Бортовой компьютер. Что такое бортовой компьютер

Современный автомобиль представить себе без бортового компьютера просто невозможно. И никто не может назвать это устройство бесполезной вещью. Многие автопроизводители устанавливают бортовые компьютеры при его сборке, но если данное устройство отсутствует, то оно может быть установлено дополнительно.

Можно назвать одним из достижений технического прогресса, которые упрощает жизнь человека за рулем. Бортовые компьютеры от разных производителей отличатся как своими возможностями, так и стоимостью. Несомненным плюсом такого устройства является то, что если в автомобиле присутствует неисправность, то компьютер предупредит водителя, что позволит ему заехать в автосервис и предотвратить серьезную поломку.

При помощи бортового компьютера можно узнать о температуре воздуха за окном, о том который сейчас час. Бортовой компьютер известит водителя о том, сколько топлива осталось в баке, а также зафиксирует скорость движения автомобиля. Скорость, конечно же, можно определить и по спидометру, но бортовой компьютер более точно определит состояние главных узлов автомобиля.

Бортовой компьютер предложит варианты решения проблемы в том случае, если в баке осталось мало топлива. Кроме того бортовой компьютер оповестит о том, что нужно сменить масло и др.

Установка бортового компьютера позволит не бояться того, что может разрядиться аккумулятор. Бортовой компьютер может вмешиваться в работу машины и предотвращать возникновение данной проблемы.

Данные для работы бортового компьютера поступают сдатчиков и блоков управления системами автомобиля. К этим устройствам бортовой компьютер подключается при помощи разрыва. Такое устройство можно еще и подключать к блоку управления электросети автомобиля, которые принимает информацию с датчиков и передает ее на бортовой компьютер.

Обработка информации происходит при помощи программного обеспечения, которое заложено в бортовой компьютер. Устройство в таком случае делит значения, для того чтобы получить прогноз передвижения на оставшемся топливе. Во все полученные данные можно вносить изменения. Это делается во избежание больших погрешностей, так как штатные системы часто выдают ошибочные данные.

Обработанная и полученная информации отображается на экране бортового компьютера, которые может быть цифровым, 3-х или 4-х зарядным, монохромным, или же цветным. Для того чтобы получать до 15 параметров, достаточно будет монохромного экрана, диагональ которого составляет 2 длюйма, а разрешение 128 а 4 точки. В мультимедийных бортовых компьютерах, которые работают под управлением ОС, как правило, устанавливаются цветные ЖК экраны с высоким разрешением и соответственно большой диагональю.

В итоге, можно заключить, что наличие бортового компьютера повысит безопасность автомобиля и поможет водителю быть в курсе того, что происходит с автомобилем на момент движения.

Бортовой компьютер - устройство автоматического типа, направленное на обработку и считывание информации по работе основных функциональных узлов автомобиля с её последующим выводом на дисплей.

Бортовик позволяет определить количество топлива, находящегося в баке, и его при любом используемом режиме езды. Благодаря полученным данным компьютер автоматически рассчитывает расстояние, которое автомобиль сможет преодолеть до того момента, как горючее полностью иссякнет.

При возникновении неполадок в любом агрегате на дисплей выводится код определённой ошибки, позволяющий в кратчайшие сроки провести диагностику и устранить проблему.

Определённо, бортовой компьютер просто необходим как для карбюраторного, так и для инжекторного автомобиля. Прибор имеет множество вариантов внутреннего функционала, его возможности весьма многогранны (скорость во время движения, объём топлива в баке, температура двигателя, частота оборотов, напряжение электросистемы). Учитывая их общее количество, выбранную модель и производителя, формируется цена бортовика.

Видеообзор бортового компьютера Мультитроникс:

Типы маршрутных компьютеров

В зависимости от особенностей сборки выделяются два типа автомобильных компьютерных приборов:

  • бортовые компьютеры, предназначенные для конкретных моделей авто;
  • мультисистемное компьютерное устройство универсального типа.

Работа модельных маршрутных компьютеров ассоциируется только с определёнными протоколами, присутствующими в конкретных моделях транспортных средств. Это главное ограничение, которое устройства для собственного авто.


Мультисистемные компьютеры универсального типа легко встраиваются как в простые инжекторные автомобили, так и в модели с и турбонаддувом. Эксплуатация этих приборов довольно проста. Положительным аспектом является отсутствие необходимости приобретения нового бортовика при смене транспортного средства. Для удачной переустановки прибора требуется лишь полное обновление программного обеспечения.

Наиболее известной фирмой-производителем контролирующих компьютерных приборов считается Multitronics.


Multitronics - самый популярный маршрутный компьютер

Количество настроек и функциональных возможностей в Multitronics настолько велико, что запросы даже самого взыскательного пользователя будут удовлетворены. Бортовой компьютер Мультитроникс обеспечивает безопасность передвижения по дорожному полотну, облегчает процесс ухода за транспортным средством, экономит время и деньги автомобилиста.

Бортовые компьютерные устройства этой фирмы поддерживаются многими , отличаются различным функциональным обеспечением, конструкцией и типом встроенного дисплея.


Последними представителями Мультитроникс являются модели VC 731 и TC 750. Оба вида осуществляют диагностику на основе мощнейшего тридцатидвухразрядного процессора. Подходят для любых инжекторных транспортных средств (отечественных, импортных), поддерживающих диагностический протокол OBD-2.

Приборы Multitronics имеют следующие возможности:

  • Функция диагностики осуществляет контроль над всеми рабочими узлами автомобиля. В случае поломки на дисплей выводится код ошибки, указывающий на конкретный неисправный узел.
  • Для сохранения безопасности и предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации разработано 15 голосовых предупредительных сигналов.
  • Функция слежения за качеством заливаемого в бак топлива. Позволит предотвратить выход из строя главенствующих систем и механизмов.
  • «Эконометр» - выполняет контролирующую роль за количеством и помогает подобрать наиболее подходящий стиль вождения, позволяющий сэкономить достаточное количество денежных средств.
  • Запись статистических данных (расстояние, приоритетная скорость). Необходима она для планирования денежных затрат на содержание автомобиля.
  • Легкое вмонтирование маршрутного компьютера, которое обусловлено наличием шестидесяти протоколов для дизельных и инжекторных машин (среди них ISO 15765-4 CAN, ISO 9141 / ISO 14230, SAE J1850 VPW).
  • На инжекторном транспортном средстве бортовой компьютер может работать от датчика скорости и форсунки.
  • Одновременное отражение на дисплее семи или девяти параметров.
  • Бортовой журнал с фиксацией всех заправок и поездок.
  • Дисплей с диагональю 2,4 дюйма, с цветным изображением и разрешением 320×240. Выводящаяся на экран информация отличается особой чёткостью и отсутствием искажений.
  • Возможность просмотра всех параметров в виде графического анализа.

Установка бортового компьютера Мультитроникс обычно не вызывает затруднений, что связано со встроенным универсальным креплением .


В список автомобилей, для которых предусмотрено вмонтирование маршрутного компьютера Multitronics, входят такие известные марки, как Audi, BMV, Chrisler, Daewoo, Fiat, Ford и многие другие.

Ошибки бортовика и своевременная диагностика

Как уже отмечалось выше, любые сбои, возникающие в рабочих узлах транспортного средства, высвечиваются на дисплее в виде определённой надписи или кода. Очень важно разобраться с предоставляемой информацией как можно скорее. Это позволит избежать ухудшения общей ситуации.

Основные ошибки бортового компьютера:

  • Antipollution fault - очистки выхлопа.
  • Automatic gearbox fault - автоматическая коробка передач работает неадекватно.
  • Battery charge fault - батарейка требует дополнительной подзарядки.
  • Brake fluid level (low) - недостаточное количество тормозной жидкости.
  • Coolant level warning - нехватка охлаждающей жидкости.
  • Door open engine running - открыты двери автомобиля при работе силового агрегата.
  • Driver seat belt warning - пассажиры или водитель не пристёгнуты ремнями безопасности.
  • Engine oil level too low - уровень масла ниже нормы.
  • Engine temperature too high - перегрев двигателя.
  • Fuel pump cut-off - неисправность топливного насоса.
  • Handbrake on - несвоевременное использование ручного тормоза.
  • Ice alert - вероятность появления на дороге гололёда. Индикатор срабатывает при низкой температуре внешней среды.
  • Low Fuel Level - нехватка горючего топлива.
  • Overspeed warning - превышение скорости.
  • Puncture warning - неисправность шины.

Видео о различных ошибках бортового компьютера Multitronics:

Бортовик для автомобиля не роскошь, а, скорее всего, крайняя необходимость. О пользе применения такого устройства говорить не приходится. Каждый автомобилист знает, что скорая диагностика появившихся повреждений экономит не только время, но и сокращает количество капиталовложений. Единственное устройство, позволяющее избежать цепной реакции и выхода из строя множественных механических узлов, - бортовой компьютер.

Функции бортового компьютера:

(km C miles F) - Кнопка слева от ЖКИ - переключает между английскими и метрическими единицами. Полезно переключить мили/галлоны/фаренгейты в километры/литры/градусы после перехода на английский язык. (справа от ЖКИ фототранзистор для автоматической регулировки яркости доски. Нажатию не подлежит).

Верхний ряд:

Для ввода соответственно тысяч, сотен, десятков и единиц того или иного параметра.
- Set/Reset
Аналог клавиши Enter на более простых компьютерах, сохраняет введенные данные. При нажатии в режиме часов загорается/выключается символ звукового сигнала. Будет пикать за примерно полминуты до окончания каждого часа.

Средний ряд:

Переключает время на дату и наоборот для отображения\\изменения. Приглашение на ввод года появляется после ввода даты. Данные сохраняются после нажатия на s/r, при этом секунды, хотя и не отображаются, сбрасываются в 00.
- Расход топлива 1 и расход топлива 2. Отсчет начинается после нажатия s/r. Показывает интегральный расход топлива на 100 км пути. Два регистра могут быть использованы для отслеживания расхода, например, на всей дистанции и какого-либо ее участка.
- Сколько км можно еще проехать на оставшемся топливе. При значении менее 15 км появляются прочерки (очень пора кормиться). При наличии символа «+» рядом с км топлива в баке больше, чем указано в км или бак полный.
- Средняя скорость. Отсчет начинается после нажатия s/r.
-Температура окружающего воздуха. Может быть не актуальна после стоянки с теплым двигателем (нагревается датчик в переднем бампере). Актуализируется по мере движения. При температуре +3С при включении зажигания выдается предупреждение (пикание). Означает, что при +3С теоретически возможно образования наледи на эстакадах и т.п., т.е. призыв к осторожности.

Нижний ряд:

Считает время 1 и время 2 (по аналогии с расходом). Сначала в минутах:секундах, потом часах:минутах. Максимальное значение 99 часов 59 минут. Это просто elapsed time и ничего больше. Останавливается при выключении зажигания и возобновляется при его включении. Отсчет начинается после нажатия s/r. В машинах, оборудованных стояночным подогревом задает время пуска и остановки подогрева соответственно.
- Ожидаемое время прибытия. Работает только при введенных данных в DIST.
- Можно ввести расстояние до предполагаемой цели. Просто ведет обратный отсчет км. При этом исходя из динамики движения экстраполируется время прибытия. Отсчет начинается после нажатия s/r.
- Лимит скорости. Если текущая скорость превысила заданную на более чем 5 км\\ч, БК блямкает и светодиод начинает мигать. На доску выводится сообщение.
- Иммобилайзер. Ключ в положение радио, ввести код из 4 (любых) цифр, нажать s/r, выключить зажигание. При этом активизируется отслежка открывания капота, заднего сидения и вынимания магнитолы. Если одно из трех не на месте, светодиод призывно мигает - надо проверить все ли закрыто/вставлено на место. При следующем включении зажигания необходимо ввести код (желательно такой же, какой был в начале любым) и нажать s/r. Без этого мотор пустить невозможно, а после 3-й попытки запуска включается сигнализация. Если в нижней части доски есть дисплей (в Е34 на 520i и 525td/tds нет), то вся информация с БК может быть на нем независимо отражена. Выводится путем последовательного нажатия на переключатель поворотников к рулевой колонке (там стрелочка и буковки - BC).
Последовательность отображения можно запрограммировать. Для этого нажать на переключатель и удерживать его в течение 3 секунд. Загорится PROG 1. Нажимать на БК те кнопки, информация от которых желательна на дисплее. Окончание по s/r, при этом информация проходит циклически и не обязательно ее всю выводить. Для выбора между расходами использовать кнопку km/miles. Аналогично для двух значений ZEIT и времени/даты. Если s/r нажать сразу после приглашения PROG 1, на дисплей будут выводится последовательно все данные с БК.

Переключение бортового компьютера на другой язык:

С н а ч а л а - ключ в положение 2 - которое перед зажиганием непосредственно - ну когда щетки работают, п о т о м держи кнопку, которую уже говорили (симметрично сбросу пробега), держи долго, но не 2 минуты, она должна сработать где-то через сек. 30 ИМХО. И язык поменяеся, еще раз подержишь - опять поменяется, и так пока не будет US English или UK English… ВИН в компьютере и в машине: На задней кромке моторного отсека, прямо снизу ветрового стекла, почти посередине, чуть правее. Видится через щель в пластиковой облицовке, капот открыть. Нажимаешь чек контроль (симметрично по отношению к сбросу одометра на доске справа), вставляешь ключ, включаешь зажигание (без пуска двигла), пошли тесты. ВИН дает только последние 7 знаков.

Скрытые функции бортового компьютера BMW.

Список функций:
1 Тест дисплея - все индикаторы на дисплее БК должны загореться
2 Моментальный расход в литрах на 100 км
3 Моментальный расход в литрах в час
4 Средний расход в литрах на 100 км (используется для БК для расчета расстояния)
5 Расстояние (эта функция доступна так же через кнопку БК)
6 Моментальный уровень топлива (текущее положение датчика уровня топлива)
7 Остаток топлива в баке (усредненное положение датчика уровня топлива)
8 Скорость км/час
9 Напряжение в бортовой сети (реально - напряжение приходящее на БК)
10 Установки языка БК
11 ?
12 Средняя скорость (используется БК для расчета времени прибытия)
13 Расчетное время прибытия
14 Дата прошивки
15 Диагностика
16 Диагностика
17 Данные о автомобиле
18 Переключатель режимов звуковой сигнализации
19 Блокировка дополнительных функций
20 Корректировка расхода топлива для БК
21 Сброс всех ошибок, а так же БК

Процедура корректировки расхода топлива (Тест 20):
Эта функция предусмотрена для корректировки значений среднего расхода БК. Если данные БК отличаются от реальных данных расхода то процедура корректировки выглядит следующим образом
1. Залить полный бак, выездить его и снова залить.
2. Получить реальный расход, разделив количество залитого топлива на пробег.
3. Рассчитать новое значение корректировки как произведение старого значения на отношение расхода по БК к реальному расходу.

Как настроить бортовой компьютер?







Бортовой компьютер является довольно сложным прибором и его настройка может занять время. Но перед тем, как приступить к настройке, необходимо его подключить к системе автомобиля.

Бортовой компьютер: подключение

Чтобы подключить бортовой компьютер, нужно найти диагностическую колодку. Для этого нужно воспользоваться специальным разъемом. Само собой, этот разъем должен подходить к тому, что есть в автомобиле. Часто бывает так, что разъемы не подходят, и приходится пользоваться переходниками. Как правило, найти таковые не сложно, например, в специализированных автомагазинах.

Бортовой компьютер: настройка

После подключения бортовой компьютер необходимо настроить. Следует учитывать, что система компьютера автоматически считывает текущие параметры. Чтобы перейти к непосредственно настройке компьютера нужно сделать следующее:

  1. Включить зажигание и завести двигатель.
  2. Перейти в режим установок.
  3. Выбрать тип электронного блока из предложенного списка и установить его как основной.
  4. Выбрать режим расхода топлива.
  5. Если вы выбрали ручное определение, то вам нужно будет внести данные по количеству топлива в баке самостоятельно.
  6. Выберете параметры, которые нужно отображать на дисплее.
  7. Отрегулируйте подсветку дисплея.
  8. Рекомендуется самостоятельно установить температуру включения вентилятора для охлаждения двигателя. Это связано с тем, что компьютер обычно не способен определить температуру двигателя, ведь во многих автомобилях не установлены тепловые датчики.

Несмотря на то, что бортовой компьютер призван помогать пользователю в задаче управления автомобилем, водителю следует помнить, что он не может полностью заменить его.

  1. Если компьютер имеет возможность оценивать уровень моторного масла в двигателе, не следует верить ему на слово, а периодически проверять уровень масла самостоятельно.
  2. Некоторые бортовые компьютеры имеют функцию управления системы сигнализации. Однако стоит учесть, что если сама система сигнализации может быть защищена от электронного взлома, то в случае, если автомобиль был оставлен с включенным зажиганием, при отсутствии защиты у компьютера, он может быть легко взломан.
  3. Не следует возлагать на компьютер больше, чем это необходимо. Помните, что данное устройство способно потреблять немало тока из-за большой нагрузки, из-за чего аккумуляторная батарея разряжается значительно быстрее.
  4. Не меняйте настройки, которые были считаны с электронного блока управления. Это рекомендуется делать только в центре диагностики и сервиса для машин. В противном случае, вы можете случайно заблокировать работу бортового компьютера и некоторых систем вашего автомобиля.

Начнем с того, что вообще такое Бортовой Компьютер. Это аналог домашнего персонального компьютера, установленный в автомобиле и специально предназначенный для работы в машине. БК используются для автонавигации, соединения с интернетом, развлечения. Возможности онбордера объединяют функционал традиционных устройств узкого назначения (автомагнитол, навигаторов, DVD-плееров) с возможностями персонального компьютера. Конечно же у каждой модели БК разные функции. Какие то показывают просто пройденный путь, расход бензина, ошибки автомобиля, другие же могут так же в себе ещё иметь DVD проигрыватель, Видео проигрыватель, Навигатор и другие.

Бортовой компьютер автомобиля – это сложное устройство, которое обеспечивает вывод и анализ информации о системах машины, предупреждает и успешно диагностирует проблемы и неполадки. Эксплуатация любого устройства, а тем более такого сложного механизма как автомобиль, невозможна без четкого и системного контроля основных процессов, происходящих в нем. Бортовой компьютер блестяще справляется с этим заданием. Вполне возможно, что отзывы об отечественном автомобиле, оборудованном бортовым компьютером, смогут достичь такого уровня, что отзывы honda legend не будут казаться чем-то недосягаемым.

Функционал бортового компьютера может включать в себя до сотни возможностей, хотя все, конечно же, зависит от типа устройства, его цены и производителя. Каждый бортовой компьютер поддерживает фирменные протоколы определенных автомобильных марок. Поэтому, прежде чем останавливать свой выбор на определенном устройстве, уточните, возможна ли его установка на ваш автомобиль. Если вы владелец машины марки Škoda, то вам подойдет Multitronics TC 50 GPL, а если установка маршрутного компьютера на семейство автомобилей ВАЗ 2110, то смело выбирайте бортовой компьютер Gamma GF 412.

Маршрутный компьютер сообщает пользователю основные параметры поездки – это скорость, обороты двигателя и его температура, температуру воздуха в салоне и снаружи, оставшееся количество топлива, напряжение и многие другие данные. Несмотря на то, что многие подобные показатели можно получить по сообщениям штатных приборов автомобиля, установка бортового компьютера не становится от этого менее актуальной. Во-первых, показания маршрутного компьютера имеют большую точность, а во-вторых, он имеет возможность корректировать исходные данные для вычислений после изменения каких-либо деталей и систем автомобиля. Сложные и, как правило, не самые дешевые маршрутные компьютеры помимо тривиальных показаний могут помочь с планированием будущего маршрута, рассчитают оптимальную скорость на заданном отрезке пути, подскажут, сколько еще километров сможет проехать автомобиль, используя имеющееся в баке топливо.

Бортовой компьютер проводит постоянную диагностику всех систем автомобиля и при возникновении нештатной ситуации мгновенно подаст сигнал водителю, четко обозначив и локализовав проблему. Маршрутный компьютер для обработки и вывода данных использует все датчики, имеющиеся в автомобиле, а также блоки его управления. После получения исходных параметров он выдает свои выводы и рекомендации водителю. Для отображения информации в компьютерах высокого класса используется жидкокристаллический дисплей, а в компьютерах проще - цифровой (3-х или 4-хразрядный). Не стоит экономить на таком помощнике, ведь с уверенностью можно гарантировать то, что он сохранит ваши деньги и время.