Подготовка двигателя и систем к пуску. Подготовка двигателя к пуску после кратковременной стоянки Подготовка судового дизеля к пуску

Для корректной эксплуатации необходимо помнить, что первыйпуск электродвигателя должен проводитьсяопытными наладчиками с представителем электромонтажной организации. Рассмотрим, какие действия необходимо выполнить для нормальной работы электромашин с использованием двигателей.

Необходимо проверить полную комплектность двигателя — состояние передачи от электродвигателя к ведомому механизму, наличие защитного кожуха вентилятора электромотора, наличие требуемой смазки в подшипниках и надежность заземления устройства. Стоит проверить все виды защит двигателя. Перед началом пуска они должны быть испытаны.

Необходимо также произвести полный осмотр внутренней составляющей электромотора, проверить положения щеток, убедиться в отсутствии случайных предметов и провести контроль соединений между обмотками. Рекомендуется удостовериться в свободном ходе вала . В обязательном порядке проверить мегомметром изоляцию силовых цепей, включить амперметр в цепь обмоток и произвести расчет пускового тока электродвигателя.

Должна быть по цепочке проверена схема запуска электродвигателя. Нужно предусмотреть ситуацию на случай непредвиденного отказа схемы управления электромотором при его отключении. Стоит принять во внимание наличие аварийного снятия напряжения ближайшим надежным рубильником или автоматом.

В некоторых случаях желательно предусмотреть возможность осуществления механического торможения.

Необходимо продумать возможные специальные методы пуска, которые могут зависеть от мощности питающей сети.

Перед первым пуском электромотора надо проверить действительное сопротивление изоляции обмоток, которое должно соответствовать техническим параметрам по ГОСТу или ТУ.

Первоначально электродвигатель пускается на 2-4 секунды. Во время пуска проверяется направление вращения вала устройства, состояние ходовой части, наличие посторонних шумов, величина пускового тока и надежность срабатывания отключающих устройств. Также необходимо проверить состояние защитных устройств.

При отсутствии каких-либо замечаний стоит произвести холостой пуск электромотора на более длительный период. Во время этого действия важно измерить ток холостого хода — по показателям, указанным заводом-производителем, он не должен быть выше, чем на 10 %. Электродвигатель разгоняется и должен достигать установившейся скорости вращения. Достигнув установившейся скорости, электродвигатель можно отключить.

После того как электродвигатель запущен, надо проверить вибрацию. Далее можно приступать к полноценной эксплуатации электромотора.

При подсоединении электромотора к насосу производится центровка насоса и электродвигателя.После пробного включения на 25-30 минут агрегат включают на более длительное время с насосом на обкатку. Обкатку стоит делать в течение 7-10 часов для притирки подвижных связей механизмов и оперативного выявления слабых мест схемы управления всей системы и проверки электродвигателя на нагревание. За это время можно сделать вывод о наличии в какой-либо части электромотора избыточного выделения тепла. При наличии повреждения обмоток электродвигателя может проявляться характерный запах горелой изоляции.

При каких-либо замеченных неполадках электродвигатель немедленно отключается без предупреждения.

Последовательность операций при запуске двигателя

Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания должна производиться в соответствии с правилами технической эксплуатации речного транспорта, инструкциями заводов-строителей и требованиями настоящих Правил.

На судне должны быть инструкции для каждого установленного типа двигателей.

Лица, обслуживающие эти двигатели, должны изучить их.

В период подготовки двигателя к пуску во избежание поломок, аварий и несчастных случаев обслуживающий персонал обязан:

    убедиться в исправности всех частей двигателя и предохранительных устройств; о всех неисправностях, если они не могут быть немедленно устранены, доложить механику (вахтенному механику) осмотреть двигатель и убрать все посторонние предметы (ключи, гайки, ручник. п.);

    провернуть двигатель валоповоротным устройством или рычажным приводом на два полных оборота при открытых индикаторных кранах и выключенных топливных насосах, чтобы проверить, отсутствует ли вода в цилиндрах. Наличие воды в цилиндрах может привести к аварии двигателя;

    открыть клапаны и краны на нагнетательных трубопроводах от охлаждающих насосов на двигатель и забортные клапаны для предупреждения разрыва корпусов насосов, клапанных коробок, рубашек цилиндров и трубопроводов;

    во время прокачки топливных насосов следить, чтобы топливо не поступало в цилиндры двигателя во избежание опасных взрывов при пуске; заполнять топливные трубопроводы только при открытых контрольных клапанах у форсунок;

    двигатель обязательно проворачивать валоповоротным устройством в индикаторных кранах;

    своевременно выключать валоповоротные устройства на двигателе во избежание поломок и аварий;

    убедиться, отключен ли привод дистанционного управления из рулевой рубки от поста управления двигателем в машинном отделении; убедиться в отсутствии людей за кормой судна и в опасных зонах двигателя и линии валопровода;

    предупредить вахтенного начальника и получить разрешение на пуск двигателя;

    провернуть двигатель пусковым воздухом при открытых индикаторных кранах для проверки нормальной работы пусковых устройств;

    в последствии когда все подготовительные операции выполнены произвести пуск двигателя;

    для пуска дизеля необходимо закрыть индикаторные краны и открыть вентиль пускового баллона. Сжатый воздух из пускового баллона по трубопроводу поступит в главный пусковой клапан;

    перевести рукоятку управления в положение «Пуск», при этом через систему рычагов поднимается малый клапан главного пускового клапана. После срабатывания главного пускового клапана воздух по трубопроводу поступит к воздухораспределителю и к пусковым клапанам на крышках цилиндров;

    рукоятку управления в положении «Пуск» держать до появления первых вспышек в цилиндре (не более 5 – 10 с) и сразу же после получения вспышек перевести в положение «Работа»;

    после пуска дизеля вентиль на пусковом баллоне следует закрыть и проверить давление масла в дизеле и РРП (для судовых дизелей). В дизеле после фильтра давление должно быть: 127 – 147 кПа (1,3 – 1,5 кгс/см2), а в РРП – не ниже 343 кПа (3,5 кгс/см2). Если через минуту после запуска давление масла остается ниже указанного предела, то дизель нужно остановить и выяснить причину.

Прогрев двигателя

Самым эффективным и рациональным способом облегчения пуска и сохранения долговечности дизеля является его предварительный подогрев.

Для этого используют горячую воду, которую через специальный трубопровод от вспомогательного котла системы отопления, или системы охлаждения другого дизеля подают в зарубашечное пространство, а затем сливают за борт.

Прокачивают горячую воду через дизель, резервным насосом.

Чтобы избежать появления трещин от неравномерного нагрева или заклинивания движущихся деталей, подогрев нужно выполнять медленно.

Масло подогревают специальными паровыми, водяными или электрическими подогревателями. Если специальных подогревателей масла на судне нет, то его периодически прокачивают через подогреваемый горячей водой дизель.

До окончания прогрева дизеля и масла нельзя проворачивать вал.

Нагружать дизель (увеличивать частоту вращения) можно только в том случае, если будет установлено, что дизель и все его системы работают нормально, а температура воды и масла не ниже минимально допустимой.

Нагрузки у тихоходного дизеля средней мощности нужно принимать постепенно, в течение 15 – 20 минут – прогретого и 25 – 30 минут – холодного.

На каждой ступени нагрузки (с самого малого на малый, с малого на средний и со среднего на полный), дизель должен проработать 4 – 5 минут, в целях обеспечения равномерного прогрева.

Во избежание перегрузки номинальную частоту вращения дизеля разрешается устанавливать только после полного разгона судна и прогрева дизеля.

Приём дизелем перегрузки возможен лишь тогда, когда установится его тепловой режим. Продолжительность непрерывной работы дизеля на 110% нагрузке не должна превышать 1 часа.

Прогрев дизеля производить на малых оборотах до температуры масла 298 К (25 °С) при нейтральном положении штурвала, соответствующем холостому ходу.

Когда температура масла в дизеле достигнет 298К (25 °С), а температура пресной воды поднимется до 313К (40 °С), убедиться в подаче забортной воды. Только после этого разрешается поворотом штурвала на 45 – 50 ° повышать частоту вращения дизеля до 600 об/мин, а для судовых дизелей включать и реверс-редуктор.

При достижении температуры масла 313К (40 °С) и температуры воды в замкнутой системе 333 К (60 °С) работать разрешается при любых нагрузках и частотах вращения, вплоть до максимальных.

Для судовых дизелей переключение с переднего хода на задний или наоборот нужно производить быстро, но без рывков, поворотом штурвала в ту или другую сторону. При этом необходимо делать выдержку 2 – 3с при положении штурвала, соответствующем холостому ходу.

Сразу же после пуска дизеля произвести зарядку воздушных пусковых баллонов до давления 2940 кПа (30 кгс/см 2) воздушным компрессором на РРП для судовых дизелей или автономным компрессором у дизель – генераторов.

Холодный двигатель, как правило, пускают в ход вручную - пусковой рукояткой, прогретый - стартером.

Пуск технически исправного, прогретого двигателя трудностей не представляет. Быстрота пуска холодного двигателя зависит от его исправности, а также от степени заряженности аккумуляторной батареи и правильной подготовки двигателя к пуску.

Перед пуском двигателя в целях безопасности водитель обязан убедиться в том, что автомобиль надежно заторможен ручным тормозом, рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и двигатель разобщен от ведущих колес.

Для пуска двигателя необходимо:

  • включить зажигание специальным ключом, повернув его по часовой стрелке (при этом на щитке приборов автомобиля «Москвич» загорится контрольная лампочка);
  • несколько раз нажать на педаль газа (при наличии в карбюраторе насоса-ускорителя с механическим приводом);
  • включить стартер, нажав до отказа на его педаль (кнопку), одновременно потянуть на себя рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора;
  • как только двигатель начнет работать, отпустить педаль (кнопку) стартера;
  • после того как двигатель будет устойчиво работать на малых оборотах холостого хода, вернуть рукоятку управления воздушной заслонкой в исходное положение;
  • проверить температуру двигателя по показаниям термометра и давление в системе смазки по манометру. Нормальная температура в системе охлаждения должна быть в пределах 80-90°.

В прогретом двигателе и при средних его оборотах манометр показывает давление в системе смазки в пределах 1,5- 3,5 атм. Если манометр показывает давление ниже 1 атм, двигатель надо немедленно остановить, чтобы выяснить причины неисправности.

Пользоваться рукояткой управления воздушной заслонкой (применять «подсос»), когда двигатель теплый, т. е. достаточно прогрет, не следует, так как это вызовет переобогащеиие горючей смеси и может затруднить пуск.

Нажим педали стартера до отказа обеспечивает плотное соединение контактов включателя стартера. Включение стартера более чем на 3-4 секунды не допускается, между повторными включениями стартера соблюдаются интервалы не менее 15-20 секунд. Если после трех-четырех включений стартера двигатель не запускается, надо прекратить пользоваться стартером и выяснить причины неисправности двигателя.

Пустив двигатель на автомобиле «Москвич», проверяют работу генератора, наблюдая за контрольной лампой на щитке приборов. Лампа должна при средних оборотах холостого хода гаснуть и при снижении их до малых оборотов загораться.

Пускать холодный двигатель стартером нельзя, так как при этом разрядный ток сильно возрастает, что может привести к быстрой разрядке аккумуляторной батареи. При пуске двигателя вручную это вредное явление исключается.

Запуская двигатель вручную, необходимо в соответствии с требованиями безопасности брать пусковую рукоятку «впод- хват», чтобы избежать возможного увечья в случае обратного удара.

Надо иметь в виду, что при пуске холодного двигателя резко повышаются его износ и расход топлива. Поэтому перед пуском двигатель надо обязательно разогревать паром, горячей водой или специальными подогревателями.

Чаще всего двигатель разогревают горячей водой. Установлено, что для достаточного разогрева двигателя при температуре воздуха минус 15°Ц нужно пролить через систему охлаждения количество воды, равное не менее чем полутора емкостям, а при температуре ниже минус 15°Ц - от двух и более емкостей системы охлаждения, причем температура заливаемой воды должна быть 75-85°Ц.

При больших морозах разогрев головки и блока цилиндров не обеспечивает легкого пуска двигателя, поэтому необходимо разогревать масло в картере. Лучше всего по возвращении автомобиля с линии сливать масло из картера в какой-либо сосуд и хранить его в теплом помещении в течение ночной стоянки, обязательно разогревая его перед заливкой в картер до температуры 80-90°Ц, иначе на морозе оно быстро остынет. Разогревать масло непосредственно в картере двигателя при помощи жаровни можно, лишь строго соблюдая меры противопожарной безопасности. Разогревать масло факелом запрещается.

Рис. Положение руки на пусковой рукоятке: А - правильное; Б - неправильное на пусковой рукоятке:

Для пуска холодного двигателя необходимо:

  • поставить аккумуляторную батарею на автомобиль (если она была снята на время ночной стоянки), предварительно зачистив зажимы; проверить надежность контактов в соединениях проводов;
  • выключить сцепление, поставив распорку между педалью и сиденьем;
  • подкачать бензин ручным рычагом бензонасоса в карбюратор;
  • залить в картер двигателя через воронку с сеткой подогретое масло;
  • при открытых спускных краниках медленно вливать в систему охлаждения подогретую воду; спускные краники закрыть лишь тогда, когда через них пойдет теплая вода;
  • повернуть рукой вентилятор для предупреждения возможного примерзания валика водяного насоса;
  • повернуть от руки коленчатый вал на один - три оборота с выключенным зажиганием и прикрытой воздушной заслонкой, несколько раз резко нажать на педаль управления дросселем;
  • при необходимости немного вытянуть на себя рукоятку управления дроссельной заслонкой;
  • включить зажигание и вручную пустить двигатель;
  • если двигатель не завелся, проверить подачу топлива и наличие запальной искры;
  • в сильный мороз (ниже минус 15°Ц) подогреть всасывающую трубу, обложив ее тряпками, смоченными горячей водой;
  • после пуска двигатель прогреть на малых оборотах, проверяя его работу по контрольным приборам и на слух; для ускорения прогрева укрыть двигатель и радиатор утеплительным чехлом.

Прогревать двигатель на больших оборотах нельзя, так как это резко повышает износ трущихся деталей, расход топлива и может привести к выплавлению подшипников.

Когда двигатель будет достаточно прогрет, надо рукоятку управления воздушной заслонкой вернуть в исходное положение, т. е. заслонку полностью открыть. Нельзя допускать длительной работы двигателя на месте, а тем более в движении, с прикрытой воздушной заслонкой (с «подсосом») во избежание повышенного расхода топлива, смывания смазки и как результат этого увеличения износа двигателя.

Запрещается пуск холодного двигателя без предварительного разогрева на буксире и при помощи другого автомобиля с хода с использованием инерции движения (на уклоне), стартером и различными механическими и электромеханическими стартерами.

Прекращают работу двигателя выключением зажигания (поворотом ключа против часовой стрелки).

Увеличивать обороты перед остановкой двигателя, как это делают некоторые водители, не следует.

Перед пуском двигателя

1. Осмотрите площадку рядом с автомобилем.

2. Займите место, отрегулируйте положение сиденья, подголовник и угол наклона руля.

3. Отрегулируйте положение зеркал заднего вида.

4. Закройте все двери.

5. Пристегнитесь ремнем.

Пуск двигателя

Перед включением стартера поставьте автомобиль на ручной тормоз, выключите все ненужные потребители и приборы освещения.

На автомобилях с механической КПП

Нажмите на педаль сцепления до пола и поставьте рычаг управления КПП в нейтральное положение. Удерживайте педаль нажатой до запуска двигателя.

На автомобилях с автоматической трансмиссией

Переведите рычаг селектора в положение Р. Если необходимо запустить заглохший двигатель во время движения переведите рычаг в положение N. Если рычаг находится в любом положении, соответствующем движению, то предохранительное устройство предотвратит включение стартера.

Только на автомобилях с автоматической трансмиссией

Нажмите на педаль тормоза до отказа и удерживайте до начала движения.

Пуск теплого двигателя

Нажмите на педаль дроссельной заслонки примерно на половину хода и включите стартер, повернув ключ зажигания в положение START. Отпустите ключ после и педаль дроссельной заслонки после запуска двигателя.

Пуск горячего двигателя

Нажмите на педаль дроссельной заслонки до отказа и включите стартер, повернув ключ зажигания в положение START. Отпустите ключ после и педаль дроссельной заслонки после запуска двигателя. На педаль больше не нажимать.

Пуск заглохшего двигателя

Повторите описанные выше действия в зависимости от температуры двигателя. Предупреждение

Продолжительность работы стартера при запуске не должна превышать 15 сек. В противном случае стартер и кабели перегреваются. Не разгоняйтесь резко на холодном двигателе.

Если двигатель часто глохнет или плохо запускается, незамедлительно проверьте состояние двигателя.

Прогревать двигатель только при поездке, но не на холостом ходу. Двигайтесь с умеренной скоростью до тех пор пока температура охлаждающей жидкости не повысится до рабочего уровня.

Запуск при нормальных условиях

Автомобили оборудованы многоканальной системой прямого впрыска топлива (или последовательного впрыска), которая автоматически приготавливает смесь, необходимую для пуска двигателя. Независимо от теплового состояния двигатель запускается следующим образом:

1. Уберите ногу с педали дроссельной заслонки и включите стартер, повернув ключ зажигания в положение START. Отпустите ключ после запуска двигателя.

2. Дайте прогреться двигателю в течение 10 сек, после чего автомобиль готов к движению.

В морозных условиях дайте поработать двигателю в течение нескольких минут, после чего автомобиль готов к движению.

Проверка автомобиля перед поездкой

Перед пуском двигателя

Проверка снаружи

Шины. Проверьте давление, и наличие внешних повреждений (порезов, износа и др.).

Гайки колес. Убедитесь в наличии всех гаек, надежности их затяжки.

Наличие подтеканий. После длительной стоянки проверьте наличие подтеканий масла, топлива, жидкостей (допускается появление капель влаги после пользования кондиционером).

Световые приборы. Убедитесь в исправности фар, указателей поворота и других приборов. Проверьте правильность регулировки фар.

Проверка внутри

Проверьте давление в запасном колесе, убедитесь в наличии домкрата и ключа для гаек колес.

Проверьте состояние ремней безопасности, прочность крепления пряжек.

Убедитесь в исправности всех световых указателей, сигнализирующих о неисправности различных систем, подсветки шкалы приборов и обогревателя стекла.

Проверьте регулировку педали тормоза.

Проверьте наличие запасных предохранителей. В комплект должны входить предохранители, рассчитанные на все токи, значения которых указаны на крышке монтажного блока.

Проверка внутри моторного отсека

Проверьте уровень охлаждающей жидкости.

Проверьте уровень электролита в секциях батареи. Проверьте состояние корпуса батареи и силовых кабелей, надежность крепления кабелей.

Проверьте состояние проводки.

Проверьте состояние топливных шлангов и трубок.

После пуска двигателя

Прослушивая работу двигателя определите состояние выхлопной системы. При обнаружении утечек немедленно устраните.

Остановите двигатель и проверьте уровень масла.

Проверка при движении

Проверьте исправность спидометра и других приборов.

В безопасном месте проверьте работу тормозов и равномерность торможения.

Прислушайтесь и определите шумы, свидетельствующие о ненормальной работе агрегатов автомобиля.

Общие положения. Подготовкадизеля к пуску включает: проверку комплектности сборки исоответствия крепления и регулировки узлов и деталей требованиям нормативно-технической документации; проверку исправности систем управления, автоматизация, сигнализации и защиты; экипировку (заправку) дизеля охлаждающей жидкостью, маслом и топливом; установку и рабочее положение пробок и вентилей арматуры систем, обслуживающих дизель, и опробование дизеля в действии.

От полноты и тщательности выполнения всех подготовительных работ в значительной степени зависит надежность и безопасность как пуска, так и последующей работы дизеля.

Фактически выполняемый в судовых условиях объем подготовительных работ зависит от того, в каком состоянии находился дизель в период хранения (стоянки).

В начале навигации, т.е. после зимнего ремонта с частичной или полной разборкой дизеля, в судовых условиях выполняется полный объем подготовительных работ.

После агрегатной замены дизеля на новый, прошедший регулировку, обкатку и испытание на стенде, объем подготовительных работ сокращается за счет исключения проверок внутреннего крепежа и регулировок узлов, выполненных дизелестроительным заводом. Однако при этом увеличивается продолжительность расконсервации в связи с необходимостью полного удаления до пуска дизеля всех защитных покрытий из специальных смазок.

Если выполнялись работы по техническому обслуживанию или ремонту в период навигации, то тщательно проверяют только те системы и узлы, которые подвергались разборке или проверка которых предусмотрена инструкцией по эксплуатации.

После кратковременной стоянки исправного дизеля в период навигации ограничиваются наружным осмотром и производством работ по подготовке систем, обслуживающих дизель.

Проверка легкости движения деталей и исправности систем управления, пробный пуск двигателя являются обязательными операциями во всех случаях.

Расконсервация. Перед первым пуском дизеля после монтажа, ремонта или длительной стоянки выполняют его расконсервацию: снимают заглушки с фланцев, устанавливают на место трубопроводы и контрольно-измерительную аппаратуру, удаляют консервирующую смазку, промывают трубопроводы, картеры и маслосборники.

Для удаления консервирующей смазки с внутренних поверхностей дизель прогревают водой, нагретой до 90 – 95°C; при этом ее прокачивают через зарубашечное пространство с помощью резервного насоса. Если на судне нет специальных устройств для прогрева дизеля, горячую воду заливают в последний через горловину расширительного бака или через верхний фланец трубопровода охлаждения и периодически сливают остывшую.

Равномерность нагрева обеспечивается сливом наиболее холодной воды из нижней части системы охлаждения через краник циркуляционного насоса. Для уменьшения потерь теплоты дизель можно накрыть брезентом. Нагретая консервирующая смазка стекает в картер, и ее отводят в специальную емкость. для полного удаления консервирующей смазки дизель должен быть прогрет до температуры не менее 65°C. Время, необходимое для полного прогрева и стекания смазки, зависит от массы дизеля и температуры греющей воды; оно составляет 6 – 10 ч.

Из цилиндров консервирующую смазку удаляют после окончательного прогрева дизеля. Для этого снимают форсунки, осматривают полости цилиндра через форсуночные отверстия, и, в случае надобности, шприцем отсасывают излишки смазки и продувают цилиндр воздухом при нахождении поршня в в.м.т. Для полного удаления смазки из цилиндров проворачивают коленчатый вал сначала на два-три оборота в обе стороны, а затем электростартером или воздухом (без подачи топлива).

При расконсервации наружных поверхностей консервирующую смазку удаляют ветошью, смоченной дизельным топливом, после чего протирают насухо чистой ветошью. Подогревать дизель при расконсервации, обдувая его паром, не разрешается, так как при этом возможна конденсация пара, что приведет к коррозии деталей.

Топливные насосы и форсунки расконсервируют путем прокачки их дизельным топливом.

Особо тщательно надо удалять смазку из рабочих цилиндров и узлов пускового устройства, так как оставшееся в них масло может быть причиной серьезной аварии (гидравлических ударов в цилиндрах, отказов при пуске, разрыва воздушных трубопроводов).

Проверка монтажа. После расконсервации осматривают дизель, удаляют находящиеся поблизости и не требующиеся для пуска инструмент, приспособления и детали, проверяют исправность механизмов, систем и устройств, а также сборку дизеля.

Правильность сборки дизеля определяют наружным осмотром, при котором убеждаются в комплектности и тщательности монтажа всех узлов и трубопроводов, в том, что в картере двигателя и вблизи движущихся деталей нет посторонних предметов. Через отверстия для форсунок осматривают внутренние полости цилиндров, проверяют чистоту и отсутствие посторонних предметов в ресиверах продувочного и надувочного воздуха, впускных и выпускных коллекторах. Одновременно проверяют затяжку и шплинтовку гаек шатунных болтов, анкерных связей, фундаментных болтов, шпилек рамовых подшипников, центровку валопровода и состояние амортизаторов. Затем с помощью ломика удостоверяются в легкости хода и плотности посадки впускных и выпускных клапанов, устанавливают нормальные зазоры в механизме газораспределения, проверяют правильность моментов открытия и закрытия клапанов и золотников продувочного насоса, осматривают контрольно-измерительную аппаратуру, обращая внимание на наличие и дату клейм и пломб.

Окончив внешний осмотр и проверку правильности сборки, последовательно подготавливают к действию системы и устройства дизеля начиная с системы охлаждения.

Подготовка система охлаждения. Заполняют системы охлаждения водой и проверяют, нормально ли она поступает по трубопроводам внешнего и внутреннего контуров. При заполнение водой внутреннего контура надо спустить воздух из системы через спускные краны. После этого следует убедиться в плотности всех соединений и нет ли водотечных свищей и трещин, для чего полости охлаждения дизеля, трубопроводы и холодильники опрессовывают водой с давлением, указанным в инструкции по эксплуатации (3 – 5кгс/см²).по Правилам Речного Регистра РСФСР давления опрессовки должно превышать не менее чем на 20% рабочее давление в системе.

Особое внимание следует уделять плотности резиновых уплотнений внижних поясов втулок цилиндра, течь воды через которые приводит к попаданию ее в масляную систему дизеля, нарушению режима смазки и повреждению подшипников.

Расширительный бак системы внутреннего контура охлаждения должен быть очищен от ила и осадков, фильтры забортной воды промыты и установлены на место.

После проверки исправности системы охлаждения дизеля устанавливают все клинкеты, краны, вентили в рабочее положение и готовят к пуску насосы, работающие независимо от дизеля (там, где они есть).

Системы внутреннего контура охлаждения заполняют умягченной водой. В охлаждающую воду, если это предусмотрено инструкцией, вводят специальные добавки (эмульсол, хромпик и др.), предотвращающие коррозию охлаждаемых деталей.

У дизелей, температура охлаждающей жидкостей которых может достигать 100°C, проверяют исправность действия паровоздушного клапана.

Подготовка топливной системы. Начинается подготовка с проверки качества очистки расходный цистерн, качества очистки и правильности сборки топливных фильтров грубый и тонкой очистки, исправности сепараторов и систем подогрева топлива, легкости хода поплавковых приемников топлива. С помощью дежурного топливного насоса в расходные цистерны закачивается топливо и проверяется плотность всей арматуры и топливных трубопроводов.

Опрессовывают топливный трубопровод под давлением столба топлива, находящегося в топливной цистерне, или независимого топливоподкачивающего насоса (если он имеется). Предварительно из топливной системы удаляют воздух и убеждаются в поступлении топлива ко всем топливным насосам.

Прокачивают топливные насосы чистым топливом при отсоединенных форсуночных трубках, затем их опрессовывают, проверяют угол опережения подачи топлива и нулевую подачу.

Снимают форсунки с дизеля, присоединяют к топливным насосам и также прокачивают с целью промывки, одновременно проверяя качество распыливания. Если давление открытия форсунок до установки их на дизель не проверялось, то это надо делать на ручном прессе, после чего поставить форсунку на место.

При подготовке двухтопливных систем, кроме того, опрессовывают трубопроводы подогрева моторного топлива в цистернах, проверяют исправность действия управляющих клапанов устройства переключения топлива, опробовают системы сепарации, фильтрации и подогрева топлива. Расходные цистерны заполняют моторным топливом через сепаратор.

Если дизель оборудован гидрозапорными форсунками, необходимо прокачать и опрессовать трубопроводы и насос системы гидрозапора.

Подготовка систем смазки. После систем охлаждения и топливной приступают кпроверки масленой системы дизеля. Такая очередность позволяет исключить возможность попадания воды и топливо в маслосборники дизеля во время подготовки его к пуску.

В подготовку масленой системы входит проверка качества очистки расходных масленых цистерн, маслосборников и маслохолодильников и картера дизеля; качество очистки и правильности сборки масленых фильтров грубой и тонкой очистки, плотности системы подогрева масла и легкости хода поплавковых приемников масла.

После проверки заполняют расходные масляные цистерны и маслосборники масла, отсоединяют все трубки, подводящие его к рамовым подшипникам и другим местам смазки, отводят трубки в сторону и прокачивают масло ручным или резервно-масленым насосом для промывки, затем ставят их на место.

Окончив промывку трубок, прокачивают масленую систему, проверяют плотность соединения, спускают воздух из системы, контролируют поступление масла к каждой смазываемой детали во всех точках. Во время прокачки коленчатый вал дизеля проворачивают валоповоротным устройствам на 2 – 3 оборота.

Убедившись в исправности циркуляционной системы смазки, заполняют маслом лубрикаторы, ванны регулятора и турбокомпрессора, колпачковые масленки. Лубрикатор необходимо прокачать, колпачковые масленки поджать и смазать в ручную те детали, которые в этом нуждаются.

Если имеется реверс-редуктор или редуктор, то заливают его масло и проверяют подачу масла к узлам трения.

Подготовка устройств. Начинает подготовку устройств дизеля с заливки масла в цилиндры и баллоны сервомоторов и смазки трущихся деталей. После этого проверяют легкость хода и правильность действия всех приводов от местного поста управления, пломбировку упоров ограничения максимальной подачи топлива, регулятора, контрольно-измерительных приборов, аппаратуры, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты и других узлов, отрегулированных на заводе, а также затяжку креплений контактов электрооборудования, трубопроводов ДАУ, соединений механических передач.

Если двигатель имеет реверс-редуктор или реверсивную муфту, то проверяют легкость хода и исправность действия их приводов после этого проверяют работу дистанционного управления, устраняют слабину тросиков и люфты в соединениях приводов, проверяют сопротивления кабельных трасс, состояние контактов электродвигателей, реле и микровыключателей электрических ДАУ, наличие масла в сервомоторах гидравлических ДАУ, опрессовывают на рабочее давление трубопроводы, проверяют чистоту воздушных и масляных фильтров, исправность клапанов, сервомоторов и пневмореле пневматических и элктропневмогидравлических ДАУ.

Подготовка к пуску дизеля после кратковременной стоянки. После стоянки исправного дизеля свыше 12 ч. подготовка его к пуску производится в следующем порядке.

1. Измеряют уровень масла в маслосборниках дизеля, регулятора, турбокомпрессора, реверс-редуктора или редуктора, опорных и упорных подшипниках валопровода и в лубрикаторах, поджимают колпачковые масленки, смазывают детали для которых предусмотрена ручная смазка.

2. Контролируют уровень топлива в расходных баках, спускают в отстой, открывают кран расходного тока и заполняют топливом систему, открывают пробные и спускные краны на фильтрах и спускают воздух из системы, прокачивают топливные насосы и форсунки.

3. Проверяют давление воздуха в пусковых баллонах и продувают их, проверяют напряжение на выводах аккумуляторных батарей при стартерном пуске.

4. Контролируют уровень воды в расширительном баке, устанавливают в рабочее положение вентили и краны система охлаждения.

5. Убеждаются в том, что нет посторонних предметов и инструмента на крышках цилиндра и вблизи движущихся деталей дизеля и валопровода.

6. Прокачивают дизель маслом с помощью ручного или резервно-масленного насоса, ставят в рабочее положение вентили и краны системы смазки.

7. Проворачивают дизель с помощью валоповоротного устройства на 2 – 3 оборота, убеждаются в отсутствии заеданий и свободном перемещений подвижных деталей, особенно реек топливных насосов и дистанционного управления.

8. Производят пробный пуск и реверс дизеля на воздухе при открытых индикаторных кранах и выключенных топливных насосах, проверяют исправность действия пусковых и реверсивных устройств.

9. На судах, двигатели которых работают на моторном топливе, включают в систему подготовки моторного топлива.

10. Проверяют исправность действия машинного телеграфа и других средств связи междумашинном отделении и рубкой, закрывают индикаторные краны, включают в действия дистанционное управление и СПАСЗО и докладывают вахтенному начальнику о готовности двигателя к работе.

Пуск и прогрев дизеля.

Особенности пускового режима. Пусковым называется режим, на котором работает дизель в период от начала вращения коленчатого вала с помощью пускового устройства до начала работы на топливе. Он характеризуется не постоянством параметров рабочего цикла, высокой тепловой и механической напряженности дизеля.

Устойчивая работа дизеля на топливе возможна только при создании в цилиндрах благоприятных условий для самовоспламенения и сгорания рабочей смеси. Такие условия обеспечиваются при определенной частоте вращения, зависящей от способа смесеобразования, конструкции, степени износа, теплового состояния и быстроходности дизеля.

Тепловое состояние оказывает значительное влияние на пусковые качества дизеля. С понижением температуры охлаждающей воды и масла резко увеличиваются продолжительность пуска и расход энергии на него. Это объясняется неудовлетворительными условиями смазки, охлаждения и смесеобразования в пусковой период. Холодное масло имеет высокую вязкость, вследствие чего увеличиваются силы трения, преодолеваемые пусковым устройствам. Поэтому принизком температуре двигателя мощность пускового устройства не обеспечивает достижения пусковой частоты вращения. Низкие и начальные температуры охлаждающей воды и стенок цилиндра приводят к повышенным потерям теплоты через стенки, в результате чего в конце сжатия температура воздуха оказывается недостаточной для самовоспламенения топлива. Особенно значительны потери теплоты у дизелей с небольшими размерами цилиндров, а также у дизелей с вихрекамерным смесеобразованием, у которых охлаждаемые поверхности по отношению к объему цилиндра велики.

Подогрев дизеля перед пуском. Самым эффективным и рациональным средством облегчения пуска и сохранения долговечности дизеля является его предварительный подогрев. Для этого используют горячую воду, которую через специальный трубопровод от вспомогательного котла, системы отопления или системы охлаждения другого дизеля подают в зарубашечное пространство, а затем сливают за борт.

Масло подогревают специальными паровыми, водяными и электрическими подогревателями. Если они расположены непосредственно в маслосборниках или соединены с системы смазки дизеля, то одновременно с подогревом прокачивают масло через систему. Когда подогрев производится в специальной емкости, холодное масло сливают из дизеля и заливают подогретое, после чего систему прокачивают. В корпус регулятора и турбокомпрессора с индивидуальной смазкой также заливается подогретое масло.

Порядок пуска судового дизеля. От обслуживающего персонала пуск дизеля, являющийся ответственной операцией, требует особого внимания. От правильного выполнения операции при пуске зависят четкость маневра судна, долговечность и надежность работы дизеля. Отказы при пуске не редко приводят к столкновении судов и повреждений причальных сооружений. Большинство повреждений деталей дизеля также происходит во время его пуска. Поэтому пуск дизеля после монтажа, ремонта, длительной стоянки, при низких температурах охлаждающей воды и масла, а также при неисправности дистанционного управления и аварийно-предупредительной сигнализации производят специально с местного или центрального поста в машинном отделении. Перед пуском дизеля надо убедиться, что подготовка к нему закончена, дизель прокачан маслом, индикаторные краны закрыты, валоповоротное устройство отключено, буксовка снята, а рукоятка управления установлена в положении «СТОП».

Пуск дизеля с местного поста управления. Воздушный пуск неавтоматизированного дизеля, а также пуск автоматизированного дизеля с помощью кнопки автономного пуска или других органов ручного управления осуществляется в такой последовательности:

Включают питание системы СПАСЗО, отключают дистанционное управление, ставят орган управления в положении «Ручной пуск»;

Проверяют давления воздуха в пусковых баллонах и открывают запорныйвинтиль на воздушной магистрали;

При наличии автономных насосов включают прокачку топлива и масла; пуск дизеля разрешается только после повышения давления в системах до заданных значений;

Предупреждают окружающих о пуске дизеля командой «От машины»;

Проверяют соответствия положения указателя реверса заданному направлению вращения и, при необходимости, реверсируют дизель;

Устанавливают рукоятку управления в положения пусковой подачи топлива и переводят пусковую рукоятку в положение «Пуск»;

Нажимают кнопку автономного пуска и контролируют пуск на слух, по тахометру и по манометру давление масла;

Как только коленчатый вал начнет вращаться с частотой, достаточной для пуска, и в цилиндрах появятся вспышки топлива, переводят пусковую рукоятку в положение «Работа» и прекращают подачу воздуха, отпускаются кнопку автономного пуска;

Устанавливают рукоятку управления в положение минимально устойчивых оборотов;

По окончанию пуска закрывают вентиль на пусковом баллоне и выключают маслопрокачивающий насос.

Продолжительность пуска зависит от технического состояния и качество подготовки дизеля к пуску, обычно она составляет 3 – 5с. Чтобы избежать непроизводительного расхода воздуха, не следует продолжать пуск более 10 – 12с.

Дистанционный и автоматический пуск дизеля. Главные и вспомогательные дизели по объему операции, выполняемых автоматически, как правило, отвечают требованиям 1 или 2 степени автоматизации по ГОСТ 14228 – 69.

Воздушный пуск автоматизированного реверсивного дизеля с дистанционного поста управления производится в такой последовательности:

Убеждаются, что подготовка дизеля к пуску и работе без вахты в МО закончено;

Включают питание ДАУ;

Переключают управление дизелем на дистанционной пост и убеждаютя в согласованности положения органов управления на дизеле и на дистанционном посту;

Проверяют исправность ДАУ;

Включают питание СПАСЗО;

Проверяют исправности сетей и ламп СПАСЗО;

Включают маслопрокачивающий насос;

Проверяют давление воздуха в пусковой магистрали и в системе ДАУ;

Устанавливают рукоятку дистанционного управления в положении требующейся частоты и необходимого направления вращения;

Контролируют пуск на слух, по тахометру, по указателю направления вращения и по манометру давления масла.

Дистанционный пуск неавтоматизированного дизеля осуществляется в той же последовательности, что и пуск с местного поста управления.

Проверка работы дизеля после пуска. После пуска дизеля вахтенный начальник должен проверить по манометру на посту управления и по пульту СПАСЗО давление в системе смазки, соответствие показаний тахометра заданному режиму работы дизеля, исправность действия СПАСЗО, пополнить воздуха пусковые баллоны.

Если после пуска манометр не показывает давления или горит лампочка СПАСЗО по давлению масла, дизель должен быть остановлен для выявления и устранения причины отсутствия давления, не правильного показания приборов или работы СПАСЗО. Работа дизеля без постоянной вахты в МО при неисправности контрольных приборов, установленных в рубке, или СПАСЗО не разрешается. При первой возможности необходимо осмотреть дизель, убедиться в исправной работе систем и отсутствии подтеканий в соединениях водяных, масляных и топливных трубопроводов, проверить на ощупь нагрев доступных узлов, работу движущихся деталей дизеля на слух, обратить внимание на то, нет ли дыма в МО.

При появлении ненормальных стуков, перегреве отдельных узлов, внезапном понижении частоты вращения коленчатого дизель должен быть немедленно остановлен для выяснения причины и устранения дефекта.

Только убедившись по приборам, на слух и на ощупь в исправной работе дизеля, можно постепенно увеличивать его нагрузку.

Прогрев. Режим работы после пуска до достижения дизелем установившегося теплового состояния, обеспечивающего надежную его эксплуатацию на полной нагрузки, называется прогревом.

Во время прогрева изменяются температуры стенок цилиндра, поршня, крышки и других деталей, их температурные напряжения, зазоры между сопряженными деталями, температуры и вязкость смазочного масла, температура охлаждающей воды.

В начальный период работы дизеля рабочие газы нагревают холодные стенки цилиндра, их крышек поршней. Это приводит не только к повышению температуры деталей, но и к возникновении разности температур между поверхностями, соприкасающимися с горячими газами и с охлаждающей жидкостью, т.е. к появлению температурных напряжений. Наибольшие температурные напряжения наблюдаются в крышке цилиндра и в поршне, что способствует появлению трещин в них.

Надежная работа дизеля на полной мощности обеспечивается в довольно широком диапазоне температур масла от минимальной необходимой до установившейся при соблюдения условия поступления требуемого количества его ко всем смазываемым поверхностям. Минимальная температура зависит как от его свойств, так и конструктивных особенностей дизеля.

Низкая температура охлаждающей воды увеличивает температурные перепады и напряжения в деталях дизеля, задерживает стабилизацию зазоров нагревающихся деталей. Поэтому работа дизеля с повышенной нагрузкой принизкой температуре охлаждающей воды может привести к задиру поршней и появлению трещин в крышках цилиндрах и поршнях. Продолжительность работы дизеля до достижения установившейся температуры охлаждающей воды составляет 10-15 минут для быстроходных и 25-30 минут для тихоходных дизелей средней мощности.

Остановка дизеля. Перед остановкой дизеля нужно уменьшить нагрузку и дать ему охладиться на столько, чтобы температура выходящей воды снизилась до 50-60°С. Нереверсивный дизель должен для этого 3-5 минут проработать в холостую.

Если в силу необходимости дизель был остановлен на полном ходу, надо принять все меры для постепенного его охлаждения: прокачивать маслом с помощью резервно-масляного насоса, проворачивать коленчатый вал валоповоротным устройством.

Остановка сильно нагретого дизеля без последующего постепенного его охлаждения его приводит к перегреву головок поршня, крышек и втулок цилиндров, к отложению нагара на внутренних поверхностях цилиндра и накипи в полостях охлаждения, к задирам поршня и появления трещин, а также к взрыву паров масла в картере.

При автономном насосе охлаждения прокачивают дизель водой можно только в том случае, если к приемной магистрали насоса подается подогретая вода от дизеля. Из-за появления трещин в крышках и втулках цилиндров прокачивать дизель холодной водой не рекомендуется.

Дизель, работающий на моторном топливе, за 10-15 минут доостановке должен быть переведен на дизельное топливо для полного удаления моторного топлива и с трубопроводов топливной системе.

В случае вынужденной остановке дизеля, когда трубопроводы заполнены моторным топливом, надо:

При остановке продолжительности до 2 ч поставить систему подготовки моторного топлива включенной и произвести последующей пуск дизеля на моторном топливе;