Все летающие транспорты. Знакомьтесь - VC200 Volocopter, персональный летающий транспорт будущего. Суборбитальный космический корабль Space Ship Two

Научно-фантастические произведения и фильмы нередко повествуют нам о том, что в будущем человечество откажется от колёсного транспорта и перейдёт на летающие автомобили. Но время идёт, а воздушное пространство рассекают лишь самолёты да вертолёты. Так когда же появятся летающие машины?

Особенности такого вида транспорта

В идеале летающий автомобиль компактен и не нуждается в особых условиях для взлёта. То есть он может просто храниться в гараже и осуществлять взлет прямо оттуда. Но самое главное то, что такой вид транспорта должен быть доступным среднему классу населения .

Как правило, большинство концептов автомобилей будущего подразумевают возможность передвижения как по воздуху, так и наземным образом. Управление летающей машиной должно быть предельно простым и интуитивно понятным.

Не стоит забывать, что мы говорим о технологиях будущего, когда должны появиться новые виды топлива и энергии . Поэтому заправка или подзарядка летающей машины не должна обходиться в копеечку. Да и уровень загрязнения окружающей среды у такого автомобиля должен быть сведён к минимуму.

Современные разработки в направлении «дорожно-воздушного» транспорта ведутся с учётом перечисленных данных, однако ставка делается в основном на то, чтобы машина могла хотя бы в воздух подняться…

Существующие модели

Формально летающие машины уже существуют в виде экспериментальных моделей. Из нескольких десятков прототипов мы выбрали тройку самых перспективных.

Terrafugia TF-X

Производители позиционируют своё творение как первый в мире полуавтономный гибридный летающий автомобиль , и он во многом соответствует этой формулировке.


TF-X имеет компактные размеры и поместится в любом гараже

Преимуществом этого авто является его возможность вертикального взлёта. Передвижение возможно как по воздуху, так и по земле. К слову, вмещает он аж четверых пассажиров.

Полуавтоматическая система реагирует на препятствия и плохую погоду, самостоятельно производит посадку в экстренных ситуациях, уведомляя о своём действии авиадиспетчеров. К тому же, TF-X оборудован парашютной системой.

Взлёт и посадка не потребует особых навыков от водителя (пилота?) – за это будет отвечать автопилот . Да и весь полёт в основном осуществляется под управлением компьютера, а пользователю нужно только задать пункт назначения. Система просчитает, хватит ли топлива и заряда для полёта, проанализирует особенности рельефа и погодные условия.

Интересно, что пропеллеры, поднимающие автомобиль в воздух работают на электромоторах, а толкающий винт, обеспечивающий движение вперёд, приводится в движение газовой турбиной. Таким образом, без подзарядки и дозаправки TF-X сможет преодолевать более 800 км.

Сейчас разработчики трудятся над решением таких вопросов, как повышение безопасности автомобиля и упрощение управляемости.

Пока что ориентировочная стоимость Terrafugia TF-X близка сумме в 300 тыс. долларов, но производители обещают, что через некоторое время его можно будет приобрести по цене машины премиум-класса.

Уже в 2017 году словацкая компания AeroMobil готовится к продажам летающих автомобилей собственного производства.

Это транспортное средство приспособлено для комфортной езды и полётов. Непосредственно перед взлётом у Аэромобиля по бокам «расправляются» крылья. Речи о взлёте прямо с автострады пока и быть не может – для этого придётся использовать взлётную полосу ближайшего аэродрома . Соответственно, и без лицензии пилота пока не обойтись.

Кабина рассчитана на 2-х человек. В качестве топлива используется обычный бензин.

Для улучшения лётных качеств, корпус этого авто сделан из специально подобранных композитных материалов. В воздухе AeroMobil может разогнаться до 200 км/ч и преодолеть около 700 км. В перспективе он будет оснащаться автопилотом.

Производители говорят, что стоимость автомобиля-самолёта будет на уровне спорткара и легкомоторного самолета.

А вот этот летающий автомобиль можно приобрести уже сегодня . Двухместный Transition менее чем за минуту может трансформироваться из наземного транспортного средства в воздушное.

Скорость, которой достигает авто в полёте, может составлять 185 км/ч, при этом дальность полёта – 790 км. В качестве топлива используется бензин.

Тем не менее, для безопасного взлёта необходима ровная взлетная полоса протяжённостью в 500 метров.

Terrafugia Transition сертифицирован и как средство передвижения по дорогам общего пользования, и как «лёгкий спортивный самолёт».

Стоимость этого летающего автомобиля – 280 тыс. долларов.

Летающий автомобиль 1946 года

Идея летающих машин отнюдь не нова. Уже в середине 20 века инженеры всерьёз задумывались о разработке подобного средства передвижения. И более того была создана модель, соответствующая представлениям о летающем автомобиле. Хотя скорее это был самолёт, который трансформировался в наземное транспортное средство.

Речь идёт об , и он действительно заслуживает внимания. Разработкой Амфибиана занялся Роберт Фултон в 1946 году. И в целом ему удалось приспособить самолёт к дороге.

Этот летающей автомобиль стал первым, получившим сертификат Управления гражданской авиации Соединенных Штатов .
Для трансформации автомобиля в самолёт необходимо было закрепить крылья и хвост, пропеллер крепился к фюзеляжу.

Перегруженность автомобильных трасс вынуждает людей осваивать новые виды воздушного транспорта, к числу которых относится летающий автомобиль.

Интенсификация разработок этого типа объясняется тем, что по сравнению с вертолетами они имеют ряд преимуществ:

  • экономичность – такие ТС работают на электричестве, что значительно выгоднее;
  • мобильность – можно использовать даже в условиях города;
  • безопасность – вероятность крушения такого аппарата гораздо ниже, чем у вертолета;
  • доступная цена – в перспективе такую покупку позволить себе сможет каждый.

Летающая машина Атаманова – лидер отрасли

Можно было бы предположить, что лидерами в этой отрасли являются американские корпорации и частные разработчики. Но нет! Россия в этом сегменте не только не уступает, а даже опережает США. Столь крепкие позиции обеспечиваются компанией Hoversurf, руководитель которой – Александр Атаманов. Эта фирма уже успела произвести фурор своими летающими байками Scorpion 3 Hoverbike, ролики с полетами которого собирают в Youtube миллионы просмотров и лайков.

Отечественные новаторы не только разработали и построили интересный концепт, они активно его продвигают в широкие массы. Подтверждением является тот факт, что компания готовится к серийному производству ховербайков, уже сейчас 2000 покупателей отправили заявки на приобретение новинки по предзаказу. В первую очередь транспорт рассчитан на покупателей, которые предпочитают активный отдых и экстремальные развлечения, но в будущем модельный ряд значительно расширится.

Перспективы развития

Уже сейчас в офисе компании в Сколково стены увешаны чертежами новой модели Hoversurf Formula. Это пятиместный беспилотный автомобиль, передвигающийся по воздуху. Изначально его предполагалось делать по пропеллерной схеме, однако маркетинговые исследования показали, что наличие в непосредственной близости от пассажиров вращающегося пропеллера является негативным фактором при реализации. Именно поэтому был выбран альтернативный вариант – блоки электрических вентиляторов в кольцевых обтекателях, выполненных по технологии EDF (Electric Ducted Fan). Однако эта технология имеет значительно меньший КПД. Решить проблему удалось путем создания в кольцевом обтекателе дополнительных воздухозаборных отверстий. В результате получилось компактное транспортное средство, которое сможет осуществлять перелеты на расстояние 450 км. Чтобы добиться такого результата, была использована нестандартная конструкция: 48 турбин, которые работают в режиме коптера, убраны в стойки-обтекатели. Для режима горизонтального полета предусмотрено раскладное крыло и 4 турбины.


Транспорт, передвигающийся не касаясь земли и которым можно пользоваться без особых тяжело осваиваемых навыков – это наше будущее. Но каким он будет, как будет выглядеть и как далеко можно будет передвигаться? А главное, будет ли он безопасным для пассажира и окружающих?

Давайте посмотрим на то, что мы имеем уже сегодня и попытаемся заглянуть в уже не столько далекое будущее. Некоторые компании не так давно показали разработки в области так называемых Hover бордов. Это была, в частности, Lexus со своим проектом под названием Slide и Hendo Hover, показавшая Hoverboard Hendo. Но обе эти доски могут парить только при особых искусственно созданных условиях. Проекты были призваны обратить внимание на технологии и возможность создать реальный ховерборд, а не представить транспорт будущего.

А вот проект FLYBOARD AIR уже демонстрирует полную автономность летающего транспортного средства. Но проблема флайборд эйр заключается в том, что для управления такой штуковиной нужно обладать хорошей физической формой и быть отважным экстремалом. А бак с топливом на спине представляет дополнительную угрозу пилоту. Сам Фрэнки Запата пилотирует свой борд целой командой, чтобы обеспечить свою безопасность. Именно этой доске и самому Френки принадлежит рекорд по дальности полета на hover борде, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Он составил 2 километра 252 метра, который френки пролетел за 3 минуты 55 секунд.

Следующее летающее устройство для быстрого перемещение в воздухе – это реактивный рюкзак JB-9 основателя компании Jetpack Aviation. Этот рюкзак уже не требует от пилота развитого чувства равновесия, но все еще представляет класс экстремальных способов передвижения и также не подойдет для повседневного использования.

Самые яркий представитель реактивных рюкзаков это Jetpack Jetman летчика изобретателя Ива Росси. Ранец с двумя реактивными двигателями может развивать скорость до 300 километров в час. Система безопасности Jetman состоит из трех парашютов: основного, запасного и личного парашюта для пилота. Полного топливного бака хватит на десять минут полета, как и двум предыдущим представителям воздушного транспорта нового поколения. В отличие от них, при скорости 300 км в час, Jetman способен пролететь гораздо большее расстояние. И все же в таком виде это все еще опасная летающая машина. Да и посадка возможна только с парашютом. Не каждый решится на такие полеты, даже если представить, что устройство можно будет брать напрокат, как обычные автомобили, а полеты будут полностью разрешены.

Так какими же свойствами должен обладать воздушные средства передвижения будущего? В первую очередь, это безопасность и возможность управления без владения особыми навыками. Нажал кнопку и полетел. И такое аппарат уже существует.

На выставке в Лас Вегасе был показан мультироторный агрегат под названием Ehang 184. Машина представляет собой соосный октокоптер. На 4 лучевой раме расположены 8 моторов. Именно 8 моторная конструкция как раз и обеспечивает потребность в безопасности. При выходе из строя одного из двигателей, коптер не рухнет, как это произошло бы в случае с квадрокоптером. Аппарат продолжит полет и сделает посадку в ближайшем подходящем месте. Закрытая кабина предназначена для одного пассажира, именно так, не пилота. Ehang 184 не требует управления. Пассажир просто указывает на карте пункт назначения и отправляется в полёт, как в обычном такси, только без водителя.

При нештатной ситуации управление полетом может перехватывать с Земли диспетчер. С точки зрения обычного человека этот коптер на сегодняшний день представляет самый привлекательный способ передвижения. Конечно, для замены автомобиля даже этому транспорту и его создателям предстоит пройти еще через массу трудностей. Связаны они не только с технической частью, но и с легализацией полетов. Но прогресс вряд ли что-то остановит и рано или поздно летать будет также просто, как сегодня передвигаться на обычном автомобиле.

Чуда не произошло, как и в начале третьего тысячелетия, когда мы, по Рэю Брэдбери, должны были колонизировать Марс. Часто говорят о пророчествах научной фантастики, но не нужно забывать и о неудачных прогнозах - катастрофически красивых, но все-таки провалах.

Где же летающие автомобили?

Техника под таким названием есть, но на деле это только гибрид машины с самолетом. И, хотя последние образцы выглядят футуристично , они весьма и весьма затратны и мало похожи на антигравитационный транспорт в «Пятом элементе». Ещё дальше от него другие разработки, схожие по устройству с вертолетом , или вовсе оснащённые парашютом и задним пропеллером . Тут скорее на ум приходит другая фантастика - Карлсон, который живет на крыше. Обаятельно, но инновационностью здесь и не пахнет.

В фильмах и компьютерных играх мелькала и другая версия индивидуального транспорта - реактивный ранец. Его, например, показывали в «Звездных войнах» и «Робокопе». Но и тут до массового употребления дело не дошло, и вряд ли скоро дойдёт - топлива хватает всего на полминуты полёта, причём эти объёмы обходятся в круглую сумму.

Сами мы, видимо, уже настолько не ждём чудес, что радуемся даже такому творению китайского инновационного гения, как «портальный автобус» . Зато он реален, как и монорельс в Москве или японский поезд, развивающий скорость до 603 км/ч .

И всё же, для человеческого воображения границы недопустимы. Научная фантастика прошлого, да и просто фантазии наших предков на тему будущего обрели особое очарование и новое наименование - «ретрофутуризм». Романтическая, восторженная любовь к технологиям и желание предвосхитить будущие открытия - это может сегодня и умилять, и вдохновлять.

Переизобрести колесо

Еще до того, как автомобиль захотели «поднять в воздух», возникали идеи его усовершенствовать. Причём в самом главном - изобрести колесо по-новому! Японский журнал в 1936 году представил концепт авто с шарами вместо обычных шин: по мнению авторов, эта идея обеспечила бы транспорту плавный ход. Не такая уж бессмысленная задумка, по мнению даже современных инженеров. В 2016 году подобную разработку представила американская компания Goodyear , крупнейший производитель шин.

Гигантомания родила другое воображаемое чудо техники - корабль на огромных колесах, который должен был, по мысли изобретателя, бороздить пески Сахары и решить проблему с транспортом в регионе. Борьба с самумами и прочими бедствиями пустынь, включая жару, была предусмотрена конструкцией, и инженер обещал «поездку, которая превратится в приятное путешествие по тем местам, где тысячи поколений боролись тщетно со стихийными силами и гибли в неравной борьбе». Так об этом писал журнал «Вокруг света» в 1927 году . Неизвестно, насколько удачной была идея - до воплощения дело все равно не дошло. Хотя можно предполагать, что на обещанное кондиционирование такой машины, да еще и на преодоление песков зубчатыми колесами уходила бы уйма ресурсов.

Для общественного пользования, правда, предлагались как раз компактные модели. В 1947 году инженер Эдуард Верейкен из Брюсселя запатентовал дицикл - самоходную коляску , состоявшую из двух огромных колес и открытой кабины посередине. Сам изобретатель утверждал, что транспорт может разгоняться до 185 км/ч - но верится в это с трудом. Да и безопасность пассажиров остается под вопросом. Только в шведском аналоге 1999 года за авторством Йонаса Бьеркхольтца были учтены все проблемы конструкции. Но используют его сейчас только для развлечения публики.

Поезда были другой излюбленной темой инженеров и мечтателей. Много надежд возлагали на монорельсы, хотя представляли их довольно необычно - например, так или вот так . Но и обычные поезда видели куда более совершенными в будущем - комфортабельными, просторными, да ещё и с видом на звёзды .

«Корабль пустыни» по версии 1927 года.

Каждому человеку - по вертолету!

Где фантазия разворачивалась на полную - так это летающий транспорт. Воображение наших предков породило и тарелочного вида самолёты , и самолёты с крыльями внизу и турбодвигателями в носовой части , и даже самолёты-подлодки . Всего не упомянешь - вы можете и самостоятельно посмотреть галереи на Reddit или подборки по ключевым словам на Pinterest .

Но что особенно трогает во всех этих проектах, так это вера в общедоступность транспорта будущего. Человек только-только покорил воздух, а американские журналы пишут: «Helicopters for Everybody!» («Вертолеты в каждый дом!»). И среди всех этих вырезок из прессы почти вековой давности можно увидеть рисунки личных самолетов. Тогда и правда ждали от будущего только стремления вверх, и научного прогресса, и качества жизни каждого.

Верится ли теперь в это, когда стоишь в час пик в пробке? Или когда трясёшься на верхней полке плацкартного вагона? Зажимая в руке смартфон, вычислительные мощности которого, как известно, выше оборудования NASA в 1969 году?

XXI век ещё не состоялся - уж точно не состоялся таким, как его ждали поклонники технического прогресса. Но будущее, как выяснилось, непредсказуемо. Медленными темпами, но оно приходит - предлагаем ознакомиться с футуристическим транспортом настоящего.

Сегодняшнее будущее

Сегвей стал одним из самых модных видов личного транспорта за последнее время, технологичным конкурентом для велосипедов и самокатов. В чем его футуристичность? «Рулить» вам придётся исключительно своим телом: гироскоп и другие датчики в его устройстве реагируют на наклон. И только поворачивать придется рукояткой или специальной колонкой. Полностью интуитивным является управление гироскутером и моноциклом - надо сказать, именно эти разновидности сегодня и популярны.

В Набережных Челнах и Москве сегвей использует даже полиция. Во многих городах появились пункты проката, где можно на время стать обладателем двухколесной «самоходной коляски» или моноцикла. На рынке моноцикл может стоить до полумиллиона рублей, но за 20-30 тысяч вполне реально купить заполучить моноцикл, выдерживающий без подзарядки 15 километров.

Другой представитель современного электротранспорта - электромобиль. Будучи изобретен ещё раньше привычных нам авто, работающих на топливе, он все ещё остаётся символом будущего. Причин тому много: и экономия ресурсов, и экологичность, и независимость от конъюнктуры нефтяного рынка. Прокатиться на электромобиле сегодня проще всего, особенно для жителей Москвы и Санкт-Петербурга: достаточно обратиться в службу такси, в автопарке которой есть такие модели. В Яндекс.Такси, например, не так давно появился одним из наиболее совершенных электрокаров, Tesla Model S. Возможности его впечатляющие: буквально за несколько секунд он способен разогнаться до 100 км/ч, при этом ход практически бесшумен.

Самый инновационный транспорт, который известен россиянам - это, конечно, московский монорельс, «тринадцатая ветка метро». В полной мере он начал функционировать еще в 2008 году, но даже сейчас не все жители регионов о нём слышали. Будто сошедший с тех же ретрофутуристических вырезок из журналов, но адаптированный к реалиям, монорельс - любимец публики. Поражает воображение и расположение дороги - это эстакада, то есть путь поезда полностью проходит над Москвой. Маршрут проходит от станции «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна. Правда, в последнее время ведутся разговоры о демонтаже пути, хотя последним словом пока остается предложение сделать из него «туристический объект» . С окупаемостью, как выяснилось, у этой экспериментальной дороги возникли серьезные проблемы.

Вот так, преодолевая трудности современного устройства мира, будущее все-таки медленно приближается. Ждут ли нас в ближайшие десятилетия левитирующие авто каждому и будка для телепортации в каждом дворе? Вряд ли. Будет ли транспорт будущего похож на то, что мы себе можем представить? Тоже вряд ли. И не так уж это и плохо.

Одно из распространённых устройств в фантастических романах ― летающий автомобиль. Писатели-фантасты представляли, что в XXI веке небо будет пронизано магистралями, по которым над головой будут, жужжа, носиться транспортные средства. /сайт/

Хотя мы немного отстаём от этих фантазий, есть ряд компаний, которые серьёзно работают над тем, чтобы в следующие несколько лет выпустить на рынок летающие автомобили.

Однако не ждите мгновенной трансформации в духе героев мультсериала «Джетсоны». Большинство производителей нацелено на элитных клиентов. Ориентировочные цены на первые летающие автомобили будут варьироваться от $250 000 до $500 000. Поэтому большинство покупателей, которые хотели бы летать на работу, должны подождать.

Первое поколение летающих автомобилей, вероятно, будет выглядеть так. Житель Уайтс-Плейн в штате Нью-Йорк хочет провести вечер в Кейп-Код в Массачусетсе. Он садится в свой летающий автомобиль, который у него стоит в гараже, и едет в аэропорт. Он нажимает кнопку, у машины разворачиваются крылья, она разгоняется по взлётной полосе и взлетает. После двухчасового полёта он приземляется, сворачивает крылья и ездит по городу, как на обычной машине.

Летающий автомобиль Transition от Terrafugia летит над яхтами. Фото: Terrafugia

В результате отпадает надобность платить за хранение в ангаре или по прибытии в суматохе искать, где взять в аренду автомобиль. К тому же в маленьких аэропортах не всегда есть агенты по аренде автомобилей. Средняя доступная протяжённость полёта для этих аппаратов ― 693 км.

«Ценность в том, что вы сможете прямо попасть в пункт назначения», ― говорит Ричард Герш, ответственный за бизнес-развитие в американской фирме Terrafugia.

Возможно, кого-то разочарует сама необходимость ехать в аэропорт. К сожалению, большинству прототипов необходима короткая взлётная полоса, и они не предназначены для взлётов в черте города.

Самые многообещающие модели ― Transition американской компании Terrafugia и немецкий Carplane.

Carplane едет по шоссе в Германии. Фото: Carplane

AeroMobil 3.0 в Словакии разработала прототип, который может взлетать и приземляться на траву, что даёт дополнительные преимущества. К несчастью, 8 мая он потерпел аварию во время испытательного полёта. Его создатель Стефан Кляйн находился на борту, он успешно приземлился с парашютом и не пострадал, но прототип был серьёзно повреждён, сообщает словацкое СМИ SME.

Aeromobil 3.0. Фото: Aeromobil

Голландская модель PAL-V ONE представляет собой невероятный гибрид вертолёта и трёхколесного мотоцикла. В отличие от остальных прототипов, у него пропеллер вместо крыльев. Но ему тоже нужна короткая взлётная полоса. Это самая безопасная модель, потому что несущий винт не нуждается в энергии. «Даже если откажет двигатель, вы всё равно сможете мягко приземлиться», ― написал производитель в электронном письме.

Если вы не хотите ехать в аэропорт, то вам необходим самолёт вертикального взлёта и посадки. Такой аппарат намного дороже и сложнее сделать, потому что если вы хотите взлетать с крыльца своего дома, то ваш летающий автомобиль не должен шуметь, как вертолёт. Иначе, приземляясь на лужайку перед домом, вы создадите микроповреждения на соседних автомобилях и перепугаете всех соседей, говорит Джон Браун, менеджер Carplane из Германии.

Поэтому производители этой категории, калифорнийский Moller International, создавший Skycar, и немецкая компания Lilium Aviation, направили усилия на уменьшение децибелов. И они добились определённого прогресса.

Летающий автомобиль Skycar компании Moller International. Фото: Moller International

«Шум от Lilium Jet при взлёте сравним со звуком автомобиля на скорости 80 км/ч. В крейсерском режиме он не слышен с земли», ― написал в письме Себастьян Борн, один из основателей Lilium.

Но, учитывая, что в некоторых странах регулируют, когда использовать газонокосилку, вероятно, что местные власти отправят вас с этим аппаратом взлетать на ближайший вертодром. Но это всё-таки удобнее, потому что вертодромов обычно больше, чем аэропортов.

Иллюстрация Lilium Jet, готового к взлёту. Фото: Lilium Aviation

Помимо частного использования существует целый ряд сфер, где можно использовать летающие автомобили, включая спасательные работы, скорую помощь, пограничную службу, доставку посылок, воздушные такси и военные цели. Это может ускорить развитие и внедрение летающих автомобилей.

Время пришло?

За последние 100 лет было разработано не менее 2400 летающих автомобилей, из них примерно 300 сумели успешно влететь, говорится на сайте Carplane.

Первый патент на изобретение летающего автомобиля был выдан в Париже, в 1903 г. Первый полёт (очень короткий) был осуществлён Гленном Кертисом на его автоплане в 1919 г.

Многие из ранних моделей на самом деле были успешными с точки зрения инженерии, но им так и не было суждено взлететь из-за отсутствия финансирования.

В 1948 г. Convair 118 - семейный седан с приделанными деталями от самолёта - потерпел крушение, когда испытывающий его пилот Рубен Снограсс по ошибке посмотрел на показания автомобильного газометра, а не самолётного. В итоге на полпути у него закончилось авиационное топливо. Пилот благополучно пережил аварийную посадку, но Convair 118 ― нет. Второй прототип был построен из обломков первого, но к тому моменту энтузиазм к проекту пропал.

ConvairCar Model 118. Фото: Wikipedia

Возможно, что сегодня, когда пришло время для массового производства летающих автомобилей. / Время покажет, но сначала их создателям надо преодолеть несколько больших сложностей.

Сертификация

Transition от Terrafugia пока является лидером гонки по выходу на рынок, но ему нужно преодолеть одну проблему: бюрократию. Создатели Transition хотят получить для него сертификат как для лёгкого спортивного воздушного судна (LSA), но для этого нужно изменить американские федеральные законы и повысить нормативы на допустимый вес с 600 кг до 816 кг. Лишний вес вызван автомобильными деталями, которых обычно нет у самолётов, это подушки безопасности, подвески и рулевое управление.

Terrafugia в порядке исключения в 2010 г. уже получила разрешение на дополнительные 45 кг, планировала получить сертификат и начать продажи в 2011 г. Но компания не смогла уложиться в 45 кг и теперь просит о надбавке в 172 кг.

Это проблема не только Terrafugia, а всех летающих автомобилей. Летательный аппарат должен быть максимально лёгким, а для автомобиля во многих случаях, чем больше вес, тем лучше.

Пол Моллер, создатель Skycar, считает, что попытки втиснуться в весовые стандарты лёгкого спортивного воздушного судна - не очень хорошая идея. «В итоге может получиться сочетание из плохого самолёта (слишком медленного) и плохого автомобиля, некомфортного и лёгкого до такой степени, что он будет представлять опасность на дорогах», ― считает он.

PAL-V ONE ― гибрид вертолёта и трёхколёсного мотоцикла из Нидерландов. Фото: PAL-V

Поэтому свою модель Skycar он разрабатывает, прежде всего, как летательный аппарат, а для наземного передвижения он добавил только три колеса, а не четыре. Таким образом, во время передвижения по земле машина будет соответствовать стандартам безопасности для мотоциклов, а не автомобилей. Компания Lilium Jet сделала три колеса по той же самой причине.

Несмотря на все трудности, Terrafugia уверена, что американская авиационная служба пойдёт навстречу и выдаст сертификат. Но не все разделяют эту уверенность.

«Даже поклонники летающих автомобилей сомневаются, что федеральная авиационная служба разрешит такую большую надбавку в весе, ― написал Джон Браун, менеджер немецкой Carplane. - Выдача сертификатов ― это вопрос планирования, а не предоставление исключений».

Эд де Рейс, эксперт в сфере сертификации летательных аппаратов, работающий в Skycar пилотом-испытателем и сотрудничающий с Terrafugia, говорит, что это трудная, но не безнадёжная затея. «Я думаю, что их шансы так же велики, как и у всех остальных», ― считает Рейс.

В настоящее время в США пока ни один летающий автомобиль не прошёл сертификацию. Если авиационная служба пойдёт навстречу Terrafugia, она откроет дверь для всей индустрии.

Однако если авиационная служба потребует от Terrafugia уменьшить вес их летающего автомобиля, это потребует огромных расходов от компании и всей индустрии. Не следует забывать, что главная причина, почему за 100 лет летающие автомобили так и не были запущены в производство, ― это финансовый фактор.

Цена запуска

По словам де Рейса, в Америке требуется примерно $50 миллионов, чтобы пройти процесс сертификации новой модели самолёта. Инженеры должны проанализировать систему данных, а самолёт пройти множество испытательных полётов. Для лёгкого спортивного воздушного судна это обойдётся немного дешевле, но любая новая компания, которая хочет выйти на рынок, должна потратить много денег, отметил он.

Финансирование ― главная проблема для большинства компаний, разрабатывающих летательные автомобили.

Моллер работает над созданием инновационных аппаратов с вертикальным взлётом более 30 лет. У него есть модели Skycar ― двухместный Skycar 200, четырёхместный Skycar 400 и похожий на летающую тарелку аппарат Neuera.

Moller International ― открытое акционерное общество, в которое Моллер на протяжении многих лет вкладывал большое количество личных средств, чтобы удержать компанию на плаву. Вплоть до того, что в 2009 г. он оформил банкротство.

Эта индустрия малопривлекательна для инвесторов. На разработку аппарата для неопределённых целей требуется обширное финансирование. Он должен получить сертификаты от органов, у которых не разработаны нормативы для такого транспорта. И, наконец, его конечную цену при продаже сложно прогнозировать.

Skycar. Фото: Moller International

По прогнозам, сразу после выпуска Skycar может стоить до $500 000. Затем, после первой тысячи проданных экземпляров, он может подешеветь в два раза. В далёкой перспективе, при производстве 200 000 штук в год, его цена снизится до доступных $50 000, считает Моллер.

Индустрии летающих автомобилей нужны не венчурные капиталисты, которые хотят получить быструю прибыль от своих инвестиций, а люди вроде Илона Маска и Джефа Безоса, говорит де Рейс. Но, по всей видимости, предприниматели их типа больше заинтересованы в частных космических полётах. Такие люди думают: «Мне не нужен летающий автомобиль, я хочу иметь собственный космический корабль».

Carplane легко паркуется на стоянке для обычных автомобилей. Фото: Carplane

Многообещающие тенденции

Появятся ли в ближайшее время летающие автомобили? Нет сомнений, что число предпринимателей, которые работают в этом направлении, растёт, и они не собираются сдаваться. Многие уже планируют прототипы следующего поколения, которые приблизят научную фантастику к реальной жизни. У них будет питание от аккумуляторной батареи, автопилот и т.п.

Есть и положительные подвижки. Европейские компании Carplane и AeroMobil получили поддержку от Евросоюза. В США Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) хочет создать наземное транспортное средство, которое бы могло преобразовываться в самолёт вертикального взлёта.

Де Рейс считает, что федеральная авиационная служба постепенно меняет свои взгляды. Хотя общественная безопасность ― их главный приоритет, это не единственная задача. «Они переключили своё внимание на внедрение инноваций и думают, как не делать нормативы настолько строгими, что это приведёт к разорению компаний».

Единственный неясный вопрос - есть ли реальный спрос на подобные аппараты. Можно сказать, что в коллективном воображении человечества спрос на них определённо есть, поэтому при приемлемых ценах они станут востребованными.