Чистка и адаптация дроссельной заслонки на автомобиле.  Адаптация дросселя – важная процедура при техническом обслуживании автомобиля

Доброго времени тебе, дорогой читатель!
Сегодня я тебе расскажу о том, что такое адаптация дросселя и с чем её едят.

Современный впрысковый мотор уже давно управляется электронной дроссельной заслонкой, в худшем случает электронно-механической. И этой заслонкой частично или полностью рулит мозг машины. В памяти блока управления двигателем записаны некоторые "крайние" значения положения дроссельной заслонки, чтобы мозг мотора мог понимать точно, на какой угол открыта заслонка для более точного подсчёта топливно-воздушной смеси и наиболее эффективной работы двигателя.

Мозг машины, как и всё электронное, имеет свойство иногда давать небольшие сбои, а эти сбои мы можем сами спровоцировать, сделав что-то с машиной (скинув клемму, например, или промыв дроссель и многое другое) которые могут сбросить некоторые настройки авто. Как следствие - могут начать плавать обороты двигателя, может вылезти ошибка "Ошибка/сбой адаптации", вырастет расход топлива, ухудшится динамика, отклик на педаль газа станет неадекватный - машина может "не ехать" при полностью выжатом газе, но в то же время заметно ускоряться при еле заметном нажатии на педаль газа.

Для блога и "от нечего делать" я специально сбил адаптацию дросселя специальным сканером, чтобы показать вам, что это такое не на словах.

Холостой ход при полностью прогретом двигателе с неадаптированным дросселем

Как вы видите - ЭБУ явно не понимает точно, в каком положении сейчас находится заслонка, поэтому хаотично пытается удержать хоть какие-либо обороты. На фокусах, кстати, при сбитой адаптации обороты плавают не в увеличение, а наоборот - в снижение относительно нормального ХХ, что намного опаснее в движении.

Адаптация дросселя - это перенастройка калиброванных в ЭБУ значений положений дроссельной заслонки, для того, чтобы блок управления запомнил крайние положения дросселя и перезаписал их в своей памяти.

Для этого берётся любой сканер, начиная от фирменных шнурков и программ и заканчивая хорошими мультимарочными сканерами и проводится адаптация дроссельной заслонки. После адаптации двигатель начинает работать исправно. Есть ещё один вариант адаптации, но он работает не на всех авто:

Прогрейте предварительно мотор до рабочей температуры;
-скиньте клемму на 15 минут, чтобы временные (читай - ездовые) калибровки ЭБУ стерлись из памяти;
-включите зажигание на 30-60 секунд и не заводите авто;
-заведите авто, холостой ход сперва будет повышенным, но очень скоро заслонка доадаптируется и обороты придут в норму. Если этого не произошло - пробуйте сканером.

Вышеуказанный безсканерный способ был лично мною проверен на двух автомобилях.


Холостой ход мотора после адаптации дроссельной заслонки

Так что если вы замечаете похожие симптомы у вашего авто - попробуйте сперва прочесть возможные ошибки, провести адаптацию дросселя, а уже потом искать причину в другом (будь-то подсос воздуха илии ещё что-то другое).

Надеюсь, был полезен. Всем полных баков, ровных дорог и удачи!;)

Адаптация дроссельной заслонки нужна для того, чтобы блок, управляющий двигателем, определял, где находится педаль газа во время определенного участка езды. Ее нужно делать в нескольких случаях: после установки новой детали, после ее промывки, при изменении или сбое электронного блока управления.

Изначально выполняются подготовительные работы. Для автомобилей, у которых двигатель типа AWT — снимается заслонка, а у которых двигатель типа ADR — сначала убираются все патрубки, которые закрывают доступ, а потом уже и сама заслонка. Дроссель промывается очистителем карбюраторов. Заслонка ставится на место. Подключается диагностическое оборудование и заводится двигатель. После этого проверяется угол открытия на ХХ. Величина должна быть 3,5, максимум 4. Далее прогревается силовой агрегат до 85% и выключается.


Включается зажигание и с этого момента начинается непосредственно адаптация дроссельной заслонки. Прежде всего необходимо удалить все ошибки. Нажимаются следующие комбинации: 01 — двигатель; 04 — базовые установки; 60 — адаптация заслонки. В поле 60 нажимается кнопка «Адаптировать» или «Настроить». Через несколько секунд появится сообщение: «Адаптация происходит». Со временем — «Адаптация ОК» или «Адаптация закончена». После этого зажигание выключается. В некоторых старых автомобилях вместо 60 адрес 98.


Автомобили, у которых двигатель типа ADR, проходят адаптацию иначе. Заводится двигатель, прогревается и глушится. На приборной панели необходимо зайти в двигатель внутреннего сгорания и набрать 08-060. В четвертом поле должны быть определенные символы: «Adp. I.O.» / «n I.O».


Адаптация проводится в том поле, где есть символы «Adp». В самой заслонке должен появиться шум и высветиться «Adp. Lauft». Символы «Adp I.O.» свидетельствуют об успешной адаптации, если же появилось следующее обозначение — «n.I.O.» — значит что-то не так.


Следуя пошаговой инструкции, адаптацию дроссельной заслонки можно легко сделать самостоятельно.

Прежде хочу сказать, что данная процедура касается только автомобилей с электронным приводом дроссельной заслонки (ДЗ). У кого от педали газа к корпусу ДЗ идёт трос, можете дальше не читать - дроссельные заслонки с механическим приводом и клапаном холостого хода (КХХ) никакой адаптации не подлежат .

Так что это такое и для чего оно нужно? Давайте для начала разберёмся с назначением дроссельной заслонки и отличиями в её приводах.

Когда Вы разжигатете костёр, количество выделяемой энергии (тепла) зависит от того, сколько топлива (дров) Вы в него положили, воздух необходимый для сжигания дров костёр "берёт" в неограниченном количестве и управлять горением вы можете только подкидывая или убирая дрова. Если Вы топите печку то интенсивность горения уже регулируется при помощи задвижки или дверцы "поддува". Т.е. управляя поступлением воздуха в печку, Вы управляете процессом горения и количеством выделяемой энергии.

В двигателях внутреннего сгорания тоже сжигается топливо и высвобождается энергия, и для управления этим процессом так же применяется принцип регулирования количества воздуха. Именно для этого и предназначена дроссельная заслонка - для управления количеством воздуха поступающего в двигатель, а от него уже зависят скорость вращения и мощность выдаваемая двигателем. ДЗ жёстко связана с педалью "газа" ситемой тяг или тросом, и Вы, нажимая педаль "газа", управляете количеством воздуха, а система впрыска топлива измеряет это количество и под него выдаёт нужное количество топлива. Так происходит управление двигателем в движении. А когда педаль "газа" не нажата, дроссельная заслонка полностью закрывается и прекращает подачу воздуха в двигатель. Что бы двигатель продолжал работать на холостом ходу (ХХ), в обход ДЗ сделан канал, через который подаётся небольшое количество воздуха, необходимого для поддержания работы. Раньше в канале холостого хода ставили регулировочный винт и обороты ХХ были неуправляемыми, а при необходимости корректировались вручную. Позже это доверили элекронике, и уже блок управления двигателем при помощи электрического воздушного клапана (КХХ) регулировал поступление вохдуха на холостом ходу и соответственно скоростью вращения (оборотами) двигателя.

В современных автомобилях всё больше функций доверяется электронике и дроссельную заслонку уже не связывают с педалью "газа" напрямую, а вместо этого к педали "приделывают" электрический датчик, регистрирующий положение педали, датчик посылает электрический сигнал в блок управления, а блок управления управляет электромотором, который поворачивает ДЗ. При такой схеме управления отпадает потребность в клапане холостого хода - ведь потоком воздуха можно управлять напрямую через заслонку не закрывая её полностью, и электроника сделает это гораздо точнее, чем может водитель с педалью.

Теперь мы подошли к самой сути. Для того, что бы быстро и точно управлять положением дроссельной заслонки при переходных процессах (например когда водитель отпускает педаль "газа"), блок управления запоминает то положение, при котором обеспечиваются требуемые обороты и в своей работе ориентируется на это запомненное положение.
Т.к. д
ля работы на ХХ двигателю нужно совсем немного воздуха, заслонка приоткрывается на очень маленький угол - от 1 о до 5 о. В этом положении между заслонкой и корпусом образуются две маленькие щели (на фото их хорошо видно на просвет).
Сажа, образующаяся при сгорании топлива и забрасываемая обратной волной из цилиндров во впускные каналы, оседает на стенке корпуса и со временем "наносит" слой сопоставимый по толщине с этими щелями, уменьшая их проходное сечение. Блок управления для поддержания требуемых оборотов вынужден приоткрывать ДЗ всё больше и больше, и каждый раз запоминает новое значение положения. Наконец наступает момент, когда слой сажи становится слишком большим и мешает нормальной работе привода ДЗ при переходных процессах. Выражается это в скачках оборотов холостого хода и провалах оборотов ниже требуемых, вплоть до несанкционированной остановки двигателя.

При любых проблемах с холостым ходом начинать нужно с чистки дроссельной заслонки. Процедура несложная: необходимо смыть со стенок корпуса и с самой заслонки всю накопленную, плотную и липкую сажу.
Для этого потребуется аэрозольный баллон "Очистителя карбюратора", тонкая кисточка с жёсткой щетиной (не надо отбирать у детей кисточку для акварели - она не подойдёт, слишком мягкая), аэрозольный баллон адгезионной густеющей смазки (применяется для замков, цепей и т.д) и обычный набор автолюбительского инструмента.
Чистить надо обязательно с демонтажем корпуса ДЗ. И тут дело даже не в том, что очиститель вместе со смытой сажей попадёт в двигатель, а в том что основной слой сажи накапливается с обратной стороны заслонки, и качественно смыть его снаружи просто нереально.
Для снятия дроссельной заслонки отключать аккумулятор не обязательно, но зажигание всё это время включать не надо (страшного ничего нет, но если включить, то блок управления двигателем зарегистрирует неисправность, которая так же отметится и в других системах).

Грязь смывается очистителем карбюратора с помощью кисточки, заслонку для этого надо приоткрыть вручную. После этого всё продувается сжатым воздухом или вытирается насухо чистой ветошью.

Затем нужно смазать ось заслонки в местах её ващения в корпусе. Лучше всего для этого подходит густеющая смазка в аэрозоли, т.к. пластическую смазку туда не запихнуть, а жидкое масло очень быстро вытечет. После загустения (через 1 - 2 минуты) излишки смазки вытираются чистой ветошью.

После чистки всё собирается в обратной последовательности и вот тут возникает главная "засада" всей этой операции - необходимость "прописки" или "адаптации" привода ДЗ.

Как уже упоминалось выше, блок управления запоминает среднее значение угла положения ДЗ при нормальных оборотах холостого хода. После удаления грязи возникает большая разница между требуемым положением привода заслонки запомненым, что может приводить к дистабилизации оборотов ХХ. Часто это бывает так: блок управления стремится выставить ДЗ в запомненное положение, которое было сохранено ещё с учётом грязи. Но теперь, когда грязи нет, такой угол открытия заслоки вызывает повышенные обороты, которые блок управления пытается откорректировать, закрывая ДЗ. Если эта попытка приводит к резкому падению оборотов, то блок управления прекращает её и возвращается к запомненному положению, и обороты вновь поднимаются выше нормы. Всё это приводит к возникновению скачков оборотов или ненормальным оборотам холстого хода.

Что бы устранить данную проблему необходимо стереть из памяти блока управления старое, сохранённое до чистки, положение и дать возможность ему запомнить новое. В этом и заключается суть "адаптации" или "обучения" (так же в некоторых источниках встречается термин "прописка"). Делается это при помощи фирменной "хондовской" диагностической системы HDS:

Посте установления связи с автомобилем, в разделе "HONDA SYSTEM" выбирается система управления двигателем "PGM FI", где необходимо войти в меню "Проверка":

В открывшемся меню выбираем подменю "ПРОВЕРКА ETCS (TAC)":

Из двух открывшихся пунктов нужно сначала выполнить второй - "ПРОВЕРКА ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ":

В открывшемся окне наблюдаем предупреждение о предстоящем сбросе полученного значения положения дроссельной заслонки и напоминание о необходимости очистки корпуса ДЗ. Это именно то, что нужно. Жмём зелёную галочку или клавишу "Enter":

В следующем окне система переспрашивает ещё раз, хотите ли вы сбросить значение. Жмём "ДА":

Дело сделано! В следующем окне очередное напоминание о необходимости очистки дроссельной заслонки. И я ещё раз напомню - делать сброс без физической очистки заслонки не стоит, даже попытки "ленивой" чистки корпуса ДЗ (без снятия) уже не раз приводили к проблемам с оборотами ХХ. Чистить надо тщательно! А пока жмём "Enter":

После завершения продедуры сброса, мы возвращаемся в подменю "ПРОВЕРКА ETCS (TAC)".
Следующие действия производить не обязательно, но и не будет лишним. Это проверка функционирования привода ДЗ. Выбираем первый пункт "ПРОВЕРКА ETCS (TAC)":

На этом действия с компьютером закончены. Далее необходимо завести двигатель, прогреть его до рабочей температуры (должны включиться вентиляторы, кондиционер при этом должен быть выключен) и после прогрева дать пять минут поработать двигателю на ХХ. Блок управления стабилизирует обороты и затем запомнит новое положение ДЗ на холостом ходу. Если этого не произойдёт сразу, ничего страшного - после соблюдения всех условий блок это сделает позже в процессе эксплуатации автомобиля.

В заключении хочу рассмотреть наиболее частые вопросы по даной теме.

Обязательно ли делать адаптацию ДЗ после чистки?
В некоторых случаях можно обойтись без этого. Если слой грязи до чистки был не слишком большим, и после чистки блоку управления удастся стабилизировать обороты холостого хода и запомнить новое значение, то принудительное стирание не понадобится. Но сказать заранее, понадобится компьютер или нет, нельзя. Придётся только надеяться на удачу.

Как сделать адаптацию без компьютера и сканера с HDS?
Другие способы мне неизвестны. Хотя в интернете есть много описаний последовательности действий типа "включить/выключить зажигание", "нажать до упора педаль газа", "пять минут удерживать обороты" и т.д. ... в первоисточниках от производителя я описания таких процедур не находил. А поэтому отношусь к таким вещам как к прогнозированию погоды при помощи бубна - в некоторых случаях может совпадать, но в среднем достоверность таких прогнозов невысока.
Единственная последовательность действий имеющих под собой логическую основу такова:
- завести двигатель и удерживая педалью газа обороты около 3-х тысяч прогреть двигатель до включения вентиляторов, кондиционер и другие энергопотребители должны быть выключены (так можно избежать попыток со стороны блока управления заняться стабилизацией оборотов на прогреве) ;

После прогрева плавно отпуская педаль газа снизить обороты до холостого хода и дождавшись стабилизации оборотов дать поработать двигателю на ХХ не менее пяти минут.
Таким образом можно воспрепятствовать работе двигателя на оборотах "быстрого холостого хода" и избежать попытаться скачков оборотов. Если повезёт и после прогрева холостой ход стабилизируется, то блок управления запомнит новое значение без сброса.

Можно ли сделать "сброс", отключив на время аккумулятор?
Нет. Отключение аккумулятора ни на время снятия ДЗ, ни после чистки... ничего не даёт. Значение положения ДЗ хранится в энергонезависимой памяти.

Почему в программе HDS пункт сброса сохранённого значения положения ДЗ называется "ПРОВЕРКА..."?
Это особенности перевода программы на русский язык. В оригинальном виде подпункт меню посвящённый приводу ДЗ выглядит так:

Обращаю внимание, что действие первого пункта обозначено словом "TEST", а во втором "CHECK". При том, что оба слова переводятся как "проверка", в этих пунктах подразумеваются разные действия. Первое переводится как "испытание", "анализ". С реди вариантов значений второго есть такие как "контроль", "отметка" и "сверять". И хоть про очистку в названии ни слова, засунуть эту процедуру разработчики решили именно сюда.

Заголовок

Процедура адаптации дроссельной заслонки гольф нужна, чтобы управляющий двигателем блок знал, в каком положении находится педаль газа на конкретном участке езды. На основании этой информации он может успешно управлять машиной. Такая подгонка нужна, когда на холостых двигатель работает неустойчиво. Когда ему не хватает мощности, и возникает ощущение, что он сейчас заглохнет, и появляются тому подобные проблемы. Резистивный слой потенциометра обязательно изнашивается. Поэтому и появляется необходимость в проведении адаптации дроссельной заслонки фольксваген. Изменяется расстояние между корпусом и дроссельной заслонкой, а также объем воздуха соответственно.

Причины, когда адаптация дроссельной заслонки необходима

Адаптация дросселя производится в случаях:

  • Происходит резкое снижение напряжения сети (аккумулятор отключается либо полностью разряжается);
  • После выполнения отключения/подключения/замены ЭБУ (электронный блок управления);
  • По завершении чистки/снятия-установки/замены дроссельной заслонки ;
  • После завершения замены/снятия-установки педали акселератора.

Предварительно обязательно рекомендуется почистить дроссель гольфа (в нем может находиться много грязи). Обычно для промывки используется очиститель карбюратора : все тщательно промывается из баллончика.

Чистка дроссельной заслонки

Чистить необходимо и заслонку, и внутри до узкого отверстия (куда можно достать). Надо намочить тряпку специализированной жидкостью либо растворителем. Можно также выполнить промывку инжектора. Необходимо учитывать, что это очень сильная химия, и после ее применения надо сразу мыть руки, иначе можно получить химический ожог.

Сначала выкручиваются гайки и снимаются с двигателя фольксвагена декоративные накладки. После этого сдвигаются 3 металлические скобы, и снимается гофрированная труба, соединяющая воздушный фильтр с дроссельной заслонкой. Скобы жесткие и действовать надо очень внимательно, чтобы не повредить пластмассовые детали.

Для удобства снимается крышка воздушного фильтра. Потом отсоединяются фишка питания и шланг, идущий от адсорбера.

Сейчас надо открутить шестигранником четыре болта дроссельной заслонки. Чтобы отсоединить трос нужно вытащить его из скобы, заслонку можно вращать в сторону удаления троса. Отсоединить два шланга, внутри которых течет охлаждающая жидкость. Предварительно рекомендуется приготовить две заглушки, чтобы предотвратить протекание в процессе чистки. После этого можно увидеть дроссельную заслонку гольфа.

Нагар обычно присутствует, и чистку необходимо проводить с использованием специальных средств (без абразивных веществ). Обычно это жидкость для чистки карбюраторов. Чистится все достаточно легко и смывается струей жидкости. Внешняя часть корпуса очищается ветошью с растворителем.

В конце все собирается в обратной последовательности, и автомобиль заводится. Двигатель может не завестись сразу. Проверяется угол открытия на ХХ (01 канал 3), его величина должна составлять 3.5 (максимум 4.0). После этого заводится двигатель, после прогрева он глушится, включается зажигание фольксвагена и производится адаптация. Для ее выполнения необходим диагностический софт либо мотортестер.

Подготовка к адаптации дроссельной заслонки


Процедура адаптации дроссельной заслонки выполняется с использованием программы VAG-COM. Перед проведением процедуры необходимо:

  • Скачать бесплатную программу и драйвера;
  • Включить зажигание;
  • Подключить шнур к автомобилю;
  • Запустить программу на ноутбуке;
  • Выполнить настройку (нажать тест);
  • При появлении надписи, что адаптер подсоединен к автомобилю;
  • Выбрать применить.

После этого можно проводить непосредственно адаптацию. Она проводится, чтобы ЭБУ по датчикам определило положения дроссельной заслонки («полностью открыта»/»полностью закрыта»).

Адаптация дроссельной заслонки

Двигатель обязательно прогревается до 80 градусов, выключается. К диагностическому разъему подсоединяется кабель USB-KKL, включается зажигание гольфа. При работающем моторе запускается программа VAG-COM, выбирается двигатель:

Последовательность адаптации дроссельной заслонки:

  • Выбирается 01 (двигатель - 01-Engine);
  • Нажимается 04 (базовые установки - 04-Basic Settings);
  • В 60 канале (адаптация заслонки - 060-Group) нажимается кнопка настроить (либо адаптировать), после чего идет отсчет процентов и появляется надпись адаптация происходит;
  • Выбирается выполнить (Go!) и под логотипом VCDC должна высветится надпись Базовые установки: Выкл (Basic Settings: OFF);
  • Переключателем ON/OFF/Next (Вкл./Выкл./Далее) выбирается BasicSettings: ON.


Максимум через 5 сек. появляется фраза Адаптация ОК. Это проделывается при заглушенном автомобиле, включенном зажигании и двигателе, прогретом до 80 градусов. На экране должна появиться надпись ADP RUN и дроссельная заслонка проходит цикл (с полностью открытого положения к полностью закрытому). После 30 сек. появляется надпись ADP OK, потом надо нажать на Done, Go Back (Выполнено, Назад).

Если в автомобиле коробка-автомат, тогда проделывается все тоже, выбирается канал 063, нажимается газ и держится 5 сек. кик-даун.

Порядок проведения адаптации дросселя на легковушках с троссиковым приводом (без электронной педали газа):

  • Повернуть ключ зажигания в ON, но автомобиль не заводить;
  • Select;
  • Выбирается 01-Engine;
  • Нажимается Measuring Blocks-08;
  • Выбирается Группа 098;
  • Нажимается ,"en":["6EK1vtuNluA","lZCcZu3EvBs","zHn8trMsJS0","ETVLkW93YaE","vNj5WzmkJNM","_EFvu76LQO0","6EK1vtuNluA","_EFvu76LQO0","ETVLkW93YaE","GBRJdzrGUA4","2FGHGBOcnzc","k1U9QV0gwog","lHx6BS7EytA","CR-AjHCslhs","2FGHGBOcnzc","k1U9QV0gwog","_EFvu76LQO0","6EK1vtuNluA","41yFXjibtLY","ETVLkW93YaE","mszFP4w0jMk","6EK1vtuNluA","_EFvu76LQO0","k1U9QV0gwog","ETVLkW93YaE","2FGHGBOcnzc"],"de":["76nsbv71Ma8","O1VAPE2cfHY","NvHJBnudkPo","Y-3mRzLEolw","YKu8cU7WahI","_s4p-OroHxk"],"es":["QCE-BrQGeu0","BxljAjG9H2I","Mrra931JkE4","jiuQiEPY7j0","wXOcPLxOmCI","NHlsOzHnrDg","Ra6gzJlz7po","ULPJb5j2ssU","Ra6gzJlz7po","gC5icH09t_c","QCE-BrQGeu0","gC5icH09t_c"],"pt":["Mrra931JkE4","vNj5WzmkJNM","76nsbv71Ma8","KYAUlSzYACI","Mrra931JkE4","a3SgVmAswbg","ijnhJBLUHyY","rc9GpP-0L9s","bFGJ38bn9yY","4sFFJj6z1Sg","SsplWpOy3Bs"],"fr":["CqUNtPMgR-A","76nsbv71Ma8"],"it":["gC5icH09t_c","EsNpFJgEocc","QCE-BrQGeu0","-GZRvjdixPM","QCE-BrQGeu0"],"bg":["9vCmZXRDmD4","9vCmZXRDmD4","UqYAe5176RA","sa4pCasS2qI","oTXnOhEfako","oTXnOhEfako","zoacKuSXw2o","26ySnLDtyrs","ReWIuSOU0Tk"],"cs":["gC5icH09t_c","-GZRvjdixPM","Aszec21WbMY"],"pl":["gC5icH09t_c","kc_C7A7ekFk","KAlBtRsdldw","uULLF1lhzxM","4Eq_eXplCEY","vYOF5QAfdWs","AFMFp_Cqr6k","BHGqlE-PnWA","kc_C7A7ekFk","KAlBtRsdldw"],"ro":["-GZRvjdixPM","KsJ2zq3vJno","NvHJBnudkPo","g-6aegQj-Gg","biHFHFtfw1g","wk_lpH4TepU","g-6aegQj-Gg","g-6aegQj-Gg","shLUZynIUuQ","xr7JSTTrqsk"],"la":["HUo1bsgcEHk","FphKVToShv0","HUo1bsgcEHk","HUo1bsgcEHk"],"lt":["gC5icH09t_c","-GZRvjdixPM","EsNpFJgEocc"],"el":["ipm2Ay0JkLE"]}