Дипломная работа: Тормозные механизмы автомобиля КамАЗ: ремонт и техническое обслуживание. Техническое обслуживание автомобиля камаз Вкр на тему то автомобиля камаз 5320
1. Проверить состояние передних рессор, затяжку гаек стремянок, крепления хомутов и крышек рессор, при необходимости закрепить.
2. Проверить состояние, герметичность и крепление передних амортизаторов, при необходимости устранить неисправности.
3. Проверить состояние задних рессор, затяжку гаек стремянок, крепления хомутов и крышек рессор.
4. Проверить состояние, герметичность и крепление задних амортизаторов, при необходимости устранить.
5. Проверить состояние и крепление корректирующих пружин, затяжку гаек стремянок, кронштейна серьги, при необходимости устранить неисправности.
6. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов пневматической части тормозной системы (регулятора давления, тормозного крана, воздушных баллонов, пневматических усилителей, противозамерзателей).
7. Проверить состояние и герметичность гидравлической части тормозной системы (главных тормозных цилиндров), трубопроводов, колесных цилиндров, при необходимости устранить неисправности.
8. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке главных тормозных цилиндров, при необходимости долить. При наличии воздуха в системе, систему прокачать.
9. Проверить состояние и крепление передних и задних колес, при необходимости закрепить.
10. Проверить состояние шин передних и задних колес, давление
воздуха в шинах.
11. Проверить регулировку подшипников ступиц передних и задних колес при необходимости отрегулировать.
12. Проверить давление в шине заднего (запасного) колеса, при необходимости довести до нормы.
13. Проверить состояние и герметичность системы смазки двигателя, при необходимости устранить неисправности.
14. Проверить состояние и герметичность системы охлаждения двигателя (радиатор и его трубопроводы), при необходимости устранить.
15. Проверить состояние и натяжку приводных ремней генератора и водяного насоса, гидроусилителя рулевого управления (ГУР), промежуточной опоры, вала вентилятора, при необходимости отрегулировать.
16. Проверить состояние, герметичность и крепление топливопроводов, фильтра тонкой очистки, фильтра отстойника, топливного насоса при необходимости устранить неисправности.
17. Проверить состояние, герметичность и крепление карбюратора, при необходимости устранить неисправности.
18. Проверить состояние и крепление воздушного фильтра, при необходимости закрепить.
19. Проверить состояние и крепление топливного бака, при необходимости устранить неисправности.
20. Проверить крепление выпускных коллекторов, при необходимости закрепить.
21. Проверить состояние, герметичность, крепление приемных труб глушителя к коллекторам, при необходимости закрепить.
22. Проверить состояние и крепление кронштейнов передних опор двигателя к двигателю и подрамнику.
23. Проверить состояние и крепление задних опор двигателя.
24. Проверить состояние и крепление подрамника к кузову, при необходимости закрепить.
25. Проверить крепление компрессора к кронштейну двигателя.
26. Проверить состояние, герметичность и крепление маслопроводов и агрегатов (насос ГУР, силовой цилиндр, рулевой механизм) при необходимости устранить неисправности.
27. Проверить уровень масла в бачке насоса ГУР, при необходимости долить.
28. Проверить состояние балки переднего моста.
29. Проверить состояние продольной и поперечной рулевых тяг, крепление шаровых пальцев рулевых тяг.
31. Проверить герметичность и крепление главного цилиндра, при необходимости устранить неисправности.
32. Проверить состояние, герметичность и крепление трубопровода, рабочего цилиндра сцепления, состояние пружины.
33. Проверить величину хода толкателя рабочего цилиндра сцепления.
34. Проверить уровень жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления, при необходимости долить.
35. Проверить свободный ход педали сцепления, при необходимости отрегулировать.
36. Осмотреть и очистить аккумуляторную батарею от пыли и грязи, прочистить вентиляционные отверстия в пробках. Проверить крепление контактов наконечников с выводными штырями.
37. Проверить уровень электролита.
38. Проверить действие контрольно – измерительных приборов, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла.
39. Проверить действие звукового сигнала.
40. Проверить состояние предохранителей, действие приборов внешней световой сигнализации их состояние и крепление.
41. Проверить состояние и крепление фар, действие нажимного переключателя света.
42. Очистить от грязи и проверить крепление генератора, стартера, катушки зажигания, транзисторного коммутатора, состояние и крепление проводов.
43. Проверить действие механизма открывания двери, его состояние.
44. Проверить состояние, крепление и герметичность коробки перемены передач (КПП), фланца карданного вала КПП.
45. Проверить крепление фланца карданного вала к фланцу ведущей шестерни главной передачи.
46. Проверить состояние и герметичность заднего моста, крепление картера редуктора к креплению заднего моста.
47. Проверить уровень масла в картере двигателя по щупу, при необходимости долить.
48. Прочистить сапун КПП и сапун заднего моста.
49. Смазать подшипник водяного насоса и муфты выключения сцепления.
50. Смазать шарниры поперечной, продольной рулевых тяг.
51. Смазать подшипники промежуточной опоры карданного вала .
В данной главе, в целях повышения коэффициента технической готовности подвижного состава и снижение трудоемкости работ по его обслуживанию, рассчитана программа технического обслуживания на специализированный участок и применение поточного метода для зоны ТО – 1.
Смазка КАМАЗ 5320
Рисунок 3 Карта смазки КАМАЗ 5320
Таблица 17 Смазка узлов
Продолжение таблицы 17
Продолжение таблицы 17
8. Картер коробки передач автомобиля-самосвала КамАЗ-5511, и автомобилей КамАЗ-53201 и КамАЗ-53203 Картер коробки передач КамАЗ-5820, КамАЗ-5410, КамАЗ-53202, КамАЗ-53212 | 1 1 | ТСп-15к ТСп-15к | 8,5 л 12,0 л | ТО-1 Х ТО-2 ХХ | Проверить уровень масла и при необходимости долить. Сменить масло. То же |
9. Картер среднего моста | ТСп-15к | 7,0 кг | ТО-2 Х | Проверить уровень масла и при необходимости долить. | |
9. Картер межосевого дифференциала | ТСп-15к | 7,0 кг | ТО-2 ХХ | Сменить масло. | |
10. Шарниры реактивных штанг балансирной подвески | Литол 24, ГОСТ 21150-75 | 0,6 кг | СО Х | Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки (через два ТО-2, но не менее двух раз в год). | |
11. Шарниры карданных валов среднего и заднего мостов | 158, ТУ 38-101320-72 | 1,2 кг | ТО-2 Х | Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки из-под кромок сальников. |
12. Картер заднего моста | ТСп-15к | 7,0 кг | ТО-2 Х ТО-2 ХХ | Проверить уровень масла и при необходимости долить. Сменить масло. | |
13. Оси собачки и защелки крюка буксирного прибора (см. эскиз к поз. 14) | Масло, применяемое для двигателя | - | СО Х | Смазывать несколькими каплями из масленки. | |
14. Стебель крюка буксирного прибора | УС-1 (пресс-солидол), ГОСТ 1033-73, или пресс-солидол С, или солидол С, ГОСТ 4366-76 | - | СО Х | Смазывать через пресс-масленки при работе с прицепом. | |
15. Башмаки балансирной подвески | ТСп-15к | 1,65 кг | СО Х | Проверить уровень масла. Менять при ремонтных работах. |
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И
ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Лабораторный практикум
Самарский государственный технический университет
Печатается по решению РИО СамГТУ
УДК 656.1 (088.0)
Савельев В. В.
Т 38 Техническая эксплуатация транспортных, транспортно-технологических машин и транспортного оборудования: лабораторный практикум / В.В. Савельев . - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. - 65 с.
Лабораторный практикум предназначен для студентов и бакалавров специальностей 190603 и 190600 для изучения дисциплин "Системы, технологии и организация услуг на предприятиях автосервиса" и "Техническая эксплуатация транспортных, транспортно-технологических машин и транспортного оборудования".
Приведены технологии технического обслуживания №1 и 2 автомобилей КамАЗ-5320, а также обслуживания газобаллонных автомобилей. Рассмотрена методика нормирования расхода топлива подвижного состава автомобильного транспорта.
УДК 656.1 (088.0)
ISBN 978- © В.В. Савельев, 2013
© Самарский государственный
технический университет, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Качественная работа транспорта зависит от технического состояния подвижного состава. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет создания и выпуска автомобилей с большой эксплуатационной надежностью и технологичностью, с другой стороны - совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей.
Оптимальное управление техническим состоянием автомобилей может быть организовано только в том случае, когда обеспечена четкая взаимосвязь между всеми основными структурными элементами модели. Для организации управления, в первую очередь, необходима информация в самом широком смысле, основанная на диагностике, обеспечивающей полное представление о состоянии объекта. На основе такой информации и критерия эффективности (затрат на ТО и ремонт) принимается решение, в соответствии с которым должно быть организовано управление.
Управление техническим состоянием возможно также на основе оптимальной организации ТО и ремонта автомобилей. При этом системный подход обеспечивается тем, что формы и методы организации технического обслуживания и ремонта рассматриваются в совокупности с управляющими воздействиями - видами ТО и ремонта.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей по техническому состоянию, как и традиционный метод обслуживания и ремонта по наработке, по своей природе являются также планово-предупредительными (планируется объем работ по техническому диагностированию и периодичность их выполнения). Постоянное наблюдение при эксплуатации автомобилей за их уровнем надежности и техническим состоянием функциональных систем и элементов автомобиля с целью своевременного выявления предотказного состояния последних с последующей заменой или восстановлением значений контролируемых параметров до заданных величин обеспечивает предупредительный характер.
Применение новых методов ТО и ремонта основывается на глубоком знании характеристик надежности функциональных систем и элементов, четкой организации информационного обеспечения, широком использовании диагностического оборудования, высокого уровня эксплуатационной технологичности автомобильной техники. Требуется существенная перестройка технологии и организации работы ремонтно-обслуживающего производства АТП. В первую очередь необходимо создать на них современные службы технической диагностики и информационного обеспечения.
Важнейшим условием обеспечения высокого уровня технического состояния автомобилей является развитие ПТБ автотранспортных предприятий на базе реконструкции и технического перевооружения.
Разработка и внедрение новых методов ТО и ремонта автомобилей невозможны без подготовки и переподготовки широкого круга исполнителей работ по технической подготовке автомобильной техники.
Лабораторная работа №1
Технология технического обслуживания автомобиля КамАЗ-5320
Цель работы - изучить примерный перечень операций по ТО, применяемое оборудование, нормативные значения регулировочных параметров элементов автомобилей и получить практические навыки по проведению контрольно-крепежных, регулировочных и смазочных работ при ТО автомобиля КамАЗ-5320.
Общие сведения и основные понятия. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и загрязнения окружающей среды. В Российской Федерации за последние годы в среднем совершается приблизительно 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, 12-15% которых случаются из-за технических неисправностей.
На долю автомобильного транспорта приходится свыше 50% выбросов токсичных соединений в атмосферу. При этом количество токсичных компонентов, содержащихся в отработавших газах, в основном определяется уровнем ТО систем питания, зажигания и механизма газораспределения двигателя, обеспечивающие полноту сгорания топлива.
Общие затраты на поддержание автомобилей в технически исправном состоянии составляют 15-25 % себестоимости перевозок. Эти затраты во многом зависят от возможности определения действительной потребности автомобилей в профилактических и ремонтных воздействиях; выполнения рекомендаций планово-предупредительной системы ТО и ремонта; внедрения современных, научно обоснованных технологических процессов ТО и
ремонта.
Исследования и опыт работы ведущих автотранспортных предприятий (АТП) показывают, что про ведение ТО в полном объеме по прогрессивным технологиям существенно улучшают качество и культуру труда рабочих, уменьшают число внезапных отказов и затраты на ТР на 8-12 %, сокращают расход топливо-смазочных материалов на 7-10 %, повышают коэффициент технической готовности на 3-5 % и пробег шин до 5-7 %.
Действующая планово-предупредительная система ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта предусматривает выполнение конкретного перечня операций обслуживания с заданной трудоемкостью через определенные пробеги. Таким образом, ТО является мероприятием профилактического характера.
Назначение ТО состоит в обеспечении безопасности движения, предупреждении возможных отказов и неисправностей, а также снижении интенсивности изнашивания механизмов, систем и агрегатов автомобиля в процессе эксплуатации.
Технологический процесс ТО - это заданная последовательность операций, выполняемых над элементами автомобиля с целью улучшения его технического состояния. Как правило, операции ТО группируют по виду специализации работы при их выполнении, которые отражаются в технологических картах рабочих постов для исполнителей. Общепринятая типовая технология ТО автомобиля предусматривает следующий порядок: сначала выполняются уборочно-моечные работы, затем контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные и смазочные.
По периодичности, перечню операций и трудоемкости выполняемых работ различают виды ТО: ежедневное обслуживание (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СТО).
Ежедневное обслуживание выполняется после возвращения и перед выездом на линию подвижного состава. При ЕО осуществляют общий контроль систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля, уборку и мойку, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Виды ТО-l и ТО-2 отличаются периодичностью, объемами работ и трудоемкостью. При ТО-l работы выполняются без разборки агрегатов автомобиля. При ТО- 2 допускается частичная разборка некоторых элементов автомобиля с целью выполнения регулировочных и смазочных работ.
Сезонное ТО, как правило, выполняется два раза в год с целью подготовки автомобиля к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации и совмещается с очередным техническим воздействием (по графику) ТО-2.
Нормативным документом, на основе которого производятся планирование и организация ТО и ремонта, является Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (далее Положение), которое периодически пересматривается и корректируется. Фирмы-изготовители автомобилей в рамках общей планово-предупредительной стратегии, описанной в Положении, конкретизируют нормативы технической эксплуатации применительно к отдельным базовым моделям и их модификациям. Данные нормативы отражаются в руководствах по эксплуатации конкретных семейств выпускаемых автомобилей или в их сервисных книжках.
В начальный период эксплуатации автомобиля, когда происходит приработка сопряжений основных элементов двигателя внутреннего сгорания (ДВС), трансмиссии и ходовой части, помимо ЕО вводятся дополнительные виды обслуживания ТО-1000 и ТО-4000. Первый из них выполняется в интервале первых 500 - 1500 км пробега автомобиля, второй - после 3000 - 4000 км.
В послеобкаточный, так называемый основной период эксплуатации, для современных отечественных автомобилей нормативная периодичность ТО-l назначается в пределах 4000 - 5000 км, ТО-2 - 15000 - 20000 км. Указанные значения периодичности ТО-1 и ТО-2 приведены для 1 категории эксплуатации и корректируются в зависимости от реальных условий работы автотранспортных средств.
Техническое обслуживание для автомобилей КАМАЗ проводится по схеме ЕО - ТО-I000 (сервис А) - ТО-4000 (сервис В) - ТО-1 (сервис 1 - через 4000 км) - ТО-2 (сервис 2 - через 16000 км) - СТО (сервис С - два раза в год).
Настоящее методическое руководство направлено на изучение общей стратегии технологических процессов выполнения планово-предупредительных работ по ТО автомобилей. В результате выполнения данной лабораторной работы студент должен:
Иметь представление об общем устройстве и принципе действия оборудования, применяемого при проведении операций ТО автомобиля;
Знать нормативы и диагностические параметры технического состояния элементов автомобиля и общие сведения о технологии проведения всех видов ТО на примере отечественных автомобилей;
Уметь выполнять работы по ТО основных агрегатов, механизмов и систем автомобиля.
Задание 1. Изучить операции ежедневного обслуживания автомобиля.
Ежедневное обслуживание, за исключением мойки автомобиля, проводится водителем. Общее техническое состояние автомобиля в рамках ЕО контролируется дежурным механиком при выпуске автомобиля на линию.
При подготовке автомобиля к выезду необходимо:
Проверить уровень и, если нужно, долить масло в картер двигателя, а охлаждающую жидкость - в радиатор;
Убедиться в отсутствии подтеканий топлива, смазки, охлаждающей и тормозной жидкости в трубопроводах и соединениях;
Обтереть облицовку радиатора, фары, подфарники, задние фонари, стекла кабины, номерные знаки;
Убедиться в исправности рабочей и стояночной тормозной системы, рулевого управления. При отсутствии в гидравлическом приводе воздуха педаль тормоза не должна проходить более 1/2 рабочего хода. Стояночный (ручной) тормоз проверяют пробным затягиванием рычага, который должен перемещать на 4 - 6 фиксирующих щелчков. Техническое состояние рулевого управления оценивают с помощью прибора К-187 (К-402) или визуально по свободному ходу (люфту) рулевого колеса при прямолинейно установленных передних колесах. Суммарный люфт в рулевом управлении при отсутствии данных предельных значений, установленных фирмой - изготовителем автомобиля, согласно ГОСТ Р 51709 - 2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки не должен превышать 10 0 для легковых автомобилей и созданных на базе их агрегатов грузовых автомобилей и автобусов, 20 0 - для автобусов и 25 0 - для грузовых автомобилей при заданном нормативном усилии на рулевом колесе;
Пустить двигатель и по контрольным приборам проверить
его работу. Сигнальные лампы - индикаторы пониженного давления масла в главной магистрали смазочной системы две (минимально допустимое давление масла для бензиновых две составляет 0,05 и 0,1 МПа для дизелей) и неисправной работы генератора (зарядки аккумуляторной батареи (АКБ» - должны погаснуть. Не допускается к эксплуатации автомобиль, если при включении зажигания загорается сигнализатор контроля элементов тормозных систем, аварийного падения уровня тормозной жидкости, а значение давления воздуха в ресиверах пневматической тормозной системы на манометре ниже нормативного. Обратить внимание на количество топлива в баке и действие приборов освещения и сигнализации.
Инструкция дежурному механику АТП по проверке технического состояния автомобилей при выпуске на линию предусматривает запрет выезда транспортного средства при обнаружении следующих неисправностей или нарушений нормативных документов.
По внешнему виду и комплектации:
Транспортное средство не отвечает требованиям чистоты состояние внешней и внутренней частей кузова автомобиля (автобуса);
Повреждены или отсутствуют номерные знаки, надколесные грязезащитные щитки, боковые и центральные зеркала заднего вида, противосолнечные козырьки, огнетушители, аптечка, знак аварийной остановки;
Не исправны замки дверей пассажирского салона или кабины водителя;
Присутствуют трещины на ветровых стеклах в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя.
По рулевому управлению:
Люфт рулевого колеса превышает нормативное значение или затруднено вращение рулевого колеса, имеются повреждения рулевой колонки;
Нарушена герметичность картера рулевого механизма или пневмогидросистемы усилителя руля;
Повреждено или ослаблено крепление картера к колонке рулевого механизма;
Повреждены, не закреплены или имеют повышенный люфт шарнирные соединения рулевого привода.
По системе тормозного управления:
При работающем двигателе при однократном нажатии на педаль тормоза с усилием 686 Н (70 кгс) зазор между педалью и полом кабины составляет менее 25 мм;
Нарушена герметичность пневматического или гидравлического привода. Допустимое падение давления воздуха в системе тормозного привода при неработающем двигателе: при свободном положении органа управления тормозной системы - не более чем на 0,05 МПа (0,5 кг/см 2) за 30 мин;
при приведении в действие тормозной системы - 15 мин. Утечки воздуха из колесных рабочих тормозных камер не допускаются;
При включении зажигания загорается сигнализатор контроля элементов тормозных систем, аварийного падения уровня тормозной жидкости;
Не обеспечивается эффективность торможения автомобиля требованиям ГОСТ Р 51709 - 2001. При дорожном испытании на ровном, сухом асфальтобетонном покрытии при прямолинейном движении с начальной скоростью торможения 40 км/ч путем однократного нажатия на педаль рабочей тормозной системы с усилием 686 Н (70 кгс) тормозной путь грузовых автомобилей категорий Nl, N2, N3, пассажирских и грузопассажирских автомобилей категорий М2 и М3 превышает 17,7 м или «увод» автомобиля при этом
свыше нормативного коридора движения шириной 3 м для легковых автомобилей категорий Ml при усилии на педали 490 Н (50 кгс) тормозной путь не должен быть более 15,8 м;
Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние автомобиля на опорной поверхности с уклоном 16%;
Не включается световой сигнал торможения (стоп-сигнал) при воздействии на педаль тормоза;
Не работает устройство фиксации стояночного тормоза.
Усилие, прикладываемое к органу управления стояночным тормозом, превышает 589 Н (60 кг).
По двигателю и элементам трансмиссии:
Нарушена герметичность систем питания и выпуска отработавших газов две;
Нарушена герметичность систем смазки ДВС, коробки передач, картера редуктора заднего моста;
Ослаблено крепление ДВС, коробки передач, фланцев карданного вала, элементов глушителя, рессор;
Не полностью выключается сцепление, самопроизвольно выключается или с затруднением включается передача;
Заметны вибрация и стуки карданного вала при переключении передач и движении автомобиля.
По колесам и шинам:
Отсутствие или слабая затяжка гайки крепления дисков и ободьев колес;
Наличие трещин и видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий на дисках колес;
Глубина рисунка протектора шины грузового автомобиля составляет менее 1 мм, автобуса - менее 2 мм, легковых автомобилей - 1,6 мм (или появление одного индикатора износа протектора);
Наличие повреждений шин, обнажающих корд, или местных отслоений протектора;
Давление воздуха в шине не соответствует установленной норме.
По внешним световым приборам:
Не работают или не отрегулированы фары дальнего или ближнего света;
Неработоспособны сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине водителя;
Неисправен переключатель света фар;
Не работает сигнал торможения (стоп-сигнал);
Не работает указатель поворотов или его боковой повторитель;
Не работает фонарь заднего хода при включении передачи заднего хода;
Не работает габаритный фонарь или фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака;
Включение аварийной сигнализации не обеспечивает работу всех указателей поворота и боковых повторителей в проблесковом режиме;
Имеются разрушения и трещины рассеивателей фар.
По дополнительному оборудованию :
Не работают стеклоочистители или омыватели ветрового стекла, спидометр, система вентиляции и отопления (в холодное время года).
По выполнению требований к газобаллонным автомобилям :
При выпуске на линию автомобиля, работающего на сжиженном нефтяном или компримированном природном газе, необходимо проверить крепление газовых баллонов, со- стояние и герметичность соединений элементов газовой системы питания.
При возвращении на предприятие газобаллонного автомобиля следует проверить герметичность газовой и бензиновой систем питания, закрыть расходный вентиль и выработать весь газ, находящийся в системе.
Движение по АТП в зоны ТО, ТР и на парковку автомобиля осуществлять только при работе на бензиновой или дизельной системе питания.
Особые условия : дежурный механик обязан фиксировать все случаи возврата автомобилей на АТП с внешними повреждениями, заносить в журнал и составлять акт на наличие повреждений.
Задание 2. Изучить операции первого технического обслуживания.
Для автомобилей КАМАЗ TO-l производится через 4000 км пробега (для 1 категории эксплуатации), трудоемкость 3,6 чел.-ч. В АТП с численностью подвижного состава более 100 единиц рекомендуется ТО-l выполнять на трех специализированных постах поточным методом.
Пост 1 - контрольно-крепежные работы :
Проверить состояние платформы, кабины, исправность механизмов двери, действие стеклоочистителей;
Проверить крепление поворотных рычагов и шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг. Повышенный зазор в шарнирных соединениях рулевых тяг определяют визуально или на ощупь по относительному перемещению сопряженных деталей, возникающему от вращения рулевого колеса в противоположные направления с усилием 50 ... 60 Н, что осуществляет оператор, сидящий в кабине. Взаимные перемещения должны быть незначительными;
Проверить затяжку гаек стремянок рессор;
Подтянуть гайки крепления фланцев приемных труб глушителя, болтов фланцев карданных валов, крепления коробки перемены передач;
Проверить крепление опоры и затяжку сальникового уплотнения подвижного шлицевого соединения;
Проверить крепление картера рулевого механизма к раме и сошке, затяжку гаек колес, состояние шин и давления воздуха в них;
Подтянуть гайки крепления водяного насоса, генератора, стартера, топливного насоса высокого давления (карбюратора), приводы дроссельных и воздушных заслонок должны работать без заеданий;
Очистить наружную поверхность свечей и крышку распределителя ветошью, смоченной в чистом бензине:
Прочистить вентиляционные отверстия АКБ и проверить уровень электролита (на 10 - 15 мм выше сепараторных пластин);
Проверить уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и наличие воды в бачке устройства для обмыва ветрового стекла;
Проверить и при необходимости закрепить двигатель на раме.
Пост 2 - регулировочные работы:
Проверить состояние и натяжение ремней вентилятора и генератора (прогиб ремня должен составлять 10 - 20 мм при нажатии большим пальцем руки на ремень в средней его части с нормируемым усилием 40 - 80 Н);
Проверить свободный ход педали сцепления при помощи линейки. Увеличенный ход педали сцепления может вызвать неполное разъединение вала двигателя с первичным валом коробки перемены передач, что затрудняет их переключение и интенсивно изнашивает ведомый диск сцепления. Наоборот, малый свободный ход не обеспечивает надежного включения сцепления, что приводит к пробуксовке дисков и быстрому их изнашиванию;
Проверить техническое состояние стояночного и рабочего (ножного) тормоза, с помощью линейки определить свободный и рабочий ход педали рабочего тормоза. При необходимости отрегулировать тормоза;
Проверить зазоры в шкворневом соединении поворотных кулаков прибором НИИАТ -1 (радиальный зазор - не более 0,75 мм, осевой 1,5 мм) или визуально, покачивая вывешенное колесо руками в вертикальной плоскости;
Проверить на слух работу клапанного механизма и при необходимости отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами.
Пост 3 - смазочные и заправочные работы:
Довести уровень масла в картере двигателя до нормы;
Смазать валик педалей сцепления и тормоза;
Смазать шарниры рулевых тяг и шкворни поворотных кулаков через пресс- масленки до появления свежей смазки из соединения;
Смазать подшипник промежуточной опоры через пресс-масленку до появления свежей смазки из контрольного отверстия;
Проверить и довести до контрольной пробки уровень масла в картерах ведущих мостов, а также в картере коробки передач;
Проверить и довести до нормы уровень тормозной жидкости "ТОМЬ", "Роса") в главном цилиндре;
Слить топливо из фильтра-отстойника.
Как правило, в зонах ТО-1 и ТО-2 на конкретных постах для исполнителей даются технологические карты соответствующих обслуживаний. Для ТО-1 автомобилей КамАЗ-5320 технологическая карта представлена в табл.1.1.
Таблица 1.1
Технологическая карта операций ТО-1 автомобиля КамАЗ-5320
Содержание работ и методика их проведения | Технические требования | Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для проведения работ. |
Вымыть автомобиль и провести уборку кабины и платформы. | Особо тщательно вымойте: фары, подфарники, задние фонари, стекла кабины, номерные знаки, тормозные камеры с регулировочными рычагами, прижимы с гайками крепления колес, вентили шин, шкворневые узлы, рулевые тяги, предохранитель от замерзания. На нижних частях крыльев, подножках, рессорах, мостах, брызговиках, крышке гнезда аккумуляторной батареи не должно быть грязи, снега и льда. Очистите полы платформы и кабины. Протрите сиденья, контрольные приборы и стекла в кабине. | Установка для мойки автомобилей щеточно-струйная или моечная шланговая, лопата, метла, ветошь. |
Выполнить работы, предусмотренные ежедневным техническим обслуживанием. | ||
Внешним осмотром и по показаниям штатных приборов, проверьте исправность тормозной системы. Устраните неисправности. | Отвертка 8мм, ключи 10*13, 17*19, 22*24, плоскогубцы. | |
Закрепите гайки крепления колес. | Затяжку проводите равномерно через одну гайку в два-три приема усилием 25-30кгс۰м. | Сменная головка 27мм, динамометрический ключ. |
Отрегулировать ход штоков тормозных камер. | Ход штоков должен быть не более 40 мм. | Ключ 10*12, линейка. |
Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива. | Слить из фильтра 0,1 л топлива. | Ключ 10*12. |
При температуре ниже +5°С заменить спирт в предохранителе от замерзания. | Залейте спирт через заливное отверстие, поднимите тягу предохранителя вверх. | Ключи 17*19, 22*24, сосуд, воронка. |
Довести до нормы: | ||
-давление в шинах; | Давление в шинах: - для передних колес-7,3кгс/см²; - для задних колес - 4,3-5,3кгс/см². | Шланг для накачивания шин, манометр. |
-уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления; | Проверять при работающем на холостых оборотах двигателе. | Кружка, воронка с двойной сеткой, сосуд для масла, ветошь. |
-уровень электролита в аккумуляторных батареях. | Уровень электролита должен быть на 15-20 мм выше предохранительных щитков. | Мерная стеклянная трубка, кружка, резиновая груша, резиновые кислотостойкие перчатки, стеклянная воронка. |
Произведите смазку автомобиля в соответствии с химмотологической картой. | Солидолонагнетатель или ручной шприц. |
Задание 3. Изучить операции второго и сезонного технических обслуживаний.
Работы по ТО-2 выполняются на специализированном посту с использованием осмотровой канавы или подъёмника. Осенью и весной ТО-2 обычно совмещают с сезонным обслуживанием, поэтому технологическая карта (табл.1.2) содержит оба вида технических воздействий.
Таблица 1.2
Технологическая карта операций ТО-2 автомобиля КамАЗ-5320
Заключение
В данной курсовой работе по теме «Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы КАМАЗ 5320» были рассмотрены все вопросы и составлен план её содержания, приобретена необходимая литература и составлена пояснительная записка написания содержания плана по данной теме.
Вопросы назначения, устройства, неисправностей и их устранения даны в описательной части пояснительной записки. В разделе охрана труда даны основные положения выполнения технологических операции с соблюдением ТБ. Написанием и оформлением содержания раскрытия данной темы, а также выполнением практической части были проявлены определённые профессиональные знания и умения по специальности «автомеханик».
В своей курсовой работе я изложил общее устройство, назначение и принцип действия стояночной тормозной системы КАМАЗ-5320. Рассмотрены основные виды работ, которые выполняются при ремонте и техническом обслуживании.
Описал техническое и ежедневное обслуживание стояночной тормозной системы автомобиля КАМАЗ-5230. Изучил основные неисправности и способы их устранения. Проанализировал порядок работы стояночной тормозной системы, способы его ремонта и целесообразность затрат на его ремонт.
Тем самым в своей курсовой работе, по моему мнению, мне удалось достаточно емко изложить выбранную тему и укрепить свои знания.
Список используемой литературы
1. В.Н.Барун, Р.А.Азаматов и др.«Автомобили КамАЗ». М.:Транспорт,2009г. 96с.
2. Г.В.Крамаренко« Техническая эксплуатация автомобилей» М.: Транспорт,2008г. 105с.
3. Э.И.Коган« Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта»М.: Транспорт,2009г. 89с.
4. А.Г.Пузанков «Автомобили устройство и техническое обслуживание» Москва Издательский центр «Академия».2008г. 415с.
5. Бабусенко С.М. Ремонт автомобилей. М.: Транспорт, 2007 г. 67с.
6. Шуркин В.С., Понизовкин А. Н. Краткий автомобильный справочник. М.: Транспорт, 2009г. 95с.
7. Суханов Б.Н., Борзых И.О., Бедарев Ю.Ф. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по дипломному проектированию. М.: Транспорт, 2008г. 68с.
8. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 2010г. 69с.
9. Дроздов Н.Е., Фейгин Л.А., Заленский В.С. Строительные машины и оборудование. Курсовое и дипломное проектирование. М.: Стройиздат, 2008г. 115с.
Примечание.
Проверка работоспособности пневматического тормозного привода
автомобиляпроизводитсяс помощьюштатныхприборов вкабине
водителя(двухстрелочныйманометр,тормозноетабло)и
контрольных манометров по клапанам контрольного вывода,которые
установленывовсехконтурахтормозногопривода,и
соединительнымголовкамтипа"Палм"итипа"А".Клапаны
контрольного вывода расположены в следующих местах:
- контура привода рабочих тормозов передней оси - наклапане
ограничителя давления;
- контура привода рабочих тормозов задней тележки - налевом
(по ходу автомобиля) лонжероне рамы в зоне заднего моста;
- контура привода вспомогательного и запасного тормозов -на
правом лонжероне рамыв зоне заднего
мостаи воздушном баллоне
контура;
- контура привода вспомогательного тормозаипотребителей -
в воздушном баллоне контура.
Проверкуработоспособностиследуетпроизводитьпосле
устранения утечек воздуха в пневмосистеме.
Последовательность проверки
1. Подсоединитьконтрольныеманометрыкклапанам
контрольного вывода и соединительным головкам.
2. Запустивдвигатель,заполнитьвоздухомпневмосистему.
Послесрабатываниярегуляторадавлениядавлениевовсех
контурах тормозного приводаисоединительнойголовке питающей
магистрали двухпроводногопривода
должно находитьсяв пределах
0,62-0,75МПа(6,2-7,5кгс/кв. см).Давлениев
соединительной головкетипа"А"должнонаходиться в пределах
0,48 - 0,53 МПа(4,8-5,3 кгс/кв. см).Контрольныелампы
тормозного табло не должны гореть.
Спогасаниемпоследнийлампызуммердолженпрекратить
работу.
3. Нажать полностьюпедальрабочихтормозов.Давлениепо
двухстрелочномуманометрувкабиневодителядолжнорезко
снизиться не более чем на0,05
МПа(0,5 кгс/кв. см).При этом
давлениев клапане контрольного
выводаконтура привода рабочих
тормозов переднейосив началехода педалидолжнонарастать
медленно,а при полностью нажатой
педалидолжноуравняться с
давлением,показываемымверхнейшкалойдвухстрелочного
манометра.Давлениевклапанеконтрольноговыводаконтура
приводарабочихтормозовсреднегоизаднегомостов(при
полностьюнажатойпедали)должно бытьне менее 0,25 МПа
(2,5
кгс/кв. см)(длянегруженогоавтомобиля).При поднятой вверх
вертикальной тягепривода
регуляторатормозных сил на величину
статическогохода(прогибаподвески50 - 55 мм)давлениев
тормозных камерахзаднейтележкидолжно быть равным давлению,
показываемому нижней шкалой двухстрелочного манометра.Давление
в головкетипа "А"должно снизиться до 0.Давлениев головке
типа "Палм" тормозноймагистрали двухпроводногопривода должно
подняться до величины 0,62 - 0,75 МПа (6,2 - 7,5 кгс/кв. см).
4. Рукояткукранаобратногодействияручнымуправлением
привода стояночного тормоза установитьв переднее фиксированное
положение.Давлениевклапанеконтрольноговыводаконтура
приводастояночногоизапасноготормозовдолжнобыть равно
давлениюв воздушномбаллоне контурастояночногои запасного
тормозовинаходитьсявпределах0,62 - 0,75 МПа (6,2 - 7,5
кгс/кв. см).
При этом:
- давление в соединительной головкетипа "А"должно
бытьв
пределах 0,48 - 0,53 МПа (4,8 - 5,2 кгс/кв. см);
- давлениев соединительной
головкетипа"Палм"тормозной
магистрали двухпроводного привода должно быть равным 0.
5. Рукояткукрана обратногодействиес ручнымуправлением
стояночногоизапасноготормозовпоставитьвзаднее
фиксированное положение.
При этом:
- должна гореть контрольная лампа в мигающем режиме;
- давлениев клапанеконтрольноговыводаконтурапривода
стояночногои запасного тормозови соединительной головке типа
"А" должно снизиться до 0;
- давлениев соединительнойголовкетипа "Палм"тормозной
магистрали двухпроводного приводадолжно находитьсяв пределах
0,62 - 0,75 МПа (6,2 - 7,5 кгс/кв. см).
6. При положении рукоятки крана (обратного действия сручным
управлением)взаднемфиксированномположениинажать кнопку
аварийногорастормаживания.Приэтомдавлениевклапане
контрольноговыводаконтураприводастояночногои запасного
тормозовдолжнобытьравнымдавлению,показываемому
двухстрелочным манометромвкабиневодителя.Штоки тормозных
камер должны убраться.
Отпустить кнопку аварийного растормаживания. Давление воздуха
в полостях пружинных энергоаккумуляторов должно снизиться до 0.
7. Нажатьнакраявспомогательноготормоза.Штоки
пневмоцилиндровуправлениязаслонкамимоторноготормозаи
выключения подачи топлива должны выдвинуться.При этом давление
воздуха в тормозныхкамерах
прицепа(полуприцепа)должно быть
равным 0,06 МПа (0,6 кгс/кв. см).
8. В процессе проверки работоспособности пневмосистемы лампы
тормозного таблодолжнызагоратьсяи долженначинатьработу
зуммерприпадениидавлениявсоответствующемконтуре ниже
0,48 - 0,52 МПа (4,8 - 5,2 кгс/кв. см).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и монтажнодемонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании.
Если при техническом обслуживании возникает сомнение в полной исправности отдельной сборочной единицы, то ее проверьте специальным прибором или на стенде.
ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
Техническое обслуживание автомобилей (автопоездов) КамА3 подразделяется на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.
Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации:
Ежедневное техническое обслуживание;
Техническое обслуживание после первых 1000 км (сервис А);
Техническое обслуживание после первых 4000 км (сервис В);
Сервис 1 после первых 8000 км;
Сервис 2 после первых 12000 км.
Техническое обслуживание в основной период эксплуатации: Таблица 1
Периодичность технического обслуживания автомобилей
Периодичность технического обслуживания пробега, км |
|||
сервис 1 |
сервис 2 |
сервис С |
|
1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами пригородной зоны Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне, улицы небольших городов (с населением до 100 тыс. жителей) |
4000 |
12000 |
24000 |
2. Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненным к ним покрытием в горной местности. Улицы больших городов Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием Грунтовые профилированные и лесовозные дороги |
3200 |
9600 |
19200 |
3. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием в горной местности Непрофилированные дороги и стерня. Карьеры, котлованы и временные подъездныепути |
2400 |
7200 |
14400 |
Ежедневное, техническое обслуживание;
Сервис 1;
Сервис 2;
Сезонное техническое обслуживание (сервис С).
Основным назначением ежедневного обслуживания является общий контроль за состоянием агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения, и поддержание надлежащего внешнего вида.
В начальный период эксплуатации происходит приработка деталей в агрегатах автомобиля, поэтому при проведении технического обслуживания в этот период с особой тщательностью выполняйте профилактические крепежные и смазочно-очистительные работы.
Техническое обслуживание в начальный период проводится независимо от условий эксплуатации.
В основной период эксплуатации работы по техническому обслуживанию выполняются с периодичностью, соответствующей категории условий эксплуатации (табл. 1).
Сезонное техническое обслуживание включает в себя дополнительные осенние работы, которые выполняются один раз в год.
Все виды технического обслуживания проводятся в сроки, указанные в сервисной книжке.
СМАЗЫВАНИЕ
Наименование масел, количество и периодичность смазывания указаны в химмотологической карте смазывания автомобиля (приложение 4), а расположение сборочных единиц и агрегатов, требующих периодического пополнения или замены масла, приведено на рис. 289.
Помните, что применение заменителей существенно снижает долговечность сборочных единиц автомобиля (например, гидроусилителя рулевого механизма - в три-четыре раза) и допускается лишь как временная мера.
При переходе с одного рекомендуемого сорта масла на другой промойте коробку передач смесью из 50 % дизельного топлива и 50 % свежего, предназначенного для последующей заливки масла, прокручивая двигатель в течение 5...10 min при нейтрали в коробке передач.
КРЕПЕЖНЫЕ РАБОТЫ
В перечне операций технического обслуживания (см. приложение 2) предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно. Для контроля выполнения крепежных работ в приложении 7 приведена таблица моментов затяжки резьбовых соединений, затягиваемых при техническом обслуживании.
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Текущий ремонт автомобиля заключается в устранении возникающих
неисправностей и повреждений, обнаруживаемых в процессе эксплуатации или
технического обслуживания путем ремонтных
операций, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов, сборочных единиц или их заменой, а также с заменой отдельных деталей (кроме базовых). Базовой деталью агрегата является наиболее сложная и дорогая деталь (корпус, основание, каркас, блок и т. д.), к которой крепятся все другие детали.
Перед разборкой агрегата (двигателя) или какой-либо находящейся на нем сборочной единицы проверьте общее состояние агрегата (двигателя) с использованием диагностического оборудования и соберите как можно больше данных о нем. Это поможет определить причину неисправности.
Для более быстрой и тщательной проверки агрегат (двигатель) перед осмотром очистите от грязи и вымойте. Снимайте, транспортируйте и устанавливайте агрегат (двигатель) при помощи подъемно-транспортных средств, оборудованных приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ.
При выполнении операций ремонта руководствуйтесь следующими общими принципами. Разбирайте и собирайте детали любой сборочной единицы или агрегата на специальном стенде или верстаке, пользуясь специальным инструментом и приспособлениями, перечень которых приведен в приложении 10.
Все сборочные единицы и агрегаты собирайте в последовательности, обратной разборке. Поэтому при разборке располагайте детали в определенном порядке.
Детали, соединенные сваркой, клепкой или неподвижными посадками, разбирайте только в тех случаях, когда это вызывается условиями ремонта. Вывинчивайте шпильки только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата или сборочной единицы, при замене шпильки и детали.
Перед затягиванием болтов крепления головок цилиндров (если их снимали) удалите масло или воду из резьбовых отверстий блока.
Не обезличивайте пары деталей, которые устанавливаются на двигатель только комплектно: крышки коренных подшипников с блоком, шатуны с крышками шатунов, плунжерные пары топливного насоса высокого давления, поршень с цилиндром ручного топливоподкачивающего насоса, шток с втулкой штока топливного насоса низкого давления; ведомую и ведущую шестерни, главной передачи редукторов ведущих мостов.
Прокладки осторожно отделяйте от плоскостей прилегания с помощью отвертки; выпрессовывайте детали только с помощью инструментов, при их отсутствии с помощью специальных выколоток или легкими ударами медного (деревянного) молотка.
Для проверки технического состояния все детали после разборки очистите от пыли, накипи, нагара, лаковых отложений, ржавчины, промойте и просушите. Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах.
Контроль деталей, начинайте с внешнего осмотра, для выявления дефектов на ответственных деталях пользуйтесь лупами или магнитным дефектоскопом. Детали, прошедшие проверку на магнитном дефектоскопе, размагнитить.
При осмотре выбраковывайте:
Детали, имеющие значительные задиры, отколы или выкрашивания, следы обгорания;
Детали с трещинами на рабочих поверхностях и в местах, испытывающих
при работе большие нагрузки (например, на коленчатых валах и шатунах
трещины недопустимы);
- крепежные детали, имеющие повреждения резьбы более двух ниток;
Болты и гайки с изношенными гранями, а также винты с забитыми или сорванными прорезями головок;
Шплинтовочную проволоку и стопорные шайбы с отгибающимися краями;
Резиновые детали, потерявшие эластичность;
Шланги с трещинами и расслоениями;
Трубопроводы с вмятинами, уменьшающими их сечение, или с трещинами на развальцованных концах;
Смятые латунные муфты;
Металлические панели и детали оперения, имеющие на поверхностях вмятины, трещины и пробоины;
Топливные баки, имеющие места вмятин, течи, нарушения слоя покрытия или окраски.
Перед сборкой подготовьте все детали следующим образом:
Зачистите забоины и заусенцы на сопрягаемых поверхностях деталей;
Восстановите резьбу, поврежденную в допустимых пределах;
Заварите трещины или раковины в ненагру-женных местах деталей (например, в стенках водяных рубашек и выпускных газопроводов); после сварки швы зачистите для придания надлежащего внешнего вида детали;
Плоскости разъема, у которых коробление незначительно превышает допустимое, исправьте шабровкой;
Проверьте на герметичность водяные и масляные полости деталей и сборочных единиц, а также топливопроводы высокого и низкого давления;
Удалите антикоррозийное покрытие, применяемое при хранении деталей;
Детали и сборочные единицы топливного насоса высокого давления, ручного насоса и форсунок промойте чистым летним дизельным топливом, прецизионные детали (плунжерные пары, нагнетательные клапаны и распылители) - бензином. После промывки обдуйте детали сжатым воздухом.
Не протирайте детали топливной аппаратуры обтирочным материалом.
Перед сборкой уплотнительные прокладки, резьбы в отверстиях под пробки и резьбы в сквозных отверстиях смажьте уплотнительной невысыхающей пастой, а войлочные сальники пропитайте смазкой.
Под готовностью к сборке понимается, что все сборочные единицы, подлежащие восстановлению, восстановлены или заменены новыми и находятся в готовности к сборке. Во время сборочных работ осмотрите каждый механизм и убедитесь в том, что ничего не было упущено при восстановлении.
Сборку осуществляйте в условиях, гарантирующих чистоту деталей.
При затягивании соединений, уплотняемых резиновыми прокладками, не допускайте больших усилий, иначе прокладки будут разрушены. Резьбовые соединения при сборке затягивайте, обеспечив крутящие моменты, рекомендуемые в приложении 7.
При запрессовке подшипников качения инструмент должен упираться в запрессовываемое кольцо.
При установке сальников и манжет пользуйтесь оправками.
После ремонта сборочных единиц и их замены на автомобиле произведите
обкатку, чтобы убедиться в исправности всех механизмов и систем и
правильности их взаимодействия.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При постановке на ремонт автомобиля затормозите его посредством
стояночной тормозной системы, включите низшую передачу, выключите подачу
топлива и подложите упоры (башмаки) под колеса;
Не выполняйте какие-либо работы на автомобиле, вывешенном на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.);
Не ремонтируйте автомобиль при работающем двигателе, за исключением проверки работы двигателя и тормозов;
При пуске двигателя соблюдайте меры предосторожности: вначале убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а впереди автомобиля никого нет; перед пуском двигателя дайте предупредительный сигнал;
При замене агрегатов снимайте, транспортируйте и устанавливайте двигатель, коробку передач, ведущие мосты, редукторы ведущих мостов при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Не поднимайте (не вывешивайте) автомобиль за буксирные крюки;
Не снимайте, не устанавливайте и не транспортируйте агрегаты при зачаливании их тросом и канатом без специальных захватов;
При снятии двигателя, коробки передач, промежуточного и заднего мостов предварительно слейте масло в специальную посуду;
При работе под опрокинутой кабиной автомобиля обязательно зафиксируйте положение ограничителя защелкой. При опускании кабины убедитесь в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазе опорной балки;
При снятии и постановке рессор на автомобилях предварительно их
разгрузите от веса автомобиля, подняв его за раму подъемным механизмом
с последующей постановкой на козелки;
Не приступайте к демонтажу шин до полного выпуска воздуха из них;
Накачивайте шины после сборки колеса в специальном ограждении, которое предохраняет от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачке шин в дорожных условиях положите колесо замочным кольцом вниз;
При необходимости работы под поднятой негруженой платформой автомобиля-самосвала Ка-мА3-55111 застопорите платформу стопорными пальцами. Не работайте под поднятой груженой платформой автомобиля-самосвала;
При приготовлении электролита, а также перед заливкой электролита в батареи надевайте защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапога и фартук из кислотостойкого материала;
Для приготовления электролита применяйте стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, свинцовую);
Не вливайте воду в концентрированную серную кислоту;
При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до оказания медицинской помощи, снимите кислоту чистой ветошью; промойте пораженные места струПй воды и затем нейтрализующим раствором десятипроцентного нашатырного спирта или кальцинированной соды;
При осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания не пользуйтесь открытым огнем (спичками, свечками и т. д.);
Во время зарядки не наклоняйтесь к аккумуляторным батареям;
При работе металлическими инструментами не допускайте коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам батарей;
Не разбирайте тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором без
пресса или специального приспособления.