DAC (Downhill Assist Control) - электронная систе. Механизм использования системы DAC

Система DAC помощи при спуске с горы – еще одно полезное дополнение к современному автомобилю. Разберемся, как работает система и как ею пользоваться. DAC позволяет уменьшить ускорение, возникающее при спуске с холма, давая больше контроля водителю. Естественно, безопасность машины, оборудованной данной системой, только возрастает. Как правило, ей оборудованы различные легковые авто премиум-сегмента и кроссоверы.
Существует несколько общепринятых аббревиатур: общепринятая – система помощи при спуске с горы DAC Тойота (Downhill assist control), DDS на автомобилях Ниссан, у «немцев» из БМВ и Фольксваген название немного другое – HDC (Hill Descent Control).
Как и ее «сводный брат» НАС, DAC является программным дополнением для (курсовая устойчивость). Это значит, что она использует оборудование и блок-модуль управления системы ESP.

Как пользоваться системой помощи при спуске по склону DAC

Чтобы DAC выполняла свои функции, необходимо включить ее нажатием соответствующей клавиши на панели автомобиля. Принцип работы весьма прост, машина самостоятельно подтормаживает, поддерживая постоянную скорость. Функциональность будет обеспечена только при условии, что двигатель работает, скорость движения до 20 к /ч и уклон не менее 20%.
Работа, как и у , основана на открытии/закрытии клапанов в тормозном контуре, которые принимают нужное положение в определенный момент. Выставляемая «средняя скорость спуска» зависит от начальной скорости, включенной передачи и крутости склона. Сигналы с датчиков подаются на обратный насос тормозной жидкости, который начинает нагнетание при закрытых перепускных клапанах. Это позволяет создать необходимое значение давления. Съезд с горки получается плавным и без лишних манипуляций с педалью тормоза. После этого можно самостоятельно выключить систему клавишей. При нажатии на любую из педалей DAC так или иначе отключится сама.

система включается и на ходу, и так же отключается, если надо.

А иногда надо. Дело в том, что в машинах с DAC (и не только в них) в тормозах есть датчик перегрева тормозной системы. Его работу можно легко проверить, если вы раз 10 сильно и быстро будете нажимать на педаль тормоза (на паркинге) - результат: начнет пикать сигнал перегрева, а загорится на панели пара лампочек. Потом так же погаснут через 5-6 секунд, пикание прекратится.

Теперь для чего это нужно.

Представьте, что склон у вас крутой... и длинный. Вы начали движение вниз, активировав систему DAC (в этот момент педаль газа не нажимается - она ее временно деактивирует, а педаль тормоза (лучше не трогать!) дает вам в лоб лобовым стеклом). Машина начинает медленно ползти вниз и потрескивать. Работу DAC можно проследить по вибрации на педали тормоза, если вы просто положите ногу. Но через какое-то время (4-5 минут работы, или 2-3 минуты постоянной работы) система начнет пикать - сработает датчик перегрева тормозной системы. В этот момент лучше остановиться и дать системе немного остыть. И потом продолжить спуск. Можно также отключить кнопку DAC на ходу, если, например, остановиться невозможно в силу рельефа или обстановки. Но тогда сразу надо подлавливать машину педалью тормоза. И потом все равно лучше охладить ГТЦ.

В штатном режиме работа DAC не предназначена для спуска с крутой горы, например. Она предназначена для спуска с уклона, препятствия, для не длинного участка.

Почему срабатывает датчик? Система DAC работает короткими импульсами на ГТЦ (а как следствие - на колодки), и по сути начинает сама перегревать систему.

Если вы нажали на ходу кнопку DAC во время любого движения - ничего страшного. Машина просто не включит ее по ряду факторов: отсутствие ускорения при не нажатой педали газа, скоростной режим, передача АКПП, пониженный ряд, тп.

(Проверено на личном опыте в Адыгее, при спуске с горы 2000м, по гравию, крупному гравию и мокрому дерну.)

1105792

Неверно.... Пищит потому как отсутсвует вакуум, т.к. насос не успевает накачать и касательно дизелей.... Датчика перегрева нет, т.к. температура закипания тормозухи - О-о-о-очень высока!

А ГТЦ вобще не перегреть никак.....Тока паяльной лампой!

1108211

Уважаемый! Про датчик - за что купил, за то и продаю: мне было сказано на официальном сервисе. Склонен верить. Хоть никогда его глазами не видел.

По поводу тормозной жидкости: стандарт DOT это и есть точка кипения, вязкость, гигроскопичность, прочее - все вместе. Когда жидкость набирает много воды, то ее точка кипения быстро снижается. При рабочих усилиях, и при работе DAC резко снижается вязкость, повышается температура. Никогда не видел закипание жидкости, но предполагаю, что образуются пузырьки, и тормоза пропадают, потому как тупо сжимают воздух. Поэтому вероятно наличие датчика. Даже если реальная температура кипения жидкости очень высока... Правда, я про кипение (вообще-то) не говорил. Говорил про перегрев системы = жидкости, а значит - потерю свойств гидравлической составляющей контура. Прежде всего вязкости.

Немного физики:

Представьте себе только как быстро разогревается воздух (самая сложная среда для разогрева, по сути) в цилиндре двигателя просто при сжатии, быстром и сильном, и до какой температуры, что при впрыске саляры (угольной пыли, спирта, проч горючки, но просто саляру легче прыскать технологически) она моментально взрывается!... Поэтому вполне допускаю, что в тормозной системе от ударов DAC по гидроконтуру жидкость может перегреться. И чем быстрее, тем больше в системе воды, тем она старше. И тем быстрее жидкость надо сменить на новую (полагается вроде даже каждые 40000 или 2 года).

А причем тут вакуум? Ну пропал он, тормоза что ли тормозить не будут? Будут, но с усилием, как будто катитесь на галстуке, без усилителя.. Зачем делать зуммер для этого?... Чтобы при буксировке от пикания голова у водителя взорвалась? Странная логика... Тогда уж при включении зажигания (до стартера) он бы тоже пикал как ненормальный, - вакуума же нет на не работающей машине..

Не понимаю просто логику.

Системой помощи при спуске оснащаются, в основном внедорожные автомобили, предназначенные для передвижения по пересеченной местности.

Она обеспечивает равномерное направленное движение при спуске на крутых склонах.

Немного теории

Система помощи при спуске построена на тех же принципах, что и система курсовой устойчивости. Обычно и конструктивно она объединена с блоком ESP (ABS).

Ее основное отличие от системы ESP в том, что при расчете усилий блокировки колес учитываются дополнительные физические параметры:

1. Сила тяжести .

При движении на ровной дороге (либо при небольшом уклоне) на динамику влияют инерционные характеристики, динамика мотора, тормозящие усилия колес, центробежное ускорение, коэффициент трения модели колесо-дорога.

В случае движения под сильный уклон в дело вступает сила тяжести. Она пропорциональна массе автомобиля и процентному углу наклона. На крутых склонах и большой массе авто эта сила имеет существенную величину.

Математически ее нельзя не учитывать при расчете усилий блокировки колес. Таким образом, активируя данную опцию, водитель запускает другую программу обработки сигнала .

2. Момент опрокидывания автомобиля .

Внедорожники имеют большие клиренс и общую высоту автомобиля. Центр массы авто расположен на 30 – 50 сантиметров выше, чем у обычного легкового автомобиля.

Если расположить автомобиль поперечно крутому уклону, он может перевернуться. Если при этом машина еще имеет центробежное ускорение, вероятность «перевертыша» многократно увеличивается. Все эти моменты также должна учитывать рассматриваемая опция.

3. При движении на крутых скользких склонах уменьшается коэффициент трения колесо-дорога .

Теоретически при падении по вертикальному уклону он стремится к нулю. Таким образом, динамический расчет должен учитывать и этот фактор.

Переходя от теории к практике, следует отметить, что система помощи при спуске скорее необходимое, чем дополнительное оборудование автомобиля, эксплуатируемого в сложных дорожных условиях.

Виды

В настоящее время на различных марках автомобиля можно встретить следующие обозначения таких систем:

Вид кнопки, активирующей систему, приблизительно одинаков:

Как производится активация

Система контроля спуска активируется при выполнении нескольких обязательных условий:

  • скорость автомобиля менее 20 километров в час;
  • двигатель работает;
  • уклон движения более 20 процентов;
  • отсутствует нажатие на педаль акселератора и тормоза.

Если случайно водитель нажимает на педаль акселератора или тормоза, система помощи при спуске мгновенно деактивируется.

Некоторые автомобили имеют свой алгоритм запуска. Например, в RAV4 предлагается следующий алгоритм:

  • перед предполагаемым спуском включается H4, активируется полный привод;
  • перед спуском производится остановка и перевод селектора в N;
  • включается L4, ожидается до окончания моргания 4LO;
  • нажимается кнопка системы DAC;
  • начать движение;
  • по окончании спуска нажать тормоз или педаль акселератора.

Довольно непростой алгоритм, который профессионал должен довести до автоматизма.

В современных автомобилях алгоритм запуска проще, но основные требования, связанные с педалями тормоза и газа, одинаковы.

Особенности схемотехнического построения и обслуживания

Схемотехнически блок системы помощи при спуске обычно располагается в блоке ESP (или ABS), Таким образом, если не работает система ABS или ESP система контроля спуска включаться не будет.

При обслуживании и ремонте данной системы начинать необходимо именно с системы ABS. Наиболее «популярные» неисправности этой системы:

  • отказ датчиков вращения колес;
  • засорение зазоров между датчиком и зубцами (кольцом) индикатора движения;
  • обрыв электропроводки от датчика к блоку ESP (ABS).

Последний пункт наиболее актуален при движении по пересеченной местности с низкорослой растительностью.

Блоки управления ESP, оборудованные дополнительной системой помощи при спуске, имеют дополнительные G-сенсоры и датчики угла наклона автомобиля. Они обычно не выходят из строя, иногда встроены в электронные блоки. Поэтому при креплении блоков ESP и ABS всегда следует соблюдать юстировку (горизонтальное позиционирование).

Принцип работы

Принцип работысистемы контроля движения при спуске состоит в своевременном подтормаживании конкретного колеса в момент превышения установленной скорости спуска. Этим достигается равномерное и равнонаправленное (без заносов и поворотов) движение.

Автолюбители со стажем знают, что в горных условиях движения наиболее эффективно « ». Большинство автотранспортных средств, эксплуатируемых в такой местности, оснащено такой опцией.

Однако, в автомобилях «подключить» двигатель к торможению проблематично. В некоторых современных автомобилях более сложный алгоритм работы системы помощи при спуске имеет связь с блоком управления трансмиссией и блоком управления двигателя.

  • если вы проживаете в горной местности, либо участвуете в автомобильных соревнованиях, система помощи при спуске является необходимой опцией в комплектации автомобиля;
  • следите за работоспособностью систем ABS и ESP, при их неисправности система контроля при спуске неработоспособна;
  • обязательно активируйте систему на крутых спусках, она значительно повышает безопасность движения.

Видео — безопасный спуск с горы. Функция Downhill Assist Control (DAC).

В современных автомобилях устанавливается огромное количество электронных опций, которые способны упростить управление автомобилем при различных условиях, в том числе и при езде по . Одной из представительниц таких опций является система помощи при спуске и подъеме, которая создана для устранения путем вмешательства электроники тех ошибок, которые допускает водитель при ручном управлении.

Разделяют несколько типов таких систем, и с каждой из них в отдельности мы сегодня познакомимся.

Система помощи при спуске по склону (DAC)

Не секрет, что спуск по крутому склону, особенно если он осуществляется на дороге со скользким покрытием, представляет собой высокую степень опасности. И сориентироваться в управлении при таких условиях, дано далеко не каждому. Чтобы подобные дорожные ловушки для водителей не представляли проблем, в работу включается система помощи при спуске с горы.

На каждом колесе автомобиля установлен датчик скорости, который соизмеряет скорость вращения колес со скоростью движения автомобиля в целом. Как только движение автомобиля превысит скорость вращения колес, активируется данная система и распределяет тормозные усилия по колесам авто. Это позволяет нормализовать движение и избежать потери управления. При спуске с горы система поддерживает скорость движения автомобиля в районе 7 км/ час. Работает она и на задней передаче, правда, скорость движения находится в отметке 4 км/час.

Активация системы осуществляется вручную, путем нажатия кнопки. Поэтому каждый раз, подъезжая к крутому склону, не забудьте активировать систему DAC.

Система помощи при спуске со склона (DBC)

Данная система является аналогом предыдущей, она также создана для безопасного спуска со склона. Активировав систему, автомобиль начнет осуществлять спуск со скоростью не более 10 км/час, используя систему АВС для того, чтобы осуществлять плавный, ровный съезд, не упуская автомобиль в занос.

По сути, система DBC ничем не отличается от DAC. Это лишь разные коммерческие наименования, которые применяют автокомпаний.

Система помощи при старте на подъеме (HAC)

Система помощи при старте на подъеме позволяет автомобилю избежать пробуксовки и скатывания вниз, если его тяговые усилия недостаточны, а вес самого автомобиля способствует перемещению назад. Данная электронная опция была разработана автоконцерном Тойота, поэтому вполне не удивительно, что впервые она была установлена на автомобили именно этой марки.

Система регулирует распределение крутящего момента между колесами, позволяя обеспечивать надежное сцепление с покрытием и двигаться вперед, даже если одно из колес начинает пробуксовывать. Помимо этого, система притормаживает те колеса, которые имеют отличное сцепление, с целью обеспечить прямую траекторию движения.

Система помощи при трогании на подъеме существенно облегчает управление автомобилем, делая всю сложную работу за водителя.

Поэтому если вы относитесь к числу любителей езды по бездорожью, позаботьтесь о том, чтобы на вашем авто были установлены системы DAC и HAC.

30.01.2018

Система DAC – Ощутимая помощь водителю

При спуске с горы DAC– отличный помощник водителям автомобилей премиум класса и кроссверов. Она позволяет существенно снизить ускорение при движении по наклонной траектории, это необходимо при спусках с гор, холмов и других естественных и искусственных возвышенностей. Шофер лучше контролирует скорость и движение машины в целом, это существенно понижает риск возникновения аварийных ситуаций. Помощь при спуске может стать отличным вариантом для начинающих водителей.

Разнообразие систем помощи при спуске

Известно несколько распространенных названий для подобных приспособлений, наиболее популярно сокращение DAC (Downhill assist control), у таких немецких марок машин приспособление называется так – HDC (Hill Descent Control), однако смысл остается прежним. У марки Ниссан она встречается в виде DDS. Все перечисленные возможности мягкого торможения часть одной общей программы ESP (устойчивость курса).

Механизм использования системы DAC

Система помощи при спуске по склону dac активируется, когда шофер нажимает специальную клавишу, она находится на панели управления авто. После перехода в этот режим, система DAC при движении самостоятельно включает торможение, когда это необходимо. Режим активен, если скорость авто более 20 км/ч. Важен показатель уклона, он не должен понижаться отметки в 20%.

Предварительно устанавливается необходимая шоферу скорость при спуске с возвышенности. Сигнал передается с датчика на тормозное устройство, начинается процесс нагнетания, поэтому закрытые ранее тормозные клапаны открываются и начинается само торможение.

Управление автомобилем становится мягким, плавным, без лишних тормозных «толчков», все манипуляции и маневры на склоне выполняются с наименьшим сопротивлением. Данная исключает возникновение непредвиденных ситуаций на каких-либо возвышенностях, что особенно полезно при движении по холмистой местности. Это настоящий повод для радости у современного и активного водителя!