Трансмиссионное масло мкпп 75w90 синтетика. Трансмиссионное масло: от зубной боли. Разница между GL4 и GL5


Автомобиль сегодня – довольно дорогое удовольствие. Речь идет не только о цене самой машины, но и о постоянном росте стоимости бензина, налогах и дорогих запчастях. Поэтому многие автолюбители бережно относятся к своему транспорту, стараясь продлить ему жизнь, чтобы не вкладывать в него больших средств при ремонте.

У некоторых людей возникает недоумение, когда речь заходит о трансмиссионных маслах и коробках передач. Они задаются вопросом: зачем менять то, что должно работать всю жизнь? Но это не так, особенно когда в автомастерских видишь десятки убитых КПП и вопрошающие лица автомобилистов. Не вникая в технические тонкости очевидно, что коробка передач, будь то автомат или механика, требует береженого отношения и качественного масла.

Очевидно, производители масел достигли небывалых высот: сегодня на рынке можно встретить десятки типов жидкостей для коробки под любые запросы автолюбителей. Поэтому мы составили рейтинг самых лучших и наиболее оптимальных трансмиссионных масел с подробным описанием и выявленными отличительными чертами. При составлении списка мы опирались на следующие критерии:

  • Опытные мнения технических экспертов
  • Реальные отзывы автолюбителей
  • Соотношение ценовых и качественных характеристик

Лучшее синтетическое трансмиссионное масло

Этот тип масла отличается стабильностью при продолжительной эксплуатации автомобиля, в отличие от полусинтетических или минеральных. Синтетика обладает большей текучестью и вязкостью, которые не так сильно зависят от температур. Это говорит о широком рабочем диапазоне этого масла, а также оно меньше подвержено окислению. Главные недостаток – относительно высокая цена.

5 Shell Spirax S4 G 75W-90

Специализированное масло для автомобилей VW
Страна: Нидерланды (производится в Германии)
Средняя цена: 499 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Специально для легковых и грузовых автомобилей Volkswagen разработано трансмиссионное масло Shell Spirax S4. Оно может успешно работать в условиях сурового российского климата. Потеря текучести происходит только при опускании температуры до уровня -42°С. Продукт предназначен для использования в механических трансмиссиях, допускается применение в современных синхронизированных агрегатах, в которые должна заливаться синтетика. Высокие эксплуатационные свойства синтетического материала подтверждены лабораторными испытаниями, тестируемые агрегаты успешно отработали по 20 млн. км пробега.

У автовладельцев особых нареканий к трансмиссионному маслу Shell Spirax S4 нет. Одни пользователи почувствовали легкость включения передач, другие утверждают, что переключение стало более жестким. К сожалению, применение смазочного материала ограничено машинами фирмы VW.

4 Castrol Syntrans Transaxle GL-4 75W-90

Усиленные противозадирные характеристики
Страна: Германия
Средняя цена: 746 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Трансмиссионное масло Castrol Syntrans Transaxle имеет полностью синтетическую основу. Отличительными чертами смазочного материала являются усиленные противозадирные свойства. Продукт предназначен для механических трансмиссий, в которых требуется жидкость стандарта API GL-4. Масло обеспечивает защиту трущихся деталей в коробках передач и ведущих мостах при холодном старте за счет сохранения текучести.

Многие автовладельцы успели ощутить преимущества немецкого трансмиссионного масла. Качественный продукт можно купить практически в любом автомагазине. Как только автомобилисты стали заливать трансмиссионку, снизился шум в трансмиссии, включение передач стало более четким. Нет проблем и с движением в сильный мороз. К недостаткам продукта пользователи относят высокую цену и большое количество подделок на российском рынке.

3 Liqui Moly Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90

Лучшая защита от износа
Страна: Германия
Средняя цена: 1013 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Третье лучшее синтетическое масло для коробки передачи – это продукт Liqui Moly со странным немецким названием. Оно отвечает всем международным требованиям. Его используют в МКПП и гипоидных редукторах мостов. Стандарт API GL-4 позволяет применять масло в легковых автомобилях. Производитель заявляет, что Hochleistungs-Getriebeoil – это лучшее масло для защиты от износа. Это подтверждается многолетней практикой использования.

Достоинства:

  • Высококачественные химические компоненты
  • Износостойкость
  • Выдерживает экстремальные нагрузки
  • Отличные защитные свойства

Недостатки:

2 MOTUL GEAR 300 75W-90

Лучшие показатели эффективности
Страна: Франция
Средняя цена: 1130 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Дорогое и элитное масло MOTUL GEAR 300 выделяется среди остальных не только ценой, но и техническими особенностями. Этот продукт обладает высочайшими показателями, качеством и надежностью. За что его и используют в спортивных и гоночных автомобилях. SAE классический – 75W-90, стандарт API – GL4. Вязкость при экстремальных нагрузках не влияет на мощность автомобиля: лошадиные силы «не уменьшаются». MOTUL признается лидером по многим свойствам, поэтому на него и такая цена. В целом, идеальный вариант, если есть средства.

Достоинства:

  • Для высоких и ударных нагрузок
  • Максимальная проработка состава масла
  • Под давления пленка обладает повышенной стойкостью
  • Свойства масла уменьшают износ и трение

Недостатки:

  • Высокая цена

1 ZIC G-F TOP 75W-90

Лучшая низкотемпературная текучесть
Страна: Южная Корея
Средняя цена: 429 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

На вершине рейтинга среди синтетических масел находится ZIC G-F TOP. Идеально подходит для регионов с низкими температурами в силу холодоустойчивости, которая позволяет маслу быть текучим и вязким в любой мороз. Отдельная особенность – это низкая вероятность подделки, потому что производитель использует особую технологию изготовления канистры. Автолюбители отмечают, что при использовании ZIC TOP происходит снижения шума в трансмиссии. Ещё одна особенность – это масло эффективно при экстремальных нагрузках.

Достоинства:

  • Термоокислительная стабильность
  • Антифрикционные свойства
  • Совместимость с материалами внутри коробки передач
  • Оптимальная цена

Недостатки отсутствуют.

Лучшее полусинтетическое трансмиссионное масло

Полусинтетические масла дешевле чисто синтетических, но они обладают усредненными характеристиками и свойствами, потому что они – это смесь двух других типов. Хорошие показатели вязкости и совместимость с другими типами масел – отличные плюсы. Тем не менее полусинтетика требует более частую замену, а температурный диапазон меньше, чем у синтетики.

5 Ravenol ATF MM SP-III Fluid

Самый богатый ассортимент упаковок
Страна: Германия
Средняя цена: 511 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Немецкое трансмиссионное масло Ravenol ATF MM SP-III Fluid разработано для применения в автомобилях MITSUBISHI, KIA и HYUNDAI, оснащенных автоматической трансмиссией. Полусинтетическая основа получается путем гидрокрекинга, чтобы придать материалу антикоррозионные и антифрикционные свойства в него добавляется набор присадок на основе полиальфаолеинов. Продукт сохраняет отменные смазочные качества при низких температурах. Температура потери текучести составляет -48°С. Масло нейтрально ведет себя по отношению к цветным металлам и уплотнительным деталям трансмиссии.

Автомобилистов привлекает доступная цена трансмиссионного масла, богатый выбор фасовок (1, 4, 10, 20, 60 л), стабильная работа в разных автоматических коробках передач. Из недостатков отмечается большое количество подделок на отечественном рынке, поэтому приобретать масло следует в проверенных магазинах.

4 ЛУКОЙЛ ATF

Всесезонное масло для тяжелых условий
Страна: Россия
Средняя цена: 275 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Отечественным нефтепереработчикам удалось разработать трансмиссионное масло с уникальными свойствами. Продукт ЛУКОЙЛ ATF является всесезонной полусинтетикой, которая предназначена для автоматических трансмиссий. Смазочный материал не только сохраняет свою вязкость в широком диапазоне температур, оно остается стабильным при высоких нагрузках в агрегатах трансмиссии. После производственных испытаний масло получило допуск к применению на серьезных карьерных самосвалах БелАЗ. Продукция отвечает жестким требованиям Caterpillar, MB и GM. Со временем масло не разрушается, оно нейтрально ведет себя по отношению к уплотнительным элементам.

Пользователи отмечают доступную цену материала, высокое качество, надежную защиту от контрафакта. Масло пользуется популярностью в автопарках, где работает много техники с гидравликой.

3 LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90

Универсальность
Страна: Германия
Средняя цена: 545 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Немецкий производитель произвел универсальное масло. Оно используется для всех типов приводов, потому что относится к классификации Total Drive Line. Более того, API GL-4/5, что говорит о наличии двойного допуска. Это означает, что это масло применимо для большинства коробок передач. Такая универсальность дополняется антифрикционными свойствами, износоустойчивостью и другими приятными возможностями. В целом, оптимальный вариант, отличное соотношение цены и качества.

Достоинства:

  • Универсальность применения
  • Антикоррозийные свойства
  • Износоустойчивость

Недостатки:

  • Строгая периодичность замен масла

2 Hyundai ATF SP-III

Лучшая стабильность к окислению
Страна: Южная Корея
Средняя цена: 620 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Корейский производитель не поскупился на «стабильное» масло. Идеальный вариант для владельцев HYUNDAI и KIA. Такое масло дает возможность коробке передач работать в широком диапазоне температур. Фрикционные свойства отличные, а также важная особенность – одна из лучших совместимостей со многими изделиями из металлов, что защищает коробку от износа и появления щелей.

Достоинства:

  • Широкий диапазон температур
  • Совместимость с металлами
  • Износоустойчивость

Недостатки:

  • Узкое использование

1 Elf Tranself NFJ 75W80 GL4+

Лучшие противозадирные характеристики
Страна: Франция
Средняя цена: 583 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Французскому производителю удалось создать максимально оптимальный вариант с лучшими противозадирными характеристиками. NFJ 75W80 обладает отличной температурной стабильностью: при понижении температуры густеет незначительно, а при высоких градусах не становится крайне жидким. Свойства масла облегчают переключение передач на холоде, а также понижает шум с помощью сильной устойчивости вязкости против сдвига. Передачи сами не переключаются. Механические компоненты получают надежную защиту благодаря химическим свойствам масла.

Достоинства:

  • Защитные свойства
  • Износоустойчивость
  • Стабильность характеристик
  • Отличные фрикционные свойства
  • Усиливает противоизносную защиту коробок передач, особенно ее механических компонентов

Недостатки не обнаружены.

Лучшее минеральное трансмиссионное масло

Минеральные масла – это самый дешевый тип, потому что их изготовление не требует серьезных технологий. Фактически цена определяет характеристики масла: они оптимальны и стоят своих денег. Вязкость у такого типа высокая, но качество оставляет желать лучшего. Поэтому иногда требуется частая замена. У минерального масла низкий температурный диапазон, а также в нем присутствуют примеси из-за слабой очистки. В целом, хороший вариант при отсутствии возможности приобретать более дорогие масла. Хотя порой другое и не требуется.

5 MOTUL Gearbox GL 4/5 80W-90

Максимальная смазывающая способность
Страна: Франция
Средняя цена: 790 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Известному французскому производителю удалось создать трансмиссионное масло на минеральной основе с выдающимися смазывающими способностями. Благодаря этому качеству жидкость можно заливать в МКПП, ведущие мосты, гипоидные агрегаты, которые не имеют автоблокировки. Снижение трения между сопряженными деталями трансмиссии произошло за счет добавления в состав дисульфида молибдена. Соединение делает масляную пленку непроницаемой, она сохраняется даже в жестких условиях эксплуатации. Смазочный материал выдерживает химическое и механическое воздействие, не вспенивается во время работы.

Пользователи считают продукт лучшей минеральной трансмиссионкой. Ее можно использовать как на отечественных Нивах, так и на импортных внедорожниках. Отмечается низкий уровень шума в трансмиссии, что доказывает хорошие смазывающие свойства. Из минусов можно отметить высокую цену для минерального масла.

4 MOBIL ATF 320

Универсальное масло для автоматических трансмиссий
Страна: США (производится в Швейцарии)
Средняя цена: 517 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Широкий спектр задач способно решать трансмиссионное масло MOBIL ATF 320. Продукт создан на минеральной основе, его можно заливать в автоматические коробки (и некоторые МКПП), гидроусилители рулевого механизма, ведущие мосты и т. д. Подходит смазочный материал и для использования в сельхозтехнике, строительных машинах, гидросистемах промышленного оборудования. Техническая жидкость соответствует допускам Dexron III, ZF TE-ML-04D/17C. Многочисленные испытания подтверждают высокое качество масла, а также длительный срок эксплуатации.

Пользователи довольны качеством продукта, широкой сферой применения, эффективной работой в широком температурном диапазоне. Защита деталей трансмиссии происходит с первых секунд после холодного старта. Единственным сдерживающим фактором для покупки становится высокая цена минерального масла.

3 Лукойл 80W90 ТМ-4

Лучшая цена
Страна: Россия
Средняя цена: 121 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Российский Лукойл – лидер среди производителей в РФ. Это масло отличается ценой, а также добавлением пакета присадок. Сфера применения широкая: легковые, грузовые автомобили, техника и другие механизмы. Отличная износоустойчивость за 120 рублей, а также антиокислительные и антикоррозийные свойства. Многого от этого масла ожидать не стоит, но именно этот продукт является одним из лидеров в этой категории. Несмотря на относительную универсальность, масло подходит для GM-4 систем. В целом, довольно эффективное масло за крайне приятную цену.

Достоинства:

  • Простой состав
  • Неплохая устойчивость к низким температурам
  • Хорошие смазывающие свойства

Недостатки не обнаружены.

2 Total TRANSMISSION GEAR 8 75w-80

Оптимальное соотношение цены и качества
Страна: Франция
Средняя цена: 390 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Total радует своим отношением к потребителям: им удалось разработать максимально оптимальное трансмиссионное масло. Цена и качество находятся в прямом соотношении: стоимость адекватна свойствам, а длительность использования впечатляющая. GEAR 8 обладает такими свойствами, которые позволяют не менять масло так часто, как это принято среди минеральных продуктов. Многие пользователи отмечают, что как таковых недостатков у него нет. Это идеальный вариант для российских авто и для любых других с МКПП. Пленка от этого масла довольна упруга и эластична, что создает отличную защиту для механизмов и шестерней коробки.

Достоинства:

  • Цена и качество
  • Оптимальные свойства текучести и вязкости
  • Выдерживает низкий температурный режим

Недостатки не обнаружены.

1 LIQUI MOLY Getriebeoil 85W-90

Высокие антикоррозийные свойства
Страна: Германия
Средняя цена: 423 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Минеральное масло Getriebeoil – это высочайшее качество используемых компонентов и использование набора специальных присадок, что обеспечивает отличные свойства и надежность работы. Это масло подходит для всесезонного использования, а значит в зимний период масло не будет чрезмерно густеть. Предполагается, что Getriebeoil можно заливать для всех типов цилиндрических передач, что говорит о широкой сфере применения. Химические свойства обеспечивают совместимость с большинством типов уплотнителей. В целом, это немецкое масло предполагает высокую надежность, защиту от быстрого износа и приятную работу шестерней в коробке передач.

Достоинства:

  • Износостойкость
  • Выдерживает низкие температуры
  • Широкий спектр использования

Недостатки:

  • Высокая цена для минерального масла

Как выбрать трансмиссионное масло?

Выбор масла – ответственное решение, поэтому необходимо знать несколько простых правил. Мы составили короткий список советов, который поможет подобрать лучший вариант.

  1. Цена масла – не определяющий критерий выбора. Высокая стоимость не гарантирует, что масло будет работать отлично.
  2. В первую очередь трансмиссионное масло выбирают относительно коробки передач . Для МКПП используется широкий спектр масел, в то время как для автомата разработали специальную маловязкую жидкость, которую маркируют ATF (Automatic Transmission Fluid).
  3. Особое внимание необходимо уделить удельным нагрузкам внутри механизма коробки и скорости относительного скольжения. Зная их, можно выбрать подходящее масло.
  4. Следующий критерий – это количество противозадирных присадок , так как они могут содержать повышенный уровень сернистых соединений. Это может привести к коррозии цветных металлов, но также такие присадки обеспечивают повышенную защиту основных механизмов агрегата.
  5. Маркировка по эксплуатационным свойствам: GL-4 и GL-5 . Первый тип масла отлично подходит для переднеприводных автомобилей, второй – для всех остальных. Есть также универсальный GL-4/5 , который подходит под большинство типов трансмиссий.
  6. Параметр вязкости – SAE. Классическая «всесезонка» – 75W-90, она держит большой температурный диапазон. Буква W означает, что масло предназначено для низких температур, отсутствие буквы говорит о принадлежности к летнему сезону.
  7. Следует проконсультироваться со специалистом в магазине или СТО, если у вас есть сомнения по поводу выбора трансмиссионного масла.

Популярностью в вопросе заботы о своем транспорте пользуется sae 75w 90 синтетическое масло для мкпп. Несмотря на то что на сегодняшний день все чаще производители автомобилей отрицают необходимость замены масла в коробке передач, многие автовладельцы уделяют этому нужное внимание.

Характеристики данных жидкостей

Вообще же, начиная разговор о том, какое масло для трансмиссий можно считать наилучшим, необходимо понимать, что универсального решения попросту не может быть. По большому счету все зависит от марки машины, и то, что отлично подходит одной модели, будет плохо работать для другой, а то и вовсе навредит. Не говоря уже о том, что типы коробки передач отличаются между собой. Широкий спектр предложений от производителей смазочных материалов позволяет создать некоторый рейтинг наиболее востребованных на текущий момент трансмиссионных масел для самых разных автомобилей.

Вернуться к оглавлению

Как подобрать нужную смазку?

Следует обратить внимание, что смазочные жидкости, вязкость которых составляет менее чем 24 мм2/с, при температуре в 100ºС, относятся к классу 140 по версии sae, а это означает, что их можно использовать только для местности с теплым климатом. Если автомобиль предполагается эксплуатировать в условиях холодных зим (от -10ºС до -45) то лучше выбирать класс под маркировкой цифры 90.

Пришлось отметить, что среди всего разнообразия почему-то не встретилось полусинтетическое трансмиссионное масло отечественного производства, которое бы удовлетворяло запросы автовладельцев. По большей части спросом пользуются немецкие жидкости, иногда их дополняют другие европейские бренды (французские или голландские).

Несмотря на то что нагрузки на трансмиссионную жидкость все же меньше, чем на моторное масло, но и в этом случае от данного продукта требуется не только обеспечивать качественную смазку, но и защищать механизм от преждевременного изнашивания и появления задиров. А потому тест включал в себя все важные характеристики, включая вязкость и присутствующие в составе присадки.
Надо сказать, что вязкость может оцениваться по-разному. Например, в условиях нормальных рабочих температур есть смысл оценивать показатели кинетической вязкости, а в случае низких температурных режимов – еще и динамической.

Шкала изменений вязкости при температуре 100ºС варьируется от 13,5 до 24 сСт, при этом используя масло 75w90, как наиболее подходящее по климатическим условиям в наших широтах. Причем необходимо понимать, что меньшее значение вязкости при условии отрицательных значений термометра означает более быстрый и качественный прогрев коробки, а значит, и более удобное управление автомобилем в морозные дни.

Итак, давайте рассмотрим некоторые из представленных на рынке трансмиссионных масел. Наиболее востребованным оказалось синтетическое масло Castrol Syntrans Universal Plus sae 75w 90. Оно соответствует классу API GL-4/GL-5. И специально предназначено для использования в мкпп и содержит в себе целый набор эффективных присадок, которые препятствуют окислению продукта, а еще износу внутренних узлов коробки передач. Судя по отзывам пользователей, оно прекрасно проявило себя в широком спектре температурных режимов, и на него практически нет нареканий в плане защиты от износа.

Вернуться к оглавлению

Отношение с другими марками

Следующим по рейтингу следует Honda CVT, которое максимально подходит именно к данной марке автомобилей. Говорят, этот продукт показал нейтральность по отношению к уплотнительным материалам и вполне эффективен при резком понижении температуры в зимний период.

Относительный новичок (поскольку не так давно появился в продаже в наших магазинах), этот продукт еще разработан для механической коробки передач. Основа у него синтетическая, что означает долгий срок службы. А наличие пакета присадок с антикоррозийными, противозадирными и противоизносными свойствами делает его вполне удачным выбором для любого авто.

Следует сказать, что как одно из наиболее подходящих для северных регионов нашей климатической зоны, было отмечено масло Zic G-F Top 75w 90. Более того, те владельцы автомобилей, которые пользовались этой маркой трансмиссионной жидкости, отметили, что ранее беспокоивший их шум в трансмиссии значительно снизился после того, как данный продукт был залит в систему. Отдельно радует то, что цена на этот продукт вполне демократична.

Еще один из представителей торговой марки Сastrol Syntrans Transaxle sae 75w 90 имеет еще полностью синтетическую основу. Это масло не только подходит для использования в мкпп, но еще предназначено для любых других узлов, где необходимо применение смазки, соответствующей классу API GL-4. Главный недостаток этой смазки – высокая цена, но для многих качество все же перевешивает.

Отдельно стоит упомянуть универсальную трансмиссионную жидкость Total Trans SYN FE 75w90 соответствующую классам API Gl-4, API GL-5 и МТ-1. Показатели индекса вязкости указывают на то, что даже при очень низких температурах жидкость не загустевает. Кроме того, она гораздо реже требует замены, чем некоторые другие масла этой же группы.
Для владельцев автомобилей марки Renault рекомендуется полусинтетическое масло для механической коробки передач Elf Tranself NFJ 75w80. Можно сказать, что высокая цена – самый значительный недостаток данного продукта.

Вернуться к оглавлению

Для владельцев переднеприводных автомобилей недавнего выпуска отечественного производства неплохо себя показало масло Total 75 w 80 BV. Как утверждает производитель, оно отлично противостоит окислению, сохраняя свои свойства на весь срок службы. При этом отличается демократичной ценой, что для многих немаловажно.
Существует мнение, что от шума в кпп можно избавиться, если заменить рекомендованную трансмиссионную жидкость (масла 75w90, 85w 90) на жидкость с большей вязкостью (80w 140, 85w 140). Объясняется это мнение тем, что более плотный слой масла способен частично сгладить неровности в сработанных зубьях, однако необходимо учитывать, что компенсироваться такое положение вещей будет значительным увеличением расхода топлива, особенно заметным в зимнее время. Возникнет неудобство в затрудненном переключении передач, а поэтому придется прилагать больше усилий во время поездки.

Достигнуть эффекта уменьшения шума можно, добавляя в масло присадки с молибденом или другими компонентами, снижающими трение. Но надо сказать, что помогает такой способ не всегда и только при наличии слабой степени износа.

Несомненно, надо помнить о том, что не следует смешивать трансмиссионные масла, принадлежащие к разным классам. Так же, как и масла на синтетической основе с полусинтетическими или минеральными маслами. Вероятно, что пакеты присадок, добавленные в них разными производителями, окажутся несовместимыми, и в результате придется оплачивать ремонт.

Если возникает необходимость заменить минеральное масло на синтетическое или полусинтетическое, то лучше предварительно промыть систему.

Делается промывка с помощью той трансмиссионной жидкости, которую планируется использовать впоследствии.

Если такой вариант кажется чересчур дорогостоящим, можно промыть трансформаторным маслом или веретенным. Замену масла следует проводить через каждые 50000 – 70000 км. Однако, это для условий, которые соответствуют европейскому качеству дорожного покрытия, а в случае с нашими дорогами эти цифры приходится пересматривать. Так, если для Германии замена масла в коробке передач вполне может производиться после восьмидесяти тысяч километров пробега, то для нашего климата и состояния дорог эта цифра составляет около двадцати пяти тысяч.

Если, конечно, есть желание как можно дольше отсрочить ремонт коробки передач. В некоторых случаях смазку необходимо менять еще раньше. Это особенно актуально, если трансмиссионное масло резко потемнело или приобрело посторонний запах – лучше сразу же обратиться в сервис, чтобы проверить причину такой перемены. Возможно, удастся отделаться легким ремонтом кпп, после чего промыть систему и залить свежее масло. Главное, быть в курсе событий и не забывать заботиться о своем автомобиле, тогда период службы вашего ТС значительно увеличится.

Российский автомобильный парк более чем на три четверти состоит из автомобилей с механическими коробками передач (МКПП). Любая механическая КПП, грубо говоря, состоит из набора зубчатых шестерен, периодически зацепляющихся между собой и вращающихся на валах. Для того чтобы весь механизм коробки долго и надёжно служил, применяется трансмиссионное масло для МКПП. Эта смазка имеет ещё одно обобщённое название – MTF.

Назначение и устройство

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) по принципу своей работы не может менять количество оборотов в широком диапазоне. Если передать его вращательный момент на колёса, напрямую или с помощью какого-то редуктора, имеющего постоянное передаточное число – мы бы далеко не уехали.

Проще говоря, коробка передач – это механический редуктор, который способен менять передаточное число в широких пределах (не плавно, а ступенчато). Это происходит в момент переключения водителем скоростей в КПП. Механизм коробки реагирует переключением и соединением шестерен в различных комбинациях. Нейтральная передача выключает сцепление первичного вала с вторичным. Плавность движения обеспечивается повышением или понижением оборотов мотора. Первичный вал соединяется с узлом сцепления, к которому передаётся усилие от двигателя. Сцепление помогает переключать передачи, отсоединяя в этот момент коробку от двигателя. Вторичный вал МКПП передаёт это усилие дальше – на раздаточную коробку либо на передний или задний мосты трансмиссии.

Основные функции и разновидности трансмиссионного масла

Основная миссия любого MTF – предохранение механической коробки от преждевременного изнашивания. Детали этого механизма постоянно соприкасаются между собой. Это приводит к истиранию поверхностей. Смазочный материал образует между ними тонкую масляную плёнку, предохраняющую от износа, а также образования задиров. Это сопровождается уменьшением коэффициента трения, поэтому детали МКПП не перегреваются. Смазка эффективно отводит от них лишнее тепло, обладая хорошей теплопроводностью.

Состав трансмиссионных жидкостей схож с моторными. Для их производства используют такие же базовые масла.

Базовые масла занимают 75–80% процентов объёма. Остальные 20–25% отводятся для пакетов присадок, улучшающих характеристики масел.

Американский стандарт API предусматривает использование масел групп GL4 и GL5 для трансмиссий. Для масел GL4 характерна высокая концентрация противозадирных добавок. Их применяют в ручных коробках передач большинства автомобилей. У смазок GL5 уровень концентрации этих присадок ещё больше. Стоит отметить, что смазочные составы уровня API GL5 нельзя применять у МКПП автомашин отечественного производства, хотя для некоторых моделей производитель указывает обе группы смазок. Их противозадирные присадки, как правило, агрессивны к цветным металлам, из которых изготовлены синхронизаторы КПП. Поэтому со временем эти детали просто разрушатся. Некоторые универсальные смазки имеют такое обозначение – GL4/5.

Есть ещё одна характеристика, определяемая спецификацией SAE. Вязкостно-температурные свойства смазок очень важны для их нормального функционирования. Как правило, используются всесезонные составы, имеющие сразу два показателя вязкости – низко- и высокотемпературный. Они разделены буквой W. Эта маркировка одинакова как для трансмиссионных, так и для моторных масел, только значения разные. Наилучшие показатели для масел механических коробок передач – это 75W90.

Наиболее популярные MTF

Для новых и недавно выпущенных автомашин рекомендуется применять синтетические, а также полусинтетические смазочные жидкости. Какое масло лучше всего заливать? Популярны среди автомобилистов смазки отечественного и зарубежного производства.

Проверка уровня MTF, его замена

Многие начинающие автолюбители не знают, как проверить уровень масла в КПП механического типа. Делается это довольно просто:

  • Нужно подождать 3–4 часа, пока трансмиссия полностью не остынет и масло не стечёт в поддон.
  • Автомашина должна находиться на горизонтальной поверхности эстакады или над смотровой ямой.
  • Нужно найти заливную или контрольную пробку, согласно технической документации, к каждой конкретной коробке передач.
  • Уровень масла в МКПП должен находиться чуть ниже, или на уровне нижнего края пробки. Определить это просто – нужно засунуть в отверстие мизинец.

Некоторые модели коробок, особенно более раннего производства, имеют щупы для проверки. Если уровень смазки низкий, требуется определить причины его утечки, после чего устранить их. Замена масла производится на той же эстакаде или над смотровой ямой.

Зачем заменять то, что служит всю жизнь? Оптимизм уходит, когда обнаруживаешь на заднем дворе СТО гору убитых механических и автоматических коробок, снятых с автомобилей одной очень известной фирмы. Какой? Ну, не важно… Важно то, что коробки нынче стали практически одноразовыми! Их стараются не ремонтировать, а менять целиком, - во сколько такая замена обойдется без гарантии, прикидываете? Поэтому коробку надо холить и лелеять и обязательно баловать хорошим маслом. Лучше всего полностью синтетическим, класса вязкости 75W-90, класса качества API GL-4 - такое отлично подойдет ручным коробкам.

Жаль, отечественной трансмиссионной синтетики на прилавках не видать. Только импорт - в основном европейский, преимущественно немецкий. Вместо GL-4 производители предпочитают указывать и GL-4+, и GL-4/5, и GL-3/4/5. Вот их и купили, аж дюжину. Разбег в цене - от демократичных 345 рублей за литровую банку голландского NGN до 775 рублей за французское Motul Gear 300. Стоит ли так переплачивать? На то мы и устроили экспертизу.

ЧТО ПРОВЕРЯЕМ?

В целом маслу в коробке работать проще, чем в моторе. Но проблем хватает: необходимо одновременно и образовывать тончайшую пленку, и обеспечивать смазку шестерен. Должна быть серьезная защита от задира и износа. Поэтому в характеристиках трансмиссионки важны и вязкость, и состав, и набор присадок.

ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ?

А вот и то, ради чего все затевалось. Официально заявляем: масла очень даже разные и явно не из одной бочки. Разбег результатов по отдельным параметрам - не на проценты, а в разы! И не всегда эффект соответствует цене. Лидер выявился сразу - у эстерового Motul Gear 300 наилучшие показатели и по нагрузке сваривания, и по индексу задира, и по критической нагрузке. С износом чуть хуже, но тут вообще интересно: ни одно из испытанных масел не уложилось в требования ГОСТа для группы ТМ-5. Почему так? Возможно, это следствие уменьшения содержания в современных продуктах серы и фосфора, которые раньше определяли высокие противоизносные свойства. Но негативным полученный результат тоже считать нельзя: мы же выбираем масло для механических коробок группы GL-4, где противоизносные показатели вообще не нормированы ГОСТом.

А вот и еще один нюанс, ради которого стоило поработать. Оказалось, что противоизносные и противозадирные свойства изменяются в противофазе! На уровне интуиции это понятно. Основной принцип защиты от износа - проложить между деталями что-то мягкое, скользящее. А для увеличения стойкости к задиру требуется обратное. Поэтому эффективный пакет присадок должен обеспечивать некий компромисс между двумя взаимоисключающими факторами.

Ну а что лучше-то? Наши советы на тему «Что выбрать?» - ниже. Досье всех участников мы расположили по алфавиту. А пожелание одно: не отмахивайтесь от «коробочных» масел.

Пока коробка не отмахнулась от вас.

Результаты отличаются друг от друга не на проценты, а в разы!

ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ ИЗМЕРЯЛИ

Трибологические параметры. Характеризуют защитные свойства масла при контактном воздействии в зубчатых зацеплениях. Определяются согласно ГОСТ 9490–75 на четырехшариковой машине трения: три неподвижных стальных шарика внизу, один крутится с заданной скоростью вверху и на него давит нагрузка. Конструкция погружена в масляную ванну, в которой плещется испытуемое масло. А дальше обо всем говорит поведение шариков и пятен контакта. Для разных типов трансмиссионных масел его нормирует наш ГОСТ 17479.2–85, - есть общепринятые способы трактовки результатов таких испытаний. Конечно, зарубежные производители ГОСТу следовать не обязаны, но мы в России живем, а потому для оценки качества масла можем взять нормы этого документа.

Это порог разрушения масляной пленки. ГОСТ ее величину не нормирует, поэтому рассудим просто: чем она выше, тем лучше.

Задир и износ. Главные беды зубчатого зацепления. Характеризуются индексом задира и показателем износа. Индекс не нормирован - в общем, чем выше, тем лучше. Показатель износа для масел GL-4 (ТМ-4 по-нашему ГОСТу) не нормируется, а вот для ТМ-5 (или GL-5 по-«ненашему») должен быть не больше 0,4 мм. В общем, чем меньше, тем лучше.

Основной параметр, по которому нормируют противозадирные свойства. Его определяют просто: грузят и грузят шарики до тех пор, пока машина трения не остановится. Для масел ТМ-4 нагрузка сваривания должна быть не меньше 3000 Н, для ТМ-5 - 3280 Н. Возьмем эти цифры как критерий оценки.

Вязкость. При рабочих температурах оцениваем кинематическую вязкость, при низких - динамическую. По кинематической вязкости при 40 и 100 °C рассчитываем индекс вязкости, характеризующий степень зависимости вязкости от температуры. Диапазон изменения этой вязкости при 100 °C для класса 75W‑90 достаточно широкий - от 13,5 до 24 сСт. Чем больше вязкость при рабочей температуре, тем, вообще говоря, тяжелее мотору. Чем меньше динамическая вязкость при отрицательной температуре, тем быстрее прогреется коробка и лучше поедет машина.

Температура застывания. Тут все просто: чем ниже, тем лучше.

Температура вспышки. Вместе с температурой застывания в определенной степени характеризует стабильность и качество базового масла. Чем она выше, тем обычно лучше база, - а значит, можно ожидать, что и ресурс такого масла будет большим.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Годятся ли подобные масла для коробок-автоматов?

Не годятся. Для автоматических коробок созданы специальные жидкости с иными свойствами. Тут очень важно соблюдать рекомендации завода-производителя, ведь жидкость ATF обеспечивает работу гидротрансформатора, который требует строго заданной вязкостно-температурной характеристики. А для механических трансмиссий эти требования значительно более мягкие.

Чем отличаются масла GL-4 от GL-5? Или, по-нашему, ТМ-4 от ТМ-5?

Согласно ГОСТ 17479.2–85 назначение масел группы ТМ-4 - цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. А адресаты масел ТМ-5 - гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C. Отсюда и различия в требуемых защитных свойствах, о которых сказано в статье. Поэтому, в частности, переход с GL-4 на GL-5 и обратно недопустим: это разные масла с разными свойствами.

Понизит ли шумность коробки применение более вязкого масла?

Да, понизит, если шум обусловлен повышенными зазорами в узлах коробки. Но в разумных пределах, конечно. При высокой степени износа даже самое вязкое масло не спасет.

Гоняться ли за синтетикой? Или ситуация та же, что с моторным маслом?

Синтетика более стабильна и потому гарантирует больший ресурс. Кроме того, она имеет более высокий индекс вязкости, поэтому низкотемпературные свойства таких масел лучше. Так что определенная аналогия с моторными маслами есть.

Почему в обозначениях по SAE такие большие цифры, если погода за бортом та же, что и для мотора?

Цифры означают средний диапазон вязкости для класса масла в универсальных секундах Сейболта (SSU). Для трансмиссионных они берутся впрямую, для моторных - делятся пополам.

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

Вопрос о смешивании - можно или нет?

Смотря что смешивать. Масла одинаковых групп по SAE и API теоретически мешать можно, но практически - мы не советуем.

Нужна ли промывка при замене масла?

Если изначально была залита хорошая синтетика, то не нужна.

Можно ли заливать в «ручную» коробку GL-5?

Масло GL-5 предназначено для тяжелонагруженных высокоскоростных гипоидных передач. Его усиленные противозадирные и противоизносные функции обеспечиваются повышенной концентрацией присадок на базе серы и фосфора, которые агрессивны по отношению к цветным металлам. Но на практике элементы трансмиссий индивидуальны, а потому в определенных случаях автопроизводитель может разрешить использовать во всех узлах трансмиссии один тип масла.

МАСЛО В МКПП: КАКОЕ ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ?

Номинация «Экстрим»

Победитель в этой номинации гарантирует защиту коробки при максимальных нагрузках.

Золото у Motul Gear 300.

Номинация «Защита от износа»

Золото у BP Energear и JB .

Серебро взяли ADDINOL, NGN и SRS .

Номинация «Энергосбережение»

Гарантирует лучший КПД. Для бережливых, в общем.

Победители - Motul Gear 300 и Liqui Moly .

Серебро у Mobil Mobilube и ADDINOL .

Номинация «Быстрый прогрев»

Эти масла лучше других преодолевают холодное оцепенение после ночной спячки.

Лучшим оказалось масло SRS .

Серебро взяли BP Energear и Shell Spirax .

Номинация «Цена/качество»

Тут все ясно из названия.

Ясен и победитель: NGN .

Гран-при

Если говорить о максимальной защите (даже для коробок спортивных автомобилей), то здесь с эстеровым маслом тягаться сложно.

Победитель - Motul Gear 300 .

Серебро у Castrol Syntrax, Mobil Mobilube, Eurol Transyn .

Противоизносные и противозадирные свойства масел проявляются в противофазе.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ADDINOL Gear Oil GH 75W-90

Германия

Цена 1 л - 420 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5

Допуски: MIL-L-2105D, VW 501 50

На этикетке ни слова по-русски! Из серьезных плюсов - один из самых высоких показателей защиты от износа. Но тут же в качестве ложки дегтя - скромные результаты по индексу задира и нагрузке сваривания. И низкотемпературные свойства не лучшие.

Разумная цена.

Сравнительно невысокие защитные свойства по задиру.

BP Energear SGX 75W-90 Победитель в номинации «Защита от износа»

Бельгия

Цена 1 л - 470 руб.

SAE 75W-90, API GL-4+

Допуск: Suitable for VW 501 50

Защита от износа самая лучшая, а от задира - хуже, чем у большинства. По показателю износа вплотную приблизилось к очень строгим требованиям ГОСТа для масел более высокой группы - ТМ-5. Хорошие низкотемпературные свойства и самая высокая температура вспышки.

Лучшая защита от износа, доступная цена.

Невысокие значения индекса задира.

Castrol Syntrax Universal Plus

Германия

Цена 1 л - 550 руб.

Допуски: MAN 3343S, 341E3; Scania STO 1:0; MB-Approval 235.8; ZF TE-ML 02B, 05B, 12B, 16F, 17B, 19C, 21B; SAE J2360

Один из лучших показателей защиты от сваривания сочетается с удовлетворительной защитой от износа. Очень низкая температура застывания - с самым низким индексом вязкости. При этом наиболее высокая температура вспышки обещает большой ресурс.

+ Высокая нагрузка сваривания обеспечивает длительную защиту от задира; низкая температура застывания.

- Низкий индекс вязкости.

Eurol Lubricants Transyn Synthetic

Нидерланды

Цена 1 л - 420 руб.

SAE 75W-90, API GL-3/4/5 & MT-1

Допуски: Meets ZF TE-ML 01, 02, 05, 07, 08, Volvo 97310, Scania STO 1:0 BOX; MAN 341 TL/341 Type Z-3; MAN 342 SL/342 Type S-1; MAN 3343 S/SL; MIL-L-2105 B/C/D; MIL-PRF-2105E; DAF ZF TE-ML 02 BOX.

На банке опять ни одного русского слова! Но на «ненашем» языке с одной стороны крупно написано, что синтетическое, а с другой, значительно более мелким шрифтом, - полусинтетика… Чему верить? После испытаний больше верим второму.

Высокая нагрузка сваривания, даже по нашему строгому ГОСТу проходит как ТМ-5.

Худший показатель по износу.

JB GERMAN OIL Hypoid Getriebeoel GL 4 plus Победитель в номинации «Защита от износа»

Германия

Цена 1 л - 520 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5 & MT-1

Допуски: MAN 3343 Type S; Scania STO 1:0; ARVIN MERITOR 0-79-N; SAE J2360; MIL-PRF-2105E; ZF TE-ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19C DAF IVECO

Один из лидеров по количеству допусков от автопроизводителей, вот только из описания непонятно - «одобрено» или «соответствует»? Защита от износа отменная, а индекс задира слабый. Низкотемпературные характеристики на уровне. И при этом наибольшая вязкость при рабочих температурах!

Хорошие защита от износа и низкотемпературные свойства.

Худший в обзоре индекс задира.

Liqui Moly «Высокопроизводительное трансмиссионное масло» Победитель в номинации «Энергосбережение»

Германия

Цена 1 л - 620 руб.

SAE 75W-90, API GL-4 + (GL-4/GL-5)

Допуски: Ford ESD M2C 175-A; VW Norm 50150 (G50); ZF TE-ML 08

Очень недешевое, но в целом невыдающееся масло. Трибологические параметры средние, низкотемпературные свойства хорошие, однако не лучшие, индекс вязкости тоже сравнительно невысокий. И в чем же заключается заявленная «высокопроизводительность»?

Удобная бутылка со встроенной шприц-масленкой, хорошие низкотемпературные свойства.

Дорого для средних параметров.

Mobil Mobilube 1 SHC Fully Synthetic Supreme Performance Gear Oil

Швеция

Цена 1 л - 750 руб.

SAE 75W-90, API GL-5/MT-1

Допуски: Approved MB - Approval 235.8, MAN M 3343 Type S; MAN 341 E3; ZF TE-ML 02B/05B/12B/16F/17B/19C/21B; JSC AVTODISEL YaMZ Gearbox. Meets Scania STO 1:0; ZF TE-ML 07A

Весьма приличные результаты по уровню защиты трансмиссии при высоких нагрузках. Но одновременно самый низкий индекс вязкости предопределяет слабые низкотемпературные свойства. При этом вязкость при рабочих температурах позволяет предположить сравнительно низкие потери на трение в трансмиссии.

Хорошие защитные свойства.

Очень дорого! И странно низкий для синтетики индекс вязкости.

Motul Gear 300 100% synthese Победитель в номинации «Экстрим» «Энергосбережение» Гран-при

Франция

Цена 1 л - 775 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/GL-5, MIL-L-2105D

Масло на основе эстеров сразу выделяется на фоне остальных. У него самые высокие показатели по защите от задира и сваривания, по стойкости масляной пленки. При этом рабочие вязкости не крадут лишних «лошадей» из-под капота. По всем признакам - лидер теста.

Лучшие трибологические показатели по критической нагрузке и защите от задира.

NGN Synthetic Transmission Oil Победитель в номинации «Цена/качество»

Нидерланды

Цена 1 л - 345 руб.

SAE 75W-90, API GL-3/4/5, MT-1

Допуски: отвечает требованиям MAN 341/342/3343; Scania STO 1:0 BOX; MIL-L-2105 B/C/D-PRF 2105E; Volvo 97310; DAF ZF TE-ML 02; ZF-TE-ML 01/02B/05B/07A/08A

Масло с не очень известным у нас именем оказалось самым недорогим, но вполне достойным. По основным параметрам ничем не уступает более именитым, а кое в чем даже превосходит их. А потому получает первое место в номинации «Цена/качество».

Низкая температура замерзания и достаточный уровень основных физико-химических показателей в сочетании с доступной ценой.

Высокая вязкость при рабочих температурах.

Shell Spirax Axle Oil S5 ATE

Швейцария

Цена 1 л - 480 руб.

SAE 75W-90, API GL-4/5

Допуски: Approved Ferrari, Porsche

Заявлено для экстремально нагруженных трансмиссий, однако при этом трибологические показатели по всем позициям невыдающиеся. Но неплохие низкотемпературные свойства и вязкость при рабочих температурах соответствуют заявленному назначению.

Хорошая защита от задира, сравнительно доступная цена.

Высокая вязкость при рабочих температурах увеличивает потери на трение.

SRS Schmierstoffe Getriebefluid 5 L Победитель в номинации «Быстрый прогрев»

Германия

Цена 1 л - 490 руб.

SAE 75W-90, API GL-4 Plus

Масло, не похожее на других. Ярко-зеленого цвета, да и по составу явно отличается. Самый высокий индекс вязкости определяет лидерство по низкотемпературным свойствам. Но вязкость при высоких температурах тоже большая - ждите потерь на трение. Неплохая защита от износа.

Низкие значения динамической вязкости при отрицательных температурах, хороший показатель износа.

Большая вязкость при высоких температурах, не самые высокие противозадирные показатели.

Total Transmission Syn FE

Франция

Цена 1 л - 550 руб.

SAE 75W-90, API GL-4, GL-5, MT-1

Допуски: Approved MAN 3343 Type S; Scania STO 1:0; ZF TE-ML 02B, 05B, 07A, 12B, 16F, 17B, 19C; SAE J2360; MB-Approval 235.8; MACK GO-J

Большая вязкость при низких температурах удлинит прогрев коробки на морозе. При этом и рабочая вязкость приличная, что увеличит потери на трение, зато защитит подшипники. Из существенных плюсов - низкая температура замерзания и высокая температура вспышки.

Хорошие трибологические параметры.

Далеко не лучший индекс вязкости.