Гусеничные тракторы – испытанные помощники. Гусеничные тракторы – испытанные помощники О силовых агрегатах

Трактор ДТ-75М — машина, ставшая легендой отечественного автопрома. В отличие от прочих модификаций, эта техника сохранила актуальность и продолжает выпускаться на Волгоградском тракторном заводе. По данным статистики, гусеничный трактор ДТ-75 — самая массовая техника в СССР. В 2013 году состоялся полувековой юбилей с начала выпуска техники.

Трактор ДТ-75М: история производства

Стал одной из лучших моделей, выпускаемых Волгоградским тракторным заводом. Популярность машины у пользователей объясняется сочетанием приемлемых эксплуатационных и технических характеристик с невысокой стоимостью как самой машины, так и ее ремонта.

За пятьдесят лет производства устройство трактора ДТ-75М (дошедшего до наших дней) претерпевало значительные изменения. Техника несколько раз подвергалась модернизации и усовершенствованию. В 2009 году количество выпущенных заводом экземпляров превысило 2 500 000 единиц. В этом же году с конвейера сошла новая версия машины. ДТ-75М получил новый капот, кабину и финский двигатель, соответствующий высоким экологическим стандартам. Сегодня производство силовых агрегатов налажено на Волгоградском тракторном заводе.

Для новой рестайлинговой версии производитель придумал новое название — «АГРОМАШ-90ТГ». Традиционный красный цвет корпуса машины был изменен на голубой с оранжевыми вставками.

Трактор ДТ-75М: технические характеристики

Гусеничный трактор ДТ-75М имеет богатую историю, начиная с создания и заканчивая последней модернизацией и сменой наименования. Первые модели машин выпускались еще в СССР и стали настоящим прорывом в отрасли. Основное предназначение ДТ-75М — сельскохозяйственные работы. Модель с обозначением «М» стала закономерным продолжателем линейки ДТ-75. Техника принадлежит к третьему тяговому классу.

Двигатель

На версии ДТ-75 М впервые начал применяться 90-сильный двигатель марки А-41И. Позднее тракторы оснастили моторами Д-245.552, известными по различным моделям спецтехники и грузовых машин. Номинальная мощность А-41И равняется 94 л.с./69 кВт, в то время как Д-245 выдает 95,2 л.с./70 кВт. Оба силовых агрегата отличаются рядным расположением цилиндров. Частота вращения коленчатого вала при достижении эксплуатационной мощности — 1750/1800 оборотов в минуту соответственно. Потребности силовых агрегатов в питании обеспечиваются с использованием топливного бака увеличенного до 315 литров объема.

Четырехцилиндровые моторы оснащаются жидкостной системой охлаждения. Рабочий объем А-41И составляет 7,43 л. Объем Д-245, в свою очередь, не превышает 4,75 л. На лицо заметное сокращение расходов на питание машины. Новейший четырехтактный дизель за счет меньшего объема потребляет меньше топлива. Удельный расход топлива для мотора А-41И равняется 226,6 г/кВт*ч или 166,6 г/л.с.*ч. Д-245 показывает 220 г/кВт*ч или 161,7 г/л.с.*ч. Для особо тяжелых условий работы производитель предусмотрел запас крутящего момента в пределах коэффициента 15 и 25 % соответственно.

На последних моделях тракторов в дополнение к основному мотору предусмотрен предпусковой подогреватель, который запускает технику при температурах ниже -5 градусов.

Трансмиссия

Коробка передач трактора ДТ-75М не отличается от первоначальной модификации. Здесь устанавливается семиступенчатая четырехходовая КПП. Производитель предлагает опциональную установку ходоуменьшителя или реверс-редуктора. Основная часть работы механизма выполняется шестернями постоянного зацепления. КПП обеспечивает скорость хода трактора в диапазоне 5,45-9,3 км/ч. Нижнее значение в 0,34 км/ч достигается за счет установки ходоуменьшителя. Максимальная скорость движения ДТ-75М с ходоуменьшителем составляет 11,49 км/ч. Реверс-редуктор позволяет использовать трактор более эффективно, но не влияет на диапазон скоростей.

Поскольку версия стала одной из первых продолжателей линейки ДТ-75, устройство сцепления трактора ДТ-75М также не отличалось от оригинала. Здесь устанавливается сухая однодисковая муфта постоянно замкнутого типа. Коробка передач монтируется в едином корпусе с задним мостом. Задний мост работает на двух планетарных механизмах поворота одноступенчатой конструкции. Для обеспечения остановки используются тормоза ленточного типа. Механизм работает, как при движении вперед, так и при движении назад. Использование планетарных передач позволило снизить усилие на рычагах поворота трактора, что, в свою очередь, положительно сказалось на удобстве управления.

В стандартной комплектации предусмотрена установка вала отбора мощности с частотой вращения 540 оборотов в минуту. Опциональной устанавливается механизм с частотой вращения 1000 оборотов в минуту.

Ходовая система

Ходовая часть трактора ДТ-75 — гусеничный механизм, использующий ведущие и направляющие колеса. Основу конструкции составляют гусеничные цепи, которые крепятся на поддерживающих роликах с резиновыми бандажами и комплектуются четырьмя балансирными каретками. Ширина каждой гусеничной цепи составляет 390 мм. При внушительной массе трактор оказывает удельное давление на грунт в пределах 47 кПа.

Кабина

Первые ДТ-75 отличались минимальным комфортом. Позднее, новой версии ДТ-75М была использована обновленная, более удобная для оператора кабина закрытого автомобильного типа. Для увеличения угла обзора сварную раму отодвинули немного вправо от оси трактора. Широкие углы обзора, большая высота, новое оперение — все это было среди положительных характеристик новой подрессоренной кабины. Однако пользователи начали жаловаться на невозможность использования техники под деревьями из-за высоты трактора, и заводу пришлось вернуть первоначальный вариант.

Поскольку ДТ-75М предназначался для работы в различных климатических зонах, производитель предусмотрел внутри кабины установку отопительного оборудования. Чтобы достичь приемлемых условий работы для оператора, завод установил также вентиляционных механизм, который подает очищенный от пыли, охлажденный и увлажненный воздух. Установка включается автоматически при закрытии окон и дверей.

Габаритные размеры

  • длина — 4240 мм;
  • длина в транспортном положении с задним навесным устройством — 4530 мм;
  • ширина — 1850 мм;
  • высота по крыше кабины — 2705 мм с погрешностью в 30 мм;
  • продольная база — 1612 мм;
  • колея гусеничного хода — 1330 мм;
  • дорожный просвет — 370 мм;
  • ширина гусениц — 390 мм;
  • эксплуатационная масса трактора ДТ-75М с двигателем А-41И — 6530 кг;
  • эксплуатационная масса с двигателем А-41И и задним навесным устройством — 6950 кг;
  • эксплуатационная масса трактора ДТ-75М с двигателем Д-245.552 — 6000 кг;
  • эксплуатационная масса с двигателем Д-245.552 и задним навесным устройством — 6420 кг.

Рабочее оборудование

Трактор ДТ-75М остался таким же функциональным, как базовая версия машины. Универсальное заднее навесное устройство предусматривало работу техники в агрегате с широким разнообразием сельскохозяйственным и промышленных орудий и оборудования. Для обработки почв и сбора урожая Волгоградский тракторный завод выпустил специализированные навесные системы.

Поскольку ДТ-75 оказался невероятно популярным и востребованным среди российских пользователей, производитель решил откликнуться на спрос. ДТ-75М был выпущен в промышленной модификации. Трактор стал опционально оснащаться бульдозерным оборудованием.

Трактор ДТ-75М: применение

Различное рабочее оборудование расширило возможности и сферы применения ДТ-75М. Машина успешно использовалась в сельском и коммунальном хозяйстве, лесопромышленном секторе, на строительных площадках. Техника приспособлена для транспортных работ с прицепными устройствами и грузами весом до 3 тонн. Улучшенные тяговые свойства машины позволили использовать ее в местах с трудной проходимостью и в условиях слабонесущих грунтов.

ПО ОБЪЕМАМ выпуска он превзошел даже пресловутый «ХТЗ» и «Т-190», хотя сейчас в сельском хозяйстве редкость: аграрии давно используют энергонасыщенные колесные тракторы. Но дорожники, строители и мелиораторы не торопятся списывать технику, которой нет износу. Такой случай. В Добруше около года назад на «ДТ-75» с моста упала… маршрутка. И что вы думаете: у трактора лишь кабина прогнулась, он, образно говоря, отряхнулся и дальше поехал. Правда, с запчастями есть проблема. В продаже нет, пригодные детали берут в списанных экземплярах, в итоге из двух тракторов компонуют один. Так чем же еще так полюбился «ДТ-75» и почему с ним не торопятся расставаться?

В 1963 году на Волгоградском тракторном заводе выпустили «ДТ-75» третьего тягового класса, который сменил устаревшую модель «ДТ-54». «Семьдесятпятку» использовали для сельскохозяйственных работ на повышенных скоростях с навесным, полунавесным и прицепным оборудованием. Максимальная его скорость — чуть больше 10 км/ч вперед и более 4 км/ч назад, производительность - на 30 процентов выше, чем у «ДТ-54».

С 1978 года у трактора - новая подрессоренная кабина, смещенная вправо от оси. А топливный бак увеличенной емкости конструкторы поместили с левой стороны кабины, и это дало повод назвать «ДТ-75» «почтальоном».

Это название закрепилось и за модификациями исходного агрегата: «ДТ-75В» с двигателем СМД-14НГ и его болотоходным вариантом «ДТ-75БВ». «ДТ-75М» и «ДТ-75МВ» с двигателем А-41. «ДТ-75Н» с двигателем СМД-18Н и его болотоходным вариантом «ДТ-75НБ» и другими. В 70-е колхозы делали все больше заказов на эти тракторы, и мощностей одного только Волгоградского завода стало не хватать. С 1969 по 1992 год «ДТ-75» стал выпускать Павлодарский тракторный завод в Казахстане. Причем павлодарский трактор подписывали «Казахстан», волгоградский - «ДТ-75».

НЕБОЛЬШОЕ лирическое отступление. В Сабакаевской восьмилетней школе Ульяновской области в 1966-67 учебном году ребята собирали металлолом. Его хотели отправить на завод, чтобы там сделали трактор.

Железо сдавали октябрята, пионеры. Те, кто помладше, искали лом, а те, кто постарше, собирали и отправляли в приемный пункт. Перевозили на лошадях, тележках, даже вручную приносили. Школьники горели идеей. Но сомневались, хватит ли металла. И вот наступил волнующий момент.

Физрук школы Василий Глустенков построил учащихся во дворе школы, где стоял «ДТ-75». Новый, ярко-оранжевого цвета. На дверке надпись: «Родному колхозу от пионеров Сабакаевской школы».

Митинг открыла директор школы Татьяна Бекетнова. Выступила председатель совета дружины Наталья Борисова. Она вручила ключи председателю колхоза имени Ленина Николаю Коровкину. Руководитель поблагодарил пионеров, передал ключи лучшему трактористу. Он завел технику и отправился со школьного двора в сельхозпредприятие.

Старые модели «ДТ-75» - сейчас редкость, можно сказать раритет. Одну такую отыскали в Толочинском ПМС. Кабина с одной распашной дверью. Салон – рай для любителей что-нибудь подергать. Много рычагов – но все они нужные. На почетном месте – рычаги планетарного механизма поворота. Водитель манипулирует - ими и трактор разворачивается.

У ТРАКТОРА более десяти модификаций - так называемых младших братьев. Один из них «ДТ-75С». Начало выпуска - 1983 год. Диапазон рабочих скоростей - от 9 до 19 км/ч. Коробка передач - автомат. Мощность двигателя - 170 «лошадок».

Созданием «ДТ-75С» занимались и комсомольцы завода, молодые изобретатели и рационализаторы. Они наполовину спроектировали опытные образцы.

Сделали акцент на условия труда водителя. Кабина герметизирована и хорошо изолирована от шума. При работающем двигателе можно разговаривать, не повышая голоса. Хороший обзор и вентиляция - дополнительные удобства. В жару кондиционер охлаждает и увлажняет воздух в кабине, - вспоминает на тот момент главный конструктор завода Владимир Шевчук.

Изюминка конструкции - гидротрансмиссия. Трактористу легче управлять машиной, не нужно часто переключать передачу на вспашке или бороновании. Гидротрансформатор регулирует скорость автоматически, в результате увеличивается срок службы двигателя. У «ДТ-75С» всего две основные передачи, скорость до 22 км/ч. Некоторые модификации имеют ходоуменьшитель с двумя дополнительными технологическими передачами. Они незаменимы на минимальных, как называют полеводы, «ползучих» скоростях при орошении посевов.

В то время заводчане работали и над перспективными моделями гусеничных тракторов «ВТ-200» с двигателем мощностью 200 лошадиных сил. Он на 25-30 процентов увеличил производительность по сравнению с «ДТ-75С». В его кабине - максимум удобств. Рычаги управления снабжены пневмоусилителями. Позаботились конструкторы и о безопасности. Кабину по требованию заказчиков оснащали каркасом. Он предохранял от деформации при опрокидывании.

ВЫПУСКАТЬ на основном конвейере «ДТ-75» Волгоградский тракторный завод перестал в 2009 году. Всего здесь их сделали более 2741000 штук. В Советском Союзе трактор стал самым массовым среди гусеничных. Сейчас «ДТ-75» собирает Волгоградская тракторная компания. Здесь уточняют, что только ВТК производит легендарный «ДТ-75».

Последняя модернизация - самая глубокая. Название новой модели «АГРОМАШ 90ТГ». Трактор стал более универсальным. Проведены такие работы, как установка пластикового капота, разработка новой современной кабины, расширение серии двигателей, улучшение ходовой части. Список навесок пополнился снегоочистителем, трубоукладчиком. Трактор продают и с водоотливной установкой. Ее используют на откачке грунтовых, талых и дождевых вод из котлованов, траншей, колодцев.

В агрегате с «ДТ-75» сварочный аппарат. Крепится к задней гидронавесной системе. Установка вырабатывает электричество для двух сварочных постов с напряжением 30 вольт при постоянном номинальном сварочном токе 250 ампер у каждого. К тому же генератор переменного тока мощностью 4 кВт запитывает осветительные приборы и электроинструмент.

Погрузчик на базе «ДТ-75» называется фронтально-перекидной ПФП-1,2. Он не такой массовый, но сам по себе уникален. Ковш перемещает груз поверх кабины трактора – сзади вперед и наоборот. При этом ПФП-1,2 остается на месте.

Модель МЗЦ-75 на «ДТ-75» может прорезать щели в мерзлом грунте при рытье котлованов, монтаже электросетей, прокладке трубопроводов и водоснабжения, канализации. Завод выпускает и бульдозер на базе «ДТ-75» с прямым, поворотным и универсальным отвалом с гидроперекосом.

В надежности «ДТ-75» нет сомнений. Сам пройдет и другую технику поведет. Только прочность последней тоже немаловажна. В мае 2012 года возле хутора Покручинский в Волгоградской области застрял туристический автобус. Его вытягивал «ДТ». У автобуса прицепное устройство вырвало вместе с фарой.

МАСТЕР-КЛАСС на «ДТ-75» дает машинист бульдозера Толочинского ПМС Геннадий Пушкин (на снимке). За рычагами тридцатилетнего трактора он десять лет.


Потянул рычаг, планетарный механизм освобождается, и начинает свободно вращаться шестерня. Гусеница отключается, но продолжает вращаться. Поворот трактора плавный.

Самой популярной моделью гусеничного трактора общего назначения уже более полувека является детище Волгоградского тракторного завода, а именно, ДТ-75 - бульдозер с высокими эксплуатационными показателями.

Область применения

За время существования данный агрегат прошёл множественную модернизацию, что привело к созданию комфортных условий для работы бульдозериста и повышению производительности в широком круге применения, например:

  • при разработке и разрыхлении грунта на стройках;
  • в гидромилиоративных манипуляциях;
  • для выкорчёвывания пней;
  • при очищении улиц и магистралей от грязи и снежных заносов;
  • при работе на бездорожье и в болотистой местности;
  • для перемещения сыпучих материалов;
  • для погрузочно-разгрузочных работ и т. д.

Преимущества

Преимуществом данного агрегата является его высокая проходимость, благодаря широкому гусеничному полотну. Исходя из типа исполнения, габариты полотна находятся в пределах от 390 до 470 мм, а дорожный просвет - от 326 до 380 мм, что позволяет бульдозеру ДТ-75 работать на сложных типах грунта, не снижая производительность и качество действий.

К тому же, при норме расхода топлива ДТ-75 в 15 л/ч, бульдозер имеет возможность двигаться со скоростью до 12 км/ч.

Кроме этого, агрегат имеет ещё ряд достоинств, а именно:

  • оптимальные размеры;
  • повышенная устойчивость;
  • высокая ремонтопригодность, т. е., легко заменяемые механизмы;
  • значительные показатели производительности;
  • длительный срок эксплуатации;
  • наличие предпускового нагревательного элемента ПЖБ-200, позволяющего работать в суровых минусовых температурах;
  • оптимальные технические характеристики и т. д.

Чтобы увидеть все преимущества применения бульдозера ДТ-75, не обязательно искать его на улицах и стройплощадках - достаточно посмотреть видео в интернете и вы убедитесь, что покупка или аренда данной спецтехники, будет рентабельным капиталовложением.

Устройство бульдозера ДТ-75

Изначально трактор был оснащён четырёхтактным двигателем СМД-14 с 4 цилиндрами и жидкостной системой охлаждения. Работал он на дизельном топливе и имел мощность 75 л/с.

Конструкционная схема представлена ниже.

Болотоходная модель ДТ-75Б, благодаря увеличению ширины гусеничных звеньев, получил улучшенные опорные показатели. Эта модификация была оборудована двигателем СМД-14НГ с мощностью 80 л/с.

«Обратите внимание!В данный момент бульдозер ДТ-75 имеет турбированный дизельный агрегат А-41 с номинальной мощностью 90 л/с.»

Модель трактора ДТ-75Н оборудован двигателем СМД-18Н с турбонаддувом и мощностью 95 л/с, запускающийся при помощи электростартера. А такая модификация, как ДТ-75ДЕ оснащён ДД - А41СИ. За счёт использования таких двигателей повысился класс тяги до 5 уровня.

Более современная модель ДТ-75А имеет реверс, ходоуменьшитель, заднюю гидронавеску, возможность установки кондиционера и т. д.

КП землеройного агрегата ДТ-75 и задний мост находятся в одном и том же корпусе. При этом данная землеройная спецтехника имеет 10 передач переднего хода и 5 скоростей при движении назад. Такая трансмиссия позволяет преодолевать различные неприятные сюрпризы, в том числе, условия работы под уклоном до 20 градусов.

Муфта сцепления - всегда замкнутая, двухдисковая, сухая.

Хорошее качество торможения при любом движении обеспечивают ленточные тормоза.

Изначально данный агрегат имел закрытую герметизированную кабину автомобиля ГАЗ-51. Модель ДТ-75М оборудован был кабиной с увеличенной высотой над головой бульдозериста и рычагами управления, согнутыми к водителю. Сейчас в кабине водителя за счёт герметичности значительно повышена звукоизоляция, а для поддержания внутри нормальной температуры можно дополнительно установить кондиционер или систему подогрева.

К тому же, наличие современной световой оптики и расположение всех приборов и элементов управления находятся по всем правилам эргономики, позволяющим повышать производительность труда оператора.

В зависимости от типа исполнения ДТ-75, могут применяться стационарные или поворотные отвалы.

Отвал - это металлическая конструкция, перекрывающая размеры бульдозера по ширине, с криволинейным лобовым листом. При работе гидроцилиндра отвала бульдозера ДТ-75, за счёт давления рабочей жидкости, шток проделывает возвратно-поступательные движения, обеспечивая эффективность определённых манипуляций.

Стационарный механизм применяется для засыпки ям, котлованов и траншей. Отвал поворотного типа используется для снегоочистительных и других работ такого характера.

Благодаря возможности применять широкий ассортимент навесного оборудования, например, скрепера, кустореза, корчевателя и т. д., данная спецтехника эксплуатируется почти во всех областях народного хозяйства.

Технические характеристики

Принцип работы

При желании оператор бульдозера ДТ-75 может просчитать время рабочего цикла бульдозера, который состоит из таких пунктов, как:

  1. Рабочий ход с углублением и копкой почвы, т.е, происходит набор и перемещение определённого количества грунта к месту выгрузки.
  2. Прекращение движения для переключения скоростей.
  3. Холостой ход для возвращения в изначальное положение для копки.
  4. Остановка для перехода на передний ход.

Подрезанный и отделённый от основной поверхности, грунт собирается перед ножом до верхнего уровня рабочего органа, после чего отвальный механизм поднимается на уровень поверхности земли и содержимое просто перемещается к месту выгрузки.

Если требуется разравнивание по плоскости срезанного грунта, то отвал во время движения равномерно приподнимается.»

Высокие показатели маневренности, при необходимости, позволяют каждый раз начинать цикл с нового места.

Нюансы эксплуатации

  1. Известно 4 комплектации гусеничного землеройного агрегата ДТ-75:
  • С1 - в запасе может иметь выносные цилиндры, элементы гидросистемы и задней навески.
  • С2 - может комплектоваться баком гидросистемы и распределителем.
  • С3 — идёт без дополнительного оборудования, как у С1.
  • С4 - похож комплектацией на С1, но без цилиндра выносного типа.
  1. Для того, чтобы взять в аренду спецтехнику для транспортировки агрегата к месту работы, надо арендодателю сообщить данные о том, сколько весит бульдозер ДТ-75. Раньше популярно было использовать железнодорожные платформы, а сейчас автомобильную технику, что значительно дешевле.

Заключение

Несмотря на вес ДТ-75 и маленькую скорость передвижения, данный бульдозер больше 50 лет сохраняет первенство среди аналогичной техники, что заставляет производителей разрабатывать новые модернизированные агрегаты с большими функциями и высокими показателями производительности.

ДТ-75 – трактор на гусеничном ходу, выпускавшийся в Советском Союзе и постсоветское время. Трактор ДТ 75 выпускался Волгоградским тракторным заводом с 1962 по 2009 г, за все время произведено свыше 2.7 млн экземпляров – рекордный результат для техники такого рода. Трактор обрел популярность благодаря надежности, неприхотливости и доступности. Главное назначение гусеничного трактора ДТ 75 – сельхозработы, но удачная конструкция позволяет ему справляться и с другими задачами.

История трактора

В середине-конце 50-х годов XX в. ВГТЗ массово производил трактора ДТ-54. Это были хотя и многофункциональные, но технически и морально устаревающие машины, наследовавшие конструктивные решения еще довоенных времен. Советскому государству нужна была новая сельхозтехника, создание которой поручили Волгоградскому (тогда еще Сталинградскому) Тракторному Заводу.

Изначально предполагалось, что на смену «пятьдесят четвертому» придет модель ДТ-56. Ее закончили прорабатывать к 1958 году, но модель провалила государственные испытания и не была рекомендована к серийному выпуску.

Разработка совершенно нового трактора началась с приходом на ВГТЗ конструктора М. А. Шарова. Устроившись работать на крупнейшее тракторостроительное предприятие советского государства, Шаров поставил амбициозную задачу – разработать и начать выпуск новых тракторов, глубоко модернизировав имеющиеся образцы пахотной техники.

Пробные модели ДТ-75 были собраны 16 июля 1959 г. То, какие имеет трактор ДТ 75 характеристики, удовлетворило проверяющих, машины показали серьезное превосходство над зарубежными гусеничными аналогами. Отмечался вес новинки: масса трактора ДТ 75 позволяет ему работать на мягких или заболоченных грунтах. И к маю 1960 г. руководство ВГТЗ распорядилось о начале модернизации производства для переподготовки линий к ДТ-75. Массовый выпуск наладили к 1963, 30 декабря этого года конвейер покинул последний ДТ-54, а вслед за ним – «первенец» ДТ-75, собранный на главном конвейере. С этого момента началась долгая история этого трактора, продолжающаяся и сегодня. По данным 2009 года завод изготовил более 2 млн 741 тыс. экземпляров ДТ 75.

Архивное фото ДТ 75 первого поколения:


Интересно: с 1965 года машины поставлялись на экспорт в некоторые страны соцблока, на Кубу и ряд африканских государств. Это как способствовало развитию их сельского хозяйство, так и повышало авторитет отечественного машиностроения.

Машина пережила несколько модернизаций и делалась в нескольких модификациях. К 2009 году трактор прошел через очередное обновление и рестайлинг: его снабдили новым финским ДВС Sisu, производимым на моторо-тракторном заводе во Владимире, и современной кабиной. Индекс трактора поменялся, он выпускается с торговым названием «Агромаш 90 ТГ».

Важно: нельзя путать рассматриваемый трактор с машиной Харьковского тракторного завода, выпускавшейся со схожим индексом. Трактор Т 75 от ХТЗ был модернизацией ДТ-54.


Модельный ряд

Поколения тракторов

История ДТ-75 различает три поколения машин:

  • первое – 1963-1978 гг.;
  • второе – с 1978 по 2009 гг.;
  • третье – с 2014 г.

Трактор первого поколения:



Как видно, их визуально отличает конструкция кабины. В первом таковая была заимствована от автомобиля ГАЗ-51, очертания узнаваемы. Второе поколение уже оснащалось новой кабиной с панорамным обзором, увеличенной и подрессоренной. Также для комфорта машиниста в модифицированной модели предусматривалась система вентиляции.

Еще одно отличие – топливный бак. У базовой версии ДТ-75 он располагался сзади, у обновленной (с индексом М) – сбоку от кабины. За такое размещение трактористы иронично называли машину «почтальоном» (бак напоминал почтовую сумку), шутливое имя прижилось. В дальнейшем топливная емкость переместили на место позади кабины. Так же можете прочитать про .

Интересно: после запуска в производство второго поколения на завод со всего СССР приходили письма с требованиями оставить в производстве первое, настолько хорошую имел репутацию и высокое доверие дорестайлинговый, как сказали бы сейчас, трактор.

Имелись отличия и в силовых агрегатах.

Третье поколение претерпело дополнительные изменения:

  • усиленный круглой трубой капот;
  • боковые листы из пластика заменены на металлические;
  • газовые фиксаторы капота усилены;
  • изменена система запуска/остановки двигателя с кнопки;
  • прочие модификации.

Модели

ДТ-75, как уже упоминалось, был преимущественно сельскохозяйственным трактором, предназначенным для пахотных работ. Но удачная базовая конструкция позволила приспособить его для выполнения других задач.

Существовало четыре основных модификации:

  • ДТ-75 С1 (ДС 1) – с задней навеской, оснащенный гидросистемой и выносными цилиндрами;
  • ДТ-75 С2 – снабженный гидронасосом и гидрораспределителем, баком гидроузла, маслопроводами;
  • ДТ-75 С3 – без гидросистемы и блоков задней навески;
  • ДТ-75 С4 – со всем перечисленным, кроме вынесенных цилиндров.

На их базе создали несколько субмодификаций.

ДТ-75Б

Буква Б означает «болотоход» - это вариант с усиленным до 80 сил мотором СМД-14 НГ и увеличенной шириной полотна гусениц. Трактор предназначался для работ на торфяных разработках и прочих заболоченных ландшафтах. Конструкторы предусмотрели защиту двигателя и трансмиссии поддонами.


ДТ-75В

Предназначался для сельхозработ и эксплуатации в связке с сельскохозяйственным навесным оборудованием.

ДТ-75Д

Трактор ДТ-75Д оснащался мотором А-41 или Д-440-22. Помимо 75Д, имелась «болотная» модификация ДТ-75ДТ.

Модель с этим индексом предназначалась для условий крутых склонов – операции на горнорудных разработках и т. п. 75к оснащался специальной системой предотвращения опрокидывания. Еще одно любопытное отличие – конструкция кабины: сиденья располагались друг напротив друга, что, вкупе с рядом других технических особенностей (наличие реверс-редуктора, пары навесок, организация управления прямым и задним ходом с помощью одних и тех же контрольных органов), позволяло работать «челночным» способом. Производился с 1972 г.


На трактор ставился дизельный ДВС СМД-14 НГ с жидкостной охлаждающей системой. От базовой модели трактор отличался многими элементами:

  • сиденьями;
  • конструкцией рамы;
  • тормозами на заднем мосту;
  • организацией управления;
  • узлами гидросистемы и маслопроводами;
  • электрической схемой;
  • конструкцией гусениц, и др.

Для работ в затрудненных условиях трактор дополнительно комплектовался особыми ведущими колесами, пригодными к установке болотоходных гусениц, как на ДТ-75Б. Так же можете прочитать про .

ДТ-75М

Трактор ДТ-75М предназначался для сельскохозяйственных, дорожных и мелиоративных работ. Помимо 75М, выпускались модификации 75МВ, 75МЛ. ДТ-75МЛ был с увеличенным числом контрольных ламп, водяным охлаждением вентиляции кабины и измененной конфигурацией органов управления.


Это модификация, используемая как бульдозер. На 75С ставился самый мощный двигатель в серии – СМД-66 на 170 л.с.

ДТ-75Н

Модель ДТ-75Н оснащалась усиленным дизелем СМД-18Н. Помимо 75Н, существовала модификация ДТ-75НС. Модернизация базовой модели второго поколения, производство которой начали в 1984 г. Несмотря на некоторые конструктивные улучшения и изменения, трактор остался целиком унифицирован с ДТ-75М.

ДТ-75Д

Универсал с мотором А-41С на 94 л.с. На его базе делались сельхозтрактора ДЕРС-2, ДЕРС-4 в модификациях бульдозера, с оснащением поворотным отвалом, сельхознавеской и т. д. Производилась также серия ДЕС (ДЕС-3, ДЕС-4), с различным оборудованием, ДЕХС 2/4, ДТЕРС 4, ДТЕХС 2 (расшифровку значений см. ниже).

Эксклюзивная модель Павлодарского завода, поступившая в производство в 1986 г. Она оснащалась увеличенной кабиной и другой облицовкой отсека двигателя.


Интересно: павлодарские экземпляры отличает надпись «Казахстан» на моторном отсеке».


Как отмечает сам производитель, с формальной точки зрения это лишь глубокий рестайлинг «семьдесят пятого». Но это не совсем верно, несмотря на то, что трактор наследует многие идеи от заслуженного предка. Серьезному изменению, например, подвергся внешний вид. Кабина звуко- вибро- и шумоизолирована, оснащена калорифером и кондиционером.

Важное изменение коснулось рабочих органов. Если у предшественников управление было гидравлическим, новый трактор работает на пневмоприводах, благодаря чему аппарат легче управляется, а тракторист меньше устает. Также 90-ТГ лишен педалей остановочного тормоза, они стали не нужны после внедрения сблокированного управления поворотным механизмом.

Интересно: приборная панель снабжена индикаторным блоком, куда выводится информация о состоянии узлов трактора, их наработке, также система сообщает о необходимости технического обслуживания.

Пневмокомпрессор дает еще одно важное преимущество: машинист может воздушным потоком очищать воздушные фильтры, радиатор и т. д., или, например, подкачивать шины сельскохозяйственной техники, работающей в связке.

Была значительно доработана ходовая система: ее снабдили балансирной подвеской, благодаря которой трактор стал двигаться плавнее и ровнее. Заказчику доступны два типа гусениц:

  • с ОМШ – открытыми металлическими шарнирами;
  • резиноармированные (РАГ).

Последние делают трактор менее шумным, снижают вибрацию и негативное влияние на почву, легче в обслуживании. Кроме того, они позволяют машине легче двигаться по асфальту и другим твердым покрытиям, не повреждая их.

Коды тракторов и оборудования

Производитель классифицирует актуальные трактора линейки ДТ-75 по следующим типам:

Как становится понятно, Д обозначает силовой агрегат А-41 от «Алтайского моторного завода. В букве М зашифрован дизель «Минского моторного завода».

Мотор А-41:


Некоторые символы в названии трактора могут указать на то или иное навесное оборудование (или комбинацию таковых):

  • РР – обозначает наличие реверс-редуктора;
  • ГНС – задняя гидронавеска;
  • БУДТ – оснащение универсальным отвалом с системой гидроперекоса;
  • БПДТ – наличие поворотного бульдозерного отвала;
  • БНДТ 10/20 – установлен бульдозерный отвал тракторного (10) типа, или модель для болотохода (индекс 20);
  • ХУМ – обозначает ходоуменьшитель;
  • С2 – указывает на модель без задней гидравлической навески и ВОМ;
  • С4 – наличие ВОМ и навески сзади.

Сводная таблица моделей ДТ-75:

Код Наличие ВОМ Гидронавеска сзади Реверс-редуктор Ходоуменьшитель Болотная модификация Тракторный/болотный отвал Поворотный отвал Универсальный отвал
ДЕС4 Да Да
ДЕРС4 Да Да Да
ДЕРС4 с БНДТ Да Да Да Да
ДЕРС4 с БПДТ Да Да Да Да
ДЕРС4 с БУДТ Да Да Да Да
ДЕХС 4 Да Да Да
ДЕХС-4 БНДТ-10 Да Да Да Да
ДЕХС4 БПДТ Да Да Да Да
ДЕХС4 БУДТ Да Да Да Да
ДЕРС2 Да
ДЕРС2 БНДТ-10 Да Да
ДЕРС-2 БПДТ Да Да
ДЕРС2 БУДТ Да Да
ДЕХС2 Да
ДЕХС2 БНДТ-10 Да Да
ДЕХС2 БПДТ Да Да
ДЕХС2 БУДТ Да Да
ДТЕРС4 Да Да Да Да
ДТЕРС4 БНДТ-20 Да Да Да Да Да
ДТЕСХ4 Да Да Да Да
ДТЕСХ4 БНТД-20 Да Да Да Да Да
ДТЕРС2 Да Да
ДТЕРС2 БНДТ-20 Да Да Да
ДТЕХС2 Да Да
ДТЕХС2 БНДТ-20 Да Да Да

Технические характеристики

ДТ-75 – тяжелая машина третьего тягового класса. Технические характеристики модификаций тракторов ДТ-75 зависят от возможностей базовой платформы, комплектации, поколения и дополнительного оборудования. Основные параметры представлены в таблице ниже:

Параметр Значение
Силовая установка А-41
Класс 3 тяговый класс
Мощность (эксплуатационная) 95 л.с.
Передачи переднего хода 7 (базовая поставка)
23 (с ходоуменьшителем)
14 (с реверс-редуктором)
Задние передачи 1 (в базе)
5 – (с ХУ)
7 (с РР)
Скорость До 11.2 км/ч, в зависимости от модели и комплектации
Длина продольной базы 1.612 м.
Колея 1.33 м.
Клиренс 38 см.
Ширина гусениц 38-47 см.
Габариты (длина-ширина-высота), м. 4.4-1.85-2.71
Сколько весит трактор ДТ 75 6.95 т.
Грузоподъемность (по осям шарниров) 2.6 т.

Конструктивные особенности

Инженеры защитили двигатель трактора от неизбежных при работе, особенно в сложных условиях, пыли и прочих загрязнений: функцию защиты выполняет капот, прикрывающий силовой агрегат со всех сторон. Спереди под капотом расположены масляный и водяной радиатор, прикрытые дополнительно брезентовой шторкой. Задняя часть двигателя содержит механизм передач вместе с муфтой сцепления, КПП, карданную передачу, увеличитель крутящего момента и задний мост. Все эти компоненты упакованы в одном литом корпусе. Если комплектация подразумевает наличие ВОМ, он монтируется рядом с этим узлом.

Схема коробки ДТ-75:


Узел во вскрытом виде:


Для облегчения пуска предусмотрен предпусковой подогреватель.

Трактор оснащается планетарным механизмом увеличения момента тяги, благодаря чему общее тяговое усилие на любой передаче вырастает на четверть (следует отметить, что платой за это становится снижение максимальной скорости). Такая система позволяет трактору без понижения передачи преодолевать сложные участки поверхности.

КПП ДТ-75 механическая, имеет по умолчанию 7 передних передач и одну реверсивную (то, какой имеет трактор ДТ 75 диапазон скоростей, зависит от комплектации). Планетарный поворотный механизм встроен в конструкцию заднего моста, и весь узел, как уже упоминалось, собран единым узлом: это обеспечило дополнительную жесткость каркаса, попутно дополнительно защитив чувствительную к чистоте трансмиссию от грязи.

ВОМ вращается от редуктора, монтируемого на задней стенке корпуса трансмиссии. Для активации вала машинисту можно не покидать кабину трактора, рычаг ВОМ входит в число органов управления на месте водителя.

Отдельного упоминания стоит рама. Она составлена из прямоугольных лонжеронов, скрепленных брусьями и осями. На раме монтируются все прочие узлы ДТ-75. С тыльной части она содержит кронштейны, удерживающие прицепной механизм с модулями навески, включая главный цилиндр гидросистемы. Это решение позволяет машинисту контролировать работу оборудования непосредственно из кабины и без посторонней помощи.

Конструкторы постарались обеспечить плавный ход, для чего звенья гусениц (у которых по 7 проушин) связаны металлическими пальцами и снабжены перекрытиями беговой дорожки. Из-за этого катки идут по цепи очень плавно.

Кабина ДТ-75 закрытого типа, с парой мягких сидений. Подушка водительского кресла может быть отрегулирована. Обогрев рабочего пространства организован путем подвода отопительной системы от радиатора, также кабину можно остудить с помощью встроенного вентилятора. Кабина содержит все необходимые управляющие органы – рычаги и педали, включая рычаг ВОМ и гидрораспределителя, кнопки управления электрикой. Также здесь находится бак с водой, набор инструментов и аккумуляторная батарея.


Интересно: в конструктиве трактора реализован специальный звуковой сигнал, с помощью которого тракторист может, при необходимости, общаться с прицепщиком без нужды перекрикивать звук двигателя. Электрическая схема позволяет подключать переносную лампу или выносную фару.

Можно сказать, что удачная конструкция ДТ-75 подтверждается десятилетиями популярности трактора. Кроме того, в отличие, к примеру, от современных западных образцов (например, богато оснащенных электроникой и телематикой тракторов «Джон Дир»), ДТ-75 прост, надежен и обладает отличной ремонтопригодностью: починить сломавшийся трактор можно силами сельской ремонтной мастерской, а иногда даже и самостоятельно. Несмотря на моральное устаревание, запчасти для «семьдесят пятого» все еще выпускаются, и на вторичном рынке присутствует много и подержанных машин, и деталей к ним.

Опыт эксплуатации

Количество выпущенных тракторов серии ДТ-75, приведенное в начале статьи, говорит само за себя: потребитель охотно пользуется этой техникой, и спрос на нее был и остается стабильно высоким.

Владельцы тракторов отмечают большое число модификаций под самые разные типы – от обычных сельхозработ до операций в тяжелых условиях – на торфяниках, болотах и т. д. Трактора могут быть бульдозерами, тягачами, работать с навесной сельскохозяйственной техникой и т.д.

Отдельно отмечают их исключительную надежность. Люди с опытом работы на ДТ-75 награждают его многими приятными эпитетами: неприхотливый, ремонтопригодный, многофункциональный, выносливый. Говорят про него даже, что он «неубиваем». После модификаций и рестайлинга трактористы утверждают, что машине улучшили характеристики, добавили комфорта, управляемости и маневренности.

Это действительно так, особенно в плане надежности: при должном уходе ДТ-75 будет верно служить десятилетиями. Ключевое слово здесь – «при должном уходе», без надлежащего обслуживания и при наплевательском отношении даже эта техника, наследующая опыт советских конструкторов, может отказать.


Еще один плюс – относительно небольшой вес трактора ДТ 75. То, сколько весит ДТ 75 трактор, обеспечивает ему малое давление на грунт и позволяет успешно работать на мягких почвах, для которых непригодны более тяжелые машины.

Из минусов иногда говорят о недостаточно мощном для выполнения современных задач двигателе, не дающем требуемой мощности. Кроме того, трактор за те годы, что конструкция оставалась без изменений, просто устарел и морально, и технически. С ним сложно сопрягать новую сельхозтехнику, условия работы тракториста уже не соответствуют актуальным нормам. Именно поэтому ВГТЗ провел глубокую переработку изначальной идеи, выпустив «Агромащ-90 ТГ».

Другие типичные недостатки, выделяемые владельцами:

  • частые поломки гидронасоса;
  • не самый надежный генератор;
  • характерная для всей сельхозтехники времен СССР проблема утечки смазки через сальники.

Часть этих проблем решается кустарными доработками.

Трактор в кино

Интересно, что отчасти популярность ДТ-75 в стране и за рубежом вызвана его появлением в советской кинопродукции. Если в ленте демонстрируется работа трактористов, то с большой вероятностью они используют именно ДТ-75. Трактор стал «кинозвездой», и его обводы были и остаются весьма узнаваемыми: например, на «семьдесят пятом» работала героиня Нонны Мордюковой в фильме «Русское поле» 1971 г.

Производятся масштабные модели трактора для коллекционеров.

Стоимость трактора

Цены на ДТ-75 сегодня варьируются в большом промежутке. Подержанную технику на ходу можно приобрести даже за 60-80 тысяч: это может быть экземпляр еще первых лет производства, сохранившийся в глубинке. Стоимость более новых машин может быть от 100-200 тысяч до полутора миллионов и выше, в зависимости от года выпуска и состояния. Цена нового ДТ-75 на сайте завода обозначена от 1.85 млн.

Трактор ДТ-75 — это гусеничная машина, которая выпускалась в Советском Союзе с 1963 года. Технические характеристики трактора, позволяли ему выполнять различные производственные задачи. Второе поколение этих машин получило ещё больше мощности, что позволило значительно расширить функциональность техники. Трактора ДТ-75 выпускались в Волгограде и на территории Казахстана.

Благодаря мощной силовой установке, трактора могли использоваться как бульдозер, выполнять функцию тягача и применяться для вспахивания полей. Небольшой вес и широкое гусеничное полотно, обеспечивали машинам хорошую проходимость и манёвренность . Благодаря этим особенностям, трактор ДТ-75 наиболее широко использовался для полевых работ и на лесозаготовках.

Устройство техники

На первые модели ДТ-75 устанавливались четырёхцилиндровые дизельные двигатели СМД-14. Эти агрегаты выдавали мощность в 75 лошадиных сил и обладали рабочим ресурсом в 3000 моточасов.


Трактор ДТ 75

Впоследствии силовую установку заменил усовершенствованный двигатель из этой серии СМД-14НГ. Новый мотор обладал теми же техническими характеристиками, что и его предшественник, но выдавал больше мощности – 80 лошадиных сил.

Для эксплуатации техники в регионах с холодным климатом и работ в зимний период, была предусмотрена система холодного запуска двигателя . За всю историю своего существования, трактор несколько раз модифицировался. На второе поколение машин устанавливались более мощные дизельные агрегаты.

Базой для трактора ДТ-75 служит металлическая составная рама. Она состоит из двух лонжеронов, которые соединены между собой металлическими трубами. На раму крепятся основные узлы трактора: роликовые механизмы, подвеска, гусеничные тележки, блоки направляющих и ведущих катков.

Трансмиссия машины состоит из четырёх ходовой коробки передач, двухдисковой муфты сцепления замкнутого типа и ленточных плавающих тормозов. Коробка передач обеспечивает 7 передних и одну заднюю скорость.

Для увеличения тяговых показателей, на трактора устанавливался уменьшитель хода, одноступенчатый реверсный редуктор и планетарный редуктор для увеличения крутящего момента. Именно эти особенности позволяли устанавливать отвал и использовать машину как бульдозер.

Устанавливался на гусеничный трактор и ВОМ (вал отбора мощности), приводом для него служил ходоуменьшитель и ли редуктор для увеличения крутящего момента. Кстати, эти узлы монтировались на передней стенке коробки передач, но были выделены в отдельный блок.


Трактор ДТ 75 Н

Трактор ДТ-75 имел двухместную подрессоренную кабину. Высокая герметичность обеспечивала защиту от шума и пыли. Водительское кресло обладало возможностью изменять свою конфигурацию. Для комфортной работы была установлена вентиляционная и отопительная системы. За безопасность водителя отвечал каркас безопасности.

В качестве навесного оборудования на трактор ДТ-75 может использовать различные целевые агрегаты. Этому способствует прицепное устройство, задняя навеска и гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Это даёт машине возможность использовать плуг, бульдозер, сеялку борону и устройства для уборки картофеля.

Кроме этого, машина может агрегатироваться с дополнительным оборудованием бокового полунавесного типа. Это позволяет превратить трактор в бетоноукладчик или погрузчик. Широкий спектр возможностей ДТ-75 включает в себя дорожные, строительные и бурильные работы.

Технические характеристики:

Обзор модификаций

Гусеничный трактор ДТ-75, стал прототипом для целого модельного ряда. Машины выпускались в разное время, но в каждую версию конструкторы вносили заметные усовершенствования. Рассмотрим наиболее выдающиеся машины из этой серии.

ДТ-75М

Этот гусеничный трактор выпускался в Волгограде и Казахстане с 1967 года. У машины заметно изменился внешний вид. Это проявилось в установке более высокой кабины, которая в отличие от базовой версии сместилась вправо.

С левой стороны кабины монтировался топливный бак. Производители добавили ему объём и он стал вмещать 315 литров горючего. Такая необходимость была вызвана установкой более мощного двигателя – А-41, с мощностью в 90 лошадиных сил.

ДТ-75Б

Машина была спроектирована специально для работ на заболоченных почвах. Этот гусеничный трактор выпускался Волгоградским заводом и использовался на участках добычи торфа. В связи с такой узкой специализацией, конструкторы внесли следующие изменения.

Была увеличена ширина гусеничного полотна . Это позволило значительно увеличить проходимость машины. Кроме того, такое решение уменьшило давление техники на грунт. Для сравнения, у базового ДТ-75 этот показатель равнялся 0,44 кг на сантиметр квадратный. У ДТ-75Б эти данные снизились до 0,24 кг на сантиметр.


Трактор ДТ 75

Изменилась силовая установка, стал использоваться дизельный двигатель СМД-14НГ мощностью в 80 лошадиных сил.

В связи с, работой в сложных условиях, рама была дополнена поддонами для защиты двигателя и трансмиссии от механических повреждений.

ДТ-75К

Гусеничный трактор был предназначен для использования на крутых склонах, угол наклона которых мог достигать 20 градусов. Благодаря конструктивным доработкам, машина нашла своё применение в горнодобывающей отрасли . Ходовая часть была полностью скопирована с ДТ-75Б. Это обеспечивало машине надёжное сцепление с грунтом.

В качестве силовой установки устанавливался дизельный агрегат СМД-14МГ. Чтобы снизить риск опрокидывания машины при работе на крутых склонах, была разработана и установлена предохранительная система.

Отличался трактор и внутренним устройством кабины. Она была двухместной, на сиденья устанавливались не рядом, а напротив друг друга. Положение трактора контролировалось визуально, при помощи указателя крена.

ДТ-75С

Целевое предназначение этой техники сельскохозяйственные и дорожные работы. Из особенностей можно отметить шестицилиндровый турбированный двигатель серии СМД-66.


Трактол ДТ 75 МЛК

Мощность агрегата составляла 170 лошадиных сил, частота вращения – 1 900 об/мин. Кроме этого машина оснащалась гидротрансформатором сопротивления. Эти особенности позволяли машине легко трансформироваться в бульдозер.

Гусеничный трактор ДТ-75 выпускался и на колёсном ходу. Несколько таких машин сошли с конвейера Казахстанского завода. Техника выпускалась ограниченными сериями и применялась в основном в сельском хозяйстве. Колёсную базу получили машины: ДТ-75МЛК, ДТ-75ДК, ДТ-75КП и ДТ-75КПМ.

В 1998 году, тракторный завод, расположенный на территории Казахстана, объявил о своём банкротстве. В настоящее время гусеничный трактор ДТ-75 выпускается только в Волгограде под маркой «Агромаш 90ТГ». На машину устанавливается 94-сильный дизель А-41СИ-02, с частотой вращения 1 750 об/мин. Как и все предшественники, техника предназначена для многоцелевого использования.

Достоинства и недостатки

Гусеничный трактор ДТ-75 — это по-настоящему мощная и функциональная машина. Техника, изготовленная во времена Советского Союза, неплохо справляется с современными задачами.

Небольшой вес машины и предельно низкое давление на грунт, позволяет использовать машину на полях, не опасаясь повреждений плодородного слоя почвы. Все модификации машины отличаются экономичным расходом топлива, надёжностью и простотой в эксплуатации.

Из недостатков можно отметить частый выход из строя гидравлического насоса и некорректную работу встроенного генератора. Как и у большинства советских машин, можно наблюдать протекание масла через сальниковые уплотнители.