История марки Ford. Ford Motor Company – история развития компании Форд (история успеха, примечательные факты) Форд какая фирма

История этого легендарного автопроизводителя началась еще в 1903 году, когда Генри Форд (Henry Ford) с одиннадцатью компаньонами основал небольшую компанию Ford Motor Company . Стартовый капитал составлял 28 000 долларов, которые удалось собрать благодаря различным инвесторам. У Форда уже был богатейший опыт в инженерном деле, автогонках и бизнесе. Правда, его первая компания Detroit Automobile (1899-1900 годы) обанкротилась, успев, впрочем, перед этим выпустить несколько гоночных монстров, равных которым на трассах тех лет просто не было.

Негативный опыт продаж баснословно дорогих авто не прошел даром - Форд теперь решил заняться производством автомобилей, что были бы доступны рядовому потребителю. Первой продукцией стала модель Ford A — небольшая «бензиновая коляска». А в 1908 году рождается легендарный Ford T, которому суждено было «посадить за руль всю Америку». Автомобиль изначально был вполне доступным, а после внедрения в 1913 году на заводах Ford Motor Company конвейерной сборки, стал еще более дешевым. В Европе вовсю громыхала Первая мировая война, а в США каждые десять секунд заводские ворота покидала очередная модель Ford T. Понятие «конвейер Форда» станет нарицательным, символом однообразного и почти рабского труда (особенно на территории СССР).

Ford T быстро становится настоящей легендой. В народе его окрестили «Tin Lizzy» («Жестяная Лиззи»). Автомобиль выпускался в самых различных модификациях кузова (их число было не просто большим, но огромным - автомобиль приспосабливали буквально под все, начиная от прогулочного родстера и двудверного седана, до эвакуатора и перевозчика скота). Ford T был максимально простым и, как следствие, весьма надежным. По стране ходил анекдот, про то, как некий владелец сего авто отремонтировал свое забарахлившее чудо, накупив разнообразного барахла у старьевщика. Кстати, Форд прекрасно понимал как важно обеспечить потребителей запчастями и уделял этому вопросу много внимания, что лишний раз позитивно сказывалось на популярности модели «Т». «Жестяная Лиззи» выпускалась до 1927 года.

Помимо легендарной «Т» с конвейеров сходили и другие модели, многие из которых служили объектами подражания для других компаний. Так именно автомобили Ford легли в основу продукции, что начал выпускать ГАЗ .


Вторая мировая война принесла с собой военные заказы. Выпуск гражданских авто был остановлен, все производственные мощности пустили на производство военной техники, в том числе танков и самолетов. Генри Форд не считался благонадежным гражданином, успев заработать много нелестных характеристик. Он открыто высказывал свои пронацистские взгляды, был убежденным антисемитом и членом Ку-Клукс-Клана. Однако, он же был владельцем крупнейших в стране заводов, так что военные закрыли глаза на его прошлое. Впрочем, в 1946 году Форду еще вручат престижные награды за заслуги перед промышленностью и страной. Это случилось перед самой смертью основателя Ford Motor Company , которая настигла его в 1947 году, после чего управление компанией перешло в руки Генри Форда II – внуку Генри Форда.

Уход Форда из жизни никак не повлиял на развитие компании. Она продолжала развиваться ударными темпами, превратившись в по-настоящему уважаемую и даже легендарную. Одна за другой появляются модели, что в первые же годы выпуска становятся очень популярными, настоящими бестселлерами, переживая реинкарнации, одну за другой (классический примерMustang ). Для многих американцев (да и не только для них) Ford стал синонимом понятия «отличный автомобиль».


Ford Thunderbird 1964 год (изображение отсюда)

Штаб-квартира Ford Motor Company находится неподалеку от Детройта, в Дирборне, штат Мичиган, США (Dearborn, Michigan, USA). Компания входит в тройку крупнейших мировых производителей автомобилей. Выпускается широчайший ассортимент продукции - автомобилей разных размеров, назначений и стоимости. Большое внимание уделяется и различным видам гонок. Представительства и заводы компании разбросаны по всему миру.

Бренды

В 1958 году Ford Motor Company производила автомобили под брендом Edsel . Это была попытка предложить покупателю престижный, но достаточно доступный автомобиль. Попытка крайне неудачная - в 1960 году производство Edsel , что пользовались крайне незначительным спросом было свернуто. Ford потерял на этом миллионы долларов, а Edsel стало для него синонимом неудачи.

В 1986 году была приобретена английская марка Aston Martin-Lagonda . Покупка оказалась не слишком удачной и в 2007 году от нее избавились, продав консорциуму инвесторов, во главе с компанией Prodrive .

Также неудачной оказалась и покупка в 1990 году Jaguar и в 2000 Land Rover . Они отошли к индийской Tata Motors в 2008 году.

Не слишком хорошо пошли дела и в случае с Volvo Cars , приобретенным в 1999 году и проданном в 2010 году китайской Zhejiang Geely Holding Group .

От основанного в 1939 году бренда Mercury , под которым производились автомобили средней ценовой категории, решено было также отказаться. Бренд прекратил свое существование в 2010 году.

Несколько лет просуществовал бренд Merkur - с 1985 по 1989 годы. Продавался он в основном в США и Канаде, хотя несколько моделей все же дошли до Европы.

Подписывайтесь на

Общая информация

«Форд Мотор» (Ford Motor Company), американская автомобильная компания, специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей марок «Форд», «Меркюри», «Линкольн», грузовики, разнообразной сельскохозяйственной техники. «Форду» принадлежит компания «Ягуар».

Штаб-квартира находится в Диборне (штат Мичиган), недалеко от которого была когда-то ферма родителей Генри Форда.

История корпорации

Компания была основана Генри Фордом в 1903 году и по мысли своего создателя сразу предназначалась для выпуска массового дешевого автомобиля. Первоначально такой была модель «A», в 1908 году - модель «T», окрещенная карикатуристами «жестяной Лиззи». Успех новой модели были столь велик, что постоянно расширяющиеся предприятия Форда не справлялись с заказами. В первый год производства этой модели было продано 10 660 машин, что побило все рекорды в автомобильной промышленности того времени.

В «Форд Мотор» в 1913 году впервые в мире на производстве был введен метод стандартизации взаимозаменяемых частей изделий и конвейерная технология сборки автомобилей, что позволило всего за один год поднять производительность труда на 40-60%.

К середине 1914 года было произведено 500 тысяч моделей «T», к 1923 году каждый второй автомобиль в Америке делался на заводах «Форд Мотор».

В 1922 году «Форд Мотор» приобрел компанию «Линкольн», управление которой было поручено Эдселю Форду. Авторитарный стиль управления старшего Форда становится излюбленной мишенью левой прессы, отказ Форда терпеть профсоюзы на своих предприятиях вызывает кампанию настоящей травли. Вместе с тем американцы к концу 1920-х годов устали от однообразной модели «T». Вперед вырываются конкуренты из «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» отвечает моделью «Форд A», популярность которой все же отстает от «шевроле» и «бьюиков».

Великая депрессия 1929 года резко снижает продажи автомобилей. Вдвое падает заработная плата.

В 1932 году начало массового производства V-образных 8-цилиндровых двигателей. Ford Motor Company становится первой компанией, которой удалось выпустить монолитный 8-цилиндровый блок. Автомобиль Ford и его надежный двигатель стали фаворитами практичных американцев.

Удачной была линия автомобилей «Меркюри», запущенная в 1938 году. Компанией номинально управляет Эдсель Форд, но его авторитет не сравним с авторитетом его отца. В делах начинается застой, продлившийся до начала Второй мировой войны, когда военные заказы поправили дела.

С 1942 по 47 года производство гражданских машин резко остановилось, так как компания направила все свои усилия на военные нужды.

После краткого правления старика Форда (Эдсель умер в 1943 году) в 1945 году власть перешла к Генри Форду-второму, вдохнувшему новую жизнь в компанию.

Форд-младший реорганизует систему набора персонала, применяет для разработки стратегии фирмы известные ему с войны методы «мозгового штурма», пригласив группу системных аналитиков.

В 1949 году Ford Motor Company продает примерно 807 000 автомобилей, увеличив свою почти в два раза. Программа реорганизации Генри Форда II позволила быстро восстановить здоровье компании. Результатом явилось строительство 44 производственных заводов, 18 сборочных заводов, 32 складов запчастей, двух огромных испытательных полигонов и 13 инженерно-исследовательских лабораторий в США.

Запуск серий моделей «Тандерберд» (Thunderbird) в 1955 году и «Мустанг» (Mustang), ставших ныне классическими, упрочил финансовое положение «Форд Мотор». Привлекательный 4-местный Mustang 1965 года стал любимцем Америки. За первые 100 дней было продано 100 000 этих машин.


В 1968 году первая 1,6-литровая модель Escort Twin Cam начала свою спортивную карьеру, успешно открыв сезон и победив на кольцевом заезде в Ирландии, Датском Тюльпане, Австрийских Альпах, Акрополе и в Ралли Шотландии в течение восьми недель. К концу своего первого сезона Escort победил в знаменитом Ралли 1000 озер в Финляндии, что помогло Форду занять крепкие позиции в Мировом чемпионате по ралли новых автомобилей.

Весьма распространена в 1970-1980-х годах западноевропейская модель Ford Taunus/Cortina . Производство семейства универсалов (Kombi) Ford Taunus/Cortina началось еще в 1970 году.

С 1976 года с началом выпуска капотных грузопассажирских моделей Ford Econoline E-series новой генерации начали применять элементы ходовой части, двигатели и трансмиссию, аналогичные внедорожникам и пикапам серии F. В 1992 году на рынок вывели новую гамму комфортабельных 7-, 8-, 12- и 15-местных цельнометаллических микроавтобусов и четырехдверных фургонов с кузовом.

Семейство Fiesta существует уже свыше 20 лет - первое поколение появилось еще в 1976 году. Жизненный путь моделей нынешнего поколения, начавшийся на Женевском автосалоне-89, близится к закату. За 11 лет семейство Fiesta дважды (в 1995 и 1999 гг.) подвергалось серьезному рестайлингу, благодаря чему и по сей день остается вполне современным.

Crown Victoria одна из популярных в США моделей (в полиции, такси, прокате, на вторичном рынке).

Полноразмерный универсал Вгоnсо 1980 года представлял собой полноприводный пикап с укороченной базой. Проходимость получилась довольно высокой, поэтому модель долго оставалась популярной (в частности, на Аляске), даже после появления более современных моделей.

Ford Escort выпускается в США и Европе, а также в Аргентине в трех вариантах кузова.иПроизводство американского Ford Escort и Mercury Lynx продолжалось до лета 1990 года. Им на смену пришли модели, разработанные на платформе японской Mazda 323.

В сентябре 1982 года в продаже появились модели заднеприводного семейства Sierra с пятидверными кузовами хэтчбек и универсал (Kombi), а начало производства трехдверной полноприводной модели (XR4x4).

В ноябре 1986 года запуск версии 4х4 Ford Scorpio. В самом конце 1991 года состоялась презентация вместительного универсала Scorpio Turnir. Летом 1998 года производство Scorpio прекратили, и европейское отделение Ford решило сделать флагманом фирмы модель Mondeo.

С середины 1980-х годов выпускается «Таурус» (Taurus). Эта модель была названа Автомобилем 1986 года, а в 1987 году он стал бестселлером в Америке. Обтекаемые автомобили футуристичного дизайна с красивыми именами Taurus и Sable, стали основной вехой на пути перехода компании Ford к производству нового поколения машин 80-х годов - экономичных, высокотехнологичных и эстетически совершенных.

В этом же году состоялась покупка 75% акций фирмы Aston Martin-Lagonda.

Покупка компании «Ягуар» в 1990 году еще более увеличивает гамму фордовских моделей, по комфорту ничем не напоминающих о «жестяной Лиззи», а через год для выпуска многоцелевого автомобиля Ford Galaxy создано совместное предприятие с немецкой корпорацией Volkswagen.


Компания открыта для новаций и перемен; интересно, что «Форд Мотор», пионер в введении конвейера, первая же среди крупных корпораций и отказалась от него, так как современные рабочие с большей отдачей делают работу, в которой есть элемент самостоятельного творчества.

В 1993 году вышла в свет модель Ford Mondeo, которая сразу же установила новые стандарты безопасности в своём классе. Уже в следующем году этот автомобиль был признан Автомобилем года в Европе и стал фаворитом среди покупателей.

В этом же году состоялась покупка оставшихся акций компании Aston Martin-Lagonda.

Ford Windstar был впервые показан в январе 1994 года. В 1998 году модель подверглась рестайлингу. Выпускается в Канаде.

Первый показ модели Ford EUROPE Galaxy состоялся в феврале 1995 года в Женеве. На Женевском автосалоне 2000 была представлена модернизированная модель с обновленным дизайном.

В 1996 году с конвейера компании сошел 250-миллионный автомобиль. Началась реализация модели Ka.

Ford EUROPE Puma, спортивное купе малого класса, созданное на базе Ford Fiesta, впервые был представлен на Женевском автосалоне в марте 1997.

Ford Focus, который по давней традиции носит имя Turnier. Европейская премьера автомобиля с кузовом хэтчбек состоялась в начале 1998 года в Женеве.

В 1998 году Ford Motor Company становится 2-м в мире производителем легковых и грузовых автомобилей по суммарному показателю.

В 2000 году международное жюри из 126 автомобильных журналистов, подведя итоги беспрецедентного конкурса Car of the Century («Автомобиль века»), избрало «Машиной всех времен и народов» легендарный Ford Т. Tin Lizzie («Жестянка Лизи») стал первым автомобилем, сборка которого была налажена на конвейере в массовых масштабах. Именно конвейерная сборка сделала автомобиль средством передвижения, доступным для всех. И первой в ряду действительно серийных машин стояла фордовская модель.

Компактный внедорожник Ford Escape впервые был представлен в качестве прототипа в январе 2000 года в Детройте. Разработка велась совместно с Mazda. Производство автомобилей ведется на заводе в Канзас-Сити.

Ford EUROPE Maverick, компактный полноприводный внедорожник, европейский аналог Ford Escape. C 2000 года выпускается совместно с фирмой Mazda на базе Mazda Tribute. Новый Ford Maverick сочетает признаки внедорожника и шоссейного автомобиля.

2001 году - компания представляет принципиально новую модель Ford Mondeo. Ее появление можно считать революционным событием. Этот автомобиль, разработанный европейским отделением Ford Motor Company, был создан на базе принципиально новых конструкторских технологий. Суть этой технической революции - в мощном программном продукте, получившем название СЗР, который представляет собой комплекс систем компьютерного дизайна, автоматизированного проектирования и обширной информационной базы данных. Одна из последних моделей представленых компанией - Ford Focus Coupe-Cabriolet.


Сегодня у Ford Motor Company есть свои производственные, сборочные и торговые центры в 30 странах мира. Компания ежегодно производит миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов и является лидером автомобильных продаж за пределами Северной Америки. Ford Motor Company продает более 70 различных моделей машин по всему миру, произведенных под марками Ford, Lincoln, Mercury, Jaguar и Aston Martin. У компании есть также доля акций в Mazda Motor Corporation и Kia Motors n.Corporatio

В «большой тройке» американского автомобильного бизнеса «Форд Мотор» занимает почетное второе место по объемам продаж.

Ford в Украине

Официальный дистрибьютор автомобилей Ford в Украине - компания Winner Imports Ukraine (Виннер Импортс Украина), которая одной из первых стала работать на украинском автомобильном рынке как официальный дистрибьютор.

В 1991 году один из руководителей Ford предложил Ивану Гинянскому, владельцу дилерских фирм Winner в Делавэре и Пенсильвании (США), открыть еще одну в Украине. Перспектива помочь Ford создать дилерскую сеть в Украине заинтересовала Гинянского.

В конце 1992 года компания Winner была назначена официальным дистрибьютором Ford Motor Co. в Украине. Были открыты дилерские пункты и сервисные центры по всей территории Украины.

Краткая справка о компании:

Название марки: FORD (Ford Motor Company)
Страна: США (Штат Мичиган, Детройт)
Специализация: производство автомобилей

Легенда гласит, что впервые идея создания автомобиля, а точнее транспортного средства, не требующего использования животной силы, пришла в голову Генри Форда, сыну ирландского иммигранта. Было это в 1872 году и связано данное событие с падением с лошади и сильного ушиба будущего прославленного автомобилестроителя. С этого и началась история Ford .

Датой же рождения компании Ford стало 16 июня 1903 года, когда Г. Форд и одиннадцать его друзей собрали баснословную по тем временам сумму в двадцать тысяч долларов и подали заявку на организацию нового авто-промышленного предприятия. Так, в Американском штате Мичиган появилась в будущем очень знаменитая автомобильная компания «Ford Motor Company». Первоначально она размещалась в здании небольшой фургонной фабрики на Мэк Авеню в Детройте.

Первое транспортное средство, которое было создано на заводе Ford оснащалось двигателем 8 лошадиных сил и называлось «бензиновая коляска». Официально она получила название «Model А» и позиционировалась на автомобильном рынке как «наиболее совершенная машина, которую в состоянии водить даже 15-летний ребенок». Пять следующих лет Генри Форд руководил развитием завода и создавал программу производства. В этот период разработано 19 моделей автомобилей - от Model «А» до Model «S». Правда не всем разработкам удалось добраться до покупателя.

Самым главным годом в жизни Генри Форда и его автомобильного детища стал 1908 год. Именно тогда знаменитый авто-производитель смог осуществить свою давнюю мечту. Этим событием стал выпуск Модели T - «Жестяная Лиззи» (Tin Lizzy). Этот новаторский автомобиль впоследствии стал самым известным за всю историю авто-индустрии.

Применение новейшей технологии производства позволило снизить цену автомобиля до 260 долларов! Это стало причиной того, что за первый года продаж удалось реализовать около 11.000 единиц. Именно с этого момента об автомобиле стали говорить как о необходимом и доступном средстве передвижения. Началось массовое производство автомобилей и по сути новая эра автомобилестроения.

Основной причиной, которая позволила значительно снизить стоимость автомобиля и резко повысить производительность труда стало внедрение изобретенного Фордом конвейерного производства автомобилей. Благодаря этому нововведению с конвейера завода FORD каждые 10 секунд сходил новый автомобиль - Model «Т».

Но конкуренты не спали и требовалось дальнейшее наращивание мощностей и внедрение новейших разработок в области автомобилестроения. Компания Форд постоянно находилась в поиске новых идей и в апреле 1932 года был представлен на суд публики новейший V-образный 8-цилиндровый двигатель, которым не мог похвастаться ни один из конкурентов.

Оборудованные этим двигателем автомобили надолго заняли лидирующие позиции на американском рынке. А уже с 1934 года на сельскохозяйственных фермах и на улицах городов Америки появились первые грузовики фирмы Ford.

Но не только технологии занимали ум Генри Форда. Одним из самых первых среди авто-производителей он начинает проявлять заботу о безопасности водителя и пассажира. Именно на Ford"ы впервые было поставлено «безопасное» стекло. С тех пор в компании ведется постоянная работа по снижению риска для человеческой жизни и увеличению безопасности водителя и пассажира. Это было возведено в ранг политики компании и поддерживается до сих пор.

К этому времени марка Ford становится всемирно известной и популярной. Построена огромная сеть заводов и магазинов по всей Америке. Открываются филиалы в Европе и России. Продаются уже тысячи автомобилей Ford и она становится по настоящему народной.

В 1942 году производство гражданских машин было остановлено и основные усилия компании направляются на военные нужды. Форд производит танки самолеты, военные автомобили.

24 сентября 1945 года, Генри Форд передает управление компанией своему внуку - Генри Форду 2. А спустя всего два года, в апреле 1947 года в возрасте 83 лет основатель самой знаменитой автомобильной компании умирает у себя в имении «Фэа Лейн». Внук отлично справляется с управлением компанией и достойно продолжает дело своего прославленного деда. В июне 1948 года на выставке в Нью-Йорке была представлена новая модель автомобиля Ford, который обладал целым рядом новаторских решений - независимая передняя подвеска, гладкие боковые панели и открывающиеся задние боковые стекла. Интеграция кузова и крыльев стала самым прогрессивным решением и установила новый стандарт автомобильного дизайна.

В 1949 году Ford продает автомобилей больше чем когда-либо с 1929 года. Объем продаж составляет около миллиона автомобилей. Огромные прибыли компании позволили ей активно развивать производство. Строятся новые производственные и сборочные заводы, инженерно - исследовательские лаборатории, испытательные полигоны. Осваиваются новые виды деятельности. А в январе 1956 года Ford Motor Company становится открытым акционерным обществом. К настоящему моменту у компании около 700 000 акционеров.

В 60-ые годы в качестве целевой группы покупателей компания Ford выбрала молодежь. В связи с этим пришлось переориентировать производство на выпуск недорогих спортивных автомобилей. Следуя новым тенденциям и являясь прямой закономерностью новой политики компании в 1964 году впервые появился широко известный (в последующем) автомобиль «Mustang». Отличительной чертой новичка было использование принципиально нового двигателя, который совмещал в себе два агрегата: ведущий мост и трансмиссию. Вдобавок модно и стильно выполненный интерьер модели буквально влюбили покупателей в эту машину. Успех говорил сам за себя - всего за 100 дней было продано 100000 автомобилей Mustang. Прибыль компании достигла невероятных, мало кем прогнозируемых высот.

На этой волне успеха компания продолжает разработку и внедрение нового оригинального дизайна для других моделей. При этом не забывая и о безопасности водителя и пассажиров. Благодаря этому компания Форд стала первой, установившей в 1970 году на свои серийные автомобили дисковые передние тормоза.

До сих пор компания придерживается давно выбранной политики направленной на улучшение автомобилей, их экономичности и безопасности. Мало кто сейчас не узнает логотип этой компании. Популярность этих автомобилей в мире велика. И этот успех закономерен, поскольку в первую очередь компания заботится о тех, кто пользуется ее автомобилями.

Разбираемся, в чем заключается фокус компании Ford, «Фокусы» которой точно так же, как когда-то легендарная модель «T», сейчас являются одними из наиболее массовых автомобилей в мире. С той лишь разницей, что с момента появления модели «T» прошло уже ни много ни мало, а больше века. Выясняем с чего все начиналось и чем компания занималась в этом промежутке. Тем более, что есть достойный повод - 150-летие со дня рождения великого Генри Форда!

Массовик-затейник Генри Форд

Название марка получила в честь своего основателя Генри Форда, человека, которого бы сейчас охарактеризовали одним словом — «технарь». Будучи еще подростком Генри не боялся сложных механизмов и с удовольствием разбирался в принципах работы всего и вся, за что ему были благодарны соседи, которым он, будучи еще совсем мальчишкой, чинил часы.

Родился Генри Форд 30 июля 1863 года в семье фермеров. В шестнадцать лет переехал в Детройт, где занимался установкой и ремонтом паровых двигателей. Работа подарила Форду возможность на практике разобраться с механикой и инженерным делом. Результат не заставил себя долго ждать и уже в 1893 году Генри собрал свой первый одноцилиндровый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, а через три года построил свой первый автомобиль. Затем последовали не очень удачные попытки создать собственными силами автомобильную компанию и даже выступление в гонках. Первое подарило Форду бесценный опыт, а второе принесло известность в конце 1890-х годов.

Демонстрируя неплохие достижения в зарождающемся автоспорте и неподдельное увлечение автомобилестроением, к 1903 году Генри все-таки убеждает нескольких финансистов войти в долю и вложить деньги в производство. В июне того же года в городе Дирборн, пригороде Детройта, наконец, появляется «Форд Мотор Компани».

В 1905 Форд серьезно повздорил с компаньонами, которые не соглашались выпускать дешевые автомобили. Кто знает, что стало бы с компанией, если бы не упрямство Форда, которое просто вынудило Александра Малколмсона, держателя основного пакета акций, продать свою долю фанатичному инженеру. Таким образом, Генри завладел контрольным пакетом и уже никто не мешал ему выпускать, как сейчас бы их назвали, бюджетные автомобили.

Модель «T » и первый в мире конвейер по производству автомобилей

В 1907 году компания выпускала четырехцилиндровые модели N, R, S и престижную шестицилиндровую модель K. Всем им приходилось конкурировать с автомобилями других марок, которые в то время появлялись, словно грибы после дождя. Уже тогда Форд понял, что гораздо выгоднее продать десять автомобилей десяти покупателям, чем одну машину по цене десяти. Ведь чем ниже будет стоимость автомобиля, тем больше найдется людей, готовых ее приобрести.

Поэтому в 1908 году Форд решается на отчаянный шаг: отказывается от всего модельного ряда и начинает производство новой разработки, модели «T». На ближайшие двадцать лет она становится единственным серийным автомобилем марки. Все гениальное просто, ведь организовать массовый выпуск одного шасси гораздо легче, чем несколько разных моделей сразу. Останется лишь прикрутить к «тележке» подходящий кузов и получится нужная модель: от двухместного пикапа до шестиместного седана.

Схожий подход производители применяют до сих пор. Например, компания Volkswagen Group помимо «Гольфа» выпускает на одной с ним платформе и Audi A3, и SEAT Leon, и Skoda Octavia. С одной стороны, это существенно удешевляет производство, а с другой — позволяет покупателю выбрать автомобиль на любой вкус и кошелек.

Когда Ford T только появился на рынке, то он не был самым дешевым автомобилем. За открытую двухместную модель в 1909 году просили 825 долларов, а за шестиместный Town Car — тысячу долларов. Если брать во внимание конкурентов, то стоила новая модель чуть ниже среднего. Но когда в 1913 Форд внедрил конвейерное производство, цены на нее стали снижаться стремительно.

В 1924 году двухдверку с откидным верхом можно было купить уже всего лишь за 265 долларов! Это при том, что еще в 1914 Форд поднял минимальную зарплату на заводе до 5 долларов в день. Таким образом, даже низкоквалифицированные рабочие «Форда» могли зарабатывать около 100 долларов в месяц и со временем купить свою же продукцию — модель «Т». Фантастика по меркам того времени!

Сперва конвейерным методом изготавливался лишь генератор. Эксперимент оказался удачным, поэтому в скором времени эти же принципы изготовления применили и к двигателю, процесс производства которого поделили на 84 операции, производимые 84 рабочими. Время сборки мотора сократилось на 40 минут. Конвейерный метод оказался настолько результативным, что начиная с 1913 года, усовершенствования стали проводить чуть ли не каждый день. Уже в 1914 срок изготовления шасси сократился с 12 часов до двух.

К 1940-м годам доля «Форда» даже на американском рынке сократилась до 20%. Но это отнюдь не означает, что компания перестала выпускать хорошие автомобили. Просто методы Форда переняли другие автопроизводители, от острой конкуренции между которыми в конечном итоге выигрывали покупатели.

Команда всех звезд

Компания произвела на свет не один десяток моделей, поэтому подробно остановиться на каждой просто нереально. Тем не менее есть несколько автомобилей, пройти мимо которых нельзя.

Ford F-Series

Ford и другие

Во владении голубого овала не всегда находились только лишь автомобили Geely , а в 2011 канула в Лету марка Mercury. Таким образом, сейчас «Форду» принадлежит лишь Lincoln.

От многообразия к единству технологий

Новая концепция развития, которую компания озвучила в 2012 году, получила название Go Further. Вкратце ее суть заключается в том, что в США, Европе и Австралии не должны продаваться абсолютно непохожие друг на друга автомобили, наоборот Ford намерен существенно нарастить выпуск глобальных моделей, то есть машин, построенных на одной платформе и использующих одинаковый дизайн.

Кроме этого, концепция предполагает, что уже в ближайшее время все последние достижения американского и европейских офисов также объединятся в глобальных моделях. Речь в частности идет о распространении малообъемных моторов семейства EcoBoost и роботизированных коробок PowerShift, последних разработок в сфере пассивной и активной безопасности.

И напоследок, прекрасное превращение черной «кляксы» в голубой овал — эволюция эмблемы Ford:

На следующий день газеты всего мира вышли с некрологами на первых страницах. Cреди тысяч вежливых, но стандартных заметок и отписок выделялась статья одного детройтского таблоида, весьма красноречиво озаглавленная «Скончался отец автомобиля».

Как ни странно, c определенной точки зрения это было правдой. Конечно же, мы знаем о человеке по имени Карл Бенц и его Motorwagen, вполне официально признанном первым автомобилем в истории. Но пусть Генри Форд и не придумал машину как инженерно-техническое устройство, зато он сделал для ее популяризации больше, чем кто бы то ни было. Именно благодаря ему автомобиль из игрушки для богатых превратился в предмет всеобщей страсти, в транспортное средство, доступное всем и каждому. Короче говоря, по-своему детройтские журналисты были правы.

В одной статье рассказать о Форде столь же утопичная затея, как и попытаться в двух словах изложить содержание Большой Советской Энциклопедии. Но все же мы попробуем вспомнить основные вехи судьбы и черты характера основателя одной из крупнейших корпораций мира, вклад которого в развитие автоиндустрии совершенно невозможно переоценить.

Мечтатель

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в местечке Спрингфилд-Тауншип (штат Мичиган) в семье ирландских иммигрантов. Сколотив состояние на лесозаготовках, они могли позволить себе хороший дом, зажиточное хозяйство и немалые земельные угодья в частной собственности. Так что старший сын Уильяма и Мэри-Лигот Форд рос в сытости и достатке. С младых ногтей Генри проявлял повышенный интерес к технике. Причем интерес этот порой носил маниакальный характер. Младшие сестры - всего в семье Фордов было 8 детей - даже прятали от Генри заводные механические игрушки, подаренные на Рождество. Тот все равно находил их и разбирал до винтика, чтобы понять, как же все устроено. Затем юный Самоделкин не на шутку увлекся часами, управляясь со сложными механизмами с ловкостью курсанта, разбирающего АК-47. Но, в конечном итоге, у любопытного мальчугана нашлось более серьезное увлечение. Как-то погожим деньком в июле 1876-го Уильям Форд, прихватив сынишку, отправился по делам в Детройт. По дороге легкой двухместной упряжке отца и сына встретилась самодвижущаяся коляска с паровым двигателем...

Вот как описывал эту встречу сам Генри: «Это был огромный паровой котел, установленный на колеса, с баком для воды и угольной тележкой, прицепленными сзади. От мотора к задним колесам шли ремни, которые и приводили всю конструкцию в движение...».

Много позже, в своих весьма многочисленных мемуарах Форд будет утверждать, что именно этот эпизод стал поворотным в его жизни - именно тогда он захотел посвятить себя созданию транспортных средств. Не став откладывать дело в долгий ящик, в возрасте 15 лет Форд бросил школу и отправился в Детройт, уже тогда превращавшийся в центр зарождавшейся индустрии Америки. Первый кавалерийский наскок на будущий «Город моторов», впрочем, не слишком удался. Недолго проработав на фабрике трамвайных вагонов, Генри затем устроился подмастерьем в мастерскую «Джеймс Флауэрз и братья». Платили сущие гроши, но это и не имело значения - главное, что молодой человек волен был вдоль и поперек изучать гидранты, насосы, паровые двигатели, подъемники и прочую технику, которой в цехах фирмы оказалось видимо-невидимо.

Все это было здорово, конечно, но к осуществлению детской мечты Генри едва ли приблизился хоть на шаг. Кроме того, он женился и на некоторое время вместе с красавицей Кларой даже вернулся в дом отца, но лишь для того, чтобы окончательно разочароваться в деревенском образе жизни. Короче говоря, спустя некоторое время Форд вновь оказался в Детройте, на этот раз устроившись на работу в филиал гигантской империи электрического короля Америки Томаса Эдисона. Начинал Генри простым смотрителем линий, но за очень короткое время добился впечатляющих успехов. За два года он дослужился до главного инженера, а его оклад удвоился до $90 в неделю.

Надо сказать, что особой нужды в дензнаках Генри не испытывал и вообще, по собственному признанию, на фирму Эдисона он устроился с одной целью - разобраться во всех премудростях электричества. Зачем? Чтобы понять, как работает передовой для конца 19 века ДВС системы Отто, топливная смесь в котором воспламенялась от искры. Да-да, об автомобилях он не забывал.

Пытливый ум Генри справился и с этой задачей. И когда в сочельник 1893 года примитивный 1-цилиндровый бензиновый мотор собственной конструкции Форда наконец заработал, будущий автомобильный магнат понял, что готов к следующему шагу. Сколотив команду единомышленников, он занялся постройкой своего первого автомобиля.

Под его чутким руководством

Талант альфа-лидера проявился у Форда в достаточно молодом возрасте. С тех самых пор личный магнетизм, умение заражать окружающих энтузиазмом и собственными, порой даже безумными идеями стали неотъемлемыми чертами его характера. Представьте себе, уже в бытность наемным сотрудником на предприятии Эдисона, Генри был больше руководителем, нежели инженером. Один из рабочих, свое свободное время посвящавший автомобильному проекту вчерашнего смотрителя линий, так и говорил: «Сам мистер Форд практически ничего не делал. Он лишь все время давал указания, советовал что-то...».

Угольный сарай рядом с домом Форда, который Генри переоборудовал в мастерскую. Именно здесь родился его первый автомобиль - Quadricycle. Кстати, когда машина была готова, оказалось, что она не проходит сквозь двери. Пришлось расширять проем киркой и ломом

Так или иначе, летом 1896-го первая машина была готова. Как ни странно, Quadricycle, как впоследствии окрестил машину сам Форд, оказался вполне работоспособным экземпляром. 2-цилиндровый, четырехтактный двигатель мощностью 4 л.с. посредством ременной передачи разгонял машину до 30 км/ч. На ней все семейство Фордов, включая Клару и сына Эдсела, выбиралось за город на прогулки, удивляя соседей и пугая лошадей.

Но еще большее впечатление Quadricycle произвел на непосредственного начальника Форда. Автомобили в то время еще были в диковинку, потому-то директор детройтского филиала Edison Illuminating Company пригласил Генри на статусную вечеринку, где присутствовал Томас Альва Эдисон собственной персоной. В разгар званного ужина величайшему изобретателю Америки представили «молодого инженера из Детройта, который сам построил самодвижущийся экипаж».

Эдисон немедленно пригласил Форда к своему столику и с нескрываемым любопытством принялся расспрашивать молодого человека о конструкции Quadricycle. Нисколько не робея, Генри подробно отвечал на все вопросы создателя электрической лампочки и даже набросал принципиальную схему работы двигателя внутреннего сгорания на обороте меню.

«Молодой человек, вы просто молодец! - похоже, что Эдисон был действительно впечатлен. - Полагаю, что за подобными бензиновыми моторами будущее. Держитесь за свою идею. Это ваш шанс!».

Генри воспринял слова кумира своей юности буквально. Первым делом он уволился из Detroit Illuminating Company, походу отказавшись от двукратного увеличения жалования и руководящей должности, а уже через несколько месяцев Форд обживал кресло главного конструктора Detroit Automobile Company - первой в городе автомобильной фирмы. Но, как это часто бывает, стартовый блин вышел комом.

Случилось так, что Генри подхватил вирус, который на современном языке именуется звездной болезнью. Щедрые похвалы от самого Эдисона, безграничное доверие влиятельных инвесторов, помноженные на собственное гипертрофированное эго, сыграли злую шутку. Форд почувствовал себя техническим гением с замашками свободного художника, мол, что хочу, то и делаю. Он весьма некстати увлекся автогонками и с головой окунулся в постройку спортивных моделей. Меж тем, из ворот Detroit Automobile Company лишь изредка выезжали примитивные грузовики, каждый из которых приносил фирме одни убытки. Терпение инвесторов оказалось небезграничным, и после нескольких предупреждений, не возымевших никакого эффекта, Генри пришлось освобождать кабинет. Подумаешь! В дым рассорившись с влиятельными бизнесменами, он тут же охмурил новых, выбив средства под разработку гоночного автомобиля. Но и это счастье продлилось недолго. Вскоре Генри испортит отношения и с очередными деловыми партнерами - уж чем-чем, а покладистым характером он никогда не отличался.

Сегодня в это сложно поверить, но в начале 20-го века в бизнес кругах Детройта, наверное, не было фигуры более одиозной, нежели Форд. Более известный благодаря своему несносному характеру, нежели инженерному гению, Генри, вернее одно только его имя, отпугивало инвесторов и бывших компаньонов. Человека, который на заре нового столетия предсказал бы Форду судьбу крупнейшего промышленника эпохи, просто подняли бы на смех. Казалось, что уж у этого-то заносчивого выскочки точно ничего не выйдет.

И в самом деле, деньги под очередной проект удалось выбить буквально чудом. С большим трудом Генри нашел общий язык с угольным магнатом Александром Малколмсоном, хорошим знакомым еще со времени работы у Эдисона. Малколмсон выделил средства на разработку новой модели, а 16 июня 1903 года на свет появилась новая автомобильная фирма Ford Motor Company.

Все, и в первую очередь сам Генри, понимали - другого подобного шанса заявить о себе может и не представиться. К счастью, фортуна, наконец, улыбнулась упертому потомку ирландских эмигрантов.

Царь горы

Фактически, выпуск первого серийного Ford - модели А начался в начале июня, то есть даже чуть раньше даты официальной регистрации компании. Десяток рабочих в арендованной мастерской на Мэк-авеню неспешно собирали простенькие 2-местные «ранэбауты» с 2-цилиндровым мотором мощностью 8 л.с. Поначалу работали «на склад». Первый заказ компания получила лишь 15 июля - некий мистер Пфенниг, дантист из Чикаго, выбрал модель с опционным верхом за $850. Потом пришел второй заказ, за ним последовал третий... До конца года фирма продаст 215 автомобилей, а свои первые дивиденды акционеры получат уже в ноябре 1903-го - спустя всего пять месяцев с момента официальной регистрации Ford Motor Company! Дальше больше. К началу 1904-го года штат рабочих-сборщиков увеличится более чем в десять раз, а общее число выпущенных за первые полтора года существования компании автомобилей достигнет 1700 штук.

Это был безусловный успех. Форд, наконец, осуществил свою детскую мечту - он выпускал автомобили, доказав скептикам, что умеет не только скандалить и ссориться. Тем не менее, до сих пор его карьера ничем не отличалась от судьбы сотен других относительно успешных автомобильных фабрикантов начала 20 века. Но в том-то и дело, что Генри глядел куда дальше коллег по цеху. Во-первых, он не слишком-то верил в популярную теорию, согласно которой, выпуск дорогих автомобилей приносит больше прибыли. Напротив, Генри не сомневался: кратчайший путь к успеху - массовое производство недорогих моделей.
Вопреки распространенному мнению, первым массовым Ford стала отнюдь не легендарная T, а дебютировавшая двумя годами раньше модель N. По сути, это был автомобиль-эксперимент. Максимально упрощенная, если не сказать спартанская машина с 15-сильным мотором стоила всего $500. Результат? Все 8500 экземпляров, выпущенных в 1906-м, раскупили мгновенно, сделав Ford Motor крупнейшим автопроизводителем США.

Убедившись, что концепция максимально дешевого автомобиля работает, Генри и его инженерная группа форсировала работу над моделью, которой безо всякого преувеличения суждено было изменить судьбы миллионов людей.

Известную популярность Ford N принесла лишь крайне низкая цена. Сама машина, говоря начистоту, получилась неважной: с маломощным мотором, всего лишь 2-местным салоном, слабенькой рамой, которой не доставало жесткости и выносливости, что, помимо прочего, сказалось и на отвратительной плавности хода. Однако же за более чем скромный ценник «энке» прощали кучу недостатков. Как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.

И Генри рассудил верно. Если люди охотно покупают не слишком хороший, зато дешевый автомобиль, то что же будет если предложить рынку машину столь же доступную, как модель N, но лишенную всех ее минусов?

Так на свет появился Ford Т. Порой этот легендарный автомобиль называют ничем не примечательным в техническом плане, но это не совсем так. Конечно, «тэшка» не поражала дизайном, сверхмощным мотором или россыпью революционных инженерных решений. Зато ее конструкция была продумана вплоть до самых незначительных мелочей - от усиленной рамы из ванадиевого сплава до мотора, который переваривал как бензин, так и керосин, и даже спирт. Короче, это был первый в мире качественно созданный бюджетный автомобиль - считайте, пра-пра-прадедушка сегодняшнего Logan.

« Тэшка» была дешевой по цене, но не по исполнению. К продуманной до мелочей конструкции Генри добавил еще один немаловажный ингредиент - высокий, вернее высочайший, максимально возможный в то время уровень качества. И это касалось не только самого процесса сборки - на его предприятии подобное подразумевалось само-собой. Другое дело, что представители компаний-поставщиков комплектующих, работавшие с Ford, бились в истерике от сверхжестких требований к качеству деталей, узлов и механизмов, предназначавшихся для модели Т. Допуски по некоторым позициям доходили до 4 мм - и это, напомню, в начале 20 века! С другой стороны, поставщики, работавшие на Ford, получали на разработку и выполнение заказа ровно столько времени, сколько они требовали, да и оплачивались их услуги по высшему разряду.

В первый неполный год покупателям отгрузили около 10 тысяч «тэшек». В 1911-м владельцами машины стали почти 70 тысяч человек, а еще год спустя эта цифра удвоилась! Такая популярность даже Форду не могла привидеться в самых радужных сновидениях. Сама же «тэшка» очень быстро из просто удачного автомобиля превратилась в социальное явление.

Искусство выпускать

В дебютном для себя 1908-м Ford T по праву считался самым совершенным бюджетным автомобилем мира, но время шло, а конструкция модели почти не изменялась. По сути, за 19 (!) лет на конвейере все нововведения, коснувшиеся «Жестяной Лиззи», можно пересчитать по пальцам одной руки. В 1915-м году на машине появились электрические фары, в январе 1919-го электростартер, а вместе с ним и приборная панель, состоявшая из одного лишь амперметра, а еще через шесть лет на «тэшку» стали, наконец, устанавливать пневматические шины. Все остальное и вовсе мелочи.

Но почему? Ведь Форда при всем желании не назовешь самодуром или противником технического прогресса. Разумеется, нет. Просто настоящей страстью Генри всегда была эффективность производства - этому божеству он поклонялся всю жизнь, к его алтарю он с готовностью приносил все, вплоть до дружбы.

Ведь что такое эффективность производства? Если в двух словах - наибольшее количество продукции, выпущенное на единицу рабочей силы. Так вот, Генри никогда не был доволен этим соотношением. Как бы поступил любой другой успешный фабрикант, озабоченный проблемой расширения производства? Скорее всего, построил бы еще один завод, а потом еще один... Такой подход претил Генри - он искренне верил, что можно найти другой способ выпускать больше, даже когда производственные мощности, казалось, уже исчерпаны. И, по обыкновению, оказывался прав.

Чего только не выдумывал пытливый ум Форда. Скажем, рабочих на сборочном участке разбивали на бригады, каждая из которых совершала определенную последовательность операций, но не на одной, а сразу на нескольких машинах. Таким образом, процесс изготовления чуть ускорялся. Затем догадались, что время можно сэкономить, загодя доставляя необходимые комплектующие со склада. Так выкроили еще несколько минут, и постепенно шаг за шагом темп производства увеличивался.

Кроме того, Форд ввел на заводе атмосферу постоянного творческого соревнования, когда каждый сотрудник мог и даже обязан был предложить собственную идею оптимизации производственного процесса. Что характерно - прислушивались к любой мелочи. Рабочие, чьи идеи приживались, получали щедрое вознаграждение. Собственно говоря, и конвейерная сборка стала прямым следствием подобных рацпредложений.

Бытует мнение, что идея автомобильного конвейера пришла в голову помощникам Генри во время визита на чикагские скотобойни фирмы Swift and Co. В цехах мясокомбината менеджеров Ford Motor Company шокировала зловещая и завораживающая одновременно картина. Подвешенные на цепях туши двигались от поста к посту, где мясники с тесаками наготове отрубали куски, не теряя времени на переходы от одного рабочего места к другому и практически не опуская ножей. Эффективность механизированного процесса разделывания свиней поразила автомобильных инженеров.

Подобный эксперимент решили провести в цехах нового «фордовского» завода в Хайленд-Парке. Сборку магнето - популярной в то время системы зажигания - разбили на два этапа с использованием конвейерной ленты. Получилось! Время сборки готовой детали с 20 минут (в человеко-часах) сократилось на треть. Постепенно на конвейер стали переводить и другие операции, сначала попроще, позже посложнее. Дошла очередь и до двигателя, и до коробки передач, и до подвески. Наконец, в августе 1913 года автоматизировали и самую сложную операцию - так называемую «свадьбу» шасси и кузова. Пожалуй, именно этот день можно считать датой рождения автомобильного конвейера.

Эффективность новых методов работы не знала аналогов. Время сборки шасси с 12,5 часа сократилось до 93 минут! Но, конечно же, новые технологии внедрялись не рекордов ради. Главное, начиная с 1913-го производительность завода каждый год вырастала вдвое, а цена Ford T неуклонно снижалась, в конечном итоге упав до $260! По нынешним ценам выходит всего 3200 долларов.

Автомобильный конвейер не единственное, что подарил цивилизованному миру Генри. Среди других гениальных идей гиганта мысли и отца автомобильной индустриализации, скажем, рекордные по рынку зарплаты для собственных рабочих, не только повысившие лояльность персонала, а вместе с тем эффективность труда, но и подстегнувшие продажи. Ведь разбогатевшие трудяги стали покупателями автомобилей, которые они сами и производили.

Форд не только применил принципы производства автомобилей, которые актуальны и по сей день, он же придумал и весьма эффективные инструменты продажи. Скажем, в 1914-м, дабы подстегнуть спрос, Генри публично пообещал каждому покупателю скидку в $50. Более чем щедро, учитывая, что на тот момент базовая цена автомобиля составляла всего 500 долларов. В чем же гениальность акции? Так деньги-то возвращали покупателям только при условии, что Ford по итогам календарного года реализует не менее 300 тысяч автомобилей. Продажи в том году составили 308 213 машин, и Генри с удовольствием выполнил обещание. В любом случае заработал он больше, чем потратил. «Каждый раз, когда я понижаю цену на 1 доллар, я получаю тысячу новых покупателей!» - посмеиваясь, говорил Форд.

Еще в начале века Генри осознал, что одним из непреложных условий эффективного массового производства является выпуск собственных автокомпонентов. И к 1920 году компания, скажем, выпускала не только деревянные рамы для кузовов, но и высаживала лесные плантации для будущих заготовок! Форд раньше других понял, что ключ ко всемирной популярности - выпуск автомобилей в разных странах и континентах. Первый зарубежный филиал Ford Motor Company открылся в Канаде еще в 1904-м. К моменту начала производства модели Т представительства компании появились в Париже и Лондоне, а в 1911-м заработал завод в Манчестере - первое сборочное предприятие «Голубого овала» в Европе.

Его причуды

Богатство никогда не являлось целью Форда, в конце концов он родился в состоятельной семье, но получилось, что деньги сами гнались за Генри. Еще до выпуска модели T он считался более чем преуспевающим бизнесменом, но «Жестяная Лиззи» в одночасье сделала его миллионером. Вернее, мультимиллионером. При этом, имея все возможности, он не вел разгульно-роскошный образ жизни, так отличающий людей, быстро сколотивших капитал. Конечно, Форд не слыл отшельником и, по большому счету, ни в чем себе не отказывал, но деньги предпочитал тратить на все что угодно, кроме развлечений.

Сложно сказать, во сколько Генри обошлась тяжба с неким Джорджем Селденом, изобретателем и юристом, известным, прежде всего, своим патентом на... автомобиль. Еще в конце 19 века этот американец оформил патентную заявку на самоходное транспортное средство с ДВС. Причем искушенный в вопросах права Селден провернул дело так, что каждый, кто в дальнейшем намеревался выпускать автомобили на территории США, должен был платить ему патентные отчисления. И все платили до тех пор, пока Форд не сказал: «Довольно!».

Генри как никому другому были по карману переводы за «селденовский патент», но самому его естеству претила мысль о том, что какой-то прохвост наживается за счет фальшивого по своей сути патента. Никто не верил, что хваткого и упертого Селдена можно перебороть, но Форд оказался еще более хватким и упертым. 10 января 1911 года после длительных и ожесточенных судебных разбирательств неоднозначный патент потерял свою силу.

Еще дороже обошлось Генри и его возможно самое неудачное предприятие. В разгар Первой мировой войны Форд, всю жизнь слывший убежденным пацифистом, оплатил фрахт огромного океанского лайнера. На его борту он с группой дипломатов и деятелей культуры отправился в Европу, дабы попытаться убедить враждующие стороны сложить оружие. Надо ли говорить, что экспедиция потерпела провал, а над наивностью Генри после этого не посмеивался только ленивый?! Но каким бы примитивным не казался его поступок, помыслы Форда были чисты и благородны.

Опять же, исходя из наилучших побуждений, он вошел в историю как и один из самых непримиримых борцов с профсоюзами. И эту позицию Генри довольно легко понять и разделить. Он буквально с нуля создал систему, в которой рабочие и менеджеры имели возможность хорошо зарабатывать, если полностью отдавались делу. Форд был убежден, что хорошему работнику, равно как и толковому менеджеру, совершенно не нужен защитник интересов из профсоюзной организации. Неудивительно, что Генри оказался в авангарде анти-профсоюзного движения 30-х годов.

С новой напастью автомобильный гигант боролся весьма специфическими методами. В качестве начальника службы внутренней безопасности Генри нанял военного моряка и боксера Гарри Беннета. Двухметровый верзила, которого когда-то Форд спас от тюрьмы, был патологически верен боссу и без колебаний выполнял все его поручения, включая поручения весьма сомнительного толка. Неудивительно, что проблем с трудовой дисциплиной на заводах «Голубого овала» не было, а те, что возникали, пресекались самым решительным образом. Как говорится, кулак и доброе слово убеждают лучше, чем просто доброе слово. Более того, попытки профсоюзных лидеров заставить Форда подписать коллективное трудовое соглашение, которое к середине 30-х годов одобрили все остальные автопроизводители Америки, включая General Motors и Chrysler, также ни к чему не приводили.

В конце концов, то, что должно было случиться, все-таки произошло. Впрочем, поставить подпись под злосчастным документом Форда заставили не доводы разума, советы коллег или, упаси боже, общественное мнение. Нет, нет и еще раз нет! Генри, не сомневавшийся в правильности собственных решений, готов был скорее разбить компанию на мелкие филиалы и начать распродажу активов, нежели пойти на поводу у людей, идеалы которых он всю жизнь презирал. Но в дело вмешалась его жена. Клара пригрозила мужу разводом, если тот не сохранит целостность компании и не сделает все для того, чтобы Ford Motor Company навсегда осталась семейной вотчиной Фордов. Только тогда Генри, скрепя сердце, подписал соглашение с ненавистными профсоюзами...

А чего стоят его весьма сомнительные (и это мягко сказано) антисемитские взгляды?! Не говоря уже о том, что именно Форд оказался единственным американцем, которого Гитлер упоминает, причем упоминает в восторженных тонах в «Майн Кампф»!

Но кто мы такие, чтобы осуждать величайшего автопромышленника 20 века? Праведников в мире большого бизнеса в любом случае просто не существует, к тому же Форду и без того крепко досталось от судьбы. Он пережил единственного сына - Эдсел скончался от рака еще в 1943-м, а друзей к тому времени у него давно не осталось. Кто знает, возможно, это и есть цена, которую гениальному автопромышленнику пришлось заплатить за сказочное богатство и всемирную славу?

Данила Михайлов