Двухтактное масло jaso fc. Приготовление и хранение топливной смеси. Масла для двухтактных двигателей

Классификация моторных масел JASO является системой сертификации и лицензирования моторных масел для двигателей производства Японии.

Сертификацией на соответствие стандартам JASO занимается Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automobile Standarts Organization).

Из-за того, что ни одна из действующих классификаций моторных масел, не могла удовлетворить растущие требования к качеству смазочных материалов для японских моторов, в том числе, ужесточавшиеся с каждым годом требования экологов к снижению токсичности выхлопных газов, Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automobile Standarts Organization) приняла решение создать собственную систему стандартизации моторных масел для применения в двигателях японского производства.

Необходимость объяснялась, в том числе, следующими причинами:
высокая степень износа деталей клапанного механизма дизельных двигателей при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах API CG-4);
высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в современных японских двигателях располагается ниже, чем в европейских и североамериканских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже;
распространение японских двигателей с системой EGR (Exhaust Gas Recirculation) — Системой рециркуляции выхлопных газов, позволяющей повторно сжигать остатки топлива в отработанных газах. EGR способствует росту кислотности, что может привести к значительной коррозии внутри двигателя.


2-тактные двигатели мотоциклов и других машин

JASO FD
Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии.

JASO FС
Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии.

JASO FB
Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии.

JASO FA
Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, предназначенные для применения в развивающихся странах.

Классы качества моторного масла JASO:
4-тактные двигатели мотоциклов и других машин

Для мотоциклетных двигателей 4Т применяются автомобильные масла для бензиновых двигателей, с дополнительными требованиями к фрикционным свойствам, поскольку в одном агрегате с двигателем мотоцикла расположен фрикционный механизм сцепления. Моторное масло должно обеспечить хорошее сцепление и не допустить проскальзывание. Для этой цели непригодны маловязкие и энергосберегающие масла, содержащие модификаторы трения, поскольку они снижают коэффициент трения.

JASO MB
Масла для четырёхтактных двигателей мотоциклов и других машин, отличаются малым коэффициентом трения. Не подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением.

JASO MA-1
Масла для четырёхтактных двигателей мотоциклов и других машин, коэффициент трения больше, чем у JASO MB, но меньше, чем у JASO MA-2. Подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением с малой нагрузкой.

JASO MA-2
Масла для четырёхтактных двигателей мотоциклов и других машин, коэффициент трения больше, чем у JASO MA-1. Идеально подходит для спортивных мотоциклов с мокрым сцеплением.

Классы качества моторного масла JASO: дизельные двигатели

В апреле 2008 был принят новый стандарт автомобильных дизельных моторных масел JASO M355:2008 путём внесены изменения в стандарт JASO M355:2005. Утверждение нового стандарта связано с пересмотром нормы содержания хлора в маслах категорий JASO DH-2 и DL-1.

JASO DH-1
Масла для дизельных двигателей, соответствующих долгосрочным нормам по выбросам отработанных газов.
Предусматривают требования к эксплуатационным характеристикам по следующим параметрам:
предотвращение износа;
предотвращение коррозии;
стабильность к высокотемпературному окислению;
снижение сажеобразования.
Кроме того, масла соответствующие стандарту JASO DH-1, уменьшают износ поршней, предотвращают образование высокотемпературных отложений, вспенивание, сокращают расход масла на испарение, снижают усилие сдвига за счет вязкости и износ сальников. Масла JASO DH-1 могут использоваться в двигателях, выпущенных до вступления долгосрочных норм по выбросам отработанных газов, при условии соблюдения рекомендованных интервалов замены, указанных изготовителем двигателя. Масла DH-1 могут применяться, если доля серы в используемом дизельном топливе выше 0,005%.

JASO DH-2
Масла для двигателей грузовиков, автобусов, работающих в условиях тяжелых нагрузок, оснащенных устройствами предварительной очистки отработанных газов, такими как дизельный сажевый фильтр (DPF) и каталитический нейтрализатор.
Масла JASO DH-2 могут применяться, если доля серы в используемом дизельном топливе ниже 0,005%.

JASO DL-1
Масла для легкового автотранспорта, работающего в условиях легких и умереных нагрузок, оснащенных устройствами предварительной очистки отработанных газов, такими как дизельный сажевый фильтр (DPF) и каталитический нейтрализатор.
Масла JASO DL-1 могут применяться, если доля серы в используемом дизельном топливе ниже 0,005%.

JASO (Japanese Automotive Standards Organization - Японская организация по стандартизации в области автомобилестроения) – стандарт для смазочных материалов используемый в Японии. Основой для разработки данного стандарта стали растущие требования предъявляемые к моторным маслам и их влиянию на окружающую среду. Особенно остро данный вопрос встал для японских производителей, из-за стремительного ужесточения экологами требований к продукции. Кроме того, японские инженеры отмечали и иные причины, обуславливавшие необходимость создания собственной классификации:

  • высокая степень износа деталей клапанного механизма дизельных двигателей автомобилей при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах, соответствовавших требованиям американской спецификации API CG-4);
  • высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в современных японских двигателях располагается ниже, чем в двигателях европейских и североамериканских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже;
  • распространение японских двигателей с системой EGR (Exhaust Gas Recirculation) - системой рециркуляции выхлопных газов, позволяющей дожигать остатки топлива в отработанных газах. EGR способствует росту кислотности моторного масла, что может привести к значительной коррозии поверхностей внутри двигателя. Классификация закрывает и моторные масла для двухтактных двигателей.

В стандартах JASO все моторные масла разделяются на три большие категории.

4-тактные двигатели мотоциклов и бензиновых автомобилей

  • MB – масла отличающиеся малым коэффициентом трения. Не подходят для мотоциклов с мокрым сцеплением.
  • MA-1 – среднее в данной классификации по коэффициенту трения масло. Подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением и малой нагрузкой.
  • MA-2 – масло с самым высоким коэффициентом трения. Идеально для спортивных мотоциклов и больших нагрузок.

Для дизельных двигателей

Дизельные двигатели наиболее подвержены сажеобразованию, окислению, коррозии. Данный класс JASO направлен на стандартизации данных воздействий.

  • DH-1 наверное самый популярный стандарт благодаря своим преимуществам (предотвращение износа; предотвращение коррозии; стабильность к высокотемпературному окислению; снижение сажеобразования). Подходит для дизельных двигателей, соответствующих долгосрочным нормам по выбросам отработанных газов. Рекомендовано к применению, если доля серы в ДТ выше 0,005%.
  • DH-2 - для использования в коммерческом транспорте и спецтехники в условиях тяжелой нагрузки. Рассчитан на моторы с предварительной очисткой отработанных газов (фильтры DPF и каталитические нейтрализаторы). Для заправки автомобиля дизелем, доля серы которого менее 0,005%.
  • DL-1 - для малолитражных и остальных автомобилей, работающий в легких и умеренных условиях эксплуатации и имеющих предварительную очистку отработанных газов. Для топлива с долей серы ниже 0,005%.

Для 2-тактных двигателей мотоциклов и автомобилей

  • - Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии.
  • FС - Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии.
  • - Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии.
  • FA - Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, предназначенные для применения в развивающихся странах.

Классификация моторных масел JASO (Japanese Automotive Standards Organization ) является основной системой сертификации и лицензирования всех моторных масел для двигателей произведенных в Японии, либо предназначенных для японского рынка. Сертификацией моторных масел на соответствие стандартам JASO занимается Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automobile Standarts Organization). Главной причиной, побудившей японские регулирующие органы создать данную классификацию, стала невозможность ни одной из существовавших на тот момент и действующих классификаций моторных масел (европейской, американской) удовлетворить жесткие требования к качеству смазочных материалов для японских моторов, в том числе, повышавшихся с каждым годом требования японских экологов к снижению токсичности выхлопных газов. Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automobile Standarts Organization) приняла решение создать свою собственную систему стандартизации моторных масел, которые предполагалось использовать в двигателях японского производства.

Кроме того, японские инженеры отмечали и иные причины, обуславливавшие необходимость создания собственной классификации:

  • высокая степень износа деталей клапанного механизма дизельных двигателей автомобилей при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах, соответствовавших требованиям американской спецификации API CG-4);
  • высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в современных японских двигателях располагается ниже, чем в двигателях европейских и североамериканских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже;
  • распространение японских двигателей с системой EGR (Exhaust Gas Recirculation) - системой рециркуляции выхлопных газов, позволяющей дожигать остатки топлива в отработанных газах. EGR способствует росту кислотности моторного масла, что может привести к значительной коррозии поверхностей внутри двигателя. Классификация закрывает и моторные масла для двухтактных двигателей.

Классы качества моторного масла JASO: 2-тактные двигатели мотоциклов и других машин и механизмов. JASO FD Бездымные моторные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других механизмов с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим современным требованиям для использования в Японии. JASO FС Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других механизмов, удовлетворяющие базовым требованиям для использования в Японии.

JASO FB

Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других механизмов, удовлетворяющие минимальным требованиям для использования в Японии.

JASO FA

Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других механизмов, предназначенные для использования в развивающихся странах. Классы качества моторного масла JASO для 4х тактных двигателей мотоциклов и других механизмов Для четырехтактных мотоциклетных двигателей 4Т применяются автомобильные масла для бензиновых двигателей но с дополнительными требованиями к фрикционным свойствам, поскольку фрикционный механизм сцепления совмещен в одном агрегате с двигателем мотоцикла. Моторное масло должно обеспечить необходимое сцепление и не допускать проскальзывания. Для этой цели непригодны маловязкие либо энергосберегающие масла, содержащие модификаторы трения, снижающие коэффициент трения. Выделяют следующие классы моторных масел для четырёхтактных двигателей.

JASO MB

Масла для четырёхтактных двигателей мотоциклов и других механизмов. Отличаются малым коэффициентом трения. Не подходят для мотоциклов с мокрым сцеплением.

JASO MA-1

Масла для четырёхтактных двигателей мотоциклов и других механизмов. Коэффициент трения больше, чем у JASO MB, но меньше, чем у JASO MA-2. Подходят для мотоциклов с мокрым сцеплением с малой нагрузкой.

JASO MA-2

Масла для четырёхтактных двигателей мотоциклов и других механизмов. Коэффициент трения больше, чем у JASO MA-1. Идеально подходят для спортивных мотоциклов с мокрым сцеплением. Дизельные двигатели. В апреле 2008 был принят совершенно новый стандарт автомобильных дизельных моторных масел JASO M355:2008 путём внесения изменения в действовавший ранее стандарт JASO M355:2005. Утверждение нового стандарта было связано с пересмотром нормы содержания хлора в маслах категорий JASO DH-2, DL-1. Выделяются следующие классы качества моторного масла по JASO для дизельных двигателей.

JASO DH-1

Масла для дизельных двигателей, соответствующих долгосрочным нормам по выбросам отработанных газов. Предусматривают требования к эксплуатационным характеристикам по следующим параметрам:

  • предотвращение износа;
  • предотвращение коррозии;
  • стабильность к высокотемпературному окислению;
  • снижение сажеобразования.

Кроме того, моторные масла, соответствующие стандарту JASO DH-1, уменьшают износ поршней, предотвращают образование высокотемпературных отложений, вспенивание, сокращают расход масла на испарение, а также снижают усилие сдвига за счет вязкости и износ сальников. Моторные масла JASO DH-1 могут использоваться в двигателях, выпущенных до вступления долгосрочных норм по выбросам отработанных газов, но только при условии соблюдения рекомендованных интервалов замены, указанных изготовителем двигателя. Моторные масла DH-1 могут применяться в случаях, если доля серы в используемом дизельном топливе превышает 0,005%.

JASO DH-2

Моторные масла для двигателей грузовиков и автобусов, работающих в условиях тяжелых нагрузок, оснащенных устройствами предварительной очистки отработанных газов (такими как дизельный сажевый фильтр (DPF) и каталитический нейтрализатор). Масла JASO DH-2 могут применяться только в тех случаях, когда доля серы в используемом дизельном топливе не превышает (ниже) 0,005%.

JASO DL-1

Масла для легкового автотранспорта, работающего в условиях легких и умереных нагрузок, оснащенного устройствами предварительной очистки отработанных газов (дизельный сажевый фильтр (DPF) и каталитический нейтрализатор).Масла JASO DL-1 могут применяться только в тех случаях, когда доля серы в используемом дизельном топливе не превышает 0,005%.

01.11.2011
Масла для двухтактных двигателей

Применение и характеристики масел для двухтактных двигателей

Двухтактные двигатели применяются главным образом там, где основными параметрами выбора являются высокая удельная мощность, легкий вес и низкая цена. Эти двигатели часто используются на мотоциклах, моторных лодках (подвесные лодочные двигатели), снегоходах, газонокосилках, цепных пилах, небольших фургонах, причем большинство из них применяется на мотоциклах и лодках. Почти во всех двухтактных двигателях применяется одноразовая полностью утрачиваемая смазка. Масло не циркулирует, как в четырехтактных двигателях, а вводится в топливо. Значительная часть масла сгорает вместе с топливом, но пpиблизительно одна четверть выбрасывается с выхлопными газами как не сгоревший масляный туман. Простые двигатели, еще встречающиеся в старых моделях, все еще используют способ смешивания, заключающийся в том, что соответствующее количество масла вводится вручную в топливный бак в отношении от 1:20 до 1:100. Более прогрессивные конструкции применяют автоматические системы дозирования. Эти системы либо вводят масла в зависимости от нагрузки на двигатель. В таких системах типичны отношения от 1:50 до 1:400. В большинстве простых двухтактных двигателей применяется карбюраторная система всасывания. В отличие от четырехтактных двигателей, свежая топливо-воздушная смесь в два такта продувает цилиндр после сгорания. Эта одновременная подача горючей смеси и опорожнения цилиндра приводит к тому, что около 30% свежей смеси, не сгорая, выбрасывается с выхлопными газами. Этот конструктивный недостаток, наряду с частичным сгоранием масла, является причиной образования сравнительно высоких выбросов многими двухтактными двигателями. Это приводит к серьезному смогу, задымленности и шуму в густонаселенных регионах с большой численностью мелких мотоциклов. Например, это происходит во многих азиатских городах. В последние годы эти конструктивные недостатки были скомпенсированы некоторыми достижениями в технологии производства двухтактных двигателей. Разработка непосредственного или косвенного впрыска топлива привела к значительному снижению выбросов и к снижению расхода топлива. Для надежной эксплуатации и долговечности двигатели нуждаются в более качественных маслах. Основными критериями качества являются:

  • смазочные и противоизносные свойства;
  • функция очистки (моюще-диспергирующие свойства);
  • предотвращение образования отложений в системе выпуска;
  • низкая дымность;
  • чистота свечей зажигания и исключение преждевременного воспламенения;
  • хорошая смешиваемость с топливом даже при низких температурах;
  • защита от коррозии;
  • хорошая текучесть.
Для двухтактных двигателей используется следующий состав: 85—98% базового масла, остальное — различные присадки, которые аналогично моторным маслам для четырехтактных двигателей придают маслам вышеупомянутые характеристики. В принципе, пригодны все базовые масла от брайтстоков, селективно-нейтральных типов до полностью синтетических полиальфаолефинов. Поскольку для большинства масел, использующихся в двухтактных двигателях, высокие низкотемпературные характеристики необязательны, для достижения желаемой вязкости часто применяют брайтстоки. Высококачественные масла для двухтактных двигателей, кроме углеводородных типов, часто содержат различные синтетические сложные эфиры, особенно в случае биологически разлагаемых масел, которые были специально разработаны для морских подвесных двигателей. Присадки к маслам для двухтактных двигателей подбирают в соответствии с требованиями движения. Точно так же, как и в маслах для четырехтактных двигателей, в маслах для двухтактных двигателей содержатся противоизносные присадки, которые химически взаимодействуют с металлическими поверхностями для защиты от износа, особенно в условиях граничного трения. Наряду с традиционно применяемыми диалкилдитиофосфатами цинка, используют беззольные присадки типа сложных эфиров дитиофосфорной кислоты, алкил- и арилсложных эфиров или фосфорных кислот. Для исключения образования отложений в камере сгорания и вокруг поршневых колец и поддержания чистоты двигателя в масло вводят моюще-диспергирующие присадки (DD-систем). Часто применяются фенольные соединения и/или соединения щелочно-земельных металлов или щелочи сульфонатов. В качестве диспергирующих агентов часто используют высокомолекулярные соединения, способные улавливать и удерживать загрязняющие примеси во взвешенном состоянии. Примерами веществ этих типов могут служить сукцинимиды полибутилена, свойства которых являются результатом химической связи полярного сукцинимида с масло-растворимыми полибутиленами. Кроме того, масла для двухтактных двигателей содержат в дополнение к противо-износным и DD-присадкам небольшие количества антиоксидантов, ингибиторов коррозии, антипенных присадок и присадок, улучшающих текучесть. Малодымные масла для двухтактных двигателей содержат значительное количество полибутиленов (от 10 до 50%). Это полностью синтетические жидкости с различными классами вязкости. По сравнению с минеральными маслами эти жидкости, кроме хороших смазочных свойств, обеспечивают еще и намного более чистое сгорание и значительно меньшую степень коксообразования.

Классификация масел для двухтактных двигателей

Аналогично четырехтактным двигателям масло для двухтактных двигателей подразделяют на функциональные группы, дающие информацию о подходящих областях применения. Основой для всех нижеперечисленных систем классификации служит ряд лабораторных и функциональных методов испытания, особенно последние (стендовые) испытания, проведенные на новейших образцах двухтактных двигателей.

API функциональные группы

В настоящее время масла для двухтактных двигателей API делит на три категории (табл. 1) согласно мощности двигателя, начиная с маломощных газонокосилок до высокомощных мотоциклов. Моторные испытания уже не проводятся, поэтому специальные испытательные двигатели больше не выпускаются промышленностью. В будущем планируется замена API групп на японскую JASO и глобальные ISO классификации. На рынке до сих пор есть еще целый ряд масел с классификацией API, так как эта система была широко распространена в прошлом.

Таблица 1. API группы
API Область применения Испытательный двигатель Критерии оценки
TA Мопеды, газонокосилки, электрогенераторы, насосы Yamaha СЕ 50 S (50 см 3) Заедания поршня, отложения в системе выпуска
TB Мотороллеры, небольшие мотоциклы Vespa 125 TS (125 см 3) Преждевременное зажигание, потеря мощности из-за отложений в камере сгорания
TC Высокомощные мотоциклы, цепные пилы

Yamaha Y 350 M2 (350 см 3)

Yamaha СЕ 50 S

Преждевременное зажигание, потеря мощности из-за отложений в камере сгорания Заедания поршня, пригорание колец

JASO классификация

JASO (Японская организация по автомобильным стандартам), в которую входят все крупнейшие автомобилестроительные компании Японии, подразделяет масла для двухтактных двигателей натри группы: FA, FB и FC (табл. 2) Все три категории масел испытывают на одних и тех же испытательных двигателях, и соответствующую категорию качества присваивают по заранее определенным пороговым значениям. Результаты испытаний определяют и публикуют в сравнении с четко определенным высокоэффективным эталонным маслом (JATRE 1) (табл. 3). Основными критериями оценки являются смазочные свойства и моющий эффект масла, а также его склонность к дымообразованию и образованию отложений в системе выпуска. Первая спецификация на малодымное масло была разработана после применения стандарта JASO FC.

ISO классификация

В середине 90-х гг., когда масла JATRE 1 были испытаны европейскими методами моторных испытаний, стало ясно, что JASO FC уже не могут удовлетворять требованиям европейских двухтактных двигателей. В Европе была разработана серия долгосрочных испытаний, отвечающих всем требованиям. Кроме испытаний на дымность, отложения в системе выпуска, смазочную способность и моющий эффект по JASO, были добавлены 3-часовые испытания на Honda Dio для определения степени улучшения чистоты поршня и моющего эффекта. Для всех испытаний в качестве эталонного масла использовали JATRE 1. Эти новые инструкции были разработаны рабочими группами СЕС с участием европейских производителей двигателей и смазочных материалов. В настоящее время международная организация по стандартизации (ISO) классифицирует масла для двухтактных двигателей по трем категориям: ISO-L-EGB, -EGC, -EGD. Четвертая категория (-EGE) находится в стадии разработки совместно с одним из сильных европейских представительств. Категории ISO-L-EGB и -EGC отражают требования JASO категорий FB и FC и нуждаются в дополнительном доказательстве чистоты поршня. ISO-L-EGC и -EGD нуждаются в доказательстве низкой дымности аналогично JASO FC. В табл. 4 показаны все критерии оценки результатов моторных испытаний.

* Новые требования в дополнение к JASO FC.

Чтобы выбрать правильное моторное масло, нужно знать два параметра. Во-первых, это вязкость, а во-вторых, качество. На протяжении последних десятилетий было создано несколько организаций, которые занимаются данными классификациями:

  • SAE (Society of Automotive Engineers / Общество автомобильных инженеров)
  • API (American Petrol Institute / Американский институт нефти)
  • ACEA (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles / Ассоциация европейских производителей автомобилей)
  • ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee / Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов)
  • JASO (Japanese Automotive Standards Organization / Японская организация автомобильных стандартов)

Известные европейские производители автомобилей и двигателей (Mercedes-Benz, BMW, VW ...) для определения вязкости руководствуются классификацией по SAE, а для определения качества — классификацией по ACEA. Используемые моторные масла для импортных автомобилей, которые были разработаны за пределами Европы (Toyota, Mitsubishi, Chrysler ...) классифицируются преимущественно по API или ILSAC и SAE, а для дизельных автомобилей с сажевым фильтром — главным образом по ACEA.

5.1 Классификация по SAE

Показатель вязкости содержит информацию только о вязкотекучести (внутреннем трении) масла и, следовательно, никоим образом не определяет его качественные характеристики. Это означает, что масло, которое удовлетворяет требованиям к вязкости по SAE, обладает предусмотренными реологическими свойствами при разных температурах.

Показатель вязкости делится на показатель вязкости при холодном запуске, обозначаемый с помощью буквы «W» (например, 5W). Чем меньше число перед «W», тем более текучим будет масло при низких температурах. Для обозначения вязкости при рабочих температурах используется число без дополнительной буквы (например, 30). Чем выше данное число, тем более густым будет масло, измеренное при температуре 100 °C.

То, до какой предельно низкой температуры можно использовать моторное/трансмиссионное масло, зависит от возможной предельной температуры перекачиваемости или низкотемпературной вязкости.

5.2 Классификация по API

Американский институт нефти (API) в целом различает два вида моторных масел. С одной стороны, моторные масла для бензиновых двигателей (S), а с другой, моторные масла для дизельных двигателей. Буква, следующая за первой буквой «S или C», например, «G» или «H», определяет качество смазочного материала. Чем дальше в алфавите находится данная буква, тем более высокий уровень качества имеет моторное масло. Более высокие спецификации, например, API SM или SN согласно API можно свободно использовать для предшествующих классов, например, API SL. В обозначении моторных масел для дизельных двигателей может дополнительно использоваться маркировка «-4». Это дополнение обозначает пригодность масла для четырехтактных дизельных двигателей большого объема, например, грузовиков или автобусов (Heavy Duty). API CF-2 обозначает качество моторного масла для двухтактных дизельных двигателей.

5.3 Классификация по ACEA

Ассоциация европейских производителей автомобилей устанавливает стандарты масел для европейских производителей автомобилей и двигателей. При этом — как и в классификации по API — принято различать масла для бензиновых двигателей (A) и легких дизельных двигателей (B, C). Однако в отличие от API в классификации по ACEA каждая категория имеет собственное значение и не допускает использования с обратной совместимостью.

5.3.1 Бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей

A1/B1 Высокопроизводительное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей, так называемое топливосберегающее моторное масло (Fuel-Economy) с предельно низкой вязкостью при высокой температуре и высоком срезающем усилии (2,9 — 3,5 мПа*с). Зарезервирована для класса вязкости xW-20. Прекратила действие с 12/2016.
A3/B4 Высокопроизводительное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей, превосходит и заменяет стандартные моторные масла, такие как ACEA A2/B2 или A3/B3, и подходит для увеличенных межсервисных интервалов замены масла.
A5/B5 Высокопроизводительное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей, так называемые топливосберегающие моторные масла (Fuel-Economy) с предельно низкой вязкостью при высокой температуре и высоком срезающем усилии (2,9 — 3,5 мПа*с). Зарезервирована для классов вязкости xW-30 и xW-40.

5.3.2 Дизельные двигатели легковых автомобилей с сажевым фильтром

C1 Категория для масел Low-SAPS с пониженной вязкостью при высокой температуре и высоком срезающем усилии ≥ 2,9 мПа*с, низкая вязкость, производительность, как в A5/B5, но с очень ограниченным содержанием сульфатной золы, фосфора, серы.
C2 Категория для масел Mid-SAPS с пониженной вязкостью при высокой температуре и высоком срезающем усилии ≥ 2,9 мПа*с, низкая вязкость, производительность, как в A5/B5, с ограниченным, но более высоким содержанием сульфатной золы, фосфора, серы в сравнении с C1.
C3 Категория для масел Mid-SAPS с высокой вязкостью при высокой температуре и высоком срезающем усилии ≥ 3,5 мПа*с, низкая вязкость, производительность, как в A3/B4, с ограниченным, но более высоким содержанием сульфатной золы, фосфора, серы в сравнении с C1.
C4 Категория для масел Low-SAPS с высокой вязкостью при высокой температуре и высоком срезающем усилии ≥ 3,5 мПа*с, низкая вязкость, производительность, как в A3/B4, с одинаковым содержанием сульфатной золы и серы, с увеличенным содержанием фосфора в сравнении с C1.
C5 Категория для масел Mid-SAPS с пониженной вязкостью при высокой температуре и высоком срезающем усилии 2,6 — 2,9 мПа*с, низкая вязкость, для повторно усовершенствованной и оптимальной экономии топлива, для автомобилей с самыми современными системами нейтрализации отработанных газов, только для двигателей с соответствующими техническими спецификациями.

5.3.3 Дизельные двигатели грузовых автомобилей

E1/E2 Категории прекратили действие.
E3
E4 Основана на MB 228.5, возможен увеличенный интервал между заменами масла, подходит для двигателей стандарта Евро-3.
E5 Категория включена в ACEA E7.
E6 Категория для двигателей с системой рециркуляции ОГ, с сажевым фильтром и без него и двигателей с системой селективного каталитического восстановления оксидов азота (SCR-NOX). Рекомендована для двигателей с сажевым фильтром в сочетании с обессеренным топливом. Содержание сульфатной золы макс. 1 %.
E7 Категория для двигателей без сажевого фильтра, для большинства двигателей с системой рециркуляции ОГ и большинства двигателей с системой селективного каталитического восстановления оксидов азота (SCR-NOX). Содержание сульфатной золы макс. 2 %.
E9 Категория для двигателей с сажевым фильтром и без него, для большинства двигателей с системой рециркуляции ОГ и большинства двигателей с системой селективного каталитического восстановления оксидов азота (SCR-NOX). Рекомендована для двигателей с сажевым фильтром в сочетании с обессеренным топливом. Содержание сульфатной золы макс. 1 %.

5.4 Классификация по ILSAC

При разделении моторных масел на классы Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов в значительной степени опирается на классификацию по API. Так, здесь предусмотрено пять категорий для бензиновых двигателей, дизельные двигатели не вошли в классификацию ILSAC.

ILSAC

5.5 Классификация по JASO

Японская организация автомобильных стандартов определяет критерии масел для двухколесных транспортных средств. При этом предъявляются повышенные требования к фрикционным свойствам (муфта сцепления, работающая в масле), сдвиговой устойчивости и характеристике сгорания. В сфере двухколесной техники классификации JASO и API всегда используются вместе.