Снятие распредвалов и гидрокомпенсаторов К4М Ниссан Альмера. Установка головки блока цилиндров двигателя К4М Расположение болтов крепления гбц ниссан альмера н16

Совершенство технического оснащения Алмеры не вызывает сомнения, и не каждый автолюбитель решится на ремонт двигателя Ниссан Альмера Н16 своими руками. Появление нового поколения 16-клапанных силовых агрегатов – вполне закономерный процесс, но некоторые не очень сложные виды ремонта этих моторов вполне под силу любому автовладельцу, способному пользоваться отвёрткой и гаечным ключом.

Замена прокладки ГБЦ

Когда двигатель Nissan Almera N16 стал перегреваться и замечена течь антифриза и масла из-под головки блока, необходимо снять её и заменить прокладку. Из-за высоких температур головку может покоробить, и тогда уже потребуется шлифовка места её соединения с блоком цилиндров.

Освобождать головку от шлангов, навесных агрегатов и прочих узлов рекомендуется в такой последовательности:

  1. Отворачиваем минус аккумулятора и сливаем антифриз.
  2. Отсоединяем крепление катушек зажигания и снимаем их.
  3. Снимаем выпускной коллектор, предварительно отвернув гайки со шпилек крепления.
  4. Сжимаем усики хомутов, чтобы снять шланги подачи воздуха к дросселю, вентиляции картера и коллектора впуска.
  5. Отсоединяем вакуумник тормозов.
  6. Отворачиваем крепящие болты и снимаем провода соединения общей массы с головкой блока.
  7. Отсоединяем разъёмы проводов дросселя, температурного датчика и форсунок.
  8. Демонтируем электрический разъём клапана адсорбера и снимаем с него шланг.
  9. От топливной рампы отсоединяем подвод бензина.
  10. Выворачиваем болт, крепящий генераторный кронштейн, и отводим вместе с генератором в сторону.
  11. Отворачиваем распределительные валы и аккуратно снимаем их.
  12. От впускного коллектора отворачиваем болты крепления, которыми крепится подушка двигателя.
  13. Болты, крепящие головку, отсоединяем в последовательности, приведённой в инструкции по ремонту автомобиля Алмера, вынимаем ГБЦ и размещаем её на рабочем столе.

Не пытайтесь демонтировать головку на горячем двигателе, в таком случае возможна деформация соприкасающейся плоскости ГБЦ в месте соединения с блоком цилиндров.

На снятой головке и блоке цилиндров зачищаем соприкасающиеся поверхности, после чего проверяем геометрию этой части на отсутствие коробления. Для этого ребром железной линейки проверяем плоскость вдоль длины, затем поперёк и с угла на угол, замеряя щупом образующийся зазор. При величине зазора менее 0.1 мм головку можно ставить обратно, при большем значении ГБЦ нужно отдать на шлифовку в специализированную мастерскую.

Прежде чем поставить головку на место, удалите из отверстий под болты крепления грязь и масло, поставьте новую прокладку на блок двигателя и смажьте болты крепления двигательным маслом.

Дальнейшую установку и сборку выполняем с соблюдением мануала по порядку, моментам затяжки болтов ГБЦ и распредвалов.

Регулировка клапанных зазоров

Если заметили посторонние шумы под клапанной крышкой двигателя своей Алмеры, значит, пришло время проверить зазоры в клапанном механизме. Рекомендуется измерять зазоры только на холодном двигателе, в противном случае они будут меняться по мере остывания, и каждый раз их величина будет разной.

Величина зазоров на клапанах впуска должна быть в пределах 0.25–0.33 мм, на выпускных – 0.32–0.40. После снятия верхней крышки, вооружившись щупом, измеряйте зазоры, придерживаясь следующей последовательности:

  1. Проворачивая коленвал, подводим его в ВМТ первого цилиндра.
  2. В таком положении измеряем зазоры на распредвале впуска первого и второго цилиндров, а на распредвале – выпуска у первого и третьего цилиндров, и фиксируем результаты измерения.
  3. Делаем полный оборот коленвала.
  4. В этом положении на распредвале впуска замеряем зазоры третьего и четвёртого цилиндров, на выпускном распредвале – второго и четвёртого цилиндров и также записываем результаты.

Если результаты замеров отличаются от номинальной величины, снимаем регулировочную шайбу и заменяем её другой из ремонтного комплекта.

На всех шайбах на тыльной стороне отмечена их толщина. Например, цифра 235 значит, что толщина этой регулировочной шайбы 2.35 мм. В ремонтных комплектах имеются 73 шайбы для двигателя Ниссан Альмера Н16 различных размеров. Ставим подобранные шайбы на место и закрываем клапанную крышку.

Заключение

Это наиболее сложные работы, которые вы можете выполнять самостоятельно, а обслуживание и замена некоторых расходников на Ниссане не представляет особой сложности и под силу любому автолюбителю. Что касается других видов ремонта на двигателе Ниссан Альмера Н16, то лучше их выполнение доверить профессионалам, работающих в соответствующих сервисах.

Страница 1 из 2

Распределительные валы снимаем для замены а так же при ремонте элементов ГБЦ.

Для снятия распределительных валов потребуются инструменты: ключи на 8, 10, 13, 16, торцовые головки на 10, 16, 18, 17, Torx E14, ключи Torx T8, Torx T14, бронзовая выколотка, опора под двигатель, фиксатор для установки ВМТ, фиксатор распредвалов, а также дополнительно три емкости для промывочного дизельного топлива вместимостью примерно 2 л каждая, отрезок закаленной проволоки диаметром 0,5 мм и длиной примерно 10 см.

Подготавливаем автомобиль для работы. Устанавливаем его на подъемник или смотровую канаву.

Головкой на 10 откручиваем болт крепления кронштейна направляющей трубки щупа к кронштейну воздухозаборника

Извлекаем трубку со щупом из гнезда поддона двигателя.

Трубка уплотняется резиновым кольцом.

Головкой на 8 отворачиваем два болта крепления рыма

Снимаем рым с кронштейном

Головкой на 8 отворачиваем двадцать четыре болта крепления крышки ГБЦ

Отверткой поддеваем крышку головки блока цилиндров (за приливы на крышке, подложив тряпку).

Вынимаем из головки блока цилиндров две резинометаллические заглушки

Снимаем распределительный вал выпускных клапанов

Снимаем распределительный вал впускных клапанов

Осматриваем распределительные валы на наличие износа и дефектов

Поверхности опорных шеек «Б» и кулачков «А» должны быть хорошо отполированы и без повреждений.

На рабочих поверхностях шеек не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от гнезд подшипников в головке блока.

Если на рабочих поверхностях кулачков обнаружены следы заеданий, перегрева, глубокие риски или износ в виде огранки, а также равномерный износ свыше 0,5 мм, вал нужно заменить.

Тщательно очищаем от отложений каналы для подвода масла.

Нельзя шлифовать кулачки распределительного вала для устранения ступенчатого износа, так как при изменении размера профиля кулачков будут нарушены фазы газораспределения.

Проверяем радиальное биение.

При биении более 0,02 мм вал нужно заменить, так как его правка не допускается.

Устанавливаем валы в обратном порядке.

Чтобы проверить гидроопоры, снимаем рычаг

Вынимаем гидрокомпенсатор из гнезда головки блока цилиндров

Проверка гидрокомпенсаторов рассмотрена ниже.

Чтобы снять шкив, укладываем распределительный вал. Надеваем накидной ключ на 18 на гайку крепления шкива.

Вставляем отвертку через отверстие в шкиве.

Опираясь на ступицу шкива лезвием отвертки, стержнем отвертки надавливаем на ключ и поворачиваем его против часовой стрелки.

Шкив при этом не должен вращаться, а гайка будет отворачиваться.

Снимаем шкив с носка распределительного вала

Снимаем сальник. Так же снимаем сальник с другого распределительного вала.

Наносим на привалочную поверхность крышки герметик.

Устанавливаем крышку головки блока цилиндров и затягиваем болты ее крепления моментом в последовательности, указанной в таблице.

приема

Порядок

затяжки

Порядок

отворачивания

Момент

Установив крышку головки блока цилиндров, инструментальной головкой или отрезком трубы подходящего размера запрессовываем новые сальники распределительных валов в гнезда головки блока цилиндров, предварительно нанеся на рабочие кромки сальников тонкий слой моторного масла.

Установка сальников описана в статье - "Замена сальников распределительных валов двигателя К4М "

Нумерация болтов крепления крышки ГБЦ

Проверив фазы механизма газораспределения и зафиксировав валы, устанавливаем зубчатые шкивы на носки распределительных валов так, чтобы эмблемы Renault, нанесенные на спицах шкивов, расположились вертикально вверх (вал выпускных клапанов) и вниз (вал впускных клапанов).

Наживив гайки крепления шкивов, слегка подтягиваем их.

Устанавливаем на шкивы и натягиваем ремень привода ГРМ.

Затягиваем гайки крепления шкивов распределительных валов моментом затяжки 30 Нм и доворачиваем на 84˚.

Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и проверяем правильность установки фаз газораспределения.

При необходимости повторяем установку фаз газораспределения.

Установите на свои места втулку привода масляного насоса и звездочку привода коленчатого вала вместе с их шпонками. Шпоночные пазы должны при этом находиться в положении «12 часов», а метка на звездочке должна находиться в положении «от двигателя».

Установите на место успокоитель цепи привода промежуточной звездочки. Установите цепь привода промежуточной звездочки так, чтобы звено серебристого цвета располагалось против метки на звездочке коленчатого вала, находящейся в положении «7 часов» (рис. 2.23).

Нанесите слой герметика на привалочную поверхность передней крышки привода распределительных валов. Убедитесь в наличии на своих местах двух уплотнительных колец (рис. 2.24). Установите на место переднюю крышку привода распределительных валов, следя за тем, чтобы втулка привода масляного насоса вошла в крышку.

Установите переднюю крышку, затянув ее болты: короткие моментом 0,6-0,9 кгс·м, длинные моментом 1,6-2,2 кгс·м (см. рис. 2.22).

Поставьте на место правый кронштейн подвески двигателя (момент затяжки болтов 4,4-5,6 кгс·м), после чего уберите подпорку из-под двигателя.

Установите на место маслоприемник с новым уплотнительным кольцом. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность масляного картера. Установите его на место и затяните крест-накрест болты крепления. На автомобилях с автоматической коробкой передач установите нижнюю защитную крышку гидротрансформатора. Установите противовибрационные распорки на силовой агрегат. Установите на место нижнюю поперечину и затяните ее болты моментом 7,9-10,0 кгс·м. Установите приемную трубу глушителей с новой прокладкой. Запрессовать при помощи оправки соответствующего диаметра новый манжету коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом. Установите шкив на коленчатый вал. Вставьте и затяните моментом 13,5-15,5 кгс·м болт крепления шкива, смазав его моторным маслом.

Рис. 2.25. Установка цепей привода на промежуточную звездочку

Установите промежуточную звездочку так, чтобы метка на большой звездочке находилась в положении «1 час» (рис. 2.25) и располагалась против звена цепи серебристого цвета. В этом положении метка на промежуточной звездочке должна находиться на расстоянии 40 звеньев от метки на звездочке коленчатого вала. Установите цепь привода распределительных валов на малую промежуточную звездочку и совместите звено цепи золотистого цвета с меткой, которая находится в положении «4 часа». Установите ось промежуточной звездочки. Убедитесь в наличии установочных втулок на блоке цилиндров. Уложите новую прокладку головки на блок цилиндров. Установите на место головку блока цилиндров с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Вставьте болты крепления головки блока цилиндров с шайбами. Предварительно смажьте моторным маслом резьбовую часть болтов и внутреннюю поверхность головок болтов. Фаски на шайбах должны быть направлены к головкам болтов.

Затяните болт крепления промежуточной звездочки. Установите распределительные валы, обращая внимание на их маркировку (рис. 2.15).

Штифт распределительного вала впускных клапанов должен быть установлен на 10-11° ниже положения «9 часов», а штифт вала выпускных клапанов установите на «12 часов» (рис. 2.26). Смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительных валов и установите крышки в соответствии с рис. 2.16 , затем затяните болты крепления крышек в последовательности, показанной на рис. 2.27 .

Нанесите слой герметика на стыковочную поверхность дополнительной опоры распределительного вала выпускных клапанов со стороны распределителя зажигания. В случае разборки клапанного механизма необходимо проверить зазоры в механизме привода клапанов. Вставьте звездочки распределительных валов в цепь привода распределительных валов (метка на звездочке должна быть обращена «от двигателя») и совместите метки на каждой звездочке с серебристыми звеньями цепи. Наденьте звездочки на носки распределительных валов и установите их штифты в пазы. Вставьте и затяните предварительно смазанные моторным маслом болты крепления звездочек. Установите на место натяжитель цепи привода распределительных валов. Для облегчения установки натяжителя заблокируйте его плунжер при помощи металлического стержня подходящего диаметра (

Рис. 2.30. Установка распределителя зажигания

Нанесите спой герметика на привалочную поверхность и установите переднюю крышку головки блока цилиндров. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность корпуса термостата и установите термостат. Установите шкив привода насоса охлаждающей жидкости. Установите на место распределитель зажигания (рис. 2.30) и еще раз проверьте, чтобы поршень в 1-м цилиндре находился в ВМТ такта сжатия (выступы кулачков направлены вверх), а метки, сделанные при снятии, совпадали (ротор находится в положении «5 часов»). Установите на место крышку распределителя зажигания и подсоедините к ней провода. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов. Установите крышку головки блока цилиндров с новой прокладкой. Вверните свечи зажигания и подсоедините к ним провода. Установите скобу кронштейна головки блока цилиндров. Установите кронштейн впускного трубопровода. Уложите жгуты электропроводов. Состыкуйте разъединенные электроразъемы. Выполните оставшиеся операции в порядке, обратном снятию. Заполните охлаждающей жидкостью систему охлаждения. Проверьте уровень масла и других жидкостей. Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек и нормальной работе агрегатов.

Установите на свои места втулку привода масляного насоса и звездочку привода коленчатого вала вместе с их шпонками. Шпоночные пазы должны при этом находиться в положении «12 часов», а метка на звездочке должна находиться в положении «от двигателя».



Установите на место успокоитель цепи привода промежуточной звездочки. Установите цепь привода промежуточной звездочки так, чтобы звено серебристого цвета располагалось против метки на звездочке коленчатого вала, находящейся в положении «7 часов» ().



Нанесите слой герметика на привалочную поверхность передней крышки привода распределительных валов. Убедитесь в наличии на своих местах двух уплотнительных колец (). Установите на место переднюю крышку привода распределительных валов, следя за тем, чтобы втулка привода масляного насоса вошла в крышку.



Установите переднюю крышку, затянув ее болты: короткие моментом 0,6-0,9 кгс·м, длинные моментом 1,6-2,2 кгс·м (см. ).

Поставьте на место правый кронштейн подвески двигателя (момент затяжки болтов 4,4-5,6 кгс·м), после чего уберите подпорку из-под двигателя.

Установите на место маслоприемник с новым уплотнительным кольцом. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность масляного картера. Установите его на место и затяните крест-накрест болты крепления. На автомобилях с автоматической коробкой передач установите нижнюю защитную крышку гидротрансформатора. Установите противовибрационные распорки на силовой агрегат. Установите на место нижнюю поперечину и затяните ее болты моментом 7,9-10,0 кгс·м. Установите приемную трубу глушителей с новой прокладкой. Запрессовать при помощи оправки соответствующего диаметра новый манжету коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом. Установите шкив на коленчатый вал. Вставьте и затяните моментом 13,5-15,5 кгс·м болт крепления шкива, смазав его моторным маслом.


Рис. 2.25. Установка цепей привода на промежуточную звездочку



Установите промежуточную звездочку так, чтобы метка на большой звездочке находилась в положении «1 час» () и располагалась против звена цепи серебристого цвета. В этом положении метка на промежуточной звездочке должна находиться на расстоянии 40 звеньев от метки на звездочке коленчатого вала. Установите цепь привода распределительных валов на малую промежуточную звездочку и совместите звено цепи золотистого цвета с меткой, которая находится в положении «4 часа». Установите ось промежуточной звездочки. Убедитесь в наличии установочных втулок на блоке цилиндров. Уложите новую прокладку головки на блок цилиндров. Установите на место головку блока цилиндров с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Вставьте болты крепления головки блока цилиндров с шайбами. Предварительно смажьте моторным маслом резьбовую часть болтов и внутреннюю поверхность головок болтов. Фаски на шайбах должны быть направлены к головкам болтов.





Затяните болт крепления промежуточной звездочки. Установите распределительные валы, обращая внимание на их маркировку ().

Штифт распределительного вала впускных клапанов должен быть установлен на 10-11° ниже положения «9 часов», а штифт вала выпускных клапанов установите на «12 часов» (). Смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительных валов и установите крышки в соответствии с , затем затяните болты крепления крышек в последовательности, показанной на .



Нанесите слой герметика на стыковочную поверхность дополнительной опоры распределительного вала выпускных клапанов со стороны распределителя зажигания. В случае разборки клапанного механизма необходимо проверить зазоры в механизме привода клапанов. Вставьте звездочки распределительных валов в цепь привода распределительных валов (метка на звездочке должна быть обращена «от двигателя») и совместите метки на каждой звездочке с серебристыми звеньями цепи. Наденьте звездочки на носки распределительных валов и установите их штифты в пазы. Вставьте и затяните предварительно смазанные моторным маслом болты крепления звездочек. Установите на место натяжитель цепи привода распределительных валов. Для облегчения установки натяжителя заблокируйте его плунжер при помощи металлического стержня подходящего диаметра (). После установки выньте стержень для разблокировки натяжителя. Установите натяжитель цепи привода промежуточной звездочки полукруглой выемкой вниз. Поверните на два оборота коленчатый вал двигателя и верните его в точку начальной установки (поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия).



Нанесите спой герметика на привалочную поверхность и установите переднюю крышку головки блока цилиндров. Нанесите слой герметика на привалочную поверхность корпуса термостата и установите термостат. Установите шкив привода насоса охлаждающей жидкости. Установите на место распределитель зажигания () и еще раз проверьте, чтобы поршень в 1-м цилиндре находился в ВМТ такта сжатия (выступы кулачков направлены вверх), а метки, сделанные при снятии, совпадали (ротор находится в положении «5 часов»). Установите на место крышку распределителя зажигания и подсоедините к ней провода. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов. Установите крышку головки блока цилиндров с новой прокладкой. Вверните свечи зажигания и подсоедините к ним провода. Установите скобу кронштейна головки блока цилиндров. Установите кронштейн впускного трубопровода. Уложите жгуты электропроводов. Состыкуйте разъединенные электроразъемы. Выполните оставшиеся операции в порядке, обратном снятию. Заполните охлаждающей жидкостью систему охлаждения. Проверьте уровень масла и других жидкостей. Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек и нормальной работе агрегатов.


Запуск холодного двигателя

Воздушная заслонка закрыта вследствие работы элемента, расширяющегося под воздействием тепла. Во время запуска разряжение двигателя вызывает интенсивное всасывание топлива при уменьшенном количестве воздуха. После запуска двигателя вакуумное пусковое устройство, воздействуя на тяговый механизм, вызывает приоткрывание воздушной заслонки. Дроссельная заслонка немного приоткрыта (дополнительное открытие) так, чтобы получить холостой ход с повышенной скоростью вращения двигателя.

Во время прогрева двигателя элемент, расширяющийся под воздействием тепла, нагревается охлаждающей жидкостью и в меньшей степени воздействует на пусковое устройство.

Холостой ход

Дроссельная заслонка закрыта, топливо поступает через главный топливный жиклер и доходит до топливного жиклера холостого хода, где образует смесь с воздухом. Количество подаваемой смеси может регулироваться винтом состава смеси.

Специальная щель (отверстие так называемого плавного перехода) позволяет избежать внезапного обеднения смеси во время приоткрывания дроссельной заслонки 1 камеры.

Во 2 камере система плавного перехода питает специальный контур. Трубка, снабженная жиклером, погружена в поплавковой камере. На ее конце в крышке специальный воздушный жиклер подает воздух, а смесь доходит до места приоткрывания дроссельной заслонки. Вторая камера не имеет системы холостого хода.

Нормальная работа

Топливо подается через игольчатый клапан в поплавковую камеру, в которой установленный на оси поплавок управляет открытием игольчатого клапана таким образом, чтобы поддерживать постоянный уровень топлива. Топливо выходит из поплавковой камеры через главный топливный жиклер и подается в колодец. Первая камера открыта, топливо всасывается и смешивается с воздухом в эмульсионных трубках. Смесь подается к диффузору, где происходит распыление. Такой же процесс происходит и во второй камере, когда его дроссельная заслонка открыта.

Ускорение

Во время открывания дроссельной заслонки первой камеры кулачок, установленный на ее оси, толкает рычаг, воздействующий посредством снабженного амортизирующей пружиной толкателя на диафрагму насоса. Топливо впрыскивается (одновременно в двух камерах) через распылитель. Во время закрывания дроссельной заслонки в камеру насоса засасывается топливо из поплавковой камеры. Шариковые возвратные клапана разделяют контуры засасывания и перекачивания.