Анализ литературных источников по техническому обслуживанию и ремонту. Организация технологического процесса то и тр грузовых автомобилей Тр грузовых автомобилей

Под технологическим процессом производства понимается последовательность технических воздействий на автомобиль в АП. Схема технологического процесса на проектируемом АТП представлена на рисунке (3.1)

КПП- контрольно-пропускной пункт; ЕО- ежедневное обслуживание; ТО- техническое обслуживание; ТР- текущий ремонт; Д-1,2- общая и углубленная

диагностика.

Рисунок 3.1 - Схема технологического процесса технического

обслуживания и ремонта в АТП

На КПП осуществляется инвентарный и технический прием автомобилей с линии и оформляется принятая на АП документация. Затем автомобили в зоне ЕО проходят уборочно-моечные работы. Далее все исправные автомобили направляются в зону хранения, а нуждающиеся в ТО и ремонте в соответствующие производственные зоны.

После выполнения ТО и ремонта автомобили также направляются в зону хранения. Если количество автомобилей, возвращающихся с линии в единицу времени, больше пропускной способности зоны ЕО, то часть автомобилей после КПП поступает не в зону ЕО, а в зону хранения или ожидания ТО и ремонта. Эти автомобили проходят ЕО позже, когда зона ЕО не загружена.

Для автомобилей, ожидающих ТО и ТР существуют посты ожидания в соответствующих зона.

Часть автобусов после ЕО перед обслуживанием и ремонтом подвергаются диагностированию, а затем они поступают на посты обслуживания и ремонта (рисунок 3.1). Выпуск автомобилей на линию осуществляется из зоны хранения через КПП.

При ТР автомобиля проводятся разборочно-сборочные, слесарные, сварочные, регулировочные, крепежные и другие работы, а также замена отдельных деталей, узлов, механизмов, приборов и агрегатов. При ТР агрегата проводятся те же работы, но с заменой отдельных деталей, достигших предельно-допустимого состояния кроме базовых, в целях сокращения простоя автомобилей текущий ремонт автомобилей на АТП выполняется преимущественно агрегатным методом из оборотного фонда.

Работы по ремонту агрегатов выполняются в агрегатном отделении.

Электротехнические работы выполняются как на постах ТО и ТР, так и в электротехническом отделении.

Аккумуляторные работы заключаются в подзарядке, зарядке и ремонте аккумуляторных батарей и выполняются они в аккумуляторном отделении.

Работы по ремонту топливной аппаратуры выполняются как на постах ТО и ТР, так и в отделении по ремонту приборов системы питания.

Шиномонтажные и шиноремонтные работы включают демонтаж и монтаж шин, ремонт дисков колес и камер, балансировка колес.

Работы по изготовлению крепежных деталей, механическая обработка деталей после наплавки, расточка тормозных барабанов, фрезерование поврежденных поверхностей и др. выполняются в слесарно-механическом отделении.



Арматурные, обойные, жестяницкие работы связаны технологически и выполняются в соответствующих отделениях.

Обслуживание и ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений на АТП осуществляет отдел главного механика (ОГМ).

Для хранения запасных частей, деталей, эксплуатационных материалов, агрегатов и т.д. существуют соответствующие складские помещения. Для хранения запасных частей и агрегатов из оборотного фонда существует промежуточный склад.

Обоснование, расчет и описание планировочных решений

Генеральный план автомобильного предприятия

Предварительно для построения генерального плана потребная площадь участка определяется как

где - площадь застройки производственно-складскими зданиями, м 2 ;

Площадь застройки вспомогательными зданиями, м 2 ;

Площадь открытых площадок для хранения ПС, м 2 ;

Площадь автозаправочного пункта, м 2 ;

Кз- плотность застройки территории, %.

Кз принимается в соответствии со СНиП II-89-80, указывается в таблице 3.1.

Принимаем для застройки участка под АТП - блокированный тип застройки.

Все основные производственные помещения будем располагать в одном здании. Так как на планируемом АТП постов обслуживания более 10, то в соответствии со СНиП-II-93-74 можно проектировать для мойки автомобилей отдельное здание. Значит, для проведения ЕО необходимо отдельное здание.

Для производственных зданий принимаем одноэтажную схему застройки.

Все производственные и вспомогательные зоны и здания на генеральном плане располагаются в соответствии с функциональной схемой и схемой технологического процесса ТО и ТР.



На территории АТП движение транспортных средств осуществляется по принципу одностороннего кольцевого движения. При этом исключается возможность встречи потоков и их пересечения.

Так как в АТП предусматривается хранение транспортных средств на открытых площадках, то территория предприятия должна иметь ограждения высотой 1,6м.

Для въезда и выезда автомобилей принимаем один пост КПП. Кроме того, необходимо предусмотреть одни запасные ворота.

Так как на территории АТП будет осуществляться одностороннее движение- принимаем ширину проездов не менее 3 метров.

Минимальное расстояние от края проездов до наружной стены здания принимаем 3 м при отсутствии въезда автомобилей в здание и 8 м на тех участках, где необходим въезд в здание погрузчиков и автомобилей. Так как ширина зданий на территории АТП менее 100 м, то необходимо обеспечить подъезд к ним пожарных автомобилей минимум с двух сторон.

Расстояние между площадками для открытого хранения автомобилей и зданий и сооружениями принимаются в соответствии со СНиП-II-60-75

(таблица 3,3).

Административно-бытовой корпус проектируем как отдельное здание. Соединенное с производственным корпусом отапливаемым коридором. Вход в него осуществляется с территории АТП. Рядом с административно-бытовым корпусом вне территории предприятия проектируем открытую площадку для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия. Площадь одного места 25м 2 , стоянка состоит из 35 автомобиле мест, площадь стоянки составит 875 м 2

Для очистки сточных вод перед поступлением их в наружную канализационную сеть или для повторного использования предусматривается очистная установка «Кристалл». Также предусматривают резервуары для сбора дождевой воды.

Самотечный трубопровод для отвода сточных вод от постов мойки автомобилей располагаем с уклоном не менее 0.03.

Расстановку автомобилей в зоне хранения будем осуществлять по схеме 4 рисунок 3.3 .

Ширину проездов на открытых площадках хранения автомобилей определяем с помощью шаблонов с учетом условий: автомобили устанавливают на места хранения передним ходом при установке автомобилей на места хранения передним ходом допускается их поворот в проезде с однократным включением заднего хода; расстояние между движущимися автомобилями и стоящими, а так же автомобилем и зданиям и сооружениями должно быть не менее внешней защитной зоны. Ширина защитных зон при хранении автомобилей на открытых площадках оговорена СНиП-01-80 (табл.3.5).

На территории АТП предусматриваются благоустроенные площадки для отдыха. Размеры площадок определяются из расчета не менее 1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, т.е. не менее 80 м2. Однако из-за ненадобности в качестве зоны отдыха принимаем площадку с беседками в зеленой зоне АТП.

На территории предприятия предусматривается озеленение общей площадью примерно 15% от площади предприятия, т.е. примерно 12600 м2.

Площадь застройки определяется как суммарная площадь зданий и сооружений в плане, навесов, открытых площадок для хранения автомобилей, складов, резервных участков. В площадь застройки не включается площадь автомобильных дорог, тротуаров, отмосток, зеленых насаждений, площадок для отдыха, открытых стоянок автомобилей индивидуального пользования.

Плотность застройки территории предприятия определяется как отношение площади застройки к площади участка (в %).

Коэффициент использования территории определяется как отношение площади, занятой зданиями, сооружениями, дорогами, тротуарами, отмостками, площадками для отдыха, открытыми площадками, озеленением к площади участка предприятия.

Объемно-планировочное решение зданий АТП

Конструированные схемы и размеры зданий с прямоугольной системой модульных координат установлены ГОСТ 23837-79 “Здания промышленных предприятий. Габаритные схемы” и ГОСТ 23838-79 “Здания промышленных предприятий. Параметры”.

Определяется суммарная площадь помещений, которые будут размещаться в главном производственном корпусе. Ориентировочно суммарная площадь главного производственного корпуса определяется по формуле:

где , , – соответственно суммарные площади производственных зон, отделений и складских помещений, которые будут размещены в корпусе, м 2 ;

Коэффициент, учитывающий площади здания для проходов и проездов,

При этом учитывается следующее: зона ЕО, диагностическое отделение, малярное отделение будут располагаться в отдельных зданиях; административно-бытовые помещения будут размещаться в отдельном административно-бытовом корпусе, соединенном с производственным корпусом закрытым переходом. Тогда:

Теперь выберем сетку колонн. Шаг колонн для всего здания должен быть постоянен. Принимаем шаг равным 12 м. Длина здания L=84 м. Пролет принимаем переменным: 36-36-36-24-24-36-36-36 м.

Колонны принимают следующих размеров: 600х400 мм. У наружных стен через каждые 6м необходимо установить промежуточные (технологические) колоны.

Толщина стен: наружных –380мм, внутренних 120мм; ширина окон – 2000.

Компоновка помещений в здании выполняется в соответствии с технологическим процессом, производственными связями между зонами, отделениями и складами, строительными, санитарно-гигиеническими и противопожарными требованиями.

Посты зон ТО имеют естественное освещение. В зоне ТО размещены 9 рабочих и 3 поста ожидания. Все они универсальные, канавные, оснащенные канавными подъемниками. В зоне ТР находится 5 канавных постов и три специализированных поста. В дополнение к имеющемуся оборудованию имеются две кран-балки.

В целях лучшего использования дневного света все производственные участки размещаем по периметру здания,т.е. вдоль наружных стен.

Участки, обслуживающие зону ТО: электротехнический, топливной аппаратуры, аккумуляторный, шиномонтажный размещены вблизи этой зоны.

Участки, обслуживающие зону ТР: слесарно-механический, агрегатный и др. размещены вблизи этой зоны.

Сварочный, шинный участки проектируем с вводом автомобиля снаружи здания

Склады запасных частей и агрегатов располагаются вблизи зоны ТР.

Склад лакокрасочных материалов располагается рядом с краско-приготовительной комнатой в малярном отделении.

Аккумуляторное отделение проектируем из 2-х помещений – помещение для помещения для приготовления электролита и зарядная.

Склад масел располагается в подвальном помещении под насосной и распределительным устройством вблизи зоны ТО.

Склад шин располагается по соседству с шиномонтажным отделением, которое находится в одном помещении с вулканизацией.

Склады запасных частей, деталей, агрегатов и узлов, а также агрегатное отделение оснащены кран-балками. В средней части находится ЦУП и комната отдыха. У центрального въезда имеется санузел.

Канавные посты в зонах ТО и ТР соединены между собой подземной траншеей 1 м. Вход в канавы осуществляется по лестницам. Через канавы положены переходные мостики шириной не менее 0.8м.

Планировочный чертеж главного производственного корпуса АТП, выполненный в масштабе 1:400 показан на листе №2.

array(44) { => array(10) { ["TEXT"]=> string(16) "Компания" ["LINK"]=> string(7) "/about/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(0) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(1) ["IS_PARENT"]=> bool(true) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(9) "О нас" ["LINK"]=> string(6) "/about" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "P" ["ITEM_INDEX"]=> int(0) ["PARAMS"]=> array(1) { ["rel"]=> string(8) "nofollow" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(12) "Отзывы" ["LINK"]=> string(16) "/about/feedback/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(1) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(27) "Мы ремонтируем" ["LINK"]=> string(16) "/my-remontiruem/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(1) ["PARAMS"]=> array(1) { ["nolink"]=> string(1) "Y" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(1) ["IS_PARENT"]=> bool(true) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(27) "Ремонт Газелей" ["LINK"]=> string(14) "/remont-gazel/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(0) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(true) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(37) "Диагностика Газелей" ["LINK"]=> string(32) "/remont-gazel/diagnostika-gazel/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(0) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(44) "Ремонт двигателя Газели" ["LINK"]=> string(28) "/services/remont-dvigatelya/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(1) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(44) "Ремонт глушителя Газели" ["LINK"]=> string(33) "/services/remont-sistemy-vypuska/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(2) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(40) "Ремонт ходовой Газели" ["LINK"]=> string(35) "/remont-gazel/remont-hodovoj-gazel/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(3) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(32) "Ремонт КПП Газели" ["LINK"]=> string(21) "/services/remont-kpp/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(4) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(35) "Шиномонтаж Газелей" ["LINK"]=> string(33) "/remont-gazel/shinomontazh-gazel/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(5) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(39) "Сход-развал на Газели" ["LINK"]=> string(33) "/remont-gazel/skhod-razval-gazel/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(6) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(60) "Техническое обслуживание Газели" ["LINK"]=> string(39) "/remont-gazel/tekh-obsluzhivanie-gazel/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(7) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(36) "Ремонт Газели Некст" ["LINK"]=> string(20) "/remont-gazel-nekst/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(1) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(true) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(46) "Диагностика Газели Некст" ["LINK"]=> string(44) "/remont-gazel-nekst/diagnostika-gazel-nekst/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(0) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(55) "Ремонт двигателя Газели Некст" ["LINK"]=> string(48) "/remont-gazel-nekst/remont-dvigatel-gazel-nekst/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(1) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(43) "Ремонт КПП Газели Некст" ["LINK"]=> string(43) "/remont-gazel-nekst/remont-kpp-gazel-nekst/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(2) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(50) "Сход-развал на Газели Некст" ["LINK"]=> string(45) "/remont-gazel-nekst/skhod-razval-gazel-nekst/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(3) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(28) "ТО Газели Некст" ["LINK"]=> string(51) "/remont-gazel-nekst/tekh-obsluzhivanie-gazel-nekst/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(4) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(32) "Ремонт ГАЗ Соболь" ["LINK"]=> string(14) "/remont-sobol/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(2) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(true) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(51) "Ремонт двигателя ГАЗ Соболь" ["LINK"]=> string(38) "/remont-sobol/remont-dvigatelya-sobol/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(0) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(49) "Ремонт подвески ГАЗ Соболь" ["LINK"]=> string(35) "/remont-sobol/remont-hodovoj-sobol/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(1) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(39) "Ремонт КПП ГАЗ Соболь" ["LINK"]=> string(31) "/remont-sobol/remont-kpp-sobol/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(2) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(46) "Сход-развал на ГАЗ Соболь" ["LINK"]=> string(33) "/remont-sobol/skhod-razval-sobol/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(3) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(19) "Ремонт УАЗ" ["LINK"]=> string(12) "/remont-uaz/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(3) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(true) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(38) "Ремонт двигателя УАЗ" ["LINK"]=> string(32) "/remont-uaz/remont-dvigatel-uaz/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(0) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(36) "Ремонт подвески УАЗ" ["LINK"]=> string(31) "/remont-uaz/remont-hodovoj-uaz/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(1) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(49) "Ремонт коробки передач УАЗ" ["LINK"]=> string(27) "/remont-uaz/remont-kpp-uaz/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(2) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(33) "Сход-развал на УАЗ" ["LINK"]=> string(29) "/remont-uaz/skhod-razval-uaz/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(3) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(54) "Техническое обслуживание УАЗ" ["LINK"]=> string(35) "/remont-uaz/tekh-obsluzhivanie-uaz/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(4) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(3) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(26) "ТО ГАЗон Некст" ["LINK"]=> string(32) "/tekh-obsluzhivanie-gazon-nekst/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(4) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(12) "Услуги" ["LINK"]=> string(10) "/services/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(2) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(1) ["IS_PARENT"]=> bool(true) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(43) "Диагностика автомобиля" ["LINK"]=> string(34) "/services/diagnostika-avtomobilya/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(1) { => string(34) "/services/diagnostika-avtomobilya/" } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(0) ["PARAMS"]=> array(3) { ["FROM_IBLOCK"]=> bool(true) ["IS_PARENT"]=> bool(false) ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(21) "Сход развал" ["LINK"]=> string(23) "/services/skhod-razval/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(1) { => string(23) "/services/skhod-razval/" } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(1) ["PARAMS"]=> array(3) { ["FROM_IBLOCK"]=> bool(true) ["IS_PARENT"]=> bool(false) ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(70) "Техническое обслуживание автомобилей" ["LINK"]=> string(38) "/services/tekhnicheskoe-obsluzhivanie/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(1) { => string(38) "/services/tekhnicheskoe-obsluzhivanie/" } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(2) ["PARAMS"]=> array(3) { ["FROM_IBLOCK"]=> bool(true) ["IS_PARENT"]=> bool(false) ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(39) "Шиномонтажные работы" ["LINK"]=> string(33) "/services/shinomontazhnye-raboty/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(1) { => string(33) "/services/shinomontazhnye-raboty/" } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(3) ["PARAMS"]=> array(3) { ["FROM_IBLOCK"]=> bool(true) ["IS_PARENT"]=> bool(false) ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(52) "Ремонт двигателя автомобиля" ["LINK"]=> string(28) "/services/remont-dvigatelya/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(1) { => string(28) "/services/remont-dvigatelya/" } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(4) ["PARAMS"]=> array(3) { ["FROM_IBLOCK"]=> bool(true) ["IS_PARENT"]=> bool(false) ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(59) "Ремонт КПП грузовых автомобилей" ["LINK"]=> string(21) "/services/remont-kpp/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(1) { => string(21) "/services/remont-kpp/" } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(5) ["PARAMS"]=> array(3) { ["FROM_IBLOCK"]=> bool(true) ["IS_PARENT"]=> bool(false) ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(43) "Ремонт системы выпуска" ["LINK"]=> string(33) "/services/remont-sistemy-vypuska/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(1) { => string(33) "/services/remont-sistemy-vypuska/" } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(6) ["PARAMS"]=> array(3) { ["FROM_IBLOCK"]=> bool(true) ["IS_PARENT"]=> bool(false) ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(59) "Ремонт ходовой части автомобиля" ["LINK"]=> string(33) "/services/remont-khodovoy-chasti/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(1) { => string(33) "/services/remont-khodovoy-chasti/" } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(7) ["PARAMS"]=> array(3) { ["FROM_IBLOCK"]=> bool(true) ["IS_PARENT"]=> bool(false) ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(99) "Ремонт электрооборудования грузового автотранспорта" ["LINK"]=> string(20) "/services/elektrika/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(1) { => string(20) "/services/elektrika/" } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(8) ["PARAMS"]=> array(3) { ["FROM_IBLOCK"]=> bool(true) ["IS_PARENT"]=> bool(false) ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(2) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(19) "ПРАЙС-ЛИСТ" ["LINK"]=> string(12) "/price-list/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(3) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(1) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(12) "Статьи" ["LINK"]=> string(7) "/stati/" ["SELECTED"]=> bool(true) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(4) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(1) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } => array(10) { ["TEXT"]=> string(16) "Контакты" ["LINK"]=> string(10) "/contacts/" ["SELECTED"]=> bool(false) ["PERMISSION"]=> string(1) "R" ["ADDITIONAL_LINKS"]=> array(0) { } ["ITEM_TYPE"]=> string(1) "D" ["ITEM_INDEX"]=> int(5) ["PARAMS"]=> array(0) { } ["DEPTH_LEVEL"]=> int(1) ["IS_PARENT"]=> bool(false) } }

  • Компания
  • Мы ремонтируем
    • Ремонт Газелей
    • Ремонт Газели Некст
    • Ремонт ГАЗ Соболь
    • Ремонт УАЗ
  • Услуги
  • Статьи
  • 26 Июля 2017

ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации

Каждому грузовому автомобилю требуется периодическое техническое обслуживание. Это ряд процедур, целью которых служит обеспечение стабильной работы и высокого качества всех элементов транспортного средства. Регулярное ТО особенно необходимо и для грузовых автомобилей, которые непрерывно подвергаются значительным нагрузкам. Отсутствие своевременного осмотра и ремонта является основной причиной снижения работоспособности грузовика. Это важное мероприятие позволяет эффективно использовать машину, снизить расходы на его эксплуатацию и ремонт.

Техническое обслуживание грузовых автомобилей, по сравнению с другими видами транспортных средств, обладает своими особенностями, с которыми должен быть ознакомлен каждый владелец. Марка, модель и производитель автомобиля не важны – техническое обслуживание одинаково необходимо как отечественным, так и иностранным грузовикам. Ниже речь пойдет об этапах и особенностях ТО без привязки к виду и модели транспортного средства.

Регламент проведения ТО грузовых автомобилей

Многие владельцы автомобилей не предполагают, что требования к срокам и другим аспектам технического обслуживания транспортных средств зависят не от производителей и поставщиков. Эти правила определяются регламентом государственного стандарта ГОСТ 21624-81, который носит название «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий». Этот документ устанавливает сроки и периодичность проведения технического обслуживания, содержит список правил и требований к производству и ремонту автомобильной техники.

Стоит отметить, что автопроизводители также устанавливают собственный период и порядок проведения технического обслуживания. Однако наблюдения показывают, что государственный стандарт оптимально отражает текущее положение дел, и регламентированные им сроки проведения и правила ТО во многом аналогичны требованиям производителей.

Периодичность планового ТО

Государственный стандарт описывает три разновидности технического обслуживания автомобилей:

  • ЕО - ежедневное обслуживание;
  • ТО -1 – первичное техническое обслуживание;
  • ТО -2 – повторное (второе) техническое обслуживание.

ГОСТ содержит требования и к периодичности регламентного ТО (межсервисного интервала). Она зависит от пробега грузового автомобиля и измеряется в пройденных километрах. Различные виды ТО требуются на следующих этапах эксплуатации:

  • Ежедневное обслуживание, исходя из названия, необходимо проводить один раз в сутки;
  • Первое ТО осуществляется после 4000 пройденных километров;
  • Второе техническое обслуживание происходит, когда пробег грузового авто достигает 16 000 километров.

В ГОСТ не указаны сроки проведения обслуживания, которое должно осуществляться во время обкатки транспортного средства. Эти требования устанавливает производитель. В большинстве случаев обкатка грузовых автомобилей составляет около 1000 километров. Многие производители по достижению этого значения рекомендуют заменить моторное и трансмиссионное масло. Несмотря на то, что выполнять первое техническое обслуживание следует при пробеге от 4000 километров, проводить процедуру можно и раньше, если автовладелец не уверен в полном соблюдении установленных правил эксплуатации. Это поможет сохранить ресурс двигателя и трансмиссии, снижение которого ведет к существенным проблемам и финансовым затратам при последующем использовании транспортного средства. Для большей уверенности рекомендуется осуществлять часть работ по обслуживанию при пробеге от 1000 до 1500 километров.

В ГОСТ не указан и еще один вид технического обслуживания, который имеет место на территории России – сезонное ТО (СТО). Оно выполняется каждые полгода в начале весны и в конце лета. Целью данной процедуры служит подготовка транспортного средства к предстоящим изменениям климата, связанным со сменой сезона.

Есть и исключения из общих требований. Например, большинство современных моделей грузового транспорта от европейских и американских производителей, в числе которых и распространенные на территории РФ автомобили марки Iveco, характеризуются увеличенным межсервисным интервалом. Он может достигать 60 000 километров. Речь идет о втором техническом обслуживании (ТО-2), которое предполагает замену моторного масла. Этот факт не противоречит правилам государственного стандарта, так как регламентированный им пробег между ТО-2 не имеет верхней границы (указан только минимальный период).

Крупногабаритные грузовые автомобили и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал до 100 тысяч километров. Но стоит учесть, что такое значение установлено только для эксплуатации транспорта в европейских странах. В России присутствует множество негативных факторов, ускоряющих износ двигателя и других механизмов автомобиля, среди которых низкое качество топлива и неприемлемое состояние дорог. Если для описанного выше транспорта руководствоваться европейскими нормами, то существует вероятность, что грузовик выйдет из строя прежде, чем достигнет следующего технического обслуживания или потребует значительных расходов на ремонт.

Так с каким же интервалом целесообразнее выполнять ТО грузового автомобиля? Ответ на этот вопрос кроется во множестве факторов, но в большинстве случаев зависит от возраста. Если транспортное средство приобретено недавно и ещё находится в пределах гарантийного срока, то процедуру нужно проводить согласно требованиям дилера. Для автомобилей, которые находятся в эксплуатации уже продолжительный период, межсервисный интервал определяют сами владельцы. В этом случае рекомендуется следовать срокам, указанным производителем или рекомендациям ГОСТ.

Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО

Список процедур, входящих в состав технического обслуживания, зависит от пробега автомобиля:

  • Ежедневное обслуживание. При ЕО выполняется осмотр транспортного средства на наличие внешних дефектов отдельных элементов, тестируется работоспособность системы торможения, целостность приборов освещения и прочих механизмов, определяется давление в шинах. Ежедневное обслуживание предполагает мойку автомобиля и его дозаправку в случае необходимости. Другими словами, целью ЕО является обеспечение работоспособности грузового транспорта для текущего рейса.
  • Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя проверку уровня моторного и трансмиссионного масла, антифриза и других жидкостей в системе. Происходит регулировка различных механизмов автомобиля – рулевого управления, сцепления, свободного хода педалей. Во время первого технического обслуживания производится смазка главных узлов и агрегатов. Смазочные работы осуществляются в соответствии с картой, которая должна находиться у владельца автомобиля или в сервисе официального поставщика или производителя.
  • Второе техническое обслуживание. При ТО-2 выполняются аналогичные предыдущему пункту процедуры и ряд дополнительных мероприятий. Во-первых, осуществляется замена моторного масла. Зачастую именно при втором техническом обслуживании разбираются и ремонтируются некоторые важные узлы, которые при ТО-1 лишь проверялись и смазывались. В большинстве случаев указанный для конкретного грузового автомобиля межсервисный интервал аналогичен периоду между проведением второго ТО.
  • Сезонное техническое обслуживание. Список работ, входящих в СТО, зависит от сезона проведения процедуры. В начале осени грузовой автомобиль подготавливается к эксплуатации в зимнее время. Для этого в систему охлаждения заливается антифриз, а в бачок омывателя – незамерзающая жидкость. В некоторых случаях масло в двигателе заменяется на аналогичное, но с пониженным показателем вязкости. В обязательном порядке проверяется и регулируется плотность электролита аккумуляторов. Перед наступлением морозов следует удалить конденсат из ресиверов пневматической системы и заменить осушители. При отрицательной температуре сливать конденсат рекомендуется 1-2 раза в неделю. В начале весны список работ по СТО заметно меньше, так как требования к условиям эксплуатации в теплое время года ниже, и большинство грузовых автомобилей отлично к ним приспособлены.

В течение года собственник грузового автомобиля проходит несколько видов технического обслуживания. Как показывает практика, среднее значение годового пробега грузовых транспортных средств в России находится в рамках от 40 000 (при оптимальной эксплуатации) до 250 000 километров (при интенсивном использовании без простоев). Судя по этим данным, грузовикам требуется 2-3 раза в год проходить ТО-2, что влечет за собой значительные финансовые расходы. Но избежать этого нельзя – без своевременного технического обслуживания транспортное средство быстро выработает ресурс и будет нуждаться в серьезном и более дорогом ремонте.

Технология и организация работ ТО и ТР грузовых автомобилей

Основой организации работ на АТП является Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей. Данное положение обязательно для всех АТП производящих ТО и ремонт этих автомобилей.

Техническое обслуживание автомобилей представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экологичной их эксплуатации. Техническое обслуживание включает следующие виды работ: контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические, работы по системе питания, заправочные, смазочные и другие.

По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО грузовых автомобилей подразделяются на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО).

ЕО включает УМР, заправочные работы и контроль, направленный на каждодневное обеспечение безопасности и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля.

ТО предусматривает выполнение определенного объема, работ через установленный эксплуатационный пробег автомобиля. В соответствии с нормативами ТО грузовых автомобилей по периодичности ЕО один раз в сутки, ТО-1 через 4000 км, ТО-2 через 16000 км пробега.

СО предусматривает выполнение ТО и дополнительных операций по подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации согласно рекомендациям заводов-изготовителей.

Ремонтом называется комплекс работ по устранению возникших неисправностей и восстановление работоспособности автомобиля в целом или агрегата. Ремонт автомобиля осуществляется по необходимости и включает контрольно-диагностические, разборочно-сборочные, слесарные, механические, топливно-экономические, электротехнические работы. Для качественного выполнения ТО и ТР СТО оснащается необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, технической документацией.

Основная часть работ по ТО и ТР выполняется на постах и вспомогательных постах производственного корпуса в зоне ТО и ТР автомобилей. Кроме того работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания и электрооборудования выполняются на специализированных участках. Аккумуляторные работы проводятся на электротехническом участке и частично по ремонту оборудования.

Анализ литературных источников по техническому обслуживанию и ремонту

При обслуживании автомобилей на АТП особое внимание уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления следующих деталей, узлов, агрегатов и систем:

при регулировочных работах накладок колодок и тормозных барабанов, педали тормоза, стояночной тормозной системы, рулевого управления, подшипников колес;

при контрольно-диагностических и крепежных работах сошки и маятникового рычага рулевого управления, рулевого привода, рулевых тяг на шаровых пальцах и шаровых пальцев в гнездах, шаровых опор, шкворней, поворотного кулака, дисков колес, карданной передачи или приводов, рессор и пружин, амортизаторов, рычагов подвески, трубопроводов, шлангов гидравлического тормозного привода, главного тормозного привода, регулятора давления тормозного привода, двигателя, разделителя, стекол, стеклоомывателя, стеклоочистителя, зеркал заднего вида, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления;

при обслуживании систем питания и электрооборудования системы питания и выпуска газов, фар, передних и задних Фонарей, переключателей света, световозвращателей, звукового сигнала, электропроводки, аварийной сигнализации, сигнала торможения.

ТО-1 проводится через указанную выше периодичность, но не менее 2-х раз в год для выполнения следующих работ:

контрольно-диагностических - проверка действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективность торможения, действия стояночной тормозной системы, тормозного привода, проверка соединений в рулевом приводе, состояния шин, приборов освещения и сигнализации;

осмотровых - осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков, действия дверных механизмов, стеклоочистителей, проверка зеркал заднего вида, герметичности соединений систем смазочной, охлаждения и гидравлического привода включения сцепления, резиновых защитных чехлов на приводах и шарниров рулевых тяг, величины свободного хода педали сцепления и тормоза, натяжение ремня вентилятора, уровней тормозной жидкости в бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления, пружин и рычага в передней подвеске, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

крепежных - крепление двигателя к кузову, коробки передач и удлинителя, картера рулевого механизма и рулевой сошки, рулевого колеса и рулевых тяг, поворотных рычагов, соединительных фланцев карданного вала, дисков колес, приборов, трубопроводов и шлангов смазочной системы и системы охлаждения, тормозных механизмов и гидравлического привода выключения сцепления, приемной трубы глушителя;

регулировочных - регулировка свободного хода педали сцепления и тормоза, действия рабочей и стояночной тормозных систем, свободного хода рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода, натяжение ремня вентилятора и генератора; доведение до нормы давления воздуха в шинах и уровней тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления.

При ТО-1 также очищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность их соединений; проверяют действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушной заслонок, регулируют работу карбюратора на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя. В системе электрооборудования очищают аккумуляторную батарею и её вентиляционные отверстия от грязи; проверяют крепление, надежность контакта наконечников проводов с клеммами и уровень электролита в каждой из банок аккумулятора; очищают приборы электрооборудования от пыли и грязи; проверяют изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и реле-регулятора, проверяют крепление стартера, катушки зажигания.

ТО-2 рекомендуется проводить с периодичностью, указанной выше но не менее 1-го раза в год. Перед выполнением ТО-2 или в процессе его целесообразно проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности дальнейшей эксплуатации данного агрегата, узла и системы.

При этом устанавливают следующее:

двигатель - наличие стуков в шатунных подшипниках и газораспределительном механизме, клапанах, зубчатых колесах, развиваемую мощность, неисправность системы зажигания в целом и отдельных её элементов;

система питания двигателя

подтекание топлива в соединениях трубопроводов, в плоскостях разъёма, повышенные расход топлива и содержание СО в отработавших газах для прохождения технического осмотра в Госавтоинспекции, состояние деталей цилиндро-поршневой группы, системы газораспределения, прокладки головки цилиндров;

смазочная система двигателя - подтекание масла в местах соединений и разъёма (сальники коленчатого вала, картер двигателя, крышка распределительного механизма и другие), давление в системе смазки и правильность показания приборов, установленных на автомобиле;

система охлаждения двигателя - подтекание охлаждающей жидкости в соединениях и местах разъёма, узлах системы (радиатор, водяной насос и других), перегрев охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой;

сцепление - пробуксовывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления;

коробка передач - наличия стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизвольное выключение под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъёма деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач;

задний мост - наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъёма деталей заднего моста, величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале;

карданный вал и промежуточная опора - зазоры в карданных сочленениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре карданного вала;

рулевое управление - усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надежность крепления пружин и рычагов передней подвески, а также штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

рессоры и элементы подвески - наличие поломок листов или пружин, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной кронштейнов подвески, параллельность переднего и заднего мостов и их расположение относительно кузова автомобиля;

элементы кузова - наличие вмятин, трещин, поломок, нарушение окраски автомобиля, правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

закрепление радиатора, головки блока цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов Фильтров очистки масла, поддона масляного картера двигателя, картера сцепления, амортизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, замков и ручек дверей;

В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление карбюратора и устраняют выявленные неисправности. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе.

Проверяют правильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопления кузова и вентилятора обдува ветрового стекла, состояние замков и петель капота, крышки багажника и дверей.

Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес, эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балансировку колес, работу системы зажигания автомобиля, зазор между контактами прерывателя, установку и действие фар, направление светового потока, состояние всего тормозного привода, состояние радиатора, резиновых подушек, подвески двигателя.

При ТО-2 кроме объема работ по ТО-1 выполняют ряд дополнительных операций:

закрепление радиатора, головки блока цилиндров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов фильтров очистки масла, поддона масляного картера двигателя, картера сцепления, амортизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, замков и ручек дверей;

подтяжку гаек крепления Фланца к ведущей шестерне главной передачи заднего моста и шарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;

регулировку усилия поворота рулевого колеса, тепловых зазоров клапанов, натяжение цепи привода механизма газораспределения двигателя, зазора между тормозными колодками и дисками колес, зазора в подшипниках ступиц передних колес.

В системе питания проверяют герметичность топливного бака и соединений трубопроводов, крепление карбюратора и устраняют выявленные неисправности. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их,

очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Проверяют также легкость пуска и работу двигателя.

При обслуживании системы электрооборудования производят следующее: снимают батарею с автомобиля и проверяют степень заряда, проверяют состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора; регулируют натяжение пружин якорей; снимают свечи зажигания и проверяют их состояние, очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами; снимают прерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность от грязи и масла, проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними, смазывают вал прерывателя-распределителя; проверяют состояние проводов низкого и высокого напряжения и регулируют действие приборов освещения и сигнализации.

ТО-1, ТО-2 и СО выполняется в зоне ТО и ТР на тупиковых постах, оборудованных подъемниками.

При ТР выполняют разборочно-сборочные операции, электротехнические, слесарно-механические.

Разборочно-сборочные работы включают снятие отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съемных деталей. Частичную разборку кузова для ремонта его деталей осуществляют в объеме, необходимом для обеспечения качественного выполнения всех ремонтных операций. Для сборки кузовов после ремонта, в том числе установки узлов и деталей на кузов, применяют различные приспособления и наборы инструментов.

Электротехнический цех предназначен для обслуживания приборов электрооборудования автомобиля, неисправность которых не может быть устранена при ТО непосредственно на автомобиле, а также для обслуживания карбюраторов, топливных насосов, отстойников, топливных и воздушных фильтров, топливопроводов и других приборов системы питания автомобилей, снятых с них на постах ТО и ТР.

Топливная аппаратура, требующая углубленной проверки, регулировки или ремонта, поступает в цех и с поста диагностирования. Приборы, детали и узлы системы питания, поступившие на участок, очищают от загрязнений, проверяют и ремонтируют на специализированном оборудовании. После этого отремонтированные карбюратор, топливный насос и другие детали испытывают на специализированных стендах. После испытания все приборы и детали системы питания устанавливают на автомобиль.

Затем осуществляют окончательную проверку качества ремонта и регулировку карбюратора на динамометрическом стенде для достижения минимальной токсичности отработавших газов и максимальной экономичности.

При ТР электрооборудования выполняют разборку приборов и агрегатов на отдельные узлы и детали, контроль и выявление дефектов узлов и деталей, замену мелких негодных деталей, зачистку и проточку коллектора, восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек, напайку наконечников проводов, сборку прибора и агрегата, испытание на специализированном стенде.

Обоснование дипломного проекта

Исходя из анализа производственной деятельности и литературных источников на предприятии имеются резервы по улучшению технологии ТО и ТР.

На основании нормативных требований по ТО и ТР, а также состояния организации работ для их реализации необходимо решить следующие задачи:

Произвести расчет производственной программы;

Произвести расчет годового объема работ;

Определить количество постов (рабочих и вспомогательных, автомобиле мест ожидания и хранения);

Определить количество рабочих на станции;

Выбрать методы организации ТО и ТР;

Подобрать перечень необходимого технологического оборудования;

Определить площади производственных складских, вспомогательных помещений;

Рассмотреть вопросы, состояния охраны труда на производстве; предложить организационно - технологические мероприятия, направленные на снижение и предотвращение несчастных случаев. Дать расчет освещения и вентиляции. Рассмотреть экологическую безопасность проекта;

Оценить технико-экономическую эффективность проекта АТП.

Целью данного дипломного проекта является реконструкция СТО предприятия ООО «Практик А», путем организации зоны ТО и ТР грузовых автомобилей Hyundai HD 65, 72, 78 и автобусов Hyundai County таким образом, чтобы площади СТО использовались рационально, чтобы все технологические процессы в обслуживании и ремонте автомобилей велись в соответствии с новыми условиями функционирования предприятия. В результате технологического расчета должны выявиться площади, которые необходимы для полного функционирования ремонтной зоны ООО «Практик А» в связи с увеличением количества постов обслуживания подвижного состава. Следовательно, необходимо рационально распорядиться этими площадями и получить максимальный эффект от их использования.

Предприятие стало официальным дилером компании Hyundai в январе 2006 г. В то время оно называлось Hyundai Verra Motors. В октябре 2007 г. отделение, занимающееся продажей и обслуживанием автомобилей марки Hyundai, отделилось от большого холдинга Verra Motors. Новый автоцентр стал располагаться в камской долине и стал называться ООО «Сильвер Моторс». С июля 2008 г. произошло разделение полномочий: компания ООО «Сильвер Моторс» занимается продажей и гарантийным обслуживанием автомобилей, а внутренняя компания ООО «Практик А» занимается сервисным обслуживанием автомобилей.

Введение 7

1 Анализ хозяйственной деятельности 9

  • 1.1 Общая характеристика предприятия 9
  • 1.2 Основные направления деятельности предприятия 10
  • 1.3 Технико-экономические показатели предприятия 11
  • 1.4 Организационная структура ООО «Практик А» 14

2 Проектная часть 19

  • 2.1 Выбор исходных данных 19
  • 2.2.1 Расчет годового объема работ СТО 19
  • 2.2.2 Распределение годового объема работ 20
  • 2.2.3 Расчет годового объема работ по самообслуживанию СТО 21
  • 2.2 Годовой объем работ СТО 19
  • 2.3 Расчет числа производственных рабочих 22
  • 2.4 Расчет числа постов и автомобилемест 23
  • 2.4.1 Расчет рабочих постов 24
  • 2.4.2 Расчет автомобиле - мест ожидания 25
  • 2.5 Расчет площадей помещений 25
  • 2.5.1 Расчет площадей постов зоны ТО и ТР 25
  • 2.5.2 Расчет производственных площадей занимаемых оборудованием 26
  • 2.5.3 Расчет площадей складов 28
  • 2.5.4 Общая площадь проектируемой зоны ТО и ТР 29

3 Конструкторская часть 30

  • 3.1 Описание разработанной конструкции 30
  • 3.2 Проектировочные расчеты конструкции 31
  • 3.2.1 Выбор колес 31
  • 3.2.2 Расчет силовых элементов подъемника на прочность при изгибе 32
  • 3.2.3 Силовой расчет рычагов тележки 33
  • 3.2.4 Проверочный расчет пальца подъемного механизма на прочность при изгибе с сжатием 36
  • 3.2.5 Проектировочный расчет пальца тяги на прочность при изгибе 37
  • 3.3 Экономический расчет тележки 39
  • 3.3.1 Расчет стоимости изготовления тележки 39
  • 3.3.2 Расчет стоимости производства составляющих элементов 41

4 Технико-экономическое обоснование проекта 43

  • 4.1 Основные производственные фонды 43
  • 4.2 Расчет плановой себестоимости ремонтных работ 44
  • 4.3 Определение относительных технико-экономических показателей 46
  • 4.4 Определение экономической эффективности проекта 47

5 Безопасность жизнедеятельности и экологическая безопасность 50

  • 5.1 Безопасность жизнедеятельности 50
  • 5.1.1 Анализ состояния охраны труда в ООО «Практик А» 50
  • 5.1.2 Требования безопасности труда при ремонте и обслуживании машин и оборудования 51
  • 5.1.3 Организация работ направленных на снижение производственного травматизма и общее улучшение условий труда 57
  • 5.2 Экологическая безопасность на СТО «Практик А» 58

Заключение 66

Список используемой литературы 67

Организация ТО и ТР основывается на технологическом принципе формирования производственных подразделений, при котором каждый вид технического воздействия (ТО_1, ТО_2, ТР, автомобилей, ремонт узлов и агрегатов и др.) осуществляется специализированными участками (подразделениями). Подразделения, выполняющие однородные виды технических воздействия объединены в производственные комплексы: комплекс подготовки производства, комплекс текущего ремонта автомобилей и комплекс ТО.

Комплекс подготовки производства объединяет подразделения, выполняющие ремонт агрегатов, узлов, восстановление и изготовление деталей, а также другие работы не связанные с непосредственным выполнением их на автомобилях. В него входят: моторный, агрегатный цеха, цех по ремонту узлов тормозной системы, аккумуляторный и карбюраторный цеха, вулканизационный цех, токарный, малярный, обойный, жестяный, кузнечный и медницкий цеха, участок комплектации, промежуточный склад, моечное отделение, транспортный участок. Комплекс подготовки производства реализует основную задачу --обеспечение комплексов ТР и ТО запасными частями, агрегатами, узлами и материалами.

Участок комплектации обеспечивает подготовку узлов и агрегатов для отправки в капремонт на авторемзаводы согласно плана сдачи и другие работы по поддержанию установленного неснижаемого запаса деталей, исправных узлов и агрегатов.

Промежуточный склад является важнейшим звеном в комплексе. В его функции входят: хранение оборотных агрегатов, материалов и ремфонда, выдача этих материалов, узлов и агрегатов.

Комплекс ТР объединяет подразделения, производящие работы по замене неисправных агрегатов, узлов и деталей автомобилей на исправные, а также крепежно-регулировочные и другие работы по ТР непосредственно на автомобилях. Комплекс включает зоны ТР автомобилей в помещениях, шиномонтажный участок, сварочный участок, цех по ремонту автоприцепов, а также открытую зону ТР в летнее время.

Зона ТР оснащена прямоточной осмотровой канавой и кранбалкой грузоподъемностью 2,0т.

Шиномонтажный участок включает посты по демонтажу и монтажу, замене шин. На участке имеется стенд для демонтажа шин, колесный гайковерт, компрессор и устройство для подкачки шин, два защитных устройства для подкачки шин.

Сварочный участок включает два поста по производству газосварочных работ на автомобиле или его узлов и деталей и по производству электросварочных работ. Оснащен участок соответствующим оборудованием.

Комплекс ТО и диагностики выполняет ТО, регламентные работы, сопутствующие ремонты и работы по диагностике подвижного состава. В состав комплекса входят две специализированные бригады, выполняющие: ТО_1 и диагностические работы; ТО_2, регламентные работы и сопутствующие ремонты.

Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих. В результате повышаются качество работ и производительность труда.

Схема организации ТО и ТР автомобилей

Объем ТО и ТР распределяется по месту его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках (отделениях). К постовым относятся работы по ТО и ТР, выполняемые непосредственно на автомобиле (моечные, уборочные, смазочные, крепежные, диагностические и др.). Работы по проверке и ремонту узлов, механизмов и агрегатов, снятых с автомобиля, выполняются на участках (агрегатном, механическом, электротехническом).

По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО автомобилей подразделяются на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); периодическое техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО).

ЕО включает заправочные работы и контроль, направленный на каждо-дневное обеспечение безопасности и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля. Большей частью ЕО выполняется водителем автомобиля перед выездом, в пути или по возвращении на место стоянки.

ТО предусматривает выполнение определенного объема работ через установленный эксплуатационный пробег автомобиля. В соответствии с нормативами ТО грузовых автомобилей по периодичности ЕО выполняется один раз в сутки, ТО-1 через 3000 км, ТО-2 через 12000 км пробега.

СО предусматривает выполнение ТО и дополнительных операций по подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации.

Ремонтом называется комплекс работ по устранению возникших неисправностей и восстановление работоспособности автомобиля в целом или агрегата. Ремонт автомобиля осуществляется по необходимости и включает контрольно-диагностические, разборочно-сборочные, слесарные, механические, сварочные, жестяницкие, окрасочные, электротехнические работы. Для качественного выполнения ТО и ТР предприятие оснащено необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями инструментом и оснасткой, технической документацией.

Основная часть работ по ТО и ТР выполняется на постах в зоне ТО и ТР автомобилей. Кроме того работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания и электрооборудования выполняются на участке диагностики; сварочные, жестяницкие, кузовные, шиномонтажные, вулканизационные, малярные - на специализированных участках. Аккумуляторные работы проводятся на аккумуляторном участке.