Маркировка автомобилей и классификация. Классификация грузовых автомобилей Маркировка отечественных автомобилей

В СССР до 1966 г. маркировка автомобилей производилась буквами, обозначающими завод-производитель и цифрами номера модели. Каждому заводу выделялся свой диапазон цифр.

Маркировка автомобилей по заводам-производителям:


ГАЗ - Горьковский автомобильный завод (г. Горький) – цифры маркировки 1 - 99
ЗИЛ - завод имени Лихачева (г. Москва), цифры маркировки 100 - 199
КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод (г. Кременчуг, Украина), маркировка 200 – 299

В 1966 г. была принята «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» - отраслевая нормаль ОН 025270 66. Классификация автомобилей с этого времени производится на основе ОН 025270 66, устанавливающей классификацию грузовых автомобилей, классификацию легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.

Классификация автомобилей, общая классификация грузовых автомобилей

Классификация автомобилей - это разделение автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.


По назначению автомобили классифицируются на пассажирские, грузовые и специальные.
Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров.


Грузовые автомобили - для перевозки грузов.


Специальные автомобили перевозят специальное оборудование, установленное на них. К специальным относятся пожарные автомобили, уборочные, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.


Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек (без водителя) – легковые автомобили.
Свыше 8 человек - автобусы.

Грузовые автомобили разделяют на автомобили общего назначения и специализированные грузовые автомобили .

Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов, в том числе, оборудованный дугами и тентом.

Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза.

Примеры специализированных грузовых автомобилей:


панелевоз – грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки плит и панелей
самосвал – грузовой автомобиль для перевозки сыпучих грузов,
бензовоз - для перевозки светлых нефтепродуктов и т.п.

Специализированные грузовые автомобили оборудуются кузовом или оборудованием для перевозки определенного вида груза.

Грузовые автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском.

Тягач - грузовой автомобиль, буксирующий прицеп (полуприцеп, прицеп-роспуск). Седельный тягач – грузовой автомобиль оборудованный опорно-сцепным устройством ("седло" – седельно-сцепное устройство) для буксировки полуприцепа. Тягач и буксируемые им прицепы называются – автопоезд .

Принцип маркировки автомобилей по ОН 025270 66

ОН 025270 66 определяет классификацию автомобилей и их маркировку. Маркировка каждого нового автомобиля включает название завода-производителя и цифровой индекс из цифр (не менее четырех цифр в маркировке).


В ОН 025270 66 определена система маркировки автомобилей, используемая до настоящего времени.

Классификация грузовых автомобилей

Классификация грузовых автомобилей ОН 025270 66 разделяет автомобили на 7 классов в зависимости от полной массы автомобиля. Классификация автомобилей по массе дает первую цифру маркировки грузового автомобиля:

Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля)

Полная масса,т (тонны)

до 1,2

от 1,3 до 2,0

от 2,1 до 8,0

от 9 до 14

от 15 до 20

от 21 до 40

свыше 40


Полная масса автомобиля – это предельно допустимая масса автомобиля с грузом, водителем и пассажирами. Полная масса автомобиля устанавливается предприятием-изготовителем.

Маркировка автомобиля – цифры индекса

Вторая цифра маркировки автомобиля указывает вид автомобиля:

Вторая цифра маркировки автомобиля

Вид автомобиля

Легковой автомобиль

Автобус

Грузовой автомобиль (общего назначения)

Седельный тягач

Самосвал

Цистерна

Фургон

Резерв

Специальный автомобиль


Третья и четвертая цифры маркировки автомобиля указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изготовителем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель.

Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

Для холодного климата - 1;
экспортное исполнение для умеренного климата - 6;
экспортное исполнение для тропического климата - 7.

Пример маркировки грузового автомобиля

КАМАЗ-4326.

Производитель – Камский автомобильный завод (КамАЗ)


Вторая цифра в маркировке автомобиля указывает, что это – грузовик.


Классификация грузовых автомобилей - по полной массе (первая цифра индекса). Индекс 4 говорит, что полная масса этой модели автомобиля КАМАЗ от 9 до 14 тонн (по техническим характеристикам – 12300 кг.).


Последние две цифры (26) – номер модели.

Маркировка и классификация автомобилей – заключительные замечания

В настоящее время соблюдение ОН 025270 66 не обязательно, однако ОАО КАМАЗ, как и другие отечественные автозаводы, в основном придерживается системы цифровой маркировки автомобилей по ОН 025270 66 при цифровой маркировке моделей вновь выпускаемых автомобилей.

Есть автомобили КАМАЗ, маркировка которых не соответствует числовому индексу. Причины могут быть разные – разработка модели на базе автомобиля другого вида или изменение параметров автомобиля (полной массы) в процессе доработки модели.

Источник информации Сайт: http://kamaz.most-e.ru/KAMAZ-spravka/markirovka-auomobilei/

Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, к пассажирскому - автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы, к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности а в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный. Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары. К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов определенных видов.

Автомобили-тягачи предназначены для постоянной работы с прицепами или полуприцепами и подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи для работы с прицепами. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 чел., включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 чел. – к автобусам.

На базе легковых выпускаются также грузопассажирские автомобили, у которых для увеличения размеров площадки предназначенной для размещения в кузове груза, задние сидения делаются складывающимися.

По назначению автобусы подразделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристические.

К специальному подвижному составу относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.п.

Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работы по дорогам общей сети, и на внедорожный – для использования вне дорог общей сети. По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях различают дорожный автомобильный подвижной состав обычной проходимости, предназначенный для работы в основном по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.

Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно обозначают формулой где первая цифра – число колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных ведущих колес считается за одно колесо. Например, 4х2 – двухосный автомобиль с одной ведущей осью, 6х6 – трехосный автомобиль со всеми ведущими осями, 6х4 – трехосный автомобиль с двумя ведущими осями.

По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомобили разделяют на карбюраторные, электрические (электромобили), паровые газотурбинные.

Первая единая система классификации автотранспортных средств (АТС) начала действовать в 1945 году. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава из выделенного диапазона:

Диапазон Предприятие Примечание
1-99 Горьковский автомобильный завод им. Молотова (ГАЗ) ГАЗ-93 выпускал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ)
100-199 Завод им. Сталина (ЗиС) с 1956 г. Завод им. Лихачева (ЗиЛ)
200-249 Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) с 1959 г. Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ) . Исключения: МАЗ-200, МАЗ-205
250-299 Новосибирский автомобильный завод (НАЗ) с 1949 г. завод передали в другую отрасль промышленности. Нумерация передана КрАЗу. Исключения: РАФ-251
350-399 Уральский автомобильный завод им. Сталина (УралЗИС) с 1959 г. Уральский автомобильный завод (УралАЗ)
400-449 Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1971 г. Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола (АЗЛК)
450-484 Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)
485-499 Днепропетровский автомобильный завод (ДАЗ) см. ЗиС-485
500-549 Минский автомобильный завод (МАЗ) в т.ч. Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ)
550-599 Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)
600-649 Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) в т.ч. КАЗ-585
650-674 Горьковский завод автобусов (ГЗА) с 1950 г. Павловский автобусный завод им. Жданова (ПАЗ), в т.ч. Курганский автобусный завод (КАвЗ)
675-694 Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) кроме тролейбусов ЗиУ-682, ЗиУ-683 завода им. Урицкого
695-699 Львовский автобусный завод (ЛАЗ)
700-899 Автоприцепы различных заводов
930-939 Брянский атомобильный завод (БАЗ)
940-949 Тартуский авторемонтный завод (АРТ)
965-974 Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) в т.ч. Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ)
975-999 Рижский авторемонтный завод №2 (РАФ)

Тип прицепного состава обозначался цифрой, буквой и цифрой. Первая цифра показывала число осей, буквы обозначают: П - автомобильный прицеп, Р - прицеп-роспуск, ПП - полуприцеп, ПТ - прицеп-тяжеловоз, цифра после букв - грузоподъемность прицепа. Например, 1-П-0,5 означает одноосный прицеп грузоподъемностью 0,5 т; 2-П-6 - двухосный прицеп грузоподъемностью 6 т; 1-Р-5 - одноосный прицеп-роспуск грузоподъемностью 5 т; 4-ПТ-60 - четырехосный прицеп-тяжеловоз грузоподъемностью 60 т.

Каждому прицепу и полуприцепу присваивалась заводская марка. Полное их обозначение включало тип и заводскую марку, например, двухосный автомобильный полуприцеп 2-ПП-15 МАЗ-938.

В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава: каждой новой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (прицепов и полуприцепов). Вторые две цифры – модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. 6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата, 8 и 9 - резерв для других экспортных модификаций. Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Цифра 8 на первом месте означает прицеп, 9 - полуприцеп. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода-изготовителя.

Примечание 1. Среди обозначений автобусов встречаются редкие исключения, например, опытный КАвЗ-3100 «Сибирь» (северная модификация ЛиАЗ-677) и семейство несертифицированных автобусов КАвЗ-3976.

Примечание 2. После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии заводы МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят троллейбусом ЗиУ и автобусом ЛАЗ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и E для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Полная масса, т* Эксплуатационное назначение автомобиля**
бортовые тягачи само-
свалы
цис-
терны
фур-
гоны
специ-
альные
для грузовых автомобилей
по полной массе
до 1,2 13 14 15 16 17 19
1,2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
8,0 до 14,0 43 44 45 46 47 49
14,0 до 20,0 53 54 55 56 57 59
20,0 до 40,0 63 64 65 66 67 69
свыше 40,0 73 74 75 76 77 79
* Полная масса снаряженного автомобиля - это его собственная масса с заправкой, полезным грузом, дополнительным снаряжением, водителем и пассажирами в кабине. Тягачи классифицируются по своей полной массе плюс допустимая нагрузка на седло, причем одноосные тягачи - по собственной массе плюс полный вес полуприцепа. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полной массы в пределах 0,25 тонны для 1-го и 2-го классов и 1 тонны для остальных.
** Классы от 18 до 78 являются резервными.

Примечание 3. С середины 90-х некоторые автопроизводители внедряют собственную классификацию выпускаемых ими автомобилей. См. дополнительно: Дмитрий Гладкий. «Разберемся без бутылки».

Прицепы Полуприцепы
(роспуски)
Первые две цифры индекса* Легковые 81 91
Автобусные 82 92
Грузовые (бортовые) 83 93
Самосвальные 85 95
Цистерны 86 96
Фургоны 87 97
Специальные 89 99
Полная масса, т
Последние цифры индекса 01 - 24 до 4 до 6
25 - 49 свыше 4 - 10 свыше 6 - 10
50 - 69 свыше 10 - 16
70 - 84 свыше 16 - 24
85 - 99 свыше 24
* Классы 84, 94, 88 и 98 являются резервными.

Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 дм 3 , обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022; полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода для перевозки телят имеющий полную массу 9 т, обозначается ОдАЗ-9925 и т.д.

Буквы «КС» на большинстве отечественных автомобильных подъёмных кранов обозначают вид устройства и расшифровываются как «кран стреловой самоходный». На некоторых кранах используется не общая, а отраслевая маркировка. Например, надпись МКА-25 обозначает «монтажный кран автомобильный грузоподъемностью 25 тонн». А машина с маркировкой «СМК-14» - это специальный монтажный кран грузоподъемностью 14 тонн.

Общая маркировка обычно состоит из уже упомянутых двух букв «КС» и 4-5 цифр. Первая цифра обозначает тип крана по грузоподъемности. Всего существует восемь групп грузоподъемности. Первая – это машины, поднимающие 4-5 тонн. Во вторую группу входят краны грузоподъемностью от 6.3 до 8 тонн. Машины третьей группы поднимают и перемещают грузы весом 10-15 тонн. Четвёртая группа – 16-22.5 тонны. Для поднятия грузов от 25 до 36 тонн используют технику пятой группы. Шестая группа объединяет краны грузоподъемностью 40-56 тонн. В седьмую группу входит техника, работающая с объектами массой 63-90 тонн. Восьмая группа - 100-120 тонн.

Вторая цифра общей маркировки поясняет тип ходового устройства. Оно может быть гусеничным – это цифра 1, гусеничным уширенным – обозначается двойкой, пневмоколесным – это цифра 3. Кран на специальном шасси автомобильного типа будет содержать в маркировке цифру 4, а наиболее распространенное шасси стандартного грузовика нумеруется цифрой 5. Если ходовым устройством для крана служит шасси серийного трактора, оно отмечается в индексе цифрой 6. Ну и, наконец, цифра 7 обозначает прицепное ходовое устройство – это может быть, например, железнодорожный кран на шасси вагона, влекомый прицепленным впереди локомотивом. 8 и 9 – резервные цифры, оставленные «про запас», на случай изобретения какого-то нового типа ходового устройства (например, БАЗ-8029).

Третья цифра индекса говорит нам, какое у крана исполнение подвески рабочего оборудования. Если исполнение подвески гибкое, указывается цифра 6, если жесткое – цифра 7. Четвертая и пятая отражают порядковый номер модели, а следующая за ними - номер модификации. Если модель подверглась не просто небольшим изменениям, а модернизации, на это укажут буквы: А, Б, В и так далее.

Еще к индексу могут добавляться буквы, показывающие, для какого климата создавалась машина. Кран, имеющий в индексе буквы ТВ, может работать во влажных тропиках, Т – в тропиках, ХЛ – в условиях северного климата.

Например, КС-2574 - кран стреловой, самоходный, то есть имеющий стреловое оборудование и не стационарный. Цифра 2 в индексе обозначает, что кран относится ко второй группе по грузоподъемности, то есть поднимает от 6 до 9 тонн. Цифра 5 показывает нам, что ходовым устройством для этого крана служит шасси грузового автомобиля. Третья цифра маркировки, 7, обозначает, что подвеска у стрелового механизма данного крана – жесткая, то есть ее главным элемент – гидравлический цилиндр. И последняя цифра, 4 – порядковый номер модели, не требующий никаких особых знаний и толкований.

КС-5476А - первая цифра маркировки указывает на пятую группу грузоподъемности, то есть кран может поднимать вес от 25 до 36 тонн. Ходовым устройством ему служит шасси от спецавтомобиля грузового типа. Подвеска рабочего оборудования гибкая. Шестая модель крана, прошедшая первую модернизацию.

С 2004 года вступил в действие ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» с обозначениями, гармонизированными с принятыми в международных требованиях по безопасности, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств, Правила ЕЭК ООН №36, №52 и др.):

Категория
АТС
Описание
Категория L - механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы
L 1 Двухколесный мопед.
L 2 Трехколесный мопед.
L 3 Мотоцикл.
L 4 Мотоцикл с коляской.
L 5 Трицикл.
L 6 Легкий квадрицикл.
L 7 Квадрицикл.
Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
M 1 Легковые автомобили с типом кузова:
M 2 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
M 3 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов
N 1 ТС, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
N 2 ТС, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
N 3 ТС, имеющие максимальную массу более 12 т.
Категория О - прицепы (включая полуприцепы)
O 1 Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
O 2 Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
O 3 Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
O 4 Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.
Транспортные средства специального назначения категорий М, N и О
  • SA - автомобиль-дом (кемпер), категория M 1 .
  • SB - бронированное транспортное средство.
  • SC - транспортное средство медицинской помощи, категория M.
  • SD - автомобиль для ритуальных услуг (катафалк).
Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться буквой С. Например, транспортное средство медицинской помощи категории M 2 должно иметь обозначение M 2 С.
Категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы
Категория G - транспортные средства повышенной проходимости категорий М и N
Буквы М и N могут сочетаться с буквой G. Например, транспортное средство категории N 1 , которое может использоваться как транспортное средство повышенной проходимости, допускается обозначать как N 1 G.

Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270-66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4-х-значный индекс, для модифицированной модели – 5-значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5-ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.

Таблица 3.

Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом-изготовителем.

Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

Седельный тягач КамАЗ-5410. 54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10- модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем)

7 .Возможные альтернативные топлива для автотракторных двигателей. Широкое использование альтернативных топлив - газа, биогаза, метанола, рапса и др.Особый интерес представляет природный газ (его октановое число – 104). По предварительным данным, при использовании газа в два раза снижаются расходы на топливо.Биогаз из растительных остатков, например, из навоза.Вообще же на биомассы в мире приходятся около 15% всех энергоносителей.Перспективен как топливо метанол (СН 3 ОН) – метиловый спирт (в отличии от обычного этилового спиртаC 2 H 5 ОН очень ядовит), имеющий высокое октановое число. По теплоте сгорания он в два раза уступает бензину. Поэтому при его использовании объем топливного бака приходится удваивать.Получают его по схеме уголь®метан (СН 2) и его окисляя®метанол.Метанол является идеальным топливом для двигателей с искровым зажиганием (ДсИЗ). Он позволяет увеличить степень сжатия этих двигателей и приблизить их по экономичности к дизелям. Метанол можно использовать и в смеси с бензином. При добавлении в бензин 10…20% метанола можно обходиться без антидетонационных присадок.Большую перспективу имеет и рапсовое масло, поскольку по удельной теплоте сгорания оно существенно не уступает дизельному топливу. Выгодное отличие его заключается в том, что содержание кислорода в нем намного выше, чем у дизельного топлива – около 11%.Продукты сгорания рапсового масла не токсичны и легко поддаются биологическому разложению. При сгорании рапсового масла в атмосферу выбрасывается ровно столько двуокиси углерода, сколько рапс брал из нее для своего роста. При современных ценах, как показывают простейшие расчеты, рапсовое масло может оказаться дешевле дизельного топлива на 25%.Первые двигатели, работающие на рапсовом масле, были созданы за рубежом в 1975 году и установлены на легковые автомобили. Расход топлива был таким же, что и при топливе нефтяного происхождения – составлял 5-6 литров на 100 километров (при мощности 70 л.с.).Растительные масла, к которым относится и рапсовое, являются липидами (эфирами жирных кислот) или глицеринами. Обладая высокой теплотворной способностью, они содержат прямые углеводородные цепи, что обуславливает их относительно высокие цетановые числа. Рапсовое масло обладает близкими к дизельному топливу энергетическими возможностями, но вязкость его в 11 с лишнем раз выше. Это создает определенные трудности в организации рабочего процесса дизеля, т.к. увеличивает сопротивление топливоподаче, уменьшает производительность топливного насоса, ухудшает распыливание и смесеобразование. Все это приводит (если не принять необходимые меры) к увеличению удельного расхода топлива и интенсивному нагароотложению на стенки деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.



При этом рапсовое масло приобретает свойства, приближающие его к дизельному топливуПри использовании рапсового масла в качестве моторного топлива требуется ввести в топливную систему двигателя специальные подогреватели (теплообменники), обеспечивающие его локальный подогрев и, как следствие, снижающие вязкость.Вязкость рапсового масла можно снижать и замещением трехвалентных молекул глицерина одновалентными молекулами спирта посредством добавления небольшого количества метанола или этанола (трансэтерфикацией). На 1000 кг растительного масла обычно добавляют 110 кг метилового или этилового спирта и получают 1000 кг метилового или этилового эфира и 110 кг глицерина.В качестве топлива в ДВС может применяться и водород.Водород – один из самых легких газов – он в 14 раз легче воздуха, а жидкий водород в 13 раз легче авиационных топлив. В то же время теплота его сгорания в три раза больше теплоты сгорания бензина.Водород обладает рядом и других серьезных преимуществ по сравнению с другими топливами – быстро и хорошо образует смесь с воздухом, не создает проблему реконденсации и испарения, допускает быстрое обогащение смеси как при пуске ДВС, так и при разгоне автомобиля, не выделяет осадков, что гарантирует отсутствие окислений в камере сгорания, имеет более широкие границы воспламенения по сравнению с бензином – допускает нормальное воспламенение при коэффициентах избытка воздуха от 0,13 до 10,2 (это позволяет обеспечить качественное регулирование рабочей смеси даже без использования дроссельной заслонки и существенно повысить к.п.д. ДВС) и отличается более высокой максимальной скоростью сгорания. Токсичность выхлопных газов при нем намного ниже.



1. сырье возобновляемое,

2. выбросы СО 2 в атмосферу ниже на 50–80% по сравнению с традиционными видами топлива,

3. в процессе получения такого биотоплива производят еще несколько полезных побочных продуктов,

4. государства, где нет собственных запасов нефти, могут за счет этого обеспечить себе топливную независимость.

1. пока что высокая себестоимость производства,

2. меньшая мощность двигателей на таком топливе, больший расход,

3. необходимость больших площадей под выращивание нужных культур.

  • 4. Устройство и работа системы питания бензинового двигателя с впрыском топлива
  • Автотранспортные средства
  • 5. Параметры акб, порядок их проверки, определение степени разряженности акб
  • 6. Индикаторная диаграмма, диаграмма фаз газораспределения двухтактного дизеля (на примере двигателя 5тдф)
  • Автотранспортные средства
  • 7. Основные приборы и работа бесконтактно-транзисторной системы зажигания, ее преимущества
  • 8. Назначение, устройство и работа генераторов переменного тока
  • 9. Трансмиссия автомобиля, виды, назначение агрегатов механической трансмиссии
  • 10. Назначение, устройство и работа сцепления
  • Автотранспортные средства
  • 11. Устройство и работа коробки передач с делителем
  • 12. Назначение, устройство и работа раздаточной коробки с дифференциалом
  • 13. Устройство и работа тормозной системы с пневмо-гидропри-водом.
  • 14. Устройство и работа гидроусилителя рулевого управления
  • Автотранспортные средства
  • 15. Требования, предъявляемые к автомобилям. Активная, пассивная безопасность. Экологические и эргономические требования
  • 16. Углы установки колес, их влияние на свойства автомобиля, порядок регулировки
  • 18. Назначение главной передачи, виды, их применение в зависимости от вида
  • Автотранспортные средства
  • 19. Принцип подбора двигателя по мощности при проектировании автомобиля
  • 20. Принцип определения передаточного числа главной передачи при проектировании автомобиля
  • 21. Устройство и работа тормозного крана, обеспечение следящего действия тормозов
  • 22. Явление «кинематическое несогласование трансмиссии», конструктивные решения, исключающие отрицательное влияние этого явления
  • Автотранспортные средства
  • 23. Рулевая трапеция, ее состав и назначение
  • 24. Классификация и индексация автомобилей
  • 25. Составные элементы ходовой части и их назначение
  • Автотранспортные средства
  • 26. Виды подвесок, составные элементы и их назначение
  • 27. Принцип работы датчиков: детонации, расхода воздуха, положения коленчатого вала, кислородного датчика электронных систем управления двигателем
  • Автотранспортные средства
  • 28. Виды форсунок применяемых в дизельных двигателях, их устройство и работа
  • 29. Вспомогательное оборудование автомобиля, его назначение и работа
  • 30. Принцип работы датчика «Холла», электромагнитного датчика импульсов бесконтактной системы зажигания
  • Автотранспортные средства
  • 31. Механические устройства, автоматически изменяющие угол искрообразования, их работа
  • 32. Система электрозапуска двигателя, ее работа
  • 33. Тепловой баланс двигателя, способы снижения тепловых потерь
  • 24. Классификация и индексация автомобилей

    Все автомобили разделяются на три группы:

    1. пассажирские - легковые автомобили и автобусы; 2. грузовые - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т. ч. специализированные для выполнения транспортной работы; 3. специальные - автомобили, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

    Пассажирские автомобили делятся на легковые и автобусы.

    Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему двигателя классы: особо малый (до 1,1 дм 3), малый (1,1–1,8 дм 3), средний (1,8–3,5 дм 3), большой (свыше 3,5 дм 3), высший (рабочий объем не регламентируется).

    Автобусы подразделяются на классы по назначению и габаритной длине. Классы автобуса: особо малый (до 5,5 м), малый (6,0–7,5 м), средний (8,5–10,0 м), большой (свыше 11,0‑12,0 м), особо большой (16,5‑24,0 м).

    Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности и полной массе. В зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер использования, они подразделяются на грузовые автомобили общего назначения и специализированные. Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудованный дугами и тентом или без них, и используются для перевозки различных грузов. Специализированные автомобили имеют различные кузова, предназначенные для перевозки грузов определенных видов. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорн. установками, автокраны, уборочные а\м и т. д. Каждой модели автомобиля присваивается индекс , состоящий из ряда цифр. Первая цифра обозначает класс автомобиля: по рабочему объему двигателя - для легковых автомобилей; по габаритной длине - для автобусов; по полной массе - для грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа.

    Вторая цифра указывает на тип автомобиля: легковой автомобиль – 1, автобус – 2, грузовой автомобиль или пикап – 3, седельный тягач – 4, самосвал – 5, цистерна – 6, фургон – 7, резерв – 8, специальное автотранспортное средство – 9.

    3 и 4 цифры указывают на пор. номер мод, 5 говорит о том, что это не баз. мод, а модифик, 6 ‑ обозначает вид исполнения: для хол климата – 1, экспортное исполн для умер климата ‑ 6, экспортное исполн для тропического климата – 7.

    Некоторые а\м имеют в своем обозначении через тире две цифры, например-01, 02 и др. Они указ, что мод. или модификация явл-ся переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.

    Автотранспортные средства

    25. Составные элементы ходовой части и их назначение

    Рама . Является основным несущим элементом грузового автомобиля. На нее устанавливают и закрепляют двигатель, агрегаты шасси, кабину и кузов автомобиля. Рама воспринимает нагрузки от массы автомобиля, а также нагрузки, возникающие при движении.

    По конструкции рамы могут быть лонжеронными и хребтовыми. Лонжеронные рамы состоят из двух продольных балок (лонжеронов), соединенных поперечинами. Хребтовые рамы состоят из одной продольной балки с поперечинами.

    На грузовых автомобилях наиболее распространены лонжеронные рамы. На легковых автомобилях роль рамы выполняет кузов, каркас которого представляет собой жесткую сварную конструкцию, усиленную наружными облицовочными панелями.

    Передний неведущий мост . Передний неведущий мост грузовых автомобилей служит для установки передних управляемых колес. Он передает от колес через подвеску на раму автомобиля продольные и боковые силы, возникающие от контакта автомобиля с дорогой.

    Основу переднего моста составляет двутавровая балка. Средняя часть балки выгнута вниз, что позволяет расположить ниже двигатель на раме. Верхняя полка моста имеет опорные площадки для крепления рессор подвески.

    На легковых заднеприводных автомобилях с независимой подвеской передних колес передний мост образуется короткой балкой или поперечиной, закрепленной к кузову автомобиля. Она служит одновременно и для крепления двигателя.

    Балка заднего ведущего моста . На автомобилях с колесной формулой 4x2 она передает через подвеску на раму или кузов автомобиля толкающие усилия от ведущих колес в режиме тяги и тормозные усилия при торможении.

    В зависимости от конструкции балка ведущего моста может быть разъемной или неразъемной. Внутри балки размещаются механизмы ведущего моста, а по концам на подшипниках устанавливают ступицы ведущих колес. Балка моста имеет спереди фланец для крепления картера главной передачи и дифференциала, а сзади крышку. В верхней части на балку приварены две опорные площадки для крепления рессор.

    Подвеска автомобиля осуществляет упругую связь рамы или кузова с мостами и колесами, смягчает воспринимаемые ими удары и толчки при езде по неровностям дороги. Упругие свойства подвески достигаются применением упругого элемента. Работа подвески основана на превращении энергии удара при наезде колеса на неровность дороги в перемещение упругого элемента подвески, в результате чего сила удара, передаваемого на кузов, уменьшается, и плавность хода автомобиля становится лучше. По характеру взаимодействия колес и кузова при движении автомобиля все подвески делят на зависимые и независимые. Зависимая подвеска имеет жесткую связь между левым и правым колесом, в результате чего перемещение одного из них в поперечной плоскости передается другому и вызывает наклон кузова. Независимая подвеска характеризуется отсутствием жесткой связи между колесами одного моста. Каждое колесо подвешено к кузову независимо от другого колеса. В результате при наезде одним колесом на неровности дороги колебания его не передаются другому колесу, уменьшается наклон кузова и повышается в целом устойчивость автомобиля при движении.

    Амортизаторы . При движении автомобиля по неровностям дороги возникают колебания кузова, которые продолжаются некоторый промежуток времени после наезда колес на препятствие. Для гашения возникающих колебаний на автомобилях в конструкции подвески применяют амортизаторы преимущественно жидкостные телескопического типа.

    Работа амортизатора основана на сопротивлении перетеканию специальной жидкости, находящейся во внутренних полостях амортизатора и перетекающей из одной полости в другую при изменении их объемов. Телескопические амортизаторы имеют двустороннее действие, т.е. гасят колебания подвески при ходе сжатия и при ходе отдачи.

    Колеса автомобиля обеспечивают непосредственную связь с дорогой, участвуют в создании и изменении направления его движения, передают нагрузки от массы автомобиля на дорогу.

    а) грузоподъемности (особо малой – до 0,5т, малой – от 0,5 до 2т, средней – от 2 до 5т, большой – от 5 до 15т и особо большой – свыше 15 тонн); б) назначению (общего назначения и специализированные); в) условиям движения (дорожные и внедорожные). Дорожные АТС предназначены для выполнения работ по дорогам общей сети I-V категории, внедорожные – для использования вне дорог общей сети (карьерные автомобили);

    г) проходимости (обычной и повышенной). Автомобили обычной проходимости предназначены для выполнения транспортных работ в основном по благоустроенным дорогам, повышенной проходимости – для выполнения работ по неблагоустроенным дорогам и кратковременно в условиях бездорожья;

    д) колесной формуле (4×2; 6×4; 4×4). Первая цифра обозначает число колес автомобиля, вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных колес считается за одно;

    е) по характеру использования (одиночные автомобили и автомобили-тягачи с прицепами и полуприцепами);

    ж) по роду потребляемого топлива – бензиновые (карбюраторные и инжекторные); дизельные; газовые (на сжиженном и сжатом газе).

    Классификация грузовых автомобилей по их исполнению и назначению приведена в таблице 2. Таблица 2.

    Назначе- ние

    Тип автомобиля по устройству кузова

    Характер использования

    Конструктивные особенности

    Виды перевозимых грузов

    Общего назначе- ния

    Бортовой

    Одиночный автомобиль

    Неопрокидывающийся бортовой кузов

    Бортовой

    Автомобиль-тягач с одним или двумя прицепами

    Неопрокидывающийся бортовой кузов.Имеет тягово-сцепное устройство

    Грузы общего назначения, кроме жидких без тары

    Седельный тягач

    Седельный тягач с полуприцепом

    Без кузова.Имеет седельно-сцепное устройство для буксировки полуприцепа

    Грузы общего назначения, кроме жидких без тары

    Специали-зирован- ные

    Самосвал

    Одиночный автомобиль

    Самосвальная платформа

    Самосвал

    Самосвал-тягач с одним или двумя прицепами (автопоезд)

    Самосвальная платформа. Имеет тягово-сцепное устройство

    Строительные и сельскохозяйственные грузы

    Автоцистерна

    Одиночный автомобиль

    Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы

    Автоцистерна

    Автоцистерна с прицепом

    Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы. Имеет тягово-сцепное устройство

    Нефтепродукты, вода, молоко, вино, мука, цемент, бетонно-растворные смеси, битум, минеральные удобрения и другие жидкие и сыпучие грузы

    Автофургон

    Одиночный автомобиль

    Кузов-фургон цельно-металлический, изотермический, кузов-рефрижератор, кузов-фургон с грузоподъемным бортом

    Автофургон

    Автофургон с одним или двумя прицепами

    Кузов-фургон цельно-металлический, изотермический, кузов-рефрижератор, кузов-фургон с грузоподъемным бортом. Имеет тягово-сцепное устройство

    Почта, бумага, мебель, медикаменты, продукты, промтовары, хлебо-булочные изделия, животноводческие продукты в охлажденном и замороженном состоянии

    Седельный тягач

    Седельный тягач с полуприцепом (автопоезд)

    Без кузова. Имеет седельно-сцепное устройство для буксировки специализированного полуприцепа

    Для перевозки грузов определенных видов

    Обозначение грузовых автомобилей

    Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270-66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4-х-значный индекс, для модифицированной модели – 5-значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5-ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.

    Таблица 3.

    Полная масса, т

    Базовые (первые 2 цифры) индексы для:

    бортовых автомобилей

    седельных тягачей

    самосвалов

    автоцистерн

    автофурго-нов

    До 1,2 вкл.
    От 1,2 до 2,0 вкл.
    От 2,0 до 8,0 вкл.
    От 8,0 до 14,0 вкл.
    От 14,0 до 20,0 вкл.
    От 20,0 до 40,0 вкл.
    Св. 40,0

    Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом-изготовителем.

    Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

    Седельный тягач КамАЗ-5410. 54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10- модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем)