Уд 15 толкатели что под ними. Технические характеристики, инструкция по эксплуатации, отзывы. Стационарные бензиновые двигатели производства ссср

искра в норме, крбюратор отрегулирован, магнето тоже.

пол часа остынет сразу заводится.

Геннадий  Искра есть? Может клапана зажаты.

Tags: Как, собрать, мотоблок, из, уд, 15

Мотоблок МТЗ-06. Обзор конструкции ШПГ двигателей УД-15 и УД-25.

Что это за мотор? | Автор топика: Павел

В деревне в хлеву нашел вот такой одноцилиндровый мотор с редуктором и шкивом. Предположительно его подключали к сечкарне через ременную передачу. Но хочется знать марку, мощность и прочие данные...

Вадим   Это двигатель УД-1

Игорь  бинзопила старая

Иван  Похожие от старого квадроцикла движок

Юрий  мотопомпа

Руслан  бирка есть же прочитай! похожна уд -2 -хотя тот 2 горшковый, дрова пилить пойдет, магнето с пускача, х, з мож станция когдато была, у меняя был уд-2 - пожарную помпу крутил тож через шкивы, короче руки есть в хозяйстве сгодится- мотоблок например

Роман  неубиваемая УДэшка.

Мотоблок МТЗ-06. Видео дневник ремонта. Небольшая...

Ремонта. Небольшая доработка ГБЦ двигателя УД-15. ... Мотоблок МТЗ-06 и мотоблок Луч. краткий обзор в завершении сезона.

основные характеристики двигателей уд-15 и уд-25

spectr-motoblok.ru ... Стационарные малолитражные двигатели УД-15, УД-25 и их... Двигатель УД-15-одноцилиндровый, а УД-25 двух цилиндровый.

Тип двигателя 4-тактный Объем двигателя 245 куб. см Номинальная мощность 5,00 л.с. Расход топлива 2 л/ч Расход топлива 448,8 г/кВт*ч Емкость маслянного картера 1,5 л

Частота вращения 3600 об/мин Крутящий момент 12 Нм

Направление вращения против часовой Количество цилиндров 1 Диаметр цилиндра 72 мм Ход поршня 60 мм Система смазки комбинированная, под давлением Смазочное масло дизельное, автомобильное

Тип запуска рычажный механизм Система зажигания магнето М-137А Система охлаждения воздушная принудительная

Длина 410 мм Ширина 455 мм Высота 535 мм Вес 41 кг

Магазины, где можно купить двигатель и его аналоги

Общее описание

Бензиновый двигатель УД-15 – это карбюраторный четырехтактный одноцилиндровый мотор стационарного типа.

Использование двигателя УД 15:

  • мотоблоки,
  • бензиновые электрические станции,
  • тракторы (минитракторы),
  • мотопомпы,
  • моторные лодки,
  • прочее…

Техническое обслуживание Уд15 идентично с ТО .

Прочие ТТХ (технические характеристики)

  • Степень сжатия: 6.
  • Топливо для двигателя УД-15: бензин А-76, А-91 по ГОСТ 2084-77 (возможна доработка мотора для работы на 92 бензине).
  • Подача бензина: топливный насос диафрагменного типа.
  • Карбюратор: К-16М.
  • Воздушный фильтр: инерционно-масляный с фильтрующим элементом.
  • Объем масляной ванны воздушного фильтра: 0,07 л.
  • Масло для мотора УД-15: выше +5°C – дизель М-10Г 2 , М-10В 2 , авто АСЗп-10; ниже +5°C – дизель М-8-В 2 , М-8-В 1 , авто АСЗп-10.
  • Очистка масла: неполнопоточный центробежный фильтр.
  • Рабочее давление масла в двигателе: 1,5-5 кг/см 2 .
  • Проверка давления масла: шток-указатель.
  • Мото-ресурс: до 3000 часов.
  • Расход смазки: не более 10 г/(л.с.*ч)
  • Свечи зажигания на УД15: А10Н (CH200) или CH302A.
  • Регулировка объема воздуха для охлаждения: шторки на крышке маховика-вентилятора.
  • Регулировка оборотов: автоматом центробежным регулятором оборотов.

Модификация УД-15г

Иногда двигатель оснащали дополнительным оборудованием (например, электростартером или зубчатым маховиком), в результате чего появилась модификация УД-15г. Ее особенностью является фланцевый переходник, через который мотор соединяется с питаемым агрегатом (к примеру, с электрогенератором).

Цены на двигатель

В магазинах сейчас не продают мотор УД15, его можно купить «бу» или с хранения (т.е. практически новый). Стоимость двигателя УД-15 во многом зависит от состояния и года выпуска ДВС: например, агрегаты 60-х годов можно найти за 3-3,5 тыс. руб., 70-80 годов – 4-5 тыс. руб.

Можно встретить предложения о продаже по сути новых моделей – купить двигатель УД-15 с консервации можно в среднем за 15000-16500 руб. В основном это агрегаты 70-80-х гг.

Двигатели УД 25 и УД 15 выпускались много лет назад, но до сих пор используются любителями подобной техники. Не смотря на то, что им уже не один десяток лет, служат верой и правдой своим владельцам. Такие двигатели применялись для привода электрических агрегатов питания и передвижных электростанций, различных сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин, в том числе и на мотоблоках МТЗ , зачастую использую на самодельных минитракторах.

Стационарные малолитражные двигатели УД-15, УД-25 и их модификации спроектированы на базе двигателя модели МЕМЗ-966 (965) автомобиля „Запорожец"". Двигатель УД-15 одноцилиндровый, а УД-25 двухцилиндровый. Обе модели УД выполнены по одной конструктивной схеме и максимально унифицированы.

Технические характеристики двигателя УД 25 и УД 15

Модель УД - 15 (СК-6) Модель УД -25 (СК-12)
Тип двигателя четырехтактный карбюраторный
Число цилиндров 1 2
Мощность (при полностью открытом дросселе), л.с
при 3600 об/мин
при 3000 об/мин

6
5

12
10
Номинальное число оборотов двигателя, об/мин 3000 3000
Мощность номинальная, эксплуатационная (длительная) на регуляторе, л. с 4 8
Удельный расход топлива на номинальной эксплуатационной мощности, г/л. с ч 330 320
Диаметр цилиндра, мм 72 72
Ход поршня, мм 60
Рабочий объем, см 3 245 490
Степень сжатия 6 6
Расположение клапанов верхнее
Регулировочный зазор между клапанами и коромыслами (на холодном двигателе), мм 0,15
Топливо бензин А-72 ГОСТ 2084-67
Подача топлива бензонасос диафрагменного типа
Карбюратор К-16М (К45М)
Воздушный фильтр инерционно-масляный с фильтрующим элементом
Емкость масляной ванны воздухофильтра, л 0,074
Масло: летом (свыше +5°С) дизельное Дп-11 ГОСТ 5304-54; дизельное ДС-11 (М10Б) ГОСТ 8581-63; автомобильное АС-10 (М10Б) ГОСТ 10541-63
Масло зимой (ниже +5°С) дизельное Дп-8 ГОСТ 5304-54; автомобильное АС-8 (М8Б) ГОСТ 10541-63
Смазка двигателя комбинированная, под давлением смазываются шатунные подшипники распределительного вала и толкатели клапанов
Очистка масла неполнопоточной центрифугой
Масляный насос шестеренчатый
Рабочее давление масла, кг/см2 1,5-5
Контроль давления штоковый указатель
Емкость масляного резервуара, л 1,5 3
Расход масла (на доливку) двигателя, г/л, с.ч не более 10
Магнето М-137 М-151
Угол опережения зажигания до ВМТ 33°±1°
Свеча А-11У (СН-200) ГОСТ 2043-54 или СН-302А
Тип охлаждения воздушное принудительное
Регулирование притока охлаждающего воздуха жалюзи на кожухе маховика
Запуск рычажный механизм
Регулирование числа оборотов автоматическое центробежным регулятором оборотов
Соединение с ведомым агрегатом посредством упругого промежуточного элемента соединительной муфты
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота

410
455
535

530
455
564
Масса, кг 41 52

Прослушивание двигателя УД 25 и УД 15 с целью диагностики неисправностей

Прослушивание двигателя во время его работы позволяет определить состояние основных деталей в местах их соединений (посадок). Стук поршня, возникающий при сильно изношенных поршнях, хорошо прослушивается на не прогретом двигателе в левой части цилиндра. Стук поршневого пальца, возникающий при большом зазоре между пальцем и шатуном или пальцем и поршнем, прослушивается в верхней части головки цилиндров, причем, при резком увеличении оборотов стук усиливается.

Стук шатуна, возникающий при большом зазоре в шатунном подшипнике, лучше всего прослушивается в верхней части картера около цилиндра. Шум подшипников качения, возникающий при их износе, прослушивается около мест их установки. Шум шестерен возникает при увеличенном зазоре в зацеплении. Стук коромысел клапанов, возникающий при увеличенном зазоре между клапаном и коромыслом, прослушивается в верхней части головки.

Если нужен ремонт то пригодится инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя УД 25 и УД 15

Также на этих мотоблоках применялись двигатели СК 6 и СК 12. Приводим руководство пользователя для этих двигателей.

Двигатели УД 15 устанавливались на мотоблок МТЗ. Подробная информация по мотоблокам МТЗ 05, МТЗ 06/12 размещена на соответствующих страницах сайта.

Карбюратор

На двигатели УД-15, УД-25 устанавливается карбюратор К-16М (К45М). Устройство карбюратора показано на рис. 10, 1 1 . Карбюратор 3 (рис. 10) приспособлен для работы с центробежным регулятором: дроссельная заслонка 6 управляется рычагом со сферой, на которую воздействует рычаг регулятора 7. Для ручного управления дросселем в верхней части имеется поводок 2. Воздушная заслонка 9 управляется вручную.

На карбюраторе предусмотрена возможность (в случае необходимости) регулировки работы двигателя на малые обороты холостого хода. Регулировка осуществляется упорным регулировочным винтом 4, расположенным на рычаге дроссельной заслонки, в верхней части. Малые обороты холостого хода не должны превышать 1600 об/мин. Регулировка качества смеси на холостом ходу производится винтом 5.

Топливо в карбюратор подается диафрагменным бензонасосом 10 из отдельного несвязанного с двигателем бензобака. Работа бензонасоса осуществляется кулачком, имеющимся на распределительном валу. Конструкцией предусмотрен рычажок ручного привода бензонасоса.

Воздух в карбюратор поступает через инерционно -масляный воздухофильтр 1. Уровень топлива в поплавковой камере поддерживается постоянным (19±2 мм) с помощью поплавка 1 (рис. 11) и запорной иглы 2. При опущенном поплавке канал, через который поступает топливо из бензонасоса, открыт. Топливо, заполняя поплавковую камеру, поднимает поплавок, который запорной иглой перекрывает канал подвода топлива. В крышке поплавковой камеры имеется утопитель поплавка. Поплавковая камера карбюратора не сбалансирована. Система холостого хода питается топливом до главного жиклера.

РАБОТА КАРБЮРАТОРА

Запуск двигателя . Запуск двигателя производится при прикрытой дроссельной заслонке с тем, чтобы воздух между заслонкой и стенкой смесительной камеры шел со скоростью, достаточной для распыления топлива. В данном случае, хотя топливо и поступает через главный жиклер, работает в основном система холостого хода. Только незначительная часть бензина, вытекающая из главного жиклера, в основном легкие фракции, будет участвовать в смесеобразовании.

Холостой ход . При работе двигателя на минимальных оборотах холостого хода дроссельная заслонка открыта на 1 -2°. Топливовоздушная эмульсия попадает через регулируемое винтом 4 (рис. 10) отверстие, расположенное за дроссельной заслонкой. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки второе отверстие системы холостого хода также попадает в пространство за дроссельной заслонкой, и топливо начинает поступать через оба отверстия. При работе двигателя на холостом ходу с регулятором (n=3000 об/мин, открытие дросселя - 5 -7°), кроме системы холостого хода топливо подается через главный жиклер -распылитель

Средние нагрузки. По мере открытия дроссельной заслонки разрежение в диффузоре возрастает, увеличивается подача топлива через главный жиклер - распылитель. Роль главной дозирующей системы возрастает. Таким образом, на средних нагрузках подача топлива обеспечивается совместной работой системы холостого хода и главной дозирующей системы

Двигатель УД 25 и УД15 - видео

Четырехтактный карбюраторный двигатель УД 25 стационарного типа входит в их число. В свое время он был разработан на основе мотора МЕМЗ-965, используемого в легковых малолитражных автомобилях известной марки «Запорожец». Двигатель УД 25 часто встречается в самодельных сельхозмашинах, строительных механизмах и пр.

Двигатель УД 25 – Характеристики

Данный агрегат предназначен для установки на следующих технических средствах:

  • на передвижных электростанциях;
  • небольших мотоблоках, тракторах, мотокультиваторах и прочих сельскохозяйственных машинах;
  • транспортных средствах малой мощности;
  • мотоблоках;
  • дорожной технике и т. п.

Фото мотоблока с двигателем УД 25:

Технические характеристики двигателя УД 25:

Интересно: Одновременно с агрегатом УД 25, на Ульяновском моторном заводе выпускался двигатель УД 15, обладающий схожими характеристиками. Основное отличие данных моделей состояло в количестве рабочих цилиндров. В конструкции УД-25 – два цилиндра, в УД-15 – один.

Особенности устройства двигателя УД 25

Силовой агрегат надежен, долговечен и прост в эксплуатации, его легко обслуживать. Отличительной особенностью данного мотора является его компактность, при этом он развивает солидную мощность, благодаря чему пользуется большой популярностью среди многочисленных садоводов, фермеров и прочих владельцев земельных участков.


Четырехтактный двигатель УД 25 оснащен системой воздушного охлаждения. Здесь не требуется менять ОЖ, однако в процессе эксплуатации необходимо следить за температурой двигателя, чтобы не допустить его перегрева. При отсутствии качественной вентиляции не рекомендуется запускать данный мотор в закрытом помещении.

Условия проведения технического обслуживания УД-25

В сравнении с аналогичными стационарными агрегатами, данный двигатель не отличается повышенной требовательностью к качеству сервисного обслуживания. Основной уход за мотором УД-25 состоит в выполнении следующих мероприятий:

  1. Очищение элементов системы питания.
  2. Прочистка воздушного фильтра.
  3. Частичная или полная замена моторного масла.

Ремонтно-восстановительные работы доступны для самостоятельного выполнения в условиях гаража. Это существенно сокращает материальные затраты, связанные с эксплуатацией данного двигателя.

Регламент проведения сервисных работ по уходу за УД-26:

Проверка уровня смазочной жидкости и анализ состояния масляных фильтров Два раза в день: в начале и конце рабочей смены
Проверка зазоров клапанов Через 100 мото-часов
Очищение свечей накаливания от нагара «
Промывка толкателей, кулачков распредвала «
Разборка двигателя Через 200 мото-часов
Проверка герметичности клапанов «
Визуальный осмотр цилиндров, колец поршневых «
Замена моторного масла в системе смазки «
Проверка топливной системы на герметичности и контроль ее состояния «
Очищение магнето Через 500 мото-часов
Снятие нагара с корпуса электродов «
Обновление смазки подшипников «

Нарушение сроков сервисного обслуживания приведет к изменению эксплуатационных и технических характеристик двигателя в худшую сторону. Замечено, что по сравнению с современными моторами, здесь приходится чаще менять масло и прочие расходники. Это связано с использованием смазочных материалов и бензина заведомо низкого качества.

Наиболее частые проблемы двигателя УД-25 и методы их устранения

При эксплуатации данного силового агрегата отмечаются основные неисправности:

  1. Посторонние шумы характерного металлического звучания.
  2. Мотор работает нестабильно, дымит.
  3. Снижение мощности.
  4. Масляные протечки.

Для устранения шумов при работе двигателя рекомендуется отрегулировать зазоры клапанов впускной системы.

Чтобы уменьшить количество выхлопных газов и восстановить работу двигателя после большого пробега, придется поставить машину на капитальный ремонт. При этом должны быть заменены компрессионные, а также маслосъемные кольца, колпачки.

При ухудшении мощностных показателей . Рекомендуется проверить качество работы карбюратора, который отвечает за образование и подачу в цилиндры топливовоздушных смесей. Для этого потребуется диагностика системы питания с обязательной разборкой карбюратора.

Если замечено просачивание моторного масла, следует искать причины в нарушении целостности прокладки крышки клапанов. Для этого снимается головка ГБЦ, удаляется прохудившаяся прокладка и вместо нее устанавливается новый уплотнительный элемент. Данное мероприятие не рекомендуется откладывать на потом, т. к. двигатель не сможет долго работать при низком уровне масла.

Возможен ли тюнинг двигателя УД-25

Учитывая сравнительно небольшой запас прочности рабочих узлов и деталей данного агрегата, производить его модернизацию считается нецелесообразным. Однако владельцы двигателя УД 25 часто используют возможности по улучшению некоторых эксплуатационных характеристик:

  1. Заменяют навесное оборудование, позволяющее снизить потребление бензина и восстановить стабильность работы двигателя.
  2. Убирают штатный карбюратор и вместо него устанавливают аналог китайского производства, снятый со от скутеров.

При помощи подобного тюнинга существенно снижается расход горючего с сохранением показателей мощности и крутящего момента.

Опытным мастерам удается увеличить мощность до 15 л. с. путем перенастройки карбюратора. В результате соответствующих усовершенствований, в цилиндры поступает более обогащенная топливовоздушная смесь.

Модификации двигателей УД 25

В зависимости от сферы использования и двигателя УД-25, он агрегатировался различными навесными модулями. При этом конструкция и принцип действия мотора претерпевали некоторые изменения. Покупатели могли выбрать любую модификацию, исходя из индивидуальных потребностей. В состав моделей входили различные комплектующие:

  • карбюраторы;
  • топливные насосы;
  • навесные приспособления для выполнения различных работ (сельскохозяйственных, строительных, дорожных, лесных и пр.).


Несмотря на то, что двигатель УД-25 давно снят с производства, многие механизмы продолжают работать с его участием. Их можно встретить в таких устройствах, как минитракторы, небольшие электростанции, мотоблоки, активно работающие и приносящие пользу в сельских местностях и прочих районах, удаленных от центров цивилизации.

СТАЦИОНАРНЫЕ МАЛОЛИТРАЖНЫЕ

ДВИГАТЕЛИ
УД-15, УД-25
И ИХ МОДИФИКАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

ТО.37.313.003-78

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ЗАВОД МАЛОЛИТРАЖНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

г. Петропавловск, Каз. ССР.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
МОДИФИКАЦИИ И НАЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ

УД-15 и УД-25
Стационарные малолитражные двигатели УД-15, УД-25 и их модификации спроектированы на базе двигателя модели МЕМЗ-966 автомобиля «Запорожец».

Двигатель УД-15 одноцилиндровый, а УД-25 двухцилиндровый.

Обе модели УД выполнены по одной конструктивной схеме и максимально унифицированы.

УД-15 и УД-25 представляют собой базовую модель двигателей серии УД.

В зависимости от назначения двигатели УД-15 и УД-25 могут выпускаться в различных модификациях с дополнительным оборудованием и с соответствующим условным обозначением (УД-15Г; УД-25Г; УД-25С). Базовая модель при этом изменениям не подвергается.

Двигатели могут применяться для привода электрических агрегатов питания и передвижных электростанций, различных сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Модель


УД-15

УД-25

Тип двигателя……………………………

четырехтактный карбюраторный

Число цилиндров…………………………

1

2

Мощность (при полностью открытом дросселе), кВт (л.с) :

-при 3600 об/мин ………………………...

4,41±0,37(6 ± 0,5)

8,82±0,37(12 ± 0,5)

-при 3000 об/мин ………………………..

3,68(5)

7,36(10)

Номинальное число оборотов двигателя, об/мин ………………………………………

3000

Мощность номинальная, эксплуатационная (длительная) на регуляторе, кВт (л. с .)…………

2,94 (4)

5,88 (8)

Удельный расход топлива на номинальной эксплуатационной мощности, г/кВт-ч (г/л. с.ч )….

448,8 (330)

435 (320)

Диаметр цилиндра, мм ………………….

72

Ход поршня, мм …………………………

60

Рабочий объем, см 3 . .................................

245

490

Степень сжатия………………………….

6

Расположение клапанов…………………

верхнее

Фазы газораспределения (при зазоре у толкателя 0,3 мм ):

-начало впуска………………………….

10 о до ВМТ

-конец впуска…………………………..

46 о после НМТ

-начало выпуска………………………..

46 о до НМТ

-конец выпуска………………………….

10 о после ВМТ

Регулировочный зазор между клапанами и коромыслами (на холодном двигателе), мм ……..

0,15

Топливо…………………………………..

бензин А-76,А-80 ГОСТ 2084-77

Подача топлива………………………….

бензонасос диафрагменного типа

Карбюратор………………………………

К-16М

Воздухофильтр…………………………..

инерционно-масляный с фильтрующим элементом

Емкость масляной ванны воздухофильтра, л

0,070

Масло:

-летом (выше + 5 о С)…………………..

дизельное М10Г 2 ГОСТ 8581-78; дизельное М10В 2 ГОСТ 8581-78; автомобильное АЗСп-10 ТУ38.101.267-72

-зимой (ниже + 5 о С)…………………….

дизельное М8В 2 ГОСТ 8581-78;

дизельное М8В 1 ГОСТ 10541-78; автомобильное АЗСп-10 ТУ38.101.267-72



Тип смазки двигателя……………………

комбинированная, под давлением смазываются шатунные подшипники распределительного вала и толкатели клапанов

Очистка масла……………………………

неполнопоточной центрифугой

Масляный насос………………………….

шестеренчатый

Рабочее давление масла, МПА ,(кг/см 2 )………

0,15…0,5 (1,5 – 5)

Контроль давления………………………

штоковый указатель

Емкость масляного резервуара, л ……….

1,5

3

Расход масла (на доливку) двигателя, г/л. с.ч.

не более 10

Магнето………………………………….

М-137А

М-151

Угол опережения зажигания до ВМТ…..

33 о ± 1 о

Свеча……………………………………..

А-10Н (СН-200), или СН-302А

Тип охлаждения………………………….

воздушное принудительное

Регулирование притока охлаждающего воздуха……………………………………..

жалюзи на кожухе маховика

Запуск…………………………………….

рычажный механизм

Регулирование числа оборотов………….

Автоматическое, центробежным регулятором оборотов

Соединение с ведомым агрегатом………

посредством упругой муфты

Габаритные размеры, мм :

-длина…………………………………….

410

530

-ширина………………………………….

455

455

-высота…………………………………..

535

565

Масса, кг………………………………….

41

52

КОНСТРУКЦИЯ
Отличительной особенностью конструкции двигателей УД-15, УД-25 (рис. 1, 2 и 3) является туннельный картер без передней крышки (распределительные шестерни расположены непосредственно в картере).

На переднем конце коленчатого вала, вращающегося на подшипниках качения, крепится центробежный вентилятор воздушной системы охлаждения. Полый распределительный вал вращается на оси, укрепленной в картере.

Двигатели снабжены регулятором, автоматически поддерживающим число оборотов коленчатого вала в определенных узких пределах при изменении нагрузки от нуля до номинальной величины, и глушителями выпуска.

Рис. 1 Продольный разрез двигателя УД-15


1 – кожух; 2 – гайка-храповик; 3 – трубка подвода смазки; 4 – крышка маслофильтра; 5 – маховик-вентилятор; 6 – кожух цилиндров; 7 – глушитель; 8 – коленчатый вал; 9 – гайка М20; 10 – манжета коленчатого вала


Рис. 2 Продольный разрез двигателя УД-25


Рис. 3 Поперечный разрез двигателя УД-15 и УД-25
1 – картер; 2 – поршень и шатун в сборе; 3 – цилиндр; 4 – свеча А-11У (СН-200), ГОСТ 2043-54 (с прокладкой); 5 – головка цилиндра; 6 – валик коромысла клапанов в сборе; 7 – толкатель клапана; 8 – регулятор в сборе; 9 – насос топливный в сборе; 10 – маслонасос в сборе; 11 – поддон в сборе

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Кривошипно-шатунный механизм (рисунок 4) преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из коленчатого вала, шатуна, поршня, поршневого пальца, цилиндра и маховика-вентилятора.

Коленчатый вал 10 - стальной цельноштампованный; вращается на двух подшипниках качения, из которых задний запрессовывается непосредственно в картер, а передний - в опору, устанавливаемую в расточке картера.

Уплотнение коленчатого вала в картере и опоре осуществляется с помощью манжет 10 (рисунок 1).

Для обеспечения равномерного чередования вспышек двухцилиндрового двигателя УД-25 коленчатый вал имеет одноколейную форму (т. е. обе шатунные шейки располагаются на одной оси).

На переднем конце коленчатого вала устанавливаются: шарикоподшипник, смазочный подшипник, распределительная шестерня, детали запуска, а также маховик-вентилятор. Маховик-вентилятор одновременно выполняет функцию корпуса центрифуги.

На заднем конце коленчатого вала установлен второй подшипник качения. Свободный конусный конец коленчатого вала служит для установки муфты привода.

Шатуны 8 - стальные штампованные двутаврового сечения. В верхнюю головку запрессована тонкостенная бронзовая втулка. Нижняя головка - разъемная; в ней устанавливаются тонкостенные биметаллические вкладыши, которые удерживаются штампованными замками от смещений. Вкладыши взаимозаменяемые.

Рис. 4 Кривошипно-шатунный механизм


1 – цилиндр; 2 – кольцо стопорное поршневого пальца; 3 – втулка шатуна; 5 – кольца поршневые компрессионные; 6 – поршень; 7 – кольцо поршневое маслосъемное; 8 – шатун; 9 – маховик-вентилятор; 10 – коленчатый вал; 11 - картер

Поршни 6 отлиты из алюминиевого сплава. На каждом поршне два компрессионных 5 и маслосъемное кольцо 7. Для обеспечения равномерного зазора между цилиндром и юбкой поршня под нагрузкой предусмотрена форма юбки эллиптическая и коническая.

Пальцы 3 стальные пустотелые. Посадка их в шатунах скользящая, а в поршнях - плотная. Фиксируются пальцы пружинными кольцами.

В зависимости от размера пальцы делятся на четыре группы и обозначаются черной, зеленой, желтой и красной красками. Такие же цветовые метки наносятся на бобышку поршня и верхнюю головку шатуна. Для обеспечения необходимой посадки указанных деталей их следует подбирать одной цветовой группы.

Цилиндры 1 отливаются из специального чугуна. По диаметру так же, как и поршни, они делятся на три группы и обозначаются буквами А, Б, В, выбитыми на верхнем ребре цилиндра и на днище поршня.

Следует подбирать поршни и цилиндры одинаковых групп.

Маховик- вентилятор 6 отлит из алюминиевого сплава. Он обеспечивает вывод поршня из мертвых точек и подачу охлаждающего воздуха к цилиндру и головке двигателя.

КАРТЕР ДВИГАТЕЛЯ
Картер двигателя (рисунок 5) отливается из алюминиевого сплава. Спереди в него устанавливается опора переднего подшипника коленчатого вала, которая крепится шестью шпильками. В расточку на передней стенке устанавливается маслонасос, а в приливе на правой стороне - редукционный клапан. К картеру слева крепится кронштейн оси пусковой педали. В проушину, на правой стороне картера, спереди устанавливается магнето, сзади к ней крепится регулятор.

Рис. 5 Картер в сборе


1 - картер; 2 - шпилька кронштейна педали; 3 - шпилька опоры коленчатого вала; 4 - шпилька цилиндра и головки; 5 - шпилька кронштейна магнето; 6 - шпилька переходника магнето; 7 - шпилька бензонасоса; 8 - шпилька поддона; 9 - редукционный клапан; 10 - шпилька маслонасоса.

СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Распределительный механизм (рисунок 6) обеспечивает впуск рабочей смеси в цилиндры и выпуск отработанных газов.

Двигатели имеют верхнее расположение клапанов.

Основные детали системы газораспределения: распределительный вал, вращающийся на оси, шестерня распределительного вала, толкатели и штанги толкателей, втулки толкателей, запрессованные в картер, клапаны, пружины клапанов, тарелки и сухарики, валик коромысел, коромысла и головка.

Распределительный вал 2 - стальной, помимо кулачков газораспределения на валу предусмотрен кулачок для привода бензонасоса. Вал имеет подшипники скольжения из бронзовой ленты.

Фазы газораспределения двигателя изображены на диаграмме (рисунок 7).




Рис. 6 Система газораспределения


1 - шестерни распределительного вала; 2 - распределительный вал; 3 - втулка толкателя; 4 - клапан; 5 - штанга; 6 - коромысло; 7 - головка цилиндров; 8 -толкатель
Шестерня 1 (рисунок 6) распределительного вала изготовлена из магниевого сплава и крепится к распределительному валу тремя заклепками.

Толкатели 8 - стальные грибовидные с плоской тарелкой. В стержне имеются сверления для подвода масла к штанге.

Втулки толкателей 3 имеют на наружной цилиндрической поверхности метку, которая при запрессовке должна быть обращена в сторону, противоположную цилиндрам. Отверстия служат для подвода и отвода смазки.

Р

ис. 7 Диаграмма газораспределения


I – НМТ; II – конец впуска; III – выпуск; IV – сжатие; V – момент зажигания; VI – начало впуска; VII – ВМТ; VIII – конец выпуска; IХ – рабочий ход; Х – впуск; ХI – начало выпуска

Штанги толкателей 5 выполнены пустотелыми. С торцов в штанги впрессованы наконечники. Вторая штанга для УД-15 и четвертая для УД-25 имеют наконечники со сквозными сверлениями, обеспечивающие подачу масла в клапанную коробку.

Впускной клапан отличается от выпускного 4 материалом и большим диаметром тарелки.

Коромысла клапанов 6 изготовлены из легированной стали. На каждом цилиндре устанавливается по одному правому и одному левому коромыслу, которые отличаются наклоном плоскости коромысла к его оси. Длинные плечи коромысел заканчиваются калеными цилиндрическими поверхностями, опирающимися при работе на торцы впускных клапанов и торцы колпачков выпускных клапанов. В бобышку короткого плеча коромысла вворачивается регулировочный винт с контровочной гайкой, служащей для регулировки зазора.

Головка 7 выполнена из алюминиевого сплава с запрессованными седлами и втулками клапанов, крепится к картеру шпильками, проходящими сквозь ребра цилиндра. Клапанная коробка закрывается сверху крышкой.

Головка двигателя УД-25 выполняется общей на оба цилиндра, головка двигателя УД-15 - двухцилиндровой в виде половинного отсека.

ОХЛАЖДЕНИЕ
Система охлаждения (рисунок 8) обеспечивает отвод тепла от стенок цилиндра и головки. Двигатели имеют воздушную принудительную систему охлаждения. В систему охлаждения входят: маховик-вентилятор 4, кожух маховика 5, кожух цилиндров 2, кожух вывода воздуха 3. Регулировка степени охлаждения двигателя проводится путем открытия или закрытия жалюзи 1 в кожухе маховика-вентилятора.



Рис. 8 Система охлаждения


1 - жалюзи; 2 - кожух цилиндров; 3 – кожух вывода воздуха; 4 – маховик-вентилятор; 5 – кожух маховика

РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ
Для автоматического поддержания постоянного числа оборотов коленчатого вала двигатели снабжены центробежным регулятором, действующим на дроссельную заслонку карбюратора.

Устройство регулятора приведено на рисунке 9.

На валик регулятора 7 устанавливаются два шарикоподшипника 4 и 5, шестерня 3 с муфтой привода магнето 2 и два балансира 9 с пружинами.

Внутри валика с одной стороны расположены два толкателя 10 с бронзовой шайбой между ними, с другой - пружина, поджимающая промежуточную муфту привода магнето. Привод регулятора - от шестерни распределительного вала.

Принцип работы регулятора следующий. При увеличении числа оборотов двигателя балансиры регулятора под действием центробежных сил расходятся и при этом перемещают толкатели регулятора. Толкатели регулятора через валик рычага передают движение на рычаг регулятора, который связан с рычажком дроссельной заслонки карбюратора, дроссельная заслонка 6 прикрывается, чем уменьшается количество смеси, поступающей в цилиндры, и число оборотов двигателя снижается.

При уменьшении числа оборотов двигателя пружина регулятора 12, расположенная снаружи с правой стороны двигателя, перемещает детали регулятора в обратном направлении, что приводит к увеличению открытия дроссельной заслонки карбюратора, а следовательно, к увеличению числа оборотов двигателя.

При необходимости число оборотов может быть отрегулировано изменением натяжения пружины регулятора двумя гайками 1 на шпильке пружины 13.


Рис. 9 Регулятор
1 – гайка М8; 2 – ведущая муфта магнето; 3 – шестерня регулятора; 4 – шарикоподшипник 203; 5 – шарикоподшипник 303; 6 – дроссельная заслонка карбюратора; 7 – валик регулятора; 8 – кулачок; 9 – балансиры; 10 – толкатели; 11 – рычаг; 12 – пружина регулятора; 13 – шпилька пружины регулятора

СИСТЕМА ПИТАНИЯ
На двигатели УД-15 и УД-25 устанавливается карбюратор К-16М. Устройство карбюратора показано на рисунках 10, 11.

Карбюратор 3 (рисунок 10) приспособлен для работы с центробежным регулятором: дроссельная заслонка 6 управляется рычагом со сферой, на которую воздействует рычаг регулятора 7. Для ручного управления дросселем в верхней части имеется поводок 2.

Воздушная заслонка 9 управляется вручную.

Регулировка двигателя на малых оборотах холостого хода осуществляется упорным регулировочным винтом 4, расположенным на рычаге дроссельной заслонки в верхней части. Регулировка качества смеси на холостом ходу производится винтом 5.

Топливо в карбюратор подается диафрагменным бензонасосом 10 из отдельного не связанного с двигателем бензобака.

Работа бензонасоса осуществляется кулачком, имеющимся на распределительном валу. Конструкцией предусмотрен рычажок ручного привода бензонасоса.

Воздух в карбюратор поступает через инерционно-масляный воздухофильтр 1.

Уровень топлива в поплавковой камере поддерживается постоянный -19±2,0 мм от разъема с помощью поплавка 1 (рисунок 11) и запорной иглы 2. При опущенном поплавке канал, через который поступает топливо из бензонасоса, открыт. Топливо, заполняя поплавковую камеру, поднимает поплавок, который запорной иглой перекрывает канал подвода топлива. В крышке поплавковой камеры имеется утопитель поплавка.

Поплавковая камера карбюратора не сбалансирована. Система холостого хода питается топливом через отдельный жиклер холостого хода.



Рис. 10 Система питания
1 – воздухофильтр; 2 – поводок; 3 – карбюратор; 4 – регулировочный винт; 5 – винт холостого хода; 6 – дроссельная заслонка; 7 – рычаг регулятора; 8 – рычаг дроссельной заслонки карбюратора; 9 – воздушная заслонка; 10 – топливный насос


Рис. 11 Карбюратор
1 – поплавок; 2 – запорная игла; 3 – винт холостого хода; 4 – утопитель поплавка; 5 – воздушная заслонка; 6 – диффузор; 7 – дроссельная заслонка; 8 – главный жиклер-распылитель; 9 – рычажок

РАБОТА КАРБЮРАТОРА
Запуск двигателя . Запуск двигателя производится при прикрытой дроссельной заслонке с тем, чтобы воздух между заслонкой и стенкой смесительной камеры шел со скоростью, достаточной для распыления топлива.

В данном случае, хотятопливо и поступает через главный жиклер, работает в основном система холостого хода. Только незначительная часть бензина, вытекающая из главного жиклера, в основном легкие фракции, будет участвовать в смесеобразовании.

Холостой ход . При работе двигателя на минимальных оборотах холостого хода (700 – 1100 об/мин) дроссельная заслонка открыта на 1 – 2°. Топливовоздушная эмульсия попадает через регулируемое винтом 5 (рисунок 10) отверстие, расположенное за дроссельной заслонкой.

При дальнейшем открытии дроссельной заслонки второе отверстие системы холостого хода также попадает в пространство за дроссельной заслонкой, и топливо начинает поступать через оба отверстия. При работе двигателя на холостом ходу с регулятором (n = 3000 об/мин, открытие дросселя – 5÷7°), кроме системы холостого хода, топливо подается через главный жиклер-распылитель 8 (рисунок 11).

Средние нагрузки. По мере открытия дроссельной заслонки разрежение в диффузоре возрастает, увеличивается подача топлива через главный жиклер-распылитель. Роль главной дозирующей системы возрастает. Таким образом, на средних нагрузках подача топлива обеспечивается совместной работой системы холостого хода и главной дозирующей системы.


На номинальной эксплуатационной нагрузке работу двигателя обеспечивают совместно система холостого хода и главная дозирующая система. Угол открытия дросселя при этом должен составлять 24÷28°, что равно примерно 1/3 части поворота. При полном открытии дроссельной заслонки разрежение в диффузоре еще больше увеличивается. Разрежение в каналах системы холостого хода значительно падает. Основная часть топлива подается через главную дозирующую систему.

СИСТЕМА CMАЗKИ
Принципиальная схема системы смазки двухцилиндрового двигателя дана на рисунке 12 а, б. Схема смазки одноцилиндровой модели аналогична.

Масло из картера через сетчатый маслоприемник (рисунок 12а) забирается шестеренчатым маслонасосом 5, затем часть масла поступает по каналам в картере и опоре переднего подшипника в смазочный подшипник 7 и далее, по отверстиям в коленчатом валу – в маслофильтр 8.

Оттуда очищенное масло по центральной трубке 1, наклонным сверлениям в коленчатом валу подается к шатунным подшипникам. Другая часть масла от маслонасоса направляется к оси распределительного вала 12 (рисунок 12б) (а по отверстиям в оси - к подшипникам вала) и к втулкам толкателей 11.

При подъеме второго толкателя двигателя УД-15 и четвертого УД-25 происходит сообщение канала втулки и толкателя, масло поступает по штанге через коромысло в клапанную коробку.

Слив масла из головки происходит через кожухи штанг 10 и маслосливную трубку 9.

Маслосистема снабжена редукционным клапаном 4 (рисунок 12a), поддерживающим постоянное давление масла. Давление масла в магистрали контролируется штоковым указателем давления масла, установленным в полости редукционного клапана.

Наличию в системе смазки рабочего давления соответствует выход штифта указателя давления масла «М» не менее 5 мм.

При необходимости измерения фактического давления масла или дистанционного контроля потребителем может быть установлен манометр типа МТС-16У, для подсоединения которого предусмотрено отверстие с правой стороны картера, заглушенное пробкой 3 (рисунок 12а).

Заливается масло в картер (в отверстие в картере) при вывернутой пробке масломера через воронку с мелкой сеткой. Сливается через отверстие в поддоне под маслосливную пробку.


Рис. 12 а, б Система смазки
1 – трубка подвода смазки; 2 – вкладыш шатуна; 3 – пробка; 4 – редукционный клапан; 5 – шестерня маслонасоса; 6 – маслоприемник; 7 – смазочный подшипник; 8 – крышка маслофильтра; 9 – маслосливная трубка; 10 – кожух штанги; 11 – втулка толкателя; 12 – ось распределительного валика; 13 – втулка распределительного валика
I – к распределительному валику; II – к толкателям клапанов; III – от маслонасоса; IV – к шатунным подшипникам; М – штифт указателя давления масла

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
Воспламенение смеси в камере сгорания осуществляется свечой зажигания 1 (рисунок 21) от магнето высокого напряжения 6.

На двигателе УД-15 устанавливается одноискровое магнето М-137А (рисунок 13), а на УД-25 - М-151 - двухискровое (рисунок 14), специальное с дистанционной и нажимной клеммами выключения зажигания, пыленепроницаемого исполнения, левого вращения с пусковым ускорителем МС-151.

Магнето в сборе с пусковым ускорителем обеспечивает угол запаздывания 30°+10° по валу ротора магнето. Крепление магнето к двигателю - фланцевое, на трех шпильках.

Конструктивно магнето М-151 (рисунок 14) состоит из следующих основных узлов: корпуса, ротора, крышки, трансформатора, пластины прерывателя, кожуха с распределителем, пускового ускорителя.


Корпус отлит из цинкового сплава, в нем залиты полюсные башмаки, внутри корпуса имеется расточка, в которую запрессовывается наружное кольцо шарикоподшипника. На корпусе смонтированы нажимная и дистанционная клеммы выключения зажигания. Со стороны фланца в корпус ввернут упор пускового ускорителя.
Ротор предназначен для создания и изменения (при его вращении) величины магнитного потока, проходящего через полюсные наконечники корпуса и сердечник трансформатора. Ротор состоит из валика и пакета ламелей, напрессованных на магнит. Вал и магнит с ламелями скреплены с помощью заливки цинковым сплавом. На валу ротора имеется конус для посадки пускового ускорителя.
Крышка отлита из цинкового сплава; в ней имеется расточка, в которую запрессовывается наружное кольцо шарикоподшипника, в крышке монтируется пластина прерывателя, конденсатор, большая шестерня редуктора с осью и разрядник. В нижней части крышки предусмотрено сточное отверстие.
Трансформатор предназначен для создания высокого напряжения при вращении ротора магнето, состоит из сердечника, собранного из отдельных пластин электротехнической стали, а также первичной и вторичной обмоток. С торцов трансформатор защищен гетинаксовыми щеками, на которых укрепляются латунные шайбы. К одной из шайб припаивается конец первичной обмотки.
Пластина прерывателя служит для монтажа рычага прерывателя контактной стойки и фильца для смазки кулачка. Поворотом пластины прерывателя регулируется абрис - угол от нейтрального положения ротора (по ходу вращения) до положения, при котором начинается размыкание контактов.
Кожух с распределителем . Кожух отлит из цинкового сплава и служит экраном для распределителя высокого напряжения. В кожухе имеются два вентиляционных окна. Распределитель выполняется из прессматериала и служит для распределения высокого напряжения на свечи двигателя.
Пусковой ускоритель предназначен:

Для сообщения ротору магнето большой скорости вращения отдельными импульсами при запуске двигателя и обеспечения таким образом при медленном вращении коленчатого вала двигателя достаточно сильной искры от магнето;

Для обеспечения запаздывания момента зажигания при запуске двигателя.
Пусковой ускоритель состоит из следующих основных частей:

а) собачкодержателя с одной собачкой. Втулка собачкодержателя имеет одну шпоночную канавку для монтажа пускового ускорителя на шпонку ротора магнето;

б) корпуса с пальцами и пружиной.

Приводится магнето от шестерни регулятора с помощью промежуточной муфты.

По требованию заказчика на деталях системы зажигания двигателей устанавливается экранировка для подавления радиопомех.

Рис. 13 Магнето М-137А одноискровое с пусковым ускорителем левого вращения


1 – крышка прерывателя; 2 – кулачок; 3 – шарикоподшипник; 4 – крышка; 5 – контакт с пружиной; 6 – трансформатор; 7 – корпус; 8 – ротор; 9 – пусковой ускоритель; 10 – прерыватель; 11 – кнопка выключения зажигания


Рис. 14 Магнето М-151 двухискровое с пусковым ускорителем


1 – корпус; 2 – ротор; 3 – трансформатор; 4 – крышка; 5 – кожух с распределителем; 6 – пусковой ускоритель; 7 – пластина прерывателя; 8 – кнопка выключения зажигания

СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА
Вентиляция картера осуществляется путем соединения полости картера через клапан, вмонтированный в отверстие переходника магнето, с воздухофильтром.
ПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ
Двигатель имеет рычажное приспособление для запуска (рисунок 15), которое состоит из рычага с педалью 4 и зубчатого сектора, входящего в зацепление с шестерней 2 на коленчатом валу, имеющей на торце храповые зубья. Этими зубьями шестерня при запуске входит в зацепление с зубьями втулки-храповика 1, напрессованной на коленчатый вал.
МОДИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ УД-15 и УД-25
В зависимости от назначения двигатели УД-15 и УД-25 могут иметь различное исполнение, т. е. по требованию заказчика устанавливается дополнительное оборудование.

В зависимости от наличия дополнительного оборудования двигатель получает соответствующее условное обозначение.

Рис. 15 Пусковой механизм


1 – втулка-храповик: 2 – шестерня храповая; 3 – пружина шестерни храповой; 4 – педаль в сборе; 5 – ось педали

ДВИГАТЕЛИ УД-15 Г и УД-25Г
Эти двигатели (рис. 16) предназначены для привода электрогенераторов и других машин, предусматривающих фланцевое крепление к двигателю.

Габаритные размеры двигателей, мм:


УД-15Г

УД-25Г

длина………………………………………….

435

610

ширина……………………………………….

500

500

высота………………………………………..

535

565

масса, кг………………………………………..

55

66



Рис. 16 Двигатель УД-15Г
1 – полумуфта; 2 – переходник в сборе; 3 – маховик в сборе: 4 – стартер в сборе: 5 – двигатель УД-15 (комплектация двигателя УД-25Г аналогична).

Дополнительное оборудование:
- переходник , представляющий собой отливку из алюминиевого сплава, предназначенный для фланцевого соединения с ведомым агрегатом;

- электростартер СТ-351Б(СТ-366) - электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, питающийся от аккумуляторной батареи напряжением 12В, предназначен для запуска двигателя.


Примечание. Аккумуляторная батарея в комплект двигателя не входит н заводом не поставляется. Взамен стартера СТ-366 допускается установка стартера СТ-351Б.
- маховик с зубчатым венцом и полумуфтой . Маховик представляет собой чугунную отливку с напрессованным зубчатым венцом и полумуфтой, крепящейся к маховику болтами. Посредством зубчатого венца осуществляется зацепление с шестерней электростартера. Полумуфта обеспечивает передачу крутящего момента ведомому агрегату.