Особенности моторного масла для четырехтактных двс. Масло для четырехтактных двигателей с воздушным охлаждением Какое масло для 4 х тактных двигателей

34609 28.07.2019 7 мин.

Одним из главных факторов, влияющих на ресурс двигателя внутреннего сгорания, является качество моторного масла и сроки его замены. Чтобы понять, какое масло лучше заливать в двигатель мотоблока, нужно хорошо представлять специфику его устройства и работы.

Специфические требования

Большинство современных мотоблоков ( можно изучить в данной статье) оборудовано четырехтактными бензиновыми двигателями, не имеющими в своей конструкции масляного насоса.

Нижняя головка шатуна, представляющая собой подшипник скольжения, смазывается зачерпыванием масла специальным выступом на нижней крышке шатуна, коренные подшипники коленвала, газораспределительный механизм и цилиндропоршневая группа смазываются возникающими при этом брызгами.

Также эти двигатели имеют нестабильный температурный режим ввиду воздушного охлаждения.

Более подробно о 4-хтактном двигателе смотрите на видео:

Таким образом, моторное масло для 4-хтактных двигателей мотоблоков должно удовлетворять следующим требованиям:

  • Низкая кинематическая вязкость в большом диапазоне температур необходима для избежания масляного голодания при прогреве двигателя до рабочей температуры.
  • Применение вязких масел в двигателях, не имеющих смазки под давлением, способно привести к задиру на поверхности шатунной шейки с последующим наволакиванием металла на этом месте и заклиниванием двигателя.
  • Стабильный состав пакета антифрикционных и противозадирных присадок позволит маслу долго сохранять свои свойства при регулярных циклах нагрева-охлаждения во время эксплуатации мотоблока.
  • Высокая прочность масляной пленки необходима для защиты цилиндропоршневой группы от задиров при перегреве двигателя во время тяжелой работы в жаркую погоду.
  • Моющие свойства, обеспечиваемые соответствующим пакетом присадок, должны противодействовать выпадению осадка и лаковым образованиям в поддоне двигателя и на смачиваемых маслом поверхностях.
  • Низкая коксуемость актуальна для двигателей с воздушным охлаждением, так как масло, попадающее в зону поршневых колец, нагревается в этом месте до температуры в 270-300 градусов.
  • Образование нагара приведет к потере подвижности поршневых колец и снижению компрессии с одновременным перерасходом масла.

На основе этих требований можно описать технические требования, которым должно соответствовать масло для 4-х тактных двигателей мотоблоков, так:

  • Класс высокотемпературной вязкости по SAE не более 30 в умеренном климате, 40 – в жарком. Индекс низкотемпературной вязкости – не более 10W. Этим требованиям удовлетворяют распространенные масла типов 10W30, 5W30, 0W30, 5W40, 10W40 (последние два – при температурах в 30 и более градусов).
  • Чисто летние варианты – SAE 30, SAE 40. Следует внимательно читать характеристики масел: ряд специализированных масел для садовой техники с вязкостью 5W30 предназначены исключительно для зимнего использования.
  • Основа масла: синтетическая или полусинтетическая, так как в указанных диапазонах вязкостей минеральные масла практически не встречаются. Кроме того, они обладают значительно худшей стабильностью по сравнению с синтетикой и полусинтетикой.
  • Ряд производителей смазочных материалов имеют специальные линейки масел для садовой техники на минеральной основе, в этом случае дешевизна имеет обратную сторону в виде необходимости частой замены.
  • Класс качества по API (комплексный параметр, определяющий антифрикционные, противозадирные и моющие свойства моторного масла, а также многие другие параметры) не ниже SG.

Нужно понимать, что всем требованиям к моторным маслам для мотоблоков , и отвечают распространенные автомобильные масла, единственным различием может стать его расход и количество образуемого нагара при длительной эксплуатации в двигателе воздушного охлаждения.

По этой причине, хотя данный материал и рассматривает специализированные смазочные материалы, при отсутствии возможности их приобретения всегда можно использовать соответствующие описанным требованиям автомобильные моторные масла.

Классификация масел

Husqvarna SAE 30, Husqvarna Universal SAE 30

Минеральное моторное масло, производимое шведской компанией как для заводской заправки своей продукции, так и для последующего обслуживания. Указывается использование в составе масло специально подобранного пакета антифрикционных присадок.

Минитрактора очень популярны и широко применяются в жилищно-коммунальном хозяйстве, на строительных площадках, в сельских работах и на производствах. Минитрактора – это очень прочная, экономичная и долговечная техника.

Для эффективной расчистки территории от сугробов существует множество моделей неутомимых машин-снегоочистителей. Тут все о ручном электрическом снегоуборщике.

КамАЗ 65115 относится к одному из самых старых серий этого завода, выпуски которой начались ещё в 1998 году. Перейдя по ознакомитесь со спецификой работы, преимуществами и недостатками КамАЗа 65115.

Не подходит для эксплуатации моторизованной техники при низких температурах. Цена упаковки объемом 0,6 л – от 390 до 410 р.

PATRIOT Supreme HD SAE 30

Это масло, также выпускаемое одним из известных американских производителей садовой техники, предназначено для летней эксплуатации в бензиновых и дизельных мотоблоках, косилках, минитракторах. Для удобства использования упаковка имеет длинный носик-лейку. Основа масла – минеральная. Цена упаковки 0,95 л – в пределах 340 рублей.

PATRIOT SPECIFIC HIGH-TECH 5W-30

Полусинтетическое моторное масло для круглогодичной эксплуатации садовой техники с четырехтактными двигателями: мотоблоков, минитракторов, снегоуборочной техники

Класс низкотемпературной вязкости 5Wгарантирует температуру замерзания масла не менее -38˚ С.

Цена упаковки объемом 0,95 л – около 410 р. Данное масло применяется для мотоблока , .

PATRIOT EXPERT HIGH – TECH SAE 10W40

Синтетическое масло для эксплуатации садовой техники в жарком климате и при повышенных нагрузках, например, при вспашке больших площадей земли плугом. Цена упаковки 0,95 л – 420 рублей.

Home Garden 4 Stroke Oil HD SAE 30

Доступное по цене летнее моторное масло на минеральной основе. Цена литровой баночки – 240-250 р.

ELITECH 4T Премиум SAE 10W30

Полусинтетическое моторное масло для круглогодичной эксплуатации мототехники. Включает в состав антифрикционные присадки на основе дисульфида молибдена, что, с одной стороны, обеспечивает хорошую защиту двигателя от износа, с другой – требует внимательного отношения к срокам замены масла.

Цена литровой упаковки – 420 рублей, упаковки в 0,6 л – 340 рублей.

ELITECH 4TD Стандарт SAE30


Летнее минеральное масло, также включающее в себя пакет молибденосодержащих присадок. Литровая упаковка этого масла стоит около 300 рублей.

ELITECH 4TDUltraSAE 5W30

Масло 4-тактное для двигателей мотоблоков, круглогодично используемых на самых тяжелых работах. Имеет синтетическую основу. Цена упаковки объемом 0,6 л – 480 рублей.

Энкор SAE 5W30

Доступное синтетическое моторное масло от отечественного производителя, которое можно использовать в мотоблоках и другой технике с бензиновыми моторами летом и зимой. Цена литровой упаковки – 380 р.

Энкор SAE30

Дешевое летнее масло из группы минеральных смазочных материалов. Цена в 180 рублей за литр позволяет компенсировать его среднее качество более частыми заменами.

Энкор SAE 10W40

В отличие от большинства моторных масел для садовой техники, это масло имеет сертификацию APISJ/CF, что позволяет сравнить его состав и качество с обычными бюджетными автомобильными маслами. Двойная сертификация обозначает применимость не только в бензиновых (SJ), но и в дизельных (CF) двигателях.

Сравнительно высокая высокотемпературная вязкость делает нежелательным применение этого масла при умеренных и низких температурах. Основное достоинство этого масла – низкая цена: всего 200 рублей за литр.

REZOIL PREMIUM SAE 5W30

Отечественное полусинтетическое масло для бензиновой и дизельной садовой техники (соответствует спецификации APISJ/CF). Благодаря малой вязкости в широком диапазоне температур может прекрасно работать в моторах с лубрикаторной смазкой как летом, так и зимой. Емкость объемом 0,95 л стоит в пределах 210 рублей.

REZOILRancherUniliteSAE 30

Исключительно летнее масло для бензиновых и дизельных мотоблоков и минитракторов. Тип основы не указан на упаковке, но цена в 140 рублей за 0,95 л заставляет предполагать, что это масло – минеральное.

REZOIL TITANIUM SAE 10W-40

Это полусинтетическое масло также может использоваться в бензиновых и дизельных моторах, но индекс вязкости прямо указывает на нежелательность его применения в умеренном климате. Упаковка в 0,95 л объемом стоит 200 рублей.

MaxCut 4THDSAE 30

Летнее минеральное масло от малоизвестного в России производителя, обещающего повышенное содержание антифрикционных присадок и возможность использования масла в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах. Цена литровой баночки – 240 рублей.

MANNOL Energy SAE 5W30

Известный производитель автохимии из Германии имеет и линейку моторных масел для садовой техники. Это полусинтетическое масло может применяться в любой садовой технике с четырехтактными двигателями в течение всего года. Литровая упаковка обойдется в среднем в 420 рублей.

MANNOLMolibdenBenzinSAE 10W40 для четырехтактных двигателей с воздушным охлаждением

Полусинтетическое масло, состав которого улучшен применением пакета антифрикционных присадок на основе дисульфида молибдена. В мотоблоках его стоит использовать во время тяжелых работ на жаркой погоде. Литр этого масла стоит 330 рублей.

Четырехтактное масло Champion 4-Cycle SAE 30

Эта фирма из США также не нуждается в особых представлениях. Данное минеральное масло рассчитано на летнюю эксплуатацию в мотоблоках, триммерах и газонокосилках. Фасуется в упаковку 0,6 л (250 рублей) и 1 литр (360 рублей).

Champion (Чемпион) Snowthrower 5W30 для двигателя от мотоблока или культиватора

Основанное на минеральной базе моторное масло, рассчитанное исключительно на зимнюю эксплуатацию. Примечательным является то, что в момент выпуска оно было сертифицировано по строжайшему на тот момент стандарту качества APISL. Литровая упаковка стоит около 380 рублей. Данное масло рекомендуется для мотоблока .

Летнее минеральное масло от известного российско-китайского бренда. Качество продукта описывает сертификация по устаревшему стандарту APISG/CD, что в какой-то мере окупается низкой ценой (180 рублей за литр).

Будет неплохим вариантом при легких работах, особенно, если двигатель мотоблока или культиватора ощутимо изношен. Использовать в тяжелых условиях работы это масло не стоит.

Калибр Полусинтетическое SAE 5W30

Зимнее масло от того же производителя на полусинтетической основе. Более совершенная база позволила дотянуть качество до приемлемого стандарта APISJ/CF. Вместе с тем производителем указана достаточно низкая температура вспышки – 228 ˚С, что означает его высокую испаряемость и, соответственно, значительный расход на угар.

Цена же сопоставима с другими маслами этой группы качества – 240 рублей за литр.

Сколько заливать

Большинство мотоблоков, представленных на российском рынке, оснащены двигателями семейства HondaGX, их китайскими клонами либо схожими по конструкции моторами Subaru-Robin.

Для однократной полной заправки маслом такого мотора потребуется не более 0,6 литра масла – именно поэтому такой объем расфасовки популярен у производителей. Более мощные модификации этих моторов могут вмещать литр и более масла.

Ряд двигателей, конструкция которых включает дополнительный понижающий редуктор, имеют отдельное пространство для его смазки.

Таблица заправочных объемов для оригинальных двигателей Honda (Хонда) и аналогичных китайских

Двигателям Subaru

Если Ваш мотоблок оборудован двигателем Briggs&Stratton

Замена

Замена масла в двигателе мотоблока осуществляется с периодичностью, указанной в его руководстве по эксплуатации, обычно это 60-80 моточасов. Следует сокращать указанный интервал при тяжелых условиях работы или использовании дешевых минеральных масел.

Перед заменой масла на мотоблоке расположите его так, чтобы двигатель находился горизонтально, и прогрейте двигатель, чтобы масло лучше стекало. Затем выверните пробку маслозаливной горловины и сливную пробку, подставив под нее емкость подходящего объема.

Будьте осторожны, чтобы не обжечься горячим маслом.

Дождавшись момента, когда отработанное масло перестанет капать, заверните сливную пробку на место и через чистую воронку залейте в картер свежее масло, руководствуясь паспортным объемом и метками на щупе маслозаливной горловины.

Так как смазка двигателя осуществляется только разбрызгиванием масла от коленвала, стремитесь всегда поддерживать уровень масла на метке «максимум». Низкорасположенные заливные отверстия без щупа должны заполняться маслом до его появления на резьбе.

Если двигатель мотоблока оснащен понижающим редуктором, проделайте те же операции и с ним. Чаще всего редуктор не имеет масляного щупа, и для того, чтобы отмерять нужное количество масла, воспользуйтесь небольшой емкостью известного объема.

Масло для 4-х-тактных двигателей имеет ряд отличий от аналогов, предназначенных для двухтактных моторов. В случае двухтактного двигателя производится смазывание маслом, которое предварительно растворяется в бензине и в результате вместе с ним сгорает. В двигателе же четырехтактном, напротив, все делается для того, чтобы масло не проникало в камеру сгорания.

Четырехтактный мотоциклетный двигатель

Таким образом, масло в четырехтактном двигателе должно обеспечивать стабильные смазывающие свойства в течение как можно более длительного срока.

Соответственно, и содержание различных присадок в современных моторных маслах для четырехтактных двигателей существенно выше и достигает иногда 25%. Учитывая отсутствие особых требований, предъявляемых к автомаслам для четырехтактных моторов, при подборе присадок не принимается во внимание зольность. Как правило, она может достигать 2% и более. Кроме того, такие смазки отличаются более высоким уровнем дымности.

Принцип действия четырех- и двухтактного мотора

Прежде чем рассматривать основные отличия смазок для 4-тактных двигателей, необходимо выяснить, чем отличаются такие моторы от двухтактных. Одним из элементов четырехтактного мотора является масляный картер, на постоянной основе поддерживающий требуемый уровень смазочного материала. Из картера смазка с помощью масляного насоса передается в смазочную систему и оказывается на стенках цилиндра. Результатом является трение поршня о стенку не «всухую», а в виде скольжения по масляной пленке.

Для того чтобы масло не проникало в камеру сгорания, его отсекают обратно в масляную ванну специальные маслосъемные кольца. В случае четырехтактных моторов, мощность которых не превышает 5 л/с, масляный насос чаще всего отсутствует. Распределение масла в них осуществляется за счет масляного тумана, создаваемого вращающимся коленчатым валом.

Нагрузки в подобных движках значительно меньше, поэтому поступление масла обеспечивается регулярно в необходимых количествах, что оказывает положительное влияние на долговечность мотора.

После одной заливки смазки в картер ее замена требуется только один раз в течение сезона. При этом также необходимо контролировать ее уровень, хотя автомасло никуда не исчезнет. Кроме того, современные двигатели оснащены датчиками, способными напоминать об изменениях уровня масляного вещества.

Принцип работы 4-тактного двигателя

Смазочная система в двухтактных моторах действует иначе. В двигателях до 30 л.с. необходима подготовка смеси бензина с маслом в соотношении 50:1. При этом не обязательно встряхивать емкость после наполнения бензином и смазочным материалом, поскольку современные автомасла являются самоперемешивающимися. Даже несмотря на это, иногда возникает нехватка масла для качественного смазывания зеркала цилиндра. В результате двигатель начинает работать «всухую», что вызывает соответственное снижение его ресурса.

В моторах же, мощность которых превышает 40 л.с., имеется бачок для автомасла, в котором происходит автоматическая подготовка смеси в нужных пропорциях. Смесь масла, воздуха и бензина сначала поступает в цилиндры и сгорает. При этом ее сгорание является не таким эффективным, поскольку содержащаяся в топливной смеси смазка вызывает снижение выделяемой энергии. Кроме того, эффективность снижается из-за временного открытия выпускных и впускных окон цилиндра, результатом чего является частичная потеря несгоревшей смеси и ее выброс в атмосферу или воду.

Различия масел

Итак, рассмотрим, чем масло для двухтактных двигателей отличается от 4-тактных. Как уже было сказано, основное принципиальное отличие двух типов двигателей состоит в том, что двухтактные моторы смазываются смазочным веществом, растворенным предварительно в бензине и вместе с ним в результате сгорающим. В ряде двухтактных двигателей существует отдельная система для подачи смазки в картер, но суть от этого не меняется – смазочный материал также сгорает одновременно с бензином.

В случае же двигателей четырехтактных предпринимаются меры для предотвращения попадания масла в камеры сгорания.

Соответственно различаются и основные требования к автомаслам:

  • в двухтактном двигателе требуется как можно более полное сгорание масла, при котором остается минимальный нагар в виде золы и сажи;
  • смазка в двигателе 4-тактном должна как можно дольше обеспечивать стабильные смазочные характеристики.

В начале эпохи двигателей внутреннего сгорания для изготовления смазочных материалов использовалась простая перегонка нефти. Такие вещества применялись в обеих разновидностях моторов. Это было связано с небольшой удельной мощностью первых автодвигателей, а также невысокими нагрузками на сопряжения деталей и износом, который они вызывали.

Масло для 4х-тактных двигателей

Тем не менее, впоследствии рост удельных параметров и рабочих оборотов двигателей привел к тому, что подобные автомасла исчерпали свои возможности. В качестве выхода из сложившейся ситуации было решено применять специальные добавки в автомасла, названные присадками. Они способны значительно улучшить определенные параметры смазок.

В автосмазках обычно применяется целый комплекс подобных присадок:
противоизносные;

  • моющие;
  • противозадирные;
  • антиокислительные;
  • противопенные и т.д.

В результате на сегодняшний содержание присадок в современных маслах для двигателей с четырьмя тактами может составлять до 25% от объёма всей смеси. Учитывая, что к смазкам для таких моторов в плане полноты сгорания не предъявляются какие-либо особые требования, при подборе присадок можно не принимать во внимание зольность. Следовательно, зольность таких масел может превышать 2%, кроме того, подобные автомасла могут обладать высокой дымностью.

Применение «4-тактного» масла в 2-тактном двигателе

В случае использования предназначенной для 4-х-тактных двигателей смазки в двухтактном моторе, образующаяся в процессе сгорания масла зола оседает на поршнях и стенках камеры сгорания. При этом остатки сгорания образуют с моторным смазочным материалом абразивный порошок, оказывающий на зеркала цилиндров воздействие, аналогичное настоящей наждачной бумаге. В результате данный абразив буквально распиливает детали, в результате чего их срок эксплуатации существенно снижается.

Достаточно серьезный вред наносит и сажа, которая оседает в канавки поршневых колец. В результате кольца теряют подвижность, что приводит к снижению мощности двигателя. Сажа, откладывающаяся в выхлопных окнах, постепенно снижает размер их сечения. Это приводит к затруднению выпуска отработанных газов, то есть, опять же, к потере мощности.

К тому же нагар, включающий в себя сажу и золу, и откладывающийся на головках цилиндров и поршнях, вызывает развитие таких негативных явлений, как калильное зажигание и детонация. Это также вызывает уменьшение мощности и снижение ресурса мотора. В результате отложения нагара на электродах в свечах зажигания может произойти их замыкание и, соответственно, остановка двигателя.

Классификация


Классификация JASO

На данный момент наиболее передовыми для применения в 4-тактных моторах являются масла, соответствующие одновременно спецификациям JASO MA-2 и API SN (США). Российский ГОСТ 17479.1-85 был адаптирован под классификацию SAE. Производителями автомобилей рекомендуется использовать для четырехтактных двигателей автомасла, имеющие вязкость, класс которой находится в диапазоне между 5W20 и 10W40.

При этом чем вязкость выше, тем лучшей будет работа моторного масла при повышенных температурах. Это необходимо принимать во внимание в процессе выбора смазки в различных климатических зонах.

Аналогично любым другим, моторные автомасла для 4-тактных двигателей делятся на три разновидности:

  1. Синтетические, не образующие нагара и обладающие прекрасными защитными характеристиками. Могут применяться в экстремальных условиях эксплуатации.
  2. Полусинтетические и минеральные автомасла высокого качества отличаются хорошей защитой от износа, отсутствием дыма в процессе сгорания и поддержанием чистоты двигателя. Они хорошо подходят для повседневного вождения.
  3. Специальные полусинтетические смазки обладают моющими свойствами, малым значением расхода на угар, а также высокой стабильностью характеристик. Такие смазочные материалы могут применяться при использовании низкосортного топлива.

Как выбрать 4 тактное масло

Во многих экспертизах масел для четырехтактных моторов иностранные производители представлены в основном специальными мотомаслами, а отечественные – обычными моторными автомаслами. При этом поясняется, что специальное 4-тактное масло для мотоциклов отличается от автомобильного только более низким количеством антифрикционных присадок. При этом обычному потребителю достаточно уяснить только два наиболее важных критерия, определяющие достоинства определенной марки: вязкость и качество.


Выбираем подходящее масло

Вязкость моторных смазок для 4-тактных двигателей классифицируется в нашей стране согласно ГОСТ 17479.1-85, который, как уже сказано выше, адаптирован к SAE. Согласно данной классификации различается три типа автомобильных масел:

  1. Группа автомасел для работы двигателя только в летний период. Такие смазки достаточно редко поступают в продажу, их маркировка: SAE 20, 30, 40. Смазочные материалы, вязкость которых превышает SAE 60, в моторах не используются.
  2. Техника с 4-тактовыми двигателями в зимний период практически не используется, поэтому приведем только обозначение таких смазок: SAE 0W, 5W, 10W и так далее до 25W.
  3. Автомасла всесезонные производятся путем добавления специальных присадок в базовое масло. Такие добавки делают смазку достаточно жидкой для более легкого запуска двигателя при отрицательных температурах. Также они обеспечивают высокую защиту всех рабочих элементов двигателя. Всесезонные сорта обозначаются по SAE как 10W40, 15W50, 10W60 и прочими числовыми комбинациями, определяющими диапазон использования смазочного материала в соответствии с температурой окружающего воздуха.

Число, расположенное перед буквой «W», указывает отрицательную температуру, при которой автомасло загустевает, а цифра после буквы – максимальную температуру, при которой обеспечивается бесперебойная работа двигателя.

В двухтактных силовых агрегатах смазка растворяется в горючем, а после этого сгорает одновременно с ним. Масло для четырехтактных двигателей существенно отличается от аналогов, применяемых в двухтактных движках. Оно более качественно и сохраняет действие своих полезных свойств в течение длительного срока.

В его состав входит большое количество специальных присадок (не менее 25%). В отличие от других марок к данному маслу нет повышенных требований по уровню зольности и дымности. Их уровень достигает повышенных показателей (зольность - более 2%).

Особенности смазочной системы двух- и четырехтактного мотора

Многие потребители задаются вопросом, в чем разница 4- х тактных двигателей и двухтактных. В картере четырехтактного силового агрегата постоянно поддерживается заданное количество смазочного материала. Оттуда он подаётся в смазочную систему под воздействием масляного насоса.

В результате на поршнях образуется масляная пленка. При этом отсутствует трение при его скольжении по стенкам цилиндров. С целью недопущения проникновения, масляной жидкости в камеру сгорания, установлены кольца маслосъемные, отсекающие потеки смазки, направляя их обратно в картер.

Система смазки двухтактных движков основана на смешивании топлива с моторной смазкой в пропорции 50/1. Современные автомобильные масла обладают уникальным свойством само смешивания. При нехватке вещества для полноценной смазки рабочих поверхностей цилиндров силовой агрегат работает «по-сухому». При этом резко снижается общий ресурс двигателя.

Более мощные двухтактные моторы более 40 л. с. оснащены специальным бачком для автомобильного масла. В нем производится автоматическое дозирование и смешивание смеси в правильных соотношениях.

Недостатком 2-х тактных систем смазки является снижение эффективности сгорания вследствие содержания в бензине масляных частиц. Открывание впускных и выпускных клапанов также негативно влияет на рабочие характеристики силового агрегата. При этом происходит большой выброс несгоревших смесей в окружающую среду.

Различия 2-х и 4-х тактных масел

В связи с наличием конструктивных отличий смазочных систем данных двигателей, требования к смазочным материалам существенно отличаются:

  1. Для двухтактных двигателей необходимым условием является способность наиболее полного сгорания масла. При этом образуется минимальное количество нагара (сажа и зола).
  2. В четырехтактных моторах основное требование к моторному маслу - длительное обеспечение смазочных эффектов за счет сохранения полезных свойств используемого материала.

Раньше при изготовлении смазочных веществ применялся метод простой нефтеперегонки. Полученный продукт подходил для смазки деталей и узлов, движков любых видов. Их технические характеристики удовлетворяли требования моторов, обладающих небольшой мощностью, малой силой трения и небольшим износом в местах сопряжения деталей.

С ростом показателей рабочих характеристик и оборотов движков возникла необходимость в создании автомасел с новыми возможностями. В смазочные жидкости начали добавлять присадки, которые значительно улучшают технические параметры смазочных продуктов:

  • уменьшающие износ;
  • антиокислительные;
  • противопенные;
  • противозадирные;
  • моющие.

Современное моторное масло для 4-х тактных двигателей содержит присадки в количестве 25% общего объема. Для таких жидкостей не предъявляются повышенные требования по уровню зольности и сажи.

Чем вредна заправка 2-тактного мотора 4-тактным маслом

Моторное масло для четырехтактных движков не рекомендуется применять для двухтактных силовых агрегатов. При сгорании смеси образуется зола, которая образует осадок в камерах сгорания и поршнях.

В сочетании со смазкой остатки сгорания превращаются в абразивный порошок. Острые абразивы наносят непоправимый вред зеркальным поверхностям цилиндров, существенно сокращая их срок эксплуатации.

Сажа очень вредна для работы поршневых колец. Она забивается в канавки, в итоге кольца утрачивают подвижность, мощность двигателя резко снижается. Сажевые отложения скапливаются также в системе выхлопа, сужая просвет в трубе, что затрудняет выход отработавших газов и дополнительным потерям мощности.

Нагарные зольные и сажевые отложения, находящиеся на поршнях и цилиндрах, вызывают детонацию. Эксплуатационный ресурс силового агрегата при этом резко снижается. Закоксованность электродов и свечей зажигания приводит к их замыканию и блокировке работы двигателя.

Разновидности четырехтактных моторных масел

Наиболее популярным среди пользователей является моторное масло для четырехтактного силового агрегата, соответствующее спецификациям JASOМА-2, APISN. Отечественные масла, выпущенные в соответствии с ГОСТ 17479.1-85, адаптированы под требования системы SAE.

Как и все смазки, моторное масло для 4 тактного движка имеет следующие разновидности:

  1. Синтетическое моторное масло. Оно не образует нагаров, обладает множеством положительных характеристик. Его используют при экстремальных поездках.
  2. Полусинтетика и минеральные высококачественные смазки обладают износоустойчивостью, отсутствием задымленности при сгорании, поддерживают чистоту в двигателе. Рекомендуется заливать для повседневного использования.
  3. Специальная полусинтетика. Такие виды смазочного материала применяются при работе на низкосортном топливе. Благодаря входящим присадкам, данное масло характеризуется прекрасными моющими свойствами, небольшим расходом на угар, сохранением полезных качеств в течение долгого периода.

Правильный выбор 4 тактного моторного масла

Для обычных потребителей наиболее определяющими факторами при выборе подходящей марки служат вязкость моторной смазки и ее качество.

По вязкости смазочный продукт выбирается на основе таблиц САЕ по трем критериям:

  • смазка, используемая в двигателях летом, SAE 20, 30, 40;
  • зимние материалы от SAE 0W до SAE 25W;
  • всесезонные автомобильные масла.

Кроме базовой основы,всесезонки содержат в своем составе специальные присадки. Они разжижают смазочный продукт для ускорения запуска мотора в зимние холода. При этом, с их помощью все рабочие элементы двигателя надежно защищены от вредных окислительных процессов и больших сил трения.

Обозначение всесезонных моторных масел по SAE: 10W30, 14W40 и т.д. Числовое обозначение, стоящее впереди, говорит о самой низкой температуре воздуха, при которой данное масло еще не начнет загустевать. Последние цифры - это максимально допустимая температура окружающей среды для нормальной бесперебойной работы мотора в летнюю жару.

Выбор масла по качеству в соответствии со спецификацией API

Уровень качества моторного масла по данной системе обозначается двумя латинскими буквами. Первая говорит о принадлежности продукта к группе материалов, предназначенных для бензиновых или дизельных моторов - S и C соответственно. Вторая литера - это непосредственно уровень качества продукта. Большой популярностью пользуются масла марки SL, SJ, SH. В то время, как классы SM, SE,SF, SG используются крайне редко.

При выпуске мотоциклов производители указывают типы автомасел, рекомендуемых для использования в конкретном транспортном средстве. Данная информация размещается на фирменных наклейках и на заливных пробках двигателей.

Использование смазочной жидкости более высокого класса нецелесообразно. Однако, если условия эксплуатации отличаются повышенной сложностью, рекомендуется использовать машинное масло с повышенным индексом вязкости.

Смазка для двигателей с воздушным охлаждением

Для моторов, оборудованных системой воздушно-масляного охлаждения, это особенно актуально, т. к. в работающем двигателе температура превышает 100°С.

В транспортных средствах, имеющих изношенные четырехтактные моторы, также рекомендуется использовать более вязкие смазочные материалы, чтобы снизить потери.

Какое масло использовать в старых 4 тактных двигателях

Для моторов более старых образцов подходят все смазочные жидкости современных марок. Главное помнить, синтетика характеризуется большей текучестью по сравнению с минеральными аналогами.

Торговая сеть также располагает большим ассортиментом как минеральных, так и полусинтетических моторных масел.

Какое масло заливать в 4-х тактный двигатель? Автомасло, заливаемое в данное устройство, располагает множеством значительных отличий от нефтепродукта, применяемого в двухтактных движках. Масла для двухтактных двигателей смазывают запчасти после растворения в горючем.

При функционировании ДВС смазочная жидкость прогорает с топливом. В этом и состоит ключевое различие двухтактного двигателя с четырехтактным.

Четырехтактные движки

Масло для четырехтактных двигателей не поступает в камеру сгорания. Оно должно смазывать детали как можно более долгое время. Этим обусловлено высокое содержание в подобной смазке различных присадочных элементов. Различие с автомаслом для двухтактного ДВС составляет примерно тридцать процентов.


Работа двигателя в 4 такта

Зольность моторного масла для четырехтактных двигателей может равняться двум процентам. Это довольно много. Также такие нефтепродукты сильно дымят. Они заливаются в различную технику: катера, мотокультиваторы.

Чтобы понять, как работает масло для 4 х тактного двигателя, нужно разобрать, как поглощается и перерабатывается расходник. У четырехтактного мотора есть картер, поддерживающий оптимальное количество смазки. Из картера нефтепродукт посредством маслонасоса попадает в масляный комплекс, на цилиндровые стенки. Ввиду этого поршень, когда трется о цилиндр, скользит по смазочной пленочке.


Схема работы системы смазки в ДВС

Чтобы масляные потоки не оказывались в камере сгорания топлива, смазка отводится назад в картер, оснащенный особыми кольцами. Иногда, если мощность силового агрегата не больше 5 л.с., маслонасос отсутствует. В подобных ДВС масло моторное распределяется в виде масляного тумана, образующегося при вращении коленвала.

Нагрузки в таких маленьких движках небольшие, потому автомасло, которое мы льем, регулярно поступает в нужном объеме. Это положительным образом отражается на продолжительности функционирования двигателя. Лить свежую смазку необходимо ежегодно. Нужно постоянно следить за количеством автомасла. Выпускаемые сегодня моторы оснащаются особыми датчиками. Чтобы проверить объем масляной жидкости, не надо разбирать ДВС.

Характеристики автомасел

Смазочный комплекс четырехтактного мотора располагает особыми свойствами, обусловленными особенностями конструкциями и функционирования агрегата. Смазка для четырехтактного двигателя не проникает в камеру сгорания. Этим агрегат и отличается от двухтактного силового агрегата. Следовательно, масло в четырехтактном ДВС обеспечивает более продолжительное смазывание моторных запчастей.

Раньше, чтобы создать автомасло, которое мы льем в ДВС, перегоняли нефть. В настоящее время, с увеличением оборотов и определенных показателей, нужно применять особые присадочные вещества, улучшающие характеристики масляной жидкости. Сейчас существуют такие добавки:

  • очищающие;
  • антизадирные;
  • уменьшающие окисление;
  • предотвращающие вспенивание.

В современных синтетических маслах, которые заливают в горловины двигателей с воздушным охлаждением и четырьмя тактами, объем присадочных элементов может составлять тридцать процентов. Отличия в составе смазки накладывают ограничения по использованию. Не рекомендуется лить автомасло для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания в двухтактный движок. Если сделать это, зола, которая появляется при прогорании, осядет на стенках камеры сгорания и поршнях. Остатки прогоревших нефтепродуктов формируют абразивный порошок, оседающий на цилиндровых стенках. Абразив попросту распиливает детали. Из-за этого их эксплуатационный период значительно уменьшается.


Смазки для четырехтактных моторов делятся на такие категории:

  • минеральное масло;
  • полусинтетика;
  • синтетическое масло.

Нефтепродукты, которые льют в ДВС, могут быть произведены как в Российской Федерации, так и за рубежом. Российские расходники сегодня немного отличаются в худшую сторону от зарубежных, потому как в последних используются более качественные присадки. Покупатель, выбирая нефтепродукт, который будет лить в мотор, должен учитывать, в первую очередь, качество и вязкостный индекс смазки.

Выбор смазочной жидкости

В настоящее время вязкость смазок в Российской Федерации определяется соответственно с ГОСТ 17479.1-85. Автомасла делятся на три категории:

  1. Летние. Подобные нефтепродукты нечасто можно встретить на полках российских магазинов. Обусловлено это достаточно суровыми климатическими условиями. Имеют маркировку типа «SAE 30».
  2. Зимние. Используются реже, чем летние смазки. Связано это с тем, что двигатель мотоблока не предназначен для эксплуатации в холодных условиях. Пример маркировки – масло SAE 5w.
  3. Универсальные. Сегодня эти масла наиболее распространены. Они изготавливаются посредством добавления присадочных веществ в основную жидкость. Добавки разжижают автомасло. Это значительно упрощает пуск двигателя в низко- и высокотемпературных условиях. Присадочные элементы прекрасно подходят для моторов с воздушным охлаждением. Кроме того, присадки хороши тем, что обеспечивают надежную защиту соприкасающихся моторных запчастей. Цифра, которая располагается в маркировке масла SAE перед буквой «w», обозначает низкотемпературную вязкость. Число после символа «w» указывает на высокотемпературную вязкость. К примеру, маркировка может быть такой – «10w30».
Масло для четырехтактного двигателя

Какое масло лучше? Лить смазку, характеристики которой намного лучше, чем требуется, бессмысленно. Если в руководстве указана одна вязкость, а вы зальете нефтепродукт с более высоким показателем, то это не навредит двигателю, но и пользы не принесет.

Использование автомасла

Автомасло для четырехтактных моторов применяется в различной технике. Его возможно эффективно использовать в произведенных давно движках. Не надо приобретать современный агрегат, соответствующий требованиям применения расходника.

Синтетика, заливаемая в четырехтактные движки, в отличие от минералки, имеет увеличенную текучесть. В настоящее время присадки, добавляемые в расходник, возможно приобрести в каждом строительном, хозяйственном магазине. Есть много разных марок для различных уровней вязкости.

Покупаемая смазочная жидкость должна быть качественной. Высококачественная смазка для четырехтактного силового агрегата располагает такими свойствами:

  • охлаждение и защита мотора;
  • сохранение собственных показателей эксплуатации продолжительный срок;
  • соответствие требованиям марки и модели транспортного средства;
  • невысокая кинематическая вязкость. Позволяет избежать масляного голодания при прогревании силового агрегата до рабочей температуры;
  • наличие антифрикционных и антизадирных присадочных компонентов;
  • формирование прочной смазочной пленочки, защищающей цилиндры и поршни от задиров при эксплуатации транспортного средства;
  • очищение двигателя. Обеспечивается специальным набором присадочных элементов, противодействующих образованию осадка и лаковых отложений в моторном поддоне;
  • небольшая коксуемость. Актуально для двигателей внутреннего сгорания с наличием воздушного охлаждения, потому как автомасло, которое попадает в кольца поршней, разогревается почти до трехсот градусов;
  • устранение нагарных отложений, приводящих к уменьшению подвижности колец поршней, понижению давления, высоким затратам смазочной жидкости.

Если все эти свойства присутствуют, значит, вы правильно выбрали расходник. Он качественно смажет все моторные запчасти, позволит силовому агрегату проработать без сбоев долгое время.