Можно ли смешивать тормозные жидкости. Скажем разных производителей и классов DOT3, DOT4, DOT5. Знать обязательно. Тормозная жидкость Может ли тормозная жидкость

Жидкость не сжимается. Этот закон нам известен со средней школы, и именно на нем основана работа тормозной системы современного автомобиля. А что будет, если у закона появятся исключения? Вы скажете, такого не бывает. Иногда владелец авто создает их своими руками, нарушая периодичность замены тормозной жидкости. Рассмотрим типичные неисправности, которые могут возникать из-за несвоевременной ее замены и несоблюдения правил выполнения этой операции.

Зачем менять тормозную жидкость? Она работает в замкнутом пространстве, и ее свойства измениться не могут.

Тормозная жидкость работает в пространстве, которое замкнутым можно назвать достаточно условно. В системе есть компенсационные отверстия, которые впускают в него воздух при нажатии на педаль, и выпускают при обратном ее ходе. В результате тормозная жидкость, в состав которой входят, кроме прочих веществ, различные спирты, впитывает влагу из окружающего воздуха (тормозная жидкость гигроскопична). Кроме этого, в ней самой происходят необратимые химические реакции, а присадки, входящие в состав тормозной жидкости, со временем теряют свои свойства. Поэтому ее состав со временем изменяется, и довольно значительно.

Современные тормозные жидкости можно смешивать в любых пропорциях.

Действительно, тормозные жидкости можно смешивать, но не все и не со всеми! Смешиваются только те из них, которые соответствуют одним стандартам. Но следует учесть, что жидкости от разных производителей, как правило, имеют разную рецептуру присадок, а иногда и сделаны на разной основе. Кроме этого, вы не всегда можете быть уверены в марке жидкости, залитой в тормозную систему. Поэтому все же лучше не допускать смешивания тормозных жидкостей, так как в случае их несовместимости тормоза могут выйти из строя.

В современных автомобилях могут использоваться любые тормозные жидкости, соответствующие стандартам DOT-4.

Это неверное представление. Ряд производителей автомобилей допускает применение в тормозных системах только специально разработанных жидкостей. Некоторые из них созданы на минеральной основе, поэтому смешивать их с гликолевыми жидкостями категорически запрещено. Недопустимо и применение гликолевых жидкостей в тормозных системах автомобилей, рассчитанных на «минералку». Ведущие производители тормозных жидкостей обычно прямо предупреждают об этом потребителей.

Поэтому следует обязательно выполнять требования завода-изготовителя автомобиля, и внимательно читать описание той или иной жидкости, которую вы хотите приобрести. В нем, как правило, приводятся ограничения по применению продукта, если таковые существуют.

Даже если тормозная жидкость и впитывает воду, она ведь тоже не сжимаема. Поэтому никакого вреда не будет.

В данной ситуации проблема не в том, что вода может сжаться. Так как температура кипения воды всего 100С, чем больше ее в тормозной жидкости – тем ниже температура кипения. Если учесть, что при торможении тормозные механизмы сильно нагреваются, такой коктейль может закипеть, в жидкости образуются паровые пробки и тормоза становятся слабыми. Говоря по-другому, педаль уходит в пол!. Если учесть, что это явление происходит именно тогда, когда нужно сильно и часто тормозить, опасность очевидна. Именно поэтому следует строго придерживаться рекомендаций по периодичности замены тормозной жидкости.

Жидкость темнеет из-за того, что в ней есть моющие присадки, поэтому изменение цвета не является признаком необходимости замены.

К сожалению, это утверждение справедливо только для моторных масел. В тормозных жидкостях изменение цвета является признаком из загрязнения продуктами износа и микрочастицами пыли. Если жидкость не менять очень долго, в ней происходят и другие необратимые изменения, она становится вязкой и больше напоминает разбавленный битум. Частицы грязи могут привести к заклиниванию тормозных цилиндров и отказу тормозов. Нередки также случаи появления различных лакообразных отложений на внутренних поверхностях деталей тормозной системы. Поэтому потемневшую жидкость нужно менять, не дожидаясь истечения установленного срока.

Если вовремя менять тормозную жидкость, воздух в системе появиться не может.

Жидкость нужно менять не только своевременно, но и правильно. Есть такая операция – прокачка тормозной системы. В процессе прокачки тормозов происходит замена старой тормозной жидкости новой, без попадания воздуха. Чтобы прокачать тормоза, понадобится небольшой запас жидкости, поэтому ее нужно покупать примерно в полтора раза больше, чем емкость системы. Признаком попадания воздуха в систему является ощущение мягкой педали (тормоза берут со второго-третьего раза). И прокачивать систему нужно до тех пор, пока педаль станет жесткой и будет останавливаться в одной и той же точке ее хода. При выполнении этой операции необходимо придерживаться рекомендаций завода-изготовителя автомобиля, обратив особое внимание на очередность прокачки тормозных цилиндров, так как от нее зависит полнота удаления воздуха из тормозной системы.

Вид тормозной жидкости на скорость автомобиля не влияет, поэтому можно заливать любую современную жидкость.

Тормозная жидкость на скорость, конечно, не влияет, но скоростные качества автомобиля могут потребовать другой жидкости. При движении на больших скоростях или с частыми торможениями требуется тормозная жидкость с высокой температурой кипения. Поэтому ряд автомобилей требуют специальных жидкостей. Например, фирмы Ford и Rover Group для заводской заливки тормозной системы рекомендуют жидкости с температурой кипения 260°С. Примером такого продукта является Texaco Universal Brake Fluid DOT 4, в описании которой специально указано значение температуры кипения и соответствие ее требованиям названных выше производителей. А в описании жидкости Texaco Brake Fluid HD, соответствующей требованиям стандартов ISO 4925, FMVSS 116 — DOT 3, 4 и 5.1, SAE J 1703, просто сказано, что она обладает высокой температурой кипения, как в сухом, так и в «обводненном» состоянии.

Подведем итог

Необходимо использовать только те тормозные жидкости, которые рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля. Приобретая тормозную жидкость, внимательно следите за точным соблюдением спецификации к вашему автомобилю, осторожно относитесь к рекомендациям посторонних лиц. Соблюдайте рекомендованные сроки замены жидкостей. Приобретая подержанный автомобиль, лучше сразу заменить тормозную жидкость. Вы будете точно знать, что именно залили и когда. Это позволит избежать гаданий, нужно или не нужно ее заменить, и избежать проблем с тормозной системой. Заменив жидкость, не забудьте прокачать тормозную систему в соответствии с регламентом.

Вверх — Отзывы читателей (3) — Написать отзыв — Версия для печати

Можно ли лить тормазуху в дизель?

sonya 10 марта 2017, 22:40:43
Dima327 4 сентября 2018, 17:16:49

стремно ездить с пустым бачком, лучше вызвать эвакуатор...



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Вы уже знаете основные особенности тормозной жидкости. Знаете, что это жидкость должна оставаться сухой, не должна кипеть и замерзать. Во второй части мы рассмотрим каждый из основных параметров подробно.

Кипение

Обычно температура кипения замеряется для "сухой" и "влажной" жидкости отдельно. Делают это для того, чтобы можно было построить температурный график на всем периоде возможной эксплуатации жидкости. Для теста в жидкость добавляют всего 3,5% воды, но этого достаточно для того, чтобы спроецировать поглощение воды из воздуха. При нагреве и охлаждении жидкости замеряется ее вязкость, как правило, для замеров берут средний диапазон температур от -40 до +100 градусов Цельсия. В этот период укладываются практически все современные стандарты: FMVSS № 116 , ISO 4925 , SAE J 1703 и т.д. В реальных условиях рабочая температура ТЖ может достигать пределов от -50 до 150 градусов Цельсия.

Как будет заметно закипание жидкости?

При нагреве и последующем закипании в ТЖ начнут образовываться пузырьки газа. Часть жидкости при этом будет вытиснута в бачок главного тормозного цилиндра и ее место займет газ. В системе появится газовая пробка. Кто прокачивал тормоза, тот знает, как это выглядит для водителя. Педаль тормоза становится мягкой и перемещается без каких-либо ощутимых усилий. На ваши действия автомобиль естественно не реагирует и продолжает ехать, как и прежде.

Почему закипает тормозная жидкость?

Лень, забывчивость, вода. Вода на протяжении всего оставшегося текста будет основным врагом, хоть и косвенным относительно человеческого безрассудства.

В тормозной системе большинства автомобилей всего 1000мл жидкости. Добавив в нее 2% воды, а это не много ни мало 20мл от объема, мы понизим температуру кипения на 70 градусов. Если взять, к примеру, DOT-4 , то закипать он будет при 150-160 градусах. Можете мне поверить. В городе вы этого не заметите, а вот экстренное торможение на трассе… извините, тут гарантий нет. Хорошо, если дело будет зимой и ТЖ замерзнет. В этом случае вы сможете узнать о неполадке заблаговременно. Вязкость жидкости резко возрастет и вам будет крайне трудно дождаться срабатывания тормозов.

Замерзла тормозная жидкость?

Причина там же - вода. Не своевременная замена. «Я ее лет пять не менял и все нормально» - лишняя и не уместная философия.

Но и это еще не все. Достаточно жесткие условия эксплуатации ТЖ, ее неизбежное старение, приводит к тому, что компоненты жидкости начинают окисляться выделяя при этом не самые спокойные соединения. Раковины и выщерблины на рабочих поверхностях элементов тормозной системы это не следы какого-либо механического воздействия, а результаты химических реакций. Продукты окисления ТЖ великолепно разъедают металлы. Причем самый продолжительный тест на реакцию составляет всего 120 часов при 100 градусах Цельсия. Так что при определенных условиях не пройдет и года, как автомобиль потребует ремонта - дорогого ремонта .

После всего перечисленного можно, наверное, не упоминать о том, что вода есть ржавчина, но, тем не менее, это факт.

Как избежать проблем?

Да по большому счету легко. Стоимость обслуживания тормозной системы приемлема в абсолютном большинстве случаев. Я специально не пишу каких-либо цен, ибо времена идут, цены меняются, а в этом вопросе проблемы все те же что и 30 лет назад.

Правила эксплуатации простые.

Если вы чего-то не знаете о тормозной системе своего автомобиля - замените жидкость сразу после покупки авто. Далее повторяйте это каждые пару лет. В обычных условиях более частая замена не требуется.

Езда по лужам и пр. Через цилиндры тормозной системы вода не проникнет в жидкость, ну если конечно вы не припаркуетесь на ночь по пороги в воде. Основная зона поражения это бачок и его крышка. Как мы уже видели в первой части, в крышке есть отверстие. Оно хоть и не большое, но на мойку высоким давлением не рассчитано.

Что еще может ускорить замену жидкости. Сырые районы эксплуатации, большие перепады температур, которые неизбежно будут вызывать образование конденсата на стенках и крышке бачка. В некоторых вопросах надо подходить индивидуально.

Как оценить состояние тормозной жидкости?

Да ни как! Нет. Понятно, что она должна быть чистой, прозрачной и без осадка… но в большинстве случаев сам бачок не даст это выяснить, а даже если вы и найдете ее таковой, то это ничего не скажет о том сколько воды она уже впитала. Хорошие люди сделали прибор-анализатор при помощи которого можно узнать все о состоянии ТЖ, но стоимость прибора такова, что его не только нет смысла покупать в личное пользование, но иной раз будет дешевле поменять жидкость, чем оплатить стоимость подобного теста на станции. Хотя если предложат за небольшую цену, соглашайтесь, это точно не будет лишним.

Особенности.

Смешивать тормозную жидкость можно только внутри класса, например DOT-4.

DOT-4 и DOT-5 смешивать нельзя .

Доливка жидкости в систему. Давайте так. Доливать жидкость в систему имеет смысл только в том случае, если она начала уходить в дороге и вам просто надо добраться до дома. Если жидкость уходит, то надо искать причину при первой же возможности, т.к. тормоза отказывают мгновенно, ничего угадать не получится.

Долить - освежить. Это вообще не вариант. ТЖ не восстанавливает своих свойств при добавлении свежей жидкости. В этом случае это не более чем напрасная трата денег.

Хранить жидкость можно только в герметичной емкости. Без доступа воздуха, без перепада температур, без доступа влаги. При ее ассортименте и стоимости проще не хранить. Так. Прикупить в дорогу на всякий случай, ну а возить постоянно в багажнике вообще не стоит.

Если вы решите поработать с ТЖ самостоятельно, вам необходимо накрепко запомнить несколько вещей.

Курить при работе с жидкостью нельзя. Запрещено. Опасно.

ТЖ ядовита. Это практически самая опасная жидкость в машине. Кроме этого она агрессивна. При попадании в глаза обильно промывайте их водой и сразу не откладывая, обратитесь к врачу.

Если ТЖ была проглочена. Вызывайте рвоту сразу, любыми методами и, не откладывая, направляйтесь в ближайшую больницу. То, что легенды говорят о том, что ее во времена сухого закона пили, не даст вам ни шанса. Там имеет место сложный способ приготовления . Для того, чтобы поставить под угрозу жизнь взрослого человека достаточно 100 миллилитров жидкости. Причем именно под угрозу с реанимацией и всем подобным.

Из тонкостей.

При работе с элементами тормозных систем, манжеты, пыльники, уплотнители - не промывайте их бензином и керосином. Эти резинки сделаны из чистого каучука и не способны выдержать, без последствий, подобную мойку.

В заключение хочется затронуть еще один момент.

В России нет стандарта для производства тормозных жидкостей. Есть только набор технических условий, применяя которые каждый делает что хочет. Ну, или то, что получается. Я не советую применять отечественные жидкости в иноземных системах. Та статистика, которая складывается из опыта, не утешительна. Протекают иномарки на нашей тормозухе.

Говоря о техническом обслуживании, мы часто забываем, что помимо замены моторного масла и фильтров, сервисная книжка предписывает проводить множество других полезных операций.

Как узнать, что пора менять и зачем это делать?

Зачем меняют «тормозуху»?

Часто встречаются автолюбители, гордо заявляющие, что они за 10 лет пользования автомобилем только меняли масло. То, что у них не произошло ДТП по вине отказавших тормозов – скорее стечение обстоятельств и эксплуатация авто с малой загрузкой на равнине.

Если долго не менять тормозную жидкость:

    Изнашиваются (пусть практически незаметно) поршни в цилиндрах - со временем от грязи они начинают подклинивать, износ увеличивается.

    Со временем тормозная жидкость накапливает влагу и продукты износа манжет.

    Влага, попавшая в гидропривод, понижает температуру кипения и способствует возникновению коррозии.

Если автомобиль используется, чтобы доехать до сельского магазина – он может и 20 лет обходиться без замены. Но когда вы собрались летом на море и планируете проехать с прицепом по горным серпантинам – тут надо быть начеку.

Чтобы педаль тормоза не провалилась в самый неподходящий момент от закипания тормозной жидкости, её требуется вовремя менять. Инструкцией указан интервал – от двух до четырёх лет, в зависимости от модели автомобиля.

Некоторые производители не пишут конкретный срок замены. Иногда контролем занимается бортовой компьютер, который предупредит о необходимости расширенного обслуживания.

Замена тормозной жидкости

На машинах без антиблокировочной системы тормозов и сопряженных с ней помощников стабилизации пользователь может самостоятельно поменять жидкость. Для этого понадобится ассистент, или крышка-переходник на бачок главного цилиндра. Прокачиваем тормоза от дальнего (заднего правого колеса) к ближнему (левому переднему), до появления однородной струи светлого цвета.

Заранее закупите требуемое количество расходных материалов (обычно ёмкость системы около 1 литра), а также приготовьте инструмент – специальные ключи для отворачивания штуцеров прокачки, пластиковую банку и прозрачную трубку. Использование рожковых ключей крайне нежелательно из-за риска повредить грани.

В случае с современной сложной системой ABS, может потребоваться диагностический компьютер для включения насоса. В этом случае придётся воспользоваться услугами автосервиса.

Какую ТЖ выбрать?

Однозначно – ту, которая указана в инструкции. Здесь лучшее – враг хорошего. Если (как у большинства современных машин) у вас залита DOT-4 на основе гликоля, то и на замену стоит брать такую же. DOT-5 несовместима, т.к. содержит силиконовую основу.


В случае, когда душа требует перемен, и наблюдается излишек финансов – можно заказать «спортсменскую» DOT 5.1. Можно будет похвастаться друзьям, что у вас «тормозуха» не закипит при экстренном торможении со скорости 280 км/ч.

Если в ваш грузовик, Москвич или старую Волгу залита , при необходимости её можно заменить на DOT-4.

В случае с раритетными авто вы можете столкнуться с тормозной жидкостью красного цвета на касторово-спиртовой основе – БСК. Её менять на современные не стоит. К тому же она несовместима ни с одной из современных ТЖ.

Вывод:

Замена жидкости привода тормозов – не прихоть сервисменов, а необходимость для безопасного вождения автомобиля. Своевременное обслуживание добавит уверенности в своём автомобиле, особенно в главном его компоненте – тормозной системе.

Динамика жидкостей в тормозной системе автомобиля

Вы мчитесь вниз по длинной прямой, нажимаете на педаль тормоза, но того, что должно произойти не происходит, педаль вяло проваливается до полика, и автомобиль неуправляемый вылетает за поворот… Мгновения и в лучшем случае автомобилю потребуется ремонт, в худшем… Даже говорить не хочется. Единственный вопрос, который хочется задать бедолаге, пережившему подобный финал: Когда ты в последний раз менял тормозную ?

Гидролиния заполненная тормозной жидкостью является важнейшим элементом, посредником между вашей ногой и тормозными колодками, и, как правило, она выполняет свою работу идеально. При «гражданском» использовании автомобиля, тормозная жидкость не теряет своих свойств в течение нескольких лет.

Совершенно иное дело, когда используется на более интенсивных скоростях. Любители погонять от светофора к светофору или автовладельцы имеющие возможности использовать своих железных коней на треке должны помнить несколько важных нюансов. Современная тормозная жидкость, какая бы она ни была качественная имеет свои уязвимости.

Почему закипает тормозная жидкость?


Во-первых, химический состав тормозной жидкости изменяется при перегреве под воздействием многочисленных интенсивных торможений. Если ее вовремя не сменить, свойства жидкости многократно ухудшатся и она больше не сможет выполнять свои важные функции.

Также жидкость гигроскопична, что означает ее способность поглощать водяные пары из атмосферы. Вода понижает температуру кипения жидкости. Закипевшая жидкость выделяет газ. Если в тормозной линий появились пузырьки газа- вы потеряете тормоза, педаль уйдет в пол.

Продолжительность «жизни» тормозной жидкости зависит от того, на чем вы едете, как вы едете, и даже где вы едете. Мощный, тяжелый в жарком и влажном климате на треке может приговорить тормозуху за один гоночный уик-энд. Тогда как MX-5, в сухих и прохладных погодных условиях может продержаться гораздо дольше. В условиях стритрейсинга ситуация ненамного лучше. Сколько было написано историй о перегретых тормозах на тяжелых и мощных седанах, и хорошо, если эти истории заканчивались не трагически.

Каждый раз после покатушек перезаливать новую тормозную жидкость, прокачивая тормоза, конечно же, бренд, да и визуальная проверка расширительного бачка ни к чему не приведет, там может не быть пузырьков, воздух может скопиться в других частях тормозной системы.

Как предотвратить закипание тормозной жидкости?


Ваш автомобиль и ваш стиль вождения подскажут, что залить в тормозную магистраль. Стандартные DOT 3 или 4 подходят для большинства обычных спокойных водителей. Если вы испытываете тормоза на прочность, осаживая машину с большой скорости до нуля, вам стоит присмотреться к жидкости с повышенной точкой кипения, таким как ATE Typ 200 (190 °C) или Castrol React SRF Racing (270 °C). Жидкости действительно хорошие, но есть пару нюансов, их непросто достать в России, может, придется заказывать из-за рубежа и они стоят совсем не дешево. Castrol, например, обойдется в $78, примерно 6000 рублей.

ВАЖНО! Некоторые тормозные жидкости категорически нельзя смешивать! Пример- DOT 5, обладая высокой точкой кипения, этот вид тормозной жидкости нельзя перемешивать с менее стойкими к перегреву жидкостями для тормозов.


Итог: Залив качественную тормозную жидкость, в экстремальных условиях использования вы сможете избежать непредвиденных ситуаций с отказавшими тормозами. Тщательно изучите инструкцию применения и техническую документацию, прежде чем переходить на более стойкую тормозную жидкость, некоторые из видов DOT смешивать НЕЛЬЗЯ! Также тех. документация поможет вам определится с интенсивностью замены тормозной жидкости.

Не используйте жидкость из уже открытой бутылки, помните про ее гигроскопичность.

И . После водителя это, пожалуй, одна из самых важных систем во всем автомобиле.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.


Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
- DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
- DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
- DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ИХ СОВМЕСТИМОСТЬ

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.



На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.

2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.