Системы зажигания бензиновых двигателей: принцип работы. Установка электронного зажигания на ваз Электронное зажигание на ваз

Сейчас почти все владельцы классик устанавливают на своё авто бесконтактное электронное зажигание (БСЗ). И это легко объяснить. БСЗ имеет очевидные и проверенные на практике преимущества, такие как простота и легкость настройки. Если Вам уже порядком надоело, что контактная пара и по определенным причинам, очень часто не срабатывает или же вообще выходит из строя. Вы еще не решили стоит ли покупать комплект бесконтактного зажигания, то тогда эта статья поможет Вам совершить правильный выбор.

Теперь, перейдем к самому главному - выбор и установка БСЗ на ваш автомобиль.

Думаю, что лучше всего остановить свой выбор на комплекте бесконтактного зажигания, произведенного в России, а именно город Старый Оскол.

В коробке находится катушка, коммутатор, жгут проводов и распределитель.

Этот комплект признан одним из самых лучших. Правда и цена, заоблачная, так же, перед покупкой нужно посмотреть, какой блок двигателя у Вас, так как распределители отличаются длинной вала.

Для установки нам понадобится сверло, дрель и пара саморезов, они пригодятся для установки катушки в моторном отсеке, на некоторых двигателях предусмотрено стандартное место для крепежа, а вот коммутатор придется прикрепить самостоятельно. Так же пригодится рожковый ключ на «13», торцовые или накидные ключи на «8» и «10», а так же ключ на «38».

Замена бесконтактного электронного зажигания

  1. Ключом на 38 откручиваем гайку храповика пока не совпадут мети на шкиве коленвала и крышки двигателя, то есть нужно установить двигатель на метку «ВМТ».

  2. Обязательно нужно запомнить расположение распределителя и самого бегунка, в это же положение доложен ставиться новый распределитель.

  3. Необходимо запомнить провода которые крепятся к катушке с меткой Б+. После чего её можно раскрутить и снять.

  4. После нам понадобится ключ на 13, им откручивается гайка замка, распределителя, после снимаем его. Нужно быть внимательным, что бы не потерять прокладку.

  5. После нужно закрепить коммутатор и приворачиваем черный провод «на массу».

  6. Устанавливаем и прикрепляем катушку к кузову. Стандартные провода подключаются на соответственные клеммы.
  7. Провода с коммутатора, на которых показана метка «+» на соответствующую клемму, второй провод соответственно на клемму со знаком «-».
  8. После ставится распределитель, гайка замка полностью не затягивается.

  9. Провода от коммутатора должны подключаться к распределителю.
  10. После чего, проверяется положение распределителя и бегунка, надевается крышка и подключаются провода в последовательности 1-3-4-2.

    Также при установке БСЗ новички в этом деле могут делать элементарные ошибки, такие как, например: подключения катушки с перепутанные местами провода. По этому перед запуском все проверьте.

  11. После, того как все закреплено, можно запустить двигатель и приступить к регулировке зажигания, можно регулировать «на слух». Но конечно лучше воспользоваться стробоскопом.

Если после установки электронного зажигания ваш автомобиль не заводится, а такие ситуации бывают довольно часто, проверь все от начала и до конца, ведь могли перепутать как вв провода к цилиндрам, так и неправильно установить привод трамблера.

Целое тридцатилетие Волжский Автомобильный Завод производил легендарную модель автомобиля Ваз 2106. Последний экземпляр был выпущен в далеком 2006 году. Сегодня этот авто можно по праву считать устаревшим. Однако на просторах бывшего СНГ он по-прежнему эксплуатируется в огромных количествах.

Лишь немногие модели «шестерки» были оборудованы бесконтактной системой зажигания. Ваз 2106 в основном укомплектовывался контактной системой. Однако установка бесконтактного зажигания не составит особого труда. Особенно если вооружиться знаниями из этой статьи.

Что такое БСЗ и каков принцип ее работы

Система состоит из следующих компонентов:

  • Датчик-распределитель зажигания. В народе его называют трамблером. В отличие от контактной системы, этот механизм снабжен датчиком Холла.
  • Коммутатор. Создает импульсный ток, который передается на катушку зажигания.
  • Катушка зажигания. Принимает импульсный ток в низком напряжении и преобразует его в ток с высоким напряжением. В алюминиевом корпусе установлены две обмотки: первичная и вторичная.
  • Свечи.
  • Свечные провода.

Cхема, которая поможет понять принцип действия и установки бесконтактного зажигания на Ваз 2106:


Первичный контакт на катушке соединен с генератором, а вторичный – с управляющим блоком. С трамблером катушка соединяется проводом высокого напряжения. Трамблер, в свою очередь, с помощью проводов соединяется со свечами и с коммутатором. Принцип действия системы следующий:

  1. После того как водитель проворачивает ключ зажигания, на катушку поступает низкое напряжение.
  2. После выхода в мертвую точку одного из поршней коммутатор получает сигнал и прекращает подачу напряжения к катушке от генератора или аккумулятора.
  3. В этот момент в катушке образуется ток высокого напряжения, который поступает на бегунок распределителя.
  4. Импульс передается к свече, которая связана с поршнем, находящимся в мертвой точке. Возникает искра, которая зажигает топливную смесь в цилиндре.

Отличие контактной системы от бесконтактной заключается в том, что подача энергии от источника напряжения к катушке прекращается механическим способом. На распределителе имеется кулачек вала, который нажимает физически на контактную группу.

В чем преимущество электронной системы

От контактной системы ведущие мировые производители отказались еще в восьмидесятых годах XX века. Компания Автоваз устанавливала эти механизмы до девяностых годов. Сегодня их уже не ставят ни на один современный автомобиль. И на это есть четыре веские причины:

  1. Контакты нуждались в регулярном обслуживании. В результате действия искры они подгорали, и их нужно было тщательно зачищать.
  2. Классическая система была подвержена износу. Приходилось производить замену на новые детали каждые 15 тысяч километров.
  3. Из за износа подшипника двигатель работал нестабильно.
  4. Контактная система приводила к растягиванию пружин балансиров.

Эти проблемы возникали одна за другой, не давая продуху автовладельцу. Регулярно снижалась мощность искры, мотор начинал работать хуже, а расход значительно увеличивался. Современные системы электронного зажигания ваз 2106 работают значительно стабильнее и долговечнее. Искра получается мощная, топливная смесь лучше воспламеняется.

Заметка : выбирая конкретный комплект БСЗ, внимательно читайте на коробке для какого автомобиля он предназначен. А также нужно следить за тем, чтобы трамблер мог обеспечить работу именно вашего мотора. Разные модели распределителя могут быть очень похожи друг на друга внешне. Но ни в коем случае нельзя ставить трамблер, предназначенный для другого движка.

Опытные автолюбители считают, что наиболее надежными для Жигулей являются комплекты бесконтактной системы зажигания на ваз 2106 от фирмы СОАТЭ. Подробнее о выборе конкретного комплекта вы можете узнать в следующем видео:

Процесс замены и настройка

Обязательно приготовьте следующий набор инструментов для монтажа:

  • Пассатижи
  • Два вида отверток
  • Дрель и сверло, диаметр которого совпадает с диаметром саморезов для фиксации коммутатора
  • Ключи на 8 и на 10
  • Рожковый ключ на 13 миллиметров.

Кстати, гораздо удобнее будет вращать коленчатый вал с помощью вот такого ключа с длинной ручкой:


Сначала производим разборку:

  • Снимаем с аккумулятора клемму «на минус»
  • Отсоединяем все высоковольтные провода со свечей и с крышки трамблера
  • Выкручиваем свечи
  • В свечном отверстии первого цилиндра отверткой проворачиваем коленвал до положения поршня в верхней мертвой точке. Метка на вале должна встать напротив длинной метки.

Что делать тем, кто не смог найти специальный ключ для прокрутки вала? Из положения можно выйти, вывесив заднее колесо автомобиля. Вращайте это колесо, и коленчатый вал также будет крутиться.

Теперь демонтируем старую систему:

  • Снимаем провод высокого напряжения с катушки и крышку распределителя. Обратите внимание, в каком положении находится бегунок. Чтобы лучше запомнить, лучше сделать отметку с помощью мела.


  • Снимаем с трамблера провода и вакуумную трубку. Отворачиваем гайки крепления и вынимаем распределитель.



  • Снимаем провода с контактов катушки, отмечая при этом где должны подключаться жилы реле замка и тахометра.

  • Вынимаем катушку.

Процесс установки электронного зажигания на Ваз 2106:


Первый запуск

Иногда после установки электронного зажигания на Ваз 2106 автомобиль отказывается завестись. Это говорит о том, что нужно проверить, все ли правильно было поставлено. Обратите внимание на подключение проводов высокого напряжения. Проблема может возникнуть и из-за того, что бегунок в результате поворота крышки распределителя начал подавать импульс не в первый, а в четвертый цилиндр.

Отрегулировать систему лучше всего с помощью стробоскопа. Не у каждого он имеется в наличии. А покупать в магазине ради одного раза не стоит. Лучше всего съездить в автосервис и заказать услугу первичной регулировки там.

Как только бесконтактное зажигание установлено, вы почувствуете значительный прирост динамики в процессе езды. Мотор будет работать ровно и стабильно, расход топлива понизится. Заниматься починкой системы зажигания придется реже. Однако будет нелишним на всякий случай возить с собой резервный датчик Холла.

ВАЗовская «семёрка» - последняя классическая модель Жигулей, выпускавшаяся с 1982 по 2012 год. Причём инжектор и электронное зажигание появилось на автомобиле ВАЗ 2107 уже в 90-е, а все предыдущие модификации шли с карбюратором и системой механического (контактного) искрообразования. Поскольку по территории стран бывшего СССР «бегает» немало таких машин, то вопрос перехода на бесконтактное зажигание (сокращённо - БСЗ) не теряет актуальности для их владельцев. Решается он без особых проблем, нужно лишь купить комплект нового оборудования и поставить его на «семёрку» своими руками, чтобы не тратить средства на услуги автосервиса.

Конструкция электронного зажигания

Чтобы поставить бесконтактную систему на «классику» ВАЗ 2107 с карбюратором, желательно изучить, как она устроена. Это поможет вам правильно собрать схему и успешно запустить её в работу. БСЗ для старых карбюраторных моделей Жигулей состоит из таких элементов:

  • трамблёр, он же - распределитель системы зажигания;
  • высоковольтная катушка новой конструкции (отличается от старой, работающей с механическими контактами);
  • коммутатор, отвечающий за управление системой;
  • высоковольтные и обычные провода с разъёмами и клеммами, соединяющие перечисленные элементы;
  • свечи зажигания.

Справка. Поскольку в новой системе зажигания отсутствует контактная группа, а её работа управляется электронным блоком, то к ней одинаково подходят названия «бесконтактная» и «электронная».

В новой высоковольтной катушке предусмотрено 2 обмотки. Первичная изготовлена из проводника большого сечения и подключена к электрической сети автомобиля через реле замка зажигания. Вторичная обмотка намотана большим количеством витков тонкой проволоки и присоединена высоковольтным проводом к трамблёру, состоящему из следующих частей:

  • корпус с установленным по центру валом;
  • на конце вала закреплён подвижный контакт (так называемый бегунок);
  • сверху на корпус надевается крышка, куда подключены высоковольтные провода большого сечения, идущие к свечам зажигания;
  • на валу имеется выступ (кулачок), напротив которого стоит датчик Холла;
  • сбоку прикреплена вакуумная диафрагма, обеспечивающая опережение зажигания.

Коммутатор соединяется проводниками малого сечения с распределителем и катушкой, его задача - управлять своевременной подачей искры на свечи.

Справка. В более новых модификациях ВАЗ 2107, где вместо карбюратора стоит инжектор, отдельный коммутатор отсутствует. В нём нет нужды, поскольку искрообразованием и подачей топлива ведает контроллер бортового компьютера.

Принцип действия БСЗ

Искрообразование с электронным управлением функционирует по достаточно простому алгоритму, что и обусловливает надёжность подобной схемы. Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, на первичную обмотку катушки идёт постоянное напряжение от бортовой сети, отчего вокруг неё образуется магнитное поле. Дальше система работает так:

  1. Стартер поворачивает коленвал и приводит в движение вал трамблёра вместе с бегунком.
  2. Датчик Холла, реагирующий на прохождение рядом металлической массы, регистрирует оборот вала по выступу на нём и отправляет сигнал коммутатору.
  3. Электронный блок по сигналу датчика отключает подачу напряжения к первичной обмотке катушки.
  4. В момент разрыва цепи во вторичной обмотке катушки образуется импульс высокого напряжения (до 24 кВ). По толстому проводу он направляется к подвижному контакту трамблёра.
  5. Бегунок перенаправляет импульс на один из неподвижных контактов, встроенных в крышку. Оттуда напряжение поступает к свече того цилиндра, где поршень находится в верхней мёртвой точке.
  6. В этот момент топливо уже находится в камере сгорания в сжатом состоянии. Когда на электродах свечи проскакивает искра, происходит его воспламенение.
  7. Бегунок вращается и передаёт искру всем цилиндрам по схеме 1-3-4-2, после чего двигатель машины заводится и начинает работать.

Примечание. В старых автомобилях ВАЗ 2107 коммутатор отсутствовал, а электрическая цепь разрывалась механическим способом - кулачок вала размыкал контактную группу.

Плюсы и минусы бесконтактного зажигания

На данный момент системой искрообразования с электронным управлением оснащается 100% выпускаемых автомобилей, использующих в качестве горючего бензин или сжиженный газ. Механическое зажигание устарело и осталось в прошлом. Причина - её ненадёжность при эксплуатации, частые неполадки и невысокая мощность искры. По сравнению с контактной системой БСЗ обладает следующими преимуществами:

  1. Отсутствие контактов, чьи поверхности постоянно подгорают от высокого напряжения, отчего мощность искрообразования резко падает.
  2. В распределителе электронной системы нет быстроизнашивающихся деталей, которые приходилось менять через каждые 15-20 тыс. км пробега.
  3. Благодаря бесконтактной схеме и новой конструкции катушки напряжение, подаваемое на электроды свечей, удалось поднять с 18 до 24 кВ. Это благотворно повлияло на воспламенение и сжигание топливовоздушной смеси в цилиндрах.
  4. Надёжность в работе и долговечность.

Справка. В прошлые времена хозяевам ВАЗовской «классики» довольно часто приходилось удалять выступ, нагорающий на поверхности одного из контактов, для чего требовался плоский надфиль. Но на втором контакте образовывалось углубление, которое зачистить достаточно трудно, поэтому производители стали делать контактные группы со сквозными отверстиями.

Из существенных недостатков БСЗ можно отметить один - неремонтопригодность датчика Холла. Если механические контакты подчищаются, то неисправный датчик нужно только менять, поэтому желательно возить его с собой. С другой стороны, данный приборчик очень надёжен в работе и служит без проблем 40-50 тыс. км.

Справка. Владельцам автомобилей ВАЗ 2107, оснащёнными первыми комплектами БСЗ, помимо датчика Холла приходилось возить ещё и запасной коммутатор. Но спустя 2 года его конструкция претерпела модернизацию, отчего электронные блоки перестали выходить из строя.

Инструкция по установке бесконтактной системы

Процедура замены механического зажигания на электронное делится на такие этапы:

  • выбор и покупка БСЗ;
  • подготовка инструментария;
  • снятие старой системы и установка новой;
  • настройка зажигания.

Если ранее вам не приходилось самостоятельно разбираться с проблемами искрообразования в классических моделях Жигулей, то придётся выделить на всю работу примерно 3-4 часа.

В заводской комплект БСЗ для ВАЗ 2107, имеющийся в продаже, входят следующие детали:

  • коммутатор с каталожным номером 36.3734 (ещё бывает 3620.3734);
  • главный распределитель зажигания, маркировка - 38.37061;
  • высоковольтная катушка, номер по каталогу - 27.3705;
  • жгуты проводов с разъёмами.

Примечание. Маркировка трамблёра указана для машин с двигателями объёмом 1,5 и 1,6 л. В модификациях «семёрок» с мотором 1,3 л блок цилиндров меньше по высоте, а вал распределителя зажигания короче. Его каталожный номер - 38.3706–01.

В продаже встречается подобный бесконтактный комплект, предназначенный для российского внедорожника ВАЗ 2121 «Нива». В нём трамблёр маркируется так: 3810.3706 либо 38.3706–10. Не стоит его покупать для «классики», поскольку элемент отличается по техническим параметрам, хотя внешне выглядит так же.

Среди производителей, выпускающих готовые комплекты электронного зажигания для старых моделей ВАЗ, лучше всех себя зарекомендовала компания «СОАТЭ», чьё производство расположено в г. Старый Оскол Российской Федерации. Отзывы владельцев «классики» о продукции компании сугубо положительные.

Совет. Планируя ставить БСЗ на «семёрку», параллельно замените свечи зажигания (марка - А17ДВР) и высоковольтные провода к ним. В комплект поставки они не входят, но для стабильной и экономичной работы двигателя с новой системой искрообразования очень пригодятся.

Какие понадобятся инструменты?

Для монтажа электронного блока и других элементов БЗС вам потребуется простой инструментарий, имеющийся в гараже у любого мастеровитого автомобилиста:

  • отвёртки с плоским и крестообразным шлицем;
  • рожковые ключики размером 8, 10 и 13 мм;
  • обычные пассатижи;
  • свечной ключ, оснащённый для удобства карданчиком;
  • ручная либо электродрель со сверлом диаметром 3-3,5 мм.

Примечание. С помощью ключей откручиваются клеммы, крепления трамблёра и катушки. Дрель понадобится, чтобы сделать 2 отверстия для монтажа коммутатора. В некоторых машинах можно отыскать готовые отверстия, рассчитанные под монтаж электроники, они находятся на левом лонжероне (по ходу движения авто).

Хорошо, если вам удастся найти и взять на время специальный ключ, предназначенный для поворачивания коленчатого вала ВАЗ 2107, ухватившись за гайку храповика. Другой вариант - вращать коленвал обычным рожковым ключом размером 30 мм либо поворотом вывешенного заднего колеса при включённой 4-й передаче.

Проводить работы по установке и настройке бесконтактного зажигания можно в любом удобном месте, лишь бы позволяли погодные условия. Поскольку смотровая яма вам не потребуется, то сгодится ровная и хорошо освещённая площадка.

Установка БСЗ на автомобиль

Перед монтажом электронного зажигания вам нужно снять с машины старую систему, действуя в таком порядке:

  1. Поднимите крышку капота «семёрки», отключите аккумулятор от бортовой сети и снимите со свечей провода высокого напряжения.
  2. Выверните свечи и поворотом коленчатого вала выведите поршень 1-го цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ). В этом вам поможет длинная отвёртка, вставленная в свечной колодец. Убедитесь, что насечка на шкиве коленвала стоит напротив первой метки на блоке цилиндров (она самая длинная из трёх).
  3. Разблокируйте металлические защёлки крышки распределителя зажигания и снимите её вместе с проводами. Для верности поставьте на клапанной крышке двигателя отметку напротив подвижного контакта бегунка.
  4. Отключите от трамблёра все провода и тонкую трубку, которая соединяет его со штуцером на карбюраторе. Ослабьте гайку, прижимающую юбку распределителя к блоку цилиндров, и открутите её. Снимите старый трамблёр, проследив, чтобы не потерялась прокладка (стоит между ним и блоком).
  5. Отсоедините провода от контактов высоковольтной катушки и запомните, куда они подключались. Открутите кронштейн катушки и снимите её с кузова.

Установку БСЗ начните с монтажа электронного блока, снабжённого алюминиевой посадочной пластиной с отверстиями (она служит элементом охлаждения прибора). Если на левом лонжероне есть готовые отверстия, прикрутите к ним коммутатор двумя саморезами. В противном случае найдите свободное место неподалёку от катушки, просверлите отверстия и закрепите блок управления.

Совет. Не ставьте коммутатор под бачком с жидкостью для промывки лобового стекла. Если он протечёт, то зальёт нежную электронику и зажигание перестанет функционировать.

Монтаж элементов бесконтактной системы выполняйте в такой последовательности:

  1. Возьмите новый трамблёр, снимите с него крышку и наденьте прокладку. Установите его в гнездо на блоке цилиндров таким образом, чтобы подвижный контакт встал напротив меловой метки, нарисованной на клапанной крышке мотора. Слегка прижмите юбку распределителя крепёжной гайкой, чтобы он случайно не повернулся.
  2. Прикрутите катушку высокого напряжения на старое место (крепления совпадают). Подключите к её клеммам провода от реле замка зажигания, тахометра и коммутатора. Жила, идущая от контакта «1» электронного блока, подключается к клемме с маркировкой «К» катушки, а провод от контакта «4» соединяется с клеммой «Б».
  3. Установив зазор 0,8-0,9 мм между электродами свечей, закрутите их в отверстия цилиндров. Наденьте на трамблёр крышку и подсоедините все провода высокого напряжения, в том числе центральный, ведущий к катушке. Подключите вакуумную трубку, после чего можете приступать к пуску мотора и регулировке своевременного искрообразования.

Совет. При монтаже высоковольтной катушки клеммы меняются местами, что доставляет некоторые неудобства. Вопрос решается ослаблением гайки крепёжного хомута и поворотом корпуса катушки на 180°, после чего её можно ставить на место.

Этапы установки зажигания в фотографиях

Положение бегунка при совмещённых метках Перед выставлением меток нужно снять крышку распределителя Откручивание проводов старого трамблёра Снятие центрального высоковольтного провода с катушки Когда все провода сняты и откручена гайка крепления, трамблёр вынимается из блока После монтажа новой катушки провода подключаются к тем же клеммам Высоковольтные провода нужно подсоединять, ориентируясь по цифрам на крышке Коммутатор крепится на 2 самореза к лонжерону

Видеоматериал по замене зажигания на электронное

Указания по настройке зажигания

Если вы чётко следовали изложенной инструкции, присоединили все провода согласно схеме и не сбили совмещённые метки, то мотор запустится без проблем. Чтобы отрегулировать зажигание, нужно добиться стабильной работы двигателя, так что для начала прогрейте его несколько минут, не давая заглохнуть нажатием на педаль газа.

Совет. Если запуск мотора не удался, а при включении стартера не проявляются даже хлопки, то вы наверняка напутали с проводкой. Ещё раз проверьте все по схеме, прилагающейся к заводскому комплекту деталей электронного зажигания.

Выполнить регулировку на прогретом двигателе можно двумя методами:

Стробоскоп - это прибор с лампочкой, мигающей одновременно с передачей импульса датчиком Холла. Когда включённый стробоскоп подносят к маховику коленчатого вала на работающем моторе, то становится видно положение насечки. Отсюда и возможность точной регулировки.

Для настройки подключите питание стробоскопа к аккумуляторной батарее, а толстую жилу - к высоковольтному проводу свечи 1-го цилиндра. Отпустите гайку крепления трамблёра и поднесите мигающую лампу к шкиву. Медленно поворачивайте корпус распределителя, пока насечка на шкиве не займёт место напротив короткой риски, после чего затяните гайку.

Настройка народным способом «на слух» выполняется так:

  1. Заведите двигатель и отпустите гайку, удерживающую распределитель зажигания.
  2. Плавно и не спеша вращайте трамблёр в пределах 15°. Найдите положение, при котором мотор работает наиболее стабильно.
  3. Зажмите гайку крепления.

Совет. Когда станете поворачивать распределитель зажигания рукой, старайтесь не касаться проводов высокого напряжения, чтобы вас не ударило током. Оптимальный вариант - взяться за корпус мембранного механизма, куда присоединена трубка от карбюратора.

Вполне закономерно, что после установки системы бесконтактного зажигания холостые обороты двигателя вырастут до 1100-1200 об/мин из-за повышенной мощности искры. Установите норму 850-900 об/мин, закручивая винт холостого хода на карбюраторе и ориентируясь по тахометру. На карбюраторах ВАЗ 2105-2107 типа «Озон» этот винт располагается в нижней секции агрегата с правой стороны и отличается большим размером. В карбюраторах ВАЗ 2108 типа Solex (такие тоже ставились на «семёрку») есть длинная рукоятка из пластика, выступающая справа (по ходу движения). Второй винт, регулирующий состав топливовоздушной смеси, крутить нельзя.

Совет. Если во время резкого нажатия на акселератор из двигателя раздаётся звонкий стук, то вы поставили слишком большой угол опережения зажигания и смесь вспыхивает раньше чем нужно. Ослабьте гайку распределителя и поверните корпус на пару градусов по часовой стрелке.

Видеоролик о регулировке зажигания на «классике» Жигулей

Лучшим показателем успешной установки и настройки бесконтактной системы зажигания является проверка ВАЗ 2107 на ходу. Стоит проехать на автомобиле несколько километров, чтобы проверить при различных режимах - разгон, движение по прямой и накатом при включённой передаче. Поведение машины наверняка вам понравится, а опостылевшая зачистка контактов забудется навсегда.


Работа любого бензинового двигателя внутреннего сгорания была бы невозможна без специальной системы зажигания. Именно она отвечает за воспламенение смеси в цилиндрах в строго определенный момент. Различают несколько возможных вариантов:

  • контактная;
  • бесконтактная;
  • электронная.
Каждая из этих систем зажигания авто имеет свои особенности и конструкцию. Однако вместе с этим, большинство элементов разных вариантов одинаковы.

Одинаковы элементы разных систем зажигания автомобиля

Незаменимым и наиболее востребованным является наличие аккумуляторной батареи. Даже в отсутствие или при поломке генератора при помощи неё можно ещё некоторое время продолжать движение. Генератор также есть неотъемлемой частью, без которой нормальное функционирование любой из систем невозможно. Свечи зажигания, бронепровода, высоковольтная и управляющие элементы дополняют любую из упомянутых систем. Основное различие меду ними заключается в типе, управляющего моментом зажигания и отвечающего за искрообразование устройства.

Контактный прерыватель-распределитель зажигания

Это устройство инициирует возникновение искры высокого, до 30000 В, вольтажа на контактах свечей зажигания. Для этого он соединяется с высоковольтной катушкой, благодаря которой происходит образование высокого напряжения. Сигнал на катушку передается при помощи проводов от специальной контактной группы. При её размыкании кулачковым механизмом происходит образование искры. Момент её возникновения должен строго соответствовать требуемому положению поршней в цилиндрах. Это достигается благодаря четко рассчитанному механизму, передающему вращательное движение на прерыватель-распределитель. Одним из недостатков устройства является влияние механического износа на время возникновения искры и на её качество. Это влияет на качество работы двигателя, а значит может требовать частых вмешательств в регулировку его работы.


Бесконтактное зажигание

Этот тип устройств не зависит на прямую от размыкания контактов. Основную роль в моменте искрообразования здесь играет транзисторный коммутатор и особый датчик. Отсутствие зависимости от чистоты и качества поверхности контактной группы может гарантировать более качественное искрообразование. Однако этот тип зажигания тоже использует прерыватель-распределитель, который отвечает за передачу тока на нужную свечу в нужный момент.


Электронное зажигание

В этой системе воспламенения смеси полностью отсутствуют механические движущиеся части. Благодаря наличию специальных датчиков и особого блока управления, образование искры и момент её раздачи на цилиндры выполняются гораздо более точно и надежно, чем у вышеупомянутых систем. Это дает возможность улучшить работу двигателя, увеличить его мощность и снизить расход топлива. Кроме того, радует и высокая надежность устройств такого типа.


Основные этапы работы системы зажигания

Различают несколько основных этапов работы любых систем зажигания:

  1. накопление необходимого заряда;
  2. высоковольтное преобразование;
  3. распределение;
  4. искрообразование на свечах зажигания;
  5. возгорание смеси.
На любом из этих этапов слаженная и точная работа системы чрезвычайно важна, а значит свой выбор необходимо останавливать на надежных и проверенных устройствах. Лучшей по праву считается электронная система зажигания.

Видео про принцип работы системы зажигания:

Итак, наша задача разобраться в деталях и нюансах при замене стандартной, «классической» контактной системы зажигания, на более совершенную – бесконтактную, или как ее еще называют, электронную систему. А зачем нам это? А затем, что все «прогрессивное человечество» в лице владельцев автомобилей марки ВАЗ, будь то 2101 или, если можно так сказать, более продвинутая модель ВАЗ 2107, уже давно перешли на бесконтактную систему зажигания. Остались, наверное, только те, кто не понимает, как это сделать. Надеюсь, после прочтения все станет понятно.

Устройство электронного зажигания

Схема электронного зажигания ВАЗ 2101, равно как и ВАЗ 2105, 2106, 2107 или 2109, включает в себя распределитель с бесконтактным электронным датчиком и стальным экраном, коммутатор, катушку с разомкнутым магнитопроводом, свечи зажигания с высоковольтными проводами и комплект соединительных проводов.

Преимущества установки электронного зажигания на всю классику ВАЗ, неважно, будет ли это 2106 или 2107 – очевидны. Практичность, стабильность работы, более надежное (мощное) искрообразование и качественное сгорание смеси, долговечность, отсутствие проблем с контактной группой, более легкий запуск двигателя – это далеко не полный перечень. Нужно сказать еще и о практически отсутствующих пробоях зажигания, улучшении динамики авто, незначительном, но снижении расхода топлива при использовании бесконтактной системы.

К недостаткам может быть отнесена достаточно высокая цена электронного зажигания ВАЗ и возможный выход из строя датчика Холла. Ну да ладно, датчик нетрудно заменить даже в дороге. В общем, приступим.

Замена штатного зажигания ВАЗ на электронное

Для замены нам понадобится сам комплект зажигания с высоковольтными и соединительными проводами, стандартный набор инструментов плюс ключ на 38 для вращения коленвала, свечи с зазором между электродами 0,7-0,8 мм, предназначенные для бесконтактной системы зажигания, дрель со сверлами, саморезы и час свободного времени.

Один нюанс: при выборе бесконтактной системы зажигания нужно учитывать то, что модель трамблера (датчика-распределителя или прерывателя-распределителя) для разных двигателей будет отличаться длиной вала. Для силовых агрегатов объемом до 1,3 л используется распределитель с более коротким, а при объеме более 1,3 л – с удлиненным валом. Если вал все-таки попался длинный, вместо короткого, на седло распределителя нужно установить шайбу-прокладку, которая поможет «укоротить» вал.

Проворачивая храповую гайку ключом, устанавливаем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Достигается это путем совмещения метки на шкиве коленвала с наибольшей меткой на крышке двигателя. Далее, сняв крышку распределителя, нужно запомнить или пометить расположение распределителя и бегунка в нем. Именно так и нужно будет устанавливать их, заменив новыми. Кстати, достаточно подробно об установке электронного зажигания ВАЗ можно посмотреть на видео в сети.

Переходим к демонтажу катушки зажигания, замечая, куда и какие провода были прикреплены и то, что на новой катушке плюс обозначается как «Б», минус, соответственно «К». Все, старую сняли, новую установили. На очереди коммутатор.

Установить его можно куда угодно, например, под левой фарой есть место. Если нет – дрель в руки и вперед! Тут саморезы и пригодятся. Момент: при установке следим, чтобы радиатор коммутатора наиболее плотно прилегал к кузову автомобиля; черный провод от блока управления крепим к массе. Провода с отметкой «плюс» от коммутатора и зеленый провод, который присоединялся к старому трамблеру, соединяем с клеммой катушки «Б». Оставшийся провод от коммутатора и коричневый, тоже от старого распределителя зажигания, с клеммой «К» катушки зажигания.

Беремся за трамблер. Ослабив его крепление, извлекаем старый и заменяем его новым. Устанавливаем точно так, как стоял старый. Осторожнее с прокладкой! И еще: не нужно сейчас окончательно затягивать его крепление – чуть позже может понадобиться регулировка. Подключаем жгут проводов в фишке от коммутатора.

После этого можно заменить свечи и провода высокого напряжения, установить крышку распределителя и – осталось только перепутать местами высоковольтные провода. Головная боль в этом случае обеспечена! Сверяемся при подключении с цифрами на крышке распределителя зажигания! Провод, выходящий из центра крышки распределителя – к катушке. Ну, все, можно заводить.

Завелась? Повезло! Ничего, в следующий раз обязательно что-то напутаете. Теперь необходимо точно выставить момент зажигания, затянуть распределитель и на этом установка электронного зажигания на ваш ВАЗ может считаться законченной, о чистке контактов можно не вспоминать.

В случае если не завелась, причина может быть в неправильной установке соединительных или высоковольтных проводов или трамблера (датчик Холла в центре должен совмещаться с кромкой начала выреза окна в экране), неработоспособности коммутатора, катушки зажигания или датчика Холла. Также стоит обратить внимание на работоспособность свечей зажигания.

Если завелась, но при правильно установленном моменте зажигания работа двигателя вызывает нарекания, возможно, причина в центробежном регуляторе прерывателя зажигания. Лечится заменой пружин грузов на более мягкие пружины.

Вот теперь можно и в путь, не забыв купить про запас датчик Холла. Осталось только наслаждаться более уверенной, ровной и бесперебойной работой двигателя.