Что может привести к поломке. Ремонт дверных замков: даем дельные советы при обнаружении неполадок. Автомобиль упал с подъемника в автомастерской

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт расскажет о самых частых ошибках, которые могут стоить нам любимой вещи.

  1. Неправильная сортировка. Кроме цвета, необходимо еще обращать внимание на тип ткани: флисовая одежда стирается только отдельно, а полотенца никогда не стирают вместе с синтетическими вещами.
  2. Неправильное удаление пятен . Не удивляйтесь дырке, если вы привыкли яростно тереть пятна. Пятна нужно застирывать аккуратно. И лучше не растирать, а промокать пятно куском ткани белого цвета.

      Избыток порошка. Слишком много порошка - слишком много пены, которая может задерживать грязь в таких местах, как воротник. Из-за этого там будут скапливаться бактерии, что идет вразрез с самой идеей стирки.

      Молния. Молнии необходимо застегивать перед стиркой, так как зубчики могут повредить другие вещи.

      Застегнутые пуговицы. А вот пуговицы у рубашек и другой одежды лучше расстегнуть. Иначе они могут оторваться, а нитки быстро придут в негодность.

      Слишком много отбеливателя. Отбеливатель делает ткань менее прочной, поэтому попробуйте сначала старое доброе кипячение: большая кастрюля и пара капель лимонного сока.

      Автоматическая стирка купальников. Купальники, плавки, а также любую другую одежду из эластана и спандекса строго-настрого запрещено стирать в стиральной машинке. Только прохладная вода и ручная стирка.

      Давать «отдых» стиральной машине. Некоторые хозяйки дают стиральной машине «отдохнуть», ошибочно думая, что несколько циклов подряд могут привести к поломке. Однако умнее стирать подряд: такой подход позволяет воспользоваться перераспределением тепла от предыдущего цикла, сокращая потребление электроэнергии.

      Один цикл для подушек и одеял. Если стираете перьевые подушки и одеяла в машинке, то прокрутите их дважды: перья задерживают пену и после одного цикла моющее средство может остаться внутри.

      Самое сложное после стирки - найти пару каждому носочку. Попробуйте хоть один раз следовать правилу: сначала носки, потом все остальное, и вам понравится результат.

      Смягчитель ткани для полотенец. Смягчитель ткани снижает впитывающую способность ткани, поэтому для полотенец его лучше не использовать.

      Перебор с вещами. Не нужно загружать барабан битком: от этого рвутся вещи и ломается машинка.

    1. Неправильная стирка пуховиков и курток. Чтобы пух не скатывался, положите три теннисных мячика в барабан. Они не дадут скататься пуху и выбьют всю пену.

      Использование дорогих моющих средств. У многого, к чему мы привыкли, есть бюджетные аналоги: поваренная соль возвращает яркость вещам, а мел помогает избавиться от жирных пятен. Хозяйственное мыло отбеливает и удаляет пятна. Лимонный сок можно добавлять для ароматизации и смягчения белья.

      Неправильный уход. Почаще мойте машину, не забывайте, что отсек для порошка и кондиционера съемный у большинства машин. Так как под ним скапливаются моющие средства, там нужно мыть особенно часто. Не закрывайте крышку после окончания стирки, чтобы дать ей высохнуть и проветриться. Несколько раз в год запускайте один цикл с горячей водой, смешанной с белым уксусом. Будет как новенькая!

Нередко при эксплуатации подержанных иномарок, только что пригнанных из-за рубежа, автомобилисты совершают ошибки, которые приводят к самым плачевным результатам. О том, как их избежать, рассказывают специалисты фирмы "ДЁКС".

Мне под заказ пригнали пятилетнюю иномарку. Знакомые автомобилисты советуют проверить уровни всех технических жидкостей и масел, при необходимости - долить их до нормы...

Долить масло и охлаждающую жидкость в двигатель, конечно, нужно. Однако именно в этот момент владельцы только что купленных иномарок допускают одну из наиболее частых ошибок, которые могут привести к поломке двигателя. В частности, нам известно немало фактов неправильного обслуживания системы охлаждения мотора. Так, если осенью, накануне холодов, охлаждающую жидкость в ней обычно меняют полностью, то по весне - лишь частично. И очень часто при этом автомобилисты доливают в систему охлаждения совсем не те жидкости, которые рекомендованы для данной модели иномарки. У большинства из них в системе используется антифриз, а наши автовладельцы заливают тосол, или, что тоже бывает, - незамерзающую жидкость для омывателя стекол.

К чему это приводит? Вот вам конкретный пример, с которым мы столкнулись совсем недавно. К нам поступила в ремонт BMW, у которой постоянно перегревался двигатель. Кстати, автомобиль прибыл к нам после обследования в двух авторизованных сервис-центрах. Там ему несколько раз меняли термостаты, помпу, датчики температуры, но кардинально исправить ситуацию так и не удалось. Мы тоже изрядно помучились, пока, наконец, выяснили истинную причину неисправности - засорение так называемой тоннельной пароотводящей трубки. А произошло оно именно из-за смешения антифриза с тосолом, причем проблемы начались уже на второй день после его доливки в систему охлаждения.

Так что, покупая на рынке или в автосалоне подержанную иномарку, не стоит особо доверять заверениям продавцов о том, что машина прошла предпродажную подготовку и жидкость в системе охлаждения заменена. Лучше поменяйте ее самостоятельно.

У моего знакомого - десятилетний Mercedes с пробегом более 250 тыс. км., при этом двигатель у него работает как часы. А у меня - Opel с пробегом около 120 тыс. км. (машина 1992 года выпуска), и с мотором уже периодически возникают проблемы. Чем могут быть вызваны такие существенные различия в работе машин?

В своей практике мы неоднократно встречали двигатели со значительным - под 300000 км. - пробегом и довольно небольшим - не более 50% - износом. В то же время к нам поступает большое количество автомобилей с пробегом до 100 тысяч километров, у которых двигатель уже требует капитального ремонта. Их обследование показывает, что основной причиной сильного износа является , вызванный какими-либо дефектами системы охлаждения. Не все знают, что система индикации температуры двигателя обладает определенной инерционностью.

Это означает, что температура мотора может уже превысить допустимый предел, а стрелка индикатора еще не вошла в красный запрещающий сектор. Поэтому советуем: при первых признаках движения стрелки прибора к границе красной зоны прекращайте все попытки добраться своим ходом до дома. Знайте, что после прекращения циркуляции жидкости уже через две-три минуты в головке блока образуется паровая пробка и начинается лавинообразное повышение температуры. Что, в свою очередь, нередко приводит к деформации головки блока, выходу из строя узлов и деталей газораспределительного механизма. Наиболее часто подобные дефекты наблюдаются у BMW, у многих моделей VW, Opel, на шестицилиндровых двигателях Audi и практически у всех японских машин.

Мы обычно хотим, чтобы автомастер нам сказал, что с вашим авто ничего страшного не произошло, а причиной неисправности в нем стал какой-нибудь предохранитель или отсоединившийся провод. Все дело конечно в том, что все автолюбители с нетерпением ждут результата конкретно опасаясь, что в ней будет найдена серьезная поломка, которая может обернуться огромными денежными тратами. Сегодня мы предлагаем своим читателям узнать, какие могут быть в автомобиле самые дорогостоящие поломки.

Вот, что мы хотим обычно услышать от мастера на автосервисе после проведения диагностики транспортного средства:

- "С вашей машиной все нормально. Мы установили, что в ней отсоединился провод от датчика расхода топлива (или т.п. мелкая неисправность). Мы все уже исправили "

- "У вас не до конца была закрыта крышка бензобака. . Теперь проблема устранена ".

- "У вас в машине сгорел предохранитель и несколько световых лампочек ".

Но существует множество сценариев развития событий . Как правило, большинство мастеров в технических центрах не будут сообщать вам по телефону о выявленных в машине серьезных поломках. В данном конкретном случае вам предложат подъехать на автотехцентр, чтобы обсудить конкретные детали результатов диагностики. Предлагаем вместе с нами рассмотреть самых худших поломок в автомобиле, о которых могут вам сообщить в автомастерской после диагностической проверки состояния вашего автомобиля. Так же мы предлагаем узнать сдесь же, основные причины таких дорогостоящих поломок.

1. Двигатель вышел из строя из-за недостатка масла


"Ваш двигатель пришел в негодность в связи с нехваткой смазки элементов силового агрегата, которые повредились. То, что когда-то именовалось поршнями, блоком цилиндров и коленчатым валом превратилось в скульптуру ".

Стоимость ремонта: Для восстановления двигателя вам в среднем может понадобиться около 2500 - 3000 долларов. Если покупать новый мотор, то его стоимость может составить до 50 процентов от стоимости всей . Так же существует и вариант покупки б/у двигателя, стоимость которого может составлять 5000 - 10.000 долларов США.

Причина поломки: Нехватка масла в двигателе бывает по разным причинам. Как правило в 75 процентах случаев виноваты в этом сами водители, которые . Другой причиной может быть недостаточное давление масла в системе. Что же происходит при нехватке моторного масла в моторном отсеке?

Из-за недостатка смазки в моторе движущиеся в нем детали перегреваются, а значит они могут друг друга. повредить. Таким образом, если причиной поломки двигателя была нехватка масла, то восстановить этот мотор поменяв несколько деталей в нем, уже не получится. А в таком случае вам придется купить подержанный или восстановленный б/у двигатель, а возможно и приобрести новый.

2. Hydrolocked двигателя


"Вы проехали на большой скорости по глубокой луже? Возможно в этом случае ваш мотор «наглотался» воды и в результате чего, в опреленные цилиндры могла просто попасть вода, что и привело к выходу из строя силового агрегата "

Стоимость ремонта: от 3000 до 10.000 долларов США.

Причина поломки: В автомобиле есть определенные места куда вода попадать не должна, как она не должна попадать и в iPhone (что может привести к поломке телефона) и в сам блок двигателя. Как правило должна содержать внутри себя только лишь капельки топлива и воздух, больше ничего.

Воздух мгновенно сжимается в камере сгорания и в результате этого растет давление. Но вода сама по себе не может сжиматься и поэтому вода, попавшая в камеру сгорания в результате сжатия воздуха начинает с силой давить на поршни. В результате этого процесса многие детали в двигателе, что установливаются на поршни, начинают приходть в негодность.

3. Перегрев двигателя


"Когда на приборной панели стрелка температуры двигателя начала приближаться или уже приблизилась к красной зоне, то вам надо снизить обороты двигателя и остановиться. Если же температура двигателя продолжает расти, необходимо, в срочном порядке его заглушить ".

Стоимость ремонта: от 100 до 10.000 долларов США.

Причина поломки: Помните, что чем вы раньше выключите двигатель при росте температуры силового агрегата, тем меньше вреда причините деталям мотора. Причин, по которым может неожиданно начать расти температура двигателя, очень много.

К примеру, поломка термостата или допустим, повреждение какого-нибудь шланга. Главное помнить, если ваш автомобиль перегрелся, это может нанести двигателю серьезный урон. Самыми частыми причинами перегрева мотора являются, повреждение прокладки головки блока, трещина в головке блока или повреждение самого блока цилиндров.

4. Поломка автоматической коробки передач


"Вы включаете коробку в режим "Драйв", но ваша машина не едет. Причина кроется в поломке трансмиссии ".

Стоимость ремонта: от 3000 до 5000 долларов США.

Причина поломки: Несмотря на то, что двигатель вашего автомобиля по-прежнему работает, при поломке коробки передач вы уже не сможете . Трансмиссия в коробке передач может сломаться по ряду причин. В наше современное время во многих автомашинах установлена в основном автоматическая коробка передач, которая, как известно всем, управляется электроникой. Самыми частыми причинами неисправностей в самой являются следующие факторы, а именно, появились проблемы с программным обеспечением в бортовом компьюторе, или случилась поломка соленоидов. Это считается не серьезной поломкой и поэтому, чтоб устранить такую неисправность (поломку) вам понадобятся сравнительно небольшие деньги.

Гораздо будет серьезнее, когда в коробке передач из-за их большого износа или из-за старости автомобиля, а возможно и из-за вашего стиля управления машиной.

5. Трещина в прокладке головки блока или трещина в блоке двигателя


"Вы ошибочно полагали, что из выхлопной трубы постепенно сочится вода. Это совсем не конденсат. На самом деле это вытекает антифриз ".

Стоимость ремонта: от 1000 до 4000 долларов США.

Причина поломки: В большинстве случаев, когда откуда-то вытекает антифриз вы видеть этого просто не можете. Особенно, если он вытекает из выхлопной системы. Система охлаждения двигателя является закрытой системой, а это означает, что охлаждающая жидкость циркулирует по специальным каналам охлаждения мотора, а далее уже к радиатору, к отопителю салона и обратно по замкнутой системе. Антифриз никогда не должен покидать эту замкнутую цепочку циркулирования жидкости.

Если антифриз каким-то образом попадает в выхлопную систему, то это означает, что охлаждающая жидкость в системе, каким-то непонятным образом попадает в масло и в камеру сгорания. Как правило такое может случиться при повреждении прокладки головки блока двигателя или при трещине в этом же блоке, а еще хуже, когда непосредственно лопнул сам блок цилиндров.

Часто этот дефект или поломка появляется после перегрева самого силового агрегата.

6. Порвался ремень ГРМ


"Посмотрите непосредственно в регламент плановых технических работ по обслуживанию автомашины. Вы в нем увидите следующее, а именно, оказывается, что еще 20.000 тыс. км тому назад вы должны были заменить на автомобиле ремень ГРМ ".

Стоимость ремонта: от 1500 до 3500 долларов США.

Причины поломки: . Один тип мотора сконструирован таким образом, что при разрыве ремня ГРМ клапана в двигателе не встречаются с поршнями. Второй тип мотора использует механизм в котором, при разрыве ремня ГРМ происходит повреждение деталей внутри силового агрегата.

На самом деле двигатели, у которых при обрыве ремня ГРМ клапана двигателя встречаются с поршнями, более современные, чем моторы, где при обрыве ремня ничего никогда не повреждается. А дело все в том, что на таких типах ход клапана намного больше, чем на современных двигателях (клапан может открываться гораздо больше), это позволяет мотору, как говорят больше дышать, что придает ему больше мощности и требует меньшго расхода топлива.

Все работает просто великолепно, когда клапана идут вверх, а сами поршня вниз.

В таком режиме детали мотора не могут навредить друг друга. За правильный ход поршней и клапанов в двигателе отвечает газораспределительный механизм, который и оснащается ремнем ГРМ. Если ремень рвется или проскакивает на один зубец (в случае повреждения одного зубца ремня), то поршня и клапана начинают работать не синхронно, а это и приводит к выходу из строя укаэанных деталей. Вот почему так важно всегда вовремя менять ремень ГРМ, через определенный интервал пробега, как рекомендует производитель.

Моторы, в которых клапана не встречаются с поршнями при обрыве ремня ГРМ, сконструированы таким образом, что в случае повреждения этого ремня, клапана не могут соприкоснуться с поршнями. В случае обрыва ГРМ вам предстоит перевезти машину на эвакуаторе и таким способом доставить ее в автосервис. Ремонт в этом случае обойдется вам с меньшими затратами. Но подобные и описанные нами моторы расходуют куда больше топлива и являются менее-мощными.

7. Моторное масло в бачок тормозной системы


"Ваша машина сломалась из-за того, что вы по ошибки залили в тормозную систему не то масло ".

Стоимость ремонта: от 800 до 2200 долларов США.

Причина поломки: Удивительно, но это конкретные данные. По статистике каждый день по всему фиксируются десятки тысяч случаев поломок тормозной системы именно по причине того, что водители по ошибке заливают в бачок тормозной системы (предназначено для коробки передач).

Дело здесь в следующем. В данную тормозную систему заливается только специальная тормозная жидкость и никакая другая. Как только в бачок, предназначенный для тормозной жидкости попадает масло на основе нефти, то она совсем быстро попадает дальше во всю тормозную систему. И самое плохое здесь то, что в этом случае вся тормозная система в автомобиле практически должна быть заменена. Масло на основе нефти существенным образом повреждает все резиновые уплотнители тормозной системы и она перестает работать.

8. Сгорел компьютер автомобиля ("мозги")


"Вы неправильно подключили кабель или любые другие провода ".

Стоимость ремонта: от 1500 до 100.000 долларов США.

Причина поломки: Во многих автомобилях существует защита, если вы вдруг, при подключении каких-то проводов или кабелей перепутали их полярность. Однако не все модели автомашин оборудованы подобными защитными схемами. Если так случилось, что вы по незнанию или по ошибке перепутали плюс с минусом и подключили какие-то провода не так, то самой частой поломкой в этом случае является,- выход из строя самого ("мозги"). Так же вместе с бортовым компьютером повреждаются и жгуты проводов. Не редко случается, что в результате замыкания проводки сгорают не только сами "мозги", но и весь автомобиль.

9. Износ сцепления


"Вас преследует во время движения непонятный горелый запах? Скорее всего причина кроется в сцеплении ".

Стоимость ремонта: от 1000 до 2500 долларов США.

Причина поломки: Работа сцепления внутри коробки передач основана на трении. Очень трудно объяснить принцип самой работы сцепления в нашем коротком тексте. Но увы. Со временем или в результате неправильной эксплуатации автомобиля диск сцепления в коробке передач приходит в негодность. Сам диск сцепления имеет поверхность похожую на наждачную бумагу. Во время долгой эксплуатации эта поверхность постепенно становится гладкой. В результате этого необходимо менять диск сцепления, так как без него машина просто не тронется с места. Как правило замечено, если водитель много ездит и особенно часто простаивает на дорогах в пробках, то он по возможности старается просто не отпускать саму педаль сцепления и поэтому, в результате этого сильного износа диск сцепления быстро приходит в негодность и требует своей замены.

10. Автомобиль упал с подъемника в автомастерской


"Ваш автомобиль во время проведения диагностики упал в автосервисе с подъемника ".

Стоимость ремонта: 0 долларов (если ответственность технического центра застрахована или вы приобрели т.е. купили полис Каско).

Если вы этого не сделали, то, возможно ваша машина не подлежит ни какому восстановлению.

Причина: Человеческий фактор. Конечно, такое или подобное случается крайне редко, но тем не менее, имеет место быть. В прошлом году в одной только Москве официально зарегистрировано 39 подобных случаев. Это самое худшее, что может произойти с машиной на автосервисе. К нашему счастью, что все специализированные технические центры по ремонту автомобилей имеют сегодня хорошую страховку от несчастных случаев, но...Это уже к нашему глубокому сожалению, что таких автотехцентров в нашей стране сегодня не очень много. Поэтому, советуем каждому из вас самостоятельно страховать свой автомобиль от различных повреждений и приобретать полис КАСКО.

Автомобильный стартер – это маленький, но очень мощный электродвигатель, обеспечивающий первичное вращение коленчатого вала, которое создаёт нужную частоту вращения для запуска двигателя. Проще говоря, стартер решает первостепенную задачу – запускает мотор. Ведь если двигатель не запуститься, машина не сдвинется с места.

Вышедший из строя стартер способен доставить большие неудобства – сорвать ваши планы и обездвижить автомобиль на несколько часов. Многие автолюбители оказывались в ситуации, когда, сев в свою машину, они попросту не смогли завести её из-за того, что стартер не крутит. Почему стартер не крутит двигатель, а также, какие меры нужно предпринять, если в вашем автомобиле произошла неполадка, вы узнаете из этой статьи.

Стартер постоянно работает в тяжёлых условиях. Все его составляющие регулярно загрязняются стертым графитом, пылью, плавящейся изоляцией и протекающей смазкой. Это не удивительно, что после таких условий стартер отказывается работать. Причины, по которым не крутит стартер, могут быть самыми разными, начиная от обычного перегорания контактов, залипания либо полного износа щёток, и заканчивая выходом из строя тягового реле.

Совет! Если вы решили разобрать стартер, то рекомендуем не только устранить непосредственную поломку, но и обратить внимание на другие детали. Лучший вариант – приобрести ремкомплект, выполнить проверку и очистку всех составляющих элементов. Если есть возможность, замените старые детали на новые (они есть в ремкомплекте).

Проводим самостоятельную диагностику

Итак, первым делом нужно выяснить, почему не крутит стартер. Сначала рекомендуется выполнить проверку аккумуляторной батареи, выяснить, насколько она заряжена, ведь может стартеру просто недостаточно энергии. Если при включении стартера фары светят ярко, значит, аккумулятор хорошо заряжен.

У всех электроустройств есть свой собственный предохранитель. Если аккумулятор не имеет отношения к неисправности, то следующий ваш шаг – проверка состояния предохранителей. Обязательно почистите их контакты (если дело в предохранителе – поставьте новый). Чтобы окончательно убедиться в состоянии электропроводки, рекомендуется открутить и почистить все возможные соединения на участке аккумулятор – замок – стартер. Если что-то оказалось не так, решаем проблему.

Третий шаг – прислушиваемся к автомобилю и включаем зажигание. Если щёлкает, значит, подаётся питание на стартер. Это говорит о том, что провода в полном порядке, и единственное, что вы должны сделать – подзарядить старый или поставить новый аккумулятор. Если никаких щелчков вы не услышали, то попробуйте снять батарею и проверить её на «рабочем» автомобиле. Если другая машина с ней завелась, то ищите проблему в проводке.

Если и там ничего не нашли, то возможно проблему создаёт втягивающая реле. Снимите его со стартера, проверьте пятаки. При наличии небольшого нагара почистите болты-контакты «наждачкой» или напильником. Если подгорания значительны – замените на новые. Если не хотите лишний раз возиться, можете купить реле и заменить его целиком. Но что же делать, если причина до сих пор не найдена?

Ищем другие возможные неисправности

Если проблема так и не решилась, обратите внимание на следующие возможные неисправности. Возможно дело в них.

  1. Плюсовой вывод на тяговом реле – с замка зажигания на него идёт большой ток, и контакт между клеммами должен быть отличным.
  2. Якорь стартера – возможно, его заклинило.
  3. Щетки стартера – мог произойти сильный износ. Замените их на новые.
  4. Обмотки стартера – мог произойти обрыв или замыкание. В данном случае стартер ремонтируют либо ставят новый.
  5. Коллектор ротора (место соединения со щётками) – достаточно хорошо зачистить. Помимо этого, на роторе расположены пластмассовые тормозные кольца, и если какое-то кольцо лопнуло, его тоже придётся заменить. Также можно поменять втулки стартера.
  6. Бендекс – для проверки зажмите его звёздочку в тески. Делайте всё очень аккуратно, желательно – через мягкий металл, чтобы не повредить звёздочку. Когда закончите процедуру, попробуйте повернуть муфту – кольцо за звёздочкой в разные стороны. Если кольцо повернулось в одну сторону, то всё хорошо, а если поворачивается в разные, то деталь придётся заменить.
  7. Масло картера двигателя – должно подходить по сезону.

На этом причины по которым машина не заводится, а стартер не крутит заканчиваются.

Подведём итог

Как вы уже заметили, вариантов, почему не хочет крутить стартер множество. И не все эти проблемы можно решить самостоятельно. Так как стартер расположен крайне неудобно (в нижней части мотора), его ремонт доставляет немало хлопот. Даже чтобы просто снять стартер, нужно иметь определённые навыки и подходящие инструменты. Поэтому, если вы не уверены в своих силах не пытайтесь решить проблему сами – обратитесь за профессиональной помощью!

Все неисправности, которые могут случиться с компью­тером, можно разделить на сбои аппаратного и программного обеспечения. В этой главе мы расскажем, как диагностиро­вать и самостоятельно устранить неисправности, связанные с «железом».

О качестве отечественной электроэнергии

Любой пользователь компьютера должен учитывать, что отечественная электроэнергия отличается, мягко говоря, не­высоким качеством. Это относится не только к Российской Федерации, но и практически ко всем странам СНГ. На пер­вый взгляд, это незаметно и многие могут задать вопрос: как же так - оказывается, сколько живем, столько и пользуемся некачественной электроэнергией?

Персональный компьютер представляет собой гораздо более тонкий механизм, чем остальная техника, поэтому перепады напряжения в электрической сети, не имеющие никаких последствий, например, для холодильника или телевизора, могут привести к серьезной поломке компьютера. Причины перепадов напряжения могут быть самыми разны­ми: от природных катаклизмов (например, гроза) до внезапно включенной соседом электродрели. К тому же отечественная электроэнергия может преподнести и другие неприятные сюрпризы.

Следует отметить также, что электропроводка в пода­вляющем большинстве домов на территории СНГ безнадежно устарела и морально, и физически. В частности, заземление

имеется только в новых домах, в зданиях советской постройки такой «роскоши» не предусмотрено.

Можно отметить еще одну неприятную особенность, ко­торая также проявляется в основном в старых домах. Элек­трические сети, проложенные в таких зданиях, не рассчитаны на современную нагрузку - ведь в то время у людей не было такого количества бытовой техники, как сейчас. Если раньше в стандартном доме было, скажем, три-пять стиральных ма­шин на подъезд, то сейчас они есть почти в каждой квартире. Раньше нормой считался один телевизор на семью, а сейчас у большинства по два (а то и три) голубых экрана. Кроме того, многие сегодня имеют различного рода электрочайники, обо­греватели, микроволновки и т. д., а это колоссальная нагрузка на сеть 1960-1980-х гг. Многим знакома примерно такая си­туация - сосед включил электрочайник (или обогреватель) и по всему стояку в подъезде отключился свет.

Разумеется, подобные «электрические» приключения не могут проходить бесследно для персонального компьютера, а в некоторых случаях они просто губительны. Если в резуль­тате проблем с электропитанием оказалась утеряна только информация, введенная в последнем сеансе работы, то это можно считать удачей. Гораздо хуже, когда следствием пере­падов напряжения или иных «электрокатаклизмов» является выход из строя оборудования (материнской платы, жесткого диска, блока питания и т. д.). Это чревато не только финансо­выми затратами на ремонт компьютера, но и полной потерей хранящейся в нем информации (что в большинстве случаев даже более ощутимо).

Как же защититься от проблем, вызываемых нестабильным или некачественным электропитанием?

Прежде всего отметим, что ни в коем случае нельзя вклю­чать компьютер (а также монитор) в обычную электрическую розетку - это верный способ быстро вывести его из строя. Как минимум, необходимо использовать сетевой фильтр (рис. 2.1), который иногда продается в комплекте с компьютером, хотя чаще всего его приходится приобретать отдельно.

Сетевой фильтр внешне представляет собой обычный «тройник»-удлинитель (только гнезд в нем не три, а четыре


или пять), снабженный тумблером-выключателем. Однако такой фильтр способен защитить компьютер только от несу­щественных перепадов напряжения и совершенно бесполезен при внезапном отключении электроэнергии.

Для более надежной защиты от сбоев электропитания рекомендуется использовать специальный прибор - источ­ник бесперебойного питания (см. рис. 1.19). Его характерная особенность в том, что компьютер питается именно от него, а не непосредственно от сети. Другими словами, источник бес­перебойного питания - это своеобразный буфер между элек­трической сетью и компьютером. В его состав, помимо про­чего, входит аккумуляторная батарея, средний срок службы которой - от трех до пяти лет. Перед первым использованием ее нужно заряжать примерно четыре-шесть часов (подробно об этом рассказывается в руководстве пользователя). Данная батарея позволяет корректно завершить работу компьютера и спокойно выключить его даже после внезапного отключения электроэнергии.

Кроме того, источник бесперебойного питания «сглажива­ет» любые перепады напряжения в сети, тем самым защищая компьютер от связанных с этим поломок. Следует отметить, что многие ИБП защищают также и модем - от перепадов напря­жения в телефонной сети. В таких устройствах предусмотрены специальные гнезда для подключения провода модемной связи. В данном случае источник бесперебойного питания выступает как буфер между модемом и телефонной линией.

В настоящее время на рынке представлено множество раз­личных источников бесперебойного питания отечественного

и импортного производства. При выборе следует руковод­ствоваться прежде всего его техническими характеристиками, чтобы понять, подходит ли он к конкретному компьютеру. Не рекомендуется приобретать источник бесперебойного питания с рук или на рынке.

Портативные компьютеры (ноутбуки) в меньшей степени подвержены перепадам напряжения и прочим электрическим «сюрпризам». Это объясняется тем, что у ноутбука имеется встроенный аккумулятор, который и играет роль источника бесперебойного питания при возникновении проблем с элек­троснабжением.

Знакомство с BIOS

BIOS (Basic Input/Output System, базовая система ввода/ вывода) - это набор программ, отвечающих за старт, настройку или тестирование устройств компьютера. Данные программы действуют по определенным правилам, которые содержатся в специальной микросхеме, установленной на материнской плате (рис. 2.2).

Без BIOS невозможна загрузка компьютера: сразу после нажатия кнопки включения компьютера управление всей системой получает именно BIOS. Она проводит начальное тестирование всех устройств и компонентов. Если все па­раметры в норме, то управление передается загрузочному сектору жесткого диска и начинается запуск операционной системы.

С развитием компьютерных технологий данная система стала отвечать и за другие задачи, необходимые при загрузке и работе компьютера. Например, инициализация и начальное тестирование компонентов компьютера. Данную процедуру принято называть POST (Power-On Self Test). POST - со­ставная часть BIOS, первичная программа, ее основное на­значение - своего рода «инвентаризация»: POST выявляет готовые к работе устройства, проверяет их и настраивает. Если при проверке и тестировании возникают проблемы, то запуск прекращается, о чем предупреждает звуковой сигнал и сообщение на мониторе.


Самые популярные версии BIOS следующие:

■ PhoenixBIOS.

Узнать, какой тип BIOS установлен на вашей машине, можно самыми разными способами.

■ Перегрузить компьютер и, когда появится экран с параметрами компьютера, нажать кнопку Pause Break на клавиатуре (рис. 2.3).


■ C помощью программ, предоставляющих такую инфор­мацию. Для этого подойдет бесплатная утилита Speccy (до­ступна для свободного скачивания по ссылке http://www.piriform. com/speccy/). Она предоставляет полную информацию о системе и подойдет не только для определения производителя BIOS. Например, если нужно добавить памяти в компьютер, то с по­мощью Speccy можно узнать количество слотов, которое имеет для планок памяти материнская плата, и сколько и какой па­мяти вообще содержится на компьютере. При этом совсем не нужно открывать боковую крышку системного блока.

Если же необходимо, скажем, продать системный блок, то пользователь может применить эту программу для составле­ния полного отчета всех компонентов. Последнюю функцию также можно использовать при покупке компьютера. Speccy поможет общаться на равных с технической поддержкой. Например, если они поинтересуются конфигурацией вашего компьютера или отдельным компонентом (например, типом видеокарты), то вы сможете им ответить. Для этого интерфейс программ выполнен в простой, понятной и образцовой мане­ре. Чтобы найти производителя BIOS, обратитесь к разделу Материнская плата (рис. 2.4).


■ С помощью команд операционной системы. Для этого в главном меню Пуск в поисковой строке введите слово вы-

полнить и загрузите найденную программу с таким же на­званием. В появившемся окне Выполнить в поле Открыть введите команду dxdiag - откроется окно Средство диагностики DirectX, содержащее данные, касающиеся BIOS (рис. 2.5).



Если возникают проблемы с аппаратной частью компью­тера, то сразу после его включения об этом может просигна­лизировать BIOS. Для каждой нештатной ситуации в нем предусмотрен набор определенных звуковых сигналов. Если проблем нет, то любой BIOS выдает один короткий сигнал, остальные могут различаться в зависимости от модели BIOS. Для расшифровки языка BIOS помогут таблицы 2.1-2.3.



Продолжение

Таблица 2.1 (окончание)
Сигнал Расшифровка
3 коротких Ошибка оперативной памяти в начальном секторе. Необхо­димо проверить, правильно ли установлены модули памяти
4 коротких Неисправен системный таймер. Возможно, разряжена ба­тарейка. Если с батарейкой все в порядке, то нужен ремонт системной платы
5 коротких Неисправен центральный процессор
6 коротких Неисправен контроллер клавиатуры. Возможно, клавиатуру нужно заменить
7 коротких Неисправна системная плата
8 коротких Неисправна видеокарта
9 коротких
10 коротких Невозможна запись в микросхему CMOS. Нужно заменить микросхему или системную плату
11 коротких Ошибка внешней кэш-памяти
1 длинный 2 коротких, 1 длинный 3 коротких, 1 длинный 8 коротких Неисправна видеокарта. Нужно проверить, правильно ли она подключена к системной плате


Таблица 2.2. Звуковые сигналы AwardBIOS
Сигнал Расшифровка
Отсутствует Неисправен блок питания или системная плата или не работает системный динамик
1 короткий Ошибок нет, компьютер продолжает загрузку в нормальном режиме
2 коротких Незначительные ошибки, которые почти всегда сопро­вождаются текстовыми сообщениями с просьбой зайти в BIOS Setup и провести настройку
3 длинных Ошибка контроллера клавиатуры. Нужно проверить ее соединение с системной платой
1 длинный 1 короткий Ошибка оперативной памяти. Нужно проверить, правильно ли установлены модули памяти
1 длинный 2 коротких Неисправна видеокарта. Проверьте, правильно ли она под­ключена к системной плате
1 длинный 3 коротких Ошибка инициализации клавиатуры
1 длинный 9 коротких Повреждена CMOS-память (или она содержит неверную контрольную сумму). Необходимо сконфигурировать си­стему заново или установить параметры по умолчанию


Таблица 2.3. Звуковые сигналы PhoenixBIOS
Код сигнала Расшифровка
1-1-3 Ошибка записи/чтения данных CMOS-памяти
1-1-4 Ошибка контрольной суммы CMOS
1-2-1
1-2-2, 1-2-3 Ошибка инициализации контроллера DMA
1-3-1 Ошибка оперативной памяти
1-3-3 Ошибка инициализации первых 64 Кбайт оперативной памяти
1-3-4 Ошибка тестирования оперативной памяти
1-4-1 Ошибка инициализации материнской платы
1-4-2
1-4-3
1-4-4 Ошибка записи/чтения одного из портов ввода/вывода
3-1-1 Ошибка инициализации второго канала DMA
3-1-2 Ошибка инициализации первого канала DMA
3-1-4 Ошибка контроллера прерываний материнской платы
3-2-4 Ошибка инициализации контроллера клавиатуры
3-3-4 Ошибка инициализации видеокарты
3-4-2 Ошибка инициализации BIOS видеокарты
4-2-1 Ошибка инициализации системного таймера
4-2-4 Критическая ошибка центрального процессора
4-3-1 Ошибка инициализации оперативной памяти
4-4-2 Ошибка инициализации параллельного порта


ПРИМЕЧАНИЕ

Сигналы Phoenix BIOS состоят из серии гудков, которые издаются через определенные интервалы и оформляются в виде кода. Например, код 1-1-3 звучит так: 1 короткий сигнал - пауза - 1 короткий сигнал - пауза - 3 коротких сигнала.

Возможно, некоторые термины в таблицах могут пока­заться незнакомыми. Однако после прочтения этой книги у вас не останется вопросов, так что перейдем к следующему разделу.

Уязвимые места аппаратной части компьютера

Перечислим основные компоненты компьютера, которые наиболее подвержены поломкам (рис. 2.6).

На первый взгляд, практически любой компьютер изнутри выглядит очень сложно и запутанно - куча проводов, которые непонятно где начинаются и заканчиваются. На самом же деле разобрать и собрать современный ПК может любой пользо­ватель. Сначала нужно привыкнуть к виду проводов, а потом выучить, где и что находится.

Элементы компьютера, в которых могут появиться про­блемы, - блок питания, жесткий диск, материнская плата и монитор. Возникают вопросы и с оперативной памятью (рис. 2.7), однако здесь чаще всего дело не в самой плате, а в других нюансах, например в результате попадания пыли могут пропадать контакты.


В последнем случае пользователь может самостоятельно устранить проблемы. Для этого нужно снять оперативную па­мять и осторожно протереть ее (особенно контактную группу) куском мягкой сухой материи, после чего вернуть на место (рис. 2.8).


Чтобы снять оперативную память, необходимо отогнуть специальные пластмассовые зажимы (обычно белого цвета, как и на рисунке 2.8), расположенные с двух концов разъема. Это частично позволит планке оперативной памяти выйти из свое­го гнезда. Чтобы окончательно вынуть ее, аккуратно потяните планку на себя. Для установки памяти, раздвиньте зажимы в стороны, установите плату так, чтобы геометрия контактов совпадала с геометрией щели разъема, и, равномерно нажимая на верхнюю часть платы, вставьте ее в гнездо, чтобы зажимы автоматически защелкнулись.

На концевой части платы существует особая выемка, ко­торая физически не даст установить плату неправильно. Прежде чем прилагать силу, проверьте, совпадает ли вы­емка на плате с перегородкой в гнезде.

Жесткий диск представляет собой хранилище всех данных, находящихся в компьютере. При повреждении или выходе из строя любого другого оборудования (оперативной памяти, ма­теринской платы и т. д.) хранящаяся в компьютере информация,

как правило, не пропадает. Если же испортился жесткий диск или сбилась его разметка, то все содержащиеся на нем данные (как операционная система, так и всевозможные файлы и при­ложения), скорее всего, будут утеряны (рис. 2.9).


Рис. 2.9. Когда выходит из строя жесткий диск, вся информация на нем становится недоступной

Необходимо учитывать, что BIOS может и не сообщить о неполадках с «железом». Например, такая характерная про­блема: операционная система не загружается по непонятным причинам, при этом BIOS выдает сигнал, что с аппаратной частью все в порядке. Попытки переустановить систему с за­грузочного компакт-диска также ни к чему не привели - переустановка прекращалась уже на начальном этапе (ком­пьютер зависал). В данном случае помогло знание уязвимых мест собственного компьютера: просто достали оперативную память, протерли тряпочкой и вновь поставили ее на место. После этого все проблемы исчезли, операционная система снова стала загружаться, даже переустанавливать ее не при­шлось. Вывод: несмотря на общие закономерности, каждый компьютер имеет свои индивидуальные, наиболее подвержен­ные проблемам места, и если пользователь знает о них, то это избавит его от многих дополнительных проблем.

К уязвимым компонентам аппаратной части компьютера можно отнести монитор (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Поврежденный ЖК-монитор

Несмотря на то что в настоящее время на отечественном компьютерном рынке представлен широкий ассортимент вы­сококачественных мониторов, иногда они выходят из строя, не отработав даже гарантийного срока службы. Проблема здесь не в качестве самих устройств, а в качестве используемых электрических сетей, подавляющее большинство которых на территории СНГ не имеют заземления. Если полностью выхо­дит из строя блок питания (рис. 2.11), то компьютер включить не удастся.

Однако в большинстве случаев блок питания повреждается не моментально. Перед этим пользователь замечает признаки нестабильности в работе, в частности компьютер может произ­вольно перезагружаться. При появлении подобных симптомов следует немедленно выяснить, чем они вызваны, - это может


быть и неисправность блока питания (прежде всего нужно проверить, не перегревается ли он), и проблемы с жестким диском. В последнем случае возможно проявление дополни­тельных симптомов: заметное падение быстродействия работы компьютера, увеличение шума, издаваемого жестким диском, возникновение ошибок при чтении файлов. Если присутствует хотя бы один из этих признаков, то следует немедленно по­заботиться о сохранении всех важных данных на внешнем носителе информации - в противном случае велик риск их безвозвратной потери.

Материнская плата - один из важнейших компонентов персонального компьютера, который координирует и сводит

воедино работу других механизмов и элементов. Если она выходит из строя, то возможные последствия зависят от ха­рактера поломки.

При частичных повреждениях нередко можно продолжать работу, в частности при выходе из строя некоторых портов. Если же плата полностью неработоспособна (например, пере­горела в результате перепадов напряжения), то работа на компьютере невозможна.

При возникновении подозрений о частичном выходе из строя материнской платы настоятельно рекомендуется прове­сти диагностику (рис. 2.12) и устранить неисправности (вплоть до замены этого элемента), так как в некоторых случаях сбои в работе материнской платы могут привести к поломкам дру­гого оборудования, в частности процессора и оперативной памяти.


ПРИМЕЧАНИЕ

Конденсаторы имеют вид бочонков самых разных разме­ров с плоским верхом, крышкой, разделенной на четыре равные части. Такая разрывающаяся конструкция предот­вращает взрывы этих распространенных в электротехнике элементов. Поэтому вышедший из строя или уже близкий к этому состоянию конденсатор пухнет и теряет работо­способность.

Поломка жесткого диска

Жесткий диск - это «сердце» любого компьютера, без которого все остальные аппаратные компоненты становятся просто ненужными. Здесь хранятся все данные, включая уста­новленную операционную систему, и если по каким-то при­чинам он выходит из строя, то это без преувеличения можно сравнить с инфарктом миокарда у человека. В некоторых слу­чаях жесткий диск можно «вылечить» или хотя бы попытаться восстановить информацию (рис. 2.13), но иногда его «смерть» необратима - и здесь уже ничего поделать нельзя.


Рис. 2.13. Ремонт жесткого диска

Не все знают, что дефекты поверхности могут быть даже на абсолютно новом жестком диске - как следствие специфиче­ских особенностей производственного процесса. Тем не менее на надежность винчестера это не влияет. При соблюдении правил эксплуатации он будет работать стабильно и надежно на протяжении долгого времени. Если же жесткий диск не­щадно эксплуатируется в сложных условиях (трясущийся транспорт и т. п.), то не удивляйтесь, что рано или поздно его хватит «инфаркт». В такой ситуации рекомендуется иметь

два жестких диска: один рабочий, а второй, внешний, можно использовать для подстраховки, дублирования и хранения важной информации (рис. 2.14).


Отремонтировать испортившийся винчестер в домашних условиях вы не сможете: в лучшем случае это сделают в сер­висном центре за немалые деньги, в худшем - его останется лишь выбросить. Однако попытаться восстановить данные с поврежденного жесткого диска можно - для этого суще­ствуют специальные утилиты, например PC INSPECTOR File Recovery, SMARTUDM, MHDD и др. Отметим, что помимо универсальных утилит, работающих с многими моделями жестких дисков, для восстановления информации можно использовать родные программы, представленные на сайте производителя винчестера.

Принцип работы таких программ примерно одинаков. Сначала производится анализ поверхности жесткого диска, в процессе которого определяется количество поврежденных секторов. На основании этих данных пользователь решает, нужно ли включать процесс переназначения секторов, что подразумевает логическую замену поврежденных секторов запасными, которые берутся из служебной части поверхно­сти диска. Недостатки этого метода - увеличение времени доступа к таким секторам и ограниченный запас служебных

секторов, который очень быстро расходуется, если диск на­ходится в аварийном состоянии. Когда служебные сектора заканчиваются, жесткий диск «умирает» окончательно.

С пошаговой инструкцией замены жесткого диска вы мо­жете ознакомиться в приложении 3.

Проблемы с блоком питания

Блок питания по праву считается одним из ключевых компонентов любого компьютера, поскольку именно он отве­чает за стабильное обеспечение электрической энергией всех прочих устройств, подключаемых к компьютеру (это касается и устройств, присоединяемых через внешние порты, например веб-камеры, мышь и клавиатура). Поэтому когда выходит из строя блок питания, использование компьютера становится невозможным. В лучшем случае это приводит к постоянным зависаниям, самопроизвольным перезагрузкам и т. п., в худ­шем - может сгореть все, что угодно: процессор, материнская плата, жесткий диск.

Чем старше блок питания, тем чаще он выходит из строя и тем выше вероятность его поломки. Хотя и относительно новые приборы способны преподнести неприятный сюрприз - здесь уж кому как повезет.

Часто поломки блоков питания обусловлены конструк­тивными недостатками. Это касается прежде всего дешевых изделий. Благодаря невысокой цене такие механизмы пользу­ются устойчивым спросом на рынке, однако учтите - подобная экономия может привести к тому, что в компьютере сгорит все, что только можно. Плохое качество электроэнергии тоже может стать причиной выхода блока питания из строя, поэтому настоятельно рекомендуется использовать источник беспере­бойного питания или как минимум сетевой фильтр.

Как показывает практика, в большинстве случаев проще и эффективнее приобрести новый блок питания, чем пытаться реанимировать старый, тем более что при эксплуатации он испытывает высокие нагрузки, и если уж он начал ломаться, то лучше вовремя заменить его, чтобы не спровоцировать по­вреждение прочих компонентов компьютера.

Можно самостоятельно предвидеть, что блок питания, возможно, скоро выйдет из строя. Об этом свидетельствуют следующие симптомы:

■ необъяснимые сбои в работе программного обеспечения;

■ слишком частые зависания компьютера без видимых причин;

■ самопроизвольное выключение компьютера;

■ внезапное отключение одновременно всех устройств хра­нения данных или каждого из них в порядке очередности;

■ время от времени отказ запуска компьютера, иногда во­все невозможность включения;

■ появление характерного неприятного запаха из венти­ляционных отверстий блока питания;

■ удар током при прикосновении к системному блоку.

Если вы не смогли включить компьютер и это сопровожда­ется появлением характерного неприятного запаха, то, скорее всего, блок питания уже сгорел.

С пошаговой инструкцией замены блока питания вы мо­жете ознакомиться в приложении 3.

Поломка привода компакт-дисков

Один из важнейших компонентов любого современно­го компьютера - привод для компакт-дисков (рис. 2.15). Им оснащаются даже самые дешевые модели, поскольку сегод­ня компакт-диск - один из самых распространенных внешних носителей информации.

Стабильность и надежность привода компакт-дисков в определяющей степени зависит от технического состояния его оптических элементов. Когда оптика начинает приходить в негодность, то и привод становится нестабильным или во­обще утрачивает работоспособность.

Привод компакт-дисков, несмотря на внешнюю просто­ту, довольно сложное устройство, поэтому отремонтировать сломанный механизм своими силами сложно, а точнее, почти нереально. Характерная особенность привода компакт-дисков по сравнению с другими компонентами компьютера в том, что он рассчитан на бесперебойную работу в течение максимум трех-пяти лет. Так что если привод прослужил примерно такой срок, то его можно с легким сердцем заменить новым.


С пошаговой инструкцией ремонта привода компакт-дисков вы можете ознакомиться в приложении 3.

Поломка процессора

Один из ключевых и наиболее востребованных устройств любого современного компьютера - его центральный процес­сор, от технических характеристик которого в немалой степени зависит быстродействие работы компьютера и операционной системы.

Современный процессор - это сложное устройство, кото­рое представляет собой конечный результат работы большого количества высококвалифицированных специалистов. Все функции, связанные с вычислениями, в компьютере выпол­няет именно центральный процессор.

В штатном режиме работы (то есть при соблюдении всех правил и рекомендаций, предписанных производителем) центральный процессор способен без сбоев функционировать долгое время. «Разгон» - искусственное повышение произ­водительности компьютера резко отрицательно влияет на надежность центрального процессора, а также стремительно сокращает срок его службы. Скачки и перепады напряжения также являются одной из ключевых причин поломки цен­трального процессора.

Еще одна причина выхода процессора из строя - наруше­ние температурного режима, то есть его перегрев (рис. 2.16). Не жалейте денег на качественную и мощную систему охлаж­дения. Процессор относится к числу устройств, которые ре­монту не подлежат. Замена - единственное, что помогает, если он вышел из строя.

Иногда ломается кулер процессора - в этом случае устрой­ство не получает необходимого охлаждения, и даже если сам процессор исправен, то работать он не будет по причине перегрева. Необходимо поменять кулер, потому что каждое включение компьютера может привести к тому, что процессор просто «сгорит».

С пошаговой инструкцией замены процессора и кулера вы можете ознакомиться в приложении 3.

Выход из строя материнской платы

Материнская плата - самое сложное устройство компью­тера, если принимать во внимание количество входящих в ее состав компонентов (рис. 2.17).


Из-за наличия большого количества микросхем и элек­тронных блоков ремонт материнской платы является довольно

сложным процессом. Такой компонент, как печатная плата ма­теринской платы, включает в себя порядка пяти-шести слоев, каждый из которых содержит немало печатных проводников. Поэтому новичку своими силами и в домашних условиях устранить неисправности материнской платы практически невозможно.

При любой поломке придется воспользоваться услугами сервисного центра, поскольку для подобного ремонта могут потребоваться не только специальные знания и умения, но и соответствующее оборудование. Отметим, что в самых тяжелых случаях даже сервисный центр ничем не сможет помочь.

Преимущественная часть всех выходов из строя материн­ской платы происходит по вине самого пользователя. Неуме­лое и неграмотное обращение с компьютером, пренебрежение элементарными нормами безопасности и правилами работы часто приводят к таким поломкам, после которых материнская плата «умирает» окончательно или требует сложного и до­рогостоящего ремонта. Кроме того, материнская плата может выйти из строя из-за низкого качества электроэнергии, пере­падов напряжения и перегрева отдельных ее участков.

Рассмотрим наиболее распространенные причины, которые чаще всего приводят к поломкам материнской платы.

Перегрев компонентов

Данная поломка свойственна в первую очередь мате­ринским платам, конструктивная особенность которых под­разумевает использование пассивной системы охлаждения (рис. 2.18). Этот способ охлаждения связан с использованием радиаторов, выполненных из материала, хорошо проводящего тепловую энергию. Отвод тепла происходит естественным образом (без использования кулера) со специально увеличен­ной поверхности радиатора.

При высоких требованиях к производительности ком­пьютера (при использовании ресурсоемких приложений, «разгоне» компьютера и т. д.) она попросту не справляется

со своими функциями, что становится причиной высокого тепловыделения. Причем в подобной ситуации страдает от перегрева не только какой-то локальный компонент, но и рас­положенные рядом участки материнской платы. В итоге это приводит к зависаниям компьютера, его самопроизвольной перезагрузке, прочим проявлениям нестабильности (иногда компьютер может попросту «упасть») и, как следствие - к не­исправности целого ряда компонентов.


Некачественная комплектация

Не секрет, что каждый производитель стремится сделать свою продукцию максимально дешевой и доступной для по­купателей. Однако порой это стремление выходит за рамки разумного и в ход идут дешевые компоненты, которые отвеча­ют за стабильность электропитания. Если учесть, что качество отечественной электроэнергии не выдерживает никакой кри­тики, то очевидно, что с этой точки зрения материнская плата

становится очень уязвимой. Другими словами, даже незначи­тельный перепад напряжения может стать причиной ее выхода из строя (или как минимум нескольких ее компонентов).

Сгорание локальных портов

Одна из наиболее распространенных ошибок пользова­телей - доставание по поводу и без повода кабелей мыши, клавиатуры, модема или других подключенных к компьютеру устройств, когда он работает. Учтите, что в данных случаях порты материнской платы подвергаются воздействию пере­пада напряжения, контролировать которое невозможно. Это приводит к тому, что порты (рис. 2.19) попросту «сгорают» (прежде всего это относится к портам PS/2).


Выход из строя слота процессора

Процессорный разъем обычно ломается по причине неуме­лого монтажа системы охлаждения, ошибочных или просто неосторожных действий при установке самого процессора, из-за резких воздействий на фиксатор слота и т. д.

Разрушение слотов и разъемов

В принципе любой разъем на материнской плате - доволь­но хрупкая конструкция. Сильное нажатие или неаккуратное доставание/вставка кабеля могут стать причиной его поломки. Учтите, что если используется плата расширения нестандарт­ного размера, а материнская плата находится слишком близко к задней стенке системного блока, то установить плату рас­ширения можно только с помощью заметного усилия, и при неожиданном перекосе малейшая неосторожность может при­вести к поломке слота. Кстати, очень легко вывести из строя слот или разъем, имеющий большое количество контактов (рис. 2.20).


Короткое замыкание в системе электроснабжения

Причиной замыкания в большинстве случаев является неумение и неопытность пользователя. Особенно часто по­добные ситуации возникают, когда владелец ПК пытается

установить или зафиксировать какое-либо расширение на включенном компьютере, что категорически запрещено.

ВНИМАНИЕ

Любые манипуляции с внутренностями системного блока необходимо осуществлять, отключив его от сети.

Обрыв миниатюрных компонентов материнской платы

Если посмотреть на материнскую плату внимательно, то легко увидеть, что ее поверхность содержит миниатюрные компоненты. Характерная ошибка многих пользователей - когда из-за неумелых или неловких действий эти компоненты повреждаются обыкновенной отверткой. Кроме того, подобная поломка часто возникает при неосторожной вставке платы расширения.

С пошаговой инструкцией замены материнской платы вы можете ознакомиться в приложении 3.

Проблемы с монитором

Монитор - устройство, которое выводит на экран ре­зультат протекающих в компьютере процессов. Для многих пользователей это, пожалуй, самый важный компонент ком­пьютера. Ломается монитор, как правило, относительно редко, чаще всего потому, что данный механизм просто выработал свой ресурс и пора выбирать новое устройство. Рассмотрим наиболее характерные неисправности мониторов и методы их устранения.

Если монитор не включается, то прежде всего нужно проверить, подключен ли он к электросети, убедиться, что электрический кабель исправен, а в розетке имеется напря­жение.

Иногда при работе ЭЛТ-монитора доносится характерный высокочастотный писк. Он еле слышен, но при этом способен

вызывать сильное раздражение у пользователей. Данное яв­ление часто возникает при смене режимов работы монитора. Отметим, что после продолжительной работы этот звук может затихать и в конечном итоге полностью исчезать. Обычно это случается, когда монитор функционирует с максимальной ча­стотой обновления при максимальном разрешении экрана. Для устранения неисправности иногда бывает достаточно снизить частоту обновления экрана (см. разд. «Настройка параметров монитора силами Windows 7»).

Часто пользователи ЭЛТ-мониторов жалуются на отсут­ствие четкости изображения. Если это старый монитор, то по всей вероятности, он просто выработал свой ресурс и его необходимо заменить. Бывает и так, что монитор ввиду кон­структивных и прочих особенностей не может поддерживать работу в данном режиме с текущими параметрами. Решить проблему иногда удается уменьшением разрешения экрана или частоты обновления.

Еще одна часто встречающаяся неисправность монитора заключается в том, что он светится (то есть работает), но изо­бражение на нем не воспроизводится. Главная причина такой неисправности - отсутствие сигнала на выходе видеокарты. Проверьте исправность видеошнура, попробуйте заменить видеокарту.

В ЭЛТ-мониторах возникает и такая проблема, как ту­склое изображение, из-за которого иногда практически невоз­можно работать. Чтобы устранить эту неприятность, можно воспользоваться настройками монитора, регулирующими четкость и яркость. Если это не помогает, то придется менять монитор. Подобные неисправности свидетельствуют о вы­работке кинескопом своих ресурсов, и отремонтировать его невозможно.

Иногда на мониторе отображается явно ненастроенное изображение. В частности, окна приложений и прочие эле­менты интерфейса имеют слишком большие размеры, причем они могут быть непропорциональны, значит, явно сбилось разрешение экрана. В данном случае проблема, скорее всего, в драйверах монитора или видеокарты (кстати, подобное часто случается в результате полной переустановки операционной

системы, после чего, как известно, часто требуется установить некоторые драйверы).

ПРИМЕЧАНИЕ

Драйвер - это специальная программа, которая задает правила работы для каждого компонента.

Попробуйте переустановить заново драйверы монитора и видеокарты - скорее всего, этого будет достаточно для устра­нения неисправности (о переустановке драйвера читайте в разд. «Настройка параметров монитора силами Windows 7»).

Диагностика монитора

Один из наиболее существенных недостатков ЖК-мони­тора - порча отдельных пикселов - когда на экране может быть несколько неработающих точек. Не вдаваясь в подроб­ности, отметим лишь, что наличие этих точек обусловлено сложностью технологии производства жидкокристаллических мониторов. Определенное количество этих точек, установлен­ное производителем (как правило, в пределах пяти-восьми точек), браком не считается, поэтому, если вам достался такой монитор, то можно только посочувствовать - гарантийному обслуживанию или замене он не подлежит. По этой причине необходимо проверять работу ЖК-монитора еще в магазине, до его оплаты. Битые пикселы могут появиться и в ходе работы, однако это скорее исключение, чем правило.

Для проверки нового или старого ЖК-монитора на наличие битых пикселов подойдет программа «TFT Монитор тест» (http://www.tfttest. fromru.com/) (рис. 2.21).

Несмотря на простой интерфейс программы, она действи­тельно помогает протестировать ЖК-монитор, что позволит выбрать верный вариант, а не огорчаться, каждый раз вклю­чая монитор с битым пикселом или другим недочетом или дефектом. Большое преимущество программы в том, что она не требует установки, то есть можно быстро и смело провести тестирование любого монитора, вставив в его системный блок флешку. Поскольку битые пикселы представляют собой особые


ЭЛТ-мониторы стары как мир. Однако кое-где их по- прежнему используют. Проверять при покупке этот тип мо­нитора не придется, так как их уже давно не производят, да и пользователи предпочитают купить экономичный и не такой небезопасный для зрения ЖК-монитор. Если все же нужно провести диагностику ЭЛТ-монитора, то для этого подойдет программа Nokia Monitor Test (http:// www.spline.ru/files/NokiaTest.zip). ВНИМАНИЕ Перед тестированием монитора рекомендуется дать ему поработать примерно 15-20 минут - за это время он до­статочно прогреется и выйдет на оптимальный уровень работы. Программа не требует установки. После ее запуска на экране открывается основной интерфейс. В нижней части главного окна расположены два ряда кнопок, используя кото­рые можно перейти в разные режимы тестирования монитора.

Какой бы большой и красивый монитор у вас ни был, он будет абсолютно бесполезным при неправильной настройке. В Windows настроить любой монитор проще простого. Для этого необходимо вызвать окно Разрешение экрана, которое можно открыть, щелкнув правой кнопкой мыши на Рабочем столе и выбрав в контекстном меню пункт Разрешение экрана (рис. 2.22).

В открывшемся окне можно выполнить следующие на­стройки параметров монитора.

Настройка разрешения экрана

Для изменения разрешения экрана следует воспользовать­ся одноименным раскрывающимся списком. Самое трудное

при этом - понять, какое разрешение для вашего монитора подходящее, то есть рекомендуемое. Чаще всего об этом можно узнать из документов, сопровождающих его. Если инструкции под руками нет, то лучшим помощником в этом будет любая поисковая система, например Google.

Активация и настройка ClearType и калибровка цветов

Помимо неправильного разрешения монитор может «гре­шить» своим некорректно отображаемым шрифтом. Дело по­правимо с помощью технологии ClearType, позволяющей сгла­дить неровности экранных шрифтов. Можно самостоятельно настроить параметры ClearType в зависимости от освещен­ности комнаты с помощью специального мастера настроек. Для его вызова нужно перейти по ссылке Сделать текст и другие элементы больше или меньше (см. рис. 2.22) и в появившемся окне (рис. 2.23) перейти по ссылке Настройка текста ClearType.

Потребуется установить соответствующий флажок и вы­брать тексты из предложенных вариантов для более точного подбора сглаживания. Аналогичным образом можно настро­ить калибровку цветов экрана, перейдя по ссылке Калибровка цветов.

Изменение размера текста

Если экранные шрифты кажутся слишком мелкими, то можно увеличить их размер. Для этого в окне (см. рис. 2.23) установите переключатель в положение Средний-125% или Круп- ный-150% для увеличения читабельности текста.

Изменение размера шрифта

Если и такой размер текста не устраивает, то необхо­димо перейти по ссылке Другой размер шрифта (точек на дюйм)

(см. рис. 2.23) и в открывшемся окне перетаскивать ползунок на линейке вправо, пока размер символов текста под линейкой не станет оптимальным.

ВНИМАНИЕ

Чтобы изменения масштаба вступили в силу, потребуется перезагрузка компьютера.

Переустановка драйвера монитора

Чтобы переустановить драйвер монитора, в окне Разрешение экрана (см. рис. 2.22) нужно перейти по ссылке Дополнительные параметры. В появившемся окне перейти на вкладку Монитор и нажать кнопку Свойства - откроется еще одно окно, в котором следует перейти на вкладку Драйвер и нажать кнопку Обновить (рис. 2.24). После этого нужно следовать указаниям мастера установки драйвера.

Как правило, драйвер для монитора и для других компо­нентов системного блока прилагается на специальном диске, который можно найти вместе с остальной документацией.


Диагностика и устранение неисправностей принтера

При интенсивной эксплуатации и отсутствии надлежащего ухода принтер может выходить из строя довольно часто. При­чины этого: засорение печатающих головок, пустой картридж, поломка фотобарабанов, смятие бумаги и другие неисправ­ности.

Своими силами отремонтировать принтер непросто - для этого требуется хотя бы минимум соответствующих знаний, а иногда еще и специальный инструмент. Однако многие мел­кие неисправности можно устранить в домашних условиях. В любом случае не стоит забывать о профилактических меро­приятиях: защите принтера от пыли, корректном включении и выключении и т. д.

Рассмотрим основные неисправности и способы их устра­нения для матричных, струйных и лазерных принтеров.

Матричный принтер

На протяжении длительного времени матричные принтеры (рис. 2.25) являлись самыми распространенными, что объяс­нялось их относительной дешевизной и простотой в обслужи­вании. Даже сегодня, несмотря на постоянно усиливающуюся конкуренцию со стороны струйных и лазерных аналогов, они используются сплошь и рядом: в офисах, квартирах и учреж­дениях.

Рис. 2.25. Матричный принтер

Иногда при отправке документов на печать на экран вы­водится сообщение об ошибке. Причиной такого послания могут быть программные или аппаратные неисправности. Часто для решения проблемы достаточно лишь переустано­вить драйвер или плотнее вставить кабель в соответствующий разъем. Подобные ошибки могут возникать также при ручном прерывании печати.

Если принтер потребляет слишком много бумаги, что осо­бенно часто встречается при использовании бумаги в рулонах,

то причину следует искать в программном обеспечении. Воз­можно, это ошибка программы, из которой документ отправ­лен на печать, или проблемы с драйвером. Также следует проверить параметры печати: возможно, в них указан непра­вильный формат бумаги или неверно используется какой-либо параметр перевода страницы.

Если принтер печатает слишком светлым цветом, то пер­вое, что нужно сделать, - проверить и, при необходимости, заменить картридж (рис. 2.26). Однако бывает, что проблема не исчезает даже после установки нового картриджа.


В этом случае следует проверить, правильно ли лежит кра­сящая лента - возможно, она просто застопорилась, поэтому не двигается, и в работе находится один и тот же ее фрагмент. Соответственно, этот фрагмент быстро изнашивается, что и становится причиной плохого качества печати. Проверить правильность расположения ленты несложно - достаточно немного покрутить поворотную ручку на картридже. Иногда изношенность такого фрагмента ленты становится очевидной уже при визуальном осмотре.

Также не исключено, что вышел из строя механизм про­крутки. Если он функционирует нормально, то при любом дви­жении головки лента автоматически прокручивается внутри картриджа с помощью находящегося в специальном отверстии штыря. Если этот штырь неподвижен, то, следовательно, воз­действию печатающей головки подвергается один и тот же фрагмент красящей ленты, что и становится причиной его быстрого износа и нарушения качества печати.

Иногда при печати документов видно, что некоторые сим­волы получились недостаточно четкими, а в некоторых слу-

чаях они вообще почти неразличимы. При этом одни и те же символы могут отображаться по-разному. Например, буква «а» в одном слове печатается хорошо, а в другом - некаче­ственно. В большинстве случаев этот дефект возникает по причине высокого износа печатающей головки или выхода из строя отдельных иголок. Не исключено, что повреждены электромагниты, используемые для управления иголками. Если ситуацию вовремя не исправить, то она получит свое дальнейшее развитие - на распечатываемых документах будут появляться характерные полосы светлого цвета.

Еще одна распространенная неисправность матричного принтера - сразу после включения он начинает печатать какие-то беспорядочные непонятные символы. Такая печать осуществляется по всей ширине вала и не прекращается до выключения принтера. Симптом довольно известный и сви­детельствует о необходимости ремонта.

При использовании матричных принтеров не исключена ситуация, когда головка неожиданно и резко уходит в правую или левую сторону до упора, после чего печать останавлива­ется. Чтобы возобновить ее, нужно выключить и включить принтер. При этом раздаются неприятные и резкие звуки, а на печать выводится беспорядочный набор непонятных симво­лов. Такая проблема тоже требует вызова специалиста.

Каждый пользователь матричного принтера наверняка хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда во время печати принтер «жует» бумагу. Иногда такое случается из-за неакку­ратной вставки бумаги в приемный лоток - в этом случае для устранения проблемы достаточно лишь поправить ее. Иногда подобное происходит при неправильном креплении головки относительно вала. Кстати, часто бумага «жуется» из-за ее плохого качества, поэтому старайтесь приобретать хорошую продукцию, особенно если печатать приходится часто и много. Причиной «жевания» может быть также загрязнение протяж­ного механизма.

Иногда принтер просто не включается. Причины этого мо­гут быть разные: от отсутствия питания (проверьте, включен ли кабель питания в сеть, исправен ли он, есть ли напряжение в розетке) до сгоревшего предохранителя или вышедшего из строя выключателя.

Случается, что принтер включается, но печатать отказы­вается. Причин этого также немало, и для их устранения по­надобится специалист.

Струйный принтер

Струйные принтеры практически сразу после своего по­явления завоевали большое число поклонников и в настоящее время пользуются немалой популярностью. Такой успех во многом обусловлен тем, что струйные принтеры обеспечивают высокое качество печати при своей относительно невысокой стоимости. При этом они просты в обслуживании, а исполь­зование цветных картриджей (рис. 2.27) позволяет получать высококачественные цветные распечатки.


Рис. 2.27. Внутренности струйного принтера

Один из основных недостатков струйных принтеров - их дороговизна в обслуживании. В частности, стоимость нового картриджа может достигать половины стоимости принтера, и этот факт отпугивает многих потенциальных пользовате­лей. Струйные принтеры также не отличаются надежностью,

но самое плохое даже не это, а то, что большинство неисправ­ностей можно устранить только в сервисном центре.

Тем не менее в некоторых случаях отремонтировать струй­ный принтер можно и в домашних условиях. Иногда это даже не неисправности, а просто элементарная невнимательность пользователей.

Один из наиболее характерных примеров, когда принтер не включается. Самое простое объяснение этому - пользователь просто забыл подсоединить его к сети питания. Следует также убедиться, что в розетке присутствует напряжение. Сначала просто попробуйте включить в комнате обычное освещение - не исключено, что у вас в квартире временно отсутствует свет. Часто струйные принтеры работают от собственного блока питания, и если он выходит из строя, то принтер не включа­ется.

Если принтер печатает слишком светлыми тонами, то это явный признак, что картридж (рис. 2.28) пуст и его следует заправить или заменить.


Иногда на распечатываемом документе появляются свет­лые полосы. Это объясняется тем, что печатающая головка имеет большое количество крошечных сопел, которые со вре­менем могут забиваться. Как правило, это обусловлено плохим качеством используемых чернил, поэтому старайтесь не при­обретать дешевые чернила от сомнительных производителей. Чтобы устранить неисправность, придется прочистить сопла головки, сняв ее с принтера и на несколько часов поместив в спирт соплами вниз.

Улучшить качество печати можно также, воспользова­вшись методом, который конструктивно предусмотрен во многих струйных принтерах. Речь идет о штатном средстве прокачки чернил - программе, которая устанавливается в про­цессе установки драйвера принтера. Чтобы задействовать дан­ный механизм, нужно открыть окно Принтеры и факсы, перейти в режим просмотра и редактирования свойств принтера и в от­крывшемся окне найти соответствующую вкладку.

Одна из наиболее распространенных неисправностей струйного принтера в том, что он «жует» бумагу. Как пока­зывает практика, в большинстве случаев причина этого - за­сорение прижимных роликов, предназначенных для подачи бумаги. Их следует протереть мягкой ветошью, смоченной в спирте или в любом чистящем растворе. Если не помогло, то, возможно, проблема кроется в неисправном двигателе. Не ис­ключено также, что один из роликов по каким-то причинам просто застопорился.

После каждого включения принтера он автоматически про­водит своеобразное тестирование основных систем и механиз­мов. Визуально это выражается в движении головки по всей ширине принтера. Характерная неисправность заключается в том, что после включения принтера такого не происходит, а головка оказывается прижатой к правому углу. Этот сим­птом явно указывает на повреждение двигателя или выход из строя управляющих схем принтера. Если в подобной ситуации слышен характерный скрежет - вероятно, головка просто присохла к направляющей. Попробуйте несильным движе­нием подвинуть головку - возможно, это поможет решить проблему, иначе придется обращаться в специализированный сервисный центр.

Лазерный принтер

Из всех разновидностей принтеров именно лазерный (см. рис. 1.18) имеет самую сложную конструкцию (особенно это касается цветных принтеров). Поскольку в его состав вхо­дит большое количество разных механизмов, агрегатов и узлов, то вероятность его поломки возрастает. При этом существует немало проверенных и эффективных способов диагностики и устранения неисправностей, благодаря чему многие про­блемы исправляются быстро и без особых трудностей.

Ввиду сложности конструкции лазерный принтер нелегко отремонтировать в домашних условиях, тем не менее, в не­которых случаях можно устранить неисправности своими силами.

Иногда принтер не включается. Причинами этого могут быть отсутствие питания (проверьте, включен ли кабель питания в сеть, исправен ли он, есть ли напряжение в розетке), сгоревший предохранитель, вышедший из строя выключа­тель и т. д. Прежде всего рекомендуется убедиться в наличии электропитания.

Если принтер включается, но печатать отказывается без видимых причин (бумага в лотке есть), то, возможно, проблема в «слетевших» драйверах. Это может случаться в результате программных или аппаратных сбоев, действия вредоносного программного обеспечения и др. Для устранения неисправ­ности попробуйте переустановить драйверы - в большинстве случаев это решает проблему.

Если на распечатываемом документе появляется размытая полоса темно-серого цвета - вывод однозначен: повредилась термопленка. Устранить эту неисправность следует как можно быстрее, иначе могут выйти из строя компоненты термоузла. Решить проблему поможет специалист.

Иногда во время печати лист бумаги останавливается внутри принтера. В большинстве случаев это объясняется за­грязнением датчика выхода бумаги или неисправностью его шторки. Диагностировать эту неисправность иногда можно сразу после включения принтера - на нем будет мигать ин­дикатор замятия бумаги.

Если во время печати доносится характерный неприятный скрежет, но качество печати при этом нареканий не вызывает, то, видимо, загрязнились ролики подачи бумаги. Для решения проблемы достаточно прочистить их с помощью специально предназначенной жидкости восстановления.

Иногда на распечатываемом документе появляются темные отпечатки. В большинстве случаев причина этого - использо­вание некачественного тонера или неисправность картриджа (поломка ракеля, износ барабана и т. д.). В последнем случае для устранения проблемы нужно заменить картридж (рис. 2.30).

Если на распечатываемом документе появляется верти­кальная полоса белого цвета, то, скорее всего, загрязнилась оптика принтера, а если на бумаге отображается вертикальная полоса черного цвета, значит, вышел из строя барабан картрид­жа. В этом случае для устранения неисправности придется заменить или весь картридж, или барабан.


Иногда после отправки задания на печать принтер не за­хватывает бумагу. Прежде всего в подобной ситуации нужно проверить наличие бумаги в лотке, а также то, как она уложена. Если с этим все в порядке, то, по всей вероятности, повредился лоток для бумаги.

Самостоятельное тестирование компьютера. Программа SiSoftware Sandra

Один из самых распространенных продуктов, предназна­ченных для тщательного тестирования компьютера и про­граммного обеспечения, - программа SiSoftware Sandra. В на­стоящее время она по праву считается одним и