Опель кадет к 38 1938 г в. Опель Кадет Opel Kadett. От швейных машинок к автомобилям

Первый «Опель» с шильдиком Kadett был представлен публике в декабре 1936 года. Автомобиль, оснащавшийся 1,1-литровым мотором мощностью 23 л. с., выпускался до 1940 года. После окончания Второй мировой войны часть оборудования, на котором производился «Кадет» была вывезена в Советский Союз, а на базе немецкой модели был создан .

2 поколение (A), 1962–1965


Opel Kadett вновь появился в модельном ряду компании в 1962 году. Автомобиль, который должен был составить конкуренцию « », выпускался на новом заводе в немецком Бохуме до 1965 года, всего было сделано 649 тысяч машин. Opel Kadett A предлагался с кузовами седан, купе и универсал, а под его капот ставили двигатели объемом один литр и мощностью 40 или 48 л. с.

3 поколение (B), 1965–1973


Дебютировавший в 1965 году Opel Kadett B стал одним из самых популярных автомобилей марки: до 1973 года было выпущено более 2,69 миллиона машин. Эта модель могла похвастаться большим количеством версий: двух- и четырехдверный седан, трех- и пятидверный универсал, купе и купе-фастбек. Kadett B продавался не только в Европе, но и на рынке США.

Базовым мотором был 1,1-литровый (45 л. с.), а самым мощным - двигатель объемом 1,9 литра (106 л. с.) на модификации Opel Kadett Rallye. За доплату предлагалась автоматическая коробка передач.

4 поколение (C), 1973–1979


Opel Kadett C образца 1973 года стал глобальной моделью: в Японии эта модель была известна как , в США - Buick-Opel, в Австралии - Holden Gemini, в Корее - Daewoo Maepsy и Saehan Gemini, в Бразилии - Chevrolet Chevette. «Кадет» выпускался с кузовами седан, универсал, хэтчбек, купе и кабриолет, а в гамме силовых агрегатов были карбюраторные моторы 1.0, 1.2, и 1.6 (40–75 л. с.), а также инжекторные двигатели объемом 1,9 и 2,0 литра (105–115 сил). В 1977 году Opel Kadett получил обновленную внешность.

5 поколение (D), 1979–1984


В 1979 году стартовало производство «Кадета» нового поколения. Это был совершенно новый автомобиль, главное отличие от предшественников - передний привод. Хэтчбеки и универсалы оснащались бензиновыми карбюраторными «четверками» объемом 1,2, 1,3 и 1,6 литра мощностью 53–90 л. с., а также 1,8-литровым мотором с впрыском топлива мощностью 115 л. с. Кроме того, на Opel Kadett D начали ставить дизель 1.6, развивающий 55 сил.

6 поколение (E), 1984–1991


Производство Opel Kadett началось в довоенные годы в Германии. Автомобиль претерпел более семи рестайлингов. В наше время на марку остается хороший спрос, потому что достойное соотношение стоимости и качества позволяет приобретать автомобили фирмы Opel покупателям как высокого, так и среднего достатка.

Первое поколение: 1937–1940

Выпуск первого автомобиля марки Opel Kadett состоялся в декабре 1936 года. Он был более простым вариантом Olympia, который считался прогрессивной моделью на фоне своих современников. Главное отличие Kadett в том, что машина имела более маломощный двигатель раннего поколения, принадлежавший моделям Р4. Его позиционировали как авто для семьи: простое и доступное, в отличие от Olympia, который был спортивным, молодежным автомобилем.

Сначала все модели были исключительно заднеприводными. Позднее спроектировали версии на переднем приводе. Кузов был несущим, а подвеска – независимая. Официальное название автомобиля – К-36 (по году выпуска), К-38. Первое поколение этих машин выпускалось 3 года, а последние экземпляры сошли с конвейеров германских автозаводов в 1940. Машина именно первого поколения активно эксплуатировалась во время Второй мировой войны вплоть до 1962 года.

По общим техническим характеристикам Opel Kadett имел широкую вариативность кузовов: седан (по немецкой версии он считался лимузином, независимо от размеров машины), который мог быть трех- и пятидверным; а также выпускался кабриолет с двумя дверями.

Особенности модели:

  • длина – 3840 мм, ширина – 1375 мм, высота – 1540 мм;
  • объём двигателя –1100 см3;
  • максимальная скорость – 90 км/ч;
  • мощность – 23 л. с.;
  • снаряженная масса – 750 кг;
  • двигатель на бензине;
  • управление – механическое.

Автомобиль был назван младшим офицерским званием, так как действительно являлся кадетом – неприхотливым, маленьким, доступным и для всей семьи. Однако в те годы К-36 и К-38 были самыми современными транспортными средствами экономкласса. Эмблема бренда Opel была другой. На капоте изображали дирижабль, ставший символом передовых достижений германской инженерии. Только в 1947 году на логотипе появилась молния, известная и по сей день.

Почти все автомобили довоенной поры были с рамной основой, но Opel совершил настоящий прорыв в машиностроении, оснастив Kadett цельнометаллическим несущим кузовом. Другим нововведением считается появление независимой передней подвески по типу Дюбонне: набор пружин и пневматических стоек спрятан под единый кожух. С помощью традиционных полуэллиптических рессор удерживался задний мост. Так же была встроена тормозная гидравлика.

К образу технически совершенного на тот момент агрегата добавилось особое отношение конструкторов к безопасности транспортного средства. Наряду с обычными краш-тестами, испытаниям подвергался несущий кузов машины: ее сбрасывали с семиметровой высоты. Результат был отличный – несмотря на столь жесткое приземление, двери без труда открывались.

В 1938 году К-36 пережил рестайлинг, сохранив практически все технические характеристики, за исключением изменившегося внешнего вида. И как раз эту версию авто сделали прототипом «Москвич-400», так как оборудование, на котором производили Kadett, после победы в Великой Отечественной войне было вывезено в СССР.

Второе поколение (A): 1962–1965

После 1940 года выпуск автомобиля на время прекратился из-за Второй мировой войны. Однако Германии удалось возродить концерн Opel практически в первое послевоенное десятилетие. В 1962 году вышли представители следующего поколения Kadett под заводским индексом «А», которые готовились как конкуренты Volkswagen Beetle, такого же маленького и экономичного авто для всей семьи.

Компания Opel отмечала свое столетие, и как раз к нему было приурочено строительство автозавода. Здесь планировали производить усовершенствованный «Опель Кадет». Машина второго поколения выпускалась с разными кузовами:

  • двухдверный седан (1962 г.);
  • универсал Car-A-Van (1963 г.);
  • купе (1964 г.).

Проектная сторона авто во многом походила на модельный ряд марки Chevrolet, а именно на Chevy II. Однако задняя часть оформлялась под влиянием более ранних автомобилей из США.

Технические характеристики были следующими:

За 3 года выпуска с нового завода в немецком городе Бохум было продано 649 500 автомобилей.

Третье поколение (B): 1965–1973

Германскими инженерами были учтены несовершенства, допущенные в производстве предыдущих моделей, поэтому в 1965 году появился новый Opel Kadett под заводским индексом «В». Он произвел настолько сильное впечатление на потребителей, что стал бестселлером продаж. За годы производства продали более 2 690 000 экземпляров.

У него было еще больше версий кузова, но наибольшим спросом пользовались:

  • трех- и пятидверный седан;
  • трех- и пятидверный универсал;
  • купе;
  • купе-фастбек.

Всего производитель предлагал 11 кузовов. Внешний вид автомобиля тоже изменился: он стал шире и длиннее.

В третьем поколении Kadett производились следующие типы двигателей с задним приводом и механической коробкой передач:

  • 1.1 л. (45 л. с., 60 л. с.) в базовой комплектации;
  • 1,5 (50 и 55);
  • 1,2 (60);
  • 1,7 (75);
  • 1.9 (90) был разработан на модификации Opel Kadett Rallye.

За отдельную доплату предлагали поставить автоматический переключатель скоростей.

Машину активно покупали не только на территории Европы, но и в США. Однако, американцы посчитали Opel слишком простым для них, поэтому продажи были свернуты раньше срока.

Четвертое поколение (C): 1973–1979

С 1973 приступили к выпуску поколения Opel Kadett под индексом «C». Автомобиль продолжал оставаться заднеприводным, но получил апгрейд:

  • пружинная передняя подвеска на поперечных рычагах;
  • мотор объемом два литра с впрыском топлива;
  • пятиступенчатая механическая коробка передач;
  • трехточечный ремень безопасности.

Эта модель создавалась на всемирных платформах GM - T-Platform, из-за чего она имеет множество аналогов в других брендах:

  • Япония – Isuzu Gemini;
  • США – продавался как Buick-Opel, но производился в Японии;
  • Австралия – Holden Gemini;
  • Корея – Daewoo Maepsy, Saehan Gemini;
  • Бразилия – Chevrolet Chevette;
  • Великобритания – Vauxhall Chevette.

Kadett выпускали в следующих кузовах:

  • седан;
  • универсал;
  • хэтчбек;
  • купе;
  • кабриолет.

Типы двигателей

Карбюраторные

  • 1.0 литра (40 л. с.) на механике, задний привод (далее – з.п.);
  • 1.2 (52, 55, 60) механика или автомат, з.п.;
  • 1.6 (75) механика или автомат, з.п.

Инжекторные

  • 1.9 (105) механика или автомат;
  • 2.0 (115) механика или автомат.

В 1977 году внешность автомобиля обновили. Он стал спортивнее. До 1979 года продано более 1 700 000 моделей IV поколения.

Пятое поколение (D): 1979–1984

Пятый выпуск с индексом «D» увидел свет в 1979 году. Этот автомобиль стал революционным в истории Opel. Изменились технические характеристики Opel Kadett. Именно тогда появился передний привод, что позволило расширить вместительность авто. Kadett стал короче на 12 см, чем модели-предшественники («В» и «С»), но салон намного увеличился.

Это произошло так же и потому, что двигатель расположили поперек, что существенно сократило место, которое он занимал. Помимо этого на авто появилась задняя полузависимая подвеска. В результате получилась совершенно новая модель.

Предлагались все те же виды кузовов, что и прошлые поколения Kadett. Авто имело бензиновые карбюраторные четырехтактные двигатели следующих объемов:

  • 1.2 литра (52, 55, 60 л. с.);
  • 1.3 (60, 75);
  • 1.6 (90).

В двигатель объемом 1.8 литра (115 л. с.) топливо подавалось с помощью впрыска воздуха (инжектора). Кроме того, впервые установили дизельный мотор объёмом 1.6 литра и мощностью 54 л. с.

Цены на Kadett D были приемлемыми, а расход топлива очень низким. Поэтому эта машина имела внушительный успех. Уровень продаж опережал конкурентов-одноклассников, в том числе Volkswagen Golf. За весь период продано 2 100 000 автомобилей.

Шестое поколение (E): 1984–1991

В последнем поколении Opel Kadett выпускался под индексом «Е». Уже к 1985 модели присудили титул «Европейский автомобиль года». Он был надежным и недорогим.

Выпускался без малого 7 лет, и ещё 2 года производились кабриолеты:

  • 1984 г., в сентябре – начался выпуск трех- и пятидверных хэтчбеков;
  • 1985 г. – появились первые седаны этой серии с четырьмя дверями;
  • 1985 г. – итальянский завод «Бертон» выпустил кабриолеты;
  • 1991 г., в августе – завершился выпуск модели Opel Kadett E CC (кроме кабриолетов), смененной Opel Astra F;
  • 1993 г., в феврале – с производства сняты кабриолеты.

Поколение «Е» имело и другие модификации кузовов:

  • трех- и пятидверные универсалы (известны как Kadett Caravan)
  • трех- и пятидверный хэтчбек;
  • двухдверный кабриолет;
  • мини-фургон («каблук»).

Бензиновые моторы, передний привод:

  • Opel Kadett 1.3 (60), на механике, с расходом8,6/5,5л. (здесь и далее данные на 100 км);
  • на автомате с расходом 9,1/5,9 л;
  • 1,3 (75), на механике;
  • 1,2 литра (55 л. с), на механике;
  • 1,6 (75), на механике (7,4/4.4л), на автомате (9.2/6,4 л);
  • 1,6 (82, 90) автомат/механика;
  • 1,8 (84), на механике (9,1/5,3л), на автомате (10,1/6,3 л);
  • 1,8 на механике, 112, – 9,7/5,7л.,115, – 9,9/5,6 л.;
  • 1,8 (115), автомат;
  • 2,0(115), механика/автомат;
  • 2,0 (116), на механике (10,2/6,2л), на автомате.

Дизели (атмосферные и турбированные) на механике с передним приводом:

  • 1,5 (72), расход 7/4 л на 100км;
  • 1,6 (54).

У версии «Е» хорошая аэродинамика: Cx = 0,30. Машина удобообтекаемая, без острых углов, поэтому быстрая и маневренная. Популярность возросла настолько, что именно эта версия была хитом серии Kadett. Реализовано более 3 800 000 автомобилей.

Дальнейшая судьба модели

GM, начиная с 1992 года, унифицирует обозначение моделей в Европе, и Kadett F становится Opel Astra, что заимствовано у британского близнеца Vauxhall Astra. Другой версией причины переименования стало то, что компания поменяла политику наименований своей продукции: все модели стали «женского рода», т.е. заканчиваться на «а»: Omega, Vectra, Calibra, и тд.

Однако, еще в 1987 году фирма Daewoo из Кореи купила лицензию у Opel, чтобы производить у себя Kadett Е, переименовав его в Daewoo Racer. Она продержалась на конвейерах до 1995 года. Затем эта же база дала начало новой модели – Daewoo Nexia.

История выпуска Opel Kadett завершилась в 1993 году. Он не раз становился лидером продаж на автомобильном рынке Европы. Потому что был недорогим и качественным. И одной из причин этому является грамотно организованный производственный процесс. Изначально германский бренд с середины прошлого века построил предприятия в разных странах, что позволяло экономить на доставке машин ближайшим дилерам, быстро поставлять оригинальные запчасти и комплектующие, заниматься технической поддержкой и прочим. В наше время преемник «Кадета», Opel Astra, так же занимает достойную позицию по мнению покупателей.


На фото выше не привычный нам Москвич 400 а его брат близнец Opel Kadett K38.
Появился этот автомобиль в 1936 году и был более простой версия Opel Olimpia.Для своего времени Opel Kadett K36 был очень прогрессивным автомобилем.Второй автомобиль от фирмы Opel с несущим кузовом и передней независимой подвеской.Первым был Olimpia.В отличии от Olimpia Kadett оснащался более древним и маломощным двигателем от модели Р4.Kadett позиционировался как семейный автомобиль-простой и доступный, а Olimpia как спортивный и молодежный.Гамма кузовов у Kadett была шире.В нее входил седан(который немцы традиционно называют лимузин,в не зависимости от размера авто)в двух и четырехдверном исполнении,двухдверный кабриолет.
В 1938 году Opel Kadett повергся рестайлингу.Вот эта версия автомобиля и стала потом Москвичом 400.
Как же Kadett стал Москвичом?Изложу свою версию.Она основывается на воспоминаниях Льва Шугурова и публикациях в газете Авторевю.
Начинать надо с 1940 года.В этом году завод КИМ вовсю подготавливал к производству свою первую самостоятельную разработку КИМ 10 50.Первые три прототипа участвовали в майской демонстрации рабочих завода.На демонстрации присутствовал журналист газеты Известия.В статье о демонстрации он написал о начале выпуска новой модели советского легкого автомобиля.Газета легла на стол Сталина.Вождь с удивлением узнал что в СССР начали выпускать новый автомобиль без его ведома.Такого своевольства терпеть было нельзя.Срочно был назначен смотр новой машины и ее западных аналогов на Красной площади.
Результаты показа можно было предсказать легко.Сталину КИМ 10 50 не понравился.Критике подвергся устаревший дизайн,фары авто были на крыльях кузова отдельно,надо было заедино.Особенно вождю не понравился двухдверный кузов.Среди иностранных аналогов КИМ,представленных на смотринах,был и Opel Kadett.Сталину он приглянулся.Может быть из-за того что был единственной четырехдверной машиной на смотре.Хотя четырехдверная версия Kadett более редкая.Двухдверных было выпущенно гораздо больше,примерно 60 на 40 процентов.Вождь похвалил Opel и сказал что вот так нужно делать автомобили для советского народа.
Далее последовали оргвыводы.В августе сорокового вышло постановление СНК и ВКП(б) с резкой критикой деятельности руководства автомобильной отраслью и начальства завода КИМ.Далее Лихачева,министра автомобильной промышленности,сняли с должности и отправили обратно на ЗИС директором.Директора КИМ Кузнецова посадили.Еще многие на заводе готовились к посадке но тут началась война.Нужно было осваивать поизводство легких танков.Кузнецова выпустили в 1942 году.
Ну а с началом Великой Отечественной в СССР заехало не мало,так понравившихся Сталину, Opel Kadett.Как могли эти автомобили осваивали русские просторы.С начала в одну сторону, потом в другую.
С окончанием войны перед МЗМА,так стали называть КИМ,поставили задачу-срочно начать выпуск совеского малолитражного автомобиля.На заводе хорошо помнили историю с КИМ 10 50.Вопроса как должен выглядеть новый автомобиль не стояло.Группа специалистов завода отправилась в Германию на завод Opel.
Завод выглядел вот так.
Ни какой оснастки для производства в целом состоянии на заводе не имелось.Все было разрушено бомбардировщиками союзников.
Стали собирать специалистов с завода Opel.Многие оказались в советской зоне оккупации.Решено было с помощью немецких специалистов восстановить всю оснастку для производства Opel Kadett.Это несколько удивило немцев.Ведь Kadett на то время уже считался устаревшей моделью.Но немцы не знали всей специфики советской системы.
Советские специалисты несколько шокировали немцев своим внешним видом.Советские инженеры ходили в фуфайках,галифе и прохорех.Пришлось слегка прибарахлить наших специалистов,что-бы не возникало не нужных вопросов.
Тем не менее совместная работа пошла легко.Сначала работы шли в Германии.Потом немцев и все наработки вывезли на завод МЗМА.Немцы поехали в вагонах купе,на наших специалистов купе не хватило.Поехали в теплушках.
На предварительных стадиях проектирования немце все время пытались внести изменения во внешний вид автомобиля.
Предлагали выпускать удлиненную версию.
Или вариант с кузовом универсал.
И даже предлагали радикально изменить переднюю часть автомобиля.Но конструкторы МЗМА стойко отбили все эти попытки.Им еще было нужно сдать автомобиль Сталину.А не известно как отнесется вождь к имениям внесенным во внешний вид понравившегося ему автомобиля.Желающих это проверить не было.
В начале 1946 года новый автомобиль был показан Сталину.У вождя была очень хорошая память,поэтому увидев перед собой копию Kadett,он остался доволен.Хотя автомобиль на фоне горьковской Победы смотрелся анахронизмам.
Достался Москвичу и старый нижнеклапаный двигатель от Kadett.Хотя перспективней было скопировать двигатель от Olimpia.
Правда не только в Советском Союзе копировали Kadett.Renault Juvaquatre был тоже копией этого автомобиля и выпускался примерно столько же лет как Москвич.Правда французам досталась целая оснастка для производства автомобиля.Те заводы что попадали в западный сектор оккупации союзники бомбили меньше.
Как отличить Opel Kadett K38 от Москвича 400?
Если возле машины стоят солдаты Вермахта то это Opel.Шутка.
Opel Kadett K38 чаще всего двухдверные,часто без бокового молдинга.Наверное шел как опция.А так различить очень сложно.
Самый первый Opel Kadett К36 выпуска 1936 года.

МАШИНА СВОЕГО ВРЕМЕНИ

После долгого сопротивления массивный навесной замок, проржавевший от неминуемого течения времени и бездействия, все же поддался и позволил распахнуть две внушительные гаражные воротины, открыв нашему взору весьма почтенного возраста самодвижущийся экипаж. Хотя в тот момент передвигаться самостоятельно он едва ли мог, но выглядел все же не столь безнадежно, как я его себе представлял.

Покрытый сантиметровым слоем “пыли веков”, слегка накренившись на правый борт, стоял на своих четырех 65-летний старец - Opel Kadett K38, волею судьбы доживший до наших дней. На месте решетки радиатора зияла огромная дыра (как не было и самого радиатора), лишился престарелый бедняга и глаз - вместо передней оптики также была пустота, а сквозь мизерных размеров лобовое стекло можно было разглядеть талончик последнего техосмотра, датированный 1998-м годом…

В своем богатом событиями прошлом он пережил Великую Отечественную, “благодаря” которой, собственно и оказался в Сибири (рассказывают, что этот трофей после войны был привезен в Сибирь каким-то генералом), социалистические будни Страны Советов, перестройку, да и много чего еще. И всегда верой и правдой служил своим хозяевам (последний уже в конце девяностых, не щадя раритет, возил в Опеле по нескольку мешков картошки с дачи). А в будущем этому ветерану войны и труда предстояло перенести свое второе рождение: восстановление кузова, салона и технической начинки.

Но обо всем по порядку.

От швейных машинок к автомобилям.

Основатель крупнейшего западногерманского автомобильного концерна Адам Опель родился весной 1837 года в старинном немецком городке Рюссельсхайме. Он был старшим сыном в семье скромного кузнеца и с детства отличался способностями к механике. Уйдя "на заработки". Адам Опель пять лет подмастерьем скитался по Европе. В августе 1862 года он вернулся домой, мечтая сконструировать швейную машинку, подобную той, что ему довелось видеть на парижской выставке. Дядя отдал Адаму свой коровник, где тот оборудовал мастерскую и приступил к осуществлению этого замысла. Швейная машинка вышла великолепно: ее "оторвали с руками", даже не дав мастеру завершить работу. Дела Адама шли настолько хорошо, что в 1868 году он смог построить двухэтажную мастерскую по производству швейных машин. С детства отцу помогали его пятеро сыновей - Карл, Вильгельм, Генрих, Фридрих и Людвиг.

Позже мастерская занялась и выпуском велосипедов - подрастающая смена Адама по достоинству оценила достижение английского прогресса, и братья до фанатизма увлеклись велогонками. Благодаря их спортивным достижениям о велосипедах марки Opel узнала вся Европа (за спортивную карьеру сыновья выиграли великое множество наград и призов).

Повзрослев, сыновья живо заинтересовались самодвижущимися экипажами. Они видели в них будущее отцовского завода. Отец же не спешил переориентировать семейное предприятие во благо стабильности и постоянного дохода. Но 8 сентября 1895 года основатель семейного бизнеса скоропостижно скончался от тяжелой болезни, а его наследство перешло в равных долях вдове и двум старшим сыновьям. После кончины Адама Опеля реализации планов сыновей противилась София. остававшаяся единомышленницей мужа. Переубедить ее помогли свалившиеся на фирму неприятности - перепроизводство велосипедов и резкое падение спроса на них.

В 1897 году Фридрих и Вильгельм присмотрели на демонстрационном заезде в Берлине простенький, но достаточно резвый самодвижущийся экипаж работы Фридриха Леопольда Лутцмана. К 21 января 1899 года было достигнуто соглашение, по которому предприятие Лутцмана переходило под контроль семейства Опель, а сам он получал пост технического директора. Весной из ворот завода в Рюссельсхайме выкатился на своих цельнолитых шинах первый одноцилиндровый Lutzman Opel. Горизонтально расположенный под сиденьем мотор заводился вручную. Для этого требовалось провернуть огромный маховик - других стартовых приспособлений не имелось. Конструкция оказалась очень "сырой", распродавалась плохо, и финансовые бреши приходилось затыкать за счет доходов от реализации велосипедов и швейных машин. Вскоре выпуск лутцмановских повозок решено было прекратить. Однако именно этот экипаж можно считать первым автомобилем марки Opel.

Однако первая неудача не остановила братьев. В 1900 году Карл, Вильгельм и Фридрих подписали контракт с французским автомобильным заводом Darrak. А в 1902 году на немецком рынке появился Opel Darrak, собранный в Германии. Дела фирмы пошли в гору, и братья принялись за разработку собственных моделей. В 1906 году истек срок контракта с французами, но к этому времени Opel твердо стоял на ногах и не нуждался в посторонней помощи.

В годы первой мировой войны фирма выпускала грузовые автомобили для армии. Однако инженеры не теряли времени даром. В 1920 году было разработано несколько вариантов новой модели Opel, но инфляция помешала воплотить эти планы в жизнь. Решено было предпринять радикальные меры по выходу из кризиса. Группа ведущих инженеров фирмы во главе с Вильгельмом Опелем отправилась за океан - перенимать накопленный в США опыт массового производства автомобилей. Вернувшись домой. они рьяно принялись воплощать в жизнь американские идеи. В период с 1923 по 1924 год старый завод преобразился, а главной новинкой стал первый и на тот момент единственный в Германии сборочный конвейер. Устаревшие модели были сняты с производства. В те годы предприятию Opel, бывшему лидером среди немецких автопроизводителей приходилось нелегко: немецкие марки автомобилей отступали под натиском импортных, по большей части американских машин. В 1925 году вся Европа говорила о покупке концерном General Motors английского предприятия Vauxhall. Уже весной следующего года Opel решил последовать примеру англичан и обратился за покровительством к заокеанскому гиганту. Не прошло и трех лет, как было подписано официальное соглашение - фирма Adam Opel AG стала филиалом General Motors. Теперь производственная программа предприятия была направлена на выпуск максимально возможного числа моделей из минимального количества унифицированных узлов и кузовов. Кузова всех машин стали просторнее, крылья приобрели закругленные очертания, а внутри нашлось место для запасного колеса. В 1934 году автомобили немецкого филиала, как и все прочие творения General Motors. перешли на независимую переднюю подвеску. На следующий год Opel первым из немецких автопроизводителей выпустил за год более ста тысяч машин. В феврале 1936 года на Берлинском автосалоне был представлен автомобиль Olympia - первая серийная машина с цельноструктурным несущим кузовом. Она положила начало новому направлению в конструировании малолитражек. Рынок недорогих автомобилей пополнился моделью Р-4. выполненной в стиле 20-х годов. Двигатель этой машины был надежен и продуман до мелочей, что позволило установить его на очередную модель - Opel Kadett. До войны с конвейера сошло около 107000 автомобилей марки Kadett. А в 1939 году фашистское руководство Германии потребовало от фирмы переориентировать завод на выпуск военной техники.

К моменту же капитуляции Германии бранденбургский завод фирмы находился в глубине советской оккупационной зоны. Русские получили у союзного командования санкцию на вывоз инструментов, оборудования, штампов и чертежей марки Kadett для налаживания производства этих машин в Лейпциге. Все необходимое было полностью отгружено к концу июля 1946 года. С тех пор Opel больше не видел своего оборудования. А вот Kadett довелось увидеть многим: не прошло и полгода, как новый завод малолитражных автомобилей на окраине Москвы приступил к производству "Москвича - 400", как две капли воды похожего на довоенный Opel Kadett.


Прямой наследних почти всех дизайнерских и технических решений Опеля - советский Москвич 400, 401



Опель Кадет К38 в оригинале. Все отличия налицо

Полезное ископаемое.

Честно говоря, когда мы ехали в тот самый гараж для первого ознакомительного осмотра автомобиля, выпущенного в далеком 1939 году, я ничего хорошего себе не представлял, даже морально “готовил” новоиспеченного владельца раритета: “Мол, сам понимаешь, тачанке этой уже 65 годков стукнуло, готовься к тому, что собирать ее будешь почти “c нуля”…”

Однако, истинная картина оказалась не столь удручающей. Выкатив сей пепелац из маленького темного бокса на улицу, мы приступили к первому подробному осмотру и оценке предстоящих работ.

Приятно удивила (точнее сказать, шокировала) потрясающая прочность кузовного металла. Судите сами: немного подгнившими оказались лишь пороги, часть днища в ногах пассажира, небольшой участок крыши над лобовым стеклом, да правое переднее крыло, в котором расположилось отверстие правильной формы, размером с пятирублевую монету. Это все. Прочность и долговечность остального металла не вызывала никакого сомнения. Причем даже днище не имело никаких следов былого вмешательства сварочного аппарата.

В салоне уютно располагались УАЗовские сидения с потертой дермантиновой обивкой, прекрасно сохранился “родной” руль, приборная панель, состоящая из двух кругляшей (спидометр и одометр в одном, указатели давления масла и уровня бензина в баке - в другом), “селектор” трехступенчатой коробки передач, расположенный на рулевой колонке (к такому решению сейчас все чаще возвращаются автопроизводители), да причудливая рукоять ручного тормоза, стоящая вертикально. Впечатляет, что тут еще скажешь… Погружаясь в салон, будто перемещаешься в далекие 30-е, а берясь за большой тонкий обод руля, в прямом смысле прикасаешься к истории.

Что касается движущей силы раритета, то она также осталась вполне комплектной (такое встречается крайне редко): основной блок и почти все навесное оборудование имеют заводскую немецкую маркировку! Безвозвратно утрачены только радиатор, передняя оптика и часть проводки. После такой экзекуции в конце девяностых этот Опель и был поставлен “на прикол” на неопределенный срок последним хозяином. Вскоре человек умер, унеся с собой в могилу и информацию о текущем местонахождении документов на машину и хоть какие-то факты из истории самого автомобиля. Так старик и простоял около пяти лет без всякой надежды на возрождение.

Вердикт же людей, вызволивших его из железного плена, был однозначен: “Жить будет!”

Реанимация.

Через несколько минут Opel Kadett K38 уже неторопливо катил, будучи взятым на буксир, притягивая недоуменные взгляды уличных зевак. Необходимо было перегнать его из старого холодного бокса в благоустроенный капитальный гараж, чтобы начать операцию по омоложению, разделенную на несколько этапов.

Первыми по регламенту шли кузовные работы: снятие старой краски, зачистка ржавчины, сварка, покраска. Непременным условием было сохранить родной черный цвет машины. Вернее, если перекрашивать, то только в черный. Не вопрос, только все неровности кузова в этом случае нужно истреблять на корню и выводить идеально ровные поверхности. После длительных мучений при снятии старого лакокрасочного покрытия нынешний хозяин плюнул на это нудное занятие и отдал раритет на растерзание мастеров одного из автосервисов широкого профиля. Там обещали проварить и покрасить кузов и салон, сделать все, так сказать, в лучшем виде.

Пока автомобиль варился и красился в сервисе, а длилась сия процедура около трех месяцев (!), необходимо было найти нужные запчасти, а именно радиатор, бензонасос, переднюю оптику и декоративную решетку радиатора. Казалось бы, миссия невыполнима: где достать запчасти на автомобиль 1939 года выпуска? Но ведь Opel Kadett - это практически точная копия советского Москвича - 400, 401. Вернее наш Москвич сделан по образу и подобию Опеля, только ему еще две двери добавили. Это значительно упрощает положение, и радиатор с бензонасосом, не без труда, но все же находятся на местной автомобильной барахолке. Другое дело - решетка радиатора. Они у братьев - Опеля и Москвича заметно отличались. Тут ничего не поделаешь, пришлось жертвовать аутентичностью и либо втыкать решетку от Москвича (по креплениям она подходит идеально), либо заказывать самоделку. Выбрали второй вариант и, как оказалось, зря. Но видит Бог, я отговаривал. Вместо выпуклой, как у того же 400-го, решетку сделали абсолютно плоской, как у предка Кадета - Opel Olympia, да еще покрасили дешевой “серебрянкой”. В общем “не фонтан”, но вид особо не портит.

Также был заказан комплект нового остекления, взамен помутневшего старого, который установили сразу после покраски в том же сервисе.

По окончании малярных работ, заметно помолодевший автомобиль был доставлен в гараж, где ему вживили москвичевский радиатор и бензонасос.

Оставался самый деликатный вопрос: напряжение бортовой сети у Опеля-ветерана - 6 вольт. Где раздобыть 6-вольтовый аккамулятор достаточной мощности. Мотоциклетный - не вариант, слабоват, а над 12-вольтовым автомобильным необходимо было поколдовать. И поколдовали, установив дополнительную клемму, разбивающую напряжение на 2 по 6 вольт.

Из мелочей стоит отметить поменянные провода, свечи, да заново перетянутый салон (безобразно перетянутый). Так автомобиль, просуществовавший в гараже в качестве ценной, но все же недвижимости, превратился во вполне сносное средство передвижения.

Первые километры.

Итак, топливный бак наполнен современным 80-м бензином, в подкапотное пространство установлен современный аккамулятор, на панели приборов с поворотом хлипкого ключа вспыхивает красная лампа, на одометре застыла нелепая цифра - 18900 км… Страшно даже представить, сколько реальных тысяч километров “отмотал” старина-Опель…

А я со всей мочи выжимаю потертую железную кнопку, которая запускает стартер, и уже через секунду автомобиль оглашает округу недовольным урчанием, щедро сдобренным густыми клубами дыма из обрезка трубы, выполняющего роль глушителя. После недолгой прогазовки 23-сильный двигатель стал устойчиво держать холостые обороты и предоставилась возможность воткнуть первую передачу. Но эта процедура оказалась непростой: у рычага переключения, расположенного на рулевой колонке, особенный алгоритм работы, и чтобы понять, где какая передача находится, приходилось использовать метод проб и ошибок. Благо, коробка трехступенчатая! В общем, нашли первую и в путь. Со скрипом и скрежетом престарелое авто повезло меня и еще трех пассажиров по бескрайним просторам гаражного кооператива. Неинформативная педаль акселератора, “окаменевший” тормоз, после частых нажатий на который начинает болеть нога, тяжелый руль с люфтом, явно превышающим нормы, почти нулевая обзорность, всецело проникающий в салон шум двигателя - все эти недостатки могли бы с легкостью испортить поездку на любом современном автомобиле… Но когда ты управляешь “памятником на колесах”, на эти мелочи просто не обращаешь внимание! Когда представляешь, сколько комплектов покрышек он стер, наматывая на одометр очередную тысячу, сколько разных людей перевозил и событий перевидал… Это завораживает.

Впереди виднеется участок дороги, смахивающий на откровенное бездорожье, но нас это не пугает: у Opel Kadett внушительный клиренс, “зубастая” резина и тяговитый движок, так что прорвемся. В меру жесткая энергоемкая подвеска несмотря на почтенный возраст прекрасно обрабатывает дорогу средней степени паршивости. Кстати, когда Москвич-400 “срисовывали” с Опеля, было решено немного изменить подвеску в пользу большей долговечности и, соответственно, меньшего комфорта. Так ее адаптировали к дорогам Советского Союза. И разница, надо сказать, ощутимая: приходилось ездить на 401-м Москвиче, там все неровности ощущаются гораздо острее.

Туманные перспективы.

Так, по окончании испытательной поездки Опель незаметно образовал вокруг себя толпу заинтересованных соседей по гаражам. Они просили открыть капот, показать салон, спрашивали, что за диковина. Вот если бы доделать все восстановительные работы до логического конца… А доделывать там еще надо очень и очень много.

Вообще, по этой машине “плачет” хорошая реставрационная мастерская, где снимут и переберут двигатель, согласно оригиналу восстановят салон и т.д. А сейчас автомобиль напоминает полуфабрикат, над которым еще долго нужно работать перед употреблением. А после всех проделанных работ раритет чудно встанет в гараж второй машиной, являясь лекарством от стресса для своего владельца, выезжающего по выходным “в люди”.

Андрей РИХТЕР



23 сильный силовой агрегат в паре с трехступенчатой трансмиссией вполне неплохо передвигают машин


Это ручник, а позади виднеется кнопка запуска стартера



Чисто русское ноу хау, аккамулятор с тремя клеммами



С решеткой немного прогадали, хотя выглядит креативно



Руль родной и он в прекрасном состоянии



Резина от нивы, диски почти родные (от 401 Москвича)



Бампера позаимствовали от Горбатого Запорожца



К кочерге переключения передач привыкаешь очень быстро



На галерке тесно, на Москвиче эту проблему решили удлиннив базу и добавив задние двери



Незатейливая приборная панель расположена посередине торпедо. Сейчас к этому многие возвращаются



Ну пара чемоданов туда влезет