Все что нужно знать для езды по снежным дорогам. Езда зимой: основные принципы зимнего вождения, советы специалистов Колеса которые едут по снегу

Зима, как говорят чиновники, "Снова пришла внезапно"... Первый снег - первая радость для кого-то, а для автомобилистов это - испытание на прочность, большие проблемы и постоянный риск. Учитывая погодные условия и статистику ДТП, сегодня мы решили поговорить том, как же все-таки надо ездить зимой, каких правил зимнего вождения необходимо придерживаться чтобы езда зимой была безопасной. Статья будет интересна новичкам, а также тем, кто считает, что знает о зимнем вождении все...

Итак поехали... Как правильно ездить зимой?

Для начала о том, без чего зимняя езда вообще недопустима.

Существует несколько неотъемлемых атрибутов зимней езды, прежде всего – это зимняя резина, морозоустойчивая жидкость для омывателя, а также исправная светотехника.
Если вы едете не на зимней резине, считает директор школы Audi Quattro Геннадий Брославский, дальнейший разговор просто бесполезен. А вот шипы, по мнению Брославского – не такой принципиальный момент. На голом чистом асфальте, которым иногда радуют автомобилистов столичные коммунальщики, шипы держат машину даже хуже, чем нешипованная резина. Но на перекрестках и у светофоров, где дорога всегда особенно скользкая, шипы очень помогают.

Правило №1. Управлять на снегу и льду надо плавно.

Речь идет и о руле, и о педалях. Инструктора советуют представлять себе, что вы не спеша плывете в бассейне, где вода смягчает и замедляет все движения.
Но это общая рекомендация, а когда утром вы садитесь в машину и обнаруживаете, что не только плавно ехать, но даже тронуться с места не получается, все советы как-то сразу забываются. Водитель газует, а машина, вместо того чтобы выезжать куда положено, соскальзывает вбок, где стоит еще одна машина. Тут желательно вспомнить еще одно правило...

Правило №2. Газ при зимней езде должен быть минимальным.

Запас тяги, который так приятно иметь летом, сейчас только мешает – колеса срываются в пробуксовку, и вся тяга уходит исключительно на шлифование ледовой корки на асфальте. Даже трогаться с места зимой иногда приходится на второй передаче (не зря же по этому принципу работают многие автоматические коробки, снабженные зимним режимом).

Итак, вы выезжаете со стоянки на минимальном газу (лучше несколько раз заглохнуть и снова завестись, чем прокопать колесами колеи, которые помешают выбраться). Если не получается, пытайтесь выбраться враскачку. Нажал газ – отпустил и нажал сцепление – снова нажал газ. Настоящие мастера могут вытащить таким способом машину из очень неприятных ситуаций, но и обычным водителям этот прием довольно полезен. А вообще-то кое о чем не мешало подумать еще накануне, когда ее сюда ставили – не заезжать впритирку к другим машинам, чтобы, если ваш автомобиль начнет скользить вбок, не упереться в них. А если останавливаетесь ненадолго, лучше не подъезжать близко к тротуару, где больше всего снега – въехать-то вы с разгона въедете, а выбраться обратно не удастся. Лучше встать чуть дальше от края. Совсем плохо останавливаться на горке, если потом не будет возможности съехать обратно задним ходом. При трогании с места колеса точно забуксуют.

Какой привод лучше под горку?

Тут, кстати будет упомянуть один нюанс: на заднем приводе въезжать в гору легче, потому что машина приседает при старте и нагрузка на заднюю ось увеличивается, соответственно уменьшая вероятность пробуксовки. А передние ведущие при трогании на горке, наоборот, разгружаются. Отсюда известный рецепт: на переднем приводе заезжать на горку задним ходом. Впрочем, не стоит этот способ переоценивать – может, лучше осторожно съехать вниз и попробовать еще раз, но только посильнее разогнавшись. Конечно, если вокруг нет стоящих машин, которые ваша может поцарапать, съехав вбок.

Правило №3. По возможности, тормозить лучше двигателем.

К слову, современные автоматы, как правило, этому не препятствуют – они «понимают», что при отпущенном газе водитель, скорее всего, хочет затормозить двигателем. И, конечно, не стоит ждать от тормозной динамики автомобиля чего-то сверхъестественного. Надо держать большую дистанцию и тормозить заблаговременно. Проклятые летние привычки дают о себе знать: водитель жмет на педаль и ожидает обычной в таких случаях реакции машины – а она все едет. Лучше, выехав из двора, сразу же, не дожидаясь пока жизнь заставит, сделать несколько пробных торможений и сразу понять, чего от этого процесса можно ожидать. Тем, у кого АБС, остается просто давить на педаль.

При отсутствии АБС ее можно сымитировать

Это называется прерывистым торможением. Есть еще ступенчатое, когда сила нажатия изменяется от раза к разу, а также множество других видов. Но прерывистое торможение – самое простое, и людям не слишком опытным лучше им и ограничиться.

На прямой, если тормозить не приходится, особых проблем не возникает даже зимой. Разве что заднеприводную машину может чуть водить из стороны в сторону, и это подсказывает водителю, что не все сегодня хорошо на дорогах. А переднеприводник и этого предупреждения лишен – пока он не задумает какой-нибудь маневр, машина будет идти ровно. Поворот – главная зимняя проблема после торможения.

: поворот – главная проблема, если вы не опытный гонщик.

Зима для спортсменов только в радость. Занос для них – привычное и полезное явление, а отрабатывать его на льду намного проще, потому что скорость для достижения желаемого эффекта нужна гораздо меньшая. Для простого гражданина – наоборот. Зимой всякий водитель должен стремиться к тому, чтобы не стать нехотя спортсменом. Для этого надо заранее затормозить и перейти на пониженную передачу, с тем чтобы по дуге ехать ровно, не тормозя, с небольшим газом.

Если же вы к повороту подъехали слишком быстро, машина просто перестает в него вписываться. От типа привода это совершенно не зависит – любой автомобиль в этом случае выносит наружу, что сопровождается неприятным скрипом колес. Именно по скрипу неопытные водители обычно и понимают, что не все гладко. Когда машина не хочет поворачивать, естественная реакция – закрутить руль сильнее. Получается еще хуже: передним колесам в такой ситуации еще сложнее восстановить сцепление с дорогой. Едва ли у кого-то это получится без тренировки, но в принципе правильный способ состоит в том, чтобы, во-первых, отпустить газ, а во-вторых, чуть уменьшить угол поворота руля. Передние колеса при отпускании газа нагружаются (машина делает клевок), а поскольку они стоят уже под меньшим углом к дороге, больше вероятность, что они за нее зацепятся и начнут крутиться. Затем уже можно опять довернуть руль в сторону поворота. А все остальное, что касается поворота, – это уже из околоспортивной сферы, куда обычному, совсем не тренированному автолюбителю, лучше не соваться.

Ведь у спортсменов все наоборот – они еще и сами вызывают занос. На заднем приводе для этого нужно после поворота руля добавить газа. Задняя ось скользит, и машина начинает поворачивать нос куда нужно. Но проблема в том, что как только начался занос, надо немедленно крутить руль в ту же сторону, куда несет зад машины, чтобы ее из него вывести. А это, увы, сложнее, чем вызвать занос. На переднем приводе добавление газа никакого заноса не вызовет. На маленькой скорости создать занос задней оси может помочь ручник – поворачиваем руль и тянем рычаг. Задние колеса блокируются, зад разворачивает. На большой скорости так не делают – может повредиться ручник. Тут надо прежде всего бросить газ – машина при этом клюет носом, передние колеса нагружаются и становятся менее склонны к скольжению. После этого, если повернуть руль, уже может начаться небольшой занос задней оси, который помогает направить нос машины в нужном направлении. Чтобы занос стал сильнее, надо чуть-чуть нажать на тормоз. Но только совсем чуть-чуть, лишь коснутся тормоза, иначе заблокируются все колеса, и автомобиль просто будет скользить наружу. А при очень легком нажатии за счет перераспределения массы вперед (клевка) облегченная задняя ось начинает скользить. Еще раз повторив, что все это не для простых водителей, упомянем третий способ вызвать занос задней оси на переднем приводе. Подъезжая к повороту, надо сначала повернуть руль в противоположную сторону. И только после того, как машина послушается, уже крутить в сторону поворота. Этим предварительным поворотом вы как бы раскачиваете машину, а раскачка приводит к заносу задней оси. Но в том-то и проблема, что всякий занос требует выхода из него – а это сложнее, чем его вызвать. Чтобы получилось, надо повторять одно и то же упражнение много раз. Наш опыт обучения показывает, что чем дольше повторяешь, тем лучше понимаешь, как это на самом деле не просто. А такое чувство уже хороший знак, считайте, преодолели первый этап.

Многие думают, что, правильно подбирая скорость движения по зимней дороге, можно легко избежать заноса. Но это верно только отчасти. Конечно, "партизанский шаг" - это очень, очень предусмотрительно, однако вероятность заноса остается - при резком сбросе газа или торможении, даже во время разгона или ускорения… В общем, понесёт совершенно неожиданно.

В отличие от "переднеприводника", автомобиль с задними ведущими колесами больше склонен к заносу задней оси. Объясняется это просто: при классической компоновке основная масса приходится на переднюю часть машины - ее нагружает силовой агрегат + коробка передач, задняя часть загружена гораздо меньше, а значит- хуже сцепление ведущих колес с дорогой.

Но это не мешает истинным асам "фигурного катания" управлять подобным авто на скользкой дороге абсолютно безопасно.

Ситуация первая , распространенная. Поворот, голый лед, полное неповиновение рулю - т.е. снос передней оси. Рецепт один - "обратить" состояние сноса "передка" в занос задних ведущих колес. Если понесло на большой скорости - достаточно сбросить газ, при условии, что передние колеса уже "смотрят" в сторону поворота, а скользкое покрытие хоть как-то, но держит автомобиль. Но запомните на всю, еще пока оставшуюся, слава Богу, жизнь: превышение скорости на голом льду является грубейшей ошибкой, исправить которую практически невозможно!

На небольшой скорости не следует и пытаться справиться с заносом "передка" с помощью рабочих тормозов - это только усугубит ситуацию. Дергайте ручник или резко и коротко нажмите на газ, что вызовет пробуксовку задних колес. Кстати, второй вариант требует определенных навыков и "чувства" автомобиля: "переборщив" с оборотами, вы рискуете развернуться на все 180 градусов. Включение пониженной передачи с намеренно резким отпусканием сцепления тоже поможет делу, но и тут понадобится немалая сноровка…

Ситуация вторая , очень распространенная. Багажник начинает "обгонять" капот. "Игра на опережение", в общем… Отсюда и рекомендация: не дожидаться заноса, а опередить его своими опытными каскадерскими действиями, в данном случае чрезвычайно парадоксальными - искусственным провоцированием заноса. Может не получиться. Тогда - пресечь начавшееся скольжение резким поворотом руля в сторону заноса и сразу же обратно, сопровождая это сбросом газа. Здесь главное - возвращать руль сразу, не дожидаясь реакции. Иначе такие манипуляции могут привести к "смене позиции": машину понесет другим боком под еще большим углом.

Вопреки устоявшемуся мнению, если ею пользоваться аккуратно, облегчает зимнюю езду. Дело в том, что ведущий "мост" связан с двигателем не жестко, а через гидромуфту, которая сглаживает рывки и толчки в трансмиссии и не позволит колесам неожиданно провернуться (заблокироваться) при резком нажатии (отпускании) педали газа. Т.е., трансмиссия "сгладит" возможные ошибки водителя (до определенного предела, разумеется). Но надо учитывать скорость! Принудительные пониженные передачи плюс превышение скорости часто равняется принудительно сломанной коробке или блокировке ведущих колес с последующим принудительным же заносом...

"Езжу зимой, поэтому предпочитаю передний привод" - так рассуждают многие автомобилисты. Они увереннее чувствуют себя и в повороте, и на прямой, и уверяют, что их машины почти не буксуют. Действительно, благодаря прекрасной курсовой устойчивости, переднеприводный автомобиль дает водителю несколько большее чувство уверенности, чем "задний привод". Передние колеса "тянут", задние послушно катятся за ними. Кроме того, двигатель своим весом постоянно нагружает передние колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой, а если машина забуксовала, то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая передние ведущие, обычно можно найти за что зацепиться.

Все это так. Но, бывает, на обледенелом повороте машина теряет управление, и как бы водитель ни крутил руль, начинает скользить по прямой. Что сделает неподготовленный: интуитивно повернет руль еще круче и затем "вдарит" по тормозам, чем окончательно выведет ситуацию из-под контроля. "Не бросайте газ!" - советуют авто-асы. Это верно, но способов вернуть неуправляемой машине послушность - много.

Сначала усвойте простую истину: если начался снос передних колес, единственное, что может вернуть их "к жизни" - занос задней оси. Каковой можно вызвать разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля.

На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка "поддернуть" ручник, либо нежно наступить на педаль. "Газ" в этот момент ослаблять нельзя, а лучше даже усилить.

Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от заднеприводного является то, что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту сторону, куда автомобиль обязан ехать, а отнюдь не в сторону заноса, как нас раньше учили в автошколе. Это аксиома. Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося заноса поможет сориентировать автомобиль в нужном направлении. Ну, а дальше газуйте потихоньку, "вытягивая" машину из скольжения в прямолинейное движение по дороге.

При высоких скоростях все меняется.

"Переднеприводник" очень сильно реагирует на резкий сброс газа заносом задней оси. И наш неопытный водитель, сильно пугаясь обледенелого поворота, невольно отпускает педаль газа. Не готов, ох, не готов он к реакции автомобиля на это судорожное действие - а тут еще совет "бывалого": "не бросай газ, если машину понесло". А ведь он правильно сделал, ведь нам этого-то и нужно, только ненадолго! Кратковременный сброс газа "переставит" машину на дороге, и останется только "подбавить" обороты и "вытянуть" авто в поворот.

Но для "чайника" это сложно. Судите сами - машину несет на приличной скорости, а вместо "спасительной" педали тормоза надо жать на "газ". Поэтому еще раз "проговорим" правильный алгоритм действий: резкий сброс газа провоцирует снос задней оси, и в этот самый момент водитель выворачивает руль в сторону начинающегося заноса и прибавляет газ. Имейте в виду: смотреть надо только в ту сторону, куда вам нужно ехать (т.е. на выход из поворота) и ни в коем случае не туда, куда "несет" автомобиль!

Если все-таки машину "закрутило", то следуйте примеру опытных автогонщиков - тормоз и сцепление в пол! Не думая! Это позволит стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль, а главное - не заглохнет двигатель, что поспособствует вам быстро убраться со встречной полосы и отъехать в безопасное место.

Остается лишь напомнить: резкий сброс газа может вызвать вращение автомобиля даже на прямом участке дороги, если под колесами неожиданно оказался лед. С педалью газа надо обращаться очень осторожно: плавно и дозированно нажимать и точно также отпускать. И если не хотите "фигурного катания" - никаких резких движений рулем! Но если оно все-таки началось - то, наоборот, действуйте решительно. Чем резче поворот руля в сторону заноса, тем быстрее выравнивающая реакция автомобиля. Вывернув колеса в сторону заноса, возвращайте их обратно, не дожидаясь реакции автомобиля - иначе машина попадет в ритмический занос с увеличивающейся амплитудой.

Как улучшить проходимость автомобиля: надежные помощники автолюбителя
Каждый водитель, которому приходится часто , готов сделать возможное для повышения проходимости своего транспортного средства. Почему бы и нет, ведь с помощью современных и надежных приспособлений это вполне реально. При выборе устройств нужно четко осознавать возможности своего «железного коня», ведь только так можно организовать его нормальную эксплуатацию и подобрать оптимальный способ повышения
проходимости. И самое главное — решение данного вопроса должно быть комплексным. На что же обратить
Главное — автолюбитель должен решить задачу увеличения геометрической проходимости, снижения сопротивления качению автомобиля во время движения авто по бездорожью, увеличения тяги ведущего моста, а также работоспособности основных узлов авто.

Какие же на сегодня существуют изделия для повышения проходимости?
К таковым можно отнести самовытаскивающий якорь , противобуксатор , траковую цепь , цепь противоскольжения (гусеничную и мелкозернистую) , а также ремни для повышения проходимости . Если автомобиль продвигается по бездорожью, то автолюбители всегда могут подключить второй мост (если есть такая возможность). В этом случае сила сцепления существенно возрастет. На наиболее проблемных участках рекомендуется включать пониженные передачи, в противном случае тяговой силы может не хватить для преодоления препятствия. На бездорожье лучше избегать подъемов (появляется дополнительное сопротивление). При этом лучше не форсировать скорость.

Наиболее востребованными устройствами для увеличения проходимости транспортного средства являются . Как уже упоминалось, они бывают гусеничными, мелкозвенчатыми и траковыми. При этом каждый тип имеет свои особенности.

Траковые цепи

Применение данных изделий будет очень актуальным при передвижении по заснеженной или болотистой местности. Они очень пригодятся для преодоления обычных препятствий на мокрой грунтовой дороге. Но здесь крайне важно организовать правильное натяжение, которое проверяется очень просто: трак должен подниматься пальцем над колесом на высоту около 5-8 миллиметров.

Позволяют эффективно передвигаться по грунтовым, скользким и мокрым дорогам. Можно использовать данные устройства для передвижения по заснеженным или обледенелым трассам (здесь также очень важна правильная установка – должны свободно перемещаться, не врезаясь в шины).

Цепи гусеничного типа

Больше подойдут для поездок по заснеженным и грунтовым заболоченным дорогам. При правильном натяжении верхняя ветвь должна провисать между колесами на 1-1,5 см. Гусеничные цепи стоит сразу же снимать после прохождения сложного участка. В противном случае можно нанести вред дорожному покрытию, «спалить» массу бензина и износить покрышки.

Данные приспособления очень пригодятся, если необходимо выбраться из какого-либо серьезного «капкана». Перед тем, как производить монтаж противобуксаторов, необходимо на ведущие (желательно задние) колеса закрепить цепи-браслеты. В этом случае автомобиль гораздо быстрее преодолеет препятствие.

Ремни для повышения проходимости

Устройства очень популярны в среде водителей. Это и не удивительно, ведь данные изделия являются настоящими помощниками, когда необходимо преодолеть грязь, снег и песок. Они очень просты в применении и легко снимаются. Ремни для проходимости больше всего пригодятся для легковых автомобилей, внедорожникой, микроавтобусов.

Любое снежное покрытие, это не грунт в прямом понимании этого слова. Это по сути разновидность льда, замерзшая вода, только в более рыхлой форме. Осуществляя движение по снегу, колеса сначала трамбуют или прокапывают его до твердой основы и только потом, получив опору, двигают автомобиль вперед. Самое скользкое зимнее дорожное покрытие, это слегка подтаявший лед, покрытый сверху тонкой пленкой воды.

Движение по снегу глубиной не превышающим высоту профиля шины особых трудностей не представляет. Для более уверенного движения давление в шинах надо заранее на 0.1-0.2 атмосферы больше, чем используется при движении по асфальту. Тогда шина быстрее докопается до твердой основы под снегом. Ей будем легче трамбовать снег и пробивать колеи, автомобиль будет увереннее держать траекторию движения.

Внедорожник это не вездеход и не снегоход, которые вполне уверенно чувствуют себя на снежной целине и движутся по верхнему слою снежного покрытия на гусеницах, лыжах или шинах сверхнизкого давления. Поэтому съезжать в глубокий снег с накатанной снежной колеи на колесной машине желательно только в случае крайней необходимости.

Двигаться по глубокому снегу становится возможным только после того, когда колеса хорошо утрамбуют его. Именно поэтому тут больше всего подходят узкие зимние шины с развитым протектором. Давление в шинах тоже лучше слегка завышенное.

Преодоление сугробов и снежных заносов.

Прежде всего, надо убедится, что на траектории движения отсутствуют скрытые снегом твердые препятствия в виде бетонных столбиков или чего то подобного. Преодолевать сугробы или снежные заносы легче всего ходом, заранее включив пониженный ряд в , и трогаться со второй или третьей пониженной передачи.

Таким образом можно максимально подстраховаться от пробуксовки, которая может мгновенно зарыть машину в снег, и обеспечить необходимый запас мощности. Переключать передачи в глубоком снегу без крайней необходимости не следует. Само движение по возможности должно быть прямолинейным, тогда колеи будет две, а не четыре от всех колес, и двигаться вперед будет проще.

Если инерции не хватило и автомобиль начал буксовать, то надо вернуться назад по своей колее и повторить попытку еще раз. Так, постепенно утаптывая снег под колесами машины, можно пробить колею даже в глубоком сугробе, большом заносе или снежной целине.

Поворачивать или разворачиваться в глубоком снегу надо аккуратно и по максимальному радиусу, чем меньше повернут руль, тем больше шансов не застрять. При поворотах вывернутые колеса упираются в снег еще и своими боковинами, а задним колесам приходится проделывать собственную колею, поэтому сопротивление движению сильно возрастает.

Движение на дорогах с гололедом, преодоление поворотов.

Даже на ровной и прямой дороге следует избегать движения с высокими скоростями и избегать резкого маневрирования. Действия рулем и газом должны быть плавными. Это сделает движение машины более управляемым. Тормозами пользоваться следует только кратковременно, в основном используя торможение двигателем.

Особенно осторожным надо быть при преодолении поворотов на дорогах с гололедом. Траектория движения выбирается как можно более пологая, чтобы передние колеса по возможности были повернуты на минимальный угол. Сам поворот проходится в натяг, как можно меньше крутя рулем и нажимая на тормоз.

Поведение разных типов шин на снежном покрытии и льду.

Под воздействием шин снег утрамбовывается и превращается в обычный жесткий лед, поэтому даже в глубоком снегу грязевые шины никакого преимущества перед зимними не имеют. А в случае малейшей пробуксовки на небольшом подъеме, они скорее выполируют в снегу четыре скользкие лунки и машина встанет. С универсальными дело будет обстоять несколько лучше, но все равно хуже, чем на нормальной .

На снежной целине, зимние и универсальные шины будет трамбовать под собой снег, создавая себе хоть какую то опору для движения. Грязевые шины скорее всего быстрее докопаются до грунта сквозь толщу снега и в лучшем случае будут буксовать на скользкой и промерзшей земле, а в худшем — автомобиль сядет на днище и застрянет.

На дорожном гололеде крупные блоки протектора внедорожных грязевых шин класса МТ не имеет надежного сцепления с покрытием и движение на них становится опасным. Универсальные класса АТ на гололеде держаться немного лучше. А вот зимние шины с их множеством специально сконструированных разной формы ламелей, лучше всего удерживают автомобиль на гололеде, буквально прилипая к нему. Еще лучше ведут себя шипованные шины.

Повышение проходимости по снегу и льду.

Почти на порядок повышают проходимость автомобиля и улучшают движение по снегу надетые на его колеса цепи или противоскольжения. На льду, локально избежать пробуксовки при начале движения по гололеду или помочь при преодолении скользких подъемов на неочищенных дорогах, поможет подсыпанный под колеса песок. Его зимой можно возить с собой в трех или шести литровом бутыле из под воды с большим горлом. Кардинальное решение проблемы — зимние шипованные шины.

Если автомобиль застрял в глубоком снегу.

Если машина застряла не сильно, то можно сделать попытку выбраться сначала хорошо раскачав автомобиль на месте из стороны в сторону. Из-за раскачки, снег под колесами и днищем слегка приминается и трамбуется, и тогда возможно удастся проехать немного дальше. Или хотя бы сдать назад по собственной колее.

В остальных случаях придется доставать и много копать. В снегу, так же как и , это самый надежный, хоть и долговременный способ выбраться. От долгого стояния на месте шина остынет и в начале движения холодный протектор забьется снегом. Очистить его поможет небольшая пробуксовка, теплый протектор расплавит снег и самоочистится. Если же ничего не получается, то тогда придется идти за трактором.

На курсах в автошколах потенциальных водителей предупреждают, что в первый год после выдачи прав лучше отказаться от идеи самостоятельного управления автомобилем в зимний период. Связано это с повышенной сложностью вождения транспортного средства по заснеженным дорогам. Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания. В целях собственной безопасности водитель должен заучить основные правила езды по снегу и в гололед в зимнее время года. К тому же, эти правила совсем простые и очевидные, но их несоблюдение может стоить водителю и пешеходам жизни.

Езда по снегу – основные правила

С опытом водители начинают лучше чувствовать свой автомобиль, и они даже не задумываются о том, как водить машину зимой. Но в первые годы за рулем, во время движения по участкам дороги, которые замело снегом, следует помнить об основных правилах предосторожности:


Озвученные выше правила применимы к любому типу снега. Всего же автомобилисты разделяют снег на дороге на 3 основных категории. Для каждого типа снега характерен свой стиль вождения, который позволит избежать аварий.

В середине или начале зимы снег часто идет без дождевых осадков, и он рыхло ложится на землю. Часто за пределами города на проселочных или небольших дорогах, где практически нет трафика, такой снег может лежать нетронутый автомобилями и дорожными службами. Данный тип снега преодолевать проще всего – его необходимо проехать на хорошей скорости, старясь не тормозить.

Рыхлый снег должен разлетаться из-под колес автомобиля, и застрять в нем невозможно, если соблюдать правила движения по заснеженным дорогам.

Сложным условием для водителя автомобиля является движение по мокрому снегу. Главное правило при езде по «тяжелому» снегу – необходимо максимально исключить возможность полной остановки автомобилю. Машина должна создать собственную колею и по ней двигаться, закатывая в нее новый снег и преодолевая его шинами. Исходя из законов геометрии, чтобы задние шины на поворотах могли пройти по колее, созданной передними, лучшим вариантом будет проходить их с максимальным радиусом.

Внимание: Если машина полностью остановилась в мокром снегу, по которому она двигалась с большим трудом, лучше немного сдать назад, а после этого вновь начать движение. Это позволит вернуть автомобиль в нужную колею и дальше двигаться накатом на нее.

Обратите внимание, что если ставится задача преодолеть на автомобиле большой участок дороги с мокрым снегом, лучше озаботиться спуском давления в шинах. При движении по дороге со столь сложными погодными условиями, опустите давление в шинах до 0,7-1 атмосфер. Двигаться рекомендуется на заранее выбранной передаче, стараясь держать обороты двигателя на одном уровне. Если вы стали ощущать, что автомобиль может заглохнуть, лучше остановиться, но не с помощью тормозов, а продолжая движение на сцеплении (для ручной коробки передач) или без нажатия педали акселератора (для автоматической трансмиссии).

Снежный наст является одним из самых сложных условий для движения автомобиля. Если предстоит долгая поездка по снежному насту и избежать ее нельзя – важно подготовить к данному испытанию шины, а еще лучше найти партнера, которому также необходимо преодолеть тяжелый участок заснеженной дороги.

Двигаться по снежному насту следует на спущенной резине до значения в 0,3-0,4 атмосфер. Из-за льда, образованного на снежной массе, сцепление колес автомобиля снижается практически до нуля. При этом жесткая ледяная корка имеет большое сопротивление и с трудом проминается под шинами. Опускать давление в шинах рекомендуется, чтобы увеличить площадь давления на снежный наст, что позволит прогибать и разламывать ледяную корку.

  1. Полностью остановиться перед поворотом не используя тормоза;
  2. Далее руль слегка выкручивается в сторону противоположную повороту, а автомобиль сдает назад;
  3. После этого руль поворачивается немного в сторону поворота, и автомобиль движется вперед.

В зависимости от крутизны поворота, массы автомобиля, мощности двигателя, обледенелости снега и других параметров, может потребоваться повторить описанную выше процедуру 2-3 раза. Это необходимо чтобы максимально расширить колею, с которой будет производиться поворот.

Если удалось найти партнера для езды через дорогу, на которой образовался снежный наст, он будет выступать в качестве страховки. Один из автомобилей должен двигаться вперед, продавливая под собой ледяную корку, а второй при необходимости сможет вытянуть его назад, если машина застрянет.

Езда в гололед

Правила безопасного движения в гололед практически не отличаются от методов продвижения по снегу. Однако если снежная насыпь часто встречается на дорогах малой интенсивности, то гололеду свойственно образовываться на трассах, протяженных дорогах общего пользования и в городе. При езде в гололед требуется быть предельно внимательным и не забывать о следующих правилах:


Перед тем как выезжать на дороги зимою, внимательно отнеситесь к подготовке автомобиля:

  • На нем должна быть «обута» зимняя резина;
  • Зеркала и стекла очищены от наледи;
  • С крыши должна быть удалена «снежная шапка», которая рискует оказаться на лобовом стекле при торможении, что приведет к опасной ситуации;
  • Фары, задние фонари и другие средства освещения и индикации должны быть очищены.

Если вы направляетесь в дальнюю поездку, обязательно убедитесь, что аккумулятор хорошо заряжен, и не придется

Во многих странах мира с приходом зимы осложняется дорожная обстановка предшествующая, как все уже догадались, с выпадением осадков в виде снега. Многие из автомобилистов не любят это время года, так как это напрямую связано, и с заснеженными дорогами, и с повышенным расходом топлива и естественно с гололедом. Некоторые из автомобилистов с наступлением зимы полностью отказываются на этот период времени эксплуатировать свои автомашины. . В этой ситуации в более-выигрышном положении находятся владельцы машин внедорожников и полноприводных автокроссоверов. Но все равно эти автотранспортные средства не идеальны для передвижения на них по снегу. В мире существует много других различных автосредств для передвижения по заснеженной дороге или вообще по снегу. Уважаемые читатели, отобрало (выбрало) для Вас самые лучшие виды , которые отлично подходят для передвижения по заснеженным дорогам и легко с ними справляются.

10) Такер Sno-Cat.


Это своего рода можно сказать, который предназначен для передвижения по снегу. Этот вид автотранспортного средства отлично подходит для передвижения на нем по заснеженным склонам гор (например, на горнолыжных курортах), или оно станет незаменимым помощником при экспедиции в зимний период в горы,

где обычные простые автомобили на обычной своей резине (шинах) не смогут просто проехать. Этот вид автотранспортного средства спокойно сможет довезти вас туда, куда вам только угодно.

9) Tatra Aeroluge.


Во время второй мировой войны по заказу Немецкой (германской) армии марки Татра T87 был модернизирован для передвижения на нем по снегу. Вместо простых колес на машину были установлены лыжи, а в задней его части появился настоящий пропеллер.

8) Упряжка собак Хаски.


Если упряжка собак породы Хаски способна пройти в зимнее время от края до края всю Аляску, то ни каких проблем у них не возникнет (для упряжки), чтоб сделать это и в любом месте земного шара, где бушует свирепая и суровая зима. Это самый очаровательный и удивительно красивый способ "победить" снежные заносы. Самый надежный существующий сегодня в мире.

7) RaptorTRAX.


Любому автомобилю внедорожнику 4х4, если ему заменить колеса (шины) на гусеничные ленты для снега, свободно удастся передвигаться по заснеженным дорогам или полям. Особенно легко это сможет сделать модифицированный автомобиль внедорожник . Так кто сказал, что заснеженные дороги и суровые зимы плохое время года?

6) Terra Bus.


Эти автобусы повышенной проходимости используются в Антарктиде для перевозки людей из аэропорта на полярные базы. Вы сами друзья понимаете, что подобная техника не только должна выдерживать сверхнизкие температуры, но она должна еще быть готова противостоять снежным бурям и сильному ветру.

И все это благодаря своей конструкции и огромным колесам диаметр которых составляет 1,87 метра.

5) Volvo BV202.


BV 202 готов практически покорять на своем пути любые снежные препятствия. Это происходит за счет его специальной конструкции которую придумали инженеры . Такая техника просто не заменима для экспедиций и для передвижения на ней по дорогам крайнего севера. Механическая коробка передач и полный привод у такого автотранспортного средства в самую трудную минуту не подведут. Примечательно следующее, что задняя часть машины может быть модифицирована (переобразована) в кузов с открытым верхом, чтобы превратиться из "ездока" в плавательное судно.

4) Вездеход - корабль Arktos.



Этот вездеход - корабль Arktos способен выполнять в экстремальных погодных условиях различные задачи. Например, он может тушить пожары лии эвакуировать транспортные средства и в пустыне Сахара, и на северном полюсе Антарктиды. Так что, если от Вас поблизости есть подобный эвакуатор, то можете уже не бояться и не пережевать за то, что застрянете где-нибудь в непроходимом непролазном месте и вам некому будет помочь. Эта техника сможет пробраться (подъехать) или приплыть куда угодно в любых погодных условиях.

3) Lockheed LC-130.


Одним словом это не самолет а какая-то "ракета", которая не только сверх мощна, но и способна еще прилететь на крыльях туда, куда не сможет попасть и добраться по земле не одно в мире автотранспортное средство. Благодаря особой конструкции шасси, этот самолет может садиться и взлетать с земли полностью занесённой снегом.

2) Винтовые самоходные транспортные средства.


наверняка подобные транспортные средства Вам видеть еще не приходилось. Даже на Крайнем Севере подобная техника довольная редкость, хотя сама конструкция машины позволяет ей (трактору) передвигаться по любым дорогам и в любых погодных условиях. Даже в том случае, если зимние заносы на дорогах выше 2 - 3 метров, эта винтовая машина способна медленно и уверенно прокладывать нужный путь через эти страшные снежные заносы.

1) Огнеметный танк М67.


Что может быть лучше всего для передвижения по занесенной дороге? Вы правы, конечно же танк, но только не простой. Например танк, который может стрелять огнем (огнемет). способна не только прокладывать дорогу через непроходимые снежные заносы, но и способна начисто сжечь все на своем пути.