Кто имеет право выписать штраф за перегруз. Разрешенная нагрузка на ось грузового автомобиля, размер штрафа за перегруз. Статистическое и динамическое взвешивание

Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.

По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.

Для перевозок часто используются малотоннажные Газели. Наказание и для них увеличено. Это не смотря на то, что их разрешенная масса не превышает норматива по нагрузке не только на магистраль, но и на любую городскую дорогу.

Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.

Требования к дорогам

Получая большие штрафы за перегруз, в некоторых случаях не стоит их сразу оплачивать. Есть моменты, когда закон позволяет уменьшить ответственность и при обращении в суд выдвинуть встречную претензию.

  1. Автомобильная дорога, на которой зафиксировано превышение, не соответствует нормативным требованиям по нагрузке (ГОСТ 52748-2007).
  2. При строительстве дороги нарушены правила «Автомобильные дороги» СП 34.1330.2012.
  3. «Дорожная одежда» не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85.

Не качественная «Дорожная одежда», часто приводит к поломкам таких популярных городских грузовых и легковых автомобилей как Газели. «Дорожная одежда» термин из СНиП. Он подразумевает – дорога должна выдержать нормативную вертикальную, кратковременную нагрузку без разрушения дорожного полотна.

Правила перевозки грузов на территории РФ даны в постановлении правительства №272. По таблицам, приведенным в «Правилах», можно определить вес груза, который можно перевезти не нарушая ПДД и не получая штраф за перегруз.

Приложение 1 – масса одиночного автомобиля (имеется в виду, без прицепа), при статическом взвешивании не должна превышать:

  • 18 тонн для 2-х осного автомобиля;
  • 25 тонн для 3-х осного;
  • 32 тонны для 4-х осного;
  • 35 тонн для 5-ти осного.

Приложение 2 – указаны допустимые нагрузки на оси ТС, при динамическом взвешивании.

Для одиночных автомобилей, с расстоянием между осями от 2,5 метров, нагрузка на ось не должны превышать:

  • 6 тонн для дороги рассчитанной на 6 тонн;
  • 10 тонн для дороги рассчитанной на 10 тонн.

Популярные Газели, в зависимости от модификации, имеют расстояние между осями от 2,9 до 3,5 метров.

Закон разрешает на частных дорогах устанавливать перегруз автомобиля, отличный от норм постановления №272. Для этого на дороге устанавливаются соответствующие дорожные знаки, на официальном сайте дороги должна быть размещена информация о допустимой осевой нагрузке ТС.

ГИБДД определяет перегруз

На дорогах инспекторы ДПС вес груза определяют тремя способами:

  • Проверкой сопроводительной документации на груз.
  • На стационарном пункте взвешивания.
  • На пункте оборудованном аппаратурой динамического взвешивания.

Статическое взвешивание: автомобиль въезжает на весы, инспектор регистрирует полную массу ТС. Часто так проверяются Газели, проезжающие по междугородним трассам.

Динамическое взвешивание: автомобиль проезжает по весовой площадке со скоростью не выше 5 км/час. Новый метод используется на Федеральных магистралях.

Приборы определяют фактическую массу ТС и нагрузку на каждую из осей. При превышении разрешенных значений автоматически выписывается протокол. Погрешность измерений, при правильно установленной аппаратуре, невысокая.

Когда нарушены требования по эксплуатации, погрешность может достигать 3%. Результаты замеров водитель считает завышенными – этот факт надо указать в протоколе. Тогда ответственность в форме назначенного штрафа будет уменьшена. Особенно это важно, когда штраф для юридических лиц достигает полмиллиона.

Тарификация ущерба

КоАП назначает штраф за перегруз, учитывая местные условия Федеральной дороги. За базовые показатели принимается ущерб, нанесенный участку дороги в 100 км. Когда перегруз грузового автомобиля составляет:

  • 2-10%, ущерб=925 рублей.
  • 10-20%, ущерб=1120.
  • 20-30%, ущерб=2000.
  • 30-40%, ущерб=3125.
  • 40-50%, ущерб=4105.
  • 50-60%, ущерб=5215.

По официальной информации, ущерб наносимый перегруженными автомобилями в Центральном и Дальневосточном регионах, примерно в 3 раза выше, чем в Южном и Приволжском. Соответственно и штраф за перегруз там будет также выше.

Закон позволяет рассчитывать ущерб от проезда автомобилей с превышением разрешенной нагрузки на ось в зависимости и от погодных условий. Правительство Ростовской области недавно выпустило постановление, в котором предложено увеличивать базовые ставки вреда, нанесенного перегруженным ТС в летнее время, когда асфальтовое покрытие размягчается.

Фермерам, собственникам Газели 33023, опасаться увеличения штрафа в жаркую погоду не стоит, полная масса автомобиля вряд-ли превысит норматив настолько, чтобы оставить заметный след на дороге.

Наказание от КоАП

КоАП назначает наказание за превышение разрешенной массы машины или за увеличение нагрузки на ось свыше данных указанных в технической документации на ТС. Статья 12.21.1 определяет размер штрафа за перевозку груза с превышение норматива. Он различен для водителя, сотрудника оформляющего документы на перевозку, на организацию (юридическое лицо). За перегруз наказание назначается в зависимости от процента превышения норматива:

Закон дает водителям возможность заменять штрафы за перегруз, лишением прав на срок 2-4 месяца (п.3), 4-6 месяцев (п.6). Ответственность за перевозку грузов по специальному разрешению определена в п.4,5. Не обошел вниманием КоАП и индивидуальных предпринимателей. Они могут получить штраф от 80 до 100тысяч (п.10).

Как рассчитывается перегруз

Прежде чем заключать договор на перевозку, надо выяснить, какой груз можно перевести. Начиная с превышения в 2%, штраф за перегруз придется платить. Груз перевозится по трассе, где есть пункты взвешивания. Не важно, стационарные или динамические. Принцип расчета одинаков для любого вида взвешивания. Сделаем его на примере Газели-Бизнес.

Из технической документации получаем:

  • Разрешенная масса = 3,5 тонны.
  • Снаряженная = 1,79 тонны.
  • Полная масса = 3,5 принимается за 100%.

Вес, измеренный на стационарном пункте = 3,6. Разница в весе = 100 кг. Перегруз в процентах = (0,1 тонн *100%) / 3,5 тонны ≈ 2,8% Смотрим, какое наказание закон предусматривает для перегруза в 2,8%. Вычитаем из полной массы вес груза и оцениваем, заказ принесет прибыль или убыток.

Расчет максимальной нагрузки на ось выполняется аналогично. Затем результаты расчета по каждой из осей складываются. На пунктах взвешивания точность измерения может быть ≈ 3%. Поэтому, разница между разрешенной и снаряженной массой (вес груза) должна быть увеличена на 3%. Определяем, по какой дороге надо груз перевезти. Теперь можно подписывать договор.

Предельная грузоподъемность рассчитывается исходя из суммарной нагрузки на оси грузового авто , за ее превышение налагается штраф. На многих трассах в России и и почти перед каждым из мостов автомобилисты могут увидеть предупреждающий знак 3.12. Он говорит об ограничении веса ТС, которое проезжает по трассе. В том случае, если нагрузка на одну или обе оси ТС выше предельно допустимой, то водитель должен поменять свой маршрут.

Знак 3.12: «Ограничение нагрузки на ось»

Если водитель проигнорирует данное предупреждение, то согласно ст. 12.21.1 КоАП к нему могут быть применены штрафные санкции в пределах от 2 до 2.5 тысяч рублей. Опасность перегруза в том, что при движении по трассе перегруженное авто создает опасность для других участников дорожного движения, так как в данном случае происходит значительное удлинение тормозного пути машины и как следствие это может привести к аварийной ситуации.

ВАЖНО! Ответственность за автомобиль, который перегружен всегда будет нести водитель, сидящий за рулем данного ТС.

Для проверки массы транспортных средств существуют специализированные контрольные пункты. Если в ходе проверки выяснится, что в автомобиле максимальная нагрузка на ось превышает предельно допустимые нормы, то на водителя ТС может быть наложен штраф от 1500 до 15000 рублей в том случае, если перевозчик является физ. лицом. А если перевозчик имеет статус юр. лица, то его могут ожидать более крупные штрафы в размере от 250 тыс.руб до 400 тыс.руб.

Допускается небольшая погрешность в перегрузе авто, но не более чем на 5% . Для того чтобы получить возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы, водитель должен получить соответствующее разрешение и не нарушать правила перевозки. Данные разрешения выдаются грузоотправителем. Если у водителя нет разрешения на перевозку крупногабаритного груза, то к нему могут быть применены штрафные санкции в пределах от 2 до 500 тыс.руб.

На практике очень часто случается так, что перевозчики сталкиваются с недобросовестными отправителями грузов, которые в бумагах проставляют один вес, а по факту перевозимый груз имеет другой более внушительный вес. В этом случае сотрудники ГИБДД могут наложить штраф не только на водителя, но и на собственника ТС. В данном случае сумма штрафа может варьироваться для физ.лиц в сумме 5000 руб., а для лиц имеющих статус юридического лица в размере от 250 до 400 тыс.руб.

За существенный перевес груза, автомобиль может быть отправлен на штрафстоянку до момента оплаты выписанного штрафа.

В КоАП за превышение максимально допустимой массы автомобиля или же за увеличение нагрузки на оси свыше данных, которые указываются в документации на авто, предусмотрено наказание. Согласно ст.12.21.1 штраф за такое нарушение зависит от процента превышения нормы. Штрафные санкции предусмотреные для водителя, сотрудника, который оформляет документацию и юр. лицо различны.

Штрафы в зависимости от процента превышения такие:

  • От 2 до 10% водителя оштрафуют на 1000-1500 руб., сотрудника на 10-15 тыс.руб., организацию на 100-150 тыс.руб.
  • От 10 до 20% водителю выпишут штраф в размере 3-4 тыс.руб., сотруднику 25-30 тыс.руб, юр.лицу 250-300 тыс.руб.
  • От 20 до 50% лицу управляющему ТС придется заплатить 5-10 тыс.руб., сотруднику, который оформил документы на груз 35-40 тыс.руб., организации 350-400 тысяч.
  • Если перегруз свыше 50% , то водителю придется оплатить штраф в размере 7-10 тыс.руб., сотруднику 45-50 тыс.руб., а организации от 450 до 500 тыс.руб.

При движении «большегрузов» по дорогам федерального назначения с превышением максимально допустимого веса ТС или с перегрузом на ось, согласно правкам ПП РФ от 23.01.2019 N 24 , при расчете вреда (определяется Приложением ПП от 16 ноября 2009 г. N 934) будут начисляться дополнительные понижающие коэффициенты до 31 января 2020 года:

  • до 5% включительно – 0,016;
  • до 10% включительно – 0,2;
  • до 50% включительно – 0,6.

Кто несет ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза?

Как говориться в пунктах 1-6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, ответственность за то, что была превышена предельно допустимая законом масса авто либо же нагрузка на оси ТС, несет водитель, сотрудники организации, несущие ответственность за перевозку грузов, а также сама организация, предоставляющая услуги по перевозке грузов.

Может ли быть возложена ответственность на отправителя?

Согласно п.3 ст.35 УАТиГНЭ за то, что в транспортной накладной не проставляются особые отметки либо же искажается информация о свойствах перевозимого груза, в том числе и неверная информация о его весе, размере, состоянии и степени опасности – на отправителя груза за перевес могут взыскать штраф , который составляет 20% от оплаты провоза данного груза.

Однако, уплата штрафа не говорит о том, что с отправителя груза нельзя взыскать ущерб причиненный в следствии допущенных , который был причинен перевозчику.

Отклонение от нормы — это сколько?

Перегруз транспортного средства (вне зависимости от того грузовое это авто или легковое) – это такая загруженность транспортного средства, при которой происходит перегрузка передней или задней оси автомобиля. Давление, которое оказывает любая из осей авто на дорожное покрытие из-за превышения предельно допустимой массы перевозимых грузов называется осевой нагрузкой.

Общий вес загруженного авто расчитывается исходя из:

  1. Веса автомобиля.
  2. Массы перевозимого им груза.

ВАЖНО! Общая нагрузка на ТС рассчитывается посредством сложения нагрузки на заднюю ось авто с нагрузкой на переднюю.

Вы также должны знать о том, что на практике всегда большая нагрузка приходиться на заднюю ось машины, так как именно там расположен отсек для груза. Предел максимально допустимой массы для каждого вида транспорта должно определяться производителем и ее указывают в документах на авто.

Правила, регламентирующие перевозку крупногабаритных грузов, отражены в разделе 23 ПДД , данный раздел так и называется «перевозка грузов», в частности в разделе 23.4 говорится о том, что авто, перевозящее крупногабаритный груз, должно быть оборудовано спец. знаками. Если груз перевозится в условиях плохой видимости (ночь, снегопад, дождь, туман и т.д.), то авто должно быть оборудовано фонарями или же специальными световозвращателями сзади красного, а спереди белого цвета.

Крупногабаритный груз согласно ПДД – это тот груз, который выступает за пределы габаритов транспортного средства спереди или же сзади авто более чем на 1 метр, либо с боков более чем на 0.4 метра от габаритов.

Необходимо ли спецразрешение?

Перевозка грузов по дорогам нашей страны регламентируется перечнем нормативных актов. Одним из таких является ФЗ-№257 от 08.11.2007 года . пункт 2 данного закона говорит о том, что для осуществления перевозки груза следует получить специальное разрешение.

Документ разрешает транспортировку груза по дорогам нашей страны в том случае, если предельно допустимая масса авто в совокупности с грузом превышает предельно допустимые значения более чем на 2%.

Для автомобилей принадлежащих Вооруженным силам России такое разрешение не требуется.

При получении разрешения на перевозку водитель обязан:

  1. Согласовать с органами выдающими разрешение маршрут по которому будет осуществляться перевозка груза.
  2. Возместить государству ущерб, который будет причинен в следствии перевозки груза превышающего максимально допустимую массу.

Если же при грузоперевозке превышение предельно допустимого значения составляет не более 10%, то разрешение на перевозку выдается по упрощенной системе, такое разрешение можно получить за 1 день.

Какое максимально допустимое превышение нагрузки на ось машины?

Таблица предельно допустимой нагрузки на ось авто

Показать

Расположение

транспортного

средства

Расстояние

сближенными

осями (метров)

Допустимые осевые нагрузки колесных транспортных

средств в зависимости от нормативной (расчетной)

осевой нагрузки (тонн) и числа коле на оси

для

автомобильных

рассчитанных на

осевую нагрузку

6 тонн/ось

для

автомобильных

рассчитанных на

осевую нагрузку

10 тонн/ось

для

автомобильных

рассчитанных на

осевую нагрузку

11,5 тонн/ось

Одиночные

от 2,5 м и более

5,5 (6)
Сдвоенные оси

прицепов,

полуприцепов,

грузовых

автомобилей,

автомобилей-

тягачей, седельных

тягачей при

расстоянии между

тележку, сумма

осевых масс)

до 1

(включительно)

8(9) 10(11) 11.5(12.5)
от 1 до 1,3

(включительно)

9(10) 13(14) 14(16)

от 1,3 до 1,8

(включительно)

10(11) 15(16) 16(18)

от 1,8 до 2,5

(включительно)

11(12) 17(18) 18(20)
Строенные оси

прицепов,

полуприцепов,

грузовых

автомобилей,

автомобилей-

тягачей, седельных

тягачей при

расстоянии между

тележку, сумма

осевых масс)

(включительно)

11(12) 15(16.5) 17(18)
от 1 до 1,3

(включительно)

12(13) 18(19.5) 20(21)

от 1,3 до 1,8

(включительно)

13,5 (15) 21 (22,5) 23,5 (24)

от 1,8 до 2,5

(включительно)

15 (16) 22(23) 25(26)
Сближенные оси

грузовых

автомобилей,

автомобилей-

тягачей, седельных

тягачей, прицепов

и полуприцепов, с

количеством осей

более трех при

расстоянии между

одну ось)

до 1

(включительно)

3.5(4) 5(5.5) 5.5(6)

от 1 до 1,3

(включительно)

4(4.5) 6(6.5) 6.5(7)

от 1,3 до 1,8

(включительно)

4.5(5) 6.5(7) 7.5(8)

от 1,8 до 2,5

(включительно)

5(5.5) 7(7.5) 8.5(9)
Сближенные оси

транспортных

средств, имеющих

на каждой оси по

одну ось)

(включительно)

6 9.5 11

от 1 до 1,3

(включительно)

6.5 10.5 12
от 1,3 до 1,8

(включительно)

7.5 12 14

от 1,8 до 2,5

(включительно)

8.5 13.5 16

Услуга по контролю за весом грузовых авто и нагрузкой на оси машины достаточно востребована. На федеральных трассах более половины пунктов, осуществляющих такой контроль, автоматизированы. Автоматизация процесса позволяет быстро и просто пройти процедуру контроля. Однако использование такой методики контроля существенно увеличивает суммы сборов за «ущерб» причиняемый дорожному полотну.

Конституционный суд Российской Федерации от 18 января 2019 г. N 5-П постановил. При обнаружении правонарушения по ч. 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ в автоматическом режиме специальными техническими средствами штраф должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, установленного соответствующей частью той же статьи.

За перегруженность транспортного средства несет ответственность не только грузоперевозчик, но и грузоотправитель. Поэтому они должны быть заинтересованны в том чтобы до заключения договорных отношений, были решены все вопросы относительно возможных сложностей, которые могут ожидать водителя при транспортировке груза.

Как влияет расстояние между осями?

Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.

Взвешивание авто происходит двумя способами:
  • В статике.
  • В динамике.

На сегодняшний день применяются оба эти способа. В чем же их отличие? Взвешивание авто в статике происходит так: ТС въезжает на весы и останавливается. Данный метод взвешивания помогает определить точную массу авто в данный момент. А вот взвешивание в динамике происходит при медленном движении ТС не более 5 км/ч. При помощи такого взвешивания определяется нагрузка на каждую ось автотранспорта.

Но при динамическом взвешивании есть вероятность погрешности , однако максимальная погрешность в данном случае составляет не более 3%.

Как предотвратить: оформление разрешения

Оформление разрешения на перегруз ТС поможет сэкономить организации более чем 1 миллион рублей (конечно, если принимать в расчет то, что наниматель платит за своих подчиненных), а также защитит организацию от потери сотрудника, ведь в случае водителя могут лишить права управлять ТС на срок от 2 до 6 месяце. Однако следует учесть, что на оформление такого документа у вас может уйти от 1 до 30 дней, а может и больше.

Разрешение выдается на 1 перевозку и если говорить простым языком, то оно является своего рода пропускным маршрутным листом. Для лица, осуществляющего перевозку груза, это означает, что:

  • Разрешение выдает исключительно на 1 проезд с перевесом по определенному заранее маршруту, от которого откланяться перевозчик не имеет права.
  • Начать оформление разрешения следует заблаговременно.
  • Перевозчик должен определиться насколько постоянен будет маршрут (разрешение можно заказать на срок от 10 дней до 3-х месяцев).

Подробнее о том, какой штраф предусмотрен за отсутствие путевого листа, можно узнать .

Сложности в оформлении бумаг

Для того чтобы оформить разрешение перевозчик должен предоставить в Росавтодор следующую информацию:

  • Данные маршрута.
  • Данные о точках остановок.
  • Информацию об авто и перевозимом грузе.

Расчет стоимости разрешения происходит исходя из предоставленной информации. Сами расчеты предоставляются перевозчику бесплатно, а оплачивает он только возмещение ущерба, который наносит дорожному покрытию в следствии повышенной нагрузки.

Следует учитывать то, что урон, наносимый дорожному полотну при перегрузке ТС, считается не сразу по всему маршруту. Именно поэтому возникают сложности с получением разрешения. Компенсация ущерба рассчитывается не по всему маршруту, а по отдельным отрезкам магистралей.

Оценка ущерба производиться:

  • Владельцами путепровода.
  • Властями муниципалитета.
  • Администрацией региона, если участок находиться в ее ведении.

Именно поэтому так важно грамотно составить маршрут следования. Чем меньше инстанций вам придется обойти, тем быстрее вы получите разрешение.

ВАЖНО! Лучше если маршрут следования будет проложен по новым трассам.

Необходимо помнить, что перегруз авто является серьезным нарушением и за это предусмотрена административная ответственность.

Ежедневно благодаря автотранспорту перевозится множество различных товаров. Однако загрузка имеет свои допустимые пределы. Когда они нарушены, то последует штраф за перегруз грузового автомобиля.

Ответственность за перевес по осям установлена законодательством не просто так. Ведь из-за тяжелого автомобиля страдает дорожное покрытие.

Кроме того, повышается риск возникновения аварийной ситуации, машина не сможет вовремя затормозить, она может попасть в занос на скользкой дороге.

В этой статье:

Кто несет ответственность за перегруз грузового автомобиля по осям

Действующая редакция КоАП 2019 года определяет несколько субъектов, на которых может быть возложена ответственность. Прежде всего, пострадать может водитель фуры.

Если автомобиль принадлежит предприятию, то ответственности часто привлекают фирму и должностное лицо (руководителя). Когда транспорт находится в пользовании по , ответственность возлагается именно на арендатора фуры.

Возникает следующий вопрос: чем грозит перевес грузового транспорта, если нарушение зафиксировано дорожными фото- и видеокамерами?

В этом случае отвечать будет собственник машины. Это касается не только граждан, но и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

При этом штрафы за осевой перегруз автомобиля для ИП такие же, как и по отношению к предприятиям. Соответствующее примечание содержит в себе статья за перевес по осям.

В соответствии с ч. 9 ст.12.21.1 КоАП РФ предусмотрен штраф на отправителя груза за перевес, недостоверные сведения о массе и габаритах груза в сопроводительных документах.

Ответственность грузоотправителя за перегруз составляет :

  1. На граждан в размере 5 тыс. руб.;
  2. На должностных лиц – от 25 тыс. до 35 тыс. руб.;
  3. На юридических лиц – от 350 тыс. до 400 тыс. руб.

Сумма санкций напрямую зависит от того, насколько превышена нагрузка на машину. Имеет значение и наличие разрешения на перевозку крупных грузов. За превышение массы, указанной в нем существует отдельная ответственность.

Санкции, предусмотренные статьей 12.21.1 КоАП РФ

Для того чтобы узнать, какие есть штрафы для грузовиков, достаточно обратиться к статье 12.21.1 КоАП РФ. Она состоит из нескольких частей и устанавливает ответственность в зависимости от того, насколько конкретно была превышена нагрузка на ось.

Помимо того, что может быть выписан штраф, грузовик помещается на штрафстоянку. Тогда за его пребывание там придётся заплатить дополнительную плату.

Размер штрафа различен для граждан, должностных лиц и предприятий.

Минимальная сумма может составить полторы тысячи руб., а максимальная – 500 тыс . Крайняя ответственность наступает в случае перегруза, превышающего наполовину и более допустимые нормативы.

Отдельно устанавливается ответственность за игнорирование требований дорожных знаков, регулирующих порядок движения большегрузных автомобилей.

За превышение цифр, указанных на них полагается штраф в сумме до 5 тысяч рублей. И он взимается одинаково для всех.

Таблица штрафов за перегруз

Превышение массы Наказание
От 2% до 10% Водитель: 1 – 1,5 тыс. руб.
Должностное лицо: 10 – 15 тыс. руб.
Юр. лицо: 100 – 150 тыс. руб.
От 10% до 20% Водитель: 3 – 4 тыс. руб.
Должностное лицо: 25 – 30 тыс. руб.
Юр. лицо: 250 – 300 тыс. руб.
От 20% до 50% Водитель: 5 – 10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 мес.
Должностное лицо: 35 – 40 тыс. руб.
Юр. лицо: 350 – 400 тыс. руб.
50% и более Водитель: 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес.
Должностное лицо: 45 – 50 тыс. руб.
Юр. лицо: 450 – 500 тыс. руб.

Что считается перегрузом

Превышением массы считается недопустимая нагрузка на оси фуры. Существует специальная таблица, с помощью которой рассчитываются допустимые параметры.

Они зависят от типа автомобиля и расстояния между его передней и задней осью. Кроме того, значение будет играть и тип трассы, по которой движется автомобиль.

Проверка веса происходит на специальных контрольных пунктах. И если будет выявлено превышение, то перевозчику последуют штрафные санкции. Их можно обжаловать как в ГИБДД, так и в суд.

Практика показывает, что отстоять свою правоту удаётся далеко не всегда. Поэтому лучше всего заручиться поддержкой опытного юриста.

Обратите внимание, что если перегруз был незначительным (в пределах двух процентов), то административная ответственность не наступает. Остерегайтесь разводов со стороны сотрудников весового контроля и ГИБДД, если за перегруз по осям будут выписывать штраф.

Чтобы понимать, чем чреват перегруз грузового автомобиля в 2019 году важно изучить нормы не только КоАП РФ, но и правила дорожного движения. Вооружившись всеми знаниями, легко будет отстоять свою правоту.

Еще раз сделаем акцент на том, что размер ответственности во многом зависит от того, есть ли разрешение на перегруз для перевозки. Отсутствие его может быть чревато лишением водительских прав на срок до полугода.

Как получить разрешение на перевозку

Разрешения на перевозку тяжеловесных грузов выдают местные или федеральные органы, ответственные за состояние дорожного хозяйства. Все зависит от того, по каким дорогам предстоит проезд и регионе.

Для получения разрешения необходимо предоставить документы на машину, схему, а также планируемый маршрут движения. Иногда может потребоваться и сопровождение от ГИБДД. Этот момент прорабатывается на стадии получения разрешения.

Разрешение может действовать не только на одну, но и на несколько поездов. При этом период действия оговаривается в самом документе. Наличие разрешения необходимо при перевозке.

Следовательно, оно должно быть у водителя. Кроме того, упоминание о разрешении должно присутствовать и в товарно-транспортной накладной.

Перевозка с перегрузом: последствия

Штрафы за перегруз транспорта в 2019 году остались на прежнем уровне, и все они прописаны в статье 12.21.1 КоАП РФ.

При этом штраф за перевес для юридических лиц может быть применен и в случае предоставления недостоверных документов по массе груза. То же самое можно сказать и в отношении указания недостоверных данных в транспортных документах.

Индивидуальные предприниматели отвечают так же, как и юридические лица, если нет специальной оговорки в упомянутой норме КоАП. Например, в части 10 установлена ответственность для ИП за превышение массы при погрузке автомобиля.

Размер санкций зависит от наличия разрешения, пределов превышения массы, а также других моментов. При этом сумма платежа может зависеть и от того, как было зафиксировано нарушение.

Связавшись с автоюристом по телефону можно решить любые вопросы, связанные с превышением массы автомобиля. Также на сайте можно скачать и образец жалобы на постановление о штрафе.

Термин «перегрузка транспортного средства» представлен в виде осевой нагрузки – это масса, которая передаётся колёсами каждой оси на дорожное полотно. Понятия «масса» может включать как полный вес авто, так и вместе с грузом.

Для расчёта данного показателя необходимо соотнести нагрузку на заднюю ось и переднюю. Передняя ось в большинстве случаев испытывает значительно меньшую нагрузку, если сравнивать с задней, поскольку спереди вес составляет кабина и силовой агрегат, а сзади – грузовой отсек. В каком размере выносится штраф за перегруз, и можно ли оспорить данное административное наказание?

Перегруз грузового автомобиля с точки зрения ПДД приводит к следующим опасным ситуациям на дороге:

  • разрушение дорожного полотна;
  • деформация транспортного средства, негативно влияющая на управляемость;
  • снижение максимальной скорости автомобиля провоцирует заторы и аварийные ситуации;
  • тормозной путь существенно увеличивается;
  • управляемость ТС снижается, особенно когда имеет место неравномерное распределение груза по кузову.

Профильная нормативная база отвечает за регулировку порядка транспортировки груза на территории РФ. Ориентиром является принятый в 2007 году Федеральный закон № 257, согласно пункту 2 статьи 31 которого грузовики, масса которых на 2,5 % превышает регламентированные нормы, могут выезжать только со специальным разрешением. Транспортные средства армии РФ в данную категорию не входят.

Согласовывая перегруз с официальными органами, собственник ТС обязан сообщить о маршруте следования и выплатить компенсацию за повреждение дорожного полотна.

Превышение норматива на 10 % позволяет получить разрешение в течение рабочего дня по упрощённой схеме. Что касается предельных значений груза, нормативы регламентирует правительственное постановление № 272 и для грузовиков, которые следуют по одному, эти нормы следующие:

  • 18 тонн для двухосных грузовиков;
  • 25 тонн для 3-осных;
  • 32 тонны для 4-осных;
  • 35 тонн для 5-осных.

Также необходимо учитывать нагрузку по осям, если транспортное средство следует по автотрассе с ограничениями на 11,5 тонн, 10 тонн и 6 тонн. Тип колёс и расстояние между осями также следует брать во внимание.

Разрешение на превышение массы груза

При необходимости транспортировать груз, масса которого превышает указанные в документах показатели, нужно оформить специальное разрешение, в котором будут указаны следующие сведения:

  • вид перевозки: международная, региональная, местная и т. д.;
  • срок действия разрешения;
  • маршрут грузовика;
  • характеристики ТС;
  • данные собственника, отправителя, а также получателя груза;
  • характеристика груза;https://www.youtube.com/watch?v=szFgZREJOOg
  • габариты и масса автомобиля и груза;
  • распределение общей массы по отдельным осям;
  • наименование органа, в котором получено разрешение.

Перевозка крупногабаритного груза

Отдельные нормативы предусмотрены для транспортировки крупногабаритного груза. Речь идёт о грузе, который на метр выступает сзади или на 10 — 50 см с каждого борта. Необходимо обязательно использовать специальные знаки при оформлении груза для его распознавания днём, а также фонари или светоотражающие элементы для обеспечения видимости груза в ночное время суток.

Штраф за перегруз грузового автомобиля в размере от 1 до 400 тысяч рублей в данном случае предусмотрен, если габариты груза превышают норму на 10 — 50 см или указанные в специальном разрешении параметры.

Если выписанный штраф оказался непомерным для водителя, транспортное средство отгоняют на штрафстоянку.

Как рассчитать нагрузку

Точный расчёт величины нагрузки не представляется возможным, но в этом и нет никакой необходимости. Поэтапные действия выглядят следующим образом:

  • определение массы автомобиля согласно данным свидетельства о регистрации;
  • определение массы груза, например, по накладной;
  • разделение результатов на количество осей.

В учёт необходимо брать только максимальные результаты, поскольку при контрольном взвешивании обращается внимание именно на этот параметр. Норматив для каждого транспортного средства можно рассчитать по таблице в упомянутом постановлении.

Весовой контроль представлен передвижными и стационарными постами контрольного взвешивания. Стационарные располагаются вдоль дороги в конкретной локации, тогда как передвижные представлены фургонами, которые можно переместить в любое время и провести контроль массы в любом месте.

Что касается методов взвешивания, стоит рассмотреть следующие варианты.

  1. Взвешивание по датчикам без остановки ТС при условии низкой скорости. Погрешность в данном случае составляет 3 % и это слишком высокий показатель.
  2. Статическое взвешивание предполагает остановку ТС. Масса в данном случае определяется максимально точно.

Оба метода позволяют определить общий вес и перегруз на ось.

Штрафы за перегруз грузового авто

Итак, какой штраф за перегруз предусмотрен в 2019 году для разных категорий граждан при различных отклонениях от нормы? Рассмотрим их.

  1. При перегрузе в 2 — 10 % водитель выплачивает 1 — 1,5 тысячи рублей, должностное лицо в 10 раз больше, юридическое лицо в 100 раз больше. Фиксация перегруза в автоматическом режиме предполагает штраф в размере 150 тысяч рублей, который выплачивает владелец ТС.
  2. 10 — 20 % перегруза приводит к штрафу в размере 3 — 4 тысяч рублей для водителя, 25 — 30 тысяч рублей для должностного лица, 250 — 300 тысяч для юридического лица и максимальный штраф в размере 300 тысяч для владельца при автоматической фиксации.
  3. 20 — 50 % перегруза предполагает вынесение штрафа в размере 5 — 10 тысяч для водителя или лишение прав на 2 -4 месяца. Должностное лицо выплачивает 35 — 40 тысяч, юридическое – в 10 раз больше.
  4. 50 % перегруза и более приводит к лишению водителя прав на 4 — 6 месяцев или штрафу в размере 7 — 10 тысяч, должностное лицо выплачивает 45 — 50 тысяч, юридическое – в 10 раз больше.
  5. Водитель обязан выплатить штраф в размере 5 тысяч, если нарушил ограничительные требования относительно движения на дорожном участке с соответствующими знаками.

Индивидуальные предприниматели, владеющие транспортным средством, за рулём которого был совершивший административное правонарушение водитель, выплачивают штраф аналогично юридическим лицам.

Способы оплаты штрафа

Штраф за рассматриваемое правонарушение оплачивается в течение 60 дней. Если законодательные нормы нарушил иностранный гражданин, оплата штрафа должна быть произведена на следующий день. К тому же его могут дополнительно депортировать. Оплата штрафа в течение первых 20 дней после вынесения постановления даёт скидку в 50 %.

В течение суток после оплаты принявшая операцию организация обязана уведомить о данном событии соответствующее подразделение автомобильной инспекции. Водитель, в свою очередь, получает квитанцию, которую необходимо хранить в течение 3 лет.

Если игнорировать необходимость оплаты штрафа, должника ждут следующие санкции:

  • запрет на выезд из России;
  • арест личных банковских счетов, если в роли правонарушителя выступает юридическое лицо;
  • арест движимого или недвижимого имущества.

Если правонарушителю удаётся доказать неспособность оплаты штрафа документально, допускается продление срока оплаты до 5 лет.

Чем больше смог увезти, тем больше выгода. Так думают многие предприниматели и загружают свои авто сверх допустимого предела, забывая о том, что такими действиями не только нарушают закон, но и создают угрозу для других участников движения. При появлении на дороге машины весового контроля водители, зная, что их автомобиль перегружен, совершают неподконтрольные для себя действия, создавая дополнительную опасность. Ведь штраф за перегруз никто не желает получать. Несколько штрафных санкций могут нанести непоправимый ущерб любой организации. С другой стороны, надлежащим образом организованная грузоперевозка, при которой вес перевозимых товаров не превышает установленных норм, не только принесет доход фирме, но и убережет водителя от нарушения правил дорожного движения.

Сущность нарушения

Под перегрузом понимается превышение максимально допустимой массы автомобиля или разрешенной нагрузки на одну ось более чем на 2%. Это минимальное значение, за которое может быть назначен штраф за перевес груза на грузовом автомобиле.

Штраф за перегруз

Это правонарушение регламентируется статьей 12.21.1 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N272. В статье перечислены следующие виды нарушения правил движения тяжеловесного ТС и наказания за их нарушение на 2018 год:

  • При перегрузке от 2 до 10%: штраф на водителя - 1000–1500 руб., на должностное лицо - 15000–20000 руб., на юридическое лицо - 100–150 тыс. руб.
  • От 10 до 20%: водитель будет оштрафован на 3000–4000 руб., должностное лицо - 25–30 тыс. руб., организация - 250–300 тыс. руб. Если допущено превышение массы, указанной в специальном разрешении, то сумма штрафа составит до 3500, до 25000 и до 250000 рублей соответственно.
  • От 20 до 50%: водитель - 5000–10000 руб. или лишение прав на срок от 2 до 4 мес., должностное лицо - 35000–40000 руб., юр. лицо - 350000–400000 руб. Если допущено превышение массы, указанной в специальном разрешении, то сумма штрафа составит: водителю - до 5000 или лишение прав до 3 мес., должностному лицу - от 30000 до 40000 и юр. лицу - от 300000 до 400000 руб.
  • Свыше 50%: независимо от наличия или отсутствия спец. разрешения водителя накажут на сумму от 7 до 10 тыс. руб., должностное лицо - от 45 до 50 тыс. руб., организацию - от 400 до 500 тыс. руб.

Перегруженная машина

Важно! ИП несут такую же ответственность, что и юридические лица, и размеры штрафов для них те же.

Кроме того, статья 12.21.1 предусматривает ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений в документах на груз (на 2018 год):

  • Если перевес в ходе проверки составил не более 20%, то физическое лицо заплатит штраф до 2 тыс. руб., должностное - от 15 до 20 тыс. руб., юридическое - от 200 до 300 тыс. руб.
  • Если более 20%, то частника оштрафуют на 5 тыс. руб., должностное лицо - на 25–35 тыс. руб., юридическое - на 300–400 тыс. руб.

Организация или ИП, допустившие нарушение массы при погрузке, должны будут заплатить штраф в сумме от 250000 до 400000 руб. и от 80000 до 100000 руб. соответственно.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, уполномочены должностные лица органов безопасности дорожного движения. При этом . Сразу выносится постановление о взыскании штрафа за превышение нагрузки на ось или общей массы транспортного средства, копия которого вручается водителю.

Если лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, несогласно со штрафом, то составляется протокол и рассмотрение дела будет производится в отделении ГИБДД, обслуживающем территорию, на которой было выявлено правонарушение.

Обычно инспектора ГИБДД в таких случаях сопровождает машина весового контроля с нанесенной на кузов специальной разметкой. В машине установлено техническое оборудование, позволяющее определять вес грузовика и нагрузку на ось, сколько составляет перегруженность.

Весовой контроль

Важно! Под действие данной статьи подпадают только большегрузные транспортные средства. Легковые автомобили или даже «Газель» проверкам на перегруженность не подлежат.

Штраф получен, что делать

Итак, постановление о взыскании штрафа за перевес получено на руки. Обычно оно вручается непосредственно тому, в отношении кого вынесено, либо, если лицо не явилось на рассмотрение, может быть направлено по почте заказным письмом с уведомлением.

Важно! Отказ от получения такого письма является надлежащим уведомлением правонарушителя, поэтому попытка доказать в дальнейшем факт неполучения не будет иметь смысла.

Если есть уверенность в своей правоте и доказательства, подтверждающие ее, можно обжаловать постановление вышестоящему должностному лицу органов ГИБДД или оспорить в суде. Срок для подачи жалобы составляет 10 суток с момента получения копии или с момента отказа от получения. Жалоба подается в тот орган ГИБДД, которым вынесено постановление. А уже лицо, подписавшее постановление, направляет жалобу судье либо вышестоящему начальнику.

Также можно обратиться с жалобой напрямую в орган, уполномоченный ее рассматривать. Если срок для обжалования пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен по ходатайству обратившегося лица.

Если постановление было вынесено правомерно и не оспаривается нарушителем, то штраф необходимо оплатить в кратчайшие сроки. Существует несколько способов оплаты штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2018 году:

  • Посредством банкомата или терминала. Для оплаты необходимо ввести УИН (уникальный идентификационный номер), имеющийся у каждого постановления, поднести штрих-код к считывающему устройству (для терминалов) либо набрать реквизиты вручную.
  • Интернет-банкинг. Действия те же, что и первом случае.
  • На сайте ГИБДД.
  • Через Госуслуги.

Оплата штрафа

Какой бы способ оплаты не был выбран, сделать это необходимо в течение 2 месяцев с момента вступления постановления в законную силу.

Если постановление не было оплачено в установленный двухмесячный срок, такие действия считаются правонарушением и подпадают под статью 20.25 КоАП РФ. Лицо, допустившее просрочку, будет вновь привлечено к административной ответственности за уклонение от исполнения административного наказания.

Статья предусматривает в качестве наказания штраф в двойном размере, до 15 суток ареста, до 50 часов обязательных работ. При этом первоначальный штраф все равно придется уплатить. Пределов для повторного наложения нового штрафа в порядке ст. 20.25 не предусмотрено, т. е. в случае неуплаты штрафовать будут до бесконечности.

Одновременно с составлением протокола по данной статье первоначальное постановление направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения. Здесь сроки гораздо меньше (5 дней для добровольной оплаты), а полномочия очень широкие. Вот неполный перечень мер принудительного исполнения, которые могут быть применены к должнику:

  • обращение взыскания на ден. средства;
  • арест и реализация имущества;
  • ограничение на выезд за границу;
  • запрет на совершение рег. действий;
  • ограничение операций по кассе организации;
  • арест дебиторской задолженности;
  • арест доли в уставном капитале других юр. лиц;
  • розыск имущества и др.

Как сообщить о перегрузе

Если гражданин считает, что движущееся автотранспортное средство имеет перегруз, то сообщить о таком нарушении он может, позвонив по телефону 02 или бесплатному телефону горячей линии ГИБДД (+7 800 222-74-47). Однако стоит помнить, что определить на глаз перегруженность очень сложно. Поэтому нужно осторожно подходить к такому звонку.

Изменения в законодательстве

Последние изменения в статью 12.21.1 вносились в 2015 году, когда она была существенно расширена и переработана. Было введено деление в зависимости от процента перегруза, скорректированы в сторону увеличения размеры штрафов, добавлено несколько новых частей. В 2018 году внесение каких-либо изменений в данную статью не планируется.

Собственный контроль

Штраф за перевес груза на грузовом автомобиле или за превышение нагрузки на ось является серьезным правонарушением, которое может повлечь довольно плачевные последствия. Чтобы избежать применения административного наказания по этой статье, водителю необходимо следить за тем, какое количество товара загружается, а организации и предпринимателю не гнаться за сиюминутной выгодой и наладить жесткий контроль за погрузочными работами.