прошла ТО-100.
Зато вот трейдер ("продавец", когда речь идет об оплате машины и гонораре, или "поставщик", когда речь идет о проблемах с машиной) автомобилей из Японии или Приморья - это же сама честность:)! Нет, чтобы не расстраиваться, в вопросе пробега доверять следует только аукционной карте, комбинации приборов и самому трейдеру (ведь, например, какой-нибудь "Анатолий с улицы Рудольфа Абеля" - это сетевое имя с большой буквы, а что такое его безвестный оппонент вроде "дяди Сани из Мотор-теха", который не висит в интернете, не торгует, а все зачем-то крутит гайки в замечательных японских автомобилях - наверное "looser"?), не правда ли:)?

4. Адвокаты и прокуроры

Стоит только с легким сомнением вынести данный вопрос на публичное обсуждение, как из разных частей страны раздается хор голосов в поддержку трейдеров, аукционеров и японского автомобилестроения в целом - "японцы покупают машины не для того, чтобы на них ездить!", "неважно, сколько она пробежала, для японки полторы сотни - это только обкатка!", "да она еще миллион пройдет!", "а поставщик вообще ни за что не отвечает!" и так далее.
Ну а действительно, что такого плохого в скрученном пробеге - это же мелочи? Хотя не совсем - при этом бездарно теряется ценнейшая нить предыдущих плановых ТО. Хорошо еще, что японская техника и расходники держат свой ресурс с изрядным запасом. А вот трейдерам шестизначные числа на одометре действительно, совсем не нужны, потому как такой замечательный повод для постепенного повышения цен на японки, с киванием в сторону Европы - "мол, гляди - там тачка уже укатанная в нуль, а наши-то - новье", начинает слегка плыть. В-третьих, ощущать себя известными полорогими парнокопытными, с изрядным аппетитом вкушающими заботливо подкладываемый продукт, особого удовольствия не доставляет.
И еще - "недостойная" меркантильная сторона. Проведем некоторую аналогию. Например, крупный продавец, вроде упомянутого выше, доставляет покупателю "аукционный аппарат с оценкой 4", да еще и не слишком дорого - все замечательно, все довольны. Но проходит совсем немного времени - и у-упс, а машинка-то оказывается битая - одну может догнал кто-то в прошлой жизни, другая самолично передок на прочность проверяла... А как до претензий дойдет - вновь хор вступает - "до они все битые и вообще это мелочи". Да, в общем-то мелочи, если только гарантированно не ушла (по крайней мере сильно) геометрия кузова с ходовой. В общем-то, мелочи, если не задумываться о реализации этой машины в будущем на вторичном рынке. Мелочи, если забыть, что с заслуженной оценкой "R" или "RA" этот аппарат стоил бы там намного дешевле (а кстати - рисует воображение несчастного владельца страшные картины - может он и стоил меньше? какие гарантии того, что авто было продано именно за столько, сколько указано в полученных бумагах, а не растеклись "лишние" штука-две между японским дилером и местным трейдером?). Вот примерно то же самое и с пробегом - каждая отмотанная "в прошлое" тысяча километров оборачивается пусть и не в гигантские, но все-таки осязаемые суммы в долларах, которые у большинства японовладельцев, к сожалению, растут далеко не на деревьях.

5. Энтомология

Здесь самое место вспомнить науку "о ловле насекомых", которых интересно поискать на японских аукционах. Как писал классик, прокачать их на косвенных... А этого добра там хватает, вот хотя бы один бросающийся в глаза пример.
Думаю, все в курсе, что такой класс машин, как микроавтобусы, развозные микрогрузовики, вагоны и прочие специфичные автотранспортные средства, особенно в "деревянных" комплектациях, приобретается именно с целью активной постоянной езды, а не отстаивания в гараже. Посмотрим же на их заявленные пробеги (по списку крупного аукциона, вроде USS). Здесь цифры хоть и невелики, но уже легче согласуются с логикой - 30-40 тысяч в год, бывает и по 60. Но - что это? Треть из отобранных образцов набегали в среднем менее 10000 км в год, а процентов десять - вообще 2000-4000. Интересно, не использовались ли эти вполне полноценные грузовые и разгонные машины в качестве монументов, посвященных достижениям японского автомобилестроения, вроде наших ЗиС-5 и ГАЗ-ААА? Можно ли верить таким фантастически замечательным цифрам? Понимали ли это знаменитые "аукционные эксперты"? Или же в их функции входило только зафиксировать пробег по счетчику, перечислить видимые повреждения и записать примечания со слов продавца? Можно ли доверять таким "аукционным экспертам" по остальным позициям, машинам и километрам? И кому выгодно отстаивать их правоту?

6. Единожды солгав...

А сейчас мы возьмем в руки калькулятор... Сразу предупреждаем, что формально так делать нельзя, неправильно и вообще похоже на шарлатанство - надо строить распределения Вейбулла, говорить умные слова вроде "старые машины на аукционы не берут", вытягивать длань в сторону "сотен счастливых обладателей"... Но в нашем случае - важны даже не столько сами цифры, сколько их динамика и общие тенденции. Итак, открываем список выставленных одновременно на один из крупнейших аукционов автомобилей (всего более 10000 позиций - так что получается довольно репрезентативно) с заявленными характеристиками. "В лоб" считаем средний пробег машин для каждого года выпуска и его прирост. Сводим в таблицу и немного размышляем...

Средний заявленный пробег

Средний прирост

Прогноз оптимистичный

Прогноз пессимистичный


- Вот так, допустим с машинами до 3-4 лет более-менее чисто и хорошо. Ориентировочный среднегодовой пробег 16-17 тысяч, более чем оптимистично.
- Но почему-то, перед тем как машине стукнет 4 года, интенсивность езды в падает в два раза. К чему бы? Уж не связано ли это с традицией сякэна (техосмотра) после 3,5,7 и более лет? Если предположить, что такое "улучшение" показателей пробега как раз соответствует первому, второму и следующим массовым заходам перепродаж на вторичном рынке - кое-какие нехорошие мысли появляются:).
- И вот уже слегка более старый аппарат (5-6-летний) вновь активно рассекает по дорогам Хонсю или Хоккайдо. Но - недолго длится счастье, по странному совпадению, перед следующим сякэном интенсивность вновь падает, уже втрое.
- Дальше же - просто вакханалия щедрости и аккуратности - ежегодный прирост пробега практически неощутим. Немного возрастая на 9-10 году, на 11-м - он весело уходит в минус (статистика, однако, страшная вещь).

Так какие же выводы можно сделать из этой математики?
1) или японцы познали счастье автомобилизации и начали активно ездить только после "миллениума",
2) или предпродажная подготовка многих аукционных автомобилей все-таки включает в себя ряд операций, для которых нужна высокооборотная дрель или паяльник с тонким жалом.

Так что пусть каждый сам решает, какой вариант ему ближе - оптимистичный или пессимистичный...