Автомобили марки луаз в советское время история. ЛуАЗ (Луцкий автомобильный завод). История предприятия ЛуАЗ

Луцкий автозавод берет свои истоки с производства и ремонта сельхозтехники. На его месте были мастерские по ремонту сельхозоборудования.

Переломным становится постановление Совета Министров УССР 2 февраля 1949 года “О реорганизации межрайонных мастерских капитального ремонта…». В этом документе было запланировано строительство нового завода. В 1951-м в Луцке начинают возводить первые корпуса, а уже 25 августа 1955 года, приказом Министерства сельского хозяйства УССР, Луцкий ремонтный завод ввели в эксплуатацию. В сентябре здесь уже выпустили первую продукцию, поэтому именно сентябрь и принято считать датой старта истории завода.

По началу предприятие со штатом всего 238 человек выпускает запчасти к ГАЗ-51, ГАЗ-63, задействованные в сельском хозяйстве, проводит их капитальный ремонт, выпускает продукцию для потребностей Министерства сельского хозяйства.

C 3 сентября 1959 года завод становится машиностроительным. Меняется и его специализация. Теперь в Луцке выпускают кузова к ГАЗ-51, автолавки, прицепы, авторефрижераторы и изделия специального назначения, а также кузовные детали. С постепенным увеличением площадей расширяется и производственная программа. Начинается выпуск автомобильных ремонтных мастерских и малотоннажных рефрижераторов.

Но спустя 10 лет после основания история ЛуАЗа опять кардинально меняется. Своим рождением как автомобилестроительный завод, ЛуАЗ обязан войне в Корее, Ирбитскому мотозаводу (мотоциклы «Урал») и Запорожскому заводу «Коммунар» (ЗАЗ). Эпохальной моделью для ЛуАЗа стал транспортер переднего края (ТПК или ЛуАЗ-967).

После войны в Корее, где принимала участие техника из СССР, стало понятно, что внедорожник ГАЗ-69 для боевых действий слишком большой и уязвимый. На переднем крае нужен совсем другой автомобиль, наподобие DKW Munga. Тогда в НАМИ создают несколько прототипов. В начале, с мотоциклетным двигателем и хотят его выпускать на Ирбитском мотозаводе, но такая машина оказалась слишком «сырой». Затем другой прототип планируют выпускать в Запорожье, но из-за нехватки производственных мощностей у молодого автозавода «Коммунар», ищут другую производственную площадку. Для Луцкого завода это был звездный час. К тому же на ЗАЗе разрабатывают и гражданскую версию ЗАЗ-969 и даже выпускают там первую опытную партию, а затем передают всю документацию в Луцк. Так, у автозавода появляется сразу две модели.

ТПК - это был сугубо армейский автомобиль, по сути - моторизованная тележка, которая может десантироваться, кроме водителя может везти еще пару носилок или шестерых сидячих раненых, в высоту не превышает полуметра и имеет полный привод и лебедку.

В добавок ТПК - это амфибия, которая передвигается по воде за счет вращения колес. Ее задачи в армии были различны: вывоз раненых с переднего края, подвоз боекомплекта, буксировка легких орудий. Водитель мог управлять ТПК, лежа на сиденьи или даже ползком, двигаясь рядом с автомобилем и едва держась за руль. ТПК или Луаз-967 –уникальный автомобиль. Аналогов у него, кроме Steyr-Puch Haflinger, пожалуй и нет. И вот с ТПК и начался успех Луцкого автозавода. На вооружение армии СССР транспортер попал в 1969 году, использовался в войсках ВДВ и мотострелковых частях, а также поставлялся в страны Варшавского договора. Он продержался на конвейере до 1989 года и был бы актуальным даже сегодня. Ведь в украинской армии транспортеров переднего края сейчас попросту нет.

Но кроме армейского транспортера стране нужен был простой, неприхотливый и очень проходимый внедорожник, да еще и максимально дешевый. Его создают в рекордные сроки. В 1965-м, когда в Запорожье начали выпускать первые малолитражки, в Луцке при отделе главного конструктора создают два бюро для разработки технической документации на автомобиль ЗАЗ-969 с полным приводом. В декабре 1966 - го на заводе собирают первые 50 малолитражных автомобилей ЗАЗ-969В. По конструкции он был максимально приближен к ТПК, но имел уже более цивильный кузов с брезентовым верхом. Не смотря на внешнюю непритязательность, это был революционный автомобиль, опередивший свое время сразу по двум критериям.

Первый советский «переднеприводник» или эпоха «Волынянки»

11 декабря 1966 года приказом Министра автомобильной промышленности СССР Луцкий машиностроительный завод переименовывается на автомобильный и официально становится ЛуАЗом. В 1971 году “ЛуАЗу” определена специализация по выпуску легковых автомобилей повышенной проходности для потребностей сельского хозяйства и автомобилей специального назначения. Но ЛуАЗ серийно выпускает машины уже в 1967 году. Да еще и какие! Именно в Луцке начали первыми в СССР выпускать переднеприводные автомобили.

Да, этот факт широко не афишировался, но это так. До появления на конвейере ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102 и Москвич-2141 было еще больше полутора десятков лет. А получилось так, можно сказать, случайно. Дело в том, что гражданский ЛуАЗ имел подключаемую заднюю ось. К началу серийного выпуска Мелитопольский моторный завод не успел обеспечить новую модель редуктором заднего моста, и поэтому в серию ЛуАЗ-969В пошел с передним приводом, а в обозначении модели появилась литера «В» (временный), чтобы отличать переднеприводную модификацию от полноприводной. До начала 1970-х годов таких переднеприводных ЛуАЗов успели сделать более 7 000 штук. Потом проблемы с комплектующими решились, машина обрела полный привод и свой первоначальный индекс, ЛуАЗ-969. Но и в таком варианте имелась возможность отключить заднюю ось и автомобиль становился переднеприводным.

Потребность в недорогих внедорожных машинах была настолько огромна, что в 1976 году на предприятии начинается реконструкция под выпуск 50 тыс. автомобилей в год. В то время ЛуАЗ стоил 5100 рублей и был единственным внедорожником, который свободно продавался населению. Ни ГАЗ-69, ни УАЗ-469 гражданским лицам не продавались, а "Нивы" еще не было.

В 1979 году на конвейере появляется новая модель ЛуАЗ-969М, с более современным дизайном, новой приборной панелью и повышенным комфортом. На автосалоне в Турине она даже завоевывает награду и входит в "десятку" лучших авто Европы. К тому же завершилась уже и модернизация завода и уже 24 сентября 1982 года в Луцке с конвейера сходит 100-тысячный автомобиль.

Надо отметить, что ЛуАЗ-969 не только опередил свое время, но и фактически стал первым массовым компактным гражданским внедорожником B-класса в мире. До появления Suzuki Samurai еще было больше 20 лет. Дотошные историки наверняка смогут привести аналоги ЛуАЗа, тот же итальянский Samas Yeti-903 но он выпускался в небольших количествах. А в Луцке было массовое производство. Это сейчас почти каждый производитель стремится иметь в своей гамме кроссовер B-класса, а у ЛуАЗа такая машина была уже в 60-е годы.

Правда, здесь необходимо уточнить, что в те времена мода на небольшие внедорожники в мире еще даже не зародилась. И поначалу, ЛуАЗ даже не думали экспортировать. В апреле 1983 года первые автомобили все-таки идут за рубеж через всесоюзную фирму «АвтоЭкспорт». Дебют оказался более чем удачным. Импортеры распробовали недорогой и неприхотливый ЛуАЗ-969М и начали его продвигать не только для фермеров, а как молодежный, пляжный внедорожник, автомобиль для приключений. За границу машина шла под именем Luaz Volyn и получила прозвище «Litlle UAZ». Использовали ЛуАЗы даже в полиции Польши - они патрулировали горную местность.

Для молодежного внедорожника ЛуАЗу не хватало мощности 40-сильного мотора и местные импортеры первыми начали экспериментировать с заменой двигателя МеМЗ воздушного охлаждения на иномарочные. К примеру, итальянский дилер фирма Martorelli (занималась и импортом УАЗов) предлагала ЛуАЗы с двигателями Ford объемом 1,1 литра. Уже в 90-е годы в Италии начали ставить на ЛуАЗы даже дизели Lambordini (не путать с суперкарами, это были моторы от небольших тракторов).

На просторах СССР ЛуАЗ-969М завоевывает особую популярность в сельской местности, среди охотников и рыбаков благодаря своей уникальной проходимости. Какие только имена не давали этому внедорожнику: «Волынь», «Волынка», «Волынец», «Волынянка», «Луноход», «Лунтик». Он мог проехать там, где пасовали УАЗы и «Нивы», а порой мог дать фору УрАЛам. Но у ЛуАЗ-969М был существенный недостаток – это двигатель воздушного охлаждения, который перегревался при длительной езде по бездорожью и очень капризная «печка». А когда под капотом появился мотор от «Таврии» МеМЗ-245 мощностью 53 л.с. с жидкостным охлаждением, популярность «Волынянки» вновь возросла. Такая модификация получила обозначение ЛУАЗ-1302 и выпускалась вплоть до 2001 года.

Надежда на ЛуАЗ-1301
Еще в 80-е годы на ЛуАЗе работают над следующим поколением автомобиля. Ему присваивают индекс 1301, а модификация прежнего ЛуАЗ-969 с «таврическим» двигателем пошла в серию раньше, хотя и имела следующий порядковый индекс 1302.

Конструкторы наделили ЛуАЗ-1301 уникальными свойствами. Он должен был стать первым автомобилем в СССР с пластиковыми панелями кузова. Это по-прежнему был уникальный по проходимости внедорожник, уже с колесами большего диаметра, с двигателем жидкостного охлаждения и жестким, а не брезентовым верхом.

Развал СССР перечеркнул все надежды завода. Новую модель не успевают запустить в производство, хотя она была почти готова. Резко падают армейские заказы, разом исчезает экспорт, с появлением подержанных иностранных джипов на украинском рынке падает спрос на уже устаревшие ЛуАЗы.

Конструкторы ЛуАЗа в 90-е годы создают невероятное число модификаций, пытаясь нащупать новую рыночную нишу. Каждый год ЛуАЗ радовал то, удлиненной модификацией 13021-04 , то пикапом ЛуАЗ-13021 или фургоном 13021-07, то пляжной версией ЛуАЗ-1302-05 «Форос», создается даже санитарный автомобиль для сельской местности ЛуАЗ-13021-08. Завод начинает выпускать машины с пластиковой крышей, с различными моторами, даже начал устанавливать дизельные агрегаты. Но объемы выпуска снижались из года в год, а инфляция съедала все доходы. Завод фактически остановился. Казалось – это тупик.

Но 14 апреля 2000 года собственником 81,12% акций завода становится концерн «Укрпроминвест» и у ЛуАЗа начинается следующий этап. Пришедшие новые менеджеры-управленцы хорошо чувствуют конъюнктуру рынка, и в этом же году запускают в Луцке SKD-сборку популярных ВАЗов и УАЗов. Завод не только возобновил выпуск «Волынянок», но и за год собрал 648 УАЗов, 2250 единиц ВАЗ-21093. С каждым годом , где в разное время велась сборка ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, ВАЗ-21213, УАЗ-3160, УАЗ-31514, затем добавляются отдельные модели Kia, Hyundai, начинается сборка грузовых автомобилей Hyundai HD-65. Завод становится на ноги и уже задумывается над запуском в производство собственной модели ЛуАЗ-1301.

В 2002 году в Луцке создают опытный образец нового поколения внедорожников ЛуАЗ-1301. Машина получилась довольно удачной и неплохо себя зарекомендовала во время испытаний. У нее по-прежнему пластиковый кузов, съемная крыша, которая легко превращает внедорожник в кабриолет, современный интерьер и двигатель 1,2 л от «Таврия-Нова». Собственник завода уже просчитывает инвестиции в запуск серийного производства, а конструкторы ЛуАЗа представляют целую гамму модификаций: 5-дверный универсал, пикап, медавтомобиль, авто для спецслужб. Казалось, вот-вот и ЛуАЗ-1301 пойдет в серию. На популярном автомобильном сайте www.autoconsulting.ua даже прошел конкурс на имя для этого внедорожника и вариантов его тюнинга . Была выпущена и небольшая экспериментальная партия ЛуАЗ-1301. Но начало 2000-х – это время низких цен на российские автомобили. К примеру, ВАЗовские модели тогда стоили до $4000, а выпускались сотнями тысяч. ЛуАЗ-1301 нужно было иметь ценник еще ниже, а с небольшими объемами производства это было не реально достичь.

В свое время, корреспонденту AUTO-Consulting удалось даже поездить на этом автомобиле-надежде, который гордо нес лого "ЛуАЗ". Но, увы, в 2006 году директор предприятия Владимир Гунчик – один из «отцов» ЛуАЗ-1301, вынужден был признать:
что производство собственного джипа будет убыточным, а модельная «линейка» уже давно устарела, и не будет иметь продолжения. Таким образом, проект ЛуАЗ-1301 окончательно похоронили. И бренд ЛуАЗ начал угасать.

28 октября 2009 года ЛуАЗ официально сменил свое название и стал называться Публичное Акционерное Товарищество "Автомобильная компания "Богдан Моторс" (сокращенно - АТ «АК «Богдан Моторс»). На заводе опять началась новая эпоха.

Эпоха городского транспорта
В июне 2005 года на совете директоров корпорации «Богдан» было принято стратегическое решение о замене производств, получившее в последствии название «Рокировка». Так, производство популярных автобусов «Богдан» перевели из Черкасс в Луцк, а производство и сборку легковых автомобилей - из Луцка в Черкассы. В Черкассах строится новый автомобильный завод мощностью 120-150 тыс. машин в год и логичнее концентрировать все автомобильные проекты вокруг него.

ЛуАЗ в очередной раз меняет профиль и становится ключевым автобусным заводом для Украины. С июня 2005 по апрель 2006 года на заводе создаются условия для выпуска 1,5 тысяч троллейбусов и автобусов в год. 6 апреля 2006 года ОАО «ЛуАЗ» презентует новую автобусную программу и на заводе появляется 300 дополнительных рабочих мест. Во время второго этапа реконструкции на предприятии создается до 70 000 м² производственных крытых площадей, а производственная мощность увеличивается до 4 тыс. автобусов и троллейбусов. Инвестиции в производство составляют 70 млн. долларов. Теперь бывший ЛуАЗ – это крупнейший в Украине производитель городского транспорта. Завод осваивает производство автобусов всех классов и троллейбусов большого и особо большого сегмента. Из его цехов выезжают новые модели, которые можно сегодня увидеть почти в каждом городе Украины.

И опять Луцкий завод «Богдан» становится новатором в Украине уже в новом амплуа. Именно здесь создают первый в стране дизель-электрический гибридный автобус. «Богданы» прорываются и на европейский рынок. Заводу совместно с польской компанией Ursus удалось выиграть тендер города Люблина и досрочно его выполнить.

В 2014 году представлен электробус Богдан А70100, а в 2015 году завод первым в Украине начинает производство автобусов стандарта Евро-5 А50232 с двигателем Iveco.

Заводчане "Автосборочного завода №1» ПАО «Богдан Моторс» уверенно смотрят в будущее. За 60 лет завод четырежды полностью менял профиль деятельности, и каждый раз добивался успеха. Более того, продукция луцкого завода всегда была востребована рынком. Уникальность завода и коллектива в том, что малым числом (за всё время здесь выпустили 491 тыс. автомобилей) им удается оставить ярчайший след в истории. И по этой причине, в серьезных коллекциях обязательно есть ЛуАЗ.

Так и сейчас, автобусы и троллейбусы «Богдан» известны каждому жителю Украины. Их также будут помнить с годами, как транспортер ТПК, ЛуАЗ-969 и луцкие ВАЗы. Славная история луцкого завода продолжается.

Справка AUTO-Consulting
Всего за период 1966-2008 гг. на Луцком заводе было випущено 491 тыс. легковых автомобилей. Из них, 269 тысяч "Волынянок" ЛуАЗ, 168 тысяч легковых автомобилей других брендов (SKD-сборка).
За 60 лет завод выпустил более полумиллиона единиц продукции. 54 тысячи автолавок 5,5 тыс. Грузовых автомобилей и 3,5 тыс. Автобусов и троллейбусов.

ЛуАЗ (Луцкий автомобильный завод) - легенда советского автомобилестроения. В настоящее время ОАО «Луцкий автомобильный завод» входит в состав корпорации «Богдан» и занимается производством автомобилей модельного ряда ВАЗ, КІА, Hyundai, а так же коммерческого транспорта - автобусов и троллейбусов.

История предприятия началась в 1951 году, когда после выхода соответствующего постановления Совета Министров УССР в Луцке началось строительство ремонтного завода, которое продлилось четыре года. И вот 25 августа 1955 года Луцкий ремонтный завод был введен в эксплуатацию. Основной продукцией завода становятся запасные части к автомобилям ГАЗ-51 и ГАЗ-63, а также ремонтное оборудование, идущее на удовлетворение потребностей Министерства сельского хозяйства.

В 1959 году завод переквалифицируется в машиностроительный и получает новое название Луцкий Машиностроительный Завод (ЛуМЗ). Кроме того, меняется и его специализация: был налажен выпуск автомобильных кузовов, рефрижераторов, а также других видов специализированной автомобильной техники.

В 1966 году был выпущен первый гражданский автомобиль собственного производства ЗАЗ-969В, представлявший собой усовершенствованную версию знаменитого Запорожца. С началом выпуска этой модели на Волыни появилась новая отрасль машиностроения - автомобильная. 11 декабря 1966 года Луцкий Машиностроительный Завод был переименован в Луцкий Автомобильный Завод.

В период с 1966-1971 гг. с заводского конвейера сходили исключительно переднеприводные модели ЛуАЗ-969В, но уже в 1971 году автомобиль был несколько переработан: привод стал полным, а двигатель - более мощным. В 1975 году Луцкий Автомобильный Завод образовывает объединение вместе с крупнейшим автозаводом в Запорожье «Коммунар». В этом же году начинается серийный выпуск автомобилей ЛуАЗ-967М, а также продолжается разработка принципиально новой, четвёртой, модели.

В 1979 году на конвейер поставлена новая модель с индексом 969М, которая выгодно отличается от предыдущих моделей не только экстерьером, но и улучшенными техническими характеристиками.

22 сентября 1982 года с конвейера Луцкого автомобильного завода сходит стотысячный автомобиль, а в апреле 1983 года началась экспортная деятельность завода.

В марте 1990 года на завод приезжают делегации швейцарской компании «Ипатко» и американского предприятия «Крайслер». В итоге прошедших переговоров были подписаны соглашения о сотрудничестве.

В 1990 году начался выпуск ЛуАЗ-1302. Внешне он практически ничем не отличался от своего предшественника, а основную роль в его популяризации сыграл новый двигатель. 1302-я модель оснащалась 53-сильным агрегатом, который, к тому же, стал более надёжным.

Также в 1990 году было собрано рекордное в истории завода количество автомобилей - 16500 единиц. В 1992 году приказом генерального директора ПО «АвтоЗАЗ» завод выводят из состава объединения «Коммунар». Завод преобразовывается из государственного в Открытое акционерное общество ОАО «ЛуАЗ».

В это же время завод начинает переживать трудные времена. Заработная плата задерживается, что ведет к резкому спаду производства. В таком неопределенном положении завод находился вплоть до февраля 2000 года, когда дирекцией предприятия был заключен договор о сотрудничестве с концерном «Укрпроминвест». Согласно этому договору на заводе в Луцке была начата сборка автомобилей ВАЗ.

В апреле 2000 года был проведён конкурс по продаже 81,12% акций Луцкого Автомобильного Завода, победителем которого стал концерн «Укрпроминвест» (ЗАО «Украинский промышленно-инвестиционный концерн»). Уже через месяц в остановившихся к тому времени цехах «ЛуАЗ» наладили крупноузловую сборку ВАЗов и УАЗов.

В 2002 году продолжали наращиваться темпы сборки: к ВАЗам и УАЗам добавились автомобили Иж, позже - началась сборка грузовиков Кiа, Isuzu, Hyundai.

В 2005 году Луцкий автозавод входит в состав корпорации «Богдан». Осенью этого же года на предприятии начинается крупноузловая сборка легковых автомобилей Hyundai и Кiа.

С июня 2005 по апрель 2006 года на заводе создаются условия для выпуска 1,5 тысяч троллейбусов и автобусов в год. 6 апреля 2006 года ОАО «ЛуАЗ» презентует новую автобусную программу.

В 2006 году ОАО «Луцкий Автомобильный Завод» был переименован в ОАО «Автомобильный завод «Богдан». В том же году начался второй этап автобусной программы, в рамках которого планировалось увеличение производства до 6000 автобусов и троллейбусов в год.

2007 год ознаменовался началом производства в Луцке модели Lanos, однако, упор корпорация продолжала делать на производство крупной городской автомобильной техники. Так концерн «Богдан» начал производство туристических автобусов, а в 2008 году в Черкассах был открыт завод по производству грузовой и коммерческой техники.

В 2009 году началось производство коммерческого автомобиля собственной разработки - Богдан 2310, за основу которого была взята небезызвестная модель Lada 2110.

На сегодняшний день «Богдан Моторс» - крупнейший автомобилестроитель на территории СНГ, специализирующийся на производстве легкового и коммерческого транспорта. Все модели производятся с использованием высококлассных комплектующих отечественных и зарубежных фирм на высокотехнологичном оборудовании немецкого и японского производства.

В нашем каталоге Вы найдете самую подробную информацию о производителе, а также сможете почитать описание и посмотреть фото выпускаемых моделей.

ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся наЛуцком автозаводе в общей сложности с 1966 по 2001 годы.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СЕМЕЙСТВА

В семейство входили следующие модели:

  • ЛуАЗ-969В (1967-72);
  • ЛуАЗ-969 (1971-75);
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979);
  • ЛуАЗ-969М (1979-1996).

Также с ним тесно связаны автомобили:

  • ЛуАЗ-1301 ;
  • ЛуАЗ-1302 ;
  • ЛуАЗ-2403 .

ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 - это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 - первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.

Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля, а его проходимость является выдающейся и по сегодняшний день.

Автомобиль вызывал и вызывает полярные оценки и мнения. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность «Волыней». Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, весьма затруднённый доступ на передние сиденья, трудоёмкость обслуживания и отсутствие динамики. Объективно, эта машина была в целом неплоха для задач, которые перед ней ставились, - эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где высокая максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной в таких условиях грязи. Неудобный доступ на место водителя является обратной стороной компоновки автомобиля, обеспечивающей хорошую загрузку передней оси и, соответственно, высокую проходимость даже при отключенном заднем мосте. Явным объективным минусом автомобиля был двигатель от «Запорожца» - шумный, недостаточно мощный и недолговечный, имеющий невыгодную для автомобиля повышенной проходимости моментную кривую - что было исправлено на поздних модификациях. Сложность же в обслуживании соответствует особенностям конструкции шасси полноприводного автомобиля с достаточно сложно устроенной трансмиссией.

Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей - например, западногерманские DKW Munga (1956-1968), Haflinger (1959-1974) и Volkswagen Iltis(1978-1988), Farmobil (1962-1966), восточногерманский Wartburg 353-400 Jagdwagen и другие.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Историю семейства «969» необходимо начать с описания предыдущей модели - амфибии ЛуАЗ-967, принятой на вооружение Советской армии как ТПК - «транспортёр переднего края».

В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ - «малый автомобиль водоплавающий»).

Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 «Огонёк», был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мосты, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и двухцилиндровый двигатель мотоциклетного типа МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким, особенно учитывая требование обеспечить возможность десантирования на парашюте.

Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его разработке были привлечены специалисты НАМИ из Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшегося для «Запорожца» - V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.

Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», включая систему охлаждения с вентилятором, прогоняющим поступающий из расположенных сбоку воздухозаборных отверстий воздух через оребрение цилиндров. Главное отличие составлял увлеченный до 887 см³ рабочий объём двигателя амфибии - впоследствии моторами такого объёма стал оснащаться и «Запорожец».

Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования с парашютом. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал - на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.

В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры для силосных масс модели ТСМ-6,5.

РАЗРАБОТКА И ОСВОЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ

Освоение целины потребовало создания специализированного автомобиля высокой проходимости для сельского хозяйства. ГАЗ-69 оказался опять же слишком большим и тяжёлым для многих ситуаций, кроме того, чрезмерно дорогим, опыт же эксплуатации созданных на базе серийных легковых автомобилей внедорожников ГАЗ-М-72 и Москвич-410 был не вполне удачным. Решение было найдено в конверсии военного вездехода ЛуАЗ-967 в гражданскую версию.

Проектирование вёл коллектив Запорожского завода, изначально автомобиль обозначался как ЗАЗ-969. От военного варианта он отличался в первую очередь кузовом, который приобрёл более традиционную форму и потерял способность держаться на воде (но остался открытым, хотя и с пристежными брезентовыми боковинами). Водителя и пассажиров разместили также более традиционно, но по комфорту и отделке салона автомобиль недалеко ушёл от военного прототипа. В 1964 году на ЗАЗ-е была выпущена опытно-промышленная партия в 50 единиц.

На Луцком заводе на основе этой конструкции, но с внесением многочисленных изменений, создали свой вариант - ЛуАЗ-969В (в некоторых источниках ЛуМЗ-969В или ЗАЗ-969В). Опытные образцы были собраны в 1965, а в следующем году появилась опытная партия. Массовое производство началось в 1967 году. Из-за дефицита агрегатов привода на задний мост, ЛуАЗ-969В имел привод только на передние колёса, зато в трансмиссии имелся вал отбора мощности для привода навесного и прицепного оборудования. Двигатель имел обозначение МеМЗ-969 и развивал мощность 30 л.с.

Было выпущено 7438 автомобилей этой модели.

В 1971 (по другим сведениям - в 1969) году были решены проблемы с поставками нужных агрегатов, и автомобиль был запущен в серию в полноприводном варианте, который обозначался как ЛуАЗ-969 или ЗАЗ-969, - без литеры. В те годы ЛуАЗ был включён в единое производственное объединение с Запорожским заводом, и его продукция некоторое время носила обозначение «ЗАЗ» (не путать с опытной партией ЗАЗ-969 образца 1964 года).

Полноприводной вариант имел весьма неплохую проходимость за счёт хорошей загрузки переднего моста, блокируемого дифференциала сзади, большого дорожного просвета, обеспеченного колёсными редукторами, и независимой подвески всех колёс с большими конструктивными ходами.

Предполагалась к выпуску и грузовая модификация, но в силу ряда причин она не пошла в серию.

КОНСТРУКЦИЯ

Кузов автомобиля ЛуАЗ-969 - полунесущий, с интегрированной рамой лонжеронного типа. Компоновка автомобиля характеризуется сильным смещением пассажирского салона вперёд, что позволило достичь постоянной высокой загруженности передней оси, тем самым обеспечив высокие тягово-сцепные свойства даже при приводе только на передние колёса.

Трансмиссия ЛуАЗ-а в целом характеризуется сравнительной простотой устройства по меркам внедорожников, что положительно сказывается на массово-габаритных характеристиках и надёжности. Двигатель, главная передача и коробка передач расположены в передней части автомобиля и объединены в единый блок (трансэксл), отчасти подобный используемому на автомобилях «Запорожец». Переключение передач осуществляется напольным рычагом, причём раскладка переключения отличается от традиционной («зеркальная»): первая передача включается движением рычага из нейтрали на себя и назад, вторая - на себя и вперёд, третья - из нейтрали назад, четвёртая - из нейтрали вперёд, заднего хода - из нейтрали от себя и вперёд. Внутри картера коробки передач расположены также механизм отбора мощности со вторичного вала, используемый либо для привода различного сельскохозяйственного оборудования, либо (на полноприводных модификациях) для привода заднего моста, и (также на полноприводных модификациях) понижающая передача. Раздаточная коробка как отдельный агрегат отсутствует.

У полноприводных модификаций вращение передаётся с вала отбора мощности коробки передач на редуктор заднего моста при помощи не имеющего шарниров тонкого вала, заключённого внутрь трансмиссионной трубы, cоединяющей картеры коробки передач и заднего моста. Таким образом, все агрегаты трансмиссии автомобиля, кроме полуосей, по сути заключены в общий герметизированный картер, что является наследием амфибийного прошлого ЛуАЗ-а. Задний мост в обычном состоянии трансмиссии отключен, он может быть подключен с места водителя, для чего необходимо переместить рычаг, расположенный слева от рычага переключения передач, назад. Межосевой дифференциал отсутствует, поэтому при движении по дорогам, имеющим твёрдое покрытие, задний мост необходимо отключать, при этом автомобиль становится переднеприводным. Тот же рычаг управляет также и включением понижающей передачи, изменяющей передаточные отношения трансмиссии во всём рабочем диапазоне - для её включения в режиме подключенного заднего моста необходимо отвести рычаг от себя и переместить вперёд.

Для предотвращения пробуксовки одного из задних колёс, дифференциал заднего моста может быть принудительно заблокирован с места водителя изогнутым рычагом, расположенным рядом с рычагом стояночного тормоза. Механизм блокировки - с зубчатой муфтой. Блокировка дифференциала переднего моста отсутствует, хотя её установка вполне возможна в порядке тюнинга - конструкторы посчитали, что высокой загрузки передней оси и блокируемого дифференциала заднего моста вполне достаточно для обеспечения требуемого уровня проходимости, и не стали больше необходимого усложнять трансмиссию автомобиля.

Подвеска - торсионная, на продольных рычагах, с очень большими ходами. Колёса - 13-дюймовые, с развитым грязевым рисунком протектора.

Тормоза - барабанные на все колёса, с гидравлическим приводом, без усилителя.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ЛУАЗ-969А

В 1975 году в серию пошёл ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л., 40 л.с.). Внешние отличия от предыдущей модели были незначительны и заключались в основном в изменении дизайна передней части автомобиля.

Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.

В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.

ЛУАЗ-969М

Общие данные

Производитель: Луцкий автозавод (Луцк)

Трансмиссия

4-х ступенчатая МКПП

Характеристики

Массово-габаритные

Масса: 960-1360 кг

Динамические

Макс. скорость: 85 км/ч

С 1979 года был освоен ЛуАЗ-969М (в разработке с 1973 года), отличавшийся в основном формой, конструкцией и отделкой кузова, а также обновлённой агрегатной частью.

Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили: изменились панели передка, формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

Ещё до запуска в серию ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.

МОДИФИКАЦИИ

СЕМЕЙСТВО «969»

  • ЛуАЗ-969В (1967-71) - временная версия, передний привод;
  • ЛуАЗ-969 (1971-75) - серийный с колёсной формулой 4х4;
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979) - первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
  • ЛуАЗ-969М (1979-1992) - вторая модернизация, обновлённый кузов;

ПРОЧИЕ

  • ЛуАЗ-Прото (1988) - альтернативный прототип ЛуАЗ-1301 с очень современным на тот момент дизайном и пластиковым кузовом, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ под руководством Г. Хаинова в 1988-1989 годах;
Двигатель - МеМЗ-245 («Таврия»); Коробка передач - 6-ступенчатая, синхронизированная, две первые передачи - понижающие;
  • ЛуАЗ-13019 «Геолог» (1999) - уникальный полноприводный трехмостовый (6х6) плавающий грузовик повышенной проходимости на базе узлов и агрегатов ЛуАЗ-1301 прототипа 1990 года с дизельным двигателем;

ПРОЗВИЩА АВТОМОБИЛЯ

  • «Волынянка», «Волынка» - народное прозвище за место происхождения: Луцк является областным центром Волынской области;
  • «Луноход» - за колесные редукторы, придающие автомобилю сходство с этим планетоходом;
  • «Луиза» - народное прозвище;
  • «Тушканчик» - народное прозвище;
  • «Лумумзик» - от обозначения ранних версий ЛуМЗ-969;
  • «БМВ» - Боевая Машина Волыни;
  • «Утюг» - из-за формы кузова;
  • «Еврейский броневик» - народное прозвище;
  • «Фантомас» - народное прозвище.
  • «Хамер» - из за высокой проходимости
  • «Лунтик» - произошло от названия «луноход»
  • «Пианино»- народное прозвище.
  • «Чебурашка» - схожесть с мультяшным героем из-за больших фар

Продам а/м ЛуАЗ-969М, 1985г.в., цвет бежевый, пробег 400 км(!), хозяин один .
Приобретался 30 лет назад под конкретные цели, но так и не использовался по назначению.
После длительного гаражного хранения были перебраны и прочищены цилиндры передних и задних тормозов, цилиндр сцепления, вакуумный цилиндр. Заменены на новые свечи, высоковольтные провода, выключатели тормозов, резиновые уплотнители и все масленки передних и задних редукторов.
Были сделаны доработки: фары заменены на галогеновые, а т.к. в новых фарах уже были лампы габаритов, то стандартные габариты подключил как светодиодные Дневные Ходовые Огни, которые автоматически отключатся при включении габаритов. Дополнительно установлены противотуманные фары.
На приборной панели установлена кнопка с подсветкой для включения противотуманных фар и контрольная красная лампочка работы генератора.
Автомобиль полностью готов к эксплуатации. Все документы в наличии.

Вконтакте

ЛуАЗ (Луцкий автомобильный завод) — украинское автомобилестроительное предприятие, расположенное в Луцке (Волынская область). Ранее завод выпускал автомобили повышенной проходимости. Ныне предприятие входит в состав автомобилестроительной корпорации «Богдан» как ДП «Автосборочный завод № 1» ПАО «Автомобильная Компания „Богдан Моторс“» и специализируется на производстве автобусов и троллейбусов.

До 1959 года — Луцкий авторемонтный завод (ЛАРЗ), до 1967 года — Луцкий машиностроительный завод (ЛуМЗ), до 2006 года — Луцкий автомобилестроительный завод (ЛуАЗ), с 2006 года — ДП «Автосборочный завод № 1» ПАО "Автомобильная Компания «Богдан Моторс».

В феврале 1951 года на базе ремонтных мастерских в Луцке был организован ремонтный завод, который изготавливал душевые установки, транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс, стенды-тележки КДМ-46 для разборки и сборки тракторных двигателей, вентиляторы ВР-6, ЭВР-6.

В октябре 1955 года на базе ремонтных мастерских в эксплуатацию была введена первая очередь авторемонтного завода по ремонту автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63, а также выпуску запасных частей для автомобилей. На заводе работали 232 человека.

В 1959 году авторемонтный завод, входивший в состав Львовского совнархоза, был переименован в машиностроительный. Первой продукцией машиностроительного завода стала прицеп-лавка модели ЛуМЗ-825. В последующие годы выпускались ремонтные мастерские типа ГОСНИТИ-2, малотоннажные рефрижераторы модели ЛуМЗ-945 на базе автофургона «Москвич-432» и ЛуМЗ-946 на базе автофургонов УАЗ-451 и УАЗ-451М, автомобили-рефрижераторы ЛуМЗ-890 на базе ЗИЛ-164А, а затем ЛуАЗ-890Б на базе ЗИЛ-130. Наряду с перечисленными моделями специальных автомобилей выпускались прицепы-рефрижераторы модели ЛуМЗ-853Б на базе прицепа ИАПЗ-754В и ЛуАЗ-8930 на базе ГКБ-819. В дальнейшем в 1979 году производство авторефрижераторов и прицепов-рефрижераторов было перенесено в город Брянка.

Одновременно с выпуском указанной выше продукции на заводе проводились работы по внедрению в производство грузопассажирского автомобиля ЗАЗ-969B с колесной формулой 4x2 и приводом на передние колеса по документации, разработанной Запорожским автомобильным заводом «Коммунар». В 1965 году на предприятии были изготовлены опытные образцы новых автомобилей ЗАЗ-969B, а в декабре 1966 года собрана их опытно-промышленная партия в количестве 50 шт. Приказом по Минавтопрому от 11 декабря 1967 года Луцкий машиностроительный завод был переименован в автомобильный, и с этого времени он специализируется на выпуске грузопассажирских автомобилей малого и особо малого классов, а также транспортеров военного назначения модельного ряда ЛуАЗ-967.

ЛуАЗ-967М

В 1971 году предприятием был освоен выпуск автомобилей ЗАЗ-969. В отличие от своего предшественника ЗАЗ-969B автомобиль имел колесную формулу 4x4. Основным приводом по-прежнему являлся передний. Привод на задние колеса включался, когда автомобилю нужно было преодолеть труднопроходимый участок пути. На автомобилях ЗАЗ-969B и ЗАЗ-969 применялся двигатель МеМЗ-969 мощностью 30 л. с. В 1975 году предприятием начат серийный выпуск автомобилей модели ЛуАЗ-969A с двигателем МеМЗ-969А мощностью 40 л. с., что позволило повысить проходимость автомобиля и улучшить его динамические качества. При этом автомобили ЗАЗ-969B, ЗАЗ-969 и ЛуАЗ-969A внешних отличий друг от друга не имели. В том же 1975 году Луцкий автомобильный завод вошел в состав вновь организованного производственного объединения «АвтоЗАЗ».

В мае 1979 года предприятием начат серийный выпуск автомобилей ЛуАЗ-969М, а уже 22 сентября 1982 года с конвейера завода сошел 100-тысячный грузопассажирский автомобиль.


ЛуАЗ-969М

В 1984 году на заводе был построен опытный образец нового автомобиля ЛуАЗ-1301 на прежнем шасси ЛуАЗ-969M. В дальнейшем ЛуАЗ-1301 по двигателю и ряду узлов был унифицирован с «Таврией» и с 1988 года выпускался ограниченными сериями. Всего Луцким автозаводом с декабря 1966 года по 1 мая 1989 года выпущено около 182 тыс. автомобилей. В январе 1988 года заводом начато производство аэродромного малогабаритного тягача ЛуАЗ-2403, предназначенного для буксировки багажных и грузовых тележек массой до 3000 кг на территориях аэропортов с асфальтобетонным или цементным покрытием.

В начале 1990-х годов спрос на продукцию завода упал, и предприятие активно начинает искать новый предмет производства. В 1990—2000 годы заводом освоена сборка автомобилей ВАЗ и УАЗ. Одновременно не прекращались попытки поставить на поток собственную модель бюджетного внедорожника, представляющего собой обновленную версию ЛуАЗ-1301.

27 июля 1998 года завод был исключён из переченя предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

В 2006 году завод попал под контроль корпорации «Богдан» и все работы над собственной моделью внедорожника, а также сборка автомобилей ВАЗ и УАЗ были прекращены. Завод полностью перешел на сборку автобусов и троллейбусов «Богдан».


В 2005 году ЛуАЗ вошёл в состав корпорации "Богдан". Кроме ЛуАЗа, в этот холдинг входит так-же ОАО «Черкасский автобус» и Автомобильный Дом «Богдан». В 2006 году завод прекратил выпуск автомобилей под брендом ЛуАЗ. 28 октября 2009 года ЛуАЗ сменил название. Теперь этот завод называется Публичное Акционерное Общество «Автомобильная Компания «Богдан Моторс». В данный момент (2009 год) на заводе налажен выпуск автобусов Богдан (на базе автобусов Hyundai и Isuzu)
www.luaz.com - официальный сайт ЛуАЗ.
www.bogdan.ua - сайт корпорации "Богдан"
bogdan.com.ua - сайт ООО "Автомобильный Дом Богдан"

История Луцкого Автозавода

Этот завод начали создавать в 1955 году на базе ремонтных мастерских.До 1967 года он носил имя ЛуМЗ (Луцкий Машиностроительный Завод) Поначалу функции завода сводились к производству запасных частей и капитальному ремонту автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Первый собственный автомобиль появился в 1961 году по заказу МинОбороны как альтернатива ГАЗ-69 . Первоначальный вариант был разработан инженерами московского НАМИ, позже к созданию этого вездехода подключилась группа инженеров МЗМА (АЗЛК), которая в то время работала на Запорожском автозаводе. Это был сугубо военный плавающий вездеход-амфибия ЛуМЗ-967, который планировалось использовать как санитарный автомобиль для транспортировки раненых в условиях полного бездорожья и отсутствия мостов через водоёмы. Водительское место распологалось посередине, а по бокам были расположены два лежачих места для раненых. В качестве силовой установки, после многочисленных экспериментов, был выбран двигатель МеМЗ-967А мощностью 37 л.с. Это был первый отечественный переднеприводный автомобиль. Привод на задние колёса включался дополнительно. При этом масса автомобиля составляла всего 950 кг. На конвеере 967-й стоял до 1967 года. В 1965 начались разработки гражданской модели серии ЛуМЗ-969 (с 1967 года - ЛуАЗ-969). В отличие от армейского варианта, 969-й мог ездить только по суше. До 1971 года небольшими партиями выпускалась модель ЛуАЗ-969В с колёсной формулой 4х2 (привод только на передние колёса). Начиная с 1971 года эту модель начали выпускать в полноприводном варианте. На этот автомобиль устанавливался двигатель, мощностью 30 л.с. В 1975 году появилась модель 969А с двигателем 40 л.с. В 1979 году начался массовый выпуск модели ЛуАЗ-969М. Именно благодаря этой модели марка Луаз получила известность по всей стране и особенно зарубежом. Еще до начала выпуска, в 1978 г., на международном автосалоне в Турине (Италия) ЛуАЗ-969М вошёл в десятку лучших автомобилей Европы, а в 1979 г. на международной выставке в г.Ческе Будеевице (Чехословакия) получил золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села. Эта модель комплектовалась только одним двигателем с воздушным охлаждением (МеМЗ-969, 40 л.с.) В 1990 г. появился ЛуАЗ-1302. Внешне он ничем не отличался от модели 969М, изменения в основном коснулись силовой установки. Вместо воздушного МеМЗ-969, место под капотом занял двигатель водяного охлаждения от Таврии (МеМЗ-245, 53 л.с.).

Несбывшиеся мечты.

В конце 1980-х годов были начаты разработки новой платформы для будущих моделей Луцкого автозавода. Работы велись по двум направлениям. Первый вариант (ЛуАЗ-1301) разрабатывался непосредственно на заводе в Луцке, второй (Luaz Proto) создавался в Санкт-Петербурге под руководством инженеров Парфенова и Хаинова. Но ни одному из этих вариантов не было суждено пойти в серию. Кроме этого в 1990-х годах было создано множество перспективных моделей на базе ЛуАЗ-969M, как например пляжный вариант Луаз-1302-05 "Форос" c итальянским дизелем lamborghini. Но плановая советская экономика оставила тяжёлый след в том числе и на экономической ситуации в Украине. Ни одна из этих разработок так и не дошла до массового покупателя. Несмотря на то, что цены на эти автомобили были вполне приемлимыми, руководство Луцкого Автозавода не смогло найти ресурсы для запуска этих мини-джипов в серию.



При создании материала использована информация и
фотографии сайтов.