Ситроен 60 х годов. Где производятся автомобили Citroen? История бренда Citroen. Официальная статистика по количеству автомобилей на душу населения

В 1919 году была основана компания «Citroen», одна из крупнейших автомобильных компаний Европы. Первая модель марки стала одним из самых популярных автомобилей 20 века. Компактный Ситроен А оснащался 1,3-литровым силовым агрегатом, мощность которого составляла 18 лошадиных сил. Сочетание легкого кузова, мощного и надежного мотора, а так же невысокой цены модели, обеспечили большую популярность автомобилей Ситроен.

После первого успеха, марка принялась за создание сразу нескольких автомобилей,основатель компании Андре Ситроен был увлечен мыслью, создать такую машину, которая могла бы стать платформой для создания нескольких моделей. В то же время, производство модели А превышало сто экземпляров в сутки. Тем не менее, в 1921 году был представленСитроен 5 CV Trefle, который своевременно пришел на смену модели А, так как ее темпы продаж постепенно падали.

Параллельно с этим, именно Андре Ситроен стал первым в мире применять PR-решения в автомобильной сфере, что привело к завоеванию популярности марки далеко за пределами Франции. К концу 20х годов «Citroen» имел представительства во всех крупных странах Европы.

В 1929 году были представлены сразу две модели - В12 и В14, которые завоевали звание самых комфортных автомобилей своего времени. Это подтвердили и продажи автомобилейСитроен, которые разошлись тиражом в 135 тысяч всего за два года производства. А в 1931 году была представлена следующая модель Ситроен Гранд Люкс, которая стала первым премиальным автомобилем компании. Машина комплектовалась революционным для европейского рынка 2,7 литровым силовым агрегатом, мощностью 53 лошадиных силы. К 1933 году «Citroen» под руководством Андре стала крупнейшим производителем автомобилей на континенте, опередив итальянский «ФИАТ» и доведя производство автомобилей до 1,1 тысяч экземпляров в день.

Однако уже в 1934 году неожиданно упал спрос на автомобили компании «Citroen», которая к тому моменту вложила все свои активы в создание новых заводов и технологических центров, таким образом, компания оказалась на грани банкротства. Одной из причин столь стремительного краха стал всемирный экономический кризис. Спустя 2 месяца после начала процедуры банкротства, 60% акций были выкуплены производителем автомобильной резины «Мишлен».

Еще через несколько месяцев уходит из жизни основатель компании Андре Ситроен. Тем не менее, наследники легенды автомобилестроения, постарались выправить ситуацию, на что им потребовалось два десятилетия. В 1955 году была представлена модель Ситроен DS, которая стала весьма популярной на автомобильном рынке Франции и Италии. Компания впервые смогла получить прибыль, чего не было более двадцати лет. Однако период с 1955 по 1969 годы не стали успешными для компании Ситроен. В 1976 году марка «Citroen» вошла в состав крупнейшего на то время автомобилестроителя Франции - «Пежо».

В первой половине 90х годов двадцатого века марка «Citroen» выпускает такие модели, какСантиа, Саксо и Берлинго, постепенно возвращая себе былое величие. Кроме того, начата активная подготовка к участию в нескольких гоночных сериях. В то же время, на свет появляются сразу несколько моделей разного класса. Первой из них стала модель Ситроен С4, относящаяся к компактному классу C по европейской классификации, затем последовали С3 - B класса, и С5 - D класса.

В 2004 году, всего лишь через два года после начала участия в чемпионате мира по ралли,французский гонщик Себастьян Лёб, за рулем Ситроен Касара, становится победителем генеральной классификации. Затем последовали его победы на автомобилях С4, С3 и DS3, доведя общий счет побед до 9. Таким образом, приняв участие в 12 сезонах чемпионата, был установлен рекорд по количеству побед за всю историю существования WRC.

Модельный ряд компании, на фоне успехов в автомобильных соревнованиях, пополнился спортивными версиями известных моделей, а в 2007 году, был представлен первый кроссовер компании «Citroen», построенный на платформе Мицубиси Аутлендер. В 2011 году была представлена еще одна модель компактного кроссовера, который стал одним из самых популярных автомобилей на рынке Франции за 2012 год.

Новым направлением компании стало создание уникального дизайна. Благодаря тому, что все технологические разработки велись совместно с «Пежо», они не потребовали колоссальных инвестиций.

В 2013 году в свет вышел Citroеn C4 Picasso (пятиместная версия), который в скором времени, уже в 2014 году, обрел «старшего брата» Citroеn Grand C4 Picasso с увеличенной вместимостью (на семь мест). Модернизированная версия стала настоящим рывком вперед и подарила всем последующим моделям совершенно новый изысканный дизайн. Машина сконструирована на ЕМР2 платформе, благодаря чему водители новинки уменьшили количество вредных выбросов в атмосферу. Эта модель отличалась не только совершенным внешним видом, но и внедрением огромного количества современных технологий. Например, удобный сенсорный дисплей, позволяющий осуществлять контроль над всеми бортовыми системами.

Стоит отметить, что версии 2013 и 2014 годов смогли собрать более 65 тысяч заказов. Автомобили стали пользоваться широким спросом в больших семьях.

1919 год стал для автомобильной Европы историческим. Именно в этом году из ворот парижского завода, что на набережной Жавель, вышел первый серийный автомобиль – Citroen модель «А». Между тем промышленная Франция, да что там Франция, практически вся Европа уже давно знала продукцию, выпускаемую под товарным знаком из двух перевернутых букв V. Уже тогда мало кто вспоминал, что именно так выглядят геликоидальные шестерни. Для всех этот логотип ассоциировался исключительно с именем Андре Ситроена.

Геликоидальные шестерни. Фото: Citroen

Андре Ситроен родился в 1878 году в семье довольно удачливого предпринимателя. Но когда будущему автомобилестроителю исполнилось шесть лет, его отец, совладелец крупной компании по обработке драгоценных камней, покончил жизнь самоубийством. Впрочем, оставленное отцом состояние позволило Ситроену закончить политехнических институт, после чего он начал работать на предприятии своих друзей по производству деталей для паровозов. В 1905 году он становится полноправным компаньоном этого производства. В 1990 году Андре посещает Польшу. Здесь находился небольшой заводик, которым владели родственники Ситроена. Среди прочего оборудования на этом заводе отливались большие шестерни с зубьями в форме V. Зная острую потребность в таких шестернях, Ситроен принимает решение заняться их производством у себя на родине. А чуть позже геликоидальные шестерни, производимые на этом предприятии, стали известны практически по всей Европе. Купленный в свое время российский патент на производство шестерен, чье зацепление в виде шеврона тут же стало брендом, принес Ситроену не только огромную прибыль, но и широкую известность.

Цех по производству снарядов. Фото: Citroen

Имя молодого предпринимателя стало чуть ли не легендой, и уже в 1908 году Андре приходит на автомобильный завод Mors антикризисным директором – дела предприятия сразу начинают идти в гору.

Первая мировая война стала очередным скачком в карьере молодого специалиста. Лейтенант 2-го полка тяжелой артиллерии IV французской армии Андре Ситроен находился на Аргоннском участке линии фронта. Своими глазами он видел, как одна за другой захлебывались попытки перейти в наступление. Причина тому была в катастрофической нехватке боеприпасов. В январе 1915 года генерал Луи Баке, начальник службы артиллерии в министерстве обороны Франции, получил письмо, подписанное капитаном артиллерии Андре Ситроеном. Генерал не поверил своим глазам. Андре Ситроен брался в течение четырех месяцев построить и оборудовать завод по производству 75-миллиметровых шрапнельных снарядов. Это были снаряды самого востребованного на фронте калибра.

Самый первый автомобиль Citroen модель «А» у заводского здания. Фото: Citroen

В кротчайшие сроки на берегах Сены вырастает предприятие, выпускающее больше боеприпасов, чем все остальные предприятия вместе взятые.

Еще не стихла канонада Первой мировой, а Ситроен уже увлечен идеей создания своего собственного автомобиля. Огромные финансы, заработанные на войне, позволяют привлечь к этому проекту самый высококвалифицированный персонал. В 1912 году он посещает заводы Форда и знакомится с конвейерной организацией труда. В январе 1919 года во всех газетах Франции появились объявления о предстоящем появлении на рынке совершенно нового автомобиля по цене всего 7250 франков. Ни один производитель тогда не мог предложить такой низкой цены.

Андре Ситроен 1918 год

Объявления произвели эффект разорвавшейся бомбы. За две недели на завод поступило порядка 16 тысяч заявок. А позже этот поток и вовсе превратился в потоп. Завод Ситроена выпускал в день по 100 автомобилей. Правда, модель была всего одна – «А», однако именно Ситроен, в отличие от других европейских автопроизводителей, перевел автомобиль из разряда роскоши в средство передвижения. Спустя четыре года производства количество выезжающих из ворот завода автомобилей выросло до 300 в день.

Будучи человеком дальновидным, Андре Ситроен понимал, что выпустить еще не значит продать. В связи с чем немаленькая часть прибыли уходила на рекламу. Причем иногда она работала на очень далекую перспективу. Так, в частности, он наладил производство игрушечных автомобилей под своим логотипом. Точная копия настоящего автомобиля приводила будущих покупателей в неописуемый восторг, и уже ни у кого не было сомнения, какую марку выберет малыш, когда вырастет.

Осень 1922 года. Андре Ситроен у карты автопробега через Сахару . Фото: Citroen

Были у Андре и по нынешним меркам просто неподъемные рекламные проекты. В свое время фотография Эйфелевой башни со светящейся надписью Citroen обошла практически весь мир. Многим из того, что придумал Ситроен по продвижению своего товара, мы пользуемся по сей день. К примеру, для того чтобы фирменный знак заводов Ситроена постоянно был перед глазами водителей, по всей Франции были установлены указатели и дорожные знаки, увенчанные «двойным шевроном». Сегодня рекламой на дорожных знаках уже никого не удивишь. Рекламные автопробеги, рассылка грампластинок с записями рекламы, и даже надписи на небе, все это было опробовано Андре Ситроеном задолго до сегодняшних креативщиков.

В 1933 году Ситроен решает полностью перестроить свои заводы и спустя пять месяцев на месте прежнего предприятия появляется автогигант общей площадью 55 тысяч квадратных метров. Его производственные мощности позволяют полностью удовлетворить потребности Франции в автомобилях. Мощность предприятия по тем временам просто феноменальная.

Октябрь 1931 года. Андре Ситроен и Генри Форд

Однако зачастую финансовые возможности Ситроена не успевали за его идеями, в связи с чем чуть ли не все проекты делались им на деньги инвесторов. Финансовый кризис тридцатых в конечном счете сильно ударил по продажам автомобилей, в связи с чем новые инвесторы отказались вкладываться в перспективные проекты Ситроена. После множества неудачных попыток найти источники финансирования Ситроен объявил себя банкротом. Умер он в марте 1935 года от рака желудка.

«Если замысел хорош, цена не имеет никакого значения», - говорил Андре Ситроен. Эта фраза стала смыслом всей его жизни и именно благодаря этому талантливому инженеру и организатору мы по сей день имеем возможность лицезреть на наших улицах одни из самых передовых, как в смысле дизайна, так и технологий, автомобили.

Завод Ситроен 1935 г. Фото: Citroen

Citroen после Ситроена
Незадолго до смерти Андре Ситроена компания осваивает выпуск по тем дням действительно революционного автомобиля. Несущий кузов, независимая торсионная подвеска и пожалуй самое революционное нововведение — передний привод. Так в 1934 году на свет появился 7CV Traction Avant.

Благодаря своей инновационной конструкции машина долгое время была на острие технического прогресса что позволило ей продержаться на конвейере аж до 1956 года. Кстати именно благодаря ей в последствии компании удалось относительно быстро восстановится после кризиса. Но это было потом. А в 1935 году правительство страны вынуждает Андре Ситроена передать контрольный пакет акций компании Мишлен. Таким образом правительство страны пытается спасти «Акционерного общества автомобили Андре Ситроена» от банкротства.

Однако избежать потерь все же не удалось. Так в результате кризиса с предприятий Ситроена было уволено около 8000 рабочих, а так же было закрыто сборочное предприятие в Италии. Однако компания осталась на плаву и продолжала выпуск автомобилей.

Первая половина роковых сороковых была занята войной. Естественно ни о каком развитии производства здесь и речи быть не могло. Максимум на что была способна компания так это на выпуск уже поставленной на конвейер 7CV Traction Avant. Однако если к концу 1945 года было выпущено 9324 автомобиля то уже в 1946 их сошло с конвейера 24443 – компания возрождалась. Поддерживая традиции руководство компании не перестает экспериментировать. Результатом одного из таких экспериментов становится реконструкция завода в Левалуа. Там для сборки двигателей организуются отдельные рабочие участки. Позже на этом же заводе налажен выпуск еще одного легендарного автомобиля долгожителя — Traction Avant – 2 CV, прозванный в народе «Утиным хвостом».

Этот автомобильчик не был красив, у него не было мощного двигателя, но будучи дешёвым даже по тем временам он на долгие годы завоевал популярность не только во Франции и во всем мире. Машина выпускалась вплоть до 1990 года, т.е. фактически 42 года и за это время не претерпел существенных конструктивных изменений.

Середина пятидесятых и вновь компания выводит в свет нечто до этого невиданное. Начавший работу завод в Асниер, специализируется исключительно на изготовлении гидравлики. Такая узкая специализация завода была выбрана не случайно. Еще до начала его строительства было известно что детали которые будут производится на этом предприятии в первую очередь будут устанавливаться на новую модель Citroen а именно на DS-19 — машину с неординарной внешностью и стелящейся посадкой.

Помимо футуристической внешности DS-19 обладал целым рядом технологических инноваций то как использование сплавов алюминия и пластика в производстве деталей, дисковые тормоза, усилитель руля и тормозов. Однако главной изюминкой автомобиля была гидравлическая система, контролирующая работу адаптивной гидропневматической подвески. Она обеспечивала не только плавность хода, но и позволяла приподнимать или опускать кузов автомобиля.

Шестидесятые годы становятся для компании годами активного роста. Заключается договор с Югославской компанией Томос договор о производстве на ее мощностях знаменитого 2СV. В Бретани. Налажен выпуск модели Ami6.

Кстати говоря этот завод стал первым на котором была налажена не только сборка но и штамповка кузовных деталей.

Помимо Европы компания открывает производства в Канаде, Чили, Африке. В это же время Citroen приобретает контрольный пакет акций компании Maserati. Заключается договор с немецкой компанией NSU-Motorenwerke на разработку нового двигателя производство которого должно быть налажено на совместном производстве «Комобил» в Женеве.

Семидесятые годы, после триумфального шествия по миру вновь стали для Citroen тяжелыми. Разразившийся нефтяной кризис привел к тому что технически инновационные, экстравагантные Citroen вновь стали плохо проаваться. Причина банальна — машины потребляли много топлива. В итоге на компании вновь заговорили о банкоротстве. Спасти компанию мог только альянс. В итоге было принято решение об объединении компаний «Automobiles Citroen» и «Automobiles Peugeot». Целью такого решения было создание крупной промышленной группы, способную стать максимально конкурентоспособной на международном рынке. Чуть позже, была создана холдинговая компанию PSA Peugeot-Citroen Alliance, включившую в себя Citroen SA и Peugeot SA. И хотя Citroen вошел в холдинг на правах самостоятельного тем не менее сохранить свою исключительную индивидуальность не удалось. Первым плодом сотрудничества этого альянса становится модель Visa.

Взяв за основу 104 модель Citroen оснастил ее двухцилиндровым двигателем объемом 652 см³, дополненного системой воздушного охлаждения. Реверансом в сторону компаньона стала модификация этого автомобиля основным отличием которой являлся более мощный четырехцилиндровый мотор объемом 1,1 литра произведенный компанией Peugeot.

А чуть ранее в 1975 году с окончанием производства модели DS, машиной президентов, как ее тогда называли, закрывается фабрика на набережной Жавель. За все время работы этого предприятия из его ворот вышло более трех миллионов автомобилей.

Восьмидесятые годы становятся для компании не только годами совершенствования производства. Помимо этого происходит ребрендинг. Теперь Citroen вместо сине-желтой гаммы цветов в логотипе использует бело-красную. Помимо этого головной офис переезжает в предместье Парижа а именно в Нейи-сюр-Сен. Все чаще компания начинает прибегать к компьютерному моделированию и в итоге приобретает самый мощный по тем временам суперкомпьютер Cray XMP/14. Общие вложения в развитие концерна за эти годы составили 7.5 млрд. франков, включая 1.2 млрд. на разработки и исследования. Вложения не заставили себя долго ждать и потребитель получил такую модель как XM.

В конце 1984 года было утверждено задание на разработку проекта Y30 - автомобиля, который должен был заменить Citroen CX. В конкурсе дизайн-проектов принимали участие три разные студии: два собственных бюро концерна PSA и фирма Bertone. К производству был принят вариант Bertone. А через пять лет Citroen XM добрался до конвейера: продажи начались в мае 1989 года.

В начале девяностых Citroen презентует очередную свою новинку, а именно модель ZX. Кстати именно с этой моделью Citroen официально вернулся в автоспорт создав раллийную команду ZX Rally Raid. Заботясь о повышении качества компания много внимания уделяет обучению сотрудников. В итоге в 1992 году свои двери открывает Институт Citroen основная задача которого повышение квалификации сотрудников компании. Не обделены вниманием в этот период и потребители. На рынок выходят такие модели как Citroen Xantia, Saxo, Xsara, Evasion.

На Женевском автосалоне представляют Citroen C6 Lignage, являющий собой прототип будущего флагмана.

Во Франкфурте дебютирует концепт Pluriel. В декабре 1999 года на рынок выводится Xsara Picasso.

Нулевые начинаются для Citroen c триумфа — на парижском автосалоне представлен Citroen С5.

Автомобиль Citroen С5 был доступен в кузовах хэтчбек и универсал. Помимо этого он оснащался новейшей гидроподвеской Hydractive III с режимами Sport и Comfort и довольно мощными двигателями, то как V- образная «шестерка» объемом 3,0 л и мощностью 210 л.с. и дизель объемом 2,2 л и мощностью 136 л.с. Именно с этой новой моделью концерн возвращается к своему обычному обозночению моделей, а именно буквенно-цифровому.

Чуть позже на Франкфуртском автосалоне представлены Citroen C3 и концепт C-Crosser – новое слово в создании автомобилей.

Вместе с тем копания не забывает и о потребителях. Так гарантийный срок на все автомобили Citroen теперь составляет 24 месяца. Впервые в рамках концерна PSA появляется новая роботизированная КПП – SensoDrive. Совместив в себе преимущества механики и автомата, она впервые нашла свое место под капотом C3 с двигателем 1,6 16V.

2006 г. стал началом производства линейки C4 Picasso, Первым на на автосалоне в Париже был представлен семиместный C4 Picasso.

Построеный на базе Citroen C4 и Peugeot 307. Чуть позже производитель выпускает пятиместную модификацию модели.

Помимо емкого багажника автомобиль отличает довольно оригинальный экстерьер, созданный округлыми линиями.

В 2007 г. в производственной программе компании находится место и первому кроссоверу — Citroen C-Crosser.

Семиместный C-Crosser агрегатировался базовым турбированным дизелем объемом 2,2 л мощностью 156 л.с.. Впрочем комплектуется кроссовер и бензиновым двигателем мощностью 170 л.с. (2, 4 л).

Путь развития компании Citroën был полон как ярких взлетов, так и болезненных падений. Однако это некогда не мешало оставаться компании самобытной. И новые модели яркое тому подтверждение. Взять хотя бы новую линейку моделей DS чей успех в шестидесятые был просто ошеломляющий.

Citroen была основана в 1919 году во Франции. Её основателем выступил инженер и предприниматель Андре Гюстав Ситроен. Завод создавал недорогие машины для широкого пользователя. Первым названием фирмы было «АО Ситроен».

Как правило, среди автомобильных брендов можно найти исторические и культовые. К Ситроен применимы оба термина - её продукция сочетала в себе традиционные для машин марки качества, вместе с тем развиваясь, опережая конкурентов. Транспортные средства этой марки десятки лет служат не только народу, но и правительству Франции. Водители называют автомобили Ситроен «ниспосланными свыше».

Компания Citroen производит машины, доступные широкому кругу автолюбителей

Биография основателя

Француз Андре Ситроен родился в 1878 году. Его отец, Леви Ситроен, был предпринимателем. Он обрабатывал драгоценные камни, впоследствии продавая их. Бизнес удачно развивался - денег хватало на обеспечение семьи. Всё же, Леви не чувствовал достаточной влиятельности в своей сфере деятельности. Андре было 6 лет, когда отец семейства свёл счёты с жизнью. В качестве наследства отец семейства оставил крупное состояние, а также, что не менее важно, связи с промышленными и финансовыми деятелями Парижа. В XIX веке была развита традиция, по которой сыновья продолжали заниматься семейным бизнесом, но молодой Ситроен больше увлекался техникой, в том числе автомобилями.

Окончив политехническую школу, Андре устроился к своим друзьям в мастерскую. Так, в 23 года он стал специалистом по производству деталей для локомотивов. После четырёх лет работы в фирме он вкладывает всё оставшееся наследство в ценные бумаги компании и становится совладельцем дела Эстенов.

Пребывая в Польше, Андре обратил внимание на маленький завод, где неизвестный никому механик-самоучка в числе прочих агрегатов изобрёл зубчатые шестерни. Ситроен понял, что эта технология будет перспективной, поэтому решил приобрести патент на её реализацию. Продолжая карьеру в деле Эстенов, Андре налаживает на их заводе создание зубчатых шестерней. Эта технология была намного более продвинутая, нежели продукция конкурентов компании. Новый уровень производства позволил бизнесу за короткий срок приобрести клиентов за пределами Франции. Это принесло бизнесу серьёзную прибыль.

Примерно в то же время компания разработала , который французы называют «двойной шеврон». На вид он похож на две перевёрнутые буквы «V», что схематически передаёт изображение конических концов шестерней.

В компании Андре занимался не только коммерческой деятельностью, но и брал на себя обязанности технического директора. За короткий срок он избавился от всех конкурентов - стремительно развивающиеся технологии не оставили равных на рынке. Ситроен получил отличную репутацию, на что обратили внимание управляющие завода Mors. Они пригласили его на пост технического директора. Андре принял заявку, после чего уровень Mors стал повышаться.

Во время Первой мировой войны Ситроен не прекратил воплощать в жизнь свои предпринимательские замыслы. Он понимал, что французской армии не хватает боеприпасов на фронте. В связи с этим Андре предлагает военному министру сделку, согласно которой будет создан завод по выпуску снарядов. Масштабный проект должен был быть реализован всего за три месяца - времени было мало. После долгих раздумий государство согласилось работать с Ситроеном, выделив ему финансирование в виде 20% от суммы, которая была нужна на строительство. Остальные 80% средств Андре взял в долг у работников различных промышленностей.

Действительно, за три месяца на пустых берегах реки Сены развернулся крупный завод, который производил больше боеприпасов, чем все вместе взятые предприятия Франции. Ситроен считал причиной успеха высокий уровень организации.

Создание автомобильного бренда Citroen

После окончания Первой мировой войны производство на фабрике Андре прекратилось. Он решал, чем можно занять производственные мощности - профессиональную команду, помещения, станки и собственный опыт, а также средства, вырученные на снарядах. Одним из наиболее перспективных направлений было производство транспорта. Ситроен был тесно знаком с автомобилями, поэтому решился на вложение средств и времени.

Первой задумкой Андре было создание сложной и технологичной 18-сильной машины. Позже, под воздействием увиденного принципа производства на заводе Генри Форда в Америке, он решил, что большего успеха можно добиться, ориентируясь на массовый рынок. В 1919 году, заручившись помощью французского конструктора Жюля Соломона (создателя автомобиля La Zebre), он приступил к созданию машин на своём заводе. Производство началось с одной пробной модели, но чем их становилось больше, тем более автомобили считались массовым товаром, нежели диковинной техникой.


Первый автомобиль компании Citroen

Первая модель носила название Ситроен А. Она объёмом 1,3 литра и имела мощность 10 лошадиных сил, развивая скорость 65 км/ч. Модель первая в Европе имела электрический стартер и освещение. Малолитражки имели отличный спрос - при производстве 100 экземпляров в день завод всё равно не успевал снабжать автомобилями всех желающих. Цена Type A составляла 7950 франков - доступная в то время. Ни одна компания-конкурент не могла предложить автолюбителям такую же низкую цену, что неминуемо привело Ситроен к успеху. Они получили более 16000 заявок на приобретение за две недели.

В том же 1919 году компания вела переговоры о продаже бренда Ситроен General Motors. Обе стороны были согласны, но сделка не состоялась, так как американцы посчитали такое приобретение слишком большой нагрузкой для бюджета.

Таким образом, в 41 год Андре положил уверенное начало транспортной революции во Франции. Для того чтобы углубиться в технологию производства автомобилей, а также подглядеть принципы работы конкурентов, Андре Ситроен тайно разбирал на своём заводе популярные в то время американские модели машин. Среди них были Buick, Nash и Studebreaker. За четыре года работы компания Ситроен развила производство, выпуская 300 автомобилей в день.

К концу 20-х годов компания имела представительские центры в каждой крупной стране Европы. Для того чтобы водителям Ситроен было удобнее обслуживать свои автомобили, по всей Франции были построены склады агрегатов. В 1921 году было продано экспортировано более 3000 моделей.

Тем временем компания разработала новую малолитражку под названием 5CV. Этот простой и надёжный автомобиль получил статус «народного». Он отлично передвигался по грунтовым дорогам. Не имея передних тормозов, машина комплектовалась рессорами спереди и сзади. Через несколько лет модель была обновлена до версий B12 и B14. Модели были проданы на сумму более 135 тысяч евро за 2 года. Они приумножили популярность Ситроен.

Дальнейшее развитие, трудности и смерть Андре

В 1931 году компания представила новую модель - Ситроен Гранд Люкс. Этот автомобиль стал премиальным у бренда. Он комплектовался двигателем объёмом 2,7 литра, что стало настоящей революцией на рынке машиностроения во Франции. К 1933 году Ситроен заняли первое место среди всех автомобильных заводов в Европе, опередив итальянский Фиат. В том же году производство достигло количества 1100 экземпляров транспорта в день.

В 1934 году спрос на автомобили Citroen упал. Это оказалось настоящим потрясением для компании, ведь совсем недавно она показывала положительную динамику. К тому моменту все активы бренда были распределены на создание новых сервисных центров и заводов, поэтому фирма была близка к банкротству. Отдельным фактором стал всемирный финансовый кризис. Была начата процедура банкротства, после двух месяцев которой производитель Мишлен приобрёл 60% акций Ситроен. Так, компании удалось оставаться независимой с 1919 года до этого времени.

Андре не застал появление революционной концепции автомобиля, который имел передний привод. Такой технологии Ситроен придерживаются по сей день. Основатель великой компании умер в 1935 году. Французские журналисты распространяли три версии, которые повлияли на смерть Андре: неизлечимая болезнь, финансовые трудности и смерть его дочери. Вклад в развитие автомобильной промышленности, который предприниматель сделал за 26 лет работы в сфере транспортных средств, увековечил его имя в истории.

Спустя годы Citroen создали новый автомобиль. SM был выполнен в сотрудничестве с Maserati и имел двигатель мощностью 170 л. с. с 6 клапанами. Модель комплектовалась дисковыми тормозами на колёсах обеих осей и пневматической подвеской. Так SM заслужил положение среди лучших автомобилей купе в классе GT.

Со временем задумка Андре стала реальностью - компания всё больше внимания уделяла производству технологичных, но дорогих моделей. Такие автомобили были оригинальными и почти не имели конкурентов во всём мире. Сам основатель считал, что при хорошем замысле машины её цена значения не имеет. К сожалению, экстравагантные автомобили не приносили особых доходов - большая часть водителей принадлежала к рабочему классу. Ситуацию усугубил нефтяной кризис, что серьёзно подорвало продажи требовательных к топливу Citroen. Бренду пришлось примкнуть к массовой части рынка, иначе им грозило разорение. Имидж новаторов был утрачен на годы.

В 1974 году Citroen объединились с автомобильным концерном Peugeot, преследуя прагматические цели. Это окончательно лишило компанию звания революционера в сфере технологий, ведь теперь продукция регулировалась интересами двух заводов. В остальном же, такое сотрудничество позволило Ситроен пережить кризис.

Только к началу 90-х годов марка снова смогла «выехать» на оригинальности. По миру снова пошла тенденция на необычные автомобили, что позволило экстравагантным моделям Ситроен завоевать уважение публики вновь. Одним из главнейших этапов возрождения компании на рынке стало решение директора: он сконцентрировал силы завода на разработке различных дизайнов для каждой линейки автомобилей. Таким образом, каждая серия получила внешний вид, который сильно отличался от любой другой. Новая модель XM получила отличную ходовую систему и элегантный дизайн.

Современное положение Citroen на рынке

В первой половине девяностых компания произвела модели Сантиа, Берлинго и Саксо. Параллельно с этим шла подготовка серии автомобилей для спортивных состязаний. Работа над разными направлениями дала результаты: вышли модели C4, C3 и C5, которые относились по европейской системе.

В 2004 году Себастьен Лёб, гонщик из Франции, стал победителем в турнире гонок WRC. Он был за рулём модели Касара. Далее Себастьян несколько раз подтвердил свой статус, но уже на C4, C3 и DS3. Приняв участие в 12 заездах и одержав победу в 9 из них, гонщик установил рекорд побед за всю историю WRC, представляя свою страну и фирму Citroen.


Французский гонщик одержал победу на гонках WRC за рулем автомобиля Citroen

Учитывая успех в спортивном сегменте автомобилестроения, компания выпустила спортивные модификации многих своих моделей. В 2007 году был выпущен первый кроссовер фирмы, который был создан на базе Mitsubishi Outlander. В 2011 году вышла очередная модель, занявшая высокое место продаж на рынке Франции.

Ситроен делали ставку на оригинальный дизайн. Разработка автомобилей шла при поддержке Пежо, поэтому компания смогла сократить расходы на обновления. Так, в 2013 году вышел пятиместный Пикассо. В 2014 году появилась его новая версия - C4 Grand C4 Picasso. Автомобиль имел семь сидений, включая водительское. Модель имела не только особенный внешний вид, но и широкий электронный функционал и хорошие показатели экологичности. По 2014 год линейка собрала более 65000 заявок с заказами - модели стали популярны во всём мире, преимущественно у больших семей.

Рекламные ходы Андре

Будучи опытным предпринимателем, Ситроен понимал, что произвести автомобили и продать их - две совершенно разные задачи. Так, растущие темпы сборки (60 тысяч экземпляров в 1925 году и 100 тысяч в 1929) нуждались в схеме реализации. Первым проектом Андре стал выпуск игрушечных моделек Citroen, которые являлись уменьшенными копиями настоящих автомобилей. Для того чтобы повысить узнаваемость бренда и быть у всех на виду, Андре заказал городским транспортным службам дорожные знаки с символом Ситроен - двойным шевроном.

Таким образом, весомая часть бюджета автомобильной компании постоянно находилась в обороте рекламы. Одним из проектов был «рекламный пробег» - водители, снаряжённые в поездку, отправлялись в дальние маршруты, в
громкоговоритель рассказывая горожанам о преимуществах продукции их фирмы. Во время остановок они демонстрировали гражданам презентации и проводили лотереи. Андре был уверен, что «живая» демонстрация автомобилей является лучшим способом заинтересовать потенциальных покупателей. Практика показывает, что от 3 до 15% очевидцев пробегов уезжали домой на только что купленных Citroen.

Ещё в 1929 году Андре создал выставочный зал высотой в шесть ярусов, одна из стен которого представляла собой витрину 21 на 10 метров, полностью состоящую из стекла. Такая конструкция привлекала множество посетителей, которые могли видеть все доступные автомобили фирмы в одном месте. Андре также предоставлял кредиты на выгодных для автолюбителей условиях и проводил экскурсии по производственным площадям.

Однажды предприимчивый бизнесмен услышал об английском пилоте, который с помощью своего самолёта рисовал в небе различные изображения и слова. Андре решил, что и его компания нуждается в подобной услуге. Он велел лётчику оставить в небе белый след в виде «Citroen». Несмотря на то что надпись держалась в воздухе считаные минуты, молва об автомобильном бренде распространилась по всему миру. Огромные вложения в оплату работы пилота быстро окупились.

Одним из самых массовых проектов Андре стала задумка с Эйфелевой башней. На ней было размещено более 125000 лампочек, которые при включении различных рычагов образовывали десять картинок, среди которых было и название автомобильной фирмы. Как жители Парижа, так и туристы - все полюбили эту инсталляцию.

Кампания, в рамках которой Ситроен поставлял автомобили для гоночных мероприятий вроде заездов по пустыне Сахаре и Азии, а также посылки с граммофонными записями рекламных аудиороликов автомобилей - всё это позволило к 1934 году занять первое в Европе и второе в мире места в сфере машиностроения.

Андре постоянно находился в долгах перед различными финансистами. Его проекты были рискованными, но в большинстве случаев окупались, после чего Ситроен затевал новую рекламную кампанию. Один из проектов, правда, связанный со строительством большего числа сервисов и заводов, оказался критическим в истории фирмы. Серьёзный финансовый кризис лишил Андре почти всех средств. Множество попыток привлечь материальную поддержку не обернулось успехом, после чего Citroen обанкротились.

Заключение

Деятельность Андре стала ярким примером того, что преданное занятие любимым делом может создать настоящую революцию в той или иной сфере жизни. Разумеется, у него бы ничего не получилось без умения вовремя принимать решения, а также разрабатывать рекламные кампании. Автомобили Ситроен в наше время известны оригинальностью и широким функционалом - факторами, которые сам Андре реализовать не успел.

Серийную сборку автомобилей Citroen C4. По словам генерального директора российского представительства Citroen Анри Рибо, производящаяся на заводе модель была адаптирована под дорожные и климатические условия нашей страны. В частности, она получила перенастроенную подвеску и увеличенный на десять миллиметров клиренс.

Специально для отечественного рынка Citroen подготовил комплектацию Optima, в которую входят климат-контроль, 16-дюймовые колесные диски, боковые подушки безопасности, шторки безопасности, кожаная отделка руля. Цены на Optima начинаются от 590 тысяч рублей, а самая дешевая версия - Confort - обойдется в 559 тысяч рублей. Кроме того, данный автомобиль привлекателен и тем, что его можно приобрести по программе утилизации старых машин.

Между тем, российских покупателей больше интересует, отличаются ли по качеству автомобили российского производства от иностранных аналогов? Разобраться в этом мы попытались во время посещения завода.

Не ошиблись со сроками

О планах альянса PSA Peugeot Citroen построить свой завод на территории России стало [известно](/news/2006/06/06/psarus) в 2006 году. Тогда же [российские чиновники](/news/2006/09/06/psarus) различных уровней и [представители](/news/2007/05/03/psaru) альянса говорили о том, что новое предприятие может разместиться в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Пскове, Московской области, Саратовской области и республике Татарстан.

Точное месторасположение не было известно и во время [подписания](/news/2007/06/10/peugeot) соглашения между PSA и Минэкономразвития в июне 2007 года. Французов устраивала территория, которую могла предоставить Нижегородская область, однако власти региона вскоре [отказались](/news/2007/12/27/psa) от сотрудничества, посчитав, что запросы PSA меняются "с пугающей частотой и регулярностью". Что именно испугало Нижний Новгород, не сообщалось, однако лояльно к этим же запросам отнеслись в правительстве Калужской области, где и началось строительство завода в июне 2008 года.

За месяц до этого, в мае, о своем участии в строительстве завода [объявила](/news/2008/05/19/joint) компания Mitsubishi, которая планировала собирать на площадке внедорожники Outlander. В начале 2009 года, когда автомобильные рынки во всем мире демонстрировали резкое падение, японцы решили на время отказаться от своего участия в этом предприятии. Между тем, в PSA не намеревались отступать от своих планов и в течение 2009 года продолжали строительство завода, [пообещав](/news/2009/02/09/psaru), что со второй половины 2010 года предприятие начнет выпуск автомобилей.

В итоге французы успели завершить строительство раньше намеченных сроков. Причем сделали они это в крайне удачный для автопроизводителей момент: автомобильный рынок в России как раз начал оживать. Главной причиной этого, разумеется, стала государственная [программа](/articles/2010/06/04/util) утилизации старых автомобилей, однако аналитики еще в марте стали отмечать рост спроса и на те машины, которые не подпадали под действие программы.

Уже в марте 2010 года завод PCMA Rus приступил к тестовой сборке автомобилей, а с апреля с конвейера [сошел](/news/2010/04/23/psa) первый серийный Peugeot 308.

За пять часов

В настоящее время завод PCMA Rus, собирающий две модели - Peugeot 308 и Citroen C4, работает в режиме отверточной сборки. Сюда с французского завода PSA в Мюлузе автомобильные комплекты поступают с уже готовым кузовом и полностью укомплектованным салоном. Отдельно в деревянных коробках доставляются передняя ось с двигателем, задняя и трансмиссия.

После того как на завод приходит партия кузовов, их осматривают на предмет повреждений, которые могли возникнуть при транспортировке. Бракованные автомобили отправляются назад во Францию, остальные - на склад, откуда их доставляют на конвейер. Причем зимой кузова и двигатели должны простоять в обогреваемом помещении не меньше трех часов, чтобы их температура сравнялась с температурой в цехе.

На конвейере автомобиль проходит несколько этапов, каждый из которых занимает у рабочих не более пяти минут: сначала автомобилю прикручивают переднюю ось с двигателем и трансмиссию, затем - заднюю, после этого прокладывают электрические провода и так далее. Готовые автомобили отправляют на пост, где автоматизированная компьютерная система проверяет сход-развал автомобиля, а также настройку передних фар.

Следующий этап - проверка качества, в ходе которой на машине ищут повреждения кузова, которые могли возникнуть во время производственного процесса, а также при транспортировке автомобиля. Автомобили с царапинами направляют в небольшой цех покраски, после прохождения которого машину проверяют еще раз. Заключительный этап производства - тестирование на полигоне, где проверяется работа технической "начинки" автомобиля.

В итоге на сборку одной машины от момента выгрузки ее составляющих из контейнера до погрузки готового продукта на автовоз уходит 4-5 часов чистого времени. При работе в две смены завод выпускает до 150 автомобилей в день. С 19 июля здесь была введена третья смена, после чего производительность выросла до 200 автомобилей в сутки.

Пока на заводе производят только продукцию французских марок, а с запуском осенью сборки внедорожника Mitsubishi Outlander на его долю будет приходиться 20 процентов от общего объема производства. Остальное время конвейеры будут занимать "Пежо" и "Ситроены".

Как во Франции

По словам генерального директора завода Дидье Альтена, французы понимают, что даже при отверточной сборке не последнюю роль в качестве автомобиля играет человеческий фактор. Если на заводе будут работать неквалифицированные сотрудники, то машины российской сборки будут хуже иностранных аналогов, а значит, окажутся невостребованными у покупателей.

Для того чтобы избежать такой проблемы, все новые работники, прежде чем начать работу на заводе, проходят обучение в специализированном центре, расположенном в Калуге. Здесь сотрудникам рассказывают об основных этапах сборки автомобилей, и потом они на практике обучаются, как правильно собирать машины. Для этого в центре имеются тестовые модели, которые уже выпускаются и которые планируют поставить на конвейер в ближайшее время. Обучение длится пять недель. За это время сотрудники должны научиться выполнять действия в определенной последовательности и в строго отведенное время, как того требует производство. На заводе среди операторов цеха не существует "специализации": один и тот же работник должен уметь одинаково хорошо завинчивать болты и укладывать электрические провода.

Преподаватели, которые следят за успехами учащихся, - французы, до этого работавшие в других учебных центрах Peugeot и Citroen по всему миру. Кроме того, на самом заводе PCMA Rus за работой операторов сборочного цеха следят французские специалисты, на которых возложены контролирующие функции.

Помимо проверки качества, которую проводят для всех автомобилей после того, как они сошли с конвейера, французы регулярно осуществляют аудит качества. Они ежедневно выбирают восемь машин и выясняют, не пропустили ли проверяющие каких-либо дефектов в сборке.

В настоящее время 70 процентов выпускаемой продукции завода не нуждается в доработке после того, как они сходят с конвейера. Для молодого завода это хороший показатель, считает Дидье Альтен, однако в дальнейшем, по мере роста опыта у рабочих, он должен увеличиться и стремиться к ста процентам.

По полному циклу

С сентября 2010 года на заводе планируется наладить отверточную сборку кроссовера Citroen C-Crosser и Peugeot 4007, чуть позже к ним присоединится и внедорожник Mitsubishi Outlander. Всего в 2010 году завод планирует произвести 20 тысяч автомобилей, а в 2011 году - до 45 тысяч.

Со второго квартала 2012 года предприятие приступит к производству полного цикла, когда окраска кузова и комплектация салона автомобиля будет производиться на собственной территории. В настоящее время рядом с существующей площадкой строятся новые цеха, которые планируется сдать к концу 2011 года.

Через два года общая площадь завода составит сто тысяч квадратных метров, а количество сотрудников будет увеличено до трех тысяч человек. Производственная мощность на первом этапе составит 120 тысяч автомобилей в год, в дальнейшем она может быть увеличена до 300 тысяч. Размер инвестиций оценивается в 500 миллионов евро.

При этом у автомобилей этих трех марок есть все шансы выдержать проверку: уже сейчас завод PCMA Rus называют одним из самых технически продвинутых и благоприятных для работы - наряду с предприятием Volkswagen, которое находится в нескольких десятках километров от французско-японского завода.

Французские автомобильные производители далеко не всегда стремились занять место в лидирующей десятке мира. Сегодня это амбициозные корпорации, которые, несмотря на финансовые проблемы, предлагают вполне адекватные автомобили с хорошими ценами и удачными технологиями. Но доверие к рынку французских авто все еще не установилось на должном уровне. В Европе эти машины считают бюджетным классом, сравнивая их характеристики и надежность с немцами или даже чехами. Потому корпорация Ситроен оказалась не такой популярной в наши дни. Впрочем, определенный успех в продажах присутствует, особенно в новой модельной линейке с обширным ассортиментом автомобилей для самых разных покупателей.

В предложении компании есть масса интересных автомобилей с увлекательными силовыми агрегатами и необычными дизайнерскими особенностями. Но компания не стремится продвигать машины на российском рынке. У нас есть обширная сеть представительств, и даже присутствует модель, произведенная специально для нашего рынка (C-Elysee). Но особой популярности корпорации Ситроен достичь не удалось. Связано это с нестабильностью производителя, с большим количеством вопросов к заводской сборке и с рядом прочих малоприятных моментов. Но давайте поговорим обо всем в должном порядке.

Производства Ситроен - налаженная сеть по всему миру

Развитие французской марки началось в 1919 году, то есть бренду уже практически 100 лет. В 80-х годах прошлого века была создана совместная корпорация Peugeot-Citroen, которая продолжает кооперацию и по сей день. Тем не менее, бренды остались разные, они имеют отдельные бюджеты и ряд личных технологий. Но большинство техники используется на машинах обеих компаний одновременно.

PSA Peugeot-Citroen насчитывает несколько десятков производственных и автосборочных заводов по всему миру. Есть производства на четырех континентах (не представлена компания только в Северной Америке и в Австралии). Особенно распространена сеть предприятий в Африке и Латинской Америке, а также в Китае. Особенности работы корпорации следующие:

  • соблюдение качества производства и сборки автомобилей, несмотря на столь широкое географическое представление;
  • контроль каждого выпущенного автомобиля путем многоуровневой проверки транспорта по налаженной автоматической схеме;
  • выполнение самых важных деталей и агрегатов только на французских предприятиях с повышенным контролем качества;
  • изготовление флагманов под руководством лучших мировых инженеров в сфере автомобильного производства;
  • привлечение профессиональных сотрудников по всему миру, поиск и создание команды профессионалов;
  • решение финансовых вопросов и трудностей совместно с крупнейшими корпорациями в сфере автомобилестроения;
  • активное сотрудничество с немецкими и итальянскими производителями, разработка совместных технологий.

Такие особенности позволяют Ситроен держать лидерство в некоторых сегментах, презентуя автомобили на выставках и автошоу по всему миру. Многие знают о том, что компания Citroen сегодня переживает далеко не самые лучшие времена в финансовом смысле, концерн стал жертвой финансового кризиса. Тем не менее, компания продолжает обновлять модельный ряд и выпускать вполне презентабельные и конкурентоспособные машины на европейский рынок. Активно французская компания завоевывает китайский рынок и страны Южной Америки. Все это позволяет надеяться на улучшение финансового состояния корпорации в мире авто.

Модельный ряд и особенности представленной компанией техники

Многие разработки технических особенности современных машин Ситроен происходят с помощью инженеров из крупнейших европейских компаний. В последнее время заморожено сотрудничество с японской корпорацией Mitsubishi, но эта кооперация также дала определенный сдвиг по части модельного ряда. Даже в России, несмотря на довольно холодное отношение к французским автомобилям, на дорогах модно встретить немало транспорта со значком Citroen. Среди представленных моделей можно выделить такие виды транспорта:

  • C-Elysee - новый бюджетный седан с хорошим дизайном и простыми двигателями, созданный специально для России, стартовая цена - 470 000 рублей;
  • C1 - самый маленький хэтчбек в предложении производителя с небольшим потенциалом и милой внешностью, стоимостью в 520 000 рублей;
  • C3 Picasso - необычный объемный хэтчбек с нестандартным дизайном и внушительными характеристиками с ценой от 850 000 рублей;
  • C4 Седан - новая модель для российского рынка с современным дизайном и хорошей техникой под капотом при ценнике в 670 000 рублей;
  • C4 Хэтчбек - красивый и стильный компактный автомобиль с высоким качеством сборки и материалов при стоимости 820 000;
  • C4 Aircross - построенный на общей базе C4 кроссовер с выразительной внешностью и вполне производительными двигателями, цена от 1 000 000 рублей;
  • C4 Picasso - в некотором роде даже футуристичный автомобиль с огромным салоном и необычной для французов техникой за 1 145 000 рублей;
  • Grand C4 Picasso - еще более внушительный автомобиль с дизайном космического корабля, особенно внутри, стоимость стартует с 1 210 000 рублей;
  • C5 Седан - большой элитный автомобиль с прекрасными характеристиками и бизнес-классом в салоне с ценой от 1 070 000;
  • C5 Tourer - универсал на базе C5 с огромным внутренним пространством и удивительными техническими характеристиками за 1 230 000 рублей;
  • C5 Tourer XTR - особая комплектация универсала, оснащенная мощнейшей техникой и с определенными изменениями в дизайне, стоимость от 1.6 миллиона;
  • Berlingo Multispace - один из самых популярных автомобилей бренда с огромной конкуренцией но очень большим количеством продаж по цене от 800 000;
  • Jumpy Multispace - пассажирский микроавтобус с премиальным пространством внутри и стоимостью от 1.4 миллиона рублей.

Вот такой нескромный модельный ряд предлагает компания Ситроен в сегменте пассажирских автомобилей. Можно перечислить и коммерческий транспорт, который стал вполне адекватной альтернативой для многих предприятий. В частности, многие компании для городских перевозок используют Berlingo и Jumpy в грузовом исполнении. Французский транспорт не лишен качества, пусть его надежность и далека от идеала. При отсутствии нарушений условий эксплуатации можно легко повысить потенциальный срок эксплуатации машины и получить удовольствие от каждой поездки.

Планы на будущее и реальные перспективы Citroen

Компания со значительными долгами не так привлекательна для инвесторов, потому развитие модельного ряда Ситроен пока достаточно вялое. Вы могли заметить, что корпорация активно использует базу C4 и развивает это направление своей деятельности во всех возможных направлениях.

Также на платформе C5 строится сразу несколько моделей из предложения корпорации. Это говорит об экономии денег для создания индивидуального технического облика каждой машины. Впрочем, в будущем корпорации усматриваются и положительные черты:

  • модельный ряд развивается очень быстро, обновления шагают в ногу со временем;
  • компания всегда успевает презентовать новинки на уровне с конкурентам, не оставаясь позади;
  • многие новые контракты сотрудничества с итальянскими и немецкими корпорациями дают шанс на дешевые и качественные разработки;
  • изготовление автомобилей в развивающихся странах делает продукцию компании дешевле;
  • удачные решения в плане дизайна позволяют всегда держать модельный ряд на высоте, предлагая современные автомобили.

В планах на будущее у концерна есть масса интересных проектов, которые могут быть реализованы только в случае достаточно финансирования. Совместная кооперация двух французских крупных компаний позволяет оставаться на плаву и продавать с каждым годом все больше автомобилей после кризиса. Но пока выхода из сложной ситуации нет, автомобили Ситроен остаются не самым первым вариантом выбора в списках желаний российских автомобилистов. Предлагаем посмотреть тест-драйв одного из самых технологичных автомобилей Ситроен - C4 Aircross:

Подводим итоги

Французская корпорация Ситроен обладает довольно высоким качеством автомобилей, несмотря на производство всех деталей в разных частях света. Компания проводит достойный контроль качества каждой детали и сборки своего транспорта, предлагает вполне адекватные модели и дизайнерские решения для своей продукции. Впрочем, удачные решения Citroen основаны фактически на одной платформе. Это основа всех моделей с индексом C4 в названии. Платформа комфортного класса стала базой для создания многих интересных авто от производителя.

Развитие и выход из кризиса корпорации Ситроен сложно не заметить. Но пока вложения и инвестиции крайне сложно окупаются. Популярность специально разработанных для России C-Elysee и C4 Sedan откатилась после роста курса валют, а производства в нашей стране прекратили активный выпуск моделей. Такая же ситуация стала основной закрытия ряда заводов в Китае. Несмотря на все трудности, компания продолжает работать и предлагать своим покупателям качественный транспорт. А что вы думаете о предложениях французской корпорации Citroen?