Трехдверная лада 4х4. Lada «Нива» (2121) − живая легенда. Проверенная временем классика в обновленной версии

Самый известный внедорожник семейства «Лада» - ВАЗ-2121 «Нива». Впервые он появился в 1977 году. Это был первый полноприводный внедорожник в Советском Союзе, который быстро завоевал популярность не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Автомобиль активно поставлялся на экспорт. В этом году машине исполняется 40 лет. Тем не менее производится она до сих пор. Какие особенности имеет автомобиль «Лада» 4х4 2121? Обзор и технические характеристики внедорожника - далее в нашей статье.

Дизайн

Модель 2121- это трехдверная модификация «Нивы». Также существовал и пятидверный, удлиненный вариант. В простонародье он получил кличку «крокодил». Внешне эти две модели очень похожи, за исключением длины колесной базы.

«Лада Нива 2121» имеет простой дизайн, без каких-либо изысков. В качестве платформы для «Нивы» был взят ВАЗ-2106. Поэтому первые модификации имели схожий салон и технические характеристики. Схожесть была и во внешности. Так, у них одинаковая оптика и задние фонари.

Позже задняя часть слегка модернизировалась. Фары стали вертикальными и интегрированными в крышку багажника.

В таком виде «Нива» производится до сих пор. С целью хоть как-то увеличить продажи, в 2014-м году вышла в серию новая версия «Урбан». Выглядит она следующим образом:

Среди отличий - новая решетка радиатора, зеркала, диски и бампера. В остальном же, эта машина осталась все той же советской «Нивой» с квадратными формами и круглой оптикой.

Что касается габаритов, «Лада Нива 2121» 4х4 является компактным внедорожником. Длина его составляет всего 3,72 метра, ширина - 1,68 метра, высота - 1,64 метра. Колесная база - 2,2 метра, что практически соответствует А-классу. За счет высокого клиренса (в стоке он составляет 22 сантиметра) и короткой базы машина отличается высокой проходимостью. Машина отлично приспособлена для бездорожья. Отзывы говорят, что даже на стандартной резине «Лада-2121» может многим зарубежным джипам. В этом и есть ее главное преимущество.

Салон

Изначально в «Ниве» использовался «жигулевский» салон.

Сначала сюда устанавливалась торпеда с «шестерки», а затем с «пятерки». Салон производящегося на сегодня внедорожника «Лада-2121» выглядит следующим образом:

Панель приборов - с «десятки», руль - с ВАЗ-2107. Даже рычаг КПП такой же, как и на «классике». Единственное, что отличает «Ниву» от «Жигулей», - это два маленьких рычага, отвечающих за блокировку дифференциала и пониженную передачу. Управлять ими достаточно просто. На асфальтированной дороге они размыкаются друг от друга, а на бездорожье их необходимо «сомкнуть».

Если оценивать салон по сегодняшним меркам, то он довольно устаревший. Об этом говорят и отзывы владельцев. Даже в новом «Урбане» используется все та же классическая панель. Исключение составляют электрические стеклоподъемники, кондиционер и подогрев сидений. Но даже это не спасает ситуацию. Салон не очень комфортен. Особенно шумно здесь, когда работает печка. И хоть инженеры АвтоВАЗа говорили о доработках отопителя, в «Урбане» ничего не изменилось. Как и 40 лет назад, здесь все те же грубые переключатели и архаичные сиденья. Между передним пассажирским и водительским креслом располагается небольшой бардачок и прикуриватель. Подлокотника здесь нет даже в максимальной комплектации. Сзади довольно мало места у внедорожника «Лада» 4x4 2121. «Нива» имеет простой диван без выраженных поддержек. Единственный его плюс - возможность трансформации.

Так, объем багажника может увеличиваться с 265 до 585 литров. При этом образуется ровный пол.

Технические характеристики

«Лада-2121» укомплектовывается бензиновым 8-клапанным двигателем объемом 1,7 литра. Его максимальная мощность составляет 83 лошадиные силы. Изначально это был «Жигулевский», полуторалитровый мотор. Путем нехитрых доработок по увеличению объема камеры сгорания, инженерам ВАЗа удалось увеличить мощность, чтобы адаптировать легковой двигатель для хоть и компактного, но все-таки внедорожника.

Агрегатируется этот мотор механической коробкой передач на пять ступеней. Кстати, первые серии внедорожников «Лада-2121» оснащались 4-ступенчатой КПП, что стояла еще на «копейке». В плане обслуживания владельцев ожидают те же проблемы, что и на «Жигулях».

О динамических характеристиках говорить не приходится. Даже при малой снаряженной массе в 1210 килограмм (практически легковушка) разгон до сотни занимает 19 секунд. Максимальная скорость не превышает 137 километров в час. Крейсерская для «Нивы» скорость - 75-80 километров в час. В этом диапазоне достигается оптимальный расход топлива в 10,8 литра по трассе. В городе машина потребляет до 14 литров бензина. Моторы рассчитаны на топливо АИ-92. Хотя ранние версии с легкостью переваривают 72-й бензин.

Ходовая часть

В отличие от УАЗа, здесь более комфортная, пружинная подвеска. Спереди - независимая рычажная система со стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади имеется зависимая подвеска (балка) с телескопическими амортизаторами.

Тормоза, привод

Тормозная система - комбинированная. Спереди стоят дисковые механизмы, сзади - барабанные. Рулевое управление дополнено гидравлическим усилителем (касается современных «Нив» и модификаций «Лада Урбан»). Крутящий момент передается на обе оси. Здесь нет отключаемого привода. По этой причине у столь компактного и легкого внедорожника такой большой расход топлива. Присутствует также раздаточная коробка и жесткая блокировка межосевого дифференциала.

Цены и комплектации

Начальная стоимость новой «Нивы» в комплектации «Стандарт» составляет 455 тысяч рублей. В эту цену входит гидроусилитель, электрические стеклоподъемники, заводская тонировка, полноразмерная запаска, 16-дюймовые и аудиоподготовка.

Комплектация «Люкс» доступна по цене от 488 тысяч рублей. Помимо базового оснащения, сюда входит кондиционер, подогрев передних сидений и точки крепления для прицепного устройства. Литые диски доступны только в исполнении «Урбан», которое в среднем на 100 тысяч рублей дороже.

Нужен ли автомобиль сегодня?

С появлением обновленной «Нивы» 2121 «Урбан», многие стали задаваться вопросом о покупке данного внедорожника. Но так ли целесообразны капиталовложения? Судя по отзывам, производитель мало внимания уделил технической части. В большей степени изменилась внешность благодаря бамперам и уровень оснащения (кондиционер, электропакет). В остальном же, это та же «Нива» со старыми проблемами. В салоне достаточно шумно и некомфортно. В зимнее время печка плохо справляется со своей задачей. Кузов не имеет антикоррозийной защиты. Двигатель - откровенно вялый и прожорливый. Единственное преимущество «Нивы» - это «честный» полный привод с блокировками и высокий клиренс. Настоящая стихия для ВАЗ-2121 - бездорожье. В пределах города использовать этот автомобиль не стоит. Об этом утверждают многочисленные отзывы владельцев. В качестве альтернативы можно приобрести более усовершенствованную «Шевроле-Ниву».

Началось все в далеком уже 1970 году, когда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин в рамках программы «стирания грани между городом и деревней» поставил коллективам ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша» задачу по созданию комфортабельного внедорожника для жителей сельской местности.

Так ВАЗ-2121 менялся в процессе отработки конструкции и совершенствования дизайна

Первый экспериментальный ВАЗ-Э2121увидел свет в 1971 году. Причем его внешний вид был очень далек от того, к чему мы привыкли за сорок лет. По сути, это было шасси с простейшим оперением, на котором отрабатывалась концепция нового автомобиля - внедорожник не имел рамы, что в то время считалось неслыханной конструкторской дерзостью. Изначально машину планировалось оснастить мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами, задней торсионной подвеской и даже системой регулирования давления в шинах, но в дальнейшем решили создать более простой вариант с большой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом моделями, что экономически было оправданно. Этот прототип позволил конструкторскому бюро под руководством Петра Прусова значительно сократить сроки создания автомобиля. Хватит ли двигателя объемом 1,6 литра, достаточно ли надежна коробка, требуется ли машине блокировка межосевого дифференциала и понижающие передачи? Ответы на все эти вопросы были получены именно благодаря ВАЗ-Э2121. Интересно, что испытания автомобиля проводились в строжайшей секретности, а на вопросы интересующихся заводчане отвечали, что испытывают новый румынский внедорожник.

В облике, близком к серийному, ВАЗ-2121 появился в 1972 году. Над дизайном новой машины работал художник Валерий Семушкин. Автомобиль, по замыслу дизайнера, должен был устроить жителей и города, и села. В нем одинаково комфортно должны были себя чувствовать как колхозник, везущий свою продукцию на городской рынок, так и рабочий, решивший выехать за грибами в лес. А так как по техзаданию автомобиль должен был иметь относительно небольшой багажник, запасное колесо, ради экономии места, расположили в моторном отсеке. Тогда размещать запасное колесо на выносном кронштейне за задней дверью считалось не эстетичным. В 1973 году ВАЗ-2Э2121, который выглядел уже почти как известная всем «Нива», был отправлен в испытательный пробег по Средней Азии, после которого обзавелся очистителем фар и задним дворником. На панели приборов появился ахометр, который позволял водителю следить за оборотами при движении на понижающем ряде трансмиссии. В 1974 году автомобиль был выставлен на государственные испытания и в том же году получил свое собственное имя «Нива», которое было запатентовано. Интересно, что на тот момент ГОСТа на испытания такого типа автомобилей не было. Ведь стандартная схема испытаний внедорожников для «Нивы» была слишком сурова, а легковая наоборот… В итоге решили объединить обе программы с учетом универсальности автомобиля. По результатам испытаний автомобиль получил рекомендации к серийному производству и поставке на экспорт. Правда, прежде чем встать на конвейер, машина получила еще некоторые доработки. Так, задние «троечные» фонари заменили на «шестерочные», от «шестерки» взяли и надфарники. Хромированный бампер уступил место алюминиевому. Появилось второе наружное зеркало заднего вида. Первая опытно-промышленная партия автомобилей в количестве 50 штук была отправлена в регионы для подконтрольной эксплуатации. Представители завода постоянно курировали свою новинку, что позволило выявить еще несколько «болячек», которые к апрелю 1977 года были устранены, и «Нива» встала на конвейер.

Помимо продажи на родине, «Нива» активно продвигалась и на зарубежных рынках. За сорок лет более 500 тыс. внедорожников было отправлено за границу. Неприхотливый, но при этом достаточно комфортабельный внедорожник приглянулся покупателям более чем в 100 странах мира. Импортеры активно переоборудовали автомобиль, делая из него пикапы, кабриолеты, стилизуя его по моде. Помимо этого, сборка модели была налажена в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили, Эквадоре. Экспортировалась «Нива» даже в Японию, став единственным советским автомобилем, официально продававшимся в этой стране. Кстати, японцы, отдавая дань уважения генеральному конструктору «Нивы», подарили в 1986 году Петру Прусову рекламный проспект своей будущей Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

В 1978 году ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. Немало на счету «Нивы» и рекордов. Так, в 1998 году Нива своим ходом поднялась на Эверест, на высоту 5200 метров, в том же году, будучи сброшенной с парашютом, она оказалась в Арктике и своим ходом добралась до Северного полюса, а уже в следующем году забралась в Гималаи на высоту 7260 метров. Побывала она и на Фудзияме. О надежности машины говорит и то, что серийный автомобиль смог отработать без серьезных поломок целых 15 лет в Антарктиде на станции «Беллинсгаузен». И это при полном отсутствии дорог. Немало на счету «Нивы» и спортивных достижений: многократное участие в ралли «Париж–Дакар», ралли «Атлас», «Камерунское ралли» и прочие заслуги.

В 2001 году история ВАЗ-2121 как «Нивы» завершилась. Обладателем исключительной лицензии на товарный знак «Нива» стало СП «Джи Эм - АвтоВАЗ». Но история самого автомобиля продолжилась и продолжается под именем LADA 4X4.

1998. «Нива» побывала и в Антарктиде (1990 г.), и на Северном полюсе (1998 г.), не раз покоряла своим ходом вершины и одерживала победы в ралли марафонах

1999. В 1999 г. «Нива» поднялась на высоту 5726 м в горах Тибета. До нее на такую высоту колесная техника своим ходом не поднималась

ВОТ УЖЕ 40 ЛЕТ LADA 4X4 СТОИТ НА КОНВЕЙЕРЕ ВОЛЖСКОГО АВТОГИГАНТА. МНОГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЗА ЭТО ВРЕМЯ ОНА СОВСЕМ НЕ МЕНЯЛАСЬ. ЧТО Ж, НАДЕЕМСЯ РАЗУВЕРИТЬ ВАС В ЭТОМ. ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ МЫ ПРИВЕДЕМ ЛИШЬ САМЫЕ ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ЕСЛИ ЖЕ ГОВОРИТЬ О МЕЛКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ, ТО ЕЕ ЗА ЭТО ВРЕМЯ БЫЛО СТОЛЬКО, ЧТО ХВАТИЛО БЫ НЕ НА ОДНУ СТАТЬЮ.

Сборка первого серийного автомобиля ВАЗ-2121 «Нива».

Начало производства экспортной модификации ВАЗ-21212 с правым рулем. Автомобиль производился ограниченными партиями, прежде всего для английского рынка. Также машины поставлялась в Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Японию и на Ямайку.

Завершены государственные испытания плавающей модификации «Нивы» - ВАЗ-2122 (проект «Река»). Госкомиссия рекомендовала автомобиль к постановке на производство. Автомобиль позиционировался как армейский внедорожник для командира роты, но в открытом документообороте завода проходил как «автомобиль для рыболовов и охотников».

Начало производства модификации с двигателем 21214 с центральным впрыском топлива. Внесение большинства изменений в конструкцию двигателя связано с переходом на систему впрыска, введением элементов, обеспечивающих выполнение экологических норм Евро-2 и использованием гидрокомпенсаторов. Установка на автомобиль ГУРа потребовала дополнительной доработки элементов двигателя.

Начало производства модификации ВАЗ-21213 с двигателем 1,7 л, 5-ступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом. В частности, увеличилась третья дверь, что существенно снизило погрузочную высоту. Также автомобиль обзавелся новой светотехникой.

Начало выпуска модификации ВАЗ-21215 с дизелем Peugeot XUD9. Она мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в комплектацию входили иные бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.

Начато производство автомобилей ВАЗ-2131 с увеличенной колесной базой и пятидверным кузовом в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа.

Начато производство удлиненной на 300 мм трехдверной модификации ВАЗ212180 «Фора» фирмой ПСА «БРОНТО».

Начато производство пикапов ВАЗ-2329 на базе ВАЗ-2131 в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа. Грузоподъемность автомобиля составляет 4 человека и 350 кг груза.

Запуск в серию модификации ВАЗ-21214 с ABS и BAS. Автомобиль частично унифицирован с Niva-Chevrolet. В частности, на него было установлено новое сцепление компании Valeo. В результате ресурс этого узла увеличился вдвое, а сам автомобиль стал менее подвержен вибрации из-за усиленной демпферной пружины и увеличенного диска.

В соответствии с законодательством на все автомобили Lada 4х4 внедрены дневные ходовые огни в надфарниках. Внедрены катафорезный грунт и окраска металликами с гарантией на сквозную коррозию кузова до 6 лет.

В промежуточном вале карданная крестовина заменена ШРУСом, что снизило вибрации, исходящие от трансмиссии, и существенно улучшило комфорт автомобиля. Введен новый вакуумный усилитель тормозов увеличенной размерности - с 8 до 9 дюймов, применен новый главный тормозной цилиндр диаметром 22,22 мм вместо 20,64. Следствием модернизации стала надежность и долговечность тормозной системы, увеличился пробег до смены тормозных колодок. Увеличена размерность амортизаторов, проведена оптимизация длины и характеристик демпфирования, что позволило увеличить динамическую энергоемкость подвески, ход подвески со 150 до 170 мм, существенно снизить эффект галопирования автомобиля, увеличить ресурс амортизаторов.

Начато производство комплектации ВАЗ-21214 «Урбан» с измененным внешним видом (бамперы, решетка радиатора), электропакетом, системой кондиционирования воздуха и электроподогревом сидений. Увеличена длина щеток стеклоочистителя с 330 до 410 мм (расширена зона очистки лобового стекла). Применены двухструйные жиклеры омывателя лобового стекла (повышена эффективность омывателя).

Осуществлен переход на нормы токсичности Евро-5+, введен модернизированный ступичный узел с нерегулируемыми подшипниками. В базовой комплектации автомобили оборудуются электростеклоподъемниками и ABS. Внесены изменения в конструкцию переднего моста: его отсоединили от двигателя и установили на передней подвеске. Это решение привело к снижению вибраций, что позволяет при необходимости установить на автомобиль другой (новый) силовой агрегат.



Lada Niva 21214 - отечественный вседорожник, который выпускается более 40 лет и сдавать своих позиций не намерен. За время существования автомобиль высокой проходимости претерпел незначительные изменения, но все же остался узнаваем. Достоинства трехдверного универсала трудно не оценить - при относительной легкости кузова он очень надежен, имеет достаточную мощь для преодоления различных препятствий. Lada Niva 21214 уверенно проходит там, где начинают буксовать и более серьезные автомобили. Современная модель после нескольких доработок осталась такой же мощной и стремительной, но при этом стала максимально комфортной для водителя и пассажиров.

Проверенный временем автомобиль, идеальный для российских дорог

Лада Нива 21214 - функциональный универсал, который обязательно найдет свое применение и в городе, и в сельской местности. В салоне авто достаточно места для пассажиров, но при этом строение кузова может порадовать и вместительным багажником. Объем багажного отсека современной версии Лада Нива 21214 в стандартном виде составляет 265 литров, а со сложенными сиденьями - 980. Трехдверный автомобиль имеет широкую и удобную в обращении дверцу багажника и две передние двери для водителя и пассажира, всего же мест в салоне - пять. Технические возможности вездехода не позволяют ему чрезмерно разгоняться на дороге, он может развивать стандартную для моделей данной категории скорость 137 км/ч, разгоняясь до 100 км/ч за 17 секунд. Машина отличается отличной устойчивостью и управляемостью - в любых погодных условиях, на сложной трассе авто не теряет сцепления с дорожным покрытием, в чем ему помогают полный привод и гидроусилитель руля.

Проверенная временем классика в обновленной версии

Lada 4x4 незаменима для ведения хозяйства в сельской местности, также полноприводную модель можно задействовать для грузоперевозок, путешествий. Благодаря полному приводу, надежному кузову и серьезной мощности вседорожник не чувствует никаких преград и преодолеет путь, который не в состоянии пройти другие автомобили. При таких серьезных достоинствах модели несомненным плюсом будет ее доступная цена - особенно если делать покупку у официального дилера и проходить обслуживание в фирменном сервисном центре. Также трехдверная версия знаменитого вездехода может похвастаться экономичным расходом топлива, что делает ее доступным и рациональным приобретением.

Если вы хотите ознакомиться с полным обзором характеристик автомобиля и наглядно убедиться в его мощности, советуем посетить салон в Москве “Инком Авто”. Купить автомобиль можно по ценам производителя - в наличии все имеющиеся цвета и комплектации.

Легендарный автомобиль

Обзор и описание популярного внедорожника ВАЗ-2121 Нива и последующие его модификации, такие как 21213,21214, Нива 2131 стоит начинать с краткой истории создания.

С конвейера ВАЗ 2121 Нива сошел в 1977 году. Этот автомобиль был сделан в трехдверном кузове универсал. Отличался он тем, что при сильном сходстве с обычным легковым автомобилем 2121 Нива обладала полным приводом, что относило ее к классу внедорожников. Многие комплектующие были позаимствованы с седана 2106. Несмотря на незавидные технические характеристики, ВАЗ 2121 продемонстрировал хорошие показатели проходимости. Модель была насколько популярна в народе, что выпускается и ныне без особых изменений в кузове. На фото автомобиль тех времен и внедорожник, выпускающийся сейчас, практически не отличаются. В силовые же агрегаты и трансмиссию постоянно вносились изменения, которые только улучшали технические характеристики и показатели автомобиля.

ВАЗ 2121 выпускался с года выхода с конвейера и по 1994 год, что является доказательством того, что автомобиль у конструкторов получился надежный и пользовался спросом.

В 1994 году на смену 2121 Нива вышла обновленная версия внедорожника под маркировкой Нива 21213, а через некоторое время добавилась еще одна версия — 21214, которая отличалась от последней модернизированным силовым агрегатом. С 2006 года обе эти версии выпускаются под общим брендом Нива 4х4.

Габаритные размеры

Современный ВАЗ 2121 Нива все так же является компактным внедорожником с несущим кузовом, поэтому и габариты автомобиля не очень большие. Длина 2121 Нива составляет 3,74 м. Параметры ширины и высоты тоже не особо впечатляющие:

  • в ширину этот внедорожник — 1,68 м,
  • показатель высоты лишь немного уступает ширине — 1,64 м.

Салон авто

Высокие показатели проходимости у ВАЗ 2121 обусловлены тем, что у него хороший дорожный просвет. Несмотря на его компактные размеры, клиренс автомобиля составляет 220 мм.

Стоит также обратить внимание на модель ВАЗ 2131. Особенность данного автомобиля заключается в том, что он выполнен в 5-дверном кузове. Для того чтобы была возможность установить две дополнительные двери, кузов удлинили на 50 см. Остальные же габаритные размеры, такие как высота, ширина и клиренс, остались без изменений.

Двигатели и трансмиссия

Как уже говорилось, первые внедорожники под маркировкой 2121 комплектовались двигателями от легкового автомобиля 2106. Модели же 21213 и 21214 модернизировались с целью улучшения их технических характеристик.

Двигатель Нива 21213 получил новые системы питания и зажигания, что позитивно сказалось на расходе топлива, но при этом сам двигатель получил несколько больший объем камер сгорания. Если у первых 2121 Нива силовая установка обладала объемом 1,6 литра, то после модернизации этот показатель увеличился до 1,7 л. Эта силовая установка получила карбюраторную систему питания с применением карбюратора «Солекс» и безконтактную систему зажигания. Такой двигатель позволял развивать 82,8 л.с. У ранней версии 2121 характеристики мощности были меньше, двигатель выдавал 80 л.с.

Пришедшая на смену 21213 модель 21214 обладает теми же показателями объема и мощности, что и предшественница, но на ее двигателе уже используется централизованный впрыск топлива. У 2131 Нива поначалу использовался двигатель от ВАЗ 21213, но со временем его заменили. На данный момент ВАЗ 2131 Нива поступает к владельцам с силовой установкой на 1,8 литра, которая способна развить 84 л.с.

Багажник машины

Первые 2121 Нива комплектовались механической коробкой переключения передач и двухступенчатой раздаточной коробкой с возможностью блокировки межосевого дифференциала. Но с появлением нового семейства ВАЗ 21213 Нива, старую коробку заменили на 5-ступенчатую. Раздаточная коробка так и осталась двухступенчатой. Эту же трансмиссию получили модели 21214 и удлиненная ВАЗ 2131 Нива. Привод у всего семейства 2121 Нива является постоянным — полным.

Поскольку 2121 является внедорожником, то скоростные характеристики не являются достоинством авто. Максимальная скорость для автомобиля составляет всего 135 км/ч. А разгоняется он до 100 км/ч за 19 секунд.

У ВАЗ 2131 Нива с агрегатом 1,8 литра эти характеристики несколько отличаются. Данное авто может разогнаться до 140 км/ч, но вот 100 км/ч удлиненный внедорожник набирает за 20 секунд.

Такая характеристика, как потребление топлива для всего семейства 2121 остается на уровне 10-12 литров.

Культовый советский и российский внедорожник ВАЗ 2121 «Нива», известный с 2006 года как Lada 4×4, встал на конвейер 5 апреля 1977 года и серийно производится до сих пор. За это время автомобиль претерпел несколько модернизаций, однако от начальной концепции недорогой и сугубо утилитарной машины уйти так и не смог. Но может это и к лучшему, ведь именно за эти качества «Нива» и полюбилась россиянам и продолжает пользоваться спросом и сейчас.

Трехдверная Lada 4×4 имеет простой внешний вид, который начисто лишен каких-либо дизайнерских изысков. Сущность автомобиля проявляется моментально – этакий небольшой внедорожник с «квадратными» формами, круглой оптикой головного света, компактными задними фонарями, небольшими и практичными бамперами, а также солидным дорожным просветом, готовый сходу штурмовать бездорожье. Но все-таки выглядит «Нива» морально устаревшей. Поэтому ни большие зеркала, позаимствованные у Chevrolet Niva, ни дневные ходовые огни (к сожалению, не светодиодные), расположенные в «надфарниках» и загорающиеся при включении зажигания, не способны осовременить машину.

Ну а теперь о конкретных цифрах. При снаряженной массе 1210 кг, длина трехдверной Lada 4×4 насчитывает 3720 мм, в то время как в высоту и ширину автомобиль простилается на 1640 и 1680 мм соответственно. Ширина передней колеи у «Нивы» составляет 1430 мм, задней – на 30 мм меньше. Благодаря небольшой колесной базе (2200 мм), солидному дорожному просвету (220 мм) и коротким свесам она отлично приспособлена для поездок за пределами дорог.

Внутри российского внедорожника все старомодно и бесхитростно, но ведь дизайн интерьера не столь важен для сугубо утилитарной модели. Салон автомобиля выполнен из дешевых и дубовых пластиков, хотя сиденья обшиты достаточно приятной тканью. Сборка заметно хромает, о чем свидетельствуют зазоры между деталями и дребезжания со сверчками, которые имеют место быть во время движения.

Интерьер Lada 4×4 родом из прошлого века. Приборная панель позаимствована у Samara-2, отличается она неплохой информативностью, а показания отменно считываются практически при любых условиях. Для центральной панели можно применить такой термин, как минимализм. Кроме дефлекторов и «ползунков» системы вентиляции и отопления да нескольких кнопок, ничего на торпедо и нет. Но даже в этой ситуации не обошлось без эргономических просчетов – замок зажигания расположен по левую сторону от рулевой колонки, а справа на его привычном месте базируется кнопка активации аварийной сигнализации.

Передние сиденья не назовешь эталоном эргономики, однако они достаточно удобны. Руль не регулируется вообще, поэтому с размещением у некоторых людей могут возникнуть проблемы. А вот с размещением задних пассажиров у трехдверной Lada 4×4 имеются серьезные проблемы – во-первых, залазить на второй ряд через передние двери не совсем удобно, во-вторых, диван наделен не удачным профилем и пространства в ногах очень мало, в-третьих, сидеть сзади не безопасно из-за отсутствующих подголовников.

«Нива» с тремя дверьми имеет скромное багажное отделение – его объем в стандартном состоянии составляет всего 265 литров. Заднее сиденье трансформируется, благодаря чему «трюм» увеличивается до 585 литров, при этом получается ровная грузовая площадка и достаточно широкий проем для перевозки крупногабаритных предметов.

Технические характеристики. На Lada 4×4 устанавливается бензиновый 8-клапанный «атмосферник» с четырьмя рядно расположенными цилиндрам, рабочий объем которого равен 1.7 литра. Двигатель отвечает экологическим требованиям Евро-4, а рассчитан на применение топлива АИ-95. Он генерирует 83 лошадиные силы при 5000 об/мин и 128 Нм предельной тяги при 4000 об/мин. Сочетается мотор с 5-скоростной «механикой».

«Нива» доступна исключительно с полноприводной трансмиссией. Межосевой дифференциал направляет крутящий момент на переднюю и заднюю оси в пропорции 50:50. В угоду проходимости автомобиль оснащен понижающей передачей в раздаточной коробке и принудительной блокировкой межосевого дифференциала.

Ни для кого не секрет, что трехдверная Lada 4×4 не предназначена для покорения скоростных рекордов, о чем говорят и цифры. Чтобы ускориться с места до 100 км/ч, внедорожнику необходимо 19 секунд, а его максимальная скорость ограничена на отметке 137 км/ч. При скромной мощности, аппетит «Нивы» умеренным не назовешь – в смешанном цикле она кушает 10.8 литров бензина, а в городском режиме расход топлива может достигать 13 литров.

На передних колесах применена независимая подвеска с многорычажной схемой, винтовыми пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости, а на задних – зависимая подвеска с жесткой скручиваемой балкой, телескопическими амортизаторами и винтовыми пружинами. Конструкция тормозной системы представлена дисковыми механизмами спереди и барабанными сзади. Для облегчения управления на Lada 4×4 установлен гидравлический усилитель.

Комплектации и цены. На российском рынке трехдверная «Нива» продается в двух комплектациях – «Стандарт» и «Люкс». Автомобиль в базовой версии стоит от 364 500 до 375 200 рублей, а список его оснащения включает в себя лишь тканевый салон, усилитель руля, складывающееся заднее сиденье, крепления Isofix, штатный иммобилайзер и стальные диски. «Нива 2121» в топовом исполнении оценена в 385 500 рублей, при этом она дополнительно щеголяет кондиционером.