Брдм 1 технические характеристики. Бронированная разведывательно-дозорная машина. Отделение силовой установки

Более полувека назад на вооружение Советской армии поступила БРДМ-2. Россия продолжила создание военной техники. Данную машину можно встретить на военных полигонах до сих пор. Причем не только в России, но и в других странах. Имеется даже возможность приобрести БРДМ-2 с консервации в личное пользование. Правда, в такой ситуации неизвестно, как будет вести себя машина после спячки продолжительностью несколько десятков лет. Такая машина прекрасно справляется с возложенными на нее задачами. Ее можно считать лучшим вариантом транспортного средства, которое "может все".

Бронированная машина обладает высокой проходимостью по суше, водным преградам, в условиях бездорожья, по оврагам и траншеям. Выехать из любого места помогут дополнительные колеса, которые можно подключить при необходимости. Если они не справятся, поможет лебедка. Автомобиль обладает высокой степенью вооружения и защиты от внешних повреждений. Боевой модуль включает пулеметы, гранатометы и другое оружие разного калибра.

Производитель

Бронированная разведывательно-дозорная машина-2 (БРДМ-2) производилась на Горьковском автомобильном заводе в период с 1963 по 1982 г. После этого еще 7 лет машина выпускалась на Арзамасском машиностроительном заводе. Одновременно с этим производство было налажено и в других странах. Среди них были Польша, Чехословакия, Югославия.

История создания

В 1962 году существующие бронеавтомобили России дополнились новой моделью, которая получила название БРДМ-2. Она была разработана конструкторами Специального бюро Горьковского автомобильного завода под руководством В. А. Дедкова. Данная боевая машина должна была стать заменой устаревшей к тому времени БРДМ-1.

Первая модель характеризовалась наличием существенных недостатков. Среди них были расположенный спереди мотор с мощностью всего 90 л. с., слабая огневая мощь, большой вес, не позволяющий укомплектовать машину дополнительным вооружением. Поэтому в начале 1959 года бронетанковое управление страны выдало техническое задание машиностроительному заводу на создание машины с улучшенными показателями.

Военные автомобили БРДМ-2 должны были преодолевать водные преграды и широкие траншеи. С этой целью машина оснащалась водометным движителем на корпусе, выдвижными катками, которые приводились в действие основным двигателем.

В это время на предприятии началось производство грузовика ГАЗ-66 (известного больше под названием «Шишига»). Благодаря этому конструкторы могли взять более усовершенствованные элементы для создания БРДМ-2. Тюнинг базовой модели производился с использованием многих деталей от «Шишиги». Это были мосты, трансмиссия, силовой агрегат и другие узлы.

Отличие новой модели от базовой версии

Колесные вездеходы двух поколений отличались между собой техническими характеристиками. БРДМ-2 обладала рядом преимуществ перед своим предшественником:

  • Улучшенные ходовые качества.
  • Усиленные боевые возможности.
  • Высокая степень безопасности.
  • Имелась противоатомная защита.
  • Двигатель установили сзади, благодаря чему улучшилась проходимость по водным преградам.
  • Для работы с информацией (ее получением, передачей) использовалась система радиосвязи.

Такими характеристиками отличалась новая модель БРДМ-2. Фото подскажет изменения, которые затронули внешний облик автомобиля. Бронезащитные корпуса были готовы к середине 1960 года. Но новые элементы ходовой части и трансмиссии были еще не изготовлены. Поэтому их пришлось брать те же, что и в предыдущей версии. В такой комплектации военные вездеходы поступили на испытания. Но привело это к массе отрицательных отзывов.

Недостатки модели и их устранение

Военные автомобили в ходе испытаний получили следующие отзывы:

  • Крутящий момент, который вырабатывался более мощным мотором, передавался трансмиссией не в полном объеме.
  • Машина оказалась неустойчивой на поворотах. Этому способствовала узкая автомобильная колея, которая образовывалась за счет установленных мостов от «шишиги». По этой же причине автомобиль не мог двигаться по танковой колее.
  • Открытая турель, на которой размещалось вооружение, не защищало стрелка. Кроме этого, открытый участок сводил на нет противоатомную защиту.
  • Внутри машины было очень мало места, которого было недостаточно для работы экипажа.
  • Плохой обзор, который закрывался корпусом машины (вид сзади) и водителем (вид справа).

Опытные образцы БРДМ-2, тюнинг которых продолжился далее, были приняты на вооружение армии. Но что удивительно, серийное производство так и не началось. Этому мешали споры по поводу открытой турели, которая не устраивала военных. Поэтому конструкторам пришлось внести изменения в свой проект. Они установили спарку и КПВТ прямо посередине корпуса машины. Такое расположение не оказывало влияния на проходимость (в том числе и по водным преградам). Но при этом стрелок был спрятан внутри машины, мог вести круговой обстрел. Работа системы противоатомной защиты не нарушалась. Недостатком стало уменьшение количества экипажа на 1 человека. Внутренне пространство стало еще меньше.

Серийное производство шло очень медленно. За 25 лет было выпущено всего 9,5 тысячи машин.

БРДМ-2: тюнинг на заводе

За время своего производства машина несколько раз была усовершенствована. Даже при внешнем осмотре можно отличить модели первых и последних лет.

Так, ранние военные вездеходы имели два лючка, по которым поступал воздух. Имея трапециевидную форму, они закрывались крышками, которые открывались назад. В середине производства два люка имели прямоугольную форму и закрывались жалюзи. В моделях, выпущенных в семидесятых, над люками размещались 6 колпаков, внешне напоминающих гриб. Подобная конструкция позволяла защитить двигатель.

Экипаж

Бронеавтомобили России укомплектовывались экипажем из 4 человек:

  • Командир.
  • Водитель-механик.
  • Разведчик.
  • Разведчик, который одновременно является стрелком пулемета.

Командир вместе с водителем в походных условиях проводит наблюдение через смотровые окна, которые при необходимости могут закрываться бронированными крышками. Во время боевых действий для наблюдения командир пользуется перископом. В дополнение имеются призменные приборы. Их 4 единицы для командира, и еще 6 - для механика. Для осмотра местности в ночное время командир и водитель-механик пользуются ТВН-2Б и ТКН-1С соответственно. Проникнуть в салон можно через люки, расположенные сверху кузова.

Разведчики размещаются у бортов боевого отделения. Для каждого из них предусмотрено полужесткое сиденье. Наблюдение за горизонтом осуществляется сквозь ниши с расположенными внутри них тремя призменными приборами. Рядом расположены лючки с крышками, которые используются для ведения огня из личного оружия.

Особенности конструкции

Компоновка БРДМ-2 выглядит следующим образом:

  • Спереди - отделение управления. Здесь находятся органы управления, радиостанция, приборы для навигации, места для расположения водителя и командира, приборы для наблюдения за местностью.
  • В середине - боевое отделение. Центром его является башня, на которой установлен пулемет. Там же расположены боекомплект, гидроподъемники дополнительных колес, два сиденья для разведчиков.
  • В корме - моторный отсек. Он изолирован от остальной части машины герметичной перегородкой с фильтровентиляционной установкой. Попасть к силовому агрегату можно через откидные дверцы.

Сам корпус изготавливается из катаных стальных листов, покрытых слоем брони (6-10 мм). Это защищает машину от осколков, стрелкового оружия и разрыва мин малого калибра.

Технические характеристики БРДМ-2

Двигатель для машины используется карбюраторный V-образный с 8 цилиндрами. Мощность мотора составляет 140 л. с. Без дозаправки машина может проехать 750 км по суше или 15 часов при движении по воде. Объем топливного бака 280 л. Имеется привод ручного пуска двигателя.

Охлаждение жидкостное, закрытого типа. Хладагент циркулирует по системе принудительно.

Ходовую часть БРДМ-2 тюнинг мало затронул. В целом она очень похожа на части БРДМ. Машина работает на двух ведущих мостах. При движении по бездорожью имеется возможность подключить еще два моста. Сделать это можно с помощью гидропривода.

Габаритные размеры машины:

  • Высота - 2395 мм.
  • Ширина - 2350 мм.
  • Длина - 5750 мм.
  • Колесная база - 3100 мм.
  • Клиренс - 330 м.
  • Передняя колея - 1840 мм.

Весит машина порядка 7 тонн. При этом давление на грунт составляет 0,5-2,7 кг/см 2 .

Подвеска рессорная. Рессоры имеют полуэллиптическую форму. Колесная формула - 4х4, при подключении дополнительных двух мостов - 8х8.

Давление в колесах можно проверить централизованно. Останавливаться для этого вовсе не обязательно, выполнить регулировку можно даже на ходу. При движении по снегу, слой которого не превышает 30 см, давление в шинах уменьшать не нужно. Машина проваливается сквозь снег, и колеса сцепляются с грунтом.

Спереди корпуса установлена лебедка. Она позволяет машине самовытаскиваться. Лебедка обладает тяговым усилием 3,9 т. Длина ее троса составляет 50 м.

Скорость движения, которую развивают колесные вездеходы при движении по дороге, составляет 95-100 км/час. При движении по воде данный параметр снижается до 8-10 км/час.

Машина способна преодолевать преграды, высота которых достигает Глубина рва, который может преодолеть машина, достигает 1,22 м. Преодолимый подъем равен 30 градусам.

Модификации

Выпускаются колесные вездеходы БРДМ-2 в нескольких модификациях. Они производились в различных странах.

На кроме базовой версии выпускалась также версия БРДМ-2М(А). В данной модели колесные бортовые механизмы заменены на трапециевидные двери. Это позволило снизить массу машины. Подвеска позаимствована от БТР-80. В качестве силового агрегата установлен дизельный двигатель с турбонаддувом. Его мощность составляет 136 л. с. Версия БРДМ-2А дополнена радиостанциями двух видов на выбор. Вооружение представлено пулеметом (7,62 и 14,5 мм).

На территории Украины было выпущено сразу несколько модификаций. В 1999 году в Николаеве собрана версия БРДМ-2ЛД с новым двигателем. Эта модель была использована во время военного конфликта в Косово. Спустя 6 лет в Николаеве выпустили еще одну модификацию - БРДМ-2ДИ «Хазар». Установлен дизельный двигатель «Ивеко» с предпусковым подогревом, тепловизор и новое вооружение.

Еще две модификации были собраны в Киеве. Первая получила название БРДМ-2ДП. Она отличалась меньшим весом, для чего были сняты боковые механизмы повышения проходимости. Вместо этого были установлены новый двигатель, конструкция для преодоления окопов (траншей), дверь сбоку кузова для десантников. Изменился комплект вооружения. Вторая киевская модификация появилась в 2013 году. Дополнительные колеса сняты. Добавились радиостанция, дизельный мотор с мощностью 155 л. с., габаритные фонари сзади и спереди, люки для десантников. Изменены боевые модули.

Несколько модификаций предложила Польша. Первая БРДМ-2М-96И появилась в 1997 году. Она отличалась новой тормозной системой и дизельным двигателем «Ивеко» с 6 цилиндрами. Вторая модификация появилась в 2003 году. Она получила название БРДМ-2М-96ИК «Шакал». Установлен новый улучшенный дизельный двигатель «Ивеко» с 6 цилиндрами. Дополнилась машина радиостанцией, кондиционером, противокуммулятивными решетчатыми экранами. Изменен калибр установленного пулемета. Последняя модификация, произведенная на территории Польши - БРДМ-2М-97 «Збик Б». На данную модель кроме нового шестицилиндрового дизельного мотора «Ивеко» установили новую трансмиссию и другое дополнительное оборудование.

Еще одна модификация была собрана в Беларуси. Она получила название БРДМ-2МБ1. На ней сняли дополнительные колеса и движители, позволяющие ездить по воде. Оснащалась модель 155-сильным дизельным мотором, радиостанцией, видеонаблюдением, люками для десантников по бокам кузова. Изменено вооружение. Экипаж увеличен до 7 человек.

В 2013 году свою версию «Зубастик» предложил Азербайджан. и дополнительные колеса сняты. Установлен силовой агрегат мощностью 150 л. с. Улучшена противоминная защита. Установлены люки для десантников, пулемета, башни для военных модулей (гранатометов разного калибра, двуствольной пушки).

Казахстан предложил свою модификацию в том же году. Силовой агрегат заменен на дизельную установку «Ивеко». Заменены мосты. Их взяли от БТР-80. За счет этого увеличилась колея. Подвеска рессорная осталась от базовой версии. Модификация получила название БРДМ-КЗ.

Своя модификация была в Чехии (LOT-B, LOT-V), Сербии (Курјак).

БРДМ-2 как основа для создания автомобилей

На базе БРДМ-2 (фото которой можно было увидеть в данной статье) начали разрабатываться машины специального назначения. Началось это практически сразу после начала производства БРДМ-2.

Уже в 1964 году конструкторы начали разработку модели для химической разведки. Она получила название БРДМ-2РХ или «Дельфин». Данная машина разрабатывалась с целью ведения разведки химической, бактериологической, радиационной направленности. Особенностями комплектности данной версии являлись:

  • Прибор для измерения степени заражения воздуха радиацией (радиометр).
  • Анализатор газа, работающий в автоматическом режиме.
  • Рентгенометр.
  • Устройство для обнаружения химических загрязнений, работающее в полуавтоматическом режиме.
  • Автоматический сигнализатор, который определял в воздухе наличие примесей бактериального характера.

Воздух для проведения анализа поступал к приборам по воздухопроводу. После испытания воздух выводился наружу. Процесс подачи и выброса анализируемого воздуха контролируется водителем. Для этого перед ним находятся два рычага. После себя машина оставляла след из ограждающих знаков. Они представляли собой надпись «Заражено» на флаге желтого цвета. Это делалось с целью определения безопасного маршрута. Флажки устанавливались специальным механизмом машины, управлять которым можно было из кабины.

Кроме описанных выше отличий «Дельфин» отличался пулеметом другого калибра. Количество человек экипажа сокращено до трех: командира, водителя (который дополнительно выполнял работу механика), разведчика (по сути являлся химиком).

В 1967 году на основе БРДМ-2 была разработана машина для командного состава. На ней не было башни. Вместо нее установили люк, открывающийся вперед. Внутреннее пространство вмещало командира, радиста.

В восьмидесятых появилась версия БРДМ-2У. Она интересна тем, что вместо электронного оборудования (которое было сокращено) установили башню для оружия.

Разрабатывались также звуковещательные машины, которые обладали средней мощностью передачи звуков. Это были модели:

  • 3С-72Б, на которой не устанавливали вооруженные модули. Башня в ней заменена на штангу с громкоговорителем. Производитель предусмотрел дальность вещания 7,5 км. Передавать сообщения можно было даже дистанционно. Только при этом диктор должен был находиться на расстоянии не более полукилометра от машины.
  • 3С-82, на которой были установлены боевые модули. Правда, сохранили на башне только один пулемет. Рядом с ним на башне был закреплен громкоговоритель, который было слышно на расстоянии до 6 км.

Были разработаны также машины для транспортировки ракетных комплексов («Малютка-М», «Конкурс», «Глаз», «Фаланга-П» и других), аварийно-транспортные, транспортные с возможностью преодоления водных преград, инкассаторская модель. Обучаться экипаж мог на специально разработанном учебном стенде.

Советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954-1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа.

Состоит на вооружении

Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Вьетнам - 100 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея - 25 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Замбия - 70 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Республика Конго - 25 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мозамбик - 30 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Судан - 60 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эритрея - 40 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год

Характеристики

Классификация: боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль
-Боевая масса, т: 5,6
-Компоновочная схема: силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления - в кормовой
-Экипаж, чел.: 2
-Десант, чел.: 3
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 5700
-Ширина корпуса, мм: 2250
-Высота, мм: 1900 по крыше, 2295 по пулемёту
-База, мм: 2800
-Колея, мм: 1650
-Клиренс, мм: 315
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: 7-11
-Борт корпуса, мм/град.: 7
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Днище, мм: 4
-Крыша корпуса, мм: 5
-Лоб рубки, мм/град.: 11
-Борт рубки, мм/град.: 7
-Корма рубки, мм/град.: 7
-Крыша рубки, мм/град.: 5
-Вооружение:
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.
-Подвижность:
-Производитель: Горьковский автомобильный завод Марка: ГАЗ-40П Тип: карбюраторный бензиновый Объём: 3 48 куб.см. Максимальная мощность: 90 л.с., при 3400 об/мин Максимальный крутящий момент: 220 6 Н·м Конфигурация: рядный, 6-цилиндр. Цилиндров: 6 Диаметр цилиндра: 82 мм Ход поршня: 110 мм Степень сжатия: 6,7 Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4 Рекомендованное топливо: Б-70
-Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25-30 по грунтовой дороге 9 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Запас хода по пересечённой местности, км: 85 на плаву
-Удельная мощность, л. с./т: 15,2-16,1
-Колёсная формула: 4х4 (дополнительные колёса подняты) 8х8 (все колёса)
-Тип подвески: независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: регулируемое, 0,5-3,0
-Преодолеваемый подъём, град.: 42
-Преодолеваемая стенка, м: 0,4
-Преодолеваемый ров, м: 1,22
-Преодолеваемый брод, м: плавает

Т ехническое задание, полученное от военных, предписывало конструкторскому бюро Горьковского автозавода разработать бронированную машину, способную развить на шоссе скорость до 90 км/ч, при этом преодолевать траншеи и рвы шириной до 1,2 метра и форсировать водные преграды вплавь, причем ходимость должна была обеспечиваться при волнах высотой до полуметра. Изначально планировалось создать плавающую версию широко используемого в войсках БТР-40, ранее собранного в том же КБ. Однако в процессе разработки быстро выяснилось, что модифицировать бронетранспортер под требования малыми силами не получится: новый автомобиль пришлось разрабатывать почти с нуля. В результате коллективом специального КБ Горьковского автозавода была создана поистине уникальная машина, в те годы не имеющая даже близких аналогов в мире.

Основными агрегатами с новинкой поделился бронетранспортер ГАЗ-40, поэтому в заводской документации осталось её первичное обозначение – ГАЗ-40П ("плавающий"). В военной среде машина была зашифрована под аббревиатурой БРДМ-1. Первый опытный бронеавтомобиль изготовили в феврале 1956 года. Впоследствии вместе еще с несколькими экземплярами военные приемщики подвергли машины жестким испытаниям, которые включали, например, форсирование вплавь Керченского пролива. Военные остались довольны испытаниями, и БРДМ по приказу министра обороны СССР от 10 января 1958 года была принята на вооружение и запущена в серийное производство.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Машина разведчиков имела герметичный несущий бронекорпус, сваренный из катаных листов толщиной от 6 до 12 мм, который обеспечивал экипажу защиту от стрелкового вооружения, осколков артиллерийских снарядов и противопехотных мин. Понтонная форма корпуса была тщательно выверена с точки зрения гидродинамики и обеспечивала броневику минимальное сопротивление при движении на плаву.

На верхней "палубе" располагалась "рубка", бронированный колпак которой вмещал в себя экипаж из четырех человек. Передняя часть разведывательной машины выделяется мощной "челюстью" волноотражательного щита, а капот ощетинился жалюзи системы воздухозабора.

1 / 8

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8

Внутри

Чтобы оказаться внутри БРДМ-1, потребуется сначала забраться на "палубу". Обычно экипаж из четырех человек пользовался "лесенкой" в корме машины.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Оказавшись на высоте более полуметра от земли, потребуется потянуть бронированные люки, закрывающие доступ в пассажирский отсек.

1 / 2

2 / 2

Теперь останется только пройти до передней части машины, лавируя между сиденьями, колесными арками и рычагами.

1 / 11

2 / 11

3 / 11

4 / 11

5 / 11

6 / 11

7 / 11

8 / 11

9 / 11

10 / 11

11 / 11

Впрочем, есть и другой вариант – в боковине бронеавтомобиля размещены специальные выемки, пользуясь которыми механик-водитель через открытые заранее бронелюки башни мог попасть за руль.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Но только при условии, что они были открыты заранее: в целях безопасности они могут открываться исключительно из салона.


За рулем

Как и на многих военных машинах, запуск БРДМ – это целая процедура. Щелчком отбрасываем тумблер включения "массы", затем ищем следующий среди множества подобных на панели приборов. Наконец, находим и его под надписью "зажигание". После этого вытягиваем ручку подсоса карбюратора на себя и, немного прокашлявшись от спячки, впереди оживает рядная "шестерка" с индексом ГАЗ-40.

1 / 10

2 / 10

3 / 10

4 / 10

5 / 10

6 / 10

7 / 10

8 / 10

9 / 10

10 / 10

Основные отличия от "гражданского" варианта, применяемого на ГАЗ-51/63 – иной карбюратор, распредвал и улучшенная система жидкостного охлаждения. В результате мощность мотора была доведена до 90 л. с. В паре с мотором работает механическая четырехступенчатая коробка передач, объединенная с двухступенчатой раздаткой.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

В обычных условиях крутящий момент передается к задним ведущим колесам, что также позволяет немного экономить топливо. На бездорожье водитель может подключить передний мост, причем даже на ходу, при отсутствии пробуксовки задних колес. При необходимости можно дополнительно включить и понижающую передачу, а также – заблокировать передний и задний межколесные дифференциалы. Правда, всех этих опций военным показалось мало.

Опыт предыдущей войны показал, что специальный разведывательный автомобиль должен преодолевать рвы и траншеи. Для выполнения требований пришлось разработать уникальную ходовую часть, состоящую из четырех основных колес и еще четырех дополнительных, по два с каждого борта, расположенных в пределах колесной базы.


Дополнительные колеса размером всего 700х250 мм (кстати, позаимствованные из авиации) в походном положении были полуутоплены в корпус, а при наезде на выступы они вращались, перекатывая машину через препятствия. Для преодоления сложных участков бездорожья механик-водитель рычажком в передней части включал цепной привод и опускал их с помощью гидравлики.

Каждое из колес имело собственный привод. Таким образом, БРДМ из четырехколесного бронеавтомобиля превращался в восьмиколесный. В результате по проходимости он мог потягаться с гусеничными машинами – при максимальной скорости по шоссе в 90 км/ч броневик преодолевал рвы шириной до 1,22 м, подъемы до 31 градусов и вертикальные стенки высотой 0,4 метра.

Передний и задний мосты были подвешены на четырех продольных полуэллиптических рессорах и оснащены сдвоенными рычажными амортизаторами. За основу брали мосты от ГАЗ-63, которые у БРДМ имели герметичные редукторы и централизованную систему подкачки шин. Герметичность была необходима для обеспечения второго требования военных – ведь разведывательная машина должна была уметь плавать.

В кормовой части бронекорпуса смонтировали водомет, позаимствованный у плавающего танка ПТ-76. Четырехлопастной винт диаметром 425 мм засасывал воду через приемный патрубок в днище и выбрасывал ее через отверстие в корме. При движении по суше оно прикрывалось бронезаслонкой, также управляемой с места водителя.

1 / 2

2 / 2

Чтобы на воде "сдать назад", имелись трубы обратного хода, направляющие струю воды к бортам под острым углом. Водомет обеспечил высокую скорость на плаву – до 9 км/ч – и хорошую маневренность (радиус поворота "бронекатера" на плаву – всего 1,5 метра). Управлять машиной во владениях Нептуна призваны водяные рули, смонтированные в выпускном патрубке водомета, – для этого рядом с механиком-водителем разместили дополнительный рычаг слева. При повреждении водомета БРДМ могла добраться до берега и своим ходом за счет вращения колес при включенной второй или третьей передаче.

1 / 2

2 / 2

Чтобы предотвратить заливание силового отделения на плаву, в передней части машины установили волноотражательный щит. На суше его зафиксировали в нижнем положении – для повышения защищенности передней части и улучшения обзорности.


Еще одной сложной задачей стало обеспечение нормальной работы двигателя при движении на воде, когда вентиляционные жалюзи на капоте закрыты. Охлаждение обеспечивал радиатор увеличенных размеров с мощным вентилятором, а дополнительное охлаждение двигателя происходило при помощи забортной воды, проходящей через теплообменник. Но и это не все – чтобы двигатель не перегревался, потребовалось разделить воздушные потоки и установить все уплотнения.

В случае, если вода каким-то образом попадала внутрь БРДМ, для ее откачки использовали все тот же водомет, колесо которого создавало необходимое разрежение. Если водомет не работал, водитель применял трюмный насос. Изначально он был ручным, но позднее труд водителя заменил электропривод. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось с помощью кабестана с длиной троса 50 метров, смонтированного в передней части. Привод редуктора осуществлялся от носка коленвала через кардан и цепную передачу.


Алексей и ранее уже бывал на страницах нашего издания со своими автомобилями. Постоянные читатели уже знают историю восстановления бронетранспортера ГАЗ-40. В случае с БРДМ, машина досталась ему в гораздо лучшем состоянии и была выкуплена у одного из таких же энтузиастов. Разумеется, несмотря на неплохое состояние, броневик потребовал от нового хозяина ласки и реставрации.

Корпус был отпескоструен и покрашен заново, установлены новые мосты, рессоры и амортизаторы. Дополнительно установили иные резиновые уплотнители в люках и ремни для закрытия/открытия. Многие детали для завершения облика пришлось создавать заново по историческим документам.

Как и БТР, БРДМ тоже имеет номерные знаки "мирного советского трактора" (для регистрации необходимы права тракториста категории С) и получила полное право на передвижение по дорогам общего пользования. Впрочем, обычно БРДМ только принимает участие в военно-исторических слетах и праздничных мероприятиях.


История модели

Основные вехи создания БРДМ-1 мы уже рассказали в начале этого материала, поэтому остается только подвести итоги. Серийный выпуск бронемашин продолжался до 1966 года, в большом количестве БРДМ поставлялись в Советские Вооруженные силы, а также – союзникам в страны Варшавского Договора и дружественные СССР страны третьего мира. В 1973 году египетские войска форсировали на БРДМ Суэцкий канал и захватили плацдарм Израильских войск. В Национальной народной армии ГДР БРДМ состояла на вооружении разведывательных войск под собственным обозначением SPW-40. А всего в разные годы она состояла на вооружении свыше 20 стран мира, среди которых – Сирия, Египет, Израиль, Куба, Албания, Босния и Герцеговина, Намибия и Вьетнам.


Изначально машины оснащались станковым пулеметом Горюнова калибра 7,62 мм, установленным на кронштейне в передней части боевого отделения, а на машинах выпуска с 1961 года ставили уже единый пулемет Калашникова ПКТ того же калибра 7,62 мм. Члены экипажа могли вести стрельбу и из личного оружия через бойницы в бортах и корме рубки.


На фото: ГАЗ 40П (БРДМ 1) 1957–66

На основе БРДМ было разработано и несколько специальных машин, среди которых самоходный противотанковый комплекс 9П110 с шестью ракетами "Малютка", командирская машина управления и авто радиационно-химической разведки.

Редакция благодарит МРОО "Военно-Техническое Общество" и лично Алексея Мигалина за предоставленный на тест автомобиль.


Потрясающее предложение! Продажа БРДМ Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1) знаменитое детище Опытно-Конструкторского Бюро Горьковского Автомобильного Завода середины 50-ых годов.Была принята на вооружение Советской Армии в 1958 году в качестве лёгкой разведывательной машины для обеспечения радиосвязи и управления в тактическом звене пехоты. Использовалась машина в основном сухопутными, морской пехотой и воздушно-десантными войсками. Пятитонный броневик служил отличной защитой для всего экипажа.

На базе БРДМ был основан целый ряд боевых машин:

  • БРДМ-РХ - оснащена приборами для проведения радиационной и химической разведки;
  • 2П27 - создана для борьбы с бронированными целями;
  • 2П32 - оснащена противотанковым ракетным комплексом;
  • 9П110 - оснащена противотанковым ракетным комплексом;
  • 2П32М - оснащена противотанковым ракетным комплексом.

БРДМ 1 имеет отличную проходимость за счёт большого запаса хода, амфибийной способности и применения двух дополнительных пар колёс, всего которых - восемь. Окопы и траншеи не станут серьёзным препятствием. У бронемашины обе ведущие оси, присутствует централизованная система подкачки шин через ступицу колеса, независимая подвеска, с гидравлическими амортизаторами, на листовых рессорах. Отличные эластичные колёса, усиленные рессоры, прочный руль позволяют бронеавтомобилю эффективно справляться с ездой по бездорожью. БРДМ может преодолевать снег глубиной до метра, подъём до 31 градуса, переплывать реки и проходить любые пески. Пуленепробиваемые стёкла, две кормовые двери для выхода экипажа, бронированная сталь. Корпус такого бронеавтомобиля сварен из листов катаной брони толщиной 6, 8 и 12 миллиметров.

И всё это теперь можно приобрести в личное пользование! Купить БРДМ действительно реально! Давно «демобилизовавшиеся» броневики сейчас в моде! На переоборудованной бронемашине можно кататься по городским дорогам, и не только дорогам, и дворам, ездить загород, на природу, путешествовать. Можно без опасений пересекать перепаханные поля, заболоченные участки, переплывать реки, и различные ухабистые участки дорог и бездорожья.

Бронированная разведывательно-дозорная машина, переоборудованная под гражданский транспорт, не застрянет в нашем глубоком снегу, не побоится крутого подъёма в 31 градус, с лёгкостью перемахнёт через метровые траншеи. Это ли не сказка!? Для поездок на рыбалку или на охоту в русскую тайгу - самое оно! Экстрим, путешествия, море впечатлений и эмоций! С такой техникой чувствуешь себя настоящим королём дорог!

На гражданке многие БРДМ с консервации служат исправно. Используются машины и в рядах полиции, пожарной охраны, политических партий, и просто у частных лиц в коллекции или же для ежедневной езды. Даже тюнинг уместен. Если объявление «Продам БРДМ» раньше вызывало только смех, то сейчас это современная реальность! Советская боевая бронемашина, переоборудованная под гражданский транспорт - настоящая мощь, дух времени! Гражданский бронеавтомобиль амфибия это настоящая свобода! Такая бронемашина достаточно проста в эксплуатации и соответствует всем требованиям Госавтоинспекции.

БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин .

В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40 . Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.

В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.

Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм , 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.

На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач , 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.

Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.

В кормовой части корпуса был установлен водомёт . Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта . Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.

Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.