Коминтерн. Артиллерийский тягач. Чистый. () Масштабная коллекционная модель. Все товары этой группы

По мере модернизации большинства артиллерийских орудий старых марок и создания новых образцов, уже оборудованных рессорами, а в ряде случаев - и пневматическими шинами, встал вопрос об ускоренном переходе с конной тяги на механическую. Не случайно в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О состоянии обороны страны» говорилось не только о модернизации артиллерии, но и о переводе ее на механическую тягу. Целенаправленная же работа по созданию новых типов отечественных артиллерийских тягачей стала возможна после принятия 22 марта 1934 года постановления Совета Труда и Обороны СНК СССР «О системе артиллерийского вооружения РККА на вторую пятилетку». В ходе выполнения данного решения и были построены все машины, о которых пойдет речь ниже.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Промышленный гусеничный трактор «Коммунар», который Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им.Коминтерна начал выпускать с 1924 года по образцу немецкого трактора «Ганомаг ВД-50», с конца 1920-х годов широко использовался в Красной Армии для буксировки новых тяжелых артсистем, неподъемных конной тягой. С учетом его основного применения завод непрерывно поднимал мощность двигателя и скорость движения, доведя их в последней модификации «3-90» до 90 л.с. и 15 км/ч. Но это был уже предел для устаревшей машины. К тому же она перестала устраивать артиллеристов по своим тяговым свойствам, подвижности, надежности, удобству применения. Армии требовался специальный быстроходный средний гусеничный тягач для буксировки орудий массой до Ют, а также для выполнения в войсках тяжелых транспортных работ. В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления ХПЗ начал разработку такого тягача под руководством Б.Н.Воронкова (ведущие конструкторы Д.М.Иванов, Д.Ф.Бобров). К 7 ноября 1931 года на заводе построили три опытных образца.


На Красной площади - тягачи «Коминтерн» со 122-ми корпусными пушками А-19. Москва, 7 ноября 1938 г.

Тягач, названный «Коминтерн», развивал скорость до 18 км/ч, имел новую подвеску и ходовую часть, однако при небольшой массе (7 т) и мощности (65 л.с.) показал недостаточную силу тяги. К тому же у него, как и у «Коммунара», отсутствовали грузовая платформа, лебедка и закрытая кабина. После полигонных испытаний, проведенных в 1932 году, доводкой тягача занималась в тракторноконструкторском бюро (ТРК) бригада во главе с Н.Г.Зубаревым (Б.Н.Воронков перешел на ХТЗ), куда также вошли инженеры А.Г.Гулита и В.П.Каплин. На «Коминтерн» установили оригинальный, специально разработанный двигатель увеличенной мощности, ходовую часть и подвеску использовали от танка Т-24, ранее выпускавшегося заводом, повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии, установили кабину автомобильного типа для экипажа и платформу для перевозки орудийного расчета, боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на тягаче была применена лебедка с тяговым усилием, сопоставимым с массой прицепа, и он стал соответствовать всем предъявленным тогда артиллеристами требованиям к быстроходной гусеничной машине для выполнения тяжелых транспортных работ в условиях бездорожья и вскоре был принят на снабжение Красной Армии.

С апреля и до конца 1934 года была выпущена первая установочная партия в 50 единиц. С 1935 года завод перешел к серийному производству. Из-за большого объема ручных подгоночных работ оно осуществлялось путем стендовой сборки, что позволяло выпускать от 25 до 32 тягачей в месяц. В параде на Красной площади «коминтерны» впервые приняли участие 1 мая 1937 года, а в ноябре из Севастополя в Китай морским путем было отправлено 30 машин.

Артиллерийский тягач «Коминтерн» имел классическую, очень удобную в работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля, с передним расположением двигателя, последовательно установленными за ним кабиной, грузовой платформой и задними ведущими колесами. Внутри рамы под полом кабины и кузова располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (с выдачей троса назад). Двигатель «КИН» - оригинальный, четырехцилиндровый, рабочим объемом 15,095 л, четырехтактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, с двумя съемными головками - был нетребователен к топливу (работал на любом бензине, но предпочтительно на автобензине второго сорта и на смеси его с лигроином и керосином, так как имел степень сжатия всего 4,65) и хорошо заводился мощным электростартером или безопасной пусковой рукояткой с понижающим редуктором даже при низких температурах. Из-за своей переразмерности (масса с маховиком - около 1000 кг) и относительной тихоходности он отличался выносливостью и надежностью, свободно выдерживая все межремонтные пробеги (2000 км) даже в тяжелых армейских условиях. Карбюратор - типа «Солекс» (собственного изготовления ХПЗ), зажигание - от магнето с пусковым ускорителем. Система смазки была специально приспособлена для устойчивой работы на подъемах до 40°. Приводы всех вспомогательных агрегатов - шестеренные, каких-либо ременных передач, а следовательно и связанных с ними отказов, двигатель не имел. Подача топлива из баков производилась ручным воздушным насосом. С 1939 года дополнительно стал устанавливаться топливный насос ЗИС-5 с приводом от двигателя.


На буксире у «Коминтерна» - 76-мм зенитная пушка образца 1931 года на двухколесной повозке


В парадном строю на площади Урицкого в Ленинграде - тягачи «Коминтерн» с корпусной артиллерией. Довоенное фото




«Коминтерн»


Компоновка тягача «Коминтерн» (фотокопия из учебного пособия):

1 - радиатор; 2 - вентилятор; 3 - двигатель; 4 - кронштейн подвески (свеча); 5 - главный фрикцион; 6 - коробка передач; 7 - лебедка; 8 - главная передача; 9- бортовой фрикцион; 10 - буксирный прибор; 11 - грузовая платформа; 12 - сиденья; 13 - топливный бак; 14 -кабина; 15 - аккумулятор; 16 - рычаг включения лебедки; 17 - рычаг коробки передач; 18 - тормозной рычаг лебедки; 19 - акселератор; 20 - рычаги управления; 21 - педаль главного фрикциона; 22 - воздухоочиститель; 23 - генератор; 24 - карбюратор «Солекс»


Нарком обороны К.Е.Ворошилов объезжает войска, построенные для парада. На заднем плане - тягачи «Коминтерн», использовавшиеся в данном случае в качестве звакуационных. В 30-е годы отказы двигателей боевых машин на Красной площади были частым явлением

Главный фрикцион - двухдисковый (сталь по ферродо), с тормозом, облегчавшим переключение передач. Коробка передач - пятиступенчатая с силовым диапазоном 7,61 (против 3,81 у трехступенчатой на «Коммунаре») - обеспечивала как движение с «ползучей» скоростью 2,6 км/ч и тяговым усилием 6800 кгс, так и максимальную, высокую по тем временам скорость до 30,5 км/ч по шоссе. С главной передачей КП связывал карданный вал с шарнирами «Макеник», не требующий точной центровки агрегатов. Бортовые фрикционы и тормоза располагались на малонагруженных продольных ведущих валах главной передачи, что значительно уменьшало ширину трансмиссии и гусеничного хода - решение, больше не встречавшееся в отечественной практике. Работавшие на минимальном входном крутящем моменте бортовые фрикционы «Коминтерна», имевшие чугуные ведомые диски и стальные ведущие, обладали высокой износостойкостью и не требовали от водителя больших усилий при отключении.

Рама тягача - цельносварная, замкнутая, из двух продольных швеллеров, связанных поперечинами, косынками и раскосами. Заднее тягово-сцепное устройство - пружинный поворотный крюк, удобный и надежный.

Подвеска - пружинная (свечная), на четырех балансирных тележках, очень эластичная (ход подвески - 72 мм), что в сочетании с обрезиненными опорными и поддерживающими катками позволяло двигаться по бездорожью с высокой средней скоростью без разрушения ходовой части.

Гусеница - облегченная, танкового типа, с гребневым зацеплением, с почвозацепами высотой 50 мм, что обеспечивало необходимое сцепление с грунтом и передвижение по дорогам с твердым покрытием без повреждения полотна. При езде по слабым грунтам и обледенелым дорогам сцепные свойства были недостаточны (тягач буксовал на подъеме в 5 - 6°, сползал на обочину, не мог двигаться по косогору), но они значительно повышались при установке на траки одинарных и двойных шпор.

Деревянная кабина с металлической обшивкой использовалась от грузовика ЗИС-5 с небольшими переделками, вызванными спецификой тягача (в частности, место водителя располагалось справа). Все окна, в том числе и заднее, могли открываться, что способствовало лучшей вентиляции. За кабиной находились два металлических бензобака по 275 л. На грузовой платформе автомобильного типа площадью 5,36 м?, с откидными бортами и съемным тентом, на двух поперечных сиденьях и на скамейке над бензобаками располагался расчет.

Электрооборудование 12-вольтовое, с достаточным ассортиментом приборов освещения и сигнализации, на уровне автомобилей тех лет. Лебедка с горизонтальным барабаном (тяговое усилие - до 10 000 кгс), тросом длиной 30 м и диаметром 22 мм была связана с отбором мощности коробки передач через червячный редуктор и открытую цилиндрическую пару. Торможение барабана производилось из кабины.

Армейские испытания «Коминтерна», проведенные в августе - ноябре 1937 года, показали, что, несмотря на архаизм отдельных решений, машина получилась добротной. Максимальная скорость по шоссе в колонне составляла 21 км/ч, средняя по шоссе - 16 км/ч, по грунту - 12 км/ч, средняя по проселку - 6 - 8 км/ч. Максимальный подъем без прицепа - 30°, подъем с прицепом -до 17°, без прицепа - до 25° (такой же и спуск), косогоры - до 19°, канава -до 1,3 м, брод (с подготовкой) - 1м, стенка - 0,7 м.

При эксплуатации отмечались большой расход топлива (порой до 5 кг на 1 км); малая поперечная устойчивость из-за относительно узкой колеи и высокого центра тяжести (отсюда и недостаточная поворачиваемость - радиус поворота 4,5 м) или, наоборот, - излишняя путевая устойчивость); отдельные случаи спадания гусениц - из-за неудачной конструкции ведущей звездочки; износ главного фрикциона; скручивание первичного вала КП. В связи с большим числом точек смазки, наличием в ходовой части подшипников скольжения и слабых уплотнений, техобслуживание тягача было трудоемким.

Всего за время производства было выпущено 1798 тягачей «Коминтерн». В армии (туда попало 1712) они служили долго и успешно и по праву считались одними из лучших средних арттягачей 30-х годов. С их помощью резко повысилась тактическая и оперативная подвижность артиллерии. Эти машины могли буксировать практически весь парк тяжелых артиллерийских систем: 76-мм зенитные пушки образца 1931 года, 85-мм зенитные пушки образца 1939 года, 122-мм пушки образца 1931/37 года, 122-мм гаубицы образца 1938 года, 152-мм гаубицы образца 1934/36 года, 152-мм пушки образца 1935 года (БР-2), 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20), 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4). На довоенных парадах они обычно возили 122-мм корпусные пушки образца 1931/37 года (А-19) и 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20).


Тягач «Коминтерн» с трофейной японской пушкой на прицепе. Халхин-Гол, 1939г.

Тактико-технические характеристики артиллерийского тягача «Коминтерн»

Масса в снаряженном состоянии без груза, кг 10 640

Грузоподъемность платформы, кг 2000

Масса буксируемого прицепа, кг 12 000

с перегрузкой, кг 14 000

Мест в кабине 2

Мест в кузове для сидения 12

Габариты, мм:

ширина 2208

с тентом 2300

высота по кабине (без нагрузки) 2538

с тентом 2980

База опорных катков, мм 3278

Колея (по серединам гусениц), мм 1530

Ширина гусениц, мм 360

Шаг трака, мм 170

Дорожный просвет, мм 400

Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кгс/см? 0,49

Максимальная мощность двигателя, при 1280 об/мин, л.с 131

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 30,5

Запас хода по шоссе с прицепом, км до 170 (на последних сериях)

Запас хода по грунту с прицепом, км 80

Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа, град 33,5

Километровый расход топлива на шоссе с грузом и прицепом, кг 2,5

Часовой расход топлива на шоссе, кг:

без прицепа 18

с прицепом 22

Запас хода для средних условий движения с прицепом, ч 11

По состоянию на 1 января 1941 года в Красной Армии находилось 1017 «коминтернов» (4,7% парка специальных артиллерийских тягачей), хотя по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, их должно было быть 6891. На 22 июня того же года в войсках их имелось 1500.

В годы Великой Отечественной «коминтерны» принимали самое активное участие в боевых действиях, неся при этом сравнительно небольшие потери. Запасные части к ним, естественно, уже не выпускались, но, благодаря добротности и надежности конструкции, они уверенно выдерживали все межремонтные пробеги. Например, двигатель в тяжелых фронтовых условиях, как правило, выдерживал 2000 км пробега всего с одной перетяжкой шатунных подшипников. На 1 января 1943 года в артиллерии оставалось всего 385 таких тягачей, еще некоторое количество эксплуатировалось в других родах войск, в том числе и танковых.

Летом - осенью 1943 года в НАТИ были проведены углубленные испытания тягача «Коминтерн» по новой методике. Двигатель, как и ожидалось, развил меньшую, чем по техзаданию, мощность (сказывался износ), но все же достаточно высокую - 126 л.с. при 1250 об/мин. Удельный расход топлива оказался, действительно, велик даже для степени сжатия 4,65 - 326 г/э.л.с.ч, что давало минимальный километровый расход на пятой передаче 1,4 кг. Коэффициент сцепления гусениц с грунтом был явно мал (f = 0,593), но, тем не менее, соответствовал уровню других быстроходных гусеничных тягачей с так называемой танковой гусеницей с мелким рисунком грунтозацепов. Отмечалось, что передаточные числа в коробке передач выбраны правильно, а это обеспечивало при движении на всех передачах запас тяговых усилий более 20%, на пятой передаче - даже более 40%. Благодаря чему «Коминтерн» уверенно буксировал штатный прицеп на пятой передаче по дорогам любого класса, развивая при этом тяговое усилие 340 кгс при скорости 27,8 км/ч. Максимальная сила тяги с перегрузкой (на первой передаче) была реализована большая, чем полученная ранее на армейских испытаниях - 7500 кгс при скорости 2,3 км/ч, причем перегрузка тягача, вызывающая остановку двигателя, сопровождалась сильным буксованием, приближающимся к полной пробуксовке гусениц - идеальный случай тягово-скоростного баланса.

К концу войны в действующей армии еще находилось 568 машин (потери с 1 сентября 1942 года составили всего 56 единиц). До наших дней не уцелело ни одного «Коминтерна», хотя в музее НИИ-21 такой тягач сохранялся до 1967 года.

Последняя редакция 17.01.2016 18:54

Материал читали 26168 человек

В 1930 году Основное Техническое бюро Главного управления ВП ВСНХ совместно с головным КБ ОАТ в соответствии с положениями системы танкового и тракторного вооружения РККА начали разработку целого ряда проектов, частью которых было создание целой серии тракторов для нужд РККА: "малый трактор РККА", "средний трактор РККА" и "большой трактор РККА". Предполагалось, что базой для тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении Красной Армии.

Тем временем, еще с 1924 года Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна выпускал промышленные гусеничные тракторы "Коммунар" по образцу немецкого "Ханомаг ВД-50". Кроме чисто мирных целей они также состояли на вооружении Красной Армии, где их применяли для буксировки новых тяжелых артсистем, для которых уже не годилась конная тяга. Учитывая это, у последней модификации "3-90" мощность двигателя увеличили до 90 л.с. Скорость машины достигла 15 км/ч. Однако для уже устаревшей техники то был предел, да она и перестала устраивать артиллеристов по своим тяговым свойствам, подвижности и надежности. Им нужен был быстроходный средний гусеничный тягач для решения целого круга задач таких, как транспортировка тяжелой артиллерии (орудий массой до 11 тонн), расчета и боеприпасов.

В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б.Н.Воронкова (ведущие конструкторы Д.М.Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке такого арттягача "Коминтерн", и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 ("Борис Никонорович Воронков").

Они развивали скорость до 18 км/ч, были оснащены новой подвеской и ходовой частью, однако тяговое усилие оказалось недостаточным. К тому же, как и у "Коммунара", не было положенных артиллерийским тягачам закрытой кабины, грузовой платформы и лебедки. То есть новый трактор недалеко ушел от прототипа. Все эти недостатки, выявленные на полигонных испытаниях в 1932 году, устраняла бригада тракторно-конструкторского бюро (ТРК) во главе с Н.Г.Зубаревым (Воронков перешел на ХТЗ), куда дополнительно вошли А.Г.Гулита и В.П.Каплин. Они применили двигатель увеличенной мощности, специально созданный для "Коминтерна", ходовую часть и подвеску от ранее выпускавшегося заводом маневренного танка Т-24 , повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии, установили кабину автомобильного типа для экипажа и платформу для размещения орудийного расчета, возимого боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на арттягаче установили лебедку с тяговым усилием, которое было равно массе прицепа. Машина стала отвечать всем предъявляемым требованиям и в 1934 году была принята на вооружение РККА как армейский артиллерийский тягач.

В машине широко использовались элементы танка Т-24. Вопреки неудачной судьбе своего прародителя, трактор оказался весьма удачным и был запущен в массовое производство. С апреля и до конца 1934 года изготовили первую установочную партию в 50 "Коминтернов", а с 1935 года началось серийное производство - в месяц выпускали по 25 - 30 машин.

Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди - двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса (звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад).

Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанным, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором. Он отличался выносливостью и надежностью, легко выдерживал межремонтные пробеги по 2 тыс.км даже в трудных армейских условиях. Карбюратор - типа "Солекс" заводского изготовления, зажигание - от магнето с пусковым ускорителем. Систему смазки приспособили для устойчивой работы при преодолении машиной подъемов до 40°. Приводы вспомогательных агрегатов - шестеренные, без ременных передач и связанных с ними отказов.

Главный фрикцион выполнили двухдисковым, с тормозком, облегчавшим переключения в 5-ступенчатой коробке передач с силовым диапазоном 7,61 (против 3,81 у 3-ступенчатой КПП "Коммунара"). Это обеспечивало тягачу движение с "ползучей" скоростью 2,6 км/ч и тяговым усилием 6800 кГс и максимальную, довольно высокую по тем временам скорость на шоссе. Коробка передач была связана с главной передачей карданным валом, не требующим точной центровки агрегатов. Бортовые фрикционы и тормоза находились на малонагруженных продольных (ведомых) валах главной передачи, что позволило уменьшить ширину трансмиссии и гусеничного хода - такая конструктивная схема больше советскими инженерами не применялась.

Цельносварная замкнутая рама состояла из двух продольных швеллеров, соединенных поперечинами, косынками и раскосами. В качестве заднего тягово-сцепного устройства применили удобный и надежный поворотный крюк с упругим буфером.

Пружинная свечная, очень эластичная (ход 72 мм), подвеска опиралась на 4 попарно балансирные тележки. В сочетании с обрезиненными опорными и поддерживающими катками это позволило арттягачу ходить и по бездорожью с высокой средней скоростью.

Коммунистический интернационал.


«Коминтерн» с открытым верхом.


А почему все снимки «Коминтерна» сделаны сбоку?

Характеристики

Год выпуска
1933 год

Всего произведено
1798

Масса
10,5 т
Экипаж
2 человека

Габариты

Высота
2,53 м
Ширина
2,3 м
Длина
5,76 м
Ходовые характеристики
Двигатель
КИН
Мощность
131 л.с.
Тип
дизельный
Скорость
по дороге — 30 км/ч;
по бездорожью — ? км/ч
Запас хода
по дороге — 220 км;
по бездорожью — ? км
Давление на грунт
0,49 кг/см2

Описание

В 1930 году, Основное Техническое бюро Главного управления ВП ВСНХ совместно с КБ ОАТ в соответствии с положениями системы танкового и тракторного вооружения РККА начали разработку целого ряда проектов, частью которых было создание целой серии тракторов для нужд РККА: «малый трактор РККА», «средний трактор РККА» и «большой трактор РККА». Предполагалось, что базой для тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении Красной Армии.

В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б. Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д. М. Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке арттягача «Коминтерн», и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 («Борис Никонорович Воронков»).

В машине широко использовались элементы танка Т-24. Трактор оказался весьма удачным и был запущен в массовое производство. С апреля и до конца 1934 года изготовили первую установочную партию в 50 «Коминтернов», а с 1935 года началось серийное производство — в месяц выпускали по 25 — 30 машин.

Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди — двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса (звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад).

Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором.

Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками заимствовали у грузовика ЗиС-5, но водителя разместили справа. Все окна открывались, поэтому кабина хорошо проветривалась. За ней смонтировали два металлических бензобака.

Армейские испытания «Коминтерна», прошедшие в августе — ноябре 1937 года показали, что, несмотря на архаизм некоторых инженерных решений — она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и даже 203-мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. При движении по плохим дорогам «Коминтерн» развивал достаточную скорость; проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. Кроме того, тягач оказался ремонтопригодным и надежным.

«Коминтерн» применялся для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии. В 1940 году производство «Коминтерна» было прекращено в связи в появлением более совершенного и мощного арттягача «Ворошиловец». Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска 1798 «Коминтернов».

Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вам свою недавно законченную модель - артиллерийский тягач "Коминтерн" в "правильном" масштабе.

Немного истории

В 1934 году на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна начался серийный выпуск артиллерийского трактора «Коминтерн», который был создан в рамках реализации комплексной программы по созданию целой серии тракторов для нужд РККА: "малый трактор РККА", "средний трактор РККА" и "большой трактор РККА". Предполагалось, что базой для тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении Красной Армии.

Основной артиллерийский трактор, состоявший на вооружении Красной Армии в начале тридцатых годов "Коммунар" уже устарел и не устраивал военных по своим тяговым свойствам, подвижности и надежности. Им нужен был быстроходный средний гусеничный тягач для решения целого круга задач таких, как транспортировка тяжелой артиллерии (орудий массой до 11 тонн), расчета и боеприпасов.

В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б.Н.Воронкова (ведущие конструкторы Д.М.Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке такого арттягача, который получил новой имя "Коминтерн", и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 ("Борис Никонорович Воронков"). Первые образцы «Коминтерна», выполненные по схеме обычного гусеничного трактора развивали скорость до 18 км/ч, были оснащены новой подвеской и ходовой частью, однако тяговое усилие оказалось недостаточным. К тому же, как и у "Коммунара", не было положенных артиллерийским тягачам закрытой кабины, грузовой платформы и лебедки. То есть новый трактор недалеко ушел от прототипа. В ходе доводки опытных машин и устранения многочисленных недостатков бригада тракторно-конструкторского бюро во главе с Н.Г.Зубаревым (Воронков перешел на ХТЗ) поменяла двигатель, поставив новый, увеличенной мощности, специально созданный для "Коминтерна", ходовую часть и подвеску взяли от ранее выпускавшегося заводом маневренного танка Т-24, повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии, установили кабину автомобильного типа для экипажа и платформу для размещения орудийного расчета, возимого боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на арт.тягаче установили лебедку с тяговым усилием, которое было равно массе прицепа. Машина стала отвечать всем предъявляемым требованиям и в 1934 году была принята на вооружение РККА как армейский артиллерийский тягач. Армейские испытания "Коминтерна", прошедшие в августе - ноябре 1937 года показали, что, несмотря на архаизм некоторых инженерных решений, машина вышла добротной. Эти машины могли буксировать практически весь парк тяжелых артиллерийских систем: 76-мм зенитные пушки образца 1931 года, 85-мм зенитные пушки образца 1939 года, 122-мм пушки образца 1931/37 года, 122-мм гаубицы образца 1938 года, 152-мм гаубицы образца 1934/36 года, 152-мм пушки образца 1935 года (БР-2), 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20), 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4). На довоенных парадах они обычно возили 122-мм корпусные пушки образца 1931/37 года (А-19) и 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20).

Разумеется "Коминтерн" унаследовал некоторые недостатки Т-24, но часть из них была устранена, другие же, будучи неприемлемы для танка, оказались менее существенны для трактора. В 1940 году производство "Коминтерна" было прекращено в связи в появлением более совершенного и мощного арттягача "Ворошиловец". Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска 1798 "Коминтернов", из них 1712 передали РККА. По состоянию на 1 января 1941 года в Красной Армии находилось 1017 "Коминтернов" (4,7% парка специальных артиллерийских тягачей), хотя по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, их должно было быть 6891. На 22 июня того же года в войсках их имелось уже 1500. В годы Великой Отечественной "Коминтерны" принимали самое активное участие в боевых действиях, неся при этом сравнительно небольшие потери (основные потери мат.части приходятся на начало войны и связаны отступлением войск и частей и бросанием мат части, что в общем- то характерно для всей красной армии летом- осенью 1941года). Запасные части к ним, естественно, уже не выпускались, но, благодаря добротности и надежности конструкции, они уверенно выдерживали все межремонтные пробеги. Например, двигатель в тяжелых фронтовых условиях, как правило, выдерживал 2000 км пробега всего с одной перетяжкой шатунных подшипников. На 1 января 1943 года в артиллерии оставалось всего 385 таких тягачей, еще некоторое количество эксплуатировалось в других родах войск, в том числе и танковых. К концу войны в действующей армии числились 568 "Коминтернов". Представляет интерес такой факт: потери с 1 сентября 1942 года до конца войны составили всего 56 машин.
"Коминтерн" по праву считался одним из лучших средних арт.тягачей 30-х годов, благодаря которому удалось заметно повысить тактическую и оперативную подвижность артиллерийских частей РККА. До наших дней ни одного трактора этого типа не сохранилось, хотя в музее НИИ-21 такой тягач сохранялся до 1967 года.

Модель

Надо сказать, что до недавнего времени модели среднего артиллерийского тягача «Коминтерн» в «правильном масштабе » не существовало, ну, или я о таковых не знал. И вот в конце 2014 маленькая фирма «Огурец Проект» из Москвы выдала на гора литую из смолы модель «Коминтерна». Я давно хотел иметь в своей коллекции модели отечественных тракторов времен Великой Отечественной Войны, а посему к уже имеющемуся в закромах дядюшки хомяка «Ворошиловцу» была немедленно приобретена и вне очереди легла в работу на моем верстаке коробочка с «Коминтерном».

Что могу сказать про модель: сделана она замечательно. Часть деталей таких как капот двигателя с луврами охлаждения (причем дается два варианта боковин капота), облицовка радиатора с изумительной имитацией штампованных надписей завода изготовителя и названия трактора, детали ходовой выращены на 3-D принтере и имеют на своей поверхности следы этой самой «растишки», не критично, можно оставить и так (в процессе грунтовки-окраски-везеринга все эти артефакты скроются), но я все-таки слегка прошелся по ним 2000 шкуркой. Остальные детали выполнены мастер моделью (кстати про создание самой модели можно почитать здесь http://www.acemodel.com.ua/). Гусеницы отлиты из эластичной резино-смолы и в месте крепления к литнику имеют некоторое количество облоя и после отделения гусеничной ленты от прилива я мелким пинцетом выщипывал этот злополучный облой дабы сохранить фактуру боковой поверхности гусеницы (на ней сымитированы даже пальцы межзвеньевого соединения. Модель комплектуется двумя небольшими платками фототравления с деталями подножек доступа в кабину,приборной панелью, задним стоп- сигналом, рычагами управления и крюками крепления капота, и бортов кузова. В качестве бонуса есть фигурка водителя и несколько литых траков из смолы. А вот чего нет так это пленочки с имитацией стекол кабины. Да они элементарной прямоугольной формы, и я думаю, что практически у каждого в закромах найдётся прозрачный пластик для их изготовления, но всё же факт остаётся фактом, короче, стеклить трактор надо по-любому, что я и сделал при помощи тонкого прозрачного листового полистирола фирмы Тамия. Литьё в целом на твердую четверку, помимо уже упоминавшегося выше облоя на гусеницах в моем комплекте три тележки были отлиты с разной степени смещением, которое соответственно пришлось шпаклевать и подтачивать, в результате чего на одной из тележек верхняя и нижняя горизонтальные составляющие истончились до состояния бумаги (кто будет делать эту модель будьте внимательны и аккуратны не сточите совсем площадку посредством которой тележка клеится к «ванне» корпуса, иначе нужно будет в этом месте делать проставку из пластика подходящей толщины), да некоторые замечательно сымитированные болтики и всяческие заклепочки на нескольких тележках не пролились и я попытался их восстановить в меру сил и возможностей. Собирается модель отлично, от себя добавил по паре недостающих горизонтальных лувров на каждую боковину капота в районе крепления стяжных крюков (отсутствуют в модели но имеются на всех фото), травленные рычаги монтировать не стал, заменив их на пластиковые и добавив недостающие согласно схемке найденной на просторах интернета. Кроме этого добавил самодельный огнетушитель на борт возле кабины и трос лебедки свитый из медной проволоки , а коуш использовал от Т-34 «Восточный экспресс» (для тридцатьчетверки он явно маловат, а трактору пришёлся в самый раз). Кстати, может кому пригодится, диаметр троса лебедки на настоящем тракторе равнялся 22мм. (0.3мм в 72-ом масштабе). В процессе работы над моделью появилась фотография перевернутого тягача на обочине дороги и я решил немного облагородить днище ванны корпуса (из листового пластика были вырезаны крышки технологических люков доступа к трансмиссии и к лебедке, приклеены на днище корпуса и по контуру дополнительно добавил имитацию болтов крепления). Справедливости ради стоит отметить, что сейчас производитель комплектует модель травленой имитацией этих самых люков. Вот вроде и все мои доработки. Ах да чуть не забыл при монтаже гусеничной ленты на модель, я укоротил последнюю на семь траков, стоковая длинна, а провис на фотографиях настоящих «Коминтернов» выражен весьма незначительно- это вам не ИС-ы и КВ.




Малярка

Тут все стандартно. Собранную модель (без грузовой площадки) с предварительно замаскированными стеклами кабины промываем водой с мылом, сушим, грунтуем (я грунтую модели из смолы специальным грунтом фирмы Ганзю, так называемым сюрфайсер праймер, который развожу до рабочей вязкости 650 растворителем , аналогичный грунт есть и в ассортименте фирмы Tamiya). Многие интересуются: « Как держится грунт на резиносмоляных гусеницах», отвечаю - Отлично. Далее прешейдинг (кабина трактора вместе с капотом двигателя и облицовкой радиатора изобилует изумительнейшим рельефом, поэтому данный этап окраски обязательно отразится на конечном виде готовой модели).Так как я выбрал прототипом своей модели трактор ранних серий выпуска (отличался формой лувров охлаждения на боковинах капота; на тракторах поздних серий лувры были длинными и сплошными, на ранних же короткими и состоящими из двух секций) Красил я модель

Трактор "Коминтерн" № 1. Гусеница сошла с двух задних тележек при крене в 28° (РГВА).

5 февраля 1934 года районный инженер УММ РККА Луценко и старший военпред Истомин письмом № 4 сообщали в УММ о том, что два трактора "Коминтерн" с модернизированными ходовыми частями готовы для полигонных испытаний, и просили разрешение двигаться в Москву "самоходом", обещая при этом покрыть расстояние до столицы за 40 ходовых часов. Однако последовало распоряжение отправить "Коминтерны" по железной дороге как секретный военный груз. 17 марта трактора загрузили на железнодорожные платформы и отправили в Москву. Одновременно в столицу выехали и специалисты ХПЗ, чтобы присутствовать на государственных испытаниях, организованных на полигоне НИАБТП. Но в назначенное время платформ с секретными военными объектами в Москве не оказалось. Начались поиски.

Начальник полигона отправил ВРИД помощника начальника техотдела НИАБТП УММ РККА на розыски, который 20 апреля 1934 года отрапортовал о ходе выполнения задания:

"Доношу что по вопросу розысков 2-х тракторов "Коминтерн" мной выяснено следующее:

Две платформы за № 910223 и 961749 с тракторами были отправлены из Харькова 18 марта с/г поездом № 506, груз секретный и именовался как транспорт № 948671 адресовано ЗКУ № 905 (коменданту МТТМ ж/д).

19 марта с тем же поездом № 506 груз был отправлен из Курска и прибыл он на ст. Люблино МК ж/д 20/III с/г.

Военный комендант г Орла не сообщил о транспорте Военному коменданту ст. Москва МК ж/д, поэтому платформа со ст Люблино поездом № 1314 была отправлена на ст Андроновка Окружной ж/д, а коменданту Окружной ж/д также ничего не было сообщено.

Кроме того на ст. Андроновка установлено что наши платформы были присоединены к военному транспорту с военной охраной и тем же поездом № 764 отправлены на ст. Ховрино".

Трактор "Коминтерн" № 2. Вид спереди и сбоку (РГВА).

Дальнейшие события начальник 3-го управления УММ РККА Лебедев изложил 18 июня 1934 года в письме помощнику начальника УММ РККА Г. Г. Бокису.

"Для испытания ходовой части трактора "Коминтерн" две опытные машины № 1 и № 2 должны были прибыть с ХПЗ на НИАБТ Полигон УММ /ст Кубинка/.

Телеграммой от 17 марта с.г. Военпред УММ на ХПЗ т. Истомин сообщил об отправке тракторов 17-го.3.34, и 17-го же марта получена телеграмма от завода об отправке тракторов и бригады. Бригада завода прибыла в Москву 21 марта и 22–23 ожидалось прибытие тракторов, но к этому сроку трактора не прибыли.

Как представитель завода, так и полигон все время производили розыски тракторов.

В начале апреля с. г Начальник 3 отдела 2 управления т. КАБОК сообщил, что, будучи в Ленинграде, он слышал, что в бригаде в Д. Село прибыли два трактора под маркой "Коминтерн".

10-го апреля отправлено отношение Райинжу УММ т. Жукову, в котором сообщалось, что тракторы еще не прибыли и предлагалось принять все меры к их розыску.

Начальник Полигона был запрошен по телефону о результатах розысков тракторов, причем ему было сообщено, что есть слухи о нахождении тракторов в Д. Селе, на что от него был получен ответ, что он имеет точные сведения /специально был послан человек в г. Москву/, что трактора прошли Москва-Сортировочную и скоро должны быть на Кубинке.

10 же апреля была отправлена телеграмма за подписью Пом. Начальника УММ командиру мех корпуса /Ленинград/ спешно отправить находящиеся в Д. Селе тракторы "Коминтерн" на ст. Кубинка, как ошибочно засланные.

Ни тракторов, ни ответа об их присутствии и отсутствии в Д.С. не получено.

23-го апреля Помощник Начальника 3-го отдела 3-го Управления т Гофман /находясь в служебной командировке в Ленинграде/ выяснил:

1) 2 трактора "Коминтерн" прибыли в Д. Село 24 марта с/г и распоряжением коменданта г. Д. Село были переданы бригаде, без всяких документов и сопровождающих.

2) Тракторы находились в эксплоатации /по данным бригады незначительной/ и приготовлялись для участия на выезде бригады на ученье и для парада 1 мая в г. Ленинграде.

3) В штабе корпуса было установлено, что телеграмма о немедленной высылке машин была получена 12 апреля, но так как на ней не было подписи /пропуск телеграфа/, то ее подшили к делу. Тов. Гофман вручил помощнику командира корпуса по технической части служебную записку на имя командира корпуса, где излагалась просьба спешно отправить машины на склад № 37.

6-го мая с/г. был произведен подробный осмотр машины с участием представителей НИАБТ Полигона, склада и ХПЗ и составлен акт о состоянии машин. При осмотре обнаружен ряд неисправностей, главное отсутствие /по утверждению представителя ХПЗ/ целого ряда предметов запчастей, принадлежностей и оборудования машин.

Прошу Вашего распоряжения о назначении расследования по делу засылки тракторов /отправлены как секретный воинский груз /вместо ст Кубинка МББ в Д. Село и о пропаже части их оборудования, инструмента и принадлежностей".

В прилагавшемся акте, в частности, была зафиксирована пропажа буксирной цепи, переносной лампы и домкрата. Цепи на заводной рукоятке заменили старыми.

Наконец, оба "Коминтерна" добрались до подмосковной Кубинки, где в мае-июне на НИАБТ Полигоне прошли их испытания.

Трактор "Коминтерн" № 2 движется по песку на 4-й передаче с образованием песчаного веера вокруг ведущего колеса (РГВА).

Трактор "Коминтерн" № 2 делает поворот на мокром песке (РГВА).

На госиспытания были представлены трактора "Коминтерн" № 1 и № 2. Трактор № 1 имел цевочное зацепление, а № 2 - гребневое ("зубовое"). В остальном машины не имели серьезных отличий.

Трактор № 1 имел длину 4600 мм, ширину 1862 мм, высоту 1990 мм, колею 1424 мм, клиренс 400 мм, длину опорной поверхности гусениц 2550 мм и высоту расположения прицепного крюка 540 мм. Вес трактора в рабочем состоянии был равен 8000 кг, а без людей и горючего - 7650 кг.

На тракторе был установлен четырехцилиндровый двигатель с вертикальным расположением цилиндров и мощностью 120 л.с. при 1250 об/мин. Тип блока - моноблок с верхним картером. Картер - чугунный, разъемный, с люками для осмотра. Двигатель крепился жестко на четырех опорах, коленчатый вал - на трех подшипниках.

Испытания должны были проходить согласно утвержденной программе:

10-13 мая. Испытания пробегом по шоссе с нагрузкой 1,2 т, а также пробное испытание тягой на крюке танка Т-28.

Каждый трактор должен был пройти 1000 км, из которых 700 км - маршрутного пробега и 300 км - специальных испытаний.

В заключении по результатам госиспытаний отмечалось:

"Ходовая часть цевочного зацепления требует конструктивной доработки и длительной работы над ней.

По числу поломок и дефектов вызванных несовершенством конструкции гусеница цевочного зацепления не может быть применяема в данном исполнении на тракторах.

Ходовая часть зубового зацепления оказалась в работе надежной, обеспечивая движение по косогорам и с резкими поворотами на них. На песках с поворотами на протяжении 7–8 км гусеницы ни разу не спадали, не забивались мокрым песком и грязью, ходовая часть достаточно прочна.

Охлаждение двигателя недостаточно и требует усиления.

На ведущих дисках главного фрикциона прорези ослабляют материал. Необходимо прочность дисков повысить.

Коробка передач оставлена старая, дефекты, выявленные при испытании в 1932 г., не устранены и требуют устранения перечисленных недостатков.

Подшипники выжимной муфты заднего фрикциона необходимо заменить на радиально-однорядный с глубокой канавкой для восприятия радиальных усилий (при большем числе оборотов).

Прицепной прибор сконструирован удачно допускает легкую сцепку и расцепку прицепных грузов. Желательно увеличить высоту прицепа".

"Трактор "Коминтерн" по тяговым свойствам и скоростным показателям является наилучшим типом трактора.

Лучшим образцом в отношении ходовой части является трактор с зубовым зацеплением.

При устранении перечисленных недостатков настоящих и прошлых испытаний трактор "Коминтерн" может быть принят для эксплуатации в РККА".

После завершения испытаний "Коминтерн" № 2 передали для испытаний в ГАУ, которые проводились на НИАП АНИИ ГАУ РККА в период с 4 по 12 июля 1934 года.