Калькуляция затрат по эксплуатации техники. Калькуляция себестоимости работы транспортной техники Нюансы составления по отдельным видам услуг и работ

Методические указания по разработке сметных норм и расценок эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств утверждены Постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 81.

Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин определяются по данным о нормативном времени использования необходимых машин (маш-ч) и соответствующей цены 1 маш-ч эксплуатации машин. При расчете этих затрат сохранены в основном ранее действующий порядок исчисления стоимости машино-часа и группировка затрат.

Стоимость 1 маш-ч эксплуатации строительных машин в рублях (Смаш), исходя из среднесменного времени эксплуатации, определяют по формуле

Смаш = А + З + Б + Э + Г + Р + П,

где А - постоянные эксплуатационные затраты - нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машин, руб. / маш-ч;

З - оплата труда рабочих, управляющих строительными машинами, руб. / маш-ч;

Б - затраты на замену быстроизнашивающихся частей, руб. / маш-ч;

Э - затраты энергоносителей, руб. / маш-ч;

С - затраты смазочных материалов, руб. / маш-ч;

Г - затраты гидравлической жидкости, руб. / маш-ч;

Р - затраты на все виды ремонта машин, их техническое обслуживание и диагностирование, руб. / маш-ч;

П - затраты на перебазирование машин с одной стройплощадки (базы механизации) на другую, руб. / маш-ч.

Среднесменное время эксплуатации машин включает:

время участия машин в выполнении технологических операций;

время замены быстроизнашивающихся частей и сменной оснастки;

время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;

время технологических перерывов в работе машин;

время подготовки машин к работе и их сдаче по окончании работы;

время на ежемесячное техническое обслуживание машин;

время перерывов в работе машинистов, регламентируемое законодательством о труде.

Порядок определения затрат на эксплуатацию машин следующий.

1. Размер постоянных эксплуатационных затрат. Амортизационные отчисления на полное восстановление машин (А) определяются по формуле

где Ц - средневзвешенная восстановительная стоимость машины, руб. ;

На - годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, %/год;

Т - нормативный годовой режим эксплуатации машин, маш-ч /год.

Показатели средневзвешенной восстановительной стоимости машины качественно и количественно не совпадают с их балансовой стоимостью. Восстановительная стоимость машины определяется по результатам анализа рыночных цен производителей машин данной группы с учетом показателей балансовой стоимости на дату введения в действие федерального, территориальных и отраслевых сборников соответствующих сметных расценок или дополнений к ним.

Методическими указаниями предусмотрено применение к нормам амортизационных отчислений коэффициентов с учетом отраслевой и региональной специфики использования строительных машин и автотранспортных сре дств пр и производстве строительно-монтажных работ, а также интенсивности их использования (коэффициентов интенсивности) . Данные коэффициенты дифференцированы по трем уровням (режимам) интенсивности использования машин (легкий, средний, тяжелый) . При этом средний режим интенсивности использования машин соответствует основным значениям из Сборника единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов выпуска 1991 г.

Согласно Методическим указаниям показатели годового режима эксплуатации машин устанавливаются по трем вариантам:

1) по результатам анализа фактических данных об использовании строительных машин и автотранспортных средств в течениегода (в маш-ч) на основании сметных рапортов;

Федеральное агентство по образованию

Специальность « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Дисциплина «Экономика отросли»

СИСТЕМА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТО И РЕМОНТА АВТОТРАНСПОРТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

Введение

1. Характеристика производственного подразделения

2. Система затрат на ТО и ТР производственного подразделения

2.1 Расчет численности и фонда заработной платы

2.2 Расчет затрат на запасные части и ремонтные материалы.

2.3 Расчет суммы накладных расходов.

2.4 Составление смены затрат и калькуляции себестоимости.

3. Экономическая эффективность от внедрения мероприятия

Введение

Одной из важнейших задач в области эксплуатации автомобильного парка является дальнейшее совершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с целью повышения их работоспособности и вместе с тем снижение затрат на эксплуатацию. Актуальность указанной задачи подтверждается и тем, что на техническое обслуживание автомобиля затрачивается во много раз больше труда и средств, чем на его производство.

В настоящее время на базе научно-технического прогресса получает дальнейшее развитие проверенная многолетним опытом планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта подвижного состава лесопромышленного комплекса в целом.

Как в области организации автомобильных перевозок, так и в области технической эксплуатации автомобилей начинают применяться различные экономико-математические методы анализа, планирования и проектирования. Все шире разрабатываются и внедряются новые методы и средства диагностирования технического состояния и прогнозирования ресурсов безотказной работы автомобилей. Создаются новые виды технологического оборудования, позволяющие механизировать, а в ряде случаев и автоматизировать трудоемкие операции по обслуживанию и ремонту подвижного состава. Разрабатываются современные формы управления производством, которые рассчитаны на применение электронно-вычислительных машин с дальнейшим переходом на автоматизированную систему управления.

При все возрастающем насыщении народного хозяйства автомобилями современная система хозяйствования предусматривает новые структурные подразделения автомобильного транспорта – автокомбинаты и производственные объединения, ремонтно-обслуживающие базы, которые потенциально способствуют переходу на централизованное производство обслуживания и ремонта автомобилей.

1. Характеристика производственного подразделения

Автотранспортное предприятие технического обслуживания, ежедневного осмотра и текущего ремонта легковых и грузовых автомобилей.

1. Марка автомобиля Камаз-5420

2. Количество автомобилей 250

3. Среднесуточный пробег 185

4. Рабочие дни в году 253

5. Годовой фонд рабочего времени 2076

6. Количество воздействий за год

7.Трудоемкость работ, чел. час.

Площадь предприятия составляет 448 м 2 .

Предприятие принадлежит 0А0 завод "Марс".

Оно предназначено для своевременной проверки и устранения поломок, неисправностей у автомобилей предприятия.

Для этого применяется специальное оборудование. Занесем это оборудование в таблицу.

Таблица № 1 Производственное оборудование и организационная оснастка.

Наименование оборудования

Стоимость в руб.

Обща стоим. в руб.

Мощн. в кВт

Расходы воды в час. л



3. Контрольно поворотный кран



6. Гидравлический пресс




9. Гайковерт


10 .Тиски 11-140








2. Система затрат на ТО и ТР производственного подразделения

Себестоимость продукции производственного подразделения представляет собой денежное выражение всех затрат на выполнение запланированного объема работы. Определение затрат, приходящийся на единицу продукции, называется калькуляцией себестоимости.

При калькулировании себестоимости все затраты в зависимости от их характера и целевого назначения распределяются по статьям.

Смена затрат на выполнение ТО и ремонта включает в себя основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих с начислениями на социальное страхование, затраты на запасные части, материалы накладные расходы.

2.1 Расчет численности и фонда заработной платы

Таблица № 2 Удельный вес трудоемкости ремонтных работ каждого разряда в общей трудоемкости работ.

Числ. раб. чел.

расчетное

принятое












Численность рабочих определяется на основе планируемого объема работ и эффективного фонда рабочего времени одного работающего.

На работах, где продолжительность ночных смен уровнена с дневной, за каждый час ночной работы доплачивается: при 8-часовом и 7-часовам рабочем дне 1/7 тарифной ставки при 6-часовом рабочем дне 1/5 часовой тарифной ставки.

Доплата за ночное время, руб.

Nр=Т´/Фр(1)

где Т´ - трудоемкость работ выполняемых подразделением с учетом планируемого перевыполнения установленных норм выработки чел-ч.

Фр – фонд рабочего времени (поданным ТО и ТР)

Nр=215080/2076=104

средний тарифный разряд рабочего

Рср=(1N 1 +2N 2 +3N 3 +…+6N 6)/(1N 1 +2N 2 +3N 3 +…+6N 6)(2)

где 1,2,3,…6 – разряды работ

Рср=(1*19+2*22+3*28+4*23+5*12)/104=2,87

13 бригад по 8 человек.

Таблица № 3 Повременный фонд заработной платы

Трудоемкость

Часовая тарифная ставка

Фонды заработной платы (руб.)


средняя часовая тарифная ставка

Ссч=(Сч1N 1 +Сч2N 2 +Сч6N 6)/(N 1 +N 2 +…+N 6)(3)

С ч1 , С ч2 ,…С ч6 – часовая тарифная ставка ремонтного рабочего составлено 1,2,…6 разряда, р.

Ссч=(20*19+27,2*22+30*28+34*23+36*12)/104=29,15 руб.

Заработная плата за бригадирство

Д бр =П бр *С чб *Ф бр *N бр /100(4)

где П бр – процент доплаты за бригадирство;

С чб – часовая тарифная ставка бригадира, руб;

N бр – число бригадиров.

Д бр =10%*36*2076*13/100=97157руб.

Доплата за ночное время

Д н =1/7*С сч *t н *Д р *N н (5)

t н – количество ночных часов работы за сутки

Д р – число рабочих дней производственного подразделения в году;

N н – число ремонтных рабочих производственного подразделения, работающих в ночное время.

Д н =1/7*29,15*8*253*48=396477 руб.

Основной фонд заработной платы

ФЗП о =ФЗП пов +ПР фзп +Д бр +Д н (6)

где ПР фзп – премии из фонда заработной платы, руб

ФЗП о =6268923+40%+97157+396477=3001203руб.

Общий ФЭП

ФЗП общ =ФЗП о +ФЗП д (7)

ФЗП общ =3001203+300120=3301323руб.

Отчисление на социальное страхование

Н р =0,356(ФЗП о +ФЗП д)(8)

где 0,356 – коэффициент учитывающий отчисления на социальные страхования

Н р =0,356*3301323=1175271руб.

Фонд заработной платы

ФЗ П общ с отчисл. =ФЗП общ +Н р (9)

ФЗ П общ с отчисл. = 3301323 +1175271=4476594руб.

ЗП р =(ФЗП общ *ПР фмп)(10)

где ПР фмп – премия из фонда материального поощрения,

ЗП р =(3301323+1231836)/(12*104)=3632руб.

Таблица 4 Общий фонд заработной платы

Наименование затрат

Сумма затрат, руб.

Повременный фонд заработной платы

Доплата за бригадирство

Доплата за работу в ночное время

Премия из фонда заработной платы

Основной фонд заработной платы

Дополнительный фонд заработной платы

Общий фонд заработной платы

Среднемесячная заработная плата с учетом премий из фонда материального поощрения и за экономию материальных ресурсов

2.2 Расчет затрат на запасные части и ремонтные материалы

Нормы затрат установлены по маркам автомобилей для 2 категории условий эксплуатации дорог. При работе автомобилей в условиях 1 категории следует применять коэффициент 0,84, а в условиях 3 категории 1,25,5 категории – 1,8.

Аналогично определяют затраты на ремонтные материалы, необходимые для выполнения ТР автомобилей.

Расход материалов на ТО определяют по нормам, установленным на одно воздействие по маркам автомобилей.

При наличии норм расхода материалов и запасных частей по участкам расчет ведут по этим нормам. Для диагностических станций, специализированных постов по замене агрегатов расход запасных частей и ремонтных материалов не планируют.

С уч =Н зч *l общ *С т *К эзч /1000(11)

где Н зч – норма затрат на запасные части на 1000км, руб.

С т – процент трудоемкости работ подразделения приблизительно 0,7 – 0,8;

К эзч – коэффициент, учитывающий экономию на запасных частей

(К эзч =1-(П эзч /100)) (12)

П эзч – процент экономии запасных частей

С зч =60*11701250*0,7*0,98/1000=481623руб.

С зч =80*11701250*0,7*0,98/1000=642164руб.

С зч =140*11701250*0,7*0,98/1000=1123788руб.

l общ =250*185*253=11701250

Расход материалов.

С м =Н м *N то (13)

ЕО, С м =20*56700=1134000руб.

ТО 1 , С м =55*3180=174900руб.

ТО 2 , С м =85*1000=85000руб.

ТР С зч =160*481623*0,7*0,98/1000=52862руб.

Таблица № 5 Стоимость запасных частей и ремонтных материалов.

Виды возд.

Стоимость з/п

Стоимость рем. ма

Итог затрат

2.3 Расчет суммы накладных расходов

В эту статью включают расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, и общецеховые расходы. Смену накладных расходов составляют на основе действующих нормативов в следующем порядке.

Затраты на текущий ремонт здания определяют на основании нормы на ТР здания, установленной в размере 1,5 – 3% от его стоимости.

Расходы на электроэнергию включают в себя затраты на освещение и на работу электрических двигателей оборудования.

Норма расхода воды на бытовые нужды – 20% от расхода на бытовые нужды.

Б з =(Ц з +Ц сп)V з (14)

Ц з, Ц п – стоимость 1 м 3 соответственно производственного здания, сооружение сантехники и пром – проводки 1м 3 руб.

V з – объем помещения, м 3

Б з =(1970+150)*2240=4748800руб.

8*56*5=2240м.

Таблица № 6 Расчет амортизации

Наименование оборудования

1. Подъемник для осмотра канав

2. СТС 10 стенд для контроля тормозных систем

3. Контрольно поворотный кран

4. Моечная установка ОМ-5361-КГКБ

5. Домкрат П-304 гидравлический подкаткой

6. Гидравлический пресс

7. Универсальный верстак сверлильный 25125

8. Переносню-радиал станок 2Е52

9. Гайковерт

10 .Тиски 11-140

11. Люфтомет рул. управлен. К-524

12. Стенд для ремонта пер. и зад. мостов


Затраты на текущий ремонт здания.

4748800*3/100=142464руб

Затраты на текущий ремонт оборудования.

983560*5/100=49178руб.

Годовой расход электроэнергии на освещение.

Q эос =25*F*Т ос /1000(15)

где 25 – расход осветительной электроэнергии на 1м 2 , Вт

F – Площадь производственного помещения, м 2

Т ос – число часов использования осветительной нагрузки в год

Q эос =25*448*2000/1000=22400 кВт/ч

Годовой расход электроэнергии

Q эс =∑Р у *Ф об *К з *К с /(К пс *К пд)(16)

∑Р у – суммарная установленная мощность электоприемников, кВт

Ф об – действительный годовой фонд рабочего времени оборудования, ч;

К з – коэффициент загрузки оборудования (0,-0,9)

К с – коэффициент спроса (0,15-0,25)

К пс – коэффициент, учитывающий потери в сети (0,92-0,95)

К пд – коэффициент, учитывающий потери в двигателе (0,85-0,9)

Q эс =32,9*2076*0,7*0,2/(0,95*0,9)=11249 кВт

Общая сумма затрат

С э =Ц квт (Q эос +Q эс)(17)

где Ц квт – стоимость 1кВт–ч, руб.

С э =3*(22400+11249)=100947 руб.

Годовой расход воды на производственные нужды

Q в.пр =Н в *Ф об *N об *К э /100(18)

Н в – часовой расход воды на единицу оборудования, л

N об – количество единиц оборудования

Q в.пр =100*2076*1*0,7/1000=145 м 3

Расход воды на бытовые и прочие нужды

Q в.бп =(40N яр +1,5F)*1,2Д р /1000(19)

N яр – число явочных рабочих

Д р – дни работы производственного подразделения

1,2 – коэффициент, учитывающий расход воды на рабочие нужды

Q в.бп =(40*104+1,5*448)*1,2*253/1000=1467 м 3

Затраты по водоснабжению

С в =Ц в *(Q в.пр +Q в.бп)(20)

Ц в – стоимость воды, руб.

С в =3(145+1467)=4836 руб.

На отопление

С от =448*120=53760руб.

По охране труда и технике безопасности

С охр =4476594*0,03=134298руб.

С м-б-п =983560*0,1=98356 руб.

Таблица № 7 Накладные расходы

Статьи расходов

Сумма расходов

Амортизация зданий

Текущий ремонт зданий

Текущий ремонт оборудования

Затраты на водоснабжение

Затраты на электроэнергию

Затраты на отопление

На охрану труда

На возмещение износа материальных инструментов

Амортизация оборудования

Прочие расходы


2.4 Составление смены затрат и калькуляции себестоимости

Она составляется для того, чтобы определить величину затрат на одно техническое обслуживание или на 1000 км пробега при выполнении текущего ремонта и диагностических работ. Таким образом, калькулирование себестоимости – это исчисление затрат по статьям на единицу продукции. При выполнении работ по ТО и ТР единицам продукции могут быть одно техническое воздействие (ТО-1, ТО-2,ЕО) или 1000 км пробега.

Таблица № 8 Калькуляция себестоимости ТО и ТР

Статьи затрат

Затраты руб.

На 1000 км пробега на (1 ТО)

В % к итогу

2. Затраты на запасные части

3. Затраты на материал

4. Накладные расходы


3. Экономическая эффективность от внедрения мероприятия

Показателем экономического эффекта от внедрения новой техники и проведения организационно – технических мероприятий может быть годовая экономия по целому комплексу стоимостных и натуральных показателей.

Для авторемонтных и автообслуживающих предприятий в качестве дополнительных показателей могу быть выпуск продукции в рублях на 1 руб. капитальных вложений или с 1м 2 общий и производительной площади; затраты сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных ценностей на единицу продукции.

К w =1-П э /100(21)

П э – процент экономии

К w =1-0,1=0,9

N р2 =Т*К w /Ф р (22)

К w – коэффициент снижения трудоемкости

N р2 =215080*0,9/2076=93 чел

ФЗП общ 2 =С c ч *Ф р *N р2 *К д (23)

К д – коэффициент доплат

ФЗП общ 2 =29,15*2076*93*0,53=2982804 руб.

К д =ФЗП общ 1 /ФЗП пов(сд) (24)

К д =3301323/6268923=0,53

С зч2 =С зч1 *К э (25)

С зч2 =2247575*0,97=2180147руб.

С м =С м1 *К э (26)

К э – коэффициент экономии

С м =1446762*0,97=1403359 руб.

К э =1-П э /100(27)

К э =1-0,03=0,97

П э – % экономии запасных частей

Таблица № 9

Статьи затрат

Затраты руб.

На 1000 км пробега на (1 ТО)

В % к итогу

1. Фонд заработной платы общий с отчислениями на социальное страхование

2. Затраты на запасные части

3. Затраты на материал

4. Накладные расходы


Э уг =(S1-S2)(28)

где S1…S2 – себестоимость единице продукции до внедрения мероприятий и после.

Э уг =(8954041-7349420)=1604621 руб.

Е=Э уг /К(29)

где К – капитальные вложения

Е=1604621/1760000=0,91

Т о =К/Э уг (30)

Т о =1760000/1604621=1,1 года

Список литературы

1. Анисимов А.П. «Экономика, организация и планирование автомобильного транспорта», М.; Транспорт, 1998г.

2. Борисова В.М. « Курсовой проект по экономике, организации и планированию автомобильного транспорта» М.; Транспорт, 1987 г.

3. Рогова Н.Н. «Задачник по экономике, организации и планированию автомобильного транспорта». М.; Высшая школа, 1988 г.

Обладая информацией о себестоимости одного машино-часа работы транспортного средства, компания имеет возможность выгодно выбрать поставщика, предоставляющего услуги по аренде машин и механизмов. Предлагаем вам подробный алгоритм такого расчета.

Для определения себестоимости работы транспортной техники необходимо в первую очередь рассчитать себестоимость одного машино-часа. Данный расчет необходим в следующих случаях:

  • выбор поставщика транспортных услуг для нужд предприятия. Обладая информацией о реальной себестоимости одного машино-часа, можно выбрать поставщика на наиболее выгодных условиях. Анализ рынка в данном случае не даст объективную информацию, так как поставщики стремятся к получению максимальной прибыли;
  • сдача в аренду собственных машин и механизмов сторонним организациям. Правильный расчет позволит установить оптимальный размер плановых накоплений.

Для определения себестоимости одного машино-часа определенного вида транспортного средства необходимо учитывать следующие показатели:

  • балансовая стоимость транспортного средства;
  • амортизация основного средства;
  • затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание;
  • затраты на топливо и горюче-смазочные материалы;
  • оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы;
  • накладные расходы.

Рассмотрим подробнее каждый показатель и приведем примеры расчета.

Балансовая стоимость транспортного средства — стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:

  1. = (1 / n ) × 100 %,

где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Обратите внимание!

При установлении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010).

Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание машин определяется по формуле:

где В с — восстановительная стоимость машины, руб.;

Н р — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин;

Т — годовой режим работы машин, маш.-ч/год.

Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы можно определить на основании норм расхода на топливо и смазочные материалы, установленных в конкретной организации. Обычно эти нормы устанавливают и утверждают на производственном совещании в компании.

Также можно руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.05.2014).

Оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы зависит от формы оплаты труда в компании. Наиболее распространенными является сдельная и повременная форма оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда предполагает оплату труда по количеству произведенной продукции (работы) установленного качества с учетом сложности и условий труда. Согласно принятому порядку учета может учитываться результат труда каждого исполнителя в отдельности или коллективной (групповой) результат (по всей группе работающих).

При повременной форме труд оплачивается в зависимости от отработанного времени по часовым, дневным и месячным ставкам или окладам. Данная форма оплаты применяется в тех случаях, когда выработка отдельного работника не может быть точно учтена и выражена в определенном количестве продукции или работы или когда по характеру работы экономически нецелесообразно переводить работников на сдельную оплату труда.

Пример 1

Исходные данные:

  • количество отработанных часов в месяц — 162;
  • расценка за час, установленная в компании, — 130 руб./ч;
  • повышающий коэффициент — 1,3.

Заработная плата с учетом НДФЛ составит: 162 × 130 × 1,3 = 27 378,00 руб.

Отчисления с заработной платы: 27 378,00 × 0,3 = 8213,4 руб.

____________________

Накладные расходы сопутствуют основному производству, связаны с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.

Пример 2

Предположим, что в примере 1 рассмотрено промышленное строительство. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 90 % от фонда оплаты труда. Соответственно, накладные расходы составят: 27 378,00 × 0,9 = 24 640,20 руб.

______________________________

Рассмотрим пример расчета себестоимости за 1 машино-час.

Пример 3

Рассчитаем себестоимость 1 машино-часа работы автокрана короткообразного ZOOMLION RT-550 грузоподъемностью 55 т. Для расчета используем следующие данные:

  • балансовая стоимость автокрана — 10, 3 млн руб.;
  • срок полезного использования — 61 месяц;
  • количество отработанных часов в месяц — 166;
  • годовая норма затрат на техническое обслуживание и ремонт машины — 23 %;
  • тарифная ставка для оплаты труда — 140 руб./ч;
  • норма расхода топлива на 1 маш/час — 14, 3 л;
  • стоимость 1 л ГСМ — 27,34 руб.;
  • норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива — 2 л;
  • стоимость 1 л смазочных материалов — 169,49 руб.;
  • норма накладных расходов — 90 % от фонда оплата труда.

Расчет представлен в таблице.

Таблица 2. Калькуляция себестоимости 1 машино-часа работы автокрана

Наименование механизма: Автокран короткообразный ZOOMLION RT-550, г/п 55 т

№ п/п

Наименование затрат

Единица измерения

Расчет

Итого

Балансовая стоимость

Амортизация

Норма месячной амортизации

1 / 61 мес. × 100 %

Месячная амортизация

10 300 000,00 / 1,64 % × 100 %

Часовая амортизация

168 920,00 / 166,00

1 017,18

Затраты на техническое обслуживание и ремонт машины

Годовая норма

Годовые затраты

10 300 000,00 × 0,23

Месячные затраты

2 369 000 / 12,00

Часовые затраты

197 416,67 / 166,00

1 189,26

Оплата труда (зарплата машиниста)

Тарифная ставка, руб./ч

Страховые взносы

Часовая заработная плата

Затраты на топливо

Норма расхода топлива на 1 маш.-ч

Стоимость 1 л ГСМ

Часовая стоимость топлива

Затраты на смазочные материалы

Норма расхода масла на 100 л расхода топлива (автокран)

Норма расхода масла в соответствии с нормой расхода ГСМ

14,30 × 2,00 / 100

Часовые затраты на смазочные материалы

Накладные расходы

Итого себестоимость за 1 машино-час

1017,18 + 1189,26 + 182 + 390,96 + 48,47 + 126

А. В. Макина, экономист ООО «Больверк»

И э = ЗП + А + ТСМ + С рем. + С м + П р, (6)

где ЗП – заработная плата основная и дополнительная производственных рабочих с начислениями;

А – амортизационные отчисления, определяемые по нормам амортизации для каждого вида оборудования, руб.;

ТСМ – стоимость топливно-смазочных материалов, руб.;

С рем. – затраты на текущий ремонт и механическое обслуживание, руб.;

С м – затраты на ремонт и восстановление износа шин (для колесной техники);

П р – прочие денежные расходы (затраты на спецодежду, хранение техники и т.д.).

1.4.1 Заработная плата определяется по формуле:

ЗП = Ч т 8 В о К доп. К нач. , (7)

где Ч т – часовая тарифная ставка, руб.;

8 – продолжительность рабочей смены, час.;

В о – число рабочих дней в году;

К доп – коэффициент доплат (К доп =1,2 – 2,2)

К нач – коэффициент, учитывающий начисления на зарплату (в пенсионный фонд, фондмедстраха, соцстраха, К нач =0,415 (41,5%).

1.4.2 Амортизационные отчисления определяются:

где БС – балансовая стоимость техники, руб.

Н – норма амортизационных отчислений по видам техники, %

1.4.3 Расчет стоимости топливно-смазочных материалов:

Стоимость топлива: Т = Ц Т см К В о Р ч (9)

где: Ц – цена 1 кг топлива, руб.;

Р ч – часовой расход топлива, кг (если нет норм расхода, то рассчитать по формуле);

Т см – количество часов работы техники в смену;

В о – число смен работы в год;

К – коэффициент, учитывающий условия работы.

Стоимость масла, смазочных и обтирочных материалов определяется в процентах от стоимости топлива (СМ=20-25% от Т)

1.4.4 Затраты на электроэнергию на стационарные машины (С э) можно рассчитывать исходя из установленной мощности электродвигателей, степени их загрузки и стоимости одного киловатт-часа по формуле:

С э = N э К 1 К 2 К 3 К 4 Т см Ц э, (руб/смену), (10)

где N э – суммарная установленная мощность электродвигателей, кВт;

К 1 – коэффициент загрузки двигателя по времени;

К 2 – коэффициент загрузки двигателя по мощности;

К 3 – коэффициент одновременности работы двигателей оборудования;

К 4 – коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети;

Ц э – стоимость одного кВт/ч электроэнергии, руб.

Для лесной промышленности произведение коэффициентов К 1 , К 2 , К 3 , К 4 может приниматься равным 0,80-0,95.

1.4.5 Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт техники можно определить по формуле:

где Н т – норматив затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт техники на 100 машино-часов в работе или 1000 км пробега, руб.;

В см – сменный пробег автомобиля, км.;

В о – число смен работы техники в год.

1.4.6 При составлении калькуляции себестоимости содержания лесовозных автомобилей (автопоездов) и колесных тракторов учитываются расходы на восстановление износа и ремонт шин по формуле:

где Н ш – норма затрат на восстановление и ремонт шин в % к стоимости комплекса на 1000 км пробега;

Ц ш – оптовая цена одного комплекта по прейскуранту, руб;

К т – коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы;

В см – сменный пробег автомобиля в км;

В о – число смен работы автомобиля в год.

1.4.7 Прочие расходы могут включать: затраты на хранение техники и другие расходы. В расчетах их можно принимать в размере 5% от всех затрат.

Полученные данные сводим в таблицу 2.

Таблица 2 – Калькуляция себестоимости работ

Элементы затрат

Базовый вариант

Проектируемый вариант

Всего затрат

Всего затрат

На единицу продукции или работ

1. Заработная плата

2. Отчисления на социальные нужды

3. Амортизационные отчисления

4. Стоимость топливно-смазочных материалов

5. Затраты на ремонт и техническое обслуживание

6. Затраты на восстановление износа и ремонт шин

7. Прочие денежные расходы

ИТОГО затрат

Глава 6

Общие положения

Настоящие рекомендации содержат правила разработки и применения цен на эксплуатацию строительных машин и предназначаются для практического руководства при установлении договорных (контрактных) цен, а также для составления инвесторских смет при проведении подрядных торгов.

Показатели, приведенные в рекомендациях, носят усредненный характер, при их расчете использовались различного рода процентные соотношения, на базе которых строились подобные методики на протяжении последних 10 лет. Данные настоящих рекомендаций можно применять для определения стоимости машино-часа как в центральных районах, так и в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Настоящие рекомендации предполагают, что капитальный ремонт строительных машин выполняется специализированными предприятиями. Заработная плата ремонтных рабочих, занятых на капитальном ремонте, использована как база для начисления амортизации, накладных расходов и прибыли.

При установлении стоимости строительных машин и механизмов для начисления амортизации рекомендуется применять данные об отпускных ценах заводов-поставщиков на дату составления инвесторских смет или выполнения расчетов договорных (контрактных) цен.

Пример расчета калькуляции стоимости машино-часа работы бульдозера (Б.10. 1111-1Е 125 кВт, 170 л.с.)

Номер

Действие

Обоснование

Подсчет

Результат

Отпускная цена (без НДС)

прайс-лист продавца

1260000 руб.

Затраты на доставку

к месту постоянной

дислокации

1260000 руб. + 40320 руб.

1300320 руб.

2260 часов

Амортизационные отчисления

в расчете на год

п. 3×14,3 %

1300320 ру б.×14,3 %

185946 руб.

в расчете на час работы

185946 руб. : 2260 час

82,3 руб./час

1514 чел.-час/год×20 %

303 чел.-час /год

43,7 руб./час

п. 6.1×6.2

1514 чел.-час/год×43,7 руб./час

66 162 руб./год

Стоимость запасных частей, сменных узлов, агрегатов и ремонтных материалов на все виды ремонта и техобслуживания

1300320 руб.×11 %

143035 руб./год

п. 6. 1.1×п. 6.2×140 %

303 чел.-час/год×43,7 руб./час×140 %

18537 руб./год

Годовые затраты

66 162 руб./год + 143035 руб./год + 18537 руб./год

227734 руб./год

Часовые затраты

227734 руб./го д: 2260 час

100,8 руб./час

Принимаются по

руб./час

дизельное топливо

смазочные материалы

40 руб./кг×(1 + 15 %)×(0,063×9,4 кг/час)

27,2 руб./час

гидравлическая жидкость

6,2 руб./час

Сумма по строке 5 -8

82,3 + 100,7 + 112,4 + 27,2 + 6,2

328,9 руб./час

Стоимость быстроизнашивающихся частей 100×3,5 % (100 %-3,5 %) = 3,6 %

328,9 руб./час×3,6 %

Перебазирование

328,9 руб./час + 11,8 руб./час + 40,1 руб./час

380,8 руб./час *

Пример расчета калькуляции стоимости машино-часа работы самосвалов (КАМАЗ 55 111 г/п 13 тн, 176 кВт, 240 л.с.)

Номер

Действие

Обоснование

Подсчет

Результат

Отпускная цена (без НДС)

прайс-лист продавца

686000 руб.

Затраты на доставку к месту постоянной дислокации

686000 руб. + 24696 руб.

7 10696 руб.

Годовой режим эксплуатации машины

2260 часов

Годовой пробег

40000 км

Амортизационные отчисления

в расчете на год

п. 3×14,3 %

7 10696 руб.×0,2 %×40000 км: 1000

56856 руб.

в расчете на час работы

56856 руб. : 2260 час

25,2 руб./час

Затраты на выполнение текущего техобслуживания и капитального ремонта

Трудоемкость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год

2373 чел.-час /год×20 %

475 чел.-час/год

Заработная плата ремонтных рабочих

43,7 руб./час

Стоимость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год без учета запчастей и материалов

2373 чел.-час /год×43,7 руб./час

103700 руб./год

Стоимость запасных частей, сменных узлов, агрегатов и ремонтных материалов на все виды ремонта и техобслуживания

710696 руб.×11 %

78177 руб./год

Косвенные расходы по капитальному ремонту

п. 6.1.1×п. 6.2×140 %

475 чел.-час/год×43,7 руб./час×140 %

29060 руб./год

Годовые затраты

103700 руб./год + 781776 руб./год + 29060 руб./год

2 10937 руб./год

Часовые затраты

2 10937 руб./год: 2260 час

93,3 руб./час

Заработная плата рабочих, занятых управлением машинами

руб./час

Горюче-смазочные материалы и технологические жидкости

дизельное топливо

10,0 руб./кг×(1 + 15 %)×7,7 кг/час×1,04

92,1 руб./час

смазочные материалы

40 руб./кг×(1 + 15 %)×(0,063×7,7 кг/час)

22,3 руб./час

пластическая смазка

45 руб./кг×(1 + 15 %)×0,12 кг/час

6,2 руб./час

Стоимость автомобильных шин

10,6 руб./час

Часовая стоимость эксплуатации машин без з/платы машинистов

25,2 + 93,3 + 92,1 + 22,3 + 6,2 + 10,6

249,7 руб./час *

* - учитывать обязательно к расчетам.

Отечественные машины - 11 %;

Импортные машины - 7 %.

5. Косвенные затраты организации при выполнении капитального ремонта «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» МДС 81-3.99 Примеры составления калькуляций п. 1.2. (приложение 4).

Обоснов ание 4

Затраты на горюче-смазочные материалы и гидравлическую жидкость

1. Отпускная цена за дизельное топливо, масло и гидравлическую жидкость принимается по данным поставщика.

2. Затраты на доставку продукта до заправляемой машины определяются по конкретным условиям обеспечения машин данной типоразмерной группы. По своему содержанию отражают затраты, связанные с эксплуатацией автотопливозаправщиков, с амортизацией и эксплуатацией промежуточного склада энергоносителей.

По фактическим данным предельная стоимость ГСМ и технологических жидкостей составляет:

Для центральных районов - до 15 %;

Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов - до 20 % от отпускной цены продукта франко-нефтеналивная база.

3. Нормы расхода топлива, масла и технологических жидкостей принимаются по данным завода-изготовителя машины или по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию машин 4.03-9 1.

4. Норма расхода смазочных материалов = 0,063×Н, где

0,063 - коэффициент, учитывающий расход смазочных материалов;

Н - норма расхода дизельного топлива.

5. Норма расхода гидравлической жидкости = (100 л×0,87 кг/л×1,5×2):2260 час = 0,12 кг/час, где

100 л - вместимость гидравлической системы машины;

0,87 кг/л - плотность гидравлической жидкости;

1,5 - коэффициент доливок гидравлической жидкости;

2 - периодичность полной замены гидравлической жидкости в год;

2260 час - годовой режим работы машины.

6. Для учета повышенного расхода топлива при работе машин в зимнее время применяются среднегодовые коэффициенты, дифференцированные по температурным зонам.

Температурная зона

Коэффициент

1,01

1,02

1,04

1,06

1,08

1,12

VII, VIII

1,13

Обоснов ание 5

Быстроизнашивающиеся части

Москва 1994 год

Пункт 2.16.

Выписка

Доля затрат на замену быстроизнашивающихся частей в структуре прямых затрат на эксплуатацию строительных машин, определенная по расценкам Сборника 4.03-9 1, составляет 3,5 %. К быстроизнашивающимся частям относят зубья ковшей экскаваторов, транспортную ленту, тросы, канаты, цепы, шины и т.д. ...

Обоснов ание 6

Расчет затрат на замену шин на грузовом автомобиле (Автомобиль-самосвал КАМАЗ 13 т, трехосный)

1. Стоимость одной шины (марка 280-508Р) - 2517 руб.

2. Стоимость камеры и ободной ленты - 289 руб.

3. Итого комплект; 2517 + 289 = 2806 руб.

4. С учетом доставки: 2806×(1 + 15 %) = 3226,9 руб.

5. С учетом сборки: 3226,9×(1 + 10 %) = 3549,6 руб.

6. В заменяемый комплект входит 11 шин

7. Стоимость всего комплекта: 3549,6× 11 = 39045 руб.

8. Полный пробег шин до замены составляет - 65 тыс. км

9. Нормативный годовой пробег машины составляет - 40 тыс. км

10. Годовые затраты на замену шин: 39045×40/65 = 24028 руб.

11. При нормативном годовом времени работы машины 2260 часов показатель на замену шин составит - 24028/2260 = 10.63 руб./маш.-час.

Обоснов ание 7

Косвенные расходы при выполнении капитального ремонта

Косвенные расходы ВСЕГО: 40 % + 70 % + 30 % = 140 %

Перечень машин, затраты на перебазировку которых учитываются в сметах отдельной строкой:

Базы трубосварочные, полевые, полустационарные;

бульдозеры мощностью двигателя 400 л. с. и более;

краны башенные, консольно-шлюзовые, на гусеничном ходу, на пневмоколесном ходу, для возведения оболочек градирен;

копры универсальные;

снаряды землесосные и гидромониторно-эжекторные;

машины для тоннелепроходческих работ;

большегрузные самосвалы; конвейеры ленточные; перегружатели;

скреперы 15 куб.м;

тепловозы;

экскаваторы вскрышные;

подъемники;

трубоукладчики 50 т;

установки асфальтобетонные 50 т/ч.

Приложение 1

Процентные показатели от отпускных цен заводов-изготовителей (продавцов) на первоначальную доставку и перебазировку в процессе эксплуатации строительных машин и механизмов в течение года.

№ п/п

Отпускная цена строительной машины франко-завод-изготовитель (продавец) в млн. руб. до:

Перебазировка

Первоначальная доставка

Остальная территория

Остальная территория

Районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним

16,0 %

20,0 %

8,0 %

10,0 %

0,25

12,8 %

16,0 %

6,4 %

8,0 %

10,4 %

13,0 %

4,0 %

5,0 %

8,8 %

11,0 %

3,6 %

4,5 %

7,2 %

9,0 %

3,2 %

4,0 %

6,0 %

7,5 %

3,0 %

3,7 %

5,0 %

6,2 %

2,8 %

3,5 %

4,6 %

5,8 %

2,6 %

3,3 %

3,9 %

4,9 %

2,5 %

3,1 %

3,4 %

4,3 %

2,4 %

3,0 %

3,2 %

4,0 %

2,3 %

2,9 %

3,1 %

3,9 %

2,2 %

2,8 %

3,0 %

3,8 %

2,2 %

2,7 %

3,0 %

3,7 %

2,1 %

2,6 %

2,9 %

3,6 %

2,1 %

2,6 %

2,8 %

3,5 %

2,0 %

2,5 %

10,0

2,7 %

3,4 %

1,9 %

2,4 %

№ п/п

Отечественные машины

Импортные машины

Мощность двигателя в л.с. до:

Трудоемкость в чел.-часах на 1 машино-час

0,25

0,22

0,28

0,25

0,32

0,26

0,35

0,29

0,37

0,32

0,45

0,39

0,52

0,44

0,56

0,67

0,75

0,77

0,88

0,97

0,95

1,05

1,12

1,01

1,27

1,07

1,57

1,65

1,67

1,87