Покупка дизельного автомобиля на что обратить внимание. Как правильно проверить дизель перед покупкой автомобиля. Послушайте, как работает мотор на различных оборотах

Если машина нужна вам не столько для того, чтоб на ней ездить, а в качестве увлекательного хобби, которое подразумевает неустанную доводку автомобиля до рабочего состояния, то вы всегда сможете ориентироваться только на политику цен. В нашей статье мы поведаем вам, как следует тестировать старый дизельный движок перед покупкой.

Почти всегда машина выбирается все таки конкретно как средство для езды домой и на работу, при всем этом - средство должно быть надежным, таким, чтоб не добивалось значимых дополнительных временных и денежных вложений.

Для того, чтоб потом новоприобретение вас не огорчило, принципиально избежать всех «подводных камешков» — укрытых изъянов, которые присущи определенной машине, заинтересовавшей вас на авторынке.

В неприятном случае заместо того, чтоб полностью воспользоваться плюсами дизельного мотора, вы получите бонусный набор всех его недочетов — все то, чем обычно «больны» изношенные: неисправный дизельный движок — увеличенный топливный расход, завышенную дымность, нехороший пуск.

1-ое, что нужно бы сделать — еще до похода на авто рынок — верно обусловиться с тем, какие свойства мотора вам имеют самое огромное значение. К большенному огорчению, неограниченное количество силовых агрегатов не может вкупе быть экономными, надежными, массивными и отлично поддаваться ремонту. Как ни грустно, но нужно будет находить компромиссы.

Маленькие моторы (которые инсталлируются на мелкие машины), в целом могут повытрепываться неплохой топливной экономичностью, но они наименее долговечны, наименее надежны и отличаются более умеренными чертами мощности в сопоставлении со «старшими собратьями».

Больший рабочий объем агрегата, по данным статистики, способен обеспечить больший уровень надежности.

Нетурбированные движки, в сопоставлении с турбованными моторами, более долговечны, надежны и при всем этом владеют экономными показателями по уровню топливной экономии.

Моторы, дополненные турбиной, хоть и отличаются особенным «аппетитом» и наименее надежны, но лучшим образом подходят тем, кто первоочередно желает прирастить мощность собственного авто.

Перед покупкой на авто рынке машины, которая более соответствует всем вашим способностям и желаниям, нужно очень пристально изучить качество ее агрегата.

Сначала осматриваем неработающий мотор — на предмет/отсутствие наличия масляных потеков, следов от охлаждающей воды -все это свидетельствует о том, что этот старый движок перегревался.

Следы отпотевания масла на моторе могут находиться исключительно в очень маленьких количествах. Лучше, чтоб они совсем отсутствовали на сальниках.

Снимаем патрубок , соединяющий впускной коллектор и воздушный фильтр (в турбованных моделях — турбину и воздушный фильтр). Если в патрубке есть маленькое количество масла - то это в наилучшем случае свидетельство суровой степени загрязнения системы отвода картерных газов либо фильтра воздуха, в худшем - это следствие сильного износа поршневой группы.

Запускаем мотор автомобиля . Если он запустился не с полуоборота, то этот факт нужно принимать как присутствие некоего укрытого недостатка. Проверку нужно провести пару раз, с разными интервалами меж пусками. При всем этом не нужно жать на педаль газа и прогревать свечки - здесь нет никакой необходимости. Если же на схожих действиях настаивает торговец, то он хочет пробует увести ваше внимание от укрытого недостатка в силовом агрегате.

При запуске мотора обращаем внимание на выброс. На холостых оборотах на жарком моторе дыма быть не должно. Допустимая норма - это только маленький выброс дыма при старте.

Маленькое постукивание в движке (наподобие «перекатывающихся камешков») — для дизелей является нормой, а вот стуки, выделяющиеся из всего фона, должны заставить задуматься вас - тем паче, если они сохраняются при повышении количества оборотов.

Плавненько увеличиваем обороты . С холостых медлительно перебегаем к значению в 3500 — 4000 тыщи об/мин, следя за движком — он не должен трястись и дергаться.

Снова проделываем такую же операцию, но при всем этом нужно оценивать цвет выхлопа. Если при увеличении оборотов возникает сизый рваный дым, то это свидетельство или позднего зажигания, или о других недостатках в движке.

Резко жмем на педаль газа и опять смотрим за выхлопом и мотором. Если мотор трясется, а из выхлопной трубы выходит сизый рваный дым, то на тех оборотах, где это наблюдается, будет увидена значимая утрата мощности.

В случае, когда слышны стуки либо из выхлопной трубы идет густой темный дым, такую машину лучше вычеркнуть из вашего перечня.

Если же все отлично, продолжаем осмотр . Компрессию в моторе нужно проверить в сервисном центре (допустимое значение — более 31, применимое — 36 атмосфер, разброс значений ну может быть более чем две атмосферы). Но на месте ее там же можно за ранее оценить. Аккуратненько откручиваем — при работающем на холостых оборотах моторе — крышку горловины для наливания масла. Если при попытке положить на отверстие крышку ее отбрасывает газом — это естественно нехороший признак.

Но если так не происходит — это совсем не гарантия того, что отсутствуют задачи с компрессией. Диагностику нужно проводить на сервисе - там же можно проверить давление масла в магистрали на холостых оборотах на жарком движке. Допустимое значение — одна атмосфера, если у вас турбованный агрегат, то более полутора атмосфер. Показания нужно снимать при помощи механического манометра.

Понятно что, без испытаний в реальных дорожных критериях качество работы мотора не найти. Только сделав на практике все вероятные режимы работы мотора, можно осознать, исправен ли он.

Тесты в граничных режимах, естественно, должны длиться в течение пары секунд — этого будет довольно для «диагностики» вероятных заморочек, но не приведет к их образованию.

Для проверки исправности регулятора ТНВД, нужно резко надавить и отпустить педаль газа. Если мотор стремительно возвратился в режим холостых оборотов — все в отлично. Если же это вышло медлительно — неисправен мотор либо турбина.

Нужно знать на что обращать внимание при его тестировании, чтобы покупка вас не разочаровала впоследствии и не потребовала дополнительных непредвиденных вложений на ремонт.

Иначе, вместо ожидаемого пользования всеми возможными преимуществами дизельного двигателя можно получить полный набор присущих ему «минусов», в виде плохого запуска, повышенной дымности и большого расхода топлива.

Еще до похода на авторынок, необходимо четко определить для себя, какие из основных характеристик двигателя имеют наибольшее значение для вас. В этом вопросе неизбежно придется искать компромиссные решения, так как универсального двигателя не бывает и он не может быть, например, одновременно мощным, «не прожорливым» то есть экономичным, надежным, и дешевым в ремонте.

Как правило, небольшие дизельные двигатели, в общем, обладают хорошей топливной экономичностью, но с другой стороны они менее надежны, имеют меньший ресурс, чем более мощные моторы. В большинстве случаев, большой рабочий объем мотора свидетельствует о достаточно высоком уроне надежности, но ждать большой экономичности от такого дизеля, по сравнению с небольшими моторами, не приходится.

Также, более надежными считаются дизели без турбин, по сравнению с турбированными «собратами». В свою очередь моторы с турбиной имеют лучшие мощностные характеристики, хотя менее экономичны.

Как правильно проверить дизель при покупке

Заранее определившись с тем, какой именно дизель вам нужен и подобрав на авторынке подходящий по параметрам автомобиль, внимательно изучите двигатель.

1. Осмотрите силовой агрегат на предмет наличия потеков масла, охлаждающей жидкости, свидетельствующих о том, что двигатель перегревался. Не так опасны следы отпотевания масла на моторе, но на сальниках лучше, чтобы их не было.

2. Снимите патрубок, соединяющий воздушный фильтр с впускным коллектором или в дизелях с турбиной — воздушный фильтр с турбиной. Если в патрубке заметны следы масла, то это может говорить о сильном загрязнении воздушного фильтра или в худшем случае, о большом износе цилиндропоршневой группы двигателя.

3. Попробуйте запустить двигатель. Если горячий мотор не запустился сразу, «с пол-оборота», то это может быть признаком какого-либо скрытого дефекта. Пробные запуски лучше произвести несколько раз, с разными интервалами между ними. При этом не нажимайте на педаль газа и не прогревайте свечи накала.

  • Если мотор запускается нормально, обратите внимание на выхлопные газы при запуске. Если мотор горячий, то на холостых оборотах дыма не должно быть. Возможен только небольшой выброс дыма непосредственно при запуске.
  • Звуки, напоминающие негромкое постукивание, наподобие перекатывающихся камешков нормальны для дизеля. Настораживать должны звуки, выпадающие из общего ритма, особенно, если они продолжаются даже после увеличения оборотов.

Запустив мотор и дав ему немного поработать на холостых оборотах, плавно повысьте обороты до 3 — 4 тысяч оборотов в минуту, при этом мотор не должен вибрировать и дергаться. При этом оцените цвет выхлопных газов. Если одновременно с увеличением оборотов появляется дым сизого цвета, то это может свидетельствовать о позднем зажигании или о других неполадках в двигателе.

Резко прибавьте оборотов мотору, нажав на педаль газа. При этом следите за мотором и выхлопом. Если на высоких оборотах двигатель вибрирует, а дым имеет сизый цвет, то на таких режимах работы будет происходить значительная потеря мощности.

Если дым черный и становятся слышны стуки в двигателе, то от покупки такой машины лучше отказаться.

Как проверить компрессию на дизеле и другие нюансы

1. Проверьте компрессию в двигателе. Наиболее точно это делается специальным прибором – компрессометром в соответствии инструкции. Для дизеля приемлемой величиной считается 36 атмосфер, а допустимой не менее 31, при этом разброс величины давления по цилиндрам не должен быть более двух атмосфер.

2. При отсутствии прибора можно оценить компрессию на «глаз». Запустите мотор и осторожно снимите крышку маслоналивной горловины. После этого положите крышку, не накручивая её на отверстие горловины. Если при этом крышку отбрасывает выходящими газами, значит с компрессией в двигателе не все в порядке. Впрочем, это не самый надежный способ проверки и качественную диагностику можно произвести на СТО, используя специальное оборудование.

3. Дайте мотору немного остыть и откройте крышку радиатора. Долейте в радиатор охлаждающую жидкость до края. После этого закройте крышку, запустите мотор, подождите, пока откроется термостат и посмотрите не выходят ли из радиатора пузырьки воздуха при работающем двигателе. Такие пузырьки могут свидетельствовать о негерметичности прокладки блока цилиндров или о повреждении самого блока.

Желательно проверить, как запускается дизель «на холодную», то есть зимой

Если двигатель запустился без проблем, так же хорошо, как и при высокой температуре, то можно говорить, что с компрессией все в порядке, как и с работой системы холодного запуска.

На «холостых» дизель должен работать без перебоев. Он может несколько «жестче» работать в «холодном» режиме — это допускается, так как это может быть из-за особой системы холодного запуска, которая специально сдвигает угол опережения впрыска при низких температурах для улучшения условий запуска двигателя в таких условиях.

Конечно, протестировать дизель, да и весь автомобиль, без его опробования в реальных дорожных условиях нельзя. Испытайте силовой агрегат, дав ему поработать несколько секунд в предельных режимах и этого будет достаточно, чтобы выявить возможные неполадки.

Если вы считаете, что состояние двигателя вашего автомобиля требует серьезного капитального ремонта, что а диагностика в говорит о том, что ресурс двигателя выработан практически полностью и капиталка его уже не спасёт, то есть всего два варианта: либо купить новый двигатель, либо б/у. Но здесь есть возможность сэкономить деньги и приобрести б/у контрактный двигатель в хорошем состоянии. Существенная особенность такой покупки - необходимость знать, как именно выбирать дизельный контрактный двигатель. Все-таки агрегат был в употреблении, и хотя он и прибыл из Европы , причины, по которым он попал попал по контракту на склад, вы на 100% знать не можете, поэтому существует определенный риск. Если вы не специалист, выбор контрактного дизельного двигателя стоит поручить профессионалу, желательно такому, который сможет не только выбрать качественный мотор и поручиться за его качество, но и установит его вам в автомобиль, предоставив гарантию на свою работу.

Но как выбрать дизельный двигатель бывший в эксплуатации, если нет знакомых автомехаников и осматривать приходится самому? Как отличить барахло от двигателя в хорошем состоянии и определить реальную его стоимость? В этой публикации мы постараемся разобрать все тонкости покупки контрактного дизеля для вашей машины.

Во-первых, вы должны очень внимательно осмотреть двигатель со всех сторон. Обратите внимание - не вымыт ли движок, потому что если двигатель вымыт, то продавец таким образом может попытаться скрыть дефекты и явные проблемы блока цилиндров. Очень часто продавцы б/у-шных моторов моют их, чтобы удалить масляные потеки, тем самым замаскировав факт протекающих сальников.

Если вы обнаружите течь сальников после установки двигателя, это может привести к необходимости их замены, или еще более серьезным проблемам, если после монтажа и пуска вы не заметите подтекания, тогда проблемы настигнут машину уже в дороге. Поменять сальники на снятом двигателе стоит гораздо дешевле, но вы рискуете об этом узнать, когда будет уже поздно. Поэтому первый совет – бегите от вымытого двигателя, как бы чистенько он не выглядел. Хороший честный двигатель мыть не обязательно, его качество определяется далеко не внешним блеском и чистотой.

Итак, вы выбрали двигатель, который не выглядит, как начищенный котел. Что дальше? Далее вы должны провести осмотр головки блока цилиндров на предмет отсутствия течи масла из-под прокладки ГБЦ. Если течь есть – сразу отказываемся от покупки, с таким вариантом могут возникнуть проблемы в будущем.

Третьим шагом мы должны открутить крышку маслозаливной горловины двигателя и осмотреть ее с внутренней стороны. Тут нас волнуют два момента: наличие масляного нагара и эмульсии. Если нагар присутствует, это свидетельствует о том, что масло в двигатель заливали, мягко скажем, некачественное. Такой же эффект может возникнуть, если масло ни разу не меняли. Но хуже всего, если на крышке вы видите эмульсию, которая образуется, когда масло смешивается с охлаждающей жидкостью. И если эмульсия есть, то практически всегда это говорит о том, что прокладка ГБЦ пробита, или же есть трещина в блоке цилиндров или в его головке. В самом лучшем случае эмульсия будет свидетельствовать о трещине в масляном охладителе, но наличие всех этих трещин говорит о том, что двигатель, скорее всего, побывал в аварии, а значит, полон неприятных сюрпризов.

Масляный нагар или эмульсия на маслозаливной крышке? Отказываемся от покупки данного дизельного мотора. Смотрим следующий!

Далее мы должны прокрутить двигатель на несколько полных оборотов. Это мы делаем не для проверки компрессии, которую проверить таким образом невозможно, если мотор лежал на складе без масла со снятыми форсунками уже долгое время. Но таким способом можно убедиться в том, что поршневая система и коленвал вращаются свободно и не подклинивают во время вращения. Если проворачивание двигателя не удается – уточните, возможно, с дизеля был снят топливный насос высокого давления. В таком случае проворачивание получится только при одном условии: если на вашей модели дизеля на ТНВД идет отдельный привод, и, соответственно, при его снятии система газораспределения не нарушается. Таким образом, если при проворачивании двигателя явно заметны подклинивания – такой контрактный дизель мы не берем.


Следующий этап внешнего осмотра – это проверка впускного коллектора дизельного двигателя. Следует иметь ввиду, что в коллекторе всегда присутствует масляная пленка, это совершенно нормально. Ненормально, если во впускном коллекторе заметен масляный нагар в большом количестве. Дело в том, что в современных дизельных моторах для снижения токсичности устанавливается система рециркуляции выхлопных газов (Exhaust Gas Recirculation, EGR). Эта система призвана уменьшить токсичность выхлопных газов, в том числе для уменьшения содержания в них окислов азота и работает по следующему принципу: как клапан, который в некоторых режимах работы дизельного мотора соединяет пространство выпускного коллектора с задроссельным пространством впускного коллектора. В результате часть выхлопных газов попадает через впускной коллектор в цилиндр, где отработанные газы дожигаются. Это, безусловно, сопровождается образованием нагара во впускном коллекторе, но если нагара слишком много, это будет свидетельствовать о неполадках в работе системы EGR или о том, что пробег двигателя больше заявленного.

Попросите продавца снять выпускной коллектор с контрактного двигателя для проверки состояния выпускных окон. Основное, в чем вы должны убедиться – это в том, что нагар в выпускных окнах наличествует в виде сухой сажи. Масла быть не должно в любом случае, это важно.

Последнее, что мы можем сделать в процессе внешнего осмотра – это попросить продавца подвесить двигатель. Этим вы получите доступ к осмотру дизеля со всех сторон, убедитесь в целостности всех креплений мотора и в том, что поддон двигателя не имеет вмятин или, что хуже – трещин.

Таким образом, даже самостоятельно можно провести если не полноценное обследование, то хотя бы уберечься от ошибок в выборе дизельного двигателя и тем самым повысить вероятность того, что вы купите хороший контрактный мотор. Однако полностью исключить этот способ все-таки не может. Дизельный двигатель, бывший в эксплуатации, может показать себя с самой неожиданной стороны, поскольку всю правду о том, в каких условиях и как он эксплуатировался предыдущим владельцем, вы никогда не узнаете.

Поэтому самым разумным будет заказать контрактный двигатель у проверенного продавца. Основным критерием выбора продавца будет наличие хороших отзывов в среде автовладельцев, при этом желательно, если эти автовладельцы ездят на таком же автомобиле, что и вы. Правильный продавец будет иметь запас самых ходовых двигателей на своем складе, оказывает услуги монтажа двигателей на автомобили заказчиков и дает гарантию на проверку. Надо оговориться, что гарантия на агрегаты, бывшие в употреблении, согласно действующему законодательству не предусмотрена, поэтому если продавец дает гарантию, это свидетельствует о том, что предлагаемые им двигатели проверены, продиагностированы, все сменные расходные материалы на дизеле заменены, и залито новое масло.

Многих автомобилистов привлекают авто с дизельным двигателем из-за их неприхотливости, надежности и экономичности. Тем не менее, при выборе дизеля есть ряд нюансов, которые обязательно нужно учесть, иначе вы рискуете потратить солидную сумму денег на то, чтобы привести двигатель в приемлемое состояние.

В этой статье мы расскажем, на что именно стоит обратить внимание, и как проверить дизельный двигатель при покупке авто.

Во-первых, оцените состояние двигателя так же, как при покупке любого другого автомобиля: общий вид двигателя, наличие подтеков масла, нагара или очагов коррозии. Обратите также внимание, если двигатель слишком уж чистый. Навряд ли у внедорожника, выпущенного в начале 2000 года будет сиять силовой агрегат, возможно так от вас пытаются скрыть течь.

Также рекомендуем вам (как и при покупке любой другой техники, особенно с рук) взять с собой кого-нибудь, кто лучше разбирается в данной теме и знает, как проверить дизельный двигатель при покупке авто. Если визуальный осмотр вас устроил, переходим к следующему этапу: старту двигателя.

Желательно проверить, как двигатель заводится в холодное время года (ну или хотя бы утром). Дизельный двигатель должен стартовать с полуоборота, если необходимо дольше вращать стартер - вероятно, износились кольца или поршневая.

Также попробуйте запустить прогретый двигатель - часто бывает такая ситуация, когда непрогретый двигатель запускается сразу, а "горячий" - лишь со второго-третьего раза. Это может свидетельствовать об износе поршневых колец или же неработающем температурном датчике.

Следом необходимо проверить дым, выходящий из выхлопной трубы при нажатой педали газа. Если он черный, вероятней всего, что износились маслосъемные кольца и масло попадает в топливо. Также возможен вариант с износом форсунок, что намного хуже.

Если дым присутствует, но он белый - в топливо попадает вода (обычно это можно распознать еще и по неровной работе двигателя на малых оборотах, он работает "рывками").

Следом откройте масляную крышку и посмотрите, не выделяется ли масло из-под маслозаливной горловины (порой оно может даже брызгать). Причин может быть множество, в принципе устранению это вполне поддается, но наличие такого дефекта позволит вам серьезно сбить цену, если все остальное вас устроило.

Также следует оценить сам звук работы двигателя. Звук должен быть мягкий, но мощный, басовитый, без наличия разного рода шумов. Попробуйте услышать звуки, которые не входят в общий ритм, а также "погоняйте" двигатель на разных оборотах.

Если вас устроил данный автомобиль, и вы все же решили его взять, то первое, что вам необходимо сделать – это приступить к замеру компрессии (хотя желательно это делать еще при покупке). Для дизеля оптимальна величина компрессии в 25 атмосфер, хотя многое зависит от конкретной модели двигателя, но, как правило, компрессия более низкого показателя свидетельствует о неисправностях.

Причем чем меньше разница компрессии между цилиндрами, тем лучше (оптимальное значение - 0.5). От подержанного авто подобного ждать, конечно, не приходится, но если уж разброс действительно сильный - значит, вскоре двигатель нужно будет капитально ремонтировать.

Также компрессию можно приблизительно оценить и без особого оборудования (хоть и желательно все же воспользоваться компрессометром). Открутите крышку маслозаливной горловины, но не снимайте, и попросите своего товарища подержать нажатой педаль газа. Если двигатель втягивает крышку, то глобальных проблем нет, если выталкивает, значит, величина компрессии намного меньше необходимой.

Вдобавок не стоит предупреждать владельца авто о том, что вы будете проверять компрессию, так как существуют присадки, которые ее повышают. Будете введены в заблуждение, да и для двигателя эти присадки не очень-то полезны.

Помимо этого, сразу же после покупки следует купить новый ремень ГРМ (даже несмотря на то, что прежний владелец уверял, будто поставил его неделю назад). Причем желательно взять фирменный, пусть цена и кусается - если некачественный или изношенный ремень порвется, может разворотить всю головку блока цилиндров, а это уже совершенно другие деньги (не говоря уже о том, что ремень может порваться в самый неподходящий момент).

Надеемся, что наша статья помогла вам понять, как проверить дизельный двигатель при покупке авто, и вы сможете правильно выбрать автомобиль, который будет служить вам долгие годы!

Расходы на топливо - характеристика, которая по нынешним временам при выборе автомобиля часто стоит во главе угла. Дизтопливо сегодня дешевле 92-го бензина, и несмотря на это очень скоро после покупки машины с дизельным двигателем ко многим автовладельцам приходит разочарование. Причина в том, что большинство водителей не приучены к дизелям, они предпочитают бензиновые машины. В то же время в некоторых европейских странах, например, Франции, Испании, автомобили с дизельными двигателями очень даже популярны, что подтверждают объемы продаж - иногда дизельных модификаций покупают больше, чем бензиновых. У нас же существует целый ряд факторов, объясняющих «прохладное» отношение к этому типу моторов. И все же тем, кто решился приобрести дизель, следует знать о некоторых тонкостях его покупки, эксплуатации и обслуживания.

Экономичность - общеизвестное достоинство дизелей, которое является главной «приманкой» для покупателей. Но есть у них и «минусы», которые многим, в особенности почитателям комфорта и спортивного стиля вождения, вскоре оказываются не по вкусу.

Первое, что очень быстро надоедает - характерный повышенный «тракторный» звук работающего двигателя. Хотя шумоизоляция салона у иномарок неплохая, полностью оградить сидящих в салоне от дизельной «музыки» автопроизводителям пока не удавалось. Затем, хотя и не во всех машинах, начинают раздражать повышенные вибрации. А любителям «поганяться» явно не понравится слабая динамика разгона, особенно при необходимости ускорения на высоких скоростях.

Интересно, что со всеми этими недостатками покупатели успевают ознакомиться еще при осмотре предлагаемого для покупки автомобиля. Но «запрограммированные» на экономичность, многие на эти «нюансы» не обращают внимания. Только по прошествию некоторого времени новоиспеченные автовладельцы начинают пополнять ряды недовольных дизельными машинами.

Дополняет картину тот факт, что дизель - специфический тип мотора с индивидуальным характером, обуславливающим особенности его работы и требующим соблюдения определенных правил эксплуатации и управления. Обычно их не знают, а если знают, то не соблюдают. В результате дизельный двигатель вместо положенных 500-600 тыс. км пробега до капитального ремонта выхаживает в два, а то и в три раза меньше. Так что прежде чем покупать дизель, убедитесь, что он соответствует вашему темпераменту и стилю вождения и что вы сможете «удовлетворить» его потребности при эксплуатации и обслуживании.

Хотя дизельных иномарок авторынок предлагает гораздо меньше, чем бензиновых, при большом желании найти нужный вариант все-таки можно. Контрольный осмотр дизельных машин по многим пунктам не отличается от бензиновых - проверка кузова, ходовой, трансмиссии, исправности электрооборудования и т.д. Разница заключается в тестировании двигателя. Здесь важны два момента - проверка при «холодном старте» и характер работы «на горячую». Следует, правда, заметить, что лето - не лучшее время для приобретения дизеля. Поэтому если после этой статьи у кого-то возникнет желание стать обладателем дизельной машины, лучше подождать наступления более прохладного сезона. Идеальный период для теста дизеля - зима, когда на улице мороз градусов 10-20. При таких условиях «болезни» этого типа двигателя выявить намного проще. Основным показателем, характеризующим исправность дизеля, является «холодный старт». Проводится он в такой последовательности: для увеличения подачи топлива вытягивается клавиша ручного «газа» (если не установлен термоподсос); поворотом ключа «зажигания» включаются свечи накаливания, о чем информирует загорающийся на щитке приборов индикатор работы свечей - желтая лампа с символом спирали; когда свечи прогрелись (на это требуется около 20-30 секунд), лампа гаснет - это сигнал, разрешающий запуск двигателя. Если после проделывания этих операций двигатель заводится с первой попытки и без длительного вращения стартером, значит все в норме.

Не запускается дизель на морозе в основном по нескольким причинам: «сел» аккумулятор, неисправны свечи накаливания, в топливной системе используется летнее топливо, в цилиндрах невысокая компрессия. Процедура замены аккумулятора, свечей накаливания не требует особенно больших затрат (2000 - 3000 руб.). А вот что касается малой компрессии в цилиндрах, то здесь возникает необходимость дорогостоящего капитального ремонта двигателя (30 000 - 50000 руб.). Застывшее до гелеобразного состояния топливо не способно пройти через фильтр, а значит удалить его из системы питания можно только в процессе отогрева в теплом гараже с последующей заменой на зимнюю солярку или добавкой антигелевых присадок.

Пока дизель холодный, его работа обычно сопровождается повышенной шумностью и черным выхлопом. Для этого типа двигателя это - обычное явление, так как топливо в холодных цилиндрах плохо испаряется, соответственно не полностью сгорает. По мере прогрева исправного дизеля шумность снижается, а черный выхлоп исчезает. Если же характер работы не изменяется и из трубы продолжает «валить» дым, значит что-то неисправно. Сизый дым - признак износа деталей цилиндро-поршневой группы (поршневых колец, гильз, поршней), что требует капитального ремонта двигателя. Когда выхлоп черный, значит топливо в цилиндрах сгорает не полностью. Это происходит в случаях: некачественного распыления топлива неисправными форсунками или их распылителями; подачи избыточного количества топлива разрегулированным топливным насосом; недостатка в цилиндрах воздуха при засоренном воздушном фильтре.

Как показывает практика, ресурс легковых дизелей в наших условиях эксплуатации составляет от 200 до 600 тыс. км. Такой существенный разброс обусловлен большой зависимостью ресурса дизеля от условий эксплуатации, систематичности и качества технического обслуживания.

Умение эксплуатировать дизель - это, пожалуй, главный фактор, который в наибольшей степени влияет на его ресурс. Этот тип двигателей не прощает ошибок водителя, который, например, привык раскручивать до максимума оборотистые бензиновые моторы и в таком же режиме заставляет работать и дизель. Владельцам таких машин следует помнить одно важное правило - дизель не любит больших оборотов, так как при этом значительно увеличиваются нагрузки на детали цилиндро-поршневой группы, топливную аппаратуру, да и сам процесс смесеобразования и сгорания проходит не по требуемому «сценарию». Поэтому ездить нужно при средних оборотах или ниже средних, а переключаться на повышенные передачи следует намного раньше, чем в случае с бензиновым мотором. Это уже давно проверено на практике. Недаром на многих автотранспортных предприятиях, прежде чем «посадить» водителя на дизель, он проходит стажировку. Если этого не сделать, ресурс двигателей, оказавшихся в руках необученных водителей, сокращается в 3-5 раз, а иногда и больше.

Чтобы снизить воздействие механических примесей и воды, содержащихся в нашей солярке, на очень чувствительную топливную аппаратуру дизелей, систему питания желательно оборудовать фильтром-сепаратором, лучше с подогревом. Этим вы продлите срок службы дорогостоящих топливных насосов и форсунок и оградите себя от зимних проблем, вызванных повышенной вязкостью топлива. Если установить дополнительные фильтры нет возможности, топливу лучше сначала дать отстояться в какой-нибудь емкости-отстойнике. Заливать его в бак, кстати, не перемешивая в отстойнике, можно только через два-три дня.
Следует также знать, что запускать дизель с толкача или на буксире нежелательно, так как из-за большой компрессии в цилиндрах высокая вероятность обрыва зубчатого ремня привода ГРМ (если привод ременной). О том, к каким последствиям это может привести, мы уже писали

Немаловажным аспектом, который влияет на ресурс дизеля, является своевременность технического обслуживания и качество используемых при этом материалов и запасных частей. Ни в коем случае нельзя заливать в импортные дизели первое попавшееся масло, в том числе и популярное в советские времена «камазовское» М10/Г2К. Лить нужно только то, что рекомендует производитель или же лучшее по качеству, например, вместо масла категории качества СС и даже СЕ по API масло класса CD, которое предназначено для высокофорсированных дизелей с наддувом высокого давления, работающих в тяжелых условиях на высокосернистом топливе.

Особенно требовательны к качеству масла турбодизели. В условиях высоких температур и скорости вращения вала турбокомпрессора сохранять смазывающие свойства способны только качественные специальные масла для турбодизельных двигателей. Игнорирование этого требования ведет к тому, что в таких жестких условиях масляная пленка на трущихся поверхностях, полученная при использовании низкосортного масла, очень быстро разрушается. Это вызывает сухое трение и соответственно повышенный износ вала, подшипников турбины и скорую поломку турбины в целом.

По этим же причинам обслуживание дизельного двигателя должно проводиться в положенные сроки. Хотя при использовании нашего дизельного топлива с повышенным содержанием серы, которая способствует ускоренному окислению моторного масла, интервал его замены лучше все-таки уменьшить на 20-30%. Например, если согласно руководству по эксплуатации конкретного автомобиля периодичность замены составляет 10 тыс. км, делать это нужно через 7-8 тыс. км.

Немаловажным фактором для «здоровья» дизеля являются масляные фильтры. Фильтрующий элемент дизельных фильтров имеет очень мелкие ячейки, задерживающие частицы, которые фильтр бензинового двигателя без проблем пропускает в систему смазки. Поэтому масляные фильтры для дизелей нужно покупать только качественные - оригинальные или известных фирм (Bosch, Champion, Delphi т.д.). В подделках и продукции неизвестного происхождения может использоваться фильтровальная бумага от бензинового фильтра.

Если в двигатель заливается «минералка» или «полусинтетика», промывать систему смазки желательно через каждые 20 - 40 тыс. км (в зависимости от качества масла - отечественное или зарубежное). В случае с «синтетикой» с ее превосходными моющими свойствами промывать систему смазки можно реже.

Расходы на техническое обслуживание дизельных машин меньше, чем на бензиновые. Экономия достигается за счет отсутствия свечей зажигания, которые меняются чаще, чем свечи накаливания, кроме того, нет сложной электроники, контролирующей работу системы питания (речь идет о дизелях, выпущенных до середины 90-х годов). Так что думайте, это ВАМ надо.