Средний пробег автомобиля за год: виды автомобилей, среднестатистические данные и правила расчета. Какой пробег считается нормальным для подержанного автомобиля Нормальный пробег в год автомобиля

Время чтения: 6 минут

При приобретении подержанной машины возникает вопрос, какой пробег считается нормальным для б/у авто. Продавцы учитывают пройденный километраж при определении стоимости транспортного средства (ТС) – если он небольшой, цена выше. Однако на практике не всё так идеально. Два автомобиля с одинаковым пробегом могут иметь совершенно разное техническое состояние.

Существует ли определённая норма по пробегу машины

Для начала разберёмся, что такое пробег автомобиля. Под этим термином подразумевается общее количество пройденного машиной расстояния с момента выхода с завода до настоящего времени. Измерение осуществляется с помощью прибора под названием одометр, который подключается к трансмиссии ТС. Подсчёт километров ведётся без учёта дорожных условий и даже во время пробуксовки колёс и езды задним ходом.

Какой оптимальный пробег для б/у авто считается нормой, с уверенностью сказать сложно. При регулярной эксплуатации автомобиль может проехать 20-30 тысяч километров в год, а при работе в такси общее расстояние легко достигает 100 тысяч.

По всей стране можно найти немало водителей, использующих свой автомобиль только для поездок на работу, по магазинам и на дачу летом. У них годовой пробег в среднем находится в диапазоне 5-10 тысяч километров. Однако таким водителем может оказаться белый воротничок, передвигающийся исключительно по городу, лесник, использующий машину на пересечённой местности, или рабочий, который каждый день проезжает по ямам и ухабам в промзоне города с инструментом в багажнике. При одинаковом километраже износ их автомобилей будет разным.

Факторы, влияющие на износ машины

Не стоит судить о состоянии узлов и агрегатов машины только по пробегу. Износ автомобиля во многом зависит и от других факторов, включая возраст и стиль управления ТС водителя.

Производитель ТС

Производитель и страна происхождения имеют прямое отношение к сроку службы машины. ТС китайского производства за последние годы буквально наводнили российский рынок. Но на данном этапе эти машины не настолько надёжны, чтобы можно было приобретать их с большим пробегом. Часто модели из Поднебесной не доставляют хлопот своим хозяевам только до момента окончания заводской гарантии. Как показывает практика, вначале проблемы начинаются с электроникой, затем очередь доходит до кузова и ходовой части.

Прямо противоположная ситуация складывается при эксплуатации автомобилей немецких производителей. При надлежащем уходе они легко преодолеют несколько сотен тысяч километров. Однако для их безупречной работы требуются регулярное прохождение ТО, использование только оригинальных запчастей и расходников надёжных производителей.

Качество топлива и масла

Не каждый может себе позволить купить желаемую модель с небольшим километражом. Автомобили разных производителей отличаются по качеству, поэтому трудно сказать однозначно, какой пробег считается большим для машины. Рекорд по количеству пройденных километров поставлен автомобилем Volvo Р1800, выпущенным в 1966 году и принадлежащим американцу Ирвину Гордону. На родном двигателе и ходовой части он проехал около 3 000 000 миль.

От большого количества пройденных километров больше всего страдает кузов автомобиля, который, в отличие от других частей, невозможно заменить. Поэтому китайские машины с тонким лакокрасочным покрытием при пробеге более 100 000 км требуют к себе настороженного отношения. Если ТС использовалось с прицепом или часто перевозило тяжелые грузы, о чём свидетельствуют наличие фаркопа и потёртости в багажнике, после 150 000 км его лучше не рассматривать в качестве хорошей покупки.

У бюджетных моделей при приближении к отметке 150 000 км появляются трещины на кузове, а у дорогих моделей они возникают после 300 000 км. Трещины и коррозия существенно снижают прочность ТС. В случае ДТП такой кузов не сможет защитить водителя и его пассажиров так, как рассчитывали инженеры производителя.

Идеальный хозяин авто в год проезжает не более 15 000 км и регулярно меняет расходники. Остерегаться следует таксистов и персональных водителей на личном авто.

В бюджетном сегменте ощутимых проблем с двигателем и трансмиссией следует ожидать уже после 150 000 км, а у более дорогих моделей этот момент может наступить после 200–300 тысяч, иногда позже.

Вариаторы и роботизированные АКПП начинают беспокоить после 80 тысяч километров, а гидравлическая трансмиссия при должном уходе может прослужить втрое больше.

Когда автомобиль начинает «сыпаться»

Если автомобиль с самого начала проходит регулярное техобслуживание у официального дилера, даже с большим пробегом он может неплохо сохраниться.

О наличии хорошего обслуживания свидетельствует сервисная книжка со всеми отметками о датах и характере проведённых работ.

При отсутствии этого документа существенно повышается риск использования неоригинальных запасных частей и расходных материалов, из-за чего автомобиль может начать «сыпаться» даже при небольшом пробеге.

Обычно автомобиль меняет своего первого хозяина после трёх лет эксплуатации и с пробегом 50-80 тысяч. Если этот показатель меньше, есть вероятность, что у машины имеются серьёзные проблемы. Здесь нужно проявить максимальную внимательность при осмотре. Бдительность также требуется, когда ТС сменило несколько владельцев за короткое время – например, в течение 5-6 лет. Такие варианты лучше не рассматривать для покупки даже при небольшом пробеге.

Заключение

Стоит ли покупать авто с пробегом 100 – 150 тысяч: Видео

кспертов для конкретных моделей.

Пробег автомобиля - это первое, на что обращает внимание любой человек, покупающий подержанную машину. Ведь именно от этого параметра можно с легкостью отталкиваться в выборе неизношенного, качественного, недорогого средства передвижения. Так какой же пробег считается оптимальным для подержанной машины?

Нормальный пробег б/у автомобиля

Часто незнающие люди задают один и тот же вопрос: «Какая норма пробега автомобиля считается допустимой?». Ответ не так однозначен, как хотелось бы. Нет такой определенной цифры, что можно было бы сказать: вот этот автомобиль с пробегом в 100 т. км. - хороший, а вот этот в 101 т. км. - уже изношен. Очень многое зависит от того, как использовался автомобиль, где именно находился, по каким дорогам ездил и как к нему относился предыдущий хозяин. К тому же сейчас, с падением рынка новых машин, все больше людей обращаются ко вторичному рынку. Некоторые недобросовестные предприятия могут спекулировать на пробеге автомобиля, подкручивая показания одометра, и продавать машину с пробегом в несколько раз меньшим, чем есть на самом деле.

Так как узнать реальный пробег автомобиля?

Опытные и знающие люди не дают себя просто так обмануть и могут придраться к чему угодно. Например, если заявленный пробег у автомобиля 70 - 100 т. км, то в салоне должны присутствовать неявные потертости, возможно царапины -смотря как предыдущий владелец с ним обращался. Однако явных дыр в ткани, выцветшей краски и прочего быть не должно. Вид автомобиля и внутри и снаружи должен полностью отвечать заявленным цифрам на одометре. Только в таком случае можно надеяться, что вы покупаете автомобиль именно с указанным пробегом, и что послужит он вам еще не один год.

Нюансы при выборе первого б/у автомобиля

Проверку пробега и состояния автомобиля в целом, особенно если это ваш первый автомобиль, можно доверить знакомым, которые имеют дело с машинами по профессии, либо опытным водителям, которые в курсе всех вещей. Если же у вас таких знакомых нет и необходимо полагаться только на себя, то после проверки заявленного пробега на счетчике необходимо взглянуть на педали автомобиля. Именно по педалям можно определить, насколько долго автомобиль находился в эксплуатации. Если одометр показывает 50 т. км, а педали имеют очень грубые потертости и стертые резиновые накладки, то стоит призадуматься. Точно так же, стоит задуматься, если эти накладки полностью новые. Обязательно нужно спросить у продавца причину замены и, если тот замялся - можно переходить сразу к следующей проверке, обязательно отметив у себя в голове, что цену на этот автомобиль можно уже значительно снизить. Важным следующим фактором проверки пробега автомобиля является руль. Идеальным вариантом является кожаный руль. Менять обивку кожаного рулевого колеса очень дорого, а перешить под «оригинал» практически невозможно. Так что качество поверхности, потертость кнопок, изношенность самой обивки ясно говорит о реальном пробеге автомобиля.

Следующий важный этап проверки - обивка сидений. Общий уровень потертости сидений, руля, педалей просто обязан быть одинаковым, иначе это лишний повод поторговаться и сбить цену вопросом: «А для чего сиденья/руль меняли?».

При пробеге автомобиля в 100 000 - 120 000 км ткань на сиденьях изрядно выгорает и счесывается, с кожей та же проблема. Некоторые продавцы, чтобы избавиться от пятен и придать салону косметический вид, обращаются в хим. чистку, но обычно это лишь для общего вида. Вы можете без труда заглянуть под сиденье, либо отодвинуть его и приподнять, чтобы увидеть, насколько фактура цвета и потертости отличаются от поверхности.

Выбор первого б/у автомобиля не ограничивается только взглядом на его счетчик. Каждая из сторон (продавец/покупатель) ищет выгоду для себя. Стоит ориентироваться на нормальный пробег автомобиля в 20-30 тысяч километров за год, а вот как с ним обращались все это время - вам предстоит выяснить. Выбор должен основываться на собственных знаниях и тщательной проверке автомобиля в целом. Только тогда вы можете гарантировать себе выбор недорогого, хорошего автомобиля, который послужит вам еще очень долго.

Вопрос от читателя.

«Здравствуйте автор блога. Не буду льстить, а задам вопрос напрямую. Хочу купить автомобиль, но хватает либо на новый автомобиль типа Логана (на внешность не айс), либо на БУшный, но нормальный. Типа Ford Focus 2. Но вот у меня возник вопрос, какой нормальный средний пробег автомобиля за год? Подскажите, пожалуйста?»

Вопрос очень интересный. Читайте новую статью


Для начала давайте определимся, для чего нужно знать средний пробег? На что он вообще влияет? Тут все просто, чем больше пробег, тем больше износ автомобиля. Поэтому при покупке нужно на него смотреть. Многие производители дают 100 000 или 150 000 тысяч километров гарантии, поэтому если вы покупаете автомобиль до этой отметки. Возможно, что устранять поломки будет гарантийная мастерская.

Почему производители дают 100 – 150 тысяч гарантии. Это тоже не просто так. Именно через такой интервал пробега, у автомобиля изнашиваются основные узлы. Если двигатель и трансмиссия (коробка передач), могут при хороших условиях эксплуатации (своевременная ) проходить по 500 – 600 тысяч километров, то подвеска и ее элементы на таких дорогах, какая бы она не была крепкая, потребует замены. Хотя ремонт подвески стоит не так дорого, как скажем ремонт двигателя и трансмиссии. Поэтому если вы покупаете автомобиль около 100 000 километров, в первую очередь проверьте подвеску. Во вторую очередь нужно проверить кузов, а затем электрику автомобиля.

Какой средний пробег за год считается нормальным? Давайте разберем все по пунктам.

1) Чем больше город, тем больше пробег автомобиля. Понятно, что пробег — скажем в Москве, будет намного больше, чем скажем в мелком городе численностью в 50000 – 100000 человек. Там и расстояния другие. Поэтому в Москве будет, намного отличаться от пробега в мелком городе. Для столиц нормальным пробегом является от 30000 километров в год. А вот в мелком городе может и 5 – 10 000 не набраться.

2) Эксплуатация автомобиля. Конечно, понятно, что пробег автомобиля допустим у торгового представителя или таксиста, будет намного больше, чем у обычного человека, который работает в офисе. То есть если автомобиль относительно свежий год, два. То идеальный пробег 15 – 35 000 тут все зависит от первого пункта.

3) Сколько владельцев. Бывает и такое, что зависит от количества владельцев данного автомобиля. Представьте если семья из четверых человек, и все имеют права. Тогда автомобиль не будет стоять на месте, на него будет целая очередь. Соответственно пробег такого автомобиля будет в разы больше. Если средний показатель для небольшого города 15 – 20 000 километров, умножьте эту величину на два или три.

4) Межгород. Также большое влияние оказывают междугородние поездки, за один день, по своему опыту, могу сказать, что можно съездить до Москвы и обратно. А от нас это 2500 километров, поэтому машина, которая используется на межгороде, может иметь за год по 70 – 100000 километров пробега.

Подводя итог, хочется сказать, что если автомобиль используется нормально, даже в большом городе средний пробег будет составлять 20 – 40 000 километров. Конечно, в маленьких городах будет намного меньше. Если пробег за год 100 и более тысяч километров, то нужно задуматься над покупкой такого автомобиля, это означает, что автомобиль просто нещадно эксплуатировали. Также вызывает подозрение слишком маленький километраж автомобиля, допустим автомобилю 3 – 5 лет, а наездили всего — 5 000 километров. Конечно, такие автомобили есть, но их единицы, я бы сказал примерно 3 — 5 процентов от всего объема продаваемых автомобилей. В остальных пробег просто скручен.

Выбирайте автомобиль правильно, думаю, моя статья была вам полезна.

L г = Д раб г l cc α т, (1.12)

где Д раб.г – число дней работы предприятия в году;

 т – коэффициент технической готовности.

При расчёте годового пробега автомобиля используется коэффициент технической готовности:

α т = Д э ц /(Д э ц + Д р ц), (1.13)

где Д эц – число дней нахождения автомобиля за цикл в технически-исправном состоянии;

Д рц – число дней простоя автомобиля в ТО и Р за цикл:

Д э ц =L к /l cc ; (1.14)

Д р ц = Д к + Д ТО, ТР L к К 4 /1000, (1.15)

где Д ТО,ТР – удельный простой автомобиля в ТО и ТР в днях на 1000 км пробега.

При определении численного значения Д к необходимо учитывать, что простой автомобиля в КР предусматривает общее число календарных дней вывода автомобиля из эксплуатации, т.е.:

Д к = Д’ к + Д т = Д’ к + (0,1…0,2) Д’ к, (1.16)

где Д’ к – нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном заводе.

К” 4 = (К” 4 табл. А н + К” 4 табл. А к)/(А н + А к) (1.17)

Таким образом, для:

Д′ к = 20 дней. Д ТО-ТР = 0,3 дней/ 1000 км.

Д Т = 0 дней. Д к = 20 + 0 = 20 дня.

К 4 =(9·0,7+36·1,4)/ 45=0,84

Д рц = 20 + 0,3 · 311040 · 0,84/ 1000 = 153,1 дней.

L г = 365 · 330 · 0,9 = 103887 км.

N EOг = 960 · 0,34 = 317 воздействий.

N = 0,34 · 72 = 24 воздействий.

N = 0,34 · 23 = 8 воздействий.

воздействий

воздействия

воздействий

ЛАЗ-4202:

Д′ к = 20 дней. Д ТО-ТР = 0,3 дней/ 1000 км.

Д Т = 0 дней. Д к = 20 + 0 = 20 дня.

К 4 =(43·0,7+102·1,4)/ 145=0,908

Д рц = 20 + 0,3 · 338648 · 0,908/ 1000 = 172,9 дней.

дня

L г = 365 · 270 · 0,9 = 86557 км.

N EOг = 1248 · 0,26 = 324 воздействий.

N = 0,26 · 78 = 20 воздействий.

N = 0,26 · 25 = 7 воздействий.

воздействий

воздействия

воздействий

1.2.4 Определение числа диагностических воздействий на весь парк за год.

Согласно Положению, диагностирование как отдельный вид обслуживания не планируется, и работы по диагностированию подвижного состава входят в объём работ ТО и ТР. При этом в зависимости от метода организации диагностирование автомобилей может производиться на отдельных постах или быть совмещено с процессом ТО. Поэтому в данном случае число диагностических воздействий определяется для последующего расчёта постов диагностирования и его организации.

На АТП в соответствии с положением предусматривается диагностирование подвижного состава Д-1 и Д-2.

Таким образом, число Д-1, Д-2 на весь парк за год:

N Д-1.г = 1,1N 1.г +N 2.г (1.18)

N Д-2.г = 1,2N 2.г (1.19)

Таким образом, для:

= 1,1 · 1069 + 342 = 1518 авто.

= 1,2 · 342 = 410 авто.

= 1,1 · 2941 + 943 = 4177 авто.

= 1,2 · 943 = 1131 авто.

1.2.5 Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей.

Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации технического обслуживания (на универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным показателем для расчёта числа постов и линий ТО:

N i , c =N і .г / Д раб. i г, (1.20)

где N і .г – годовая программа по каждому виду ТО или диагностики в отдельности.

Д раб. i г – количество дней в году работы i-й зоны.

Таким образом, для:

авто - суточная производственная программа по ЕО.

авто - суточная производственная программа по ТО-1.

авто - суточная производственная программа по ТО-2.

авто-суточная производственная программа по Д-1.

авто - суточная производственная программа по Д-2.

авто

авто

авто

авто

авто

1.3 Расчёт годового объёма работ и численности производственных рабочих.

Годовой объём работ по АТП определяется в человеко-часах и включает объёмы работ по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и самообслуживанию предприятия. На основе этих объёмов определяется численность рабочих производственных зон и участков.

Расчёт годовых объёмов ЕО, ТО-1 и ТО-2 производится исходя из годовой производственной программы данного вида и трудоёмкости обслуживания. Годовой объём ТР определяется исходя из годового пробега парка автомобилей и удельной трудоёмкости ТР на 1000 км пробега.

1.3.1 Выбор и корректирование нормативных трудоёмкостей.

Для расчёта годового объёма работ предварительно для подвижного состава, проектируемого АТП, устанавливают нормативную трудоёмкость ТО и ТР в соответствии с Положением, а затем их корректируют с учётом конкретных условий эксплуатации (таблица 1.3).

Нормативы трудоёмкостей ТО и ТР положением установлены для следующего комплекса условий: I категория условий эксплуатации; базовые модели автомобилей; климатический район умеренный; пробег подвижного состава с начала эксплуатации равен 50-75% от пробега до капитального ремонта; на АТП производится ТО и ремонт 200-300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы. АТП оснащено средствами механизации согласно табелю технологического оборудования (таблица 2.3 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 30).

В зависимости от типа подвижного состава «Положением по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта» установлено пять технологически совместимых групп (таблица 2.6 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 39).

Для других условий нормативы трудоёмкостей ТО и ТР корректируются соответствующими коэффициентами (таблица 2.4 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 31).

Расчётную трудоёмкость ежедневного обслуживания t EO , реализуемую путём ручной обработки при использовании средств механизации, можно определить, используя выражение:

t EO =t EO н К 2 К 5 К м; (1.21)

К м = 1 – М/100, (1.22)

где t EO н – нормативная трудоёмкость ЕО, чел-ч;

К 2 , К 5 , К м – соответствующие коэффициенты корректирования в зависимости от типа и модификации подвижного состава, размера АТП, механизации моечных работ;

М – доля работ ЕО, выполняемая механизированным способом, %.

Расчётная нормативная скорректированная трудоёмкость ТО-1, ТО-2 для подвижного состава проектируемого АТП:

t i =t i н К 2 К 5 , (1.23)

где t i н – нормативная трудоёмкость ТО-1 или ТО-2, чел-ч.

Удельная нормативная скорректированная трудоёмкость текущего ремонта:

t ТР =t ТР н К 1 К 2 К 3 К 4 К 5 , (1.24)

где t ТР н – нормативная удельная трудоёмкость ТР, чел-ч/1000 км.

К 1 , К 2 , К 3 , К 4 ’,К 5 – соответственно коэффициенты корректирования трудоемкости в зависимости от категории эксплуатации, типа и модификации подвижного состава, природно-климатических условий, пробега с начала эксплуатации, размера АТП.

К’ 4 = (К н 4 А н + К с 4 А с)/(А н + А с). (1.25)

t ЕО н =0,8 чел-ч; t 1 н =5,8 чел-ч; t 2 н =24 чел-ч; t тр н =0,8 чел-ч/1000км.

t ЕО =0,8*1*1,05*0,58=0,49 чел-ч;

t 1 =5,8·1·1,05=6,09 чел-ч;

t 2 =24·1·1,05=25,2 чел-ч;

К 4 =(0,8*36+1,5*9)/45 =0,94

t тр =6,5*1,1*1*1*0,94*1,05=7,06 чел-ч/1000км.

t ЕО н =0,8 чел-ч; t 1 н =5,8 чел-ч; t 2 н =24 чел-ч; t тр н =0,8 чел-ч/1000км.

t ЕО =0,8*1*1,05*0,58=0,49 чел-ч;

t 1 =5,8·1·1,05=6,09 чел-ч;

t 2 =24·1·1,05=25,2 чел-ч;

К 4 =(0,8*102+1,5*43)/145 =1,008

t тр =6,5*1,1*1*1*1,008*1,05=7,57 чел-ч/1000км.

Таблица 1.3 - Корректирование трудоёмкости ТО и ТР

Вид обслуживания

Подвижной состав

Норма трудоёмкости, чел-ч

Коэффициенты корректирования трудоёмкости в зависимости от

Коэффициент механизации ЕО, Км

Скорректиро-ванная трудоёмкость, чел-ч

1.3.2 Расчёт годового объёма работ по ТО и ТР.

Объём работ в (человеко-часах) по ЕО, ТО-1 и ТО-2 (T EO г, Т 1г, Т 2г) за год определяется произведением числа ТО на нормативное значение трудоёмкости данного вида ТО:

Т i г =N i.г t i , чел.-ч (1.26)

где N i.г – соответственно годовое число ЕО или ТО-1 или ТО-2 на весь парк автомобилей одной модели;

t i – нормативная скорректированная трудоёмкостьi-го вида обслуживания, соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2, чел-ч.

Т ТР г =L г А и t ТР /1000. (1.27)

Т ЕОг =14256*0,49=6945,52 чел-ч;

Т 1г =1069*6,09=6511,43 чел-ч;

Т 2г =342*25,2=8607,06 чел-ч;

Т ТРг =103887*45*7,06/1000=32991,1 чел-ч;

Т ЕОг =47050*0,49=22923 чел-ч;

Т 1г =2941*6,09=17908 чел-ч;

Т 2г =943*25,2=23751 чел-ч;

Т ТРг =88557*145*7,57/1000=94979 чел-ч;

1.3.3 Расчёт годового объёма работ по самообслуживанию.

Годовой объём работ по самообслуживанию предприятия Т сам устанавливается в процентном отношении от годового объёма вспомогательных работ:

Т сам = Т всп К сам /100 = (Т ЕО г + Т 1 г + Т 2 г + Т ТР г) К всп К сам 10 -4 , чел.-ч. (1.28)

где К всп – объём вспомогательных работ предприятия, %;

К сам – объём работ по самообслуживанию, %.

По табл. 2.8 установим, что К сам = 25%, К всп = 45%.

Таким образом, для:

Т сам = (6946+6511+8607+32991) · 45 · 25 · 10 -4 = 5505,51 чел-час

Т сам = (22923+17908+23751+94979) · 45 · 25 · 10 -4 = 15956 чел-час

1.3.4 Распределение объёма работ ТО и ТР по производственным зонам.

Объём работ по ТО и ТР распределяется по месту его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках. К постовым относятся работы по ТО и ТР, выполняемые непосредственно на автомобиле (моечные, уборочные, смазочные, крепёжные, диагностические и др.). Работы по проверке и ремонту узлов, механизмов и агрегатов, снятых с автомобиля, выполняются на участках (агрегатном, слесарно-механическом, электротехническом и др.).

Выполнение 90-95% объёма работ ТО-2 планируется на постах, а 5-10% - на производственных участках. В практике проектирования этот объём работ распределяется равномерно по соответствующим участкам (таблица 1.4):

Т 2 г * = 0,1 Т 2 г;

Т 2 г ** = Т 2 г - Т 2 г * , (1.29)

Таблица 1.4 - Распределение работ по постам и участкам

Для формирования объёмов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также для определения числа рабочих по специальностям производится распределение годовых объёмов работ ТО-1, ТО-2, ТР по их видам в процентах, а затем в человеко-часах (таблица 1.5, 1.6, 1.7).

1.3.5 Распределение работ по диагностированию. Согласно ОНТП-АТП-СТО-91, общий годовой объём диагностических работ между Д-1 и Д-2 распределяется следующим образом. Работы по Д-1 (Т Д-1 г) составляют 50-60%, а по Д-2 (Т Д-2 г) 40-50% от общего объёма диагностических работ (Т Д г), выполняемых за год при ТО-1, ТО-2 и ТР, т.е.:

Т Д-1 г = Т Д-2 г = (0,5…0,6)ΣТ Д г; (1.30)

Таблица 1.5 - Распределение трудоёмкости ТО-1 по видам работ

Диагностические

Крепёжные

Регулировочные

Электротехнические

При организации диагностирования Д-1 и Д-2 на отдельных постах, для последующего расчёта постов ТО и ТР необходимо скорректировать объёмы работ по ТО и ТР. Для этого из рассчитанных ранее годовых объёмов ТО-1 и ТО-2, а также годового объёма постовых работ ТР, определённого в результате распределения по видам работ, следует исключить объёмы диагностических работ, выполняемых при ТО-1, ТО-2 и ТР, т.е.:

Таблица 1.6 – Распределение трудоёмкости ТО-2 по видам работ

Диагностические

Крепёжные

Регулировочные

Смазочные, заправочно-очистительные

Электротехнические

По обслуживанию системы питания

Кузовные

Т 1 г к = Т 1 г – Т 1Д; Т 2 г к = Т 2 г – Т 2Д; (1.31)

Т ТР г пк = Т ТР г – Т ТР Д. (1.32)

Соответственно трудоёмкость работ ТО-1 и ТО-2 для расчёта постов ТО:

t 1 ’ = Т 1 г к /ΣN 1 г;t 2 ’ = Т 2 г к /ΣN 2 г; (1.33)

где N 1 г,N 2 г – число ТО-1 и ТО-2 по парку за год.

Таким образом, для автомобилей:

ЛАЗ-695Н:

Т Д-1г = 0,4*1633=653 чел\час

Т Д-2г =0,6*1633=979,9 чел\час

чел\час

чел\час

Т Д-1г = 0,4*4580=1832 чел\час

Т Д-2г =0,6*4580=2748,073 чел\час

чел\час

чел\час

1.3.6 Расчёт численности производственных рабочих.

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы ТО и ТР подвижного состава (таблица 1.8). Различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих.

Технологически необходимое число рабочих:

Р т = Т г /Ф т, (1.34)

где Т г – годовой объём работ по зоне ТО, ТР или участку, чел-ч;

Ф т – годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч.

Фонд Ф т определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году.

В практике проектирования для расчёта технологически необходимого числа рабочих годовой фонд времени Фт принимают равным 2070 ч для производств с нормальными условиями труда и 1830 ч для производств с вредными условиями.

Штатное (списочное) число рабочих:

Р ш = Т г /Ф ш, (1.35)

где Ф ш – годовой фонд времени “штатного” рабочего, ч.

На АТП со сложившимся производством и структурой работ для расчёта рабочих используют коэффициент штатности  ш, который определяется следующим образом:

η ш = Р т /Р ш = Ф ш /Ф т. (1.36)

Данные численности производственных рабочих на различных зонах и участках внесем в таблицу 1.8.

Таблица 1.7 - Распределение трудоёмкости ТР по видам работ

Виды работ

Годовой объём работ

Текущего ремонта

участках

По самообслу-живанию

Суммар-ный

Постовые работы

Диагностические

Регулировочные

Разборочно-сборочные

Сварочно-жестяницкие

Малярные

Участковые работы

Агрегатные

Слесарно-механические

Электротехнические

Аккумуляторные

По системе питания

Шиномонтажные

Вулканизационные

Кузнечно-рессорные

Медницкие

Сварочные

Жестяницкие

Арматурные

Деревообрабатывающие

Электромеханические

Трубопроводные

Ремонтно-строительные

Таблица 1.8 - Численность производственных рабочих и годовой фонд

рабочего времени

Наименование зон участков

Годовая трудоём-кость, чел-ч

Р т, расчётное, чел

Принятое количество Р т

Годо-вой фонд Ф ш, час

Посменно

ТР (пост)

Агрегатный

Слесарно-механический

Электротехнический

Аккумуляторный

Система питания

Шиномонтажные

Вулканизационный

Кузнечно-рессорный

Медницкий

Сварочный

Жестяницкий

Арматурный

Деревообр.

1.4 Технологический расчёт производственных зон, участков и складов. Более 50% объёма работ по ТО и ТР выполняется на постах. Поэтому в технологическом проектировании этот этап расчета имеет важное значение, так как число постов в последующем во многом определяет выбор объёмно-планировочного решения предприятия. Число постов зависит от вида, программы и трудоёмкости воздействий, метода организации ТО, ТР и диагностирования автомобилей, режима работы производственных зон. Программа и трудоёмкость воздействий по видам ТО и ТР определяются расчётом.

1.4.1 Режим работы зон ТО и ТР.

Характеризуется числом рабочих дней в году, продолжительностью работы (числом рабочих смен, продолжительностью и временем начала и конца смены), распределение производственной программы по времени её исполнения.

Режим работы зоны быть согласован с графиком выпуска и возврата автомобилей с линии.

Межсменное время – это период между возвратом первого автомобиля и выпуском последнего. При равномерном выпуске автомобилей продолжительность межсменного времени:

Т см = 24 – (Т н + Т о – Т вып). (1.37)

Т см = 24 – (15 + 1 – 1) = 9 часов.

Режим работы участков диагностирования зависит от режима работы зон ТО и ТР. Д-1 работает одновременно с ТО-1. Д-2 работает в 1 или 2 смены.

Суточный режим ТР составляет 2 . В нашем случае 2 смены.

1.4.2 Расчёт числа постов ТО. Исходными данными величинами для расчёта числа постов обслуживания служат ритм производства и такт поста.

Ритм производства Ri – это время, приходящееся в среднем на выпуск одного автомобиля из данного вида ТО, или интервал времени между выпуском двух последовательно обслуженных автомобилей из данной зоны:

R i = 60Т см С/N i . c , (1.38)

где Т см – продолжительность смены, ч;

С – число смен;

N i . c – суточная производственная программа раздельно по каждому виду ТО и диагностирования.

Такт поста t i представляет собой среднее время занятости поста. Оно складывается из времени простоя автомобиля под обслуживанием автомобиля на данном посту и времени, связанного с установкой автомобиля на пост, вывешиванием его на подъёмнике и т.п.

τ i = 60t i /Р п +t п, (1.39)

где t i – трудоёмкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел-ч;

t п – время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин;

Р п – число рабочих, одновременно работающих на посту.

Число постов обслуживания Х ТО определяется из соотношения общего времени простоя всех автомобилей под обслуживанием к фонду времени одного поста:

Х ТО = i /R i , (1.40)

Число постов ТО-2 из-за относительно большой его трудоёмкости, а также возможного увеличения времени простоя автомобиля на посту за счёт проведения дополнительных работ по устранению неисправностей определяется с учётом коэффициента использования рабочего времени поста  2 , равного 0,85-0,90, т.е.:

Х 2 = 2 /(R 2   , (1.41)

Таким образом, для:

1.4.3 Расчёт постов диагностики. Число специализированных постов диагностирования Д-1 или Д-2 (Х Дi) рассчитывается также, как и число постов ТО-2.

При известном годовом объёме диагностических работ число диагностических постов:

Х Д i =T Д i /(Д раб г Т см С Д Р п), (1.42)

Таким образом, для:

1.4.4 Расчёт поточной линии ЕО непрерывного действия.

Такие линии применяются для выполнения уборочно-моечных работ ЕО с использованием механизированных установок для мойки и сушки автомобилей.

Если на линии обслуживания предусматривается механизация только моечных работ, а остальные выполняются в ручную, то такт линии (в минутах) рассчитывается с учётом скорости перемещения автомобилей (2-3 м/мин), обеспечивающей возможность выполнения работ вручную в процессе движения автомобиля.

В этом случае такт линии ЕО:

 ЕО л = (L a +a)/u к, мин. (1.43)

где а– расстояние между автомобилями на постах линии, м (таблица 4.2 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 86);

L a – габаритная длина автомобиля, м;

u к – скорость перемещения автомобилей, м/мин.

Пропускная способность (авт/ч) линии ЕО:

N EO л = 60/ ЕО л, (1.44)

Число рабочих РЕО, занятых на постах ручной обработки зоны ЕО, определяется так:

Р ЕО = 60m EO t EO / ЕО л, чел. (1.45)

где m EO – число линий ЕО;

t EO – трудоёмкость работ ЕО, выполняемых в ручную, чел-ч.

Для потока непрерывного действия число линий:

m EO = ЕО л /R EO л, (1.46)

Таким образом, для:

τ ЕО л =(9,19+1,5)/3=5,095

N EO л = 60/5,095=11,776 авт/час;

m EO =5,095/13,5=0,37=1 линия;

Р ЕО =(60*1*0,37)/5,095=4,44=4 чел.

τ ЕО л =(9,5+1,5)/3=3,66

N EO л = 60/3,66=16,39 авт/час;

m EO =3,66/4,19=0,87=1 линия;

Р ЕО =(60*1*0,87)/3,66=14,26=14чел

1.4.5 Расчёт числа постов ТР.

При этом расчёте число воздействий по ТР неизвестно. Поэтому для расчёта числа постов ТР используют годовой объём постовых работ ТР.

Однако расчёт необходимого числа постов ТР только, исходя из объёма работ, не отражает действительной потребности в постах, так как возникновение текущих ремонтов, как известно, обусловлено отказами и неисправностями, которые носят случайный характер. Колебания потребности в ТР как по времени возникновения, так и по трудоёмкости его выполнения весьма значительны и вызывают зачастую длительные простои подвижного состава в ожидании очереди постановки на посты. Поэтому для учёта этих колебаний при расчёте постов ТР вводится так называемый коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты ТР (), величина которого принимается равной 1,2 – 1,5. Применение этого коэффициента увеличивает расчётное число постов ТР и сокращает время на ожидание ремонта. В данном случае для АТП с числом автомобилей до 150-200= 1,15.

При расчёте постов ТР учитываются значительные по сравнению с ТО потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с постов на другие участки, склады, а также из-за вынужденных простоев автомобилей, в ожидании ремонтируемых на участках деталей, узлов и агрегатов, снятых с автомобиля. Эти потери рабочего времени учитываются коэффициентом использования рабочего времени поста.

При работе постов в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчёт числа постов производят для наиболее загруженной смены. В этом случае число постов ТР  п, который принимается равным 0,85. С учётом изложенного, число постов ТР определяется:

Х ТР = (Т ТР г )/(Д раб г Т см  п Р п), (1.47)

где Т ТР г – годовой объём работ, выполняемых на постах ТР, чел-ч;

Д раб г – число рабочих дней в году постов ТР;

Т см – продолжительность рабочей смены, ч;

Р п – число рабочих на посту.

Таким образом, с учетом вышеизложенного для:

1.4.6. Расчет числа постов ожидания. Посты ожидания (подпора) – это посты, на которых автомобили, нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и ТР. Кроме того, в холодное время года посты ожидания в закрытых помещениях обеспечивают обогрев автомобилей перед их обслуживанием.

Число постов ожидания определяется перед постами ТО-1 10-15% сменной программ; перед постами ТО-2 30-40% сменной программ; перед постами 20-30 % от числа постов ТР:

1.5 Расчёт площадей производственных помещений

Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, хранения подвижного состава и вспомогательные.

В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады, а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные камеры и т.п.).

В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок с учётом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей, рамп и дополнительных поэтажных проездов.

В состав вспомогательных площадей предприятия в соответствии со СНиП II-92-96 входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения, культурного обслуживания и др.

1.5.1 Расчёт площадей зон ТО и ТР.

Площадь зоны определяется из выражения:

F з =f a Х з К п, м 2 . (1.49)

где f з – площадь, занимаемая автомобилем в плане, м 2 ;

Х з – число постов в зоне;

К п – коэффициент плотности расстановки постов /1/.

Площадь автомобиля в плане принимается по наибольшей (по габаритным размерам в плане) модели подвижного состава.

К п =6,5

f а = 22,975 м 2

К п =6,5

f a = 23,75 м 2 .

F ЕО

F Д1 = 23,75 · 6,5 · 3 = 463,125 м 2 .

F Д2 = 23,75 · 6,5 · 4 = 617,5 м 2 .

F ТР = 23,75 · 6,5 · 11 = 1698,125 м 2 .

F ТР

F ТР = 23,75 · 6,5 · 8 = 1235 м 2 .

Площади зон ТО и ремонта подвижного состава сводятся в таблицу 1.9.

Таблица 1.9 – Площади зон ТО и ремонта подвижного состава

Наименование зоны

Площадь, м 2

1.5.2 Расчёт площадей производственных участков.

Площади участков рассчитываются по площади помещения, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки. Площадь участка:

F у = f об · К п. м 2 . (1.50)

где f об – суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м 2 ;

К п – коэффициент плотности расстановки оборудования.

Для зоны ТО - 1:

F у = (55,71 · 3,5)+166= 314 м 2

Для слесарно-механического участка:

F у = 14,54 · 3,5 = 50 м 2

Таблица 1.10 - Площади производственных участков в зависимости от

числа рабочих

Наименование участка

Площадь, м 2

Агрегатный

Слесарно-механический

Электротехнический

Аккумуляторный

По системе питания

Шиномонтажный

Вулканизационный

Кузнечно-рессорный

Медницкий

Сварочный

Жестяницкий

Арматурный

1.5.3 Расчёт площадей складских помещений. Для определения площадей складов используются два метода расчета: по удельной площади складских помещений на 1 млн. км пробега подвижного состава и по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксплуатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов, и коэффициенту плотности расстановки оборудования.

Расчёт площадей складов по удельной площади на 1 млн. км пробега (таблица 1.11). При этом методе расчёта учитываются тип, списочное число и разномарочность подвижного состава.

Площадь склада:

F ск =L г А и f у К п.с К раз 10 -6 К р, (1.51)

где К п.с, К раз, К р – коэффициенты, учитывающие соответственно тип подвижного состава, его число и разномарочность;

f у – удельная площадь данного вида склада на 1 млн. км пробега автомобилей (таблица 3.11 “Технологическое проектирование АТП и СТО” Г. М. Напольский, стр. 80).

Таблица 1.11 - Площади складских помещений в м 2 на 1 млн. км пробега

Наименование складов

Запчастей

Агрегатов

Материалов

Смазочных материалов

Лакокрасок

Химикатов

Инструментов

Промежуточный

Общая площадь

Все статьи

Было бы здорово, если ретроавтомобиль из 70-х годов с пробегом 50 тыс. км продавался бы с рук задешево в идеальном состоянии, потому что водителю «срочно нужны деньги». Это утопия. Как правило, среднестатистический водитель проезжает от 10 до 30 тыс. км в год. Поэтому трехлетний автомобиль с пробегом 30000 км - это идеал, о котором можно мечтать.

Скорее всего, владельцем такой подержанной машины будет менеджер среднего звена, перемещающийся в основном по городу между домом, магазином, работой и редкими вылазками в ближайший пригород. Но кроме «белых воротничков» за руль садятся и девушки в больших городах, перемещаясь по ровным дорогам; и лесники, проезжающие по 5 тыс. км в год, зато по пересеченной местности; и рабочие, живущие в центре небольшого города с плохими дорогами, преодолевающие ежедневно 200 км до рабочего объекта.

Для того, чтобы не попасть впросак и купить достойный подержанный автомобиль с рук, необходимо хотя бы немного разбираться, какой пробег машины считается нормальным в большом городе и крошечном уезде. Будет не лишним знать, где перемещался водитель: по лесам, горам, ровным дорогам или ямам.

Какие факторы влияют на износ автомобиля

Много или мало преодолела б/у машина на своем пути будет зависеть от:

  • марки и страны производителя;
  • дорог, по которым машина передвигалась;
  • условий эксплуатации;
  • стиля вождения и уровня заботливости владельца.

Нет четко обозначенной границы, с каким пробегом лучше покупать авто, какой именно километраж можно назвать «нормальным». При выборе б/у авто можно сопоставить год выпуска с пробегом, но нередко случается, когда юный и неопытный водитель за 20 тыс. км попадает в такое количество ДТП, что ездить на машине уже становится невозможным, поэтому ее приводят внешне в порядок и продают с рук, ведь пробег-то небольшой! Также можно повстречать перфекциониста, который сдувал все пылинки с «Ласточки», следил за ней лучше, чем за женой, и его 15-летнее авто выглядит и чувствует себя как только что с конвейера!

Где выпущен автомобиль

Китайские производители автомобилей хоть и заполонили российский рынок, но все еще не настолько надежны, чтобы покупать их с большим пробегом. Чаще всего «китайцы» беспроблемно служат ровно столько, сколько длится гарантия производителя. Первой, как правило, у них умирает электроника, затем — кузов и ходовая. Совсем по-другому обстоят дела с немецкими производителями, которые готовы бегать не одну сотню километров при должном уходе. То есть при владельце, который следил за ТО, вовремя менял все жидкости, заливал продукцию проверенных производителей, следил за коррозией и т. д.

По каким дорогам перемещался б/у автомобиль

Если машина намотала не один десяток километров по глубинке нашей страны, где и дорог-то нет, то даже 80 тыс. км могут вас насторожить. Магистрали в городах-миллионниках РФ немногим лучше проталин лесной степи. Машины, начавшие свой путь от дверей российских дилеров, требуют больше внимания и расходов, чем привезенные каким-то способом иномарки из-за рубежа. Если удастся найти подержанный автомобиль, привезенный из, например, Японии или Европы, то даже 40 тыс. км в год вас могут не пугать: где ровные дороги, там и машина бегает дольше.

Если же вы присматриваете внедорожник, уточните у владельца, по каким лесным перевалам он ездил. Не верьте, если он покупал мощного огромного «американца» только для того, чтобы парковаться на поребриках, для этого хватает и возможностей кроссовера. Вряд ли владелец оффроудного «джипа» охотно поделится информацией о том, что он - заядлый охотник или рыбак и каждые выходные покорял тайгу на продаваемом автомобиле, поэтому будьте внимательны.

Запомните: 10 тыс. км, пролетевших по хайвэю, в разы отличаются от 10 тыс. км в городских пробках или по сибирскому бурелому!

Как примерно рассчитать «нормальность» пробега

Следуйте нескольким полезным советам от «Автокода» при покупке подержанной машины с рук:

    • Если автомобиль выглядит как «видавший виды», а на одометре гордо красуется цифра 40 тыс. км, не лишним будет уточнить у владельца, как он умудрился так «ушатать» машину.
    • Узнайте, кем работает владелец. Если он «таксовал» на продаваемом авто, то даже несколько сотен тысяч километров для пятилетней машины будет нормальным пробегом. А если на приглянувшейся вам модели продавец только ездил за продуктами и на дачу с семьей, то и для 10 лет пробег в 100 тыс. км не будет удивительным.
    • Бездорожье, не проведенные вовремя сервисные работы, невнимательность владельца к машине, «лихой» стиль вождения отразятся даже на небольшом пробеге авто.
    • Узнайте все о марке и модели автомобиля, прежде чем покупать его с рук: сколько лет давал гарантии производитель, какие у него положительные и отрицательные отзывы, почитайте форумы и блоги, узнайте, какие узлы первыми приходят в негодность. Это позволит выбрать надежный автомобиль и знать, на что обратить внимание при покупке подержанного авто с рук.
    • Выбирайте автомобиль, внешний вид, пробег и состояние которого действительно стоят столько, сколько просит за него продавец. Сильно заниженная или сильно завышенная цена - повод задуматься, пробег может быть скручен.
    • Обращайте внимание на одометр, но не верьте ему слепо. Каждый отдельно взятый случай может иметь обоснования. Небольшой пробег может не быть «нормальным», если водитель не был добросовестен. Впрочем, как и сотня километров может не быть приговором.

Как избежать обмана

Сервис « Автокод » ежедневно проверяет тысячи машин. Каждый третий автомобиль оказывается со скрученным пробегом. Часто можно заметить, что пробег скручивался не один, а два, три и даже больше раз. Иногда продавец автомобиля может и не знать, что бывшие владельцы уже скручивали пробег. Поэтому не верьте на слово, проверьте историю автомобиля перед покупкой. Для этого нужно знать лишь госномер автомобиля и