Советы по выбору антифриза. Тосол и антифриз: какая охлаждающая жидкость лучше Какую охлаждающую жидкость выбрать

Антифриз – незамерзающая при отрицательной температуре жидкость, используемая в системе охлаждения автомобилей. Ее основным действующим компонентом является этиленгликоль, также в состав входят присадки, оказывающие противокоррозийное действие, антипенное вещество, краситель и вода.

Температура, при которой происходит кристаллизация антифриза, гораздо ниже той, при которой замерзает обыкновенная вода, что позволяет системе охлаждения машины исправно работать в суровый зимний сезон, в любых климатических условиях. Распространяясь по каналам и головке цилиндров системы охлаждения под действием центробежного насоса, жидкость спасает отделы радиатора и проводящие трубы двигателя от опасных расширений и разрывов.

Современный рынок пестрит антифризами самых разных марок и расцветок. При таком обильном ассортименте несложно запутаться и растеряться, к тому же с недавнего времени покупатели довольно часто стали сталкиваться с фальсифицированным товаром. Чаще всего мошенники или копируют известные и популярные бренды, или просто растворяют краску в обычной воде. Такая подделка может нанести автомобилю непоправимый вред. Чтобы не попасть впросак, очень важно разбираться в торговых марках и цветовых категориях антифризов.

В настоящее время существуют антифризы трех категорий, различающиеся по составу основных и вспомогательных веществ. Распознать их можно по цвету жидкости.

Категория G11

Самый простой силикатный антифриз с минимальным набором или полным отсутствием присадок и вспомогательных компонентов.

Привычные цвета – синий и зеленый, хотя не очень часто встречаются желтые и оранжевые жидкости. Поскольку единственной функцией этого типа антифриза является покрытие всех элементов охлаждающей системы защитной пленкой, срок его службы ограничен тремя годами.

Категория G12

Более действенный антифриз на основе этиленгликоля и карбоксилатов, эффективно рассеивающий излишне тепло и препятствующий развитию коррозии. Жидкость окрашена преимущественно в красный, реже желтый цвет. Данный тип антифриза устойчив и достаточно долговечен, может до пяти лет функционировать в двигателе, работающем на мощных оборотах.

Категория G13

Новейший высококачественный антифриз на основе полипропиленгликоля – органического, нетоксичного и экологически безопасного действующего вещества. Данный тип охлаждающей жидкости, окрашенный в оранжевый или желтый цвет, является самым дорогим и эффективно действующим.

Если еще несколько лет назад разделение охлаждающих жидкостей по цветовым категориям было четким и понятным, что очень облегчало выбор владельцам машин, то теперь это обыкновенный маркетинговый ход. Производители раскрашивают свою продукцию в самые разные цвета, не сообразуясь с качеством и характеристиками. Поэтому, покупая антифриз, лучше ориентироваться на торговую марку и состав компонентов.

Подбор по торговой марке и цветовой категории

Чтобы не причинить вред собственному автомобилю, при замене антифриза следует выбирать того же производителя и ту же цветовую категорию, какие были у изначального охладителя. Подробную информацию о том, антифриз какого типа необходимо использовать в автомобиле конкретной марки, можно узнать либо в технических документах по эксплуатации, либо на сайте производителя.

Обычно компании, производящие машины, отдают предпочтение одному или нескольким типам незамерзающей жидкости и оснащают под них охлаждающие системы двигателей:

  • Европейские и американские компании (Ford, Audi, Porsche, Skoda, Land Rover и прочие), строго следящие за техническим и экологическим качеством своей продукции, применяют антифризы категории G11 для бюджетных транспортных средств и G13 для дорогих марок. Использование охладителя G12 недопустимо в связи с токсичностью этиленгликоля.
  • Производители Японии и Кореи (Toyota, Honda, Nissan, Mitsubishi, Suzuki и другие) пользуются антифризами исключительно собственных марок. В основном это улучшенные жидкости на основе карбоксилатов категории G12+, немного менее токсичные.
  • Китайские компании , а также производители России и стран СНГ (ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, БЕЛАЗ и прочие) не особенно придирчивы к выбору антифризов. Чаще всего они просто отмечают в технической документации список успешно прошедших промышленные испытания и рекомендуемых охладителей.

На видео- какой антифриз выбрать:

А вот как происходит подбор антифриза и как правильно это сделать именно для своего автомобиля, подробно рассказывается в данной

Причина снижения уровня в охлаждающей системе двигателя

Чаще всего причина незначительного сокращения уровня антифриза кроется в обычном испарении. А вот узнать, испаряется ли антифриз из системы охлаждения автомобиля, можно только опытным путём. Вода, занимающая достаточный объем в составе охладителя, способна медленно улетучиваться даже из абсолютно герметичного пространства. Если автомобиль исправен, это не должно вызывать никаких опасений.

Если же охлаждающая жидкость исчезает подозрительно быстро, следует срочно обратиться в сервисный центр. Возможно, антифриз незаметно просачивается сквозь повреждения и трещины на корпусе охладительной системы или ее проводящих шлангах. Стоит проверить на наличие поломок и радиатор автомобиля.

На видео- лучший антифриз для автомобиля:

Лучшие марки в России и странах СНГ

Чтобы система охлаждения двигателя работала исправно, а автомобиль не подвел в ответственный момент, нужно выбирать зарекомендовавшие себя, проверенные и пользующиеся популярностью у потребителей марки антифризов.


Таким образом, приобретая охладитель на замену, нужно внимательно знакомиться с его составом и производителем. Правильно выбор позволит не беспокоиться о будущем своего автомобиля.

Охлаждающая жидкость (равно «Антифриз», равно «Тосол» – это все лишь частные названия охлаждающей жидкости) существуют уже порядка 100 лет – с момента появления двигателей с водяным охлаждением. Изначально на место современного антифриза претендовала обычная вода, растворы солей, спиртов, и даже меда. Однако примерно в 30-е года прошлого века в роли охлаждающей жидкости стали использовать этиленгликоль (кстати, первую охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля создали в концерне BASF), а к 40-м годам появились и специальные антикоррозионные и противовспенивающие присадки (ингибиторы) к антифризам.

В условиях отсутствия единого стандарта для антифризов, в ход идет единая классификация, когда-то созданная VW: все антифризы делятся на группы G11, G12 и G12 plus – в зависимости от того, какие присадки и в каком количестве присутствуют в данной охлаждающей жидкости . Антифризы группы G11 имеют голубой или зеленый оттенок, и требуют замены каждые 2 года, антифризы G12 зачастую красные, розовые или фиолетовые, и могут работать до 4-5 лет. При этом антифризы класса G11 и G12 категорически нельзя смешивать между собой. И, наконец, охлаж дающая жидкость группы G12 plus так же имеют розовые оттенок, служат до 4-5 лет, и их можно смешивать с любым другим антифризом.

А теперь разберемся почему именно так.


Традиционные охлаж дающие жидкости : G11, G12 и G12 plus

Удивительно, но большинство современных охлаж дающих жидкостей не меняют основу с 30-40 годов прошлого века – этиленгликоль, разбавленный водой, и приправленный присадками. Дешево и сердито: при соотношении этиленгликоля и воды в пропорции 1:1 эта смесь замерзает при -36 град. С, при этом, не образовывая твердые кристаллы, а превращаясь в некое подобие желе (что защищает патрубки системы охлаждения от разрыва даже в лютые морозы). Если использовать концентрированный этиленгликоль, разбавленный дистиллированной водой (некоторые производители охлаж дающей жидкости разрешают разбавлять концентрат и обычной водопроводной водой, но лучше этого не делать) в соотношении 2:1, то подобная смесь замерзает при -65 град. С. А температура кипения достигает 105-110 градусов.

Казалось бы, здесь можно было бы и заканчивать, но… Смеси на основе этиленгликоля имеют 2 существенных недостатка: во-первых, этиленгликоль – сильнейший яд: 100 мл – верная смерть для человека. С этим легко бороться, соблюдая меры предосторожности при замене охлаж дающей жидкости , или путем выбора жидкость на основе пропиленгликоля – он дороже раза в два, но полностью безвреден (причем жидкости на основе этиленгликоля и пропиленгликоля смешивать категорически запрещено).

Однако второй недостаток более существенный, и его корни зарыты в добавленных присадках, выполненных на основе нитратов, силикатов, фосфаты и т.д. Каждая из присадок призвана защищать «свой» метал (медь, алюминий и т.д.) и отличается степенью агрессивности (или ее отсутствием) к резиновым и пластиковым деталям, часть присадок предназначена для борьбы со вспениванием. К примеру, антифриз группы G11 (голубой, зеленый цвет) отличается ограниченным наличием фосфатов (могут вызвать отложения накипи в системе охлаждения), нитритов (образующих токсичные соединения), и других добавок, а так же наличием силикатов. Однако эффективность подобных присадок быстро снижается – вот поэтому антифриз G11 необходимо менять раз в 2 года, а при больших пробегах – раз в 6-12 месяцев.

Охлаждающая жидкость класса G12 (красный цвет, или его оттенки) служит дольше, до 4-5 лет, именно из-за отсутствия силикатов в своем составе – о чем напомнить надпись «Silicate free» на упаковке. Однако вместо силикатов пришлось использовать другие вещества – поэтому охлаж дающая жидкость класса G12 категорически не совместима с жидкостями класса G11. А вот с охлаж дающей жидкостью класса G12 plus (розовый цвет) все с точностью наоборот – она совместима для смешивания с жидкостями других типов, за счет отсутствия в своем составе не только силикатов, но и нитритов, фосфатов, и т.д.

Новинки в мире антифризов.

Прорыв в мире антифризов произошел недавно – в 90-х годах некоторые компании стали разрабатывать антифризы на основе карбоновых кислот. Помимо лучшей защиты металлов, эти такие антифризы выделяются стойкостью своих эксплуатационных параметров – 5 лет службы для них скорее правило, чем исключение. Однако, не взирая на полное отсутствие нитритов, силикатов, фосфатов и т.д., они полностью не совместимы с любыми другими антифризами на основе этиленгликоля.

Впервые подобные антифризы появились у компании Texaco, и теперь выбор охлаждающих жидкостей на основе карбоновых кислот становится все шире и шире – они появляются у Total, Shell, Chevron и т.д. У одних компаний эти жидкости именуются как «Cool Stream», у других – выделены в класс OAT (Organic Acid Technology). Но в общем можно сказать лишь одно: охлаждающие жидкости на основе карбоновых кислот – это будущее, которое отличается лучшей экологичностью и длительным сроком службы.

Выбор и покупка антифриза.

Так, какой же антифриз выбрать? Лучше – того типа, который рекомендует завод-изготовитель (ведь присадки антифриза другого типа могут разъесть металлические детали или пластиковые трубки, к которым «родной» антифриз относится вполне гуманно). А при доливке охлаж дающей жидкости необходимо выбирать только ту жидкость, которая уже залита в автомобиль (даже антифриз одинакового класса G11 у двух разных производителей может иметь несколько отличающийся набор присадок).

При выборе антифриза необходимо обратить внимание на его внешний вид – не должно быть помутнения и осадка, коробка должна быть качественной, с хорошей этикеткой, и одноразовой пробкой-трещалкой (или мембраной под ней). Охлаждающая жидкость почти не пахнет – запах бензина или дизтоплива не допустим, и почти не пенится – если встряхнуть канистру, пена должна осесть за 3-5 секунд. Если известен показатель pH, то следует участь, что его минимальное значение должно находиться в пределах 7,4-7,5, все, что выше – только к лучшему (до pH 7,8-8), а нормальная плотность антифриза лежит в пределах 1,065 - 1,085 г/куб. см.

За время эксплуатации антифриз не должен кардинально менять свой цвет, но допустимо небольшое потемнение основного цвета (к примеру, от голубого к синему, или от розового к красному). А доливать в систему охлаждения можно или дистиллированную воду, или такой же антифриз.

Неплохо проверить и соответствие охлаждающей жидкости одному из стандартов (об этом будет указано на упаковке) – пусть они и не являются основными, но все таки регламентируют качественный и количественный состав присадок в антифризе:

BS 6580, B5 5117 (Великобритания)
AFNOR NF R15-601 (Франция)
ASTM D 3306, D 4340, D 4985 (США)
SAE J 1034 (США)
ONORM V5123 (Австрия)
JIS K2234 (Япония)
CUNA NC956 16 (Италия)
FVV HEFT R443 (Германия)
Ну и уже привычная маркировка VW: G11, G12 (VW TL 774D) и G12 plus (VW TL 774 F).

Как правильно разбавлять концентрированный антифриз:

Стоит помнить, что на рынке продают антифриз именно в концентрированном виде, так как это в полной мере себя оправдывает с точки зрения экономии.

В связи с тем, что процесс разведения антифриза делают лишь с помощью дистиллированной воды, которую возможно купить в любом городе, на российских рынках присутствует в существенном объеме непременно в концентрированном виде, его ни в коем случае не стоит заливать в машину сразу.

Обратите внимание, в сетях торговли продается антифриз, имеющий температуру, при которой проявляется кристаллизация при минус шестидесяти пяти градусах Цельсия и меньше.

Значит, такие холода бывают лишь в пределах широт Арктики, но и то не в каждом месте.

А в умеренных широтах температура зимой не часто может опуститься более низко, чем на минус тридцать градусов.

Потому, после того, как будет приобретен концентрат, охлаждающий жидкость, его непременно требуется разводить с помощью дистиллированной воды, при этом надо учесть, что прибавление одной трети объема воды к количеству антифриза способствует увеличению температуры кристаллизации до минус тридцати градусов.

Но когда купленный антифриз будет разведен жидкостью дистилляции в одинаковых отношениях, то он не будет замерзать при температуре меньше двадцати градусов, что является в особенности актуальным для южных регионов России.

Но, к тому же, надо подойти к выбору такой воды с большой аккуратностью, ибо она должна иметь достаточную деионизацию для того, чтобы предотвращать процесс коррозии металла внутри.

Потому пользоваться для того, чтобы разбавить антифриз, лучше очищенной водой по специальной технологии, которая впоследствии проходит деионизацию.

Добавить эту воду в емкость, где есть антифриз в требуемых соотношениях, лишь затем его можно залить в автомобиль.

Также некоторые производители продукта указывают необходимое количество жидкости, которую будет необходимо произвести для его разбавления.

Совместимость антифризов.

Наверное, самый животрепещущий вопрос для автомобилиста, что с чем можно мешать, и что куда доливать в случае чего. Так вот, если говорить жёстко, то мешать не стоит ничего, то есть доливать только то, что уже залито в систему охлаждения (и в идеале это должна быть жидкость, рекомендованная производителем автомобиля). Однако не всем нравится возить с собой всё время бутылку с антифризом в ожидании, когда же она понадобится. В этом случае пойдём по мере нарастания проблем.

Самый «невредный» способ – долить дистиллированной воды. Годится, если объём доливки невелик, 100-200мл. Первое, что выкипает в антифризе и вылетает через крышку-клапан расширительного бачка – это как раз вода, получается, что вы не разбавляете концентрацию, а восстанавливаете до первоначального значения. Повторюсь, это если уровень в бачке снизился незначительно. Если есть протечки, и антифриз уходит постоянно, то с такими добавлениями через некоторое время вы получите в системе преимущественно воду, со всеми вытекающими. Чтобы не бояться разрыва каналов, не стоит снижать концентрацию этиленгликоля ниже 33%.

Практически столь же безвредный способ - найти аналог залитого в систему антифриза. Многие производители делают антифриз по купленной у более крупных компаний рецептуре и на их же присадках, таким образом получая «соответствие» тем спецификациям и допускам, которое имеет аналогичный продукт «старшего брата» без больших финансовых и временных затрат на проведение испытаний у автозаводов. Иногда производитель открыто пишет, мол, точный аналог такого-то антифриза. Правда, проверить эту информацию может и не получиться. Здесь гарантом соответствия должна выступать какая-нибудь официальная бумажка от этого самого «брата» с подтверждением факта использования их рецептуры и компонентов. Сюда же относятся антифризы, сделанные на одном заводе по одной рецептуре под разными брэндами (Например, Форд и Мазда). Они могут быть даже разного цвета (да что там, фордовский антифриз первой заливки, и он же в рознице когда-то были разного цвета), а при смешении дать нечто серо-буро-малиновое, но работать будут нормально, поскольку по сути это один и тот же антифриз. Правда, тут тоже важна проверенная информация, подтверждённая официальными источниками (оф. сайтами производителей).

Следующий, уже довольно сомнительный способ – смешивать антифризы, сделанные по одной технологии. Результат, скорее всего, будет ненамного хуже исходного антифриза, но всё же есть определённый риск, учитывая, что производители не связаны никакими требованиями по унификации и совместимости охлаждающих жидкостей. Присадки, отлично работающие в разных антифризах, при смешивании могут тупо нейтрализовать друг друга, отдавая ваш двигатель, помпу и радиатор на растерзание этиленгликолевому раствору. Сюда отнесём смешение антифризов, одобренных автопроизводителем для вашего автомобиля. По отдельности они также наверняка замечательно работают, но их совместимость между собой скорее всего не тестировалась, так что никаких гарантий, как говорится.

Примерно одинаковые по рискованности – доливка чем попало, и доливка антифризом того же цвета. Мы все помним, что цвет антифриза ни к чему не обязывает производителя в плане качества или соблюдения технологии. Так что, по сути, это всё равно что долить «чем попало». Конечно, в крайнем случае, если тосол течёт со страшной силой, а вы на дороге, где продаётся только Тосол ОЖ-40, придётся залить его. Но по прибытии в цивилизованную местность с гаражом/автосервисом/годным магазином нужно обязательно поменять антифриз полностью.

Промывка при замене антифриза.

Крайне желательно промывать систему охлаждения при замене жидкости. Во-первых, вы вымоете различные осадки, гель, и прочие нехорошести, а во-вторых, уберёте остатки предыдущей охлаждайки, которая может значительно снизить ресурс нового антифриза, если останется в системе и прореагирует с ним. Автопроизводители допускают замену без промывки только если заливается тот же антифриз, который был залит раньше и при сливе старой жидкости в ней не было никаких осадков, мути и других «неположенных» компонентов. Промывать рекомендуется 10% раствором нового антифриза (так называемая «мягкая промывка»), иногда несколько раз и с большей концентрацией (видел рекомендацию второй промывки 60%, и заливки 50%). Помимо основательной очистки системы такая промывка моделирует действие лобридного антифриза. В процессе промывочный состав антифриза обрабатывает очаги коррозии, и на них не тратятся ресурсы (присадки) вновь залитой жидкости.

САМОСТОЯТЕЛЬНО КЛЕИМ ВИНИЛОВУЮ НАКЛЕЙКУ НА АВТОМОБИЛЬ. Вы приобрели виниловую наклейку, которая состоит из: ...

Обсуждение закрыто.

Вопрос о том, какой антифриз заливать , актуален в любое время года. Выбор той или иной охлаждающей жидкости основывается на рекомендациях автопроизводителя, типе антифриза (традиционный, гибридный, лобридный, карбоксилатный), долговечности его эксплуатации, вязкости, антикоррозионных свойствах. Также охлаждающие жидкости отличаются цветом (красный, синий, зеленый) и концентрацией (от нее зависит температура замерзания и кипения антифриза). Смешивать можно лишь однотипные антифризы, а использовать стоит не концентрат, а разбавленную в номинальных пропорциях жидкость. Далее приводится рейтинг популярных антифризов, а также даются исчерпывающие сведения о том, какой антифриз лить .

Наименование Артикул Цена, руб Описание и особенности
SLC5L 840 Продается в виде концентрата и готовой к использованию жидкости.
8840 580
P999G12 440 Продается в виде концентрата.
99901089 400 Продается в виде концентрата.
791685 400 Реализуется в канистрах объемом 4,2 литров, готовым к употреблению.
9000024 560 Готовая к применению охлаждающая жидкость красного цвета.
FENOX G12 AF5252 470 Реализуется в канистрах объемом 5 литров, готовым к употреблению.
SWD Pheinol GW-12 39140 580 990 Является готовым к употреблению средством на основе этиленгликоля.

С их подробным описанием, эксплуатационными характеристиками и особенностями вы можете ознакомиться ниже.

Характеристики антифриза

Перед тем как перейти к вопросу о том, какой антифриз залить в машину, необходимо разобраться со свойствами, которыми должна обладать охлаждающая жидкость, а также какие ее виды существуют в настоящее время.

Итак, качественный антифриз должен:

  • обладать температурой кипения, превышающей +100°С (чем больше, тем лучше);
  • не создавать пену на поверхности жидкости и в охлаждающей системе двигателя;
  • низкой температурой замерзания (чем ниже, тем лучше);
  • обладать низкой вязкостью;
  • защищать детали мотора от появления на их поверхности коррозии;
  • иметь продолжительный срок эксплуатации (не менее 2...3 лет или 60 тысяч километров пробега).

Также стоит выбирать ту охлаждающую жидкость, у которой коэффициент расширения меньше, чем у воды. Это нужно для того, чтобы в случае, если антифриз все же замерзнет, то емкость, в которую он залит, не растрескается. В частности, коэффициент должен относится как 1,5:9 к воде.

Типы антифризов

Все антифризы делятся на две большие категории - этиленгликолевые и пропиленгликолевые. Первые в свою очередь делятся еще на несколько подвидов:

  • Традиционные (с неорганическими ингибиторами) . Это наиболее старые антифризы, повсеместно использовавшиеся в 1960...1990-х годах прошлого века. Они имеют обозначение G11 . Обладают посредственными свойствами по защите металлов от коррозии. Международное обозначение - IAT (Inorganic Acid Technology). Кстати, популярные в нашей стране «Тосол ОЖ-40» и «Тосол ОЖ-65» также относятся к этому типу охлаждающих жидкостей. Что касается вопроса о том, красный или синий антифриз заливать, то сразу стоит отметить, что непосредственно цвет не влияет на эксплуатационные свойства жидкости, а лишь идентифицирует ее и служит маркетинговым целям. Ярким примером этому является тот факт, что «Тосол ОЖ-40» имеет синий (голубой) цвет, а «Тосол ОЖ-65» - красный, то есть, налицо цветовая дифференциация. Аналогичные рассуждения справедливы для импортных антифризов зеленого, фиолетового, розового и других цветов. Реже можно встретить средства с обозначением G11+ и G11++. Они отличаются содержанием в своем составе карбоновой кислоты. Чем выше класс, тем он ближе к G12.
  • Карбоксилатные (с органическими ингибиторами) . Они появились в 90-х годах прошлого века в связи с повышением экологических норм, касающихся выбросов двигателями внутреннего сгорания. У них ингибиторы коррозии созданы на основе органических карбоновых кислот. Международное обозначение - OAT (Organic Acid Technology). Имеют маркировку G12 и G12+. Использование карбоксилатных антифризов допускается лишь в двигателях тех машин, в которые была изначально залита такая жидкость. То есть, в соответствии с рекомендациями автопроизводителя! Если же до этого использовался традиционный антифриз, то перед заливанием карбоксилатной охлаждающей жидкости необходимо выполнить замену всех старых уплотнений и шлангов в системе охлаждения двигателя и промыть систему.
  • Гибридные (имеют обозначение - HOAT, Hybrid Organic Acid Technology или просто Hybrid). Гибридными они называются потому, что в своем составе имеют как соли карбоновых кислот, так и неорганические соли. Хоть они в данном списке стоят после карбоксилатных, но их качество хуже (а цена ниже). Срок эксплуатации гибридных антифризов составляет от 3 до 5 лет. Что касается цвета жидкости, то разные производители добавляют к ним различные красители. Поэтому можно встретить гибридные антифризы желто-оранжевого, синевато-зеленого, розового и близких к ним по оттенку цветам.
  • Лобридные (Lobrid, выполненные по «биполярной технологии», Lobrid - Low hybrid или SOAT - Silicon enhanced Organic Acid Technology). На данный момент это последний тип антифризов, выполненных на основе этиленгликоля. По своей сути они также являются гибридными, так как имеют в своем составе органические ингибиторы коррозии, а также соединения кремния, задача которых состоит в защите от коррозии алюминиевых деталей системы охлаждения современных автомобилей. Отличаются высокой температурой кипения (зачастую ее значение достигает +135°C). Кроме того, обладают продолжительным сроком эксплуатации, составляющим до 10 лет или 200 тысяч километров пробега. Поэтому заправка антифриза на заводе зачастую оказывается пожизненной. Имеют обозначение G12++.

Однако самыми совершенными на сегодняшний день антифризами являются пропиленгликолевые антифризы. Их разработка связана с постоянным повышением требований, касающихся экологичности и безопасности выбросов двигателя для природы и человека. В этом смысле пропиленгликоль более безопасен, чем этиленгликоль. Они имеют обозначение G13 (хотя тоже считаются лобридными) . Что касается цвета, то разные производители добавляют различные красители. Так, в продаже можно встретить антифризы фиолетового, желтого, оранжевого или подобного цветов.

Смешивание антифризов различных типов

Зачастую может возникнуть ситуация, когда по тем или иным причинам необходимо долить антифриз . В связи с тем, что химический состав различных классов охлаждающих жидкостей отличается, то к их смешиванию необходимо подходить со знанием дела. Считается, что смесь антифризов G13 с G11, G12 и G12+ (попарно с каждым) считается пригодной к эксплуатации в охлаждающей системе автомобиля. То есть, она не наносит явного вреда поверхностям отдельных деталей. Однако такая смесь не обладает необходимыми антикоррозионными свойствами, а потому не может использоваться в долгосрочной перспективе .

Официально принимается, что при смешивании двух или более антифризов, принадлежащих к различным классам, полученная смесь принадлежит к классу, к которому относился самый простой антифриз (например, при смешивании G11 и G13 смесь будет относится к классу G11). Однако на самом деле смеси разных антифризов не будут отвечать заявленным автопроизводителями спецификаций, а потому ни одно СТО или сервисный центр не возьмет на себя ответственность по использованию таких смесей. Соответственно, решение о смешивании лежит целиком и полностью на владельце автомобиля.

Концентрат антифриза и его использование

Как правильно разбавить концентрат

Вопрос использования концентрата охлаждающей жидкости волнует многих автолюбителей. Во-первых, интересует вопрос о том, какой антифриз заливать в систему охлаждения - концентрированный или разбавленный? Сразу ответим на него - заливать необходимо только разбавленную жидкость. До какой степени его разводить должно быть указано на упаковке или в прилагающейся инструкции, так как у разных производителей эти данные могут отличаться (чаще всего разводят в равных пропорциях 1:1).

Причина, почему необходимо разбавлять концентрат, лежит в области физики. Дело в том, что температура замерзания концентрата составляет приблизительно от -10°С до +180°С (указаны неточные данные, поскольку они зависят от конкретной марки антифриза и других параметров). А если в концентрат добавить воду, то данный температурный промежуток смещается вниз, То есть. температура кристаллизации будет -40°С и ниже, а температура начала кипения снижается до +100°С…+135°С (зависит от типа антифриза, а также количества добавленной воды).

Точная информация об использовании концентрата, в каких пропорциях и по каким технологиям разводить вы сможете прочитать на упаковке или в прилагаемой инструкции.

Еще концентрат можно использовать в случае, если обычный антифриз в системе был предварительно разбавлен водой. Только необходимо добавлять концентрат соответствующего класса, а лучше из той же бутылки, из которой он доливался ранее.

Преимуществом покупки концентрированного антифриза является тот факт, что вы самостоятельно можете изготовить смесь в нужных пропорциях, что избавит вас от риска покупки слишком разведенной охлаждающей жидкости.

С помощью ареометра вы можете самостоятельно узнать плотность разбавленного концентрата, а также определиться с точкой его кристаллизации. Для того стоит воспользоваться справочными данными.

Зависимость концентрации этиленгликоля от температуры кристаллизации антифриза
Концентрация этиленгликоля, % Плотность антифриза, г/см³ Температура кристаллизации, °С
97,8 1,112 -20
93,0 1,110 -30
85,4 1,104 -40
78,4 1,098 -50
72,1 1,092 -60
65,3 1,086 -65
63,1 1,083 -60
58,0 1,078 -50
52,6 1,071 -40
45,6 1,063 -30
36,4 1,051 -20
26,4 1,034 -10

Что касается общей плотности антифриза, то она считается нормальной в пределах 1,069...1,072 г/см³. При такой плотности температура его кристаллизации составляет -40°С и ниже. Интересно, что разбавленный этиленгликоль будет замерзать на уровне около -40°С при плотности 1,071 г/см³ и 1,104 г/см³. Для производителей выгодно выбирать плотность 1,071 г/см³, поскольку свойства охлаждающей жидкости от этого хуже не станут, а ее производство обойдется дешевле.

Зная приведенную в таблице информацию вы можете самостоятельно изготовить антифриз такой плотности, чтобы он не замерзал при очень низких температурах, что особенно важно для жителей северных регионов нашей страны.

Также концентрированный антифриз может использоваться для многоэтапной промывки системы охлаждения. Например, в случаях, когда машина переводится на другой тип антифриза или когда ОЖ была сильно загрязнена. Технологию промывки указывает автопроизводитель.

Рейтинг популярных антифризов

Ну и наконец переходим к обзору популярных антифризов по состоянию на зиму 2017/2018 годов. Рейтинг был составлен в соответствии с отзывами автолюбителей, ценами, эксплуатационными характеристиками, наличием их в продаже, удобстве использования и другим важным параметрам. Также к ним приведены артикулы, что поможет вам купить антифриз через интернет-магазин.

В качестве образцов были взяты восемь различных антифризов, выпущенных под разными торговыми марками, как в чистом виде, так и в виде концентрата. Особенно интересно значение температур кипения и кристаллизации, а также процентное количество воды в составе жидкости. Итак, рейтинг выглядит следующим образом.

Продается в виде концентрата и готовой охлаждающей жидкости . Отвечает спецификации VW G12+, имеет красный цвет. Может использоваться для легковых автомобилей, фургонов, грузовых машин и автобусов с бензиновыми и дизельными двигателями. Формула без силикатов защищает от коррозии элементы системы охлаждения из алюминиевых сплавов, предотвращает замерзание зимой и перегрев летом. Изготовлен по технологии OAT - Технологии Органических Кислот. Срок эксплуатации - 5 лет. Отвечает стандарту AFNOR NFR 15-601 (except Reserve Alkalinity). Также может использоваться в автомобилях других производителей. Выпускается на территории Великобритании по оригинальному рецепту. Отличается высоким качеством и малым количеством подделок на прилавках отечественных магазинов. Температура кристаллизации готовой к использованию охлаждающей жидкости (52%) составляет -40°С, температура начала кипения концентрата - +165°С. Номер в каталоге - SLC5L, стоимость пятилитровой канистры на период зимы 2017/2018 годов составляет 840 рублей.

В описании указано, что антифриз предназначен для высоконагруженных двигателей, имеющих алюминиевый блок. Относится к спецификации G12+. Не содержит аминов, фосфатов, нитридов и силикатов.** Продается в виде концентрата**, жидкость красного цвета. Выпускается на территории Германии, откуда поступает на экспорт во многие страны мира, в том числе Российскую Федерацию и другие страны СНГ. Упомянутая торговая марка известна во всем мире своими качественными технологическими жидкостями, маслами и другой автохимией. Срок годности и эксплуатации - 3 года. Может использоваться для всех систем охлаждения и двигателей, в особенности высоконагруженных алюминиевых двигателей легковых и грузовых автомобилей, автобусов, с/х техники и стационарных двигателей. Допуски: VW- G12 Plus BASF G 30 Audi TL 774-D/F ab Bj. 8/96 Porsche Carrera ab MJ 98, Boxter и Cayenne Mercedes Benz 325.3 Scania TI 02-98 0813 T/B/M sv Seat TL 774-D/F ab Bj. 8/96 Skoda TL 774-D/F ab Bj. 8/96 MAN 324-SNF VW TL 774-D/F ab Bj. 8/96 MTU MTL 5048. Температура его кристаллизации составляет -40°С (при разбавлении 1:1), -27°С (при разбавлении 1:1,5) и -20°С (при разбавлении 1:2). Температура начала кипения - +106,8°С. Артикул - 8840. Приблизительная цена канистры объемом один литр по состоянию на аналогичный период - 580 рублей.

Германский концентрат HEPU Antifreeze P999 относится к классу G12+, и продается в канистре объемом 1,5 литра, цвет - красный. Нельзя использовать в неразбавленном виде. Является достаточно известной торговой маркой, выпускающей различную автомобильную химию. специально разработан для удовлетворения требований использования алюминия и чугуна в двигателях и электродвигателях легковых и коммерческих автомобилей. Отлично защищает от коррозии, перегрева и вспенивания, что обеспечивает оптимальную теплоотдачу. Допуски: GM 6277M; Opel B040 1065; Ford WSS-M 97B44-D / MB 325.3; MAN 324 SNF. Температура его кристаллизации составляет -38°С при смешивании 50%:50%, -25°С при смешивании 40% антифриза и 60% воды, и -15°С при смешивании 30% антифриза и 70% воды. Температура начала кипения - +103,2°С. Что касается артикула, то он - P999G12. Цена упомянутой канистры - 440 рублей.

SWaG Antifreeze относится к классу G12+, и имеет розово-фиолетовый цвет. Канистра объемом 1,5 литра, в которой продается концентрированный антифриз . Также выпускается на производственных мощностях, расположенных на территории Германии. Торговая марка известна, в стране и за ее пределами, качественными товарами автомобильного назначения. Допуски автопроизводителей - MB 325.3; Ford WSS-M97B44-D. Температура кристаллизации антифриза составляет -39°С (при смешивании с водой 1:1), температура начала кипения - +102,3°С. Что касается артикула, то он - 99901089. Цена упомянутой канистры - 400 рублей.

Реализуется в канистрах объемом 5 литров в чистом виде, непосредственно готовым к использованию . Соответствует Британскому стан­дарту BS 6580:2010. Производится по лицензии и под контролем Chameleon GmbH (Герма­ния). с использованием современного оборудования и соответствующих разрешений. Является достаточно качественным антифризом. Срок эксплуатации - 3 года. Цвет - красный. Класс - G12. Обеспечивает надежную защиту деталей двигателя от коррозии. Температура кристаллизации антифриза составляет -42°С, температура начала кипения - +101°С. Артикул товара - 791685. Цена канистры составляет около 400 рублей.

Готовая к применению охлаждающая жидкость красного цвета. Выпускается на территории Литвы. Mega Zone Antifreeze-35 относится к классу G12, и изготавливается на основе этиленгликоля и высококачественного пакета антикоррозионных и антипенных присадок. Гарантирует отличную защиту от замерзания и перегрева. Имеет продленный интервал эксплуатации. Соответствует следующим допускам и стандартам заводов-изготовителей автомобилей: SAE J1034, JIS K 2234, Ford ESE M97B49-A, Porshe/VW/Audi/Seat/Skoda (TL 774-D), Mercedes MB 325.3. Реализуется в канистрах объемом 5 литров. Температура кристаллизации антифриза составляет -35°С, температура начала кипения - +100,5°С. Номер для заказа - 9000024.

FENOX G12

Полностью готов к эксплуатации. Реализуется в канистрах объемом 5 литров. Производитель гарантирует 3,5 года гарантийного срока эксплуатации. А срок хранения составляет 4 года. Производство осуществляется по лицензиям официальных партнеров, в том числе немецких компаний BASF SE и KRUSE GmbH & Co. KG, что подтверждает соответствие качества антифриза жестким допускам и стандартам мировых автопроизводителей. Относится к классу G12, имеет красный цвет. Имеет весьма приличное качество. Температура кристаллизации антифриза составляет -42°С, температура начала кипения - +100,3°С. Каталожный номер - AF5252. Стоимость упомянутой канистры составляет 470 рублей.

SWD Pheinol GW-12

Является готовым к употреблению средством на основе этиленгликоля. Относится к классу G12+, имеет розовый цвет. Выпускается на территории Германии. является готовым к употреблению средством на основе этиленгликоля, предназначенным для защиты систем охлаждения любых автомобилей, для которых предусматривается использование не содержащих силикат антифризов, включая Ford, GM и MAN. Продукт пригоден для любых автомобильных двигателей, включая современные, изготовляемые из алюминия двигатели высокой мощности, и совместим с любыми марками продуктов аналогичного назначения (в том числе с VW G-11). Спецификации: VW (G 12+) TL 774-D / F; MB 325.3; Ford WSS-M 97B44-D; MAN MAN 324 SNF; MTU MTL 5048. Температура кристаллизации антифриза составляет -45°С, температура начала кипения - +145°С. Реализуется в канистрах объемом 5 литров. Номер артикула - 39140 580. Цена - 990 рублей.

Итоги правил выбора

Первое правило, которым вы должны руководствоваться при выборе того или иного антифриза - это рекомендации производителя вашего автомобиля . В мануале или технической документации должен указываться класс охлаждающей жидкости, ее допуски, эксплуатационные характеристики, а возможно и непосредственно та или иная торговая марка.

Смешивать антифризы различных классов, во-первых, допускается лишь в соответствии с определенными правилами (так как некоторые из них смешивать вообще не допускается), а во-вторых, полученную смесь можно использовать ограниченное время. При первой же возможности ее следует заменить на новый антифриз, предварительно вымыв систему охлаждения двигателя. При срочной необходимости доливки охлаждающей жидкости лучше не пользоваться первым попавшимся антифризом, а добавить в ОЖ воду, желательно дистиллированную . Но после этого также не забудьте выполнить замену охлаждающей жидкости.

И старайтесь всегда совершать покупки в проверенных магазинах с тем, чтобы избежать подделок, которых, к сожалению в наше время на рынке очень много. Проверяйте наличие соответствующих лицензий у магазинов, и не покупайте антифризы в сомнительных местах и у сомнительных продавцов. Так вы не только сэкономите деньги, но и убережете двигатель автомобиля от воздействия пагубных химических соединений (при неверном выборе антифриза или покупке подделки вы рискуете поломкой помпы, заменой радиатора, увеличением расхода топлива, снижение ресурса моторного масла на 10...20%).

Большинство автомобилистов такую процедуру как подбор антифриза совершают достаточно небрежно. А напрасно. Каждый автовладелец должен ценить своё транспортное средство, а посему постоянно отслеживать его техническое состояние, своевременно проводить замену расходных материалов и ремонтировать. Первоочерёдное внимание стоит уделять именно силовому агрегату как основному узлу транспортного средства. Понятно, что своевременно необходимо заливать моторное масло и использовать только качественный бензин, но не стоит забывать и о том, что двигатель работает в условиях очень высоких температур. Важнейшим нюансом является и качественное охлаждение силовой установки. А вот здесь основную роль играет антифриз, который является охлаждающей жидкостью.

Критерии выбора антифриза

Антифризы на рынке автомобильных расходных материалов представлены в двух видах: готовые к использованию (разбавленные) и концентрированные. Выбор антифриза стоит осуществлять, основываясь на указаниях автомобильного производителя. О них можно узнать, прочитав инструкции в сервисной книжке. К большому сожалению, многие автомобилисты, даже опытные с многолетним стажем, не уделяют должного внимания подбору для своих автомобилей. Но статистика – наука хоть и не точная, но упрямая, и гласит она, что 40% неисправностей в двигателе внутреннего сгорания автомобиля происходят именно из-за использования некачественного антифриза. Основные критерии выбора антифриза, к которым необходимо присматриваться, следующие:

- достаточно высокая теплоёмкость;

Теплопроводимость;

Низкая температура кристаллизации.

Кроме основных вышеупомянутых критериев, антифриз не должен подвергать металл коррозии (это достигается благодаря специальным добавкам-ингибиторам), а также не должен образовывать пены при работе силового агрегата.

Выбирая охлаждающую жидкость, также учитывайте и год выпуска Вашего автомобиля. Чем позднее он сошёл с конвейера, тем более высоким должен быть класс заливаемого антифриза. Так, например, автомобили, которые выпускались по 1996 год включительно, потребляют охлаждающую жидкость с маркировкой 11. С 1996 по 2001 – 12. Автомобили после 2001 года обслуживаются антифризом класса 12+. Есть ещё маркировка 13, но такая жидкость предназначается для сверхтяжёлых эксплуатационных условий двигателя внутреннего сгорания.

Какой антифриз выбрать

Во-первых, приступая к выбору качественной охлаждающей жидкости для автомобильного двигателя, уточните в паспорте транспортного средства, какой класс необходимо использовать. Лучшим вариантом будет приобретение антифриза в специализированной точке продажи или сервисе. В таких местах продавцы прекрасно знают товар и подберут Вам именно то, что нужно. Итак, какой антифриз выбрать, если Вы сами приобретаете товар?

Выбирая антифриз, сразу же обращайте внимание на его тару. По стандарту она должна быть прозрачной, чтобы покупатель смог осмотреть содержимое на предмет каких-либо частиц и осадка. Их быть не должно. Ёмкость должна быть полностью герметичной. Обратите внимание на крышку. Хороший знак, если она специальная. Этикетка должна быть максимально информативной с указанием следующих составляющих:

- компания - производитель антифриза;

Дата изготовления;

Срок службы;

Основной состав жидкости.

Как правило, компании - изготовители указывают температуру кристаллизации охлаждающей жидкости на этикетках продукта. Для примера, ОЖ-40, ОЖ-65, А-40 и прочие. С этим проблем у Вас не должно возникнуть. Особое внимание уделите присадкам, добавляемым в антифриз: ингибиторы – не вызывающие коррозии, не вспенивающиеся и стабилизирующие. Если таковые не будут присутствовать, детали моторной системы просто разрушатся со временем.

Охлаждающие жидкости, произведённые за границей, обязаны соответствовать нормам ASTM (Американская ассоциация по испытанию материалов) и SAE (Общество автомобильных инженеров). Антифризы, изготовленные на основе пропиленгликоля, менее токсичны, но, соответственно, и стоят значительно дороже. С приобретением хорошей и качественной «незамерзайки» Вы забудете о проблемах двигателя, которые возникают в разные сезоны. Главное, обходить стороной подделки. Запомните все нюансы, описанные в данном разделе. Смотрите на качество канистры и на то, как приклеена этикетка. Такая педантичность сохранит Вам нервы, а двигателю Вашего автомобиля продлит «жизнь».

Почему антифризы бывают разного цвета

Многие знают, что охлаждающая жидкость различается визуально и по цветам. Бытует такое мнение, что окраска антифриза неким образом влияет на его свойства – это всё не так. Красители добавляются производителями в жидкость только для маркировки её различных типов. Например, Вы применяете охлаждающую жидкость одного производителя, значит, для удобства выбора будет проще ориентироваться на её цвет. Каждый бренд антифриза применяет свою систему цветовой маркировки, поэтому если Вы решили приобрести жидкость того же цвета, но от другого производителя, лучше внимательно изучите её характеристики, указанные на таре.

Как мы уже оговаривали выше в данном разделе, окраска антифриза меняется только в зависимости от добавления в него красителя того или иного цвета. Технологический прогресс движется всё дальше. Развиваются не только различные технологии производства и формулы, которые определяют качество антифриза, но также и маркетинговая составляющая. В данном экономическом секторе в конкурентоспособной борьбе стало применяться новое решение для привлечения потребительского внимания именно к своему товару. Вот ещё одна причина того, почему антифриз может быть различного цвета.

Например, такие гиганты автомобильного производства как Audi, Volkswagen и GMC производят «незамерзайку» с усиленными техническими характеристиками. Срок использования такой жидкости достигает 200 тысяч километров пробега. Конечно же, для выделения её среди прочих, её окрашивают в агрессивный ярко-красный цвет.

Ответы будут приблизительно следующего вида:

  • «Ну у вас был залит зеленый - значит нужно такого же цвета заливать»
  • «Лучше G12 лейте, у него температурные характеристики лучше»
  • «Любой, чтобы на этикетке была написана ваша марка»
  • «Да лейте тосол, разницы никакой нет»

В 80% случаев вы получите ответ из списка выше. И в 100% случаев это будет признаком профессиональной безграмотности вашего собеседника, которому вы платите, кстати, за его знания. Или, иначе говоря, за свое незнание.

Поэтому на сегодня факт остается фактом - в отличие от масляного рынка, где некоторые покупатели уже разбираются в том, что такое допуски автопроизводителей и что нужно менять масло значительно чаще, чем указано в руководстве по эксплуатации, рынок антифризов - это дикий, невоспитанный и на 40% контрафактный сегмент авторынка. Достаточно почитать исследование Федерации автовладельцев России (ФАР), проведенное в феврале, где отмечается, что почти четверть рынка - это запрещенные законом метанольные составы.

Давайте же поговорим о том, почему все описанные выше рекомендации по выбору охлаждающей жидкости крайне некорректны и как все-таки правильно выбирать антифриз.

Антифриз - темный кардинал среди расходных жидкостей для автомобиля

В отличие от моторных масел, по поводу антифриза конечный потребитель обычно не заморачивается. Жидкость меняется раз в 3–5 лет по причине необходимости доливки (в сервисе сказали) или ремонта системы охлаждения. Масло же, напротив, меняют 3–4 раза за 2 года, поэтому внимание к этому продукту гораздо выше.

А теперь, так как мы все хорошо учились в школе, давайте вспомним одно из правил химии. Правило Вант-Гоффа, которое мы с вами изучали в 7–9 классах, говорит о следующем:

«При повышении температуры на каждые 10 градусов константа скорости гомогенной элементарной реакции увеличивается в два-четыре раза»

Причем тут антифриз, масло и тема статьи? Связь неочевидная, но прямая - плохой антифриз, к сожалению, затрагивает не только систему охлаждения, в которой он работает. Не выполняя свои функции по температурному режиму (вызывая легкий перегрев), плохой антифриз потихоньку убивает ваше моторное масло - оно начинает окисляться быстрее, чем это заложено технически.

Сэкономив на антифризе 300–400 рублей раз в 3–5 лет, вы, к сожалению, получите все те потери, которые связаны с преждевременным окислением моторного масла. А об этом подробно расскажут производители масел и сервисные сотрудники, которые в этой части на порядок более компетентны в сравнении со знанием антифризов.

Что такое плохой антифриз?

Для начала давайте определимся, что такое антифриз.

Ant ifreeze - это, по сути, любая охлаждающая жидкость, которая обеспечивает отсутствие кристаллизации жидкости при минусовых температурах. К ним могут относиться:

  • вода с минеральными солями. Как известно, вода с солью замерзает при более низких температурах - соответственно, чисто технически такой раствор можно назвать антифризом. Вот только соли очень быстро выпадают в осадок, и система становится беззащитной от разрушительного процесса, о котором мы расскажем чуть ниже;
  • вода + этиленгликоль - вода с двухатомным спиртом замерзают при достаточно низких температурах. Также подходит под определение. Но в таком виде имеет проблему, подобную пункту выше;
  • вода + глицерин - также низкозамерзающая смесь. Дешевле, чем вода + этиленгликоль, но более вязкая смесь. Вязкость снижают дешевым метанолом, получая запрещенный законодательно продукт. Еще большие проблемы, о которых расскажем далее
  • тосол - своеобразный «ксерокс» на рынке антифризов, который также, будучи конкретной торговой маркой, обобщился до целой товарной группы. ТОСОЛ - Технология Органического Синтеза + ОЛ (как у спиртов, типа метанОЛа, этанОла и тд) - это марка антифризов, разработанная в 70-е годы в СССР под требования двигателей тех времен.
  • Технически все это в определенной степени антифризы или низкозамерзающие охлаждающие жидкости. Техрегламент добавляет порог по температуре замерзания - с 2017 года она должна будет поддерживаться на уровне -37 градусов. Вроде бы и все? На самом деле все только начинается.

Дело в том, что вода с любым спиртом в составе - это серьезный источник коррозии. То есть, заливая водно-спиртовую смесь, вы получаете «дракона» внутри, который коррозией и кавитацией (внутренним кипением) уничтожает систему изнутри. Результаты этого уничтожения ниже:

Сгнили трубки радиатора? Полетела помпа? Расход топлива вырос на 5%? Встали в 30-градусную жару в пробке с закипевшим антифризом? Добро пожаловать в огромную армию пользователей антифризов, на которых недобросовестные производители серьезно сэкономили, а точнее «не заморочились» на одном очень важном, очень незначительным по доле в общей массе, но катастрофически сильно влияющем компоненте - на пакете присадок.

Пакет присадок - это 3–10% от общей массы антифриза, которые:

  • превращают водно-гликолевую смесь из «коррозионного дракона» в жидкость, которая в случае лучших товаров может работать 5–10 лет
  • на 100% различают антифризы по уровню качества
  • требуют огромных инвестиций производителей на исследования и испытания

Контрафактные антифризы

Давайте быстро разберемся с тем, что нужно обходить за километр. А далее поговорим о приемлемых товарах.

Итак, когда европейский производитель антифризов Arteco (поставляет на GM , VAG , Ford и др.) провел легкий анализ российского рынка антифризов, специалисты выявили два «изобретения», специфичных именно для России:

  • глицериново-метанольные смеси
  • соляные растворы

Такие «замечательные» продукты, как глицериново-метанольные смеси, продаются, к сожалению, везде - в крупных гипермаркетах, автомобильных сетевых магазинах, очень много - на авторынках. Обычно это самые дешевые антифризы ценой 200–300 рублей за 5 литров. Почему эти «товары» запрещены законодательно:

  • глицерин как база - дешевая замена этиленгликолю. База не испытана, никто не имеет никаких исследований, как ведет себя пакет присадок в составе глицерина. Высокая вязкость заставляет его разбавлять метанолом
  • метанол - «разбавитель» вязкого глицерина. Простейший одноатомный спирт, образующий ядовитый формальдегид при определенных реакциях с водой. Выкипает при 95 градусах (в рамках рабочей температуры двигателя), связывает воду и «съедает» алюминий. Запрещен законом для использования в антифризах. Горит при нагреве - в Youtube достаточно много роликов о том, как воспламеняется метанол.

Таким образом, метанольные смеси саморазрушаются в короткие сроки, и через пару месяцев в системе охлаждения вашего автомобиля уже не антифриз, а водно-гликолевая смесь, которая съедает систему изнутри коррозией.

Самым печальным моментом этой истории является тот факт, что покупатель, не зная, кто является добросовестным производителем антифризов, а кто нет, никогда в магазине не сможет отличить метанольную смесь от нормального антифриза. Потому что на этикетке об этом, естественно, не будет ни слова. Да и потому, что на этикетке в большинстве случаев много вранья.

Две базовые технологии: устаревшая традиционная и современная органическая

На сегодняшний день антифризы в полном смысле этого слова (а не смеси, о которых мы написали выше) делятся на 2 типа - по технологиям их пакетов присадок:

Традиционная технология - устаревшая, где к водно-гликолевому раствору добавляется группа минеральных ингибиторов (замедлителей) коррозии, таких как бораты, фосфаты, нитраты и др. Типичный представитель этой технологии - тосол, сделанный по рецептуре этой марки (что крайне редко можно встретить на рынке). Второй представитель из известных - это антифриз для автомобилей VAG со спецификацией G 11. Данному антифризу уже более 25 лет, его используют также на двигателях предыдущих поколений концерна VAG.

Органическая (карбоксилатная) технология - современная (на самом деле с начала 2000-х уже применялась во всем мире), которая учитывает все сложные аспекты современного двигателестроения, в особенности что касается коррозии того множества металлов, что сегодня используются в составе агрегатов - алюминия, магния, никеля и др.

В чем разница? Разница - в принципах работы двух технологий.

Логика работы, например, тосолов:

  • минеральные ингибиторы образуют внутри системы пленку, которая предотвращает контакт водно-гликолевого раствора и металла - таким образом коррозия останавливается
  • пленка из минеральных солей снижает теплообмен в десятки раз - современные двигатели, очень чувствительные к температурному режиму, начинают «страдать»: потреблять больше топлива, металлы расширяются, в силу чего растет износ трущихся элементов, масло быстрее окисляется
  • под действием постоянного потока часть пленки начинает отваливаться, в результате чего металл оголяется и на месте контакта с раствором образуется коррозия

Таким образом, через год-полтора использования того же тосола или антифриза «а-ля» G 11 (об этом речь пойдет ниже) вы получаете засорившуюся осадком систему, в которой активно развивалась коррозия и был нарушен теплообмен. Проблемы все те же:

  • «съеденная» крыльчатка помпы
  • «съеденные» трубки радиатора
  • повышенный (до 5%) расход топлива
  • повышенный износ трущихся элементов (кольца, зеркало цилиндра), задиры (например, при закипании антифриза)
  • окислившееся моторное масло

Справедливости ради нужно отметить, что такая технология подходит для, например, чугунных двигателей предыдущих поколений, для которых защиты пленкой минеральных солей достаточно - система «переживет» и температурный режим, и «хлопья» отвалившейся пленки внутри.

Органическая технология (OAT -технология) отличается тем, что используются соли карбоновых кислот, более сложные органические соединения, которые гораздо эффективнее сдерживают коррозию самых разных сплавов.

Принцип совершенно иной. Во-первых, нет никакой пленки - само наличие солей в растворе заставляет по-другому вести себя антифриз, благодаря чему на поверхности не возникает коррозии. Однако если, например, на поверхности металла имеется какое-либо включение атомов другого металла, коррозию не остановить. И здесь пакет присадок действует «селективно» - на месте образования коррозии происходит химическая реакция, и процесс останавливается. Это похоже на «заплатку» на месте пореза шины. Вся остальная поверхность открыта. Таким образом:

  • пакет ингибиторов всегда находится в растворе - он не высаживается, поэтому антифриз коррозионно неактивен
  • при возникновении очагов коррозии антифриз работает «селективно»
  • 99% поверхности металла открыто - обеспечивается именно тот теплообмен, что технически заложил производитель двигателя. Нет лишнего износа, расхода и т.д.
  • антифриз работает 5–10 лет

Поэтому, приходя в магазин за антифризом, вы можете пойти двумя путями:

  • купить самый дешевый антифриз и практически гарантированно получить проблемы с радиатором или крыльчаткой насоса. Не говоря уже о потерях на топливе. Через 2–3 года это может вылиться в сумму не менее чем 5000–10 000 рублей
  • купить качественный антифриз (дороже на 300–400 рублей) и на 5 лет забыть про его существование и всевозможные проблемы, с ним связанные.

Вот такой вот ликбез. А теперь давайте вернемся к нашему воображаемому сотруднику автосервиса, над которым мы решили «поглумиться».

Красный, желтый, зеленый - приехали…

Давайте сразу с главного - цвет антифриза сегодня не означает ничего, кроме того, что производитель выбрал тот или иной краситель для своего продукта. На прилавках нашей необъятной страны вы можете встретить антифризы практически любых цветов. Среди дилетантов считается, что красный антифриз - хороший, зеленый - похуже. Сделавшего такое заявление сервисного специалиста или продавца в автомагазине можно или поругать за незнание одного из основных продуктов, или пожурить. Тут вам на выбор. Но откуда растут ноги?

G 11/G 12 всея Руси. Или как Volkswagen поделил рынок антифризов

G 11 (VW TL 774-C) - это спецификация антифризов компании VAG для автомобилей до 1996 года, то есть для автомобилей, которые сегодня старше 20 лет! И важно - только для автомобилей VAG !

G 12 - следующая спецификация VAG , от которой отказались в 2005 году, так как она оказалась неудачной.

Сегодня в новые автомобили VAG льются антифризы со спецификациями VW G 12+ и VW G 13.

Красота истории в том, что антифризы VW G 11 и G 12 - сине-зеленого и красного цветов соответственно. G 11 - это гибридная технология (смесь органики с небольшим добавлением неорганических силикатов), а G 12 - это чисто органическая технология. Отсюда и пошло цветовое деление рынка на «красный/зеленый» в контексте «качественный/некачественный», а также деление рынка на антифризы G 11/G 12 - хотя это абсурд, если вы приходите в магазин за антифризом для, например, Ford и вам рекомендуют любой антифриз G 11/12, предназначенный ТОЛЬКО для автомобилей VAG .

Но широта фантазии российских производителей неограниченна - в рознице можно встретить антифризы G 11 и G 12 одновременно! Волшебные жидкости, состав которых, видимо, меняется в зависимости от автомобилей.

Вообще, человек, порекомендовавший вам даже настоящий антифриз VW G 11 (потому что он зеленоватого цвета, как антифриз в вашем, например, Kia или Mazda ), заслуживает определенного наказания за крайний непрофессионализм и за то, что, по сути, его рекомендация может навредить вам и стать источником финансовых потерь. Почему?

VW G 11 требует наличия силикатов, запрещается наличие фосфатов. Зеленый антифриз для Kia - наоборот, содержит фосфаты, но в нем запрещены силикаты. Залили зеленый VW G 11 в Kia - грубо нарушили требования корейского производителя. «Силикатная шуба» внутри системы ждет вас.

Но правда, как всегда, находится в стороне. Дело в том, что на российском рынке встретить настоящий G 11, который содержит требуемые VAG 600 мг силикатов на 1 кг продукта, практически нереально - дело в технологической сложности и дороговизне силикатов. Чтобы они замешались в раствор и не выпали в осадок, необходимо использовать специальный компонент, который также дорог. Поэтому и G 11 на нашем рынке как такового практически и нет.

А что же продается под видом G 11? В большинстве случаев это практически те самые тосолы из СССР, основа которых - дешевые бораты (бура) и фосфаты с нитратами (последние запрещены почти всеми японцами/корейцами, к слову). Причем на рынке по факту нет практически ни одного тосола, который удовлетворяет тому самому ГОСТу, где описана рецептура марки «Тосол». Причины две - высокая себестоимость и реальное отсутствие потребности в продукте, разработанном для двигателей 70-х годов.

Таким образом, сегодня рынок антифризов России делится по совершенно абсурдным критериям цвета и классификации компании VAG . В этих условиях единственными корректными критериями выбора антифриза могут быть лишь соответствия требованиям автопроизводителя (указано в руководстве по эксплуатации автомобиля или на сайте автопроизводителя) или доверие проверенным игрокам на рынке антифризов.

Так что же выбрать?

Про допуски, с одной стороны, понятно. Узнаем допуск, выбираем антифриз, где этот допуск обозначен. А далее - самое интересное - к сожалению, в России на этикетке принято писать то, что хочется, а не то, что соответствует действительности. Более чем в половине случаев информация на этикетке антифриза - это ложь. Когда охлаждающая жидкость за 300 рублей рекомендуется для Lamborghini , Porsche и японских автомобилей одновременно - это очевидный сигнал проверить корректность этой информации (у европейцев и японцев разные требования к антифризам). Далее нужно зайти на сайт производителя антифризов и попробовать найти любые документы, которые подтвердили бы наличие допуска или соответствие требованиям автопроизводителя. Во многих случаях вы такие подтверждения не обнаружите. Если они будут - это веский аргумент «за» покупку такого антифриза.

Другой подход - это выбрать проверенного производителя антифриза. Что значит проверенного? Кто может подтвердить надежность продукции лучше всего? Логично, что тот, кто покупает очень много антифриза и кто разбирается в технической составляющей. Например, автозаводы, в особенности именитые мировые производители. Условно, если Volkswagen заливает во всем мире тот или иной антифриз - скорее всего, это признак того, что этот антифриз достаточно высокого качества, раз его выбрала для конвейера столь крупная компания.

В России в отношении поставок на автозаводы на сегодня крупнейший игрок - это компания ОАО «ТЕХНОФОРМ» с антифризами Coolstream (розничное наименование). Например, ее антифриз Coolstream Premium есть не что иное, как ребренд (измененное торговое название) антифриза Havoline XLC - одного из лучших антифризов в мире, который используется на конвейерах крупнейших мировых автоконцернов и как следствие имеет более 50 одобрений и соответствий спецификациям в своем техническом паспорте. Также у компании имеется линейка антифризов с допусками для абсолютного большинства автомобилей российского парка.

Поэтому выбор - всегда за потребителем. И очень хорошо, когда этот выбор подкреплен знаниями и фактами.