Почему моторное масло быстро темнеет. Почему чернеет масло в двигателе и опасно ли это? Что делать когда черная масла в двигателе

На злободневный вопрос автовладельцев о том, почему быстро чернеет масло в двигателе, ответить нетрудно. Смазочная масса набирает и удерживает в себе отработку сгоревшего топлива и окислы металлов трущихся поверхностей. Однако многие с трудом представляют себе процесс, в котором участвует моторное масло. Видя, что оно темнеет, автолюбители воспринимают это как плохой признак и пытаются выяснить причины. Основное опасение – использование некачественной смазки.

Зачем автомобилю смазка

Чтобы избавиться от ложной тревоги, нужно разобраться, как действует масло в двигателе. В бензиновом и дизельном силовых агрегатах смазка выступает универсальным продуктом. Она не только обслуживает скольжение поверхностей, но и очищает их от неизбежной технической грязи. Для этой цели смазывающая масса содержит различные присадки, которые отвечают за коррекцию щелочного числа, присущего продукту.

Если моторное масло темное - это означает, что щелочь выполняет необходимую работу. Вещество нейтрализует кислоты, устраняет отложения грязи и нагара. Естественно, что смазка в процессе беспрерывной чистки узлов двигателя быстро темнеет. Неизменность же изначального цвета смазывающей и очищающей массы, наоборот, говорит о её недостаточной эффективности. Вот почему, увидев чистую смазку после длительной эксплуатации, автомобилист должен насторожиться. Вполне вероятно наличие подделки, не выполняющей основные функции. Именно потому что некачественный фальсификат является бесполезным и не впитывает грязь, соответственно, смазка не темнеет.

Часто причины грязевых отложений в узлах автомобиля и, соответственно, их ускоренный износ кроются в низком содержании щелочных присадок. И наоборот, быстро потемневшее масло в бензиновом или дизельном двигателе говорит о достаточности щелочного числа и его чистящей способности. Правильная смазка поможет избежать двух основных причин нарушения нормальной работы агрегата:

  1. Масляного «голодания» вследствие появления зон загрязнения, осложняющих проникновение масляной жидкости.
  2. Нарушений температурного режима работы двигателя, так как грязевые отложения препятствуют отводу тепла. Локальный перегрев в результате приведет к разрушению распредвала, провороту вкладышей, прочих неисправностей.

Однако следует признать, что проблемы могут возникнуть и при высоком содержании щёлочи – если моторное масло вовремя не обновлять. Присадка быстро устаревает, борясь с обильной загрязнённостью, что, в свою очередь, снижает качество очистки.

Чернеет – значит, работает

Автомобильная маслосистема представляет собой замкнутый контур. Из картера масляный насос прогоняет смазочную жидкость по каналам системы. Делая полный оборот, моторное масло подбирает нагар, окислы и возвращается в картер. То есть продукт перманентно производит циркуляцию по самым грязным «закоулкам» ДВС (двигателя внутреннего сгорания). Вполне естественно, что со временем смазка становится черной.

При этом не следует забывать о температурном режиме, в котором находится масло. Его температура часто достигает более 100°С. Высокий прогрев способствует эффективному смазыванию узлов и тщательному удалению нагара - это ещё одна из причин потемнения. Такое изменение цвета называют «работой масла». Отсюда можно сделать вывод, что если после длительного пробега масло не потемнело - оно испытывает дефицит очищающих присадок. Естественно, все окиси, нагар и прочие шлаки остаются внутри двигателя, оседая на его узлах. В таком случае вам остаётся только исключить некачественный продукт из числа своих покупок.

Причины почернения

Масло потемнело или почернело? Такие состояния могут вызывать различные причины, которые не обязательно сокрыты в низком качестве смазки или чрезмерной загрязнённости автомобильного двигателя. Моторное масло, которое не просто потемнело, а стало черной жижей, напоминающей мазут, свидетельствует о его сгорании в цилиндрах двигателя. Чтобы выяснить это, оботрите масляный щуп чистой ветошью. Черные следы, оставленные на ткани в виде сажи, подтвердят выгорание смазки.

Эту проблему порождает износ поршневой группы. Часть несгоревшего топлива проникает в зазор цилиндра и поршня, смешиваясь со смазкой. Кроме того, прослабленность маслосъемных колец поршня позволяет оставаться на стенках цилиндра части масла, выгорающего вместе с топливом. В таком случае наличие черного масла предупреждает автовладельца о проблеме, которая может привести к повышенному расходу топлива и утраты мощности ДВС.

Не менее частой причиной черного цвета смазки является ее перегрев внутри двигателя. Из-за неверного выбора характеристик вязкости масла и при длительной работе мотора на повышенных оборотах смазка закипает. Присадки разрушаются, превращая некогда прозрачную жидкость в черный «мазут». В этом случае лучше быстро заменить смазку. Ведь она уже потеряла потребительские свойства и может только принести вред масляному насосу, фильтру и прочим узлам.

Как решить проблему

Как же предотвратить потемнение масла или избавиться от последствий этой проблемы? Вот несколько основных факторов, почему автосмазка очень быстро темнеет:


При ненадлежащем уходе загрязненность автомобильного двигателя возрастает вплоть до засорения масляных каналов. Такое состояние небезопасно для работы узлов и цилиндров ДВС. Следовательно, рекомендуется немедленная промывка и замена масляного фильтра. Еще лучше сделать замену фильтров несколько раз в течение предписанного цикла пробега, что способствует очистке. Стандартную чистку желательно выполнять без применения агрессивных промывочных средств.

Химически жесткие компоненты частично остаются внутри маслосистемы – вот почему масло чернеет. Кроме того, у промывочных масел гораздо ниже уровень вязкости, что не может считаться благотворным при смешивании их с вновь залитой «родной» смазкой. Как результат, двигателю грозит повышенный износ. Лучше сократить циклы пробегов между сервисной заменой масла.

Масло становится черным вследствие прорыва в картер отработавших газов. При этом резко увеличивается расход топлива и смазки. Такая неполадка может потребовать серьезного ремонта. Частично проблему решают расточкой цилиндров и заменой поршневых колец. Однако подобные беды встречаются, как правило, у старых автомобилей с внушительным износом двигателей.

При сервисной прогонке двигателя моторное масло, чернеющее вследствие обильности щелочных присадок, рекомендуют несколько раз сменить вместе с фильтрами. После постепенной очистки агрегата цвет смазки нормализуется. Однако следует помнить, что эксплуатация автомобиля в обычном режиме предполагает смену высокощелочного масла через каждые 5–7 тыс. км.

Если моторное масло быстро становится темным – не стоит пугаться. Это значит, что оно выполняет свою работу – очищает мотор от отложений. Своевременно меняйте смазку и покупайте только оригинальный продукт.

Тот факт, что со временем моторное масло становится тёмным, большинство автолюбителей воспринимает как должное. Гораздо больше противоречий можно встретить в сети, если речь идёт о слишком быстром . Здесь мнения сильно различаются – одни утверждают, что беспокоиться нечего, особенно если силовой агрегат возрастной, другие считают, что это признак надвигающейся катастрофы, требующий немедленного реагирования. Мы постараемся максимально подробно описать эту проблему, используя многоаспектный подход – так у читателя сложится более объективное мнение о проблеме.

Почему масло темнеет

Для начала давайте попробуем выяснить, как вообще работает ММ в силовом агрегате. Интуитивно понятно, что эта жидкость используется для того, чтобы предотвратить преждевременный износ трущихся поверхностей деталей двигателя. Но это не единственная функция масла: оно также выступает в качестве адсорбента, очищающего поверхности мотора от технических загрязнений, которые неизбежны в процессе эксплуатации автомобиля. Поскольку само по себе моторное масло не имеет адсорбирующих свойств, в него вводятся специальные присадки, которые изменяют щелочное число жидкости.

Чёрное масло в двигателе указывает на то, что щелочь таки выполняет свои функции – нейтрализует кислоты, а также избавляет мотор от нагара и прочих загрязнителей. Поскольку система смазки по определению герметична, вся эта грязь оказывается в смазочной жидкости. Частично она оседает на масляном фильтре, но он не способен уловить наиболее мелкие частицы. Так что цвет масла достаточно быстро изменяется на более тёмный, и чем изношеннее силовой агрегат, тем отчётливее проявляется эта зависимость.

А вот когда смазка длительное время сохраняет свой цвет – это уже повод задуматься, а справляется ли она со своими очистительными обязанностями? Скорее всего – нет, а значит, либо вы сознательно приобрели дешёвое масло сомнительного качества, либо вам попалась подделка, которых сегодня на рынке – пруд пруди. Из-за отсутствия качественных присадок такая жидкость выполняет только смазывающие функции. Да и те, скорее всего, отнюдь не должным образом.

«Правильное» масло характеризуется достаточным показателем щелочного числа, благодаря чему помогает предотвратить две основные причины преждевременного износа силового агрегата:

  • масляного дефицита, являющегося следствием закупорки каналов загрязнениями, препятствующими нормальной циркуляции жидкости;
  • ухудшению теплоотвода, следствием которого является перегрев мотора со всеми вытекающими негативными последствиями. В частности, локальный перегрев становится причиной проворачивания вкладышей, деформации и разрушения распредвала и других не менее опасных последствий.

Но не всё так однозначно. Высокое щелочное число, оказывается, в определённых случаях вместо пользы приносит ощутимый вред. Под такими случаями, прежде всего, следует понимать игнорирование регламентной замены смазки. При длительном использовании адсорбционная присадка, противостоя обильной загрязнённости мотора, постепенно утрачивает свои очистительные свойства.

Так что потемнению цвета изначально светлого и прозрачного продукта удивляться не стоит: это естественный процесс. В некоторых случаях масло в двигателе чернеет быстро, иногда – на протяжении довольно длительного времени, но в любом случае цвет меняется на более тёмный. Скорость процесса изначально мало о чём говорит, поскольку зависит от множества разноплановых факторов, основными из которых являются:

  • состояние мотора, насколько регулярно выполнялись регламентные процедуры;
  • какова концентрация моющих присадок в используемом в настоящее время продукте;
  • насколько давно вы производили замену ММ и маслофильтра.

Чем старее силовой агрегат, тем больше в нём накопилось различных отложений, поэтому после заливки свежей жидкости она темнеет быстрее, нежели на относительно новом моторе. Скорость изменения цвета напрямую зависит и от количества щелочных присадок, которое в разных марках масел может отличаться на ощутимую величину.

Более быстрое потемнение моторного масла в дизельном двигателе связано с характеристиками солярки, в составе которой намного больше веществ, генерирующих при сгорании сажу. По этой причине на таких моторах масло чернеет практически сразу, и этот факт должен быть известен каждому владельцу машины с дизельным силовым агрегатом.

Если вы убеждены, что скорость процесса слишком высока, у вас есть имеется два способа выполнения эксперимента, который поможет установить истину:

  • использование более , в качестве которого можно не сомневаться;
  • более частая замена смазочной жидкости (примерно на 20-30% чаще, чем рекомендует автопроизводитель).

Но на такой шаг стоит идти только в тех случаях, когда загрязнение смазки некритично, то есть не создаёт проблем, угрожающих состоянию силового агрегата. Но когда этот процесс сопровождается сбоями в работе мотора, следует сначала выполнить тщательную диагностику всех его систем и узлов, которые позволят указать на возможную причину быстрого загрязнения техжидкости.


Можно попытаться снизить скорость загрязнения смазочной жидкости, осуществив промывку мотора специальными смесями, которые в состоянии очистить внутренние поверхности двигателя от тех отложений, с которыми не справляется масло. Но здесь нельзя переусердствовать, поскольку такие составы оказывают разрушающее воздействие на резиновые детали и уплотнения. К тому же заранее нельзя предсказать реакцию базовой смазки на смешение с очищающим раствором – при негативном сценарии ММ потеряет значительную часть своих характеристик.

Перечислим факторы, оказывающие наибольшее влияние на скорость потемнения моторного масла:

  • попадание в двигатель картерных газов. Проблемы в системе избавления от картерных газов приводят к тому, что часть их проникает обратно в ЦПГ, где они могут контактировать с моторным маслом. В результате смазка окисляется, теряя свои эксплуатационные характеристики и быстро меняя цвет на тёмный. Если неисправность значительная, скорость этого процесса стремительно возрастает;
  • износ поршневой группы. Главное следствие этого явления – потеря герметичности ЦПГ, в результате чего в камеру сгорания начинает попадать смазка, которой там быть не должно, а горючее – в картер силового агрегата, разжижая смазочную техническую жидкость. Масло в итоге теряет свои изначальные смазочные и чистящие свойства, усиливая износ трущихся деталей и собственное загрязнение. Диагностировать такую проблему достаточно просто: необходимо просто протереть чистой светлой ветошью масляный щуп. Наличие разводов насыщенного чёрного цвета будет свидетельствовать о таком явлении, как угар смазки, происходящий в результате её сгорания в цилиндрах. При увеличении зазоров вследствие износа мотора можно наблюдать и увеличенный расход ММ, и проблемы с пуском двигателя, и высокую степень задымлённости выхлопа;
  • высокое значение зольности и TBN. Сульфатная зольность – показатель, который характеризует количественное содержание в масле элементов, которые не сгорают. Он напрямую коррелирует со щёлочным числом, обозначаемым аббревиатурой TBN. Это означает, что чем выше зольность, тем быстрее будет темнеть смазочная жидкость в процессе эксплуатации. Это нельзя назвать недостатком – высокие моющие способности только приветствуются, однако при выборе масла следует ориентироваться на рекомендованные автопроизводителем показатели, стараясь не превышать их без необходимости. Нужно также понимать, что смазка с низким показателем щёлочности очень чувствительна к качеству горючего и быстрее теряет свои чистящие свойства. По этой причине замену такого ММ следует производить намного чаще – примерно каждые 7-7.5 тысяч километров;
  • перегрев мотора – ещё одна причина, из-за которой масло в двигателе темнеет намного быстрее. К таким последствиям приводит эксплуатация автомобиля в агрессивном режиме с длительными повышенными нагрузками. Причиной перегрева может быть утечка охлаждающей жидкости, а также неисправности термостата или водяного насоса, возникновение в магистрали системы охлаждения воздушных пробок.

Отметим, что все перечисленные причины связаны с определёнными неполадками двигателя либо его систем. Поэтому слишком быстрое потемнение масла – повод обратиться в сервисный центр для проведения диагностики силового агрегата. Если срок гарантийного обслуживания уже истёк, при наличии достаточного опыта эту работу можно выполнить и самостоятельно.

Когда тёмное масло – норма

Автомобильная система смазки – это замкнутый герметичный контур. Стекая в картер, масло затем насосом доставляется в каналы магистрали, проходящие чрез смазываемые детали. По пути оно вбирает в себя окислы, механические частички, образующиеся при трении, а также нагар, и возвращается в картер. Неудивительно, что оно, постоянно обогащаясь различными загрязнителями, темнеет.

Поскольку детали силового агрегата, работающие в экстремальных скоростных режимах, сильно разогреваются, существенная часть тепла передаётся в технические жидкости – антифриз и моторное масло. Последнее может разогреваться до температуры, превышающей 100°С. Для смазки это хорошо – она становится более текучей, что позволяет ей проникать в технические зазоры, снижая трение и смывая свежий нагар, не успевший закоксоваться. Такое естественное потемнение называют термином «работа масла».

Так что если после продолжительной эксплуатации ММ практически не изменило свой цвет – говорят, что смазка не работает. По крайней мере, это касается её очистительных характеристик. В этом случае все отложения остаются на стенках мотора, образуя довольно толстый слой несмываемого нагара, который, во-первых, изменяет размеры технологических зазоров и геометрию узлов двигателя, а во-вторых, ухудшает теплоотдачу силового агрегата, что приводит к длительной работе при повышенной температуре. Образно говоря – к перегреву. Следовательно, автовладелец использует откровенно некачественный продукт, подделку, которая сокращает ресурс мотора.

Чёрное масло в двигателе не является поводом для беспокойства, если тёмный окрас приобретался постепенно на протяжении регламентного интервала. Таким образом, если смазочная жидкость после наезда 5000-10000 километров в целом сохранила свои изначальные рабочие характеристики, но потемнела – это нормально, это показатель того, что используемое масло соответствует конкретному двигателю.

Если масло в двигателе чернеет, это говорит лишь о том, что все загрязнители, включая отработанные в процессе сгорания ТВС соединения попадают в смазочную жидкость, не задерживаясь на стенках рабочей зоны. Такая защитная способность моторного масла минимизирует вероятность возникновения внутри силового агрегата окислительных реакций, увеличивая его ресурс. Во время плановой при очередном техническом обслуживании все вымытые смазкой вещества сливаются, а в систему заливается чистое масло.

Постепенная очистка двигателя

Как мы выяснили, изменение оттенка масла – результат попадания в него загрязнителей, образующихся в моторе в процессе его интенсивной эксплуатации. Свою лепту вносят и высокощелочные присадки. Слишком тёмный цвет вовсе не говорит о том, что с силовым агрегатом имеются проблемы, это вполне нормальный естественный процесс, но при сильном потемнении ММ следует его заменить вместе с маслофильтром, не дожидаясь, пока на спидометре появятся цифры, соответствующие приведенным в руководстве по эксплуатации. Если ваша цель – постепенно очистить мотор от скопившихся загрязнений, меняйте масляный фильтр не только при смене масла, но и в промежутках, хотя бы единожды. Это не настолько затратный способ, чтобы не попытаться его использовать.


Можно с уверенностью утверждать, что медленная очистка двигателя от взвешенных микрочастиц намного полезнее, чем экспресс-метод, основанный на применении моющих присадок с агрессивными компонентами, которые в результате смешивания с маслом ухудшают его технические параметры (в частности, вязкость).

Более жидкая смазка быстрее стекает в поддон, не задерживаясь в рабочих зонах, что становится причиной более быстрого износа нуждающихся в качественной смазке узлов мотора.

Многие автовладельцы отказываются от метода постепенной очистки, считая его слишком накладным. В действительности более частая замена ММ вначале приедет к тому, что со временем оно будет загрязняться намного медленнее, вернувшись к показателям, которые наблюдались во времена молодости силового агрегата.

Для старых сильно изношенных двигателей одной из наиболее характерных причин ускоренного потемнения смазки является попадание в масло продуктов сгорания, то есть картерных газов. Такая проблема легко диагностируется, поскольку этот процесс сопровождается появлением в подкапотном пространстве весьма специфического и узнаваемого запаха горелого ММ. Об этом же будет свидетельствовать и повышение его расхода, а также увеличение трат топлива.

Проблема лечится заменой поршневых колец, а в особо тяжёлых случаях – расточной гильз, которая позволяет придать им первоначальные нормативные размеры.

Еще один хороший способ не допустить преждевременного загрязнения смазки – регулярная её доливка при уменьшении уровня, пока не придёт пора регламентной замены.

Большинство опытных автовладельцев утверждает, что при использовании качественной смазочной жидкости оно начинает темнеть после достаточно весомых пробегов, порядка 7-10 тысяч километров. Если исходный показатель щёлочности высокий, при потемнении такого масла никаких деструктивных процессов в двигателе не происходит. Тёмный цвет в данном случае является свидетельством того, что смазке удалось вобрать в себя максимальное количество скопившихся на поверхности деталей мотора вредных отложений. Спешить с заменой не стоит, выполняйте это мероприятие в соответствии с рекомендованными датами.

В то же время в специальной литературе можно найти сведения, утверждающие, что моторные масла с повышенным содержанием щелочных присадок характеризуются меньшим ресурсом, что связано с отсутствием в их составе компонентов, препятствующих старению рабочего вещества. За прекрасные моющие характеристики таких жидкостей нужно расплачиваться более частой заменой. Оптимальным считается пробег на уровне 10000 километров.

Последствия длительной езды на чёрном масле

Корни заблуждения многих автомобилистов относительно цвета ММ, которое проявляется в виде неприятия чёрного цвета смазочной жидкости, следует искать в советском прошлом, когда качество масла напрямую ассоциировалось с его цветом, и это было справедливо. Но это было давно. Сегодня даже откровенный фальсификат имеет прозрачную консистенцию и светлый оттенок.

Если после длительной работы мотора масло потемнело слабо, это говорит либо о том, что двигатель не сильно загрязнён, либо о недостаточно высоком показателе щёлочности. В последнем случае смазочные свойства жидкости никоим образом не страдают, а вот очистительные откровенно недостаточны.

Тёмное ММ свидетельствует о том, что оно исправно выполняет очистительные функции, но функциональность такой смазки резко снижается. Если продолжать ездить на таком масле, оно уже не сможет смывать продукты загрязнения с поверхности деталей силового агрегата, содействуя утолщению слоя нагара на ключевых узлах двигателя.


Меры профилактики

Избежать последствий слишком быстрого загрязнения смазочной жидкости можно, но задача усложняется из-за того, что причины такого явления могут быть разными.

– это тот базис, на котором зиждется такой показатель, как долговечность двигателя. В принципе в руководстве пользователя указываются основные характеристики жидкости, которых следует неукоснительно придерживаться. Любая самодеятельность, навеянная советами «экспертов», в том числе и магазинных, может привести к не слишком хорошим последствиям. Если вы видите, что смазка быстро темнеет – не используйте то же масло повторно, поскольку в этом случае установить причину явления будет намного сложнее.

Жидкости с низкой щёлочностью для пожилых двигателей однозначно использовать не рекомендуется, даже если по основным характеристикам они для вашего двигателя вполне подходят. В данном случае тщательное изучение технической документации, включая спецификации конкретной модели ДВС, поможет найти наиболее оптимальный вариант. Очень много полезной информации можно почерпнуть из тематических форумов и групп соцсетей, но здесь нужно уметь отличать компетентный материал от любительского, а это тоже своего рода искусство, приходящее с опытом.

Второй действенный способ избежать неблагоприятных последствий – ремонт силовой установки. Как мы уже писали выше, очень высока вероятность, что причина ускоренного загрязнения моторной смазки может заключаться не в её эксплуатационных характеристиках, а в неисправностях двигателя. Диагностика и ремонт – рецепт «выздоровления» мотора. Описывать особенности выполнения первой и второй процедуры не входит в наши планы, на этот счёт имеется достаточно материалов в сети, да и на нашем сайте можно найти немало интересного и познавательного. В частности, как диагностируются и исправляются поломки термостата, помпы, как определяется степень износа поршневой группы.

Остаётся только добавить, что все эти неполадки можно устранить самостоятельно, пользуясь хотя бы той же инструкцией по эксплуатации, где обычно излагаются основные поломки и приводится алгоритм их устранения с достаточно подробным описанием с картинками.

Если вы не имеете опыта ремонта машины, то остаётся обратиться к специалистам и смириться с ощутимыми денежными тратами.

Одна из стандартных процедур, которую раньше исправно проходили, а сегодня предпочитают её не использовать – промывка мотора при очередной замене масла. Особенно она полезна, если вы меняете марку смазочной жидкости. Обычно и замену масла, и промывку двигателя осуществляют на СТО, но если вы привыкли менять ММ самостоятельно, то наверняка справитесь и с очистительными процедурами.

Для этого вам понадобятся следующие инструменты и расходники:

  • ключ для откручивания сливной пробки, расположенной на днище картера. Его конфигурация зависит от конкретной модели автомобиля,
  • ёмкость достаточного объёма для сбора отработки;
  • промывочная жидкость (желательно выбирать той же марки, что и моторное масло, но не обязательно – можно использовать любую другую, но от известного бренда).

Как осуществляется промывка:

  • установите автомобиль на яму, подъёмник или эстакаду;
  • наёдите со стороны днища сливное отверстие и открутите пробку, предварительно подставив приготовленную тару (эту работу нужно выполнять не на горячем двигателе – есть риск обжечься);
  • ждём, пока масло не перестанет капать. Отметим, что полностью остывшее масло становится более вязким, а нам это не нужно – чем оно жиже, тем полнее сольётся. Учитывая предыдущий совет, рекомендуем подождать минут 10-15 после продолжительной поездки, и только затем приступать к сливу, который можно считать оконченным через 20-30 минут после начала;
  • закрутите сливную пробку на штатное место, откройте крышку капота и открутите пробку заливной горловины при её наличии (или уберите мерный щуп, если его горловина и является заливной);
  • в систему необходимо залить точно такой же объём промывочной жидкости, который оказался слитым;
  • закрутите пробку или вставьте щуп на место – всё готово для осуществления промывки;
  • вам остаётся наездить на автомобиле порядка 20-50 километров. Меньше не стоит, больше тоже нежелательно, ведь промывочное средство не обладает столь же хорошими смазочными характеристиками, как регулярное моторное масло;
  • после этого промывку можно слить. Если двигатель сильно загрязнён, слитая жидкость будет иметь глянцевый чёрный цвет, и это хороший признак, указывающий на то, что со своей задачей спецсредство справилось на отлично. Если вы хотите получить ещё более качественный результат – повторите процедуру;
  • Кредит 6.5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

    Мас Моторс

Почернение масла – явление, встречающееся довольно часто. Большинство автовладельцев мало внимания уделяет состоянию автомобиля. А зря. Ведь вовремя обнаруженная неисправность поможет избежать капитального ремонта, за который придется платить немалые деньги.

Самым распространенным признаком, что в автомобиле что-то не так, считается изменение цвета смазки. При заливке цвет состава был прозрачный. Прошло немного времени, и масло почернело. Это явление всегда вызывает тревогу. Причем иногда потемнение происходит очень быстро.

Причины изменения цвета

Для почернения необходимо создание определенных условий. Когда двигатель в норме, возможно, это связано со свойствами смазочной жидкости. Изготовители стараются производить универсальные смазки, которые могли бы выполнять одновременно много функций. Они включают в состав большое количество специальных присадок, увеличивающих период работы ДВС.

Среди всех компонентов находятся вещества, растворяющие отложения, накапливающиеся во время функционирования движка. При замене масла все эти «чистильщики» безвозвратно удаляются.

Если авто работает нормально, не наблюдается никаких сбоев, расход горючего не увеличивается, значит, почерневшее масло не наносит никакого вреда. Достаточно просто поддерживать требуемый уровень.

Почернение может быть связано и с неисправностью мотора. В этом случае чувствуется резкий запах гари. Возможно, произошел износ маслосъемных колец. Когда транспортное средство начинает движение, смазывающий компонент начинает подгорать.

Еще одной причиной изменения оттенка является так называемое «поедание» масла. Такая проблема решается достаточно просто. Необходимо вовремя доливать автомасло, пока не произойдет его полная замена.

Все описанные выше причины справедливы для расходных материалов высокого качества. Если светлый цвет сохраняется длительное время, следует насторожиться. По-видимому, оно не очищает двигатель от вредных отложений, они просто накапливаются в двигателе.

Когда используется дорогое качественное масло, оно быстро начинает темнеть. Это означает, что моющие присадки освобождают поверхность ДВС от оставшейся грязи.

Факторы, влияющие на потемнение моторной смазки

В некоторых случаях масло в двигателе чернеет почти сразу, иногда для этого требуется время. На этот процесс влияют несколько факторов:

  • Загрязненность ДВС.
  • Отсутствие/наличие загрязняющих элементов.
  • Объем щелочных присадок, находящихся в смазочном составе.

Если после замены автомасла в силовом агрегате остались различные отложения, оно начнет быстро чернеть. Важно следить за масляным фильтром и не допускать его загрязнения. Чтобы масляные каналы всегда оставались чистыми, его необходимо часто менять. Если масло отличается высоким качеством, его детергентные свойства не изменяются во время эксплуатации. Взвешенные частицы будут оставаться в фильтре, двигательная система будет постепенно очищаться.

Специалисты советуют осуществлять очистку в несколько этапов. Присадки имеют самые разные свойства, некоторые из них ведут себя очень агрессивно, они могут привести к печальным последствиям.

Хорошие автомобильные масла всегда имеют оптимальную вязкость. Чтобы двигатель меньше изнашивался, не стоит пользоваться обыкновенной промывочной жидкостью.

Почернение моторного масла иногда связано с прорывом газов. В этом случае без капремонта не обойтись. Временно решить проблему поможет:

  • Замена поршневых колец;
  • Расточка гильз.

В основном такая ситуация возникает в старых моторах. Явно виден повышенный расход горючего, масло исчезает прямо на глазах. Только полноценный ремонт сделает мотор работоспособным.

Для опытного автомобилиста нетрудно определить, когда требуется выполнить замену. Он ориентируется по пробегу автомобиля и цвету масляного состава.

Надо ли срочно менять почерневшее масло

Обнаружив, что автомасло потемнело в той или иной степени, не стоит в срочном порядке осуществлять внеплановую замену. Темный цвет состава означает лишь то, что он выполнил свои функции, вычистив элементы двигательной системы. Вреда такое масло двигателю не нанесет, хотя и полезные свойства оно уже тоже утратило.

Соответственно, если автомасло быстро чернеет, но расход не превышает нормы, достаточно просто более часто проводить его замену. Масляный фильтр придется менять дважды. С временем система очистится от грязи, масло начнет изменять свой цвет намного медленнее.

Владельцы достаточно часто отмечают такое явление, когда свежее моторное масло после замены быстро чернеет. В масле также может появляться горелый запах, который отчетливо ощущается уже через 200-500 км. пробега. В подобной ситуации многие водители задаются вопросом, должно ли чернеть масло в двигателе и как быстро это происходит.

В самом начале следует отметить, что причин для почернения смазочного материала может быть несколько. В одних случаях быстрое потемнение является нормой, тогда как в других это может указывать на определенные проблемы с двигателем или низкое качество самого моторного масла. В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым быстро чернеет масло, а также ответим на вопрос, почему чернеет масло в бензиновом двигателе или дизельном моторе.

Читайте в этой статье

Масло в двигателе темнеет

Начнем с самого смазочного материала. Хорошо известно, что любое моторное масло является минеральной, синтетической или полусинтетической базовой основой, в которой также содержится пакет активных присадок. Указанные присадки позволяют всесторонне улучшать различные эксплуатационные характеристики смазки: снизить потери на трение, стабилизировать температурные показатели, продлить срок службы масла и замедлить его старение, обеспечить моющий эффект и т.д.

В списке химических добавок в базовую основу отдельное место занимает показатель щелочного числа того или иного моторного масла. Другими словами, в составе смазки обязательно должна присутствовать щелочь. Главной задачей этой добавки является нейтрализация кислот, которые образуются в ДВС во время работы агрегата и затем попадают в систему смазки. Щелочные присадки также активно борются с возникновением отложений в моторе, смывают нагар, кокс и т.п. Если проще, щелочь в составе моторного масла защищает от окисления и выполняет моющие свойства, позволяя поддерживать силовой агрегат изнутри в чистоте.

Получается, от показателя щелочного числа напрямую будут зависеть способность масла отмывать загрязнения. Если учесть эту особенность, тогда распространенное утверждение о том, что качественное автомасло практически не должно темнеть в первые 3-5 тыс. километров пробега после замены является глубоким заблуждением. Обычно качество масла только по скорости потемнения привыкли оценивать водители, которые имели дело с подобной продукцией 15-20 лет назад. Дело в том, что в те годы присадок было меньше и качественное масло заметно отличалось от более доступных аналогов по скорости загрязнения.

Если проще, почернение масла было одним из главных показателей для его замены. Дешевый смазочный материал мог начинать темнеть уже через 400-800 км, в то время как более дорогие варианты оставались чистыми 2-3 тыс. км, затем постепенно темнели к 5 тыс. км. и далее чернели. Отметим, что цвет смазки менялся не в результате действия присадок, а с учетом свойств базового масла. Сегодня ситуация кардинально изменилась, так как современные автомасла содержат большое количество активных присадок.

Потемнение масла указывает на то, что смазка удерживает в себе и связывает химические компоненты, отложения и т.д. Получается, кислоты не имеют контакта с деталями, замедляется коррозия и минимизируется износ ДВС. В процессе замены смазочного материала загрязнения сливаются вместе с отработавшим маслом, а не оседают на поверхностях деталей. Другими словами, все получается с точностью до наоборот — если масло долго не чернеет, тогда оно не моет и не очищает мотор, не обеспечивает надежную защиту от вредных продуктов. Долгая прозрачность и чистота масла указывает на то, что моющие функции смазка выполнить попросту не способна.

Также полезно знать, что если щелочных добавок в составе смазочного материала мало, тогда в случае превышения межсервисного интервала замены двигатель будет подвержен интенсивному загрязнению и скоплению отложений. В ряде случаев указанные загрязнения приводят к снижению пропускной способности каналов системы смазки, в результате чего давление в системе снижается, смазочный материал подается к нагруженным парам трения в недостаточном объеме, возникает масляное голодание и повышенный износ силового агрегата.

Параллельно с этим в местах сопряжения нарушается температурный режим, увеличение силы трения приводит к перегреву. Также засорение каналов масляной системы не позволяет циркулирующей смазке в полной мере обеспечить отвод тепла. В итоге происходит повреждение деталей ДВС, проворачивает шатунные или коренные вкладыши коленчатого вала, выходят из строя рокеры, забиваются гидрокомпенсаторы и т.д. Именно для эффективного противодействия и предотвращения возможных последствий производители сбалансировано добавляют щелочные присадки. Добавим, что сразу после попадания свежей смазки в двигатель начинается активная работа добавки, то есть происходит старение смазки. С пробегом присадка постепенно теряет свои свойства, степень защиты двигателя от кислот и отложений ухудшается, что является поводом к очередной замене масла.

Получается, срок службы современного смазочного материала определяется не по цвету, а по показателю того, сколько моющая щелочная присадка будет находиться в рабочем состоянии. Данная особенность является одной из основных причин, по которой смазку нужно обязательно менять с учетом строго определенных интервалов (в среднем, 10-15 тыс. км. на территории СНГ, что зависит от качества топлива). Становится понятно, что масло предназначено не только для смазки, но и для очистки. По этой причине вполне нормальным явлением можно считать его потемнение в процессе эксплуатации.

Отметим, что особенно быстро смазка темнеет в моторах, которые изначально были загрязнены. Другими словами, потемнение означает то, что масло активно моет двигатель. С учетом данного факта больше должна настораживать чистота масла, то есть когда его цвет практически не меняется с пробегом. Это может указывать на то, что смазочный материал имеет низкую моющую способность и двигатель не очищается.

Для лучшего понимания достаточно вспомнить особенности работы . Моторное масло закачивается из картера двигателя при помощи маслонасоса, затем циркулирует по отдельным каналам. Смазочный материал защищает детали от сухого трения, параллельно смывается нагар и отложения, которые затем попадают в картер. Также нужно учесть и высокие температуры, при которых работает масло. В результате цвет материала постепенно меняется на более темный и происходит это за короткий промежуток времени.

Масло в моторе быстро почернело

Как уже было сказано, потемнение масла указывает на то, что оно работает, то есть активно очищает мотор от загрязнений. При этом также бывает, что масло не просто темнеет, а становится черным и больше похожим на мазут. В этом случае данному моменту стоит уделить особое внимание и выяснить, почему масло в двигателе быстро чернеет.

  1. В самом начале необходимо извлечь масляный щуп и вытереть с него масло чистой тряпкой. Остатки черных разводов укажут на то, что смазочный материал в двигателе угарает. Причиной может быть значительный износ , то есть масло попадает в камеру сгорания. Параллельно топливо также стекает в катер двигателя, разжижая смазку. В результате рабочая жидкость смазочной системы ДВС теряет свои защитные, моющие и другие полезные свойства. Получается, быстрое почернение масла указывает на наличие проблем с самим двигателем. Дополнительными симптомами обычно являются повышенный расход топлива и масла, снижение мощности мотора, затрудненный пуск на холодную и т.д.
  2. Второй причиной, которая объясняет, почему масло в дизельном двигателе быстро чернеет или происходит почернение смазки в бензиновом агрегате, является перегрев масла. Быстрое изменение цвета на черный происходит в случае, если мотор постоянно эксплуатируется в тяжелых режимах на высоких оборотах и максимальных нагрузках. Также масло перегревается тогда, когда изначально был неправильно подобран смазочный материал по характеристикам вязкости. Фактически, происходит закипание, смазка становится однородной массой черного цвета.

Становится понятно, что в случае проблем с ЦПГ мотору нужен ремонт. Если же масло не подходит для данного типа двигателя, тогда такую смазку нужно немедленно заменить на подходящий вариант, который является рекомендованным производителем ДВС и соответствует всем допускам. Не стоит также забывать о том, что в мотор может быть случайно залита низкосортная подделка. По этой причине рекомендуется приобретать ГСМ только в проверенных точках продажи.

Помните, дальнейшая эксплуатация двигателя с черным маслом может привести к серьезным поломкам силового агрегата в случае отсутствия уже имеющихся неполадок, а также дополнительным проблемам при откладывании ремонта и замены смазки на агрегатах, в которых замечено почернение масла по причине износа отдельных элементов.

Как быстро масло в двигателе должно темнеть или чернеть

Итак, все масла независимо от типов и брендов рано или поздно темнеют. При этом один продукт может чернеть раньше или позже другого. Отметим, что на скорость потемнения оказывает влияние ряд общих и индивидуальных факторов, среди которых специалисты выделяют:

  • состояние конкретного двигателя и чистоту его системы смазки;
  • количество моющих присадок в том или ином смазочном материале;

Вполне очевидно, что если смазочная система уже имеет в каналах различные отложения, тогда ускоренное почернение можно считать нормальным. Причем, чем больше моющих добавок в конкретном виде смазки, тем быстрее будет темнеть смазочный материал. Также следует учитывать, что после заливки свежей смазки, она начинает активно отмывать старые отложения, которые потом накапливаются не только в самом масле, но и в . Это значит, что в течение одного межсервисного интервала при быстро темнеющей смазке фильтр лучше сменить дважды и более. Сам интервал замены также можно сократить на 20-40% .

Такой подход позволит «мягко» удалить отложения, которые циркулируют по масляной системе. Другими словами, двигатель постепенно отмывается самим моторным маслом, которое меняется преждевременно, то есть до начала потери моющих свойств. Добавим, что для качественной очистки может понадобиться провести процедуру замены фильтров и масла по такой схеме не один раз, а несколько.

Еще одним способом прочистки является использование промывок в масло, а также непродолжительная эксплуатация ДВС на так называемых промывочных маслах. Отметим, что данные способы имеют как преимущества, так и недостатки. Если коротко, промывки оказывают негативное воздействие на резиновые уплотнения, а также могут привести к различным непредсказуемым химическим реакциям после смешивания с базовой смазкой.

Дополнительным нюансом является то, что после размягчения имеющихся в двигателе отложений под действием промывки они могут забивать каналы смазочной системы. В таких случаях возрастает риск преждевременного выхода из строя рабочего силового агрегата. Если же масло стало быстро чернеть по причине попадания газов в картер, тогда мотору необходима , замена или .

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что если масло чернеет, но расход смазки остается в норме, тогда можно начать с очистки масляной системы. После удаления загрязнений скорость почернения должна прийти в норму или ощутимо замедлится. Если же имеются проблемы по механической части, тогда проблема уйдет только после ремонта силового агрегата.

Что в итоге

Как видно, быстрое потемнение масла сегодня нельзя считать признаком его плохого качества. Если мотор исправен, тогда скорость изменения цвета смазки на темный или черный будет зависеть от степени загрязненности двигателя и щелочного числа используемого масла.

В одинаковых условиях масла с меньшим количеством щелочных добавок будут темнеть медленнее и хуже отмывать двигатель по сравнению с высокощелочными аналогами. При этом смазка с высокими моющими свойствами может потемнеть уже через 300-400 пройденных километров. Параллельно с этим потемнение масла не означает, что его пора менять. Активные присадки и щелочи отмывают и затем удерживают грязь в масле, позволяя смазочному материалу работать на протяжении всего заявленного срока службы.

Также добавим, что при выборе смазки следует учитывать ряд дополнительных особенностей, а не только его моющие свойства. Дело в том, что масла с большим щелочным числом отличаются коротким сроком службы (в среднем, около 6-7 тыс. км). Дело в том, что подобные продукты обычно не содержат большого количества присадок, которые замедляют процесс старения смазочного материала. Другими словами, масло с хорошей моющей способностью рассчитано на меньший срок службы и подвержено ускоренному окислению и старению, что означает необходимость сокращения интервала и более частой замены.

Читайте также

Должен ли двигатель расходовать масло и какой расход масла является нормой для мотора. Повышенный расход смазки, основные причины, частые неисправности.

При использовании машины ее детали постепенно изнашиваются. Этого невозможно избежать. Определенный срок эксплуатации есть как у запчастей, так и у расходников, которые залиты в автомобиль. Ввиду этого иногда необходимо заменять масло в двигателе. Все автоизготовители прописывают в эксплуатационном руководстве, как часто надо менять смазку. Однако множество водителей предпочитает самостоятельно решать, когда требуется замена.

Значение имеет цвет масла. Некоторые полагают, что, если масло стало черным, значит, нужно купить другое. Почему чернеет моторное масло? Действительно ли почерневшее автомасло свидетельствует о том, что его надо поменять? Можно ли это сделать собственноручно, или лучше обратиться в автосервис?

Причины, по которым темнеет смазка

Помните, что при использовании любое автомасло будет темнеть. Это обусловлено различными причинами. В первую очередь, нужно разобраться с автомаслом.

Сегодня смазка, которая заливается в ДВС на бензине/дизеле, представляет собою жидкость, состоящую из множества компонентов, выполняющую различные задачи в силовом агрегате, такие, как:

  1. Формирование смазочной пленочки на соприкасающихся деталях.
  2. Теплоотвод. При функционировании двигателя внутреннего сгорания его части трутся, следовательно, температура увеличивается. Если теплоотвода не будет, металл начнет становиться шире. Из-за этого движок может заклинить.
  3. Промывание деталей для устранения загрязнений, последствий изнашивания. Из-за трения появляется маленькая стружка из металла. Она является абразивом, мотор быстро изнашивается.


Попадающие из цилиндрового блока в картер газы заключают в себе сажу. Не стоит допускать ее оседания на деталях.

Стружка из металла и грязь после смывания остаются на картерном дне либо в маслофильтре. Сажу смазка растворяет посредством специальных присадочных веществ (щелочей).

Щелочь нейтрализует кислоты. Если она есть в смазке, посторонние частицы не остаются на деталях ДВС. Из-за растворения сажи и грязи в автомасле оно быстро темнеет.

Насколько быстро темнеет масло

Множество автолюбителей интересует, с какой скоростью чернеет масло в двигателе. Цвет смазки прямо не зависит от пробега авто. Значение имеют следующие факторы:

  • качество масляной жидкости;
  • присадочные вещества, входящие в ее состав;
  • работоспособность двигателя;
  • уровень его изношенности и загрязнения.

Если двигатель новый, абсолютно исправный, то изменение цвета смазки зависит от элементов, включенных в ее состав.

Высококачественное масло становится потемневшим не ранее, чем через пару тысяч километров пробега. Однако и здесь также имеется множество нюансов. В автомасле могут содержаться различные присадочные вещества. Если в мотор залита смазка с малой концентрацией щелочи, промывание станет осуществляться медленно, следовательно, масло быстро темнеть не будет.

При любом раскладе смазка почернеет. Это не всегда означает, что ее надо заменять. Если же автомасло остается светлым, задумайтесь. Возможно, оно не промывает движок, из-за чего детали сильно загрязняются. В подобной ситуации желательно заменить смазку на иную.

Помните, что нельзя ездить на масле больше, чем рекомендовал автоизготовитель. Обусловлено это тем, что при езде масляная жидкость расходует собственные присадочные вещества. Ввиду этого со временем она не справляется со своими задачами (включая промывание).

Откладываясь в маслоканалах, грязь и сажа станут уменьшать их размер, пропускную способность. Если вовремя не заменять смазку, мотор окажется закоксован. Слой грязи сделается настолько толстым, что новая жидкость просто не сумеет смыть его. Это отразится на мощности двигателя, уменьшит его эксплуатационные показатели.

Как влияют неисправности двигателя на перемену цвета масла

Почему быстро чернеет масло? Одной из причин данного явления считается плохое состояние силового агрегата. Если блок цилиндров и поршневая система изношены, происходит увеличение объема прорвавшихся газов. Чернеющим масло становится из-за этого.


Последствия не своевременной замены масла

Если в моторе на бензине неполадки с системой питания, смазка будет темнеть с еще большей скоростью. Например, ввиду неверной регулировки в цилиндровый блок поступает обогащенное топливо. По причине высокого объема горючего данная смесь не сможет полностью сгореть. Появится сажа, которая осядет на цилиндровых стенах. Автомасло, промывая их, уберет сажу, но она останется в смазке, изменит ее цвет.

В дизельных движках масляная жидкость будет темнеть намного быстрее, чем в ДВС на бензине (даже при полной исправности агрегата). Обусловлено это особенностями топливной системы и горючего.

Когда горит дизель, появляется много сажи. Она проникает в картер с прорвавшимися газами. Ввиду этого в дизельных ДВС смазка темнеет с большей скоростью.

Если вас беспокоит, почему чернеет масло, знайте, что это нормальное явление. Не нужно переживать, потому как потемнение – хороший признак, если оно постепенное и не мешает эксплуатации авто.

Намного хуже, если масляная жидкость не изменяет собственного цвета. В будущем это плохо отразится на двигателе, потому как грязь забьет каналы, следовательно, начнется масляное голодание деталей. Из-за этого происходит заклинивание ДВС.

У большинства водителей, которые сменили марку смазки, возникает вопрос, почему масло в двигателе быстро почернело. Когда в мотор залит низкокачественный нефтепродукт, в нем накапливается много грязи. После заливания высококачественной смазки она смывает все загрязнения. Чтобы в следующий раз автомасло не изменило своего цвета, уменьшите периодичность замены примерно в два раза.

Также требуется иногда заменять маслофильтр. Это даст возможность сократить количество загрязнений. Если масло быстро чернеет, вероятно, значительно изношен двигатель. Необходимо проводить полный ремонт.


Устройство масляного фильтра

Для того чтобы понять, почему быстро почернела смазка, надо проверить мотор на работоспособность, измерить давление под капотом. Это позволит определить, какова истинная причина потемнения.

Как поступить

При использовании авто наилучшей характеристикой считается постепенная перемена цвета автомасла. Главное – верный выбор смазки. Автоизготовители прописывают в эксплуатационных руководствах, каковы показатели оптимального автомасла для машины. Необходимо следовать данным рекомендациям. Если изготовителем рекомендовано лить синтетику/полусинтетику, то о минералке нужно забыть.

Расходники надо приобретать лишь у проверенных поставщиков, выбирать продукцию популярных марок. Она стоит больше, чем малоизвестные продукты, однако обеспечивает бесперебойное функционирование движка.

Нежелательно переходить на иную марку автомасла, если в этом нет сильной нужды. Делать это необходимо лишь тогда, когда смазка не выполняет своих функций или же ее трудно достать.

Иногда нужно промывать силовой агрегат. Для этого используются особые промыватели. Промывание нужно осуществлять также при переходе на другую марку масляной жидкости.

Промыватель представляет собою обычное автомасло, в составе которого присутствует множество моющих компонентов. Его применение дает возможность вывести грязь из картера перед заливанием новой смазки. Также при промывании удаляются остатки отработавшего нефтепродукта, оставшиеся в движке после сливания.

Для очищения двигателя перед заливанием нежелательно использование народных методов, например, дизельного топлива. Его возможно было применять на старых моторах с несложной конструкцией. Применение дизеля в современном ДВС способно довести до капитального ремонта.

Если после промывания мотора автомасло опять быстро темнеет, вероятно, оно засорено чересчур сильно. Чтобы удалить всю грязь, понадобится разобрать движок, прочистить маслоканалы посредством специальных очищающих средств.

Смена маслофильтров, регулирование работы систем, иные типы обслуживания не только гарантируют бесперебойную работу силового агрегата, но и увеличивают срок его службы, потому как снижается количество продуктов горения, загрязняющих ДВС.

Если смазка темнеет слишком быстро, принимайте меры, потому как игнорирование подобной проблемы может довести до значительных неисправностей.