Приспособление для схождения колес руками. Самостоятельная регулировка и проверка развала и схождения колес. Как и где выявляются нарушения развала-схождения

Любая станция технического обслуживания (СТО) предлагает произвести регулировку развал-схождения за «скромное» вознаграждение, однако нет гарантий, что при выполнении этой работы будет использовано современное и высокотехнологичное оборудование. Чтобы избежать лишних расходов на услуги мастеров, можно осуществить эту процедуру и своими руками - к счастью, необходимые инструменты найти проще простого.

Что такое развал-схождение

Развалом называется угол отклонения оси колеса от вертикального положения. Если верхняя часть колеса выступает наружу относительно нижней, развал является положительным; если же она направлена внутрь автомобиля, угол отрицательный. Развал влияет на устойчивость машины при преодолении поворотов, а также уберегает шины от повышенного износа.

Верхняя часть колеса, выступающая наружу, говорит о том, что развал положительный, если же она направлена внутрь, угол отрицательный

Схождение - угол между плоскостью колеса и продольной осью машины. Регулировка схождения позволяет снизить увод авто и износ шин.

При положительном угле схождения колеса в передней части сводятся друг к другу, при отрицательном - расходятся

Важно знать и о таком параметре, как кастер. Так называется угол между вертикалью и осью поворота управляемого колеса.

Кастер даёт возможность стабилизировать положение передних колёс автомобиля. Если линия поворота направлена к кабине, то угол положительный, если же от кабины, кастер является отрицательным.

Как часто следует регулировать

Для отечественных автомобилей проверка производится раз на 15000 километров, для машин зарубежного производства - на 30000. К сожалению, зачастую приходится производить внеплановую регулировку развал-схождения - например, если:

  • автомобилист на машине угодил в глубокий ухаб и следствием этого стала деформация диска;
  • автомобилист осуществлял ремонтные работы, связанные с ходовой частью передних колёс машины, либо менял покрышки;
  • автомобилист корректировал клиренс (дорожный просвет).

Признаки необходимости регулировки

О том, что пора проверить углы, автолюбитель может узнать по поведению руля своего «железного коня» - если при выходе из поворота наблюдается плохая отдача «баранки», самое время отправиться в СТО или выполнить процедуру самостоятельно.

Есть другие признаки:

  • машину при движении по прямой постоянно тянет в одну сторону, и автомобилисту приходится корректировать траекторию движения выворотом руля;
  • все покрышки авто сильно потёрты с одной стороны.

Проверять и регулировать развал-схождение на задней подвеске нужно только для автомобилей зарубежного производства. Для продуктов отечественного автопрома такая проверка неактуальна.

Нужна ли регулировка после замены деталей ходовой

Менять развал-схождение в обязательном порядке необходимо после замены таких элементов ходовой части машины, как:

  • рулевая рейка;
  • рулевой редуктор;
  • сайлентблоки;
  • наконечники рулевых тяг;
  • маятниковый рычаг;
  • шаровые опоры;
  • рычаги подвески.

Какими должны быть углы установки колёс

Нормальный угол развала зависит от подвески, стоящей в авто. Машины, не использующие McPherson, имеют небольшой положительный развал - в пределах 2 градусов. На авто с подвеской McPherson угол либо отрицательный, либо нулевой (ось перпендикулярна дороге).

Что касается схождения, то для автомобилей с McPherson корректным является нулевое значение, для машин с подвесками других видов - положительное. Если угол отрицательный, нужно срочное регулирование.

Нормальное значение кастера (независимо от вида подвески) - 6 градусов. Положительный угол позволяет автомобилю быть более устойчивым на высоких скоростях, однако в то же время увеличивает усилие, необходимое для рулевого управления.

McPherson - самая распространенная подвеска. Её главные преимущества - высокая ремонтопригодность и простота устройства. Однако чрезмерно большой ход такой подвески приводит к образованию значительного угла развала. Встречаются и другие виды подвесок: адаптивная, торсионная, пневматическая.

Регулируем развал-схождение самостоятельно

Прежде чем приступать к процедуре проверки углов, нужно подготовить рабочее место и инструменты. Подходящее место - ровная площадка со смотровой ямой. В число инструментов, которые требуются для процедуры, входят:



Телескопическая линейка необходима для замера угла схождения колёс авто

В СТО процедура замера и регулирования развал-схождения, разумеется, производится не вручную, а с применением дорогостоящего компьютерного оборудования, однако для домашней мастерской приобретение таких приборов нецелесообразно с финансовой точки зрения.

Развал колёс: проверка и регулировка

Замер угла развала производится по такому алгоритму:


Разница между значениями не должна быть значительной: для переднеприводного транспортного средства допустима разница в 1 мм, для заднеприводного - в 3 мм.

Если разница больше, требуется корректировка.


В конце процедуры проверьте корректность работ.

Схождение колёс: проверка и регулировка

Телескопическая линейка не была задействована при исправлении угла развала колёс, однако она точно пригодится при проверке схождения. Процедура замера такова:


При незначительном схождении (+/- 1), корректировка не требуется. При более серьёзном значении угла приступайте к исправлению .

Человеку приехавшему на СТО, операции по настройке развала и схождения, которые с непроницаемым видом проделывает мастер, кажутся шаманским ритуалом. Но оказывается их можно проделать в обычном гараже, при помощи приспособлений, которые я опишу, а так же как их изготовить. Но сначала немного разберёмся для чего нужны развал и схождение.

Как известно, передние колёса автомобиля установлены не параллельно направлению движения машины, а повёрнуты на какой то угол, а точнее два: угол развала и угол схождения. Если плоскости, в которых лежат колёса, сходятся перед автомобилем(см рисунок слева)угол схождения считается положительным. Развал же принято считать положительным, когда эти плоскости сходятся под машиной (см. рисунок справа).

Для чего нужны эти углы? В первую очередь, чтобы обеспечить равномерный износ шин. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о процессах, возникающих при качении автомобильного колеса, и влиянии на них углов схождения и развала. Поэтому постараюсь изложить лишь некоторые соображения, не претендуя на полноту освещения вопроса.

Схождение компенсирует деформацию упругих элементов подвески — пружин или рессор в процессе движения автомобиля, и заставляет колесо принимать положение, в котором коэффициент трения качения наименьший. Величина и угол схождения зависят от конструкции подвески, типа рулевого управления и привода, и на разных автомобилях они разные. Например на многих переднеприводных автомобилях схождение колёс отрицательное. Схождение также обеспечивает дополнительную стабилизацию прямолинейного движения автомобиля. Развал же устанавливают в помощь схождению, чтобы обеспечить наименьшее сопротивление качению, а так же для разгрузки внутреннего подшипника ступицы (на старых моделях).

О том, что регулировка колёс нарушена, может почувствовать по поведению машины только очень опытный водитель, да и то при очень большом отклонении. Обычно мы смотрим на протектор шин, он может не мало рассказать о том, правильно ли установлены колёса. Неправильное их положение вызывает неравномерный по ширине покрышки износ, по характеру которого можно определить какой собственно угол нарушен. Существуют два основных типа неравномерного износа покрышек(подробнее об этом ещё можно почитать ), так называемые пила и ступеньки (см. рисунок 4 и 3). Пила на наружной стороне колеса — это из-за чрезмерного положительного схождения, а на внутренней стороне покрышки — отрицательного угла. Ступеньки на внутренней стороне покрышки указывают на отрицательный развал, а чрезмерный положительный развал довольно редкое явление и он может возникнуть только лишь при неумелой регулировке.

Если ваши опасения подтвердились и состояние покрышек говорит о неправильной установке колёс, то не торопитесь брать в руки приспособления и регулировать развал и схождение. Зделанная вами работа может и не дать положительных результатов. Это бывает если изношены подшипники ступиц колёс, шаровые опоры подвески, сайлент-блоки, шаровые шарниры рулевых тяг, а так же если сильно деформированы ободы колёс. В первых трёх случаях попытки установить требуемые значения углов обречены на неудачу из-за люфтов в подвеске. Но эти три неисправности можно легко определить, покачивая колесо, вывешенное на домкрате, а вот изношенные или потрескавшиеся сайлент-блоки определяются визуальным осмотром.

Что касается колёс, то если они неровные («квадратные») то покрышка деформируется, неравномерно изнашивается и может иметь такие отклонения от правильной формы, что любые замеры будут неточны. К тому же «квадратные колёса» не поддаются балансировке, и их дисбаланс довольно быстро угробит не только покрышки, но и подшипники ступиц.

Поэтому советую приступать к измерению и регулировке не раньше, чем замените изношенные и деформированные детали описанные выше, которые влияют на установку колёс.

Начнём с измерения развала и для этого вам понадобятся кое-какие приспособления. Ими могут быть отвес, уровень или строительный угольник, ну и линейка. Отвес — наименее точный и неудобный в работе прибор из перечисленных, так как мешают толщина самого отвеса и его колебания. Уровень, особенно металлический, которым можно измерять не только горизонтальный, но и вертикальный уклон, в сочетании с большим угольником может дать нормальную точность до 15 минут. Очень удобен угольник, объединённый с уровнем. Угольник прикладывают к боковинам покрышки по центру колеса, и развал определяют по шкале, нанесённой на стекло уровня (см. рисунок 5). Отклонения регулируем регулировочными шайбами в подвеске или эксцентриковым болтом на подвеске как у ВАЗ2108 (см. статью ), и точное значение установки угла находим в мануале автомобиля, так как это значение у разных моделей разное.

Немного сложнее обстоит дело с контролем схождения и рекомендованных методов здесь два. В первом случае измеряют разность расстояний между передними и задними частями колёс, и для этого необходима специальная линейка. Её можно сделать из рейки и штангенциркуля, и лучше цифрового (см. рисунок 6). Есть и другой вариант, но он требует смотровой ямы или эстакады. Для вашего автомобиля, на котором схождение уже установлено, изготовьте планку, сечением примерно 30х30 мм и длинной, точно соответствующей расстоянию между внутренними поверхностями шин в передней их части (для машин с отрицательным схождением планку вырезаем соответственно расстоянию внутренних поверхностей шин в задней их части). Если нужно проверить, не изменилась ли их регулировка, вставляем планку между задними частями шин. Схождение равно величине зазора, который легко измерить при помощи стопки монет (монетки берём толщиной 1 мм). Значение схождения регулируем подкручиванием шаровых шарниров рулевых тяг, и точное значение находим в мануале конкретной модели автомобиля. Такие приспособления не займут много места в гараже. Эти способы не самые удобные, так как замеры приходится проводить минимум дважды — до коррекции угла и после.

Предлагаю изготовить универсальный угломер (и для развала и для схождения), который работает по простому принципу и очень удобен. Как им работать объясню на примере обычных жигулей шестёрки. Расстояние между центрами следа шин на земле у этого автомобиля равно 1365 мм. Если через эти точки провести вперёд по ходу движения автомобиля две параллельные линии, то они могли бы стать ориентиром для последующих регулировок. Однако осуществить это невозможно, так как выступающие части боковых поверхностей кузова автомобиля станут помехой. Следовательно, необходимо эти параллельные линии провести на некотором удалении от автомобиля. Осуществить это возможно при помощи угломера который я опишу, и который можно изготовить своими руками, обладая несложными и распространёнными инструментами.

Основой угломера (нужно изготовить два одинаковых) является рейка из древесины твёрдых пород дерева, но я предпочитаю вариант из металла, и на фото показаны два варианта. Длина рейки от 450 до 500 мм, а если у вас джип или автомобиль с тюнингованными колёсами большего диаметра, то и размеры угломера естественно делаем больше. На фото слева изображена деревянная рейка длинной 500 мм, толщиной 30 мм и шириной 70 мм. На фото справа показан угломер из квадратной трубы размером 25х25 мм и длиной 450 мм. На равном расстоянии от концов рейки сверлятся отверстия под шпильки диаметром 6 или 8 мм. Расстояние между их центрами соответствует диаметру диска колеса 360 мм (делаем под диаметр своего колеса, а можно сделать несколько отверстий под разные колёса). В эти отверстия вставляем шпильки упоров, а к шпилькам привариваем упоры 3 (см. фото) изготовленные из листового металла толщиной 4 мм, и их длина 120 мм и высота 50 мм. При установке угломера на колесо автомобиля, упоры должны вплотную огибать кромку обода колеса и касаться поверхности покрышки. Кромки упоров в месте соприкосновения с покрышкой срезаны под углом в 45 градусов.

Основание угломера специальными шпильками М8 с зацепами (крючками) на конце притягивается к диску колеса, и давление в шинах должно быть нормальным. Используя упругость шин, притягиваем угломер то одной шпилькой, то другой, пока планка угломера не окажется параллельной ободу колеса, а параллельность проверяем линейкой или штангенциркулем. На одном из концов планки прикреплена катушка с леской, толщиной 0,3 — 0,5 мм и длиной около двух метров с отвесом на конце массой 20 — 30 грамм. На другом конце планки закреплена в прорези подвижная миллиметровая линейка длиной 80 — 100 мм, которая зажимается винтом. На планке, вершиной строго по её центру, закреплена дуга из листового металла, толщиной 2 — 4 мм, шириной 25 мм на фото справа и шириной 70 мм на фото слева. На деревянной планке дугу можно закрепить с помощью саморезов, а на металлической планке с помощью электросварки.

Изготовив угломер, на подвижной линейке отмечаем например маркером ориентировочную метку, которая должна быть по высоте равна высоте дуги. Теперь леска, натянутая отвесом по поверхности дуги и метке на линейке — параллельна плоскости планки, а значит и параллельна плоскости колеса. Во время регулировки колёс, машина должна располагаться на ровной горизонтальной поверхности и необходимо обеспечить доступ к передней нижней части автомобиля (например яма в гараже). С помощью домкрата поочерёдно приподнимаем колёса и устанавливаем угломеры перпендикулярно земле, а линейка со шкалой должна быть внизу колеса. Леска при установке должна слегка касаться поверхности линейки со шкалой. После этого колёса опускаем на землю и руководствуясь рекомендациями завода изготовителя машины (смотрим в мануале), устанавливаем размеры развала.

При регулировке угла схождения колёс, угломеры естественно закрепляем в горизонтальном положении и это можно достичь не снимая угломера с колеса, а всего лишь приподнять колесо домкратом и развернуть на 90 градусов. Линейка со шкалой должна оказаться спереди по ходу движения автомобиля. Далее на расстоянии 1,5 — 2 метра от передней части автомобиля на уровне планок угломеров устанавливаем (можно на подставках или ящиках) рейку или трубку толщиной 20 — 25 мм и длиной 1,5 — 1,6 метров (естественно на Хаммере или грузовике больше). Затем из катушек угломеров вытягиваем лески (лески выставляем параллельно планкам, как описано выше) с отвесами, которые огибая рейку образуют ориентировочные линии, с помощью которых можно производить регулировку в соответствии с данными конкретного автомобиля.

Такие угломеры очень надёжны и точны, никогда не заглючат, даже при минусовой температуре, в отличие от современных электронных, и их можно сделать своими руками буквально за день. Кстати, о том как сделать простейший лазерный угломер, который тоже никогда не заглючит и очень точен, советую почитать вот в Успехов всем!

Конечно, без диагностического стенда вряд ли удастся добиться высокой точности и все же избежать износа шин после ремонта ходовой части получится. Регулировать удобно на яме или эстакаде, так как регулировочные узлы находятся под передним подрамником автомобиля, а колеса должны находиться в естественном нагруженном состоянии.

Подготовка автомобиля и места работы

Прежде чем начать делать сход развал своими руками, следует приготовить рабочее место. Необходимо проверить строительным уровнем или ватерпасом плоскость, на которую будут опираться регулируемые колеса. Добиться одинакового уровня плоскости можно, подложив под шины металлические пластины необходимой толщины.

Обязательно следует проверить и установить одинаковое давление в шинах. Подвеска не должна иметь деформированных и неисправных деталей. Проверить на наличие люфта элементы рулевого управления, в случае присутствия следует устранить неисправность. Особое внимание следует уделить колесным дискам, которые не должны иметь следов физического воздействия и деформации.

Регулировка на подвеске с неисправными деталями — пустая трата сил и времени.

Для регулировки потребуются довольно простые приспособления:

  • две линейки, длиною 70 сантиметров;
  • строительный отвес;
  • набор гаечных ключей;
  • метрическая рулетка.
  • уровень.

Отвес потребуется для установки развала. Рулетка — для проверки осей автомобиля и угла кастера. Из двух линеек делается одна раздвижная, соединив их вместе проволокой или резинками. Такая нехитрая конструкция потребуется для установки схождения колес и удобна тем, что имеет метрическую шкалу.

Установка углов развала и кастера

На примере рассмотрим, как сделать развал схождения своими руками на ВАЗ 2107. Следует выставить передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. Для начала следует убедиться в параллельности передней и задней оси. Проверяется это с помощью рулетки. Производится замер от центра заднего колеса до центра переднего колеса по обоим бортам машины. Разница замеров не должна превышать 2 мм в противном случае присутствует перекос, а значит, нарушен угол кастера, и если он не превышает 10 мм, то вполне реально выправить создавшееся положение регулировкой.

Регулировка осуществляется регулировочными шайбами с прорезями, чтобы можно было надеть на крепежный болт. Шайбы устанавливаются или удаляются между балкой и осью нижнего рычага в зависимости от того, в какое положение необходимо установить колесо.

Проверку угла развала можно проверить небольшим вертикальным уровнем, приставив к ровной площадке диска, если таковая имеется или, закрепив на крыле отвес, замерить расстояние от шпагата до верхней и нижней точки диска. Замер нижней точки диска должен быть больше на 2 мм, чем верхний замер, что будет соответствовать 30 минутам.

Следует помнить, если требуется увеличить угол кастера или сдвинуть колесо вперед по ходу автомобиля, то шайбы устанавливаются на задний болт оси рычага или изымаются с переднего болта. Для увеличения положительного развала шайбы равномерно извлекаются, а для уменьшения, наоборот, устанавливаются.

Отрегулировав развал и угол кастера можно приступать к установке схождения колес. Настройка осуществляется вращением муфты соединяющей два рулевых наконечника, предварительно ослабив контрящие болты. Прежде следует жестко закрепить руль, что позволит избежать произвольного вращение во время регулировочных работ.

Зафиксировать руль можно с помощью механического противоугонного устройства, устанавливаемого на рулевое колесо.

Раздвижной линейкой замерить расстояние между передними и задними точками передних шин на одинаковом по высоте расстоянии от плоскости ямы или эстакады. Замер задних точек должен быть больше переднего замера на 1 — 3 мм. Вращая муфты на рулевых тягах выставить требуемый размер. По окончанию настройки проверить затяжку болтов оси рычага и контрящих гаек рулевых тяг.

Сегодня на любых СТО предлагается регулировка развала-схождения колес. Однако автовладельцам можно провести эту процедуру самостоятельно. Так они научатся лучше понимать и чувствовать свой автомобиль.

В СТО или самостоятельно?

Автомеханики в один голос утверждают, что выполнить настройку сход-развала самостоятельно необычайно сложно. На самом деле это не так. Также не стоит слишком доверять специалистам из СТО, которые заявляют, что эти параметры в автомобиле нарушены. В автосервисах предлагают установить автомобиль на стенд для регулировки развала-схождения колес и, основываясь на показаниях этого аппарата, выполнить профессиональную настройку. В этом случае не стоит полагаться на профессионализм. Сейчас действительно квалифицированных специалистов становится все меньше и меньше. Но все-таки есть мастера, которые качественно могут сделать эту работу.

Они без помощи стендов могут выполнить точную диагностику параметров сход-развала, поставить верный диагноз о различных нарушениях геометрических характеристик и выполнить ремонт. Но автолюбители со стажем предпочитают выполнять эти операции собственными руками. Так можно получить более точный результат. И пусть способы, с помощью которых делается регулировка развала-схождения колес, уже изрядно устарели, но все-таки они есть и показывают достаточно точные результаты.

Развал

Под этим параметром нужно понимать разницу между расстояниями от некоторых условных точек. Это угол, который составляется по вертикали и в плоскости вращения колеса. Если данный угол развала в минусе, то верхняя точка на колесе направлена внутрь, в колесную арку. Если в плюсе, тогда наоборот - наружу. Для того чтобы корректно отрегулировать этот параметр, следует придерживаться строгих условий. Важно, чтобы в покрышках было оптимальное давление. Ровные колесные диски - это тоже залог правильных углов. Для настройки требуется, чтобы руль имел нормальный люфт или свободный ход. Прежде чем начинать диагностику, нужно удостовериться в том, что все основные шарниры и узлы в системе подвески были полностью исправны и не изношены. Регулируют развал посредством уменьшения или увеличения количества проставок. Они расположены между эксцентриком стойки и осью нижнего рычага. Сейчас можно отыскать в продаже специальные регулировочные пластины для настройки развала. Они подходят для колес отечественного производства.

Схождение

Это параметр направления машины и плоскости вращения ведущего колеса. Часто можно услышать от профессиональных механиков о сумме угла схождения колес на одной оси. Есть автомобили, где выполняется регулировка развала-схождения колес на каждой из осей. Верно выставленный параметр на ведущих колесах - это один из самых важных факторов, которым определяется устойчивость машины. Схождение выясняется суммой разностей между кромкой колесных ободьев в заднем и переднем положении. Замеры делают по центру высоты диска между одинаковыми точками на ободах.

Если данные не соответствуют нормальным, тогда необходимо выставлять углы схождения. К точной настройке можно перейти лишь после проверки надежности крепления рычагов и поворотной стойки. Это соединение должно быть максимально надежным. Также диагностируются шаровые, установленные на рулевых тягах. Для хорошего результата дополнительно следует убедиться в надежности крепежа сошки и маятникового механизма. Важно помнить, что после любых ремонтов в ходовой части автомобиля требуется регулировка развала-схождения колес. Это делается с помощью изменения длины боковых рулевых тяг.

Кастер

Это угол, который проходит между вертикалью и проекцией оси поворота для конкретного колеса и продольной плоскостью авто. За счет наклона в продольной части, машина выравнивается на скорости. То есть она сама выходит из поворота, если отпустить рулевое колесо. Каким бы угол поворота ни был, транспортное средство самостоятельно возвратится в положение прямолинейного движения. Естественно, так машина будет себя вести, если регулировка углов развала-схождения колес выполнена верно. Такое же поведение можно наблюдать при правильно настроенном кастере. На обычных автомобилях данный угол составляет более 6 градусов. Спортсмены-автогонщики настраивают этот параметр немного выше. Это и сделает машину более устойчивой. Также повысит стремление автомобиля двигаться прямолинейно.

Для чего делают развал-схождение?

Регулировка эта придает машине большую устойчивость. Улучшается управляемость. Также правильные углы снижают вероятность заноса. И еще: если все углы выставлены верно, тогда покрышки будут не так интенсивно изнашиваться, и снизится расход топлива.

Когда нужны регулировки?

Настройка необходима, если при движении машину постоянно уводит в одну или другую сторону из прямолинейного движения. Также о необходимости настройки говорит изношенность покрышки только с одной стороны или неравномерный износ. Если это заднеприводный автомобиль, дополнительно проверяют, требуется ли регулировка развала схождения задних колес. При визуальной диагностике протектора на передней оси рекомендуется тщательно проверить состояние желоба. Важны его края. Когда кромки желоба одинаковые, то это хороший знак и причин беспокоиться нет. Если один из краев желоба заостренный, а другой нормальный, значит, проблема есть.

Однако это важно только при спокойной манере вождения. Регулировка также необходима, если есть определенные трудности при выполнении некоторых маневров.

Настройка сход-развала своими руками: способы

Существует несколько методов, которые подходят для К примеру, можно воспользоваться лазерным указателем. Существует и проверенный метод с телескопической линейкой и отвесом. Такая регулировка развала-схождения колес своими руками проведется, может, и не очень точно, однако все эти инструменты есть у каждого.

Перед началом работы

Прежде чем начать работу, необходимо проверить некоторые моменты.

Следует убедиться, что на каждой оси установлены идентичные шины. Диски должны быть максимально ровными. Дополнительно руль устанавливают в прямолинейное положение, а затем проверяют количество оборотов вправо и влево. Для того чтобы регулировка дала результат, вся подвеска должна быть исправной. И наконец - давление в шинах. Оно должно соответствовать установкам производителя.

Приступаем к работе: развал

Если выполняется регулировка развала-схождения передних колес, то их устанавливают в прямом направлении. Далее в верхней и нижней точке делают отметки. Затем к крылу прикладывают отвес и измеряют расстояние между шнуром и ободом.

Машину нужно откатить вперед так, чтобы колесо сместилось на 90 градусов, и далее нужно выполнить те же замеры. Для работ необходимо демонтировать колесо. Также выкручивают болты, которые соединяют амортизатор с Затем двигают кулак на расстояние, полученное в результате измерений. Вот и все - угол отрегулирован. Теперь следует все собрать обратно и выполнить замеры снова. Норма развала колес для переднеприводного авто составляет -1/+1 мм. В случае с заднеприводными - +1/+3 мм.

Настройка схождения

Условия такие же, как и в случае с предыдущей регулировкой. Что касается необходимого инструмента, то понадобится мел и телескопическая линейка. Теперь пометки нужно делать не снаружи, а внутри колеса, практически вплотную к колесным дискам. Затем линейка прикладывается двумя концами к меткам. Далее указатель совмещается с нулем на шкале линейки и фиксируется. После автомобиль прокатывают чуть вперед до момента, пока линейка не сместится назад.

Измерения покажут, насколько необходимо настраивать Если цифры между колесами стали меньше, то тяги укорачивают. Если разница увеличилась, значит, они удлиняются. Для регулировки длины тяг имеется специальная муфта.

Регулировка в СТО: цены

Делать развал-схождение своими руками на ВАЗ-2106 - это обычная процедура. Но в случае с современными автомобилями зарубежных производителей, особенно это касается люксовых моделей, лучше всего обращаться к профессионалам. Именно так рекомендуют поступать производители. Точность на стенде будет очень высокой. Например, в Москве во многих СТО делают развал-схождение. Цена для легковых авто составляет от 1500 до 2000 р. Если это внедорожник и бизнес-класс, тогда стоимость составит от 2000 до 2500 р.

Грузовым автомобилям эту процедуру проведут по стоимости от 2200 до 2500 р. Таким образом, если есть хоть небольшой опыт, лучше регулировать самостоятельно развал-схождение. Цена за услугу, может, и небольшая, но при необходимости частых настроек это может вылиться во вполне круглую сумму.

Заключение

Итак, мы выяснили, как самостоятельно произвести процедуру регулировки развала-схождения колес автомобиля. Настройку можно произвести при минимальном наборе инструментов. Эти знания будут не лишними для любого автомобилиста.

Немного предыстории

Углы установки передних и задних колес, стали использоваться на машинах практически сразу с момента появления первых автомобилей. Существенные доработки были внесены в систему регулировки подвески, на этапе когда скорости автомобилей стали возрастать и требовалось более точное и комфортное управлении, а также устойчивость на дороге.

Изначально для регулировки положения углов схождения и развала использовались такие инструменты как:

1. Линейка для измерения угла схождения колес.

2. Отвес для определения развала колеса.

3. Шнур для привязки данных углов, к направлению движения кузова автомобиля.

Вкратце что понимается под определениями угол схождения, развала и кастора автомобиля.

Схождение колес

По научному- это угол между линией направления движения автомобиля и плоскостью вращения колеса.

По простому- это разница расстояний, между колесами в одном мосту, замеренная в двух точках.(спереди и сзади колеса)

Угол развала

По научному- это угол между вертикальной прямой и плоскостью вращения колеса.

Своими словами- угол наклона колеса, относительно боковины кузова.

По научному- продольный угол наклона оси поворота колеса.

Проще говоря- угол наклона вилки руля велосипеда, для того, чтобы можно было ездить без рук, чем больше будет «лежачее» положение этой вилки, тем больше руль будет стремится к прямолинейному движению. В автомобиле вместо этой вилки можно считать, угол наклона поворотного кулака и амортизатора в подвеске Макферсона. Угол продольного наклона оси поворота, на большинстве автомобилей не регулируется, а его значения фиксировано заданы заводом изготовителем. По этому мы не будем его рассматривать и впредь возвращаться.

Почему сбивается сход развал

Ни для кого не секрет, что детали подвески, а также рулевого управления, состоят из рычагов и тяг, соединенных в местах соприкосновения с помощью шарнирных элементов. Так вот, при износе этих самых шарниров и образуется повышенный люфт. В результате чего, расстояния между плоскостями рабочих колес изменяются, что приводит к ухудшению управляемости, уводу автомобиля при движении и преждевременному износу шин.

Что может давать сбой настроек углов:

1. Вышедшие из строя рулевые наконечники и тяги. В первую очередь, при изменении углов схождения колес, стоит посмотреть именно детали рулевого управления, т.к. они в большей степени отвечают за поворот колеса в плоскости движения.

2. Повышенный люфт сайлент блоков рычагов и тяг, причем как продольных так и поперечных. Как правило их сильный износ, может давать отклонения по всем 3 плоскостям. В таком случае, первоначально рекомендуется произвести ремонт подвески, прежде чем приступать к ее регулировке.

3. Неисправность амортизатора и его опоры в чашке кузова, установленного в подвесках системы Макферсона. Данный дефект может привести к довольно таки сильному крену в развале колеса.

4. Выход из строя шаровой опоры . При сильном износе шаровой опоры поворотного кулака, образуется люфт, в результате которого колесо заваливается, относительно бока автомобиля.

5. Погнутость моста. Данный случай встречается, только в конструкциях автомобилей с неразрезным мостом. При изгибе челнока моста, заданные изготовителем углы будут нарушены. При такой неисправности, «выпрямление» моста, может дать результат, но попасть точно в диапазоны нормы не удастся. Потребуется замена всего узла.

6. Сильный износ ступичного подшипника. Предшествие такой неисправности, будет сильное гудение в районе колеса при движение. Прогрессирующим нарастанием, будет износ подшипника и как следствие колесо начнет «болтаться» на ступице.

Мероприятия которые необходимо выполнить перед регулировкой Сход-Развала:

Проверить уровень давления во всех шинах, а также равномерность износа протектора колес. При необходимости подкачать или же заменить резину.

Провести полную диагностику подвески, на предмет исправностей всех деталей. Если обнаружены неисправности, то необходимо их устранить до проведения регулирования углов развала и схождения.

Очень важным моментом считается

1. Во время проведения настроек углов схождения и развала колес, автомобиль должен располагаться на ровной поверхности. Не допускается стоянка машины под углом в какую либо из сторон.

2. Если хотя бы один из базовых показателей углов регулировки подвески (схождение, развал, кастор) не будет входить в заданную величину, то автомобиль будет иметь или увод в сторону, либо плохую управляемость.

Регулировка схождения колес в домашних условиях

На переднем мосту.

Схождение управляемых колес, осуществляется путем изменения длинны рулевых тяг. Делается это при помощи вращения муфты и рулевого наконечника.

Порядок действий.

1. Автомобиль устанавливается на стояночный тормоз, колеса должны быть направлены прямо, а руль в ровном положении (желательно зафиксировать)

2. По периметру машины, хорошо натягивается шнур параллельно боковинам кузова (для удобства параллельно порогам авто), который служит ориентиром для выравнивания колеса относительно линии направления движения.

3. Далее берется транспортир побольше и измеряется угол. Если транспортира нет под рукой, можно использовать способ замера расстояний, от колеса до шнура (в среднем на легковых автомобилях угол схождения равен 0-0.25 Градуса , что приблизительно будет также как и 0-1 мм на линейке для каждого колеса).

4. Ослабляется контрагайка и путем вращения рулевой тяги, выставляется необходимое расстояние, создающее нужный угол.

5. После того как углы выставлены и привязаны к направлению движения, можно замерить расстояние между колесами. Замеры делаются в передней и задней части колес, а разница между ними и будет равна углу схождения (в миллиметрах 0-2 мм., если разница расстояний между колес будет 5 мм., резину сожрет за 1000 км полностью ). Для замера потребуется специальная рейка, если ее нет, то вполне можно обойтись обычной рулеткой или сделать рейку самому.

Как сделать измерительную рейку

Для замера углов схождения колес, можно изготовить самостоятельно, купив в хозяйственном магазине, телескопическую перекладину для шторок, в душевую кабину или ванну. Предварительно на нее достаточно нанести шкалу и все, рейка готова.

Частая ошибка!!!

Выставив значение угла схождения колес по рейке и не привязав его к линии направления движения автомобиля, вы получите кривое положение руля, а также возможно отклонение от прямолинейного движения. На этом процедура регулировки схождения передних колес завершена.

Регулировка на заднем мосту

В отличии от переднего моста, где колеса являются управляемыми, регулировка схождения задних колес осуществляется по другому алгоритму. Заднее схождение регулируется только у автомобилей, с независимой задней подвеской колес. Регулировка происходит методом вращения эксцентриковых болтов, которые изменяют расстояние тяги или рычага до ступицы, а также в редких случаях регулировкой тяг при помощи вращения муфт. Значение угла схождения задних колес, у большинства легковых автомобилей равно 0-0.5 градуса, а в редких случаях 1-1.5 ° . Колеса стоят относительно друг друга практически параллельно.

Настройка угла развала

Отклонение показаний положения колеса, от вертикальной прямой, чаще всего происходит у автомобилей с многорычажной подвеской. На машинах с примитивным McPherson, по большому счету, не чего там регулировать, за исключением автомобилей с особенной конструкцией.

Процесс измерения угла:

Автомобиль устанавливается на идеально ровное покрытие, не должно быть наклонов ни в вертикальной ни горизонтальной плоскости. - берется отвес с шнуром и прикладывается к верхней части крыла или арке колеса машины. - далее, производится замер обычной линейкой в двух точках, от шнура до колеса автомобиля. Полученная разница расстояний и будет угол развала колеса. Усреднено можно назвать разницу в 10 мм.= 1 °, сопоставимую с размером шин в 15-17 дюймов

С помощью ключей и регулировочных механизмов изменяете положение колеса.

Аналогично делаете замер и регулировку угла развала с другой стороны автомобиля.

При выставлении углов схождения и развала колес, необходимо прокатывать автомобиль вперед и назад на расстоянии 1 метра. Делается это с целью ослабить напряжение в шинах и подвеске. После прокатывания, замеры делаются еще раз с целью контроля. В случае если изменений нет или они не значительны, все оставляется на своих местах.

Что точнее и лучше выставит показания углов сход-развала, компьютерный стенд или ручной инструмент?

На удивление всем автомобилистам, компьютерный стенд, только в идеально откалиброванных состояниях, может дать надежный и точный результат. К сожалению таких стендов не много, в значительной массе, регулировки требует больше аппаратура нежели автомобили. Также здесь не маловажную роль играет квалификация и образованность специалиста, который выполняет процесс регулировок.

На практике , не однократно подтверждался тот факт, что значительно лучшая регулировка углов положения колес, происходит путем механических замеров и в ручную выставления значений, ведь большую роль здесь отводится человеческому фактору, а «транспортир», электронный или «деревянный» приходится лишь инструментом…