Запуск двигателя и эксплуатация в зимнее время. Как завести зимой или холодный пуск двигателя Запуск мотора с карбюраторной системой

Первая заповедь для любого автолюбителя – будь знаком со своим автомобилем. При наступлении холодов большая часть машин отказывается заводиться, поэтому многие хотят узнать, как завести ваз 2106 зимой. Конечно, то, что машина не заводится это ненормально, исправный двигатель должен завестись в любую погоду.

— Морозная погода не должна превышать критическую температуру для вашей машины. Такую величину вычислить можно только опытным путем и ее должен знать сам автовладелец. Для ВАЗ 2106 такая температура составляет 33, если температура будет ниже, то без прогрева заводить и не пытайтесь.

— Аккумулятор должен быть теплый. Для холодного пуска его нужно с вечера заносить домой или оставлять на ночь в теплом месте, например, договориться со сторожем на автостоянке. Если такой возможности нет, включаете утром фары секунд на двадцать. Аккумуляторная батарея немного прогреется, но двигатель пока еще не заводите.

— Ставите ручку КПП на нейтральное положение, выжимайте сцепление и проверните ключ зажигания. При карбюраторном двигателе нужно обязательно подкачать подсосом к карбюратору топливо. Подсос на ВАЗ 2106 полностью вытянут, когда начнет схватывать, немного подгазуйте педалью. Если не заведете с первого раза, через минуту повторите. Если после четырех попыток ничего не выходит, переходите к другому методу.

— Откройте капот и сухой тряпкой удаляете с клемм аккумуляторов лишнюю влагу. Откручиваете клеммы и проверните их туда и сюда несколько раз. Закрутите и попытайтесь завести машину. Если не выходит, то не делайте ничего, иначе вы просто зальете топливом свечи зажигания.

— Если ничего не помогло, то заведитесь с толкача. Прицепите специальный трос к другой машине, разгонитесь и включите вторую скорость и затем потихоньку отпускаете сцепление. Такой метод самый надежный.

Зимний период всегда был сложным для владельцев автомобилей. Значительные неприятности доставляет сложная дорожная ситуация, часто меняющаяся и достаточно опасная. Дополнительно проблем создает сам автомобиль. Низкие температуры не способствуют легкому запуску и стабильной работе как двигателя, так и остальных составных частей авто.

Все технические жидкости и смазки от низких температур застывают и перестают быть текучими, ознакомиться какое масло заливать в зимний период можно . Из-за этого сопротивление вращению в узлах и механизмах значительно возрастает и стартеру не то что раскрутить, а даже провернуть коленчатый вал очень трудно. А если сюда еще добавить и износ, нарушение регулировок систем, исчерпанный ресурс некоторых элементов, то шансы запустить силовую установку при низких температурах сильно уменьшаются. И все же зима – это не повод ставить свой автомобиль в гараж до весны. При правильных действиях и соблюдении определенных рекомендаций, запуск мотора вполне возможен.

И все же автомобиль – удобное и комфортное средство передвижения, поэтому многие не могут отказаться от эксплуатации авто даже при лютых морозах.

Далее рассмотрим, как завести ВАЗ зимой. Эти автомобили выбрали потому, что они являются одними из самых распространенных, а также из-за системы питания – часть из них укомплектовывается карбюраторной системой, но есть и инжекторные версии. То есть, на данных авто используются две самых распространенных у нас системы питания.

Подготовка авто для зимнего периода

Итак, подготовка авто начинается еще до начала холодов. Небольшие подготовительные работы позволят облегчить запуск силовой установки данного авто при низких температурах.

Первое, о чем нужно позаботиться – аккумуляторная батарея. Пока не наступил морозы, с ней нужно провести весь комплекс обслуживающих работ – проверить плотность электролита, при надобности довести его до нужного уровня. Также полностью его зарядить.

Если моторное мало практически выработало свой ресурс, то не стоит дожидаться, когда это произойдет, а еще по теплому провести замену. Категорически не рекомендуется использование минерального масла. Если летом оно еще подходит для использования, то зимой такое мало может привести к поломке мотора. При низких температура оно сильно загустевает и при запуске мотора существует вероятность того, что густое мало просто выдавит сальники коленчатого вала.

Придется поработать и над системой питания. Без разницы, какая из систем на ВАЗ используется, нужно будет провести промывку системы, заменить топливный и воздушный фильтры.

Не лишним будет проверить регулировку клапанов и систему зажигания. Свечи зажигания должны тщательно осмотрены и очищены, отрегулирован на них зазор. Не лишним будет приобретение нового комплекта свечей «про запас», причем они должны находиться постоянно в автомобиле.

Систему охлаждения авто посмотреть тоже стоит. Если в нее залит «Тосол», которые используется уже несколько лет – то лучше его заменить на новый.

Можно конечно приобрести предпусковой подогреватель на авто, но стоимость его значительная и далеко не всем по карману, поэтому обойдемся без них.

Некоторые умельцы «умудряются» установить в поддон с маслом ТЕНы, работающие от сети 220. Задумка хорошая, но только если есть возможность ставить авто рядом с домом, чтобы протянуть проводку.

Можно еще оборудовать авто системой, которая автоматически будет через определенные промежутки времени запускать двигатель для прогрева. Но лучше на такую систему не надеяться. Во-первых, она будет запускать мотор и держать его на холостом ходу, что будет недостаточно для подзарядки АКБ и в конечном итоге система попросту его посадит. Во-вторых, такая система не подойдет для карбюраторного авто.


Запуск мотора с карбюраторной системой

Рассмотрим, как завести ВАЗ-2101, 2106, 2104, 2109 в сильный мороз (в общем, карбюраторные модели) со всеми нюансами и «подводными камнями» которые могут появиться в процессе заводки.

Важным условием для успешного пуска являет хорошее состояние аккумулятора. Поэтому, если предполагается, что ночью будет значительный мороз, а автомобиль нужен будет утром, то лучше снять АКБ с авто и отнести в обогреваемое помещение. Если такой возможности нет, то на ночь хотя бы снять «минусовую» клемму с нее, это исключит разряд батареи.

  • Установить аккумуляторную батарею на место и подключить ее к бортовой сети. Предварительно нужно убедиться, что все потребители отключены. До запуска мотора и выхода его на стабильную работу не рекомендуется вообще включать какие-либо потребители;
  • Если АКБ на ночь оставалось в авто, то перед включением стартера нужно ее «разогнать». Для этого нужно несколько раз «поморгать» дальним светом; (создаваемая нагрузка приведет к возникновению реакций в аккумуляторе из-за чего внутреннее сопротивление снизиться, и пусковые токи будут выше. Также отключаем все сторонние потребители;)
  • Затем выжать сцепление и попереключать передачи, это немного «разгонит» масло в коробке, в дальнейшем она не так сильно будет нагружать мотор;
  • 1-2 раза нажимаем на педаль акселератора, чтобы впрыснуть бензин во впускной коллектор;
  • Карбюраторные авто оснащены подсосом (ручным управлением дроссельной заслонкой), перекрывающим подачу воздуха в карбюратор, делая смесь обогащенной. Поэтому перед запуском, подсос нужно полностью вытянуть;
  • Непосредственно перед включением стартера нужно выжать сцепление и удерживать его в таком положении. Отключенная от двигателя коробка передач не будет создавать дополнительного усилия при пуске;
  • После этого уже начинать непосредственно запуск. Но поскольку стартер потребляет значительное количество энергии, то его работа не должна быть продолжительной. Каждая попытка запуска мотора должна сопровождаться не более чем 30-секундной работой стартера;
  • Даже если в процессе запуска появились вспышки и двигатель потихоньку начал схватывать, но при этом стартер уже работает 30 секунд, то лучше прервать запуск;
  • Чтобы батарея восстановила свой заряд после 30-секудной работы стартера, понадобиться не менее двух минут перерыва между попытками;
  • Если в процессе запуска двигатель вообще не показывает признаков «жизни», то можно пару раз нажать на педаль газа, чтобы увеличить подачу бензина в цилиндры. Но не стоит этим злоупотреблять, иначе свечи зальются;
  • Если в начале попыток вспышки в цилиндрах были, но потом пропали, значит, свечи залило и их нужно заменить на заранее подготовленные, после чего снова повторить запуск. Но слишком долго «гонять» АКБ, доводя его до полного разряда, не стоит. После 4-5 попыток запуска лучше остановиться.
  • Можно конечно подогреть поддон с маслом, чтобы оно стало менее вязким. Но старый «дедовский» метод разогрева паяльной лампой лучше не применять, и вообще не использовать для этого открытый огонь. Можно попытаться разогреть поддон обогревательными элементами, но пользоваться ими нужно очень аккуратно;
  • Если запустить мотор удалось, не стоит сразу повышать обороты путем нажатия на акселератор. Пока двигатель не вышел на стабильные обороты, воздействие на педаль газа может привести к переливу бензина и остановке мотора;
  • Только после того, как двигатель набрал обороты, а они при вытянутом подсосе будут увеличены, отпускаем педаль сцепления, но не резко, а плавно, чтобы коробка свои сопротивлением не остановила мотор;

Если не удалось завести двигатель с третьей попытки, то следует прекратить запуск, поскольку высока вероятность того, что свечи залило и требуется продувка цилиндров.

Продувка делается очень просто: Выкручиваем свечи и «насухо» вытираем их ветошью. Если есть дополнительный комплект свечек, то можно его поставить взамен залитых. При этом, выкручивая свечки, запускается воздух в цилиндры, что обеспечивает просушку. После прочистки или замены свечек, делаем попытки завести;

Еще один важный нюанс. Если силовую установку удалось завести, не спешим отпускать педаль сцепления. Нужно дать время, чтобы мотор хоть немного стабилизировал обороты, и только после этого отпускаем сцепление. Причем делаем это плавно, поскольку трансмиссия с застывшей смазкой создаст достаточно сильную нагрузку на мотор. Резкое отпускание сцепления может заглушить двигатель и никто не даст гарантии, что АКБ сможет завести его повторно.

Включать осветительные и обогревательные приборы можно будет только после пары минут стабильной работы мотора. Подсос же задвигать нужно будет по мере прогрева мотора. В конечном итоге подсос должен быть задвинут полностью, а двигатель при этом должен стабильно работать на холостом ходу;

Отметим, что это общие рекомендации по заводке мотора в 30-градусный мороз. Но здесь стоит отметить, что у каждого авто, а зависимости от его технического состояния и особенностей, свой «рецепт» успешного запуска. К примеру, у одних авто мотор можно запустить только прикрыв подсос на 2/3 и не более, у других – только при полностью закрытой заслонке и наполовину выжатой педали газа. И нюансы эти могут быть самыми разными, порой даже нелепыми, но без них машину не завести. Все эти особенности водитель узнает уже в процессе эксплуатации, после нескольких успешных запусков силовой установки при сильных морозах.

Запуск инжекторных моделей ВАЗ в сильный мороз

Перейдем к инжекторным версиям. У этих авто для запуска мотора алгоритм действий водителя несколько иной, хотя в некоторых моментах он пересекается с карбюраторными версиями.

Итак, рассмотрим, как завести ВАЗ-2107,21099, 2110,2112, 2114, 2115, Калина, Гранта инжектор зимой в сильный мороз:

  1. «Прогреваем» АКБ. Отключаем все сторонние потребители электроэнергии;
  2. Включаем зажигание и даем немного времени, чтобы бензонасос закачал систему топливом, а также, чтобы ЭБУ собрал все данные с датчиков;
  3. Выжимаем сцепление и пробуем завести двигатель, при этом педаль газа не трогаем вообще;
  4. Если первая попытка не удалась, даем время на восстановление заряда и снова пытаемся завести;
  5. Если двигатель запустился, но работает с сильными перебоями (слышно, что он троит и какие-то цилиндры не функционируют), можно немного нажать на педаль газа, чтобы увеличить подачу топлива;
  6. В случае, когда 3-я попытка успехом не увенчалась, делаем продувку цилиндров. В инжекторных авто она делается значительно проще, чем на карбюраторных, поскольку в них предусмотрен режим продувки. Делается он так: полностью выжимаем педаль газа (до упора), при этом включается нужный нам режим (ЭБУ отключает форсунки) и включаем стартер на 8-10 секунд. В этом режиме в цилиндры будет подаваться только воздух, который и просушит свечи;
  7. После продувки выжидаем, пока заряд восстановиться и снова пробуем запустить двигатель;

Сразу после запуска двигатель будет работать на повышенных оборотах. Первые пару минут его работы не желательно включать электрооборудование, а движение можно начинать только после снижения оборотов до уровня холостого хода.

Это рассмотрен алгоритм действий, чтобы самостоятельно завести машину. Но что делать, если в результате попыток АКБ разрядилось и не может крутить стартер? И вот здесь на помощь приходят подготовленные заранее средства – старт-кабели и трос.

Альтернативные методы

Далее информация о том, как завести Жигули в сильный мороз в так сказать, аварийном режиме. В обоих случаях понадобиться автомобиль-донор, тот который смог завестись. Если такой есть и его водитель согласился помочь, то можно приступать к попыткам запуска.

Вначале рассмотрим, как правильно завести машину в мороз при помощи «прикуривания». И здесь последовательность действий тоже зависит от используемой системы питания. И еще один нюанс – автомобиль-донор должен быть хорошо прогретым, чтобы он легко запустился и от разряженного АКБ.

Теперь о том, как завести Жигули зимой с карбюраторной системой:

  1. Донор подгоняем к своему автомобилю, глушим и отключаем все потребители электроэнергии.
  2. На автомобиле-пациенте отсоединяем минусовую клемму от АКБ. Если соединить между собой два аккумулятора, то разряженный потянет на себя заряд, из-за чего вероятность запуска холодного мотора снизиться. Также проверяем КПП (должна быть установлена «нейтраль»);
  3. Берем старт-кабели и подсоединяемся к аккумулятору донора. При этом важно не совершить «переплюсовку». Чтобы этого не произошло, сначала подключаем «плюсовой» кабель к клеммам обеих АКБ. «Минусовой» же кабель подключаем к соответствующей клемме на батарее донора, а на автомобиле-пациенте массируем ее на кузов;
  4. Делаем попытки запуска. Если с 3-4 раза завести мотор не удалось, отключаем провода и заводим автомобиль-донор на 5-7 минут, чтобы он от генератора подзарядил батарею. После этого пробуем еще раз завестись. Если второй заход не увенчался успехом, попытки можно прекратить, поскольку причина в нежелании заводится кроется не в сильном замерзании мотора, а возникновении какой-то неисправности;
  5. В случае успешного запуска, дожидаемся, пока обороты двигателя хоть немного стабилизируются, а затем проводим отключение кабелей. Сначала отсоединяем «плюсовой» кабель (желательно одновременно на доноре и пациенте), потом – «минусовой» провод, и только после этого накидываем снятую вначале процедур клемму на АКБ.

Теперь о том, как завести ВАЗ-2110, 2112, 2114, 2115, Калина, Гранта, Приора (инжектор) в сильный мороз посредством «прикуривания». В целом, алгоритм действий тот же, что и на карбюраторных версиях, но есть один существенный нюанс – нельзя на автомобиле-пациенте отключать АКБ от бортовой сети. Поэтому придется надеяться, что АКБ донора даже после того, как часть заряда отдаст батарее пациента, все же сможет запустить двигатель.

Заводим «с толкача»

Ну и напоследок рассмотрим, как завести Жигули зимой «с толкача». Процесс заводки прост, но его исполнение требует определенной сноровки. Все-таки стекла на авто – замерзшие, а значит видимость снижена, да и дорога обычно скользкая, а автомобиль-тягач находится не на таком уж и большом удалении. В общем, не все так легко.

Итак, есть трос и водитель с автомобилем, который согласился выступить в роли тягача. Далее действуем так:

  1. Согласовываем с водителем автомобиля тягача маршрут и условные сигналы «Поехали» и «Остановись» (подавать их придется водителю буксируемого авто и это могут быть гудки клаксона или моргание фарами);
  2. Подгоняем автомобиль тягач и посредством троса прицепляем к нему авто, которое необходимо завести;
  3. Водитель буксируемой машины перед началом движения включает 3-ю передачу, выжимает и запитывает бортовую сеть авто (включает зажигание);
  4. Далее подаем сигнал на начало движения. После того как, автомобили наберут скорость 20-30 км/ч можно пробовать завестись и для этого отпускаем педаль сцепления. Как только двигатель запустится, снова выжимаем сцепление, подаем сигнал на остановку и аккуратно притормаживаем, чтобы не столкнуться с автомобилем-тягачем;
  5. Если после отпускания сцепления колеса не начала вращаться (они просто скользят по ледяной поверхности), выжимаем сцепление и переключаемся на более высшую передачу и снова отпускаем педаль, пытаясь завести авто;

Если после пары попыток запуск мотора с «толкача» не удался, следует их прекратить, и искать причину неудачи (это может быть какая-то неисправность или выход из строя какого элемента – датчика, свечек и т. д.).

Технология запуска силовой установки автомобиля «с толкача» одинакова для карбюраторных и инжекторных авто. Но ее можно использовать только с машинами, у которых установлена механическая коробка передач. Автомобили же ВАЗ, укомплектованные автоматической коробкой заводить при помощи буксира категорически запрещено.

Видео - как завести Ваз в сильны мороз

Не за горами зима, а это указывает на то, что автолюбителей ждет очередной тяжелый период, ведь эксплуатация авто в зимний период требует особого подхода.

Современные авто во многом подготовлены к зимним периодам, хоть все же перед этим сезоном они тоже требуют вмешательства. Несколько хуже приходиться владельцам подержанных советских авто, подготовка зимнему периоду включает больший комплекс мер. И все же таких авто еще очень много, поэтому и рассмотрим, что нужно сделать перед зимой на примере автомобиля ВАЗ-2106.

Что нужно иметь в авто зимой

Подготовка ВАЗ 2106 на зиму касается практически всех систем и механизмом авто, а также постоянное наличие определенный перечень средств, которые помогут в определенных условиях. С этого перечня и начнем.

Итак, в авто должно быть всегда:

  1. Баллончик силиконовой смазки и баллончик WD-40;
  2. Средство для удаления снежно-ледяной корки со стекол;
  3. Средство для размораживания замков;
  4. Скребок и щетку для очистки стекол и кузова авто от снега;
  5. Коврики в салоне с высокими бортиками;
  6. Саперную или небольшую штыковую лопату;
  7. Цепи или браслеты противоскольжения;

По поводу некоторых пунктов. Средство для размораживания замков всегда держите в доме, а не в авто, иначе при замерзании всех замков достать его из авто, чтобы воспользоваться попросту не получиться.

Лучше иметь в багажнике всегда комплект браслетов противоскольжения, чем цепей. Установка браслетов на колеса возможна даже после того, как авто увязло в снеге, с цепями так не получится.

Еще один интересный совет бывалых: держите в гараже мешок с песком весом не менее 50 кг. Если дорожные условия сложные, а ехать надо – киньте мешок с песком в багажник ВАЗ-2106. Данное авто – заднеприводное, а наличие дополнительного груза обеспечит более устойчивое поведение авто на дороге.

Теперь пройдемся по самому авто. У 2106 подготовка к зиме затрагивает практически все системы двигателя.

Система охлаждения

Начнем с системы охлаждения, ведь от нее зависит правильный температурный режим двигателя. В первую очередь следует обратить внимание на состояние охлаждающей жидкости. Если она мутная, давно потеряла свой изначальный цвет, а еще если и для доливки использовалась вода – то она в обязательно подлежит замене.

Радиатор обеспечивает охлаждение рабочей жидкости, но в зимнее время при морозах он будет охлаждать ее очень быстро, что нарушит температурный режим, поэтому перед радиатором, за его решеткой следует установить щиток, который будет перекрывать поток свежего воздуха к радиатору при движении. Этим щитком может выступать даже обычная картонная бумага.

Тормозная система

Тормозная система тоже нуждается в обследовании и, при надобности — обслуживании. Изношенные колодки не смогут достаточно эффективно работать, а если еще и замечен неравномерный износ – то это указывает, что работа тормозных механизмов у авто нарушена. А неравномерное тормозное усилие на колодках разных колес наверняка приведет к возникновению заносов при торможении.

Система смазки

Система смазки перед зимой тоже нуждается в диагностике. Масло на зиму Ваз-2106 лучше использовать новое. Отработавшее практически весь свой ресурс масло будет в значительной мере затруднять пуск. Обычно у нас используется всесезонное масло, но перед зимой нужно учитывать свойства залитого масла. Так, масло с маркировкой 15W40 уже при -15 град. будет сильно загустевать, а вот 5W40 при такой температуре будет еще вполне жидким. При замене масла обязательно производится замена и фильтра.

Минимальная температура холодного пуска двигателя, град. С Класс вязкости по SAE J300 Максимальная температура окружающей среды, град. С
ниже -30 OW-30 25
ниже -30 OW-40 30
-30 5W-30 25
-30 5W-40 35
-25 10W-30 25
-25 10W-40 35
-20 15W-40 45
-15 20W-50 выше 45

Зимняя резина

Теперь перейдем к одному из самых основных условий удачной эксплуатации авто – колеса. Резина на ВАЗ «зима» нынче предоставлена на рынке разными производителями, от неизвестных, до именитых компаний. Важно только правильно выбрать по размеру.

На вопрос, какая резина лучше на зиму Ваз-2106, ответить достаточно сложно. Многое зависит от погодных условий зимой, а ведь они могут меняться. Одним по душе «шиповка» — эффективная на все покрытиях, кроме льда, на котором шипы могут проскальзывать. К тому же они достаточно шумны. «Липучка» же, не имеющая стальных шипов, отлично себя показывает на гололеде, а вот на снежную дорогу она не очень подходит.

В общем по поводу колес – это дело привычки и опыта вождения, важно только, чтобы авто к началу зимы было уже оборудовано зимней резиной, причем качественной, а не пришлось снимать колеса и отдельно их везти на шиномонтаж для «переобувки».

Система обогрева салона

Никому не хочется мерзнуть в авто, поэтому следует провести ревизию системы отопления и вентиляции салона. В первую очередь нужно оценить производительность радиатора печки. Если при включенном обогреве она практически не греет, лучше сразу заменить этот радиатор, поскольку он забит.

Оценить также нужно работоспособность вентилятора печки, он должен легко крутить, без сторонних шумов и писков, иначе нужно будет его снять, очистить и смазать.

Проверить нужно и воздуховоды и при надобности отчистить их от пыли, а также проверить герметизирующие прокладки на всех заслонках.

Системы зажигания и питания

Перейдем к системе зажигания. От ее работоспособности зависит легкость пуска, поэтому нужно провести заранее все обслуживающие работы. Следует проверить все провода, особенно провода высокого напряжения на пробой, при надобности заменить свечи, произвести правильную регулировку зажигания.

Что касается системы питания, то перед зимой желательно произвести чистку карбюратора (если двигатель карбюраторный) или полное обслуживание инжектора (если на двигатель установлена такая система питания).

Одной из основных проблем зимой – вода в топливном баке, которая может замерзнуть, перекрыв каналы подачи топлива. Перед зимой следует снять бак, тщательно промыть его и просушить. А зимой желательно держать бак максимально заполненным. Чем меньше количество воздуха в баке, тем ниже вероятность оседания конденсата.

Подготовка электрооборудования

От состояния элементов электрооборудования во многом зависит возможность запуска мотора в зимнее время. Если летом стартер функционировал с перебоями и не всегда быстро запускал мотор — то зимой он и вовсе не способен будет это выполнить, поэтому обязательно нужно отрмонтировать стартер.

Затем нужно оценить работоспособность генератора. При запуске авто аккумулятор значительно расходует свой заряд, а при «барахлящем» генераторе АКБ может полностью не восстановить свой заряд и в следующий раз запустить силовую установку не получится.

Особое внимание нужно уделить АКБ, поскольку без нее завести авто невозможно. Перед наступлением холодов нужно провести полный комплекс обслуживающих работ с АКБ – проверить состояние электролита и его плотность, измерить уровень заряда, все нужно довести до нормы.

При наступлении сильных морозов желательно перед утренней поездкой АКБ снимать на ночь и держать в тепле. На крайний случай – снимать «минусовую» клемму после постановки авто на стоянку.

Важно еще и провести утепление авто на зиму. Нужно повесить утеплитель на капот, чтобы силовой агрегат быстрее прогревался и дольше держал температуру. Следует проверить состояние уплотнителей дверей, стекол, багажника, и при надобности заменить поврежденные уплотнители.

Как правильно запускать мотор

Теперь пару слов о том, как следует правильно выполнять запуск силового агрегата авто в зимний период. Поскольку масло при морозе загустевает, стартеру прокручивать коленчатый вал затруднительно, при этом потребляется значительное количество энергии.

Для облегчения пуска перед включением стартера следует несколько раз «поморгать» светом фар. Это простое действие «разгонит» АКБ и обеспечит полную отдачу энергии. Долго крутить стартер зимой не следует, если мотор не запустился в течение 10 сек, нужно прекратить крутить стартер, и отключить зажигание. Следующую попытку можно будет делать только через 1 мин.

Силовая установка постоянно связана с трансмиссией, и при провороте коленчатого вала вращаются и валы КПП, которые тоже осложняют проворот. Чтобы облегчить запуск достаточно выжать педаль сцепления для разъединения мотора с КПП. А после запуска двигателя педаль отпускать медленно, чтобы подсоединение произошло плавно и без рывков.

В обязательном порядке на ВАЗ-2106 пользоваться рукояткой воздушной заслонки. Перед запуском при помощи рукоятки закрыть подачу воздуха, увеличив этим количество подаваемого топлива. Также перед запуском не лишним будет немного накачать топливом карбюратор при помощи ручной подкачки.

Хранение авто

Не все используют свое авто зимой, а предпочитают поставить его на стоянку, но как это сделать – тоже нужно знать. При стоянке авто на улице не рекомендуется накрывать его брезентом или полиэтиленовой пленкой, лучше из этих материалов сделать навес.

Само авто нужно поднять на опоры, так чтобы он не касался колесами земли. Это разгрузит подвеску и пружины не просядут от длительного стояния авто, также не будут повреждаться колеса.

С авто нужно снять АКБ, при этом в течении периода простоя авто нужно будет следить за состоянием батареи, и периодически обслуживать ее.

Чтобы не прихватило поршни в цилиндрах, перед постановкой через свечные отверстия залить в каждый цилиндр по 30-50 г моторного масла, после чего пару раз провернуть коленчатый вал, чтобы создать масляную пленку на зеркалах цилиндров.

Напоследок следует проверить герметичность салона, чтобы за время стоянки в салон не попадала влага.

Это основные рекомендации, как утеплить ВАЗ-2106 на зиму, провести подготовку и как правильно запускать двигатель. Хотя существует еще масса всяких нюансов, при том, что практически каждое авто требует своего индивидуального подхода.

Видео — подготовка автомобиля к зиме

Если вы еще не подготовили к ней свой автомобиль – спешите. Мы не настаиваем на том, чтобы все наши советы и рекомендации вы выполняли самостоятельно. Если нет желания возиться – существуют сервисные станции и мастера-профессионалы. Но вы должны представлять, что именно необходимо сделать с автомобилем, четко объяснить это мастеру, а иногда и проследить за тем, чтобы все было сделано как надо.

Шины

По снегу и льду в босоножках не ходят – автомобиль на зиму тоже надо переобуть. О зимней резине мы писали неоднократно, поэтому коротко напомним лишь основные моменты.

Для зимы предназначены шины с маркировками M+S (Mud+Snow – "Грязь+Снег"), Winter ("Зима") или W. Эти надписи иногда сопровождаются пиктограммами в виде снежинки или тучки.

Лучше выбрать шины поуже, чем те, на которых вы ездите летом – естественно, в пределах допустимого для вашего автомобиля размерного диапазона. Протектор должен продавливать снежно-грязевую кашу до твердого покрытия, и узкие шины справляются с этим лучше.

Нежелательно зимой ездить на всесезонных шинах - тех, что маркируются индексами AS (All Seasons – "Все сезоны") или AW (Any Weather – "Любая погода").

"Зимние" возможности у них слабенькие; всесезонными в полном смысле этого слова их можно считать только в том случае, если речь идет о малоснежной Европе, а не о России. Сказанное в меньшей степени касается резины для внедорожников. Она во всесезонном исполнении существенно "более зимняя", чем легковая. Если у вас внедорожник, шины AS и AW зимой – это приемлемо. Но, конечно, похуже, чем M+S или Winter.

Шипованные шины на льду и на снегу держат лучше, чем нешипованные. Но на чистом асфальте при торможении на шипах вероятность блокировки колес, заноса и тормозной путь возрастают: стальные шипы неплохо скользят по асфальту. Опасность состоит еще и в том, что водители слепо верят в шипы и, тормозя на асфальте, ожидают от них такой же мертвой хватки, как и на льду. Кстати, нешипованные зимние шины новых поколений на скользкой поверхности ведут себя практически не хуже, чем шипованные.

Некоторые на зиму ставят шипованные шины только на ведущие колеса. А на ведомых оставляют... летние. Не делайте так, это опасно. На скользкой дороге вероятность сноса нешипованной пары колес очень велика, даже в относительно безобидных ситуациях, – слишком сильно отличаются коэффициенты сцепления и сопротивления боковому уводу.

Не шипуйте шины где попало. Это процесс ответственный, требующий хорошего оборудования и специалистов. Перекошенные, недостаточно или излишне утопленные в резину шипы увеличивают износ шины. И, понятно, не способствуют безопасности.

Двигатель

Главная проблема зимой – пуск холодного двигателя. Чаще она возникает у карбюраторных моторов, но в сильный мороз с ней может столкнуться и владелец автомобиля с инжекторным двигателем. Причины известны – загустевшее масло, падение емкости аккумулятора и плохое испарение бензина. Масла и аккумуляторы мы рассмотрим отдельно, а пока – несколько слов об опыте стран с холодным климатом, где широко применяются предпусковые электроподогреватели – этакие "кипятильнички" в системе охлаждения двигателя. Подъехал к дому или к офису, воткнул вилку в розетку, включил таймер... К нужному времени двигатель будет прогрет, а некоторые конструкции обеспечивают и прогрев салона.

Электрические устройства подогрева уже несколько лет представлены и на российском рынке. Наибольшей популярностью пользуются финские подогреватели, которые могут комплектоваться таймерами. Стоимость вместе с установкой – около $250. Примерно за $100 можно приобрести подогреватель отечественного производства (для ВАЗовских моделей и "Волги"), но таймер для него не предусмотрен.

Основной недостаток электроподогрева состоит в том, что у дома или офиса нужно иметь специальный щиток с розеткой. Это финнам хорошо, а у нас соответствующая инфраструктура если и появится, то не скоро и не везде. Другой выход – автономный подогреватель на жидком топливе, который тоже встраивается в систему охлаждения двигателя и работает по принципу водогрейного котла. Горючим для него служит бензин или солярка, в зависимости от того, на чем работает двигатель вашего автомобиля.

На российском рынке представлены автономные обогреватели производства Eberspacher, Webasto, а также изделия Щадринского автоагрегатного завода (ЩААЗ).

Установить подогреватель можно на специализированных станциях, которых уже немало и в Москве, и в целом по России. Время разогрева – не более 15 минут, при этом тратится всего 200 г бензина или дизтоплива. Такие подогреватели (помимо таймера) могут комплектоваться устройством дистанционного управления. Стоимость автономного подогревателя на российском рынке – около $1000.

Польза от систем подогрева состоит еще и в том, что при их применении увеличивается ресурс двигателя. Для справки: каждый пуск холодного мотора при температуре 20° C эквивалентен пробегу в 800 км. Кстати, согласно современным воззрениям мотор достигнет рабочей температуры быстрее, а его износ будет меньше, если после пуска не стоять на месте, а начать движение как можно быстрее, избегая, конечно, излишней нагрузки на двигатель.

Масло

Смену масла обычно производят в привязке к пробегу машины, а не к сезону. Но поскольку меняют масло в среднем раз в полгода, почему бы не сделать это в преддверии зимы?

Подавляющее большинство современных моторных масел – в той или иной степени – всесезонные. Считается, что заливать надо то, что предписано производителем в инструкции по эксплуатации автомобиля. Но зимы бывают разные – и слякотно-теплые, и ядрено-морозные. И совершенно не ясно, предполагал ли производитель, что его автомобиль будет эксплуатироваться в условиях российской зимы, и что масло ему потребуется "похолоднее".

Если вы решили отклониться от инструкции, при выборе масла можно пользоваться нехитрым приемом определения его температурной пригодности – для подстраховки. Назовем этот прием "правилом 35".

В маркировку моторного масла должно входить обозначение класса его вязкости по шкале SAE. Например: 15W–40. Это значит, что данное масло по вязкости при минусовых температурах удовлетворяет требованиям, предъявляемым к зимним маслам класса 15W, а при плюсовых – к летним маслам класса 40.

Запомните число 35. Если из него вычесть "зимний" индекс класса вязкости, в нашем примере это 15, то получится величина, называемая предельной температурой прокачиваемости, т. е. температура, при которой масло еще сохраняет текучесть.

35 – 15 = 20. Значит, маслом 15W–40 можно пользоваться при температурах до –20° C.

Соответственно, чем меньше "зимний" индекс класса вязкости, тем масло "холоднее". 10W – до –25° C; 5W – до –30° C.

Это и есть "правило 35". Простое и полезное.

Аккумулятор

Ударил мороз, и аккумулятор, еще вчера бодро крутивший стартер, отказывается это делать наотрез. Ничего удивительного – когда вы заряжали его последний раз?

Если аккумулятор сравнительно молод (до 3Р4 лет), то в преддверии зимы его достаточно вымыть снаружи, очистить клеммы и полностью зарядить – если автомобиль постоянно эксплуатировался в городе, заряд батареи наверняка далек от номинального. Если аккумулятор старый и до номинальной емкости не заряжается, меняйте без раздумий, иначе зимой он вас наверняка подведет – емкость и так сильно падает с понижением температуры, а тут еще и повышенное энергопотребление – отопитель, подогрев сидений, свет, дворники, обогреватель заднего стекла...

Кстати, по отзывам специалистов, средняя продолжительность "полноценной жизни" аккумулятора составляет около двенадцати месяцев, дальше начинается постепенное увядание. А пик продаж стартерных батарей, по данным продавцов, приходится как раз на осень.

Времена, когда автовладелец сбивался с ног в поисках нового аккумулятора, давно прошли – от разнообразия торговых марок и моделей на полках магазинов рябит в глазах. Какой выбрать – личное дело каждого. Отметим лишь, что на рынке сейчас можно выделить две ценовые группы – батареи стоимостью свыше $60 (обычно до $100), например, "Bosch", "Steco", "American", "Fiamm", и аккумуляторы по цене ниже $60 ("Mutlu", "Inci", "Centra", "SAEM" и т. д.).

Более высокие цены батарей первой группы определяются более совершенной технологией их производства. Эти аккумуляторы, как правило, относятся к категории необслуживаемых. Специальные типы электролитов и герметичное исполнение таких батарей увеличивают ресурс их эксплуатации и обеспечивают высокие стартерные токи, гарантирующие проворачиваемость двигателя даже при сильных морозах. Ведущие производители в настоящее время в обязательном порядке используют технологию пакетирования пластин, в результате чего удается избежать короткого замыкания батареи в случае их разрушения.

Более дешевые аккумуляторы требуют периодического обслуживания – проверки плотности электролита и измерения его уровня. Напомним, что плотность электролита для зимнего периода должна быть не ниже 1,29.

Часто при покупке новой батареи стараются выбрать ее емкостью побольше, лишь бы влезла на отведенное для нее место. Но емкость – не главное. Куда важнее стартерный ток, который обеспечивает батарея. Ведь даже у аккумулятора с большой емкостью этот показатель (из-за большого собственного сопротивления) может оказаться ниже, чем у аккумулятора с меньшей емкостью. Кроме того, для батареи с большей емкостью требуется более высокий ток подзарядки, который генератор вашего автомобиля не обеспечит, и батарея в процессе эксплуатации будет разряжаться все больше и больше, что плачевно скажется на сроке ее службы.

Кстати, если покупаете батарею, отличающуюся от штатной, обратите внимание на расположение ее выводов – попадаются аккумуляторы "обратной полярности", до клемм которых провода вашего автомобиля могут и не дотянуться.

Система зажигания

Если у вас новая машина иностранного производства, да еще с инжекторным двигателем, дальше можно не читать. Но если машина подержанная, с карбюраторным мотором – тогда дело другое. Собственно, системы питания и зажигания между собой не связаны. Но на современных двигателях с впрыском не встретишь ни приснопамятного механического распределителя, ни контактов прерывателя. А на карбюраторных – сколько угодно. И чтобы не возиться потом на морозе, контакты надо вычистить, крышку распределителя – тоже (а лучше заменить). Еще лучше – заменить классическую систему зажигания на электронную (если еще остались автовладельцы, которые этого не сделали).

Не забудьте о высоковольтных проводах. После пары лет езды по нашим "соленым" дорогам их желательно поменять, и лучше – на провода с силиконовой оболочкой, которые менее чувствительны к перепадам температур. Кроме того, на них не образуется изморозь, которая часто является причиной отсутствия искры. Кстати, банальной причиной неполадок зажигания может быть коррозия или плохая затяжка аккумуляторных клемм.

Отдельно – о свечах. Обычно их меняют через 15–20 тыс. километров, т. е. раз в полтора года (мы не берем сверхсовременные, выдерживающие 100 тыс. км и более). Не надо экономить на свечах – прокаливать, чистить и регулировать зазоры. Меняйте хотя бы раз в год – это недорого. И ставьте новые именно в преддверии зимы. Топливная система

Нередко она является причиной неудовлетворительной работы двигателя в зимнее время. И все – из-за скопившегося в топливном баке водяного конденсата. Если в баке есть сливная пробка, воду можно просто слить, если нет – "нейтрализовать", применив так называемые "вытеснители влаги". Практически все ведущие производители автохимии, присутствующие на российском рынке (STP, Loctite, WynnХs, Aspokem), предлагают подобные препараты, которые заливаются в топливный бак и постепенно очищают систему питания.

Не будет лишним поставить новый фильтр тонкой очистки топлива, вычистить карбюратор, а если мотор имеет систему впрыска – убедиться в чистоте инжекторов.

Владельцам дизельных иномарок, особенно если машина ранее эксплуатировалась в стране с мягким климатом, стоит позаботиться об оснащении топливной системы специальными устройствами подогрева. Практика показывает, что завести дизельный мотор при –20° С бывает трудно, так как топливо теряет текучесть (насколько "зимней" является солярка, которая у нас продается зимой – можно только гадать). Одна из действенных мер – применение подогреваемых топливоприводов и фильтров. При этом пустить дизельный мотор можно даже при –40° С. Подогрев осуществляется элементами, которые питаются от штатного аккумулятора.

Потребляемый ими ток составляет около 5А, включение подогревателей на 5–10 минут на емкости аккумулятора практически не сказывается.

Кузов

Зима – не лучший сезон для автомобиля, особенно при передвижении по улицам, обильно посыпанным солью. Именно в этот период кузов в максимальной степени подвергается коррозии, и антикоррозионная его обработка весьма желательна. Впрочем, по мнению сотрудников некоторых авторизованных сервис-центров, для ряда новых иномарок, особенно – с оцинкованным кузовом, заводской обработки вполне достаточно. Но если у вас, скажем, новая Skoda (не говоря уже об отечественных легковушках), то специалисты рекомендуют провести полную антикоррозионную обработку днища, колесных арок и скрытых полостей кузова.

Нелишней будет и установка подкрылков.

Стоимость комплекса этих услуг в среднем составляет $250–300 и зависит, в основном, от вида применяемых защитных препаратов. Их на нашем рынке сейчас представлено немало. Но в первую очередь стоит, наверное, обратить внимание на те, которые применяются в странах с климатом, похожим на наш. Это могут быть финский Mercasol AL с алюминиевыми добавками, шведский Noxudol на металлизированной основе, канадский Rust stop или Tektyl.

Антикоррозионная обработка требует строгого соблюдения технологии, и хотя практически все производители защитных материалов выпускают их в упаковке для бытового применения, все-таки предпочтительнее обработку производить в специализированном сервисном центре. Стоит заранее выяснить, по какой технологии она производится. В любом случае перед нанесением защитного покрытия на днище и арки машина должна быть очищена от грязи, вымыта и тщательно высушена.

Поскольку обработку антикором вы делаете на несколько лет, лучше поприсутствовать возле автомобиля и лично понаблюдать за этим процессом.

Зима – нелегкое испытание и для лакокрасочного покрытия кузова. Резкие перепады температур, снег вперемешку с солью, ледяная корка – все это приводит к появлению микротрещин на краске. Поверхность кузова можно защитить специальным составом, пригодным для использования при низких температурах, например, Plus Teflon или Color Magic. Обработку этими препаратами проводят примерно раз в месяц – после обязательного мытья машины и ее сушки.

Вопрос о том, где держать машину зимой, на самом деле обычно не стоит – те, у кого гараж есть, держат ее в гараже, те, у кого нет – на улице. Как ни странно, с точки зрения сохранности кузова (от коррозии, не от кражи), между поездками и на ночь лучше оставлять машину на улице – при холодном кузове процесс коррозии идет медленнее. В холодном гараже выделяемого автомобилем тепла хватает на то, чтобы его немного согреть, и подтаявший снег с солью некоторое время активно делают свое черное дело. Ну, а в теплом гараже, даже если вы тщательно отмыли машину от соли снизу, она всю ночь будет стоять мокрая...

Стекла

Обзорность – это не только комфорт, но и безопасность. Поэтому вряд ли стоит напоминать о том, что стеклоочистители, обдув и обогрев стекол должны быть исправны. Щетки, оставляющие на стекле матовые полосы, выбрасывайте смело. А покупая новые, старайтесь выбрать фирменные – Bosch, ITE, Champion... Жителям северных регионов можно попробовать щетки с подогревом, которые подключаются к бортовой сети, – они не так давно появились в продаже.

Еще один элемент активной безопасности – боковые зеркала заднего вида. Зимой их ежедневно приходится очищать от ледяной корки или снега. При этом сбивается их первоначальная установка, что доставляет дополнительные хлопоты. При наличии лишних $250 вы можете установить зеркала с электроподогревом и электроприводом, которые сделают общение с автомобилем более приятным.

Теперь непосредственно о стеклах. Их осмотр лучше доверить специалисту, но и личный контроль не помешает. Ведь даже небольшой скол на лобовом стекле в первый же мороз после осеннего дождя превратится в полноценную трещину. Существующие технологии ремонта позволяют устранить подобный дефект без снятия стекла. Это проще и дешевле, чем замена стекла – ремонт (удаление трещины) длиной 10 см обойдется в $50, а новое стекло и его "вклейка" – как минимум в $350.

Еще одна "зимняя" проблема – запотевание стекол. При исправной системе вентиляции возникает редко, но... Помогает применение жидкостей-антизапотевателей, например, Anti-Fog или Never Fog, которые достаточно нанести на стекло раз в неделю.

Расходные материалы

Все расходные материалы, в том числе антифриз и гидравлические жидкости в приводе тормозов и сцепления, имеют свой срок службы. Если возникают хоть малейшие сомнения – не надо отбирать порцию побуревшего или позеленевшего от старости тосола из радиатора и ставить ее на пробу в морозильник. Замените тосол. И не экономьте, покупая сомнительные препараты без этикеток и сертификатов – дороже обойдется.

Не менее тщательно следует подходить и к выбору незамерзающих омывателей стекол. Это в сельской местности при –20° – сухой и чистый снег под колесами. А в Москве даже в сильный мороз – грязная жирная жижа, которую щетки охотно размазывают по стеклу, превращая в непрозрачную белесую пленку. Поэтому запас жидкости в бачке омывателя – непременное условие безопасной езды. Но покупая жидкость с температурой замерзания –20° С, не обольщайтесь и не вздумайте ее разбавлять, даже если на улице –10° С. Практика показывает, что на ходу жидкости с температурой замерзания –40° С застывают на лобовом стекле даже в десятиградусный мороз, если стекло не обогревать (опять к вопросу об исправности системы вентиляции и отопления).

Незамерзающие жидкости для омывателя, как правило, содержат добавки, которые эффективно удаляют грязь и очищают стекло. Некоторые из них, правда, излишне вспениваются, но и они много лучше, чем дешевая водка, которую прошлой зимой многие предпочитали наливать в бачок. От нее только запах в салоне боевой, а стекло она чистит плохо...

Ну, вот, пожалуй, и все. Если вы выполните хотя бы часть этих рекомендаций,

Исправный автомобиль не требует «зимней» подготовки. Для эксплуатации в северных районах страны и крупных городах можно лишь порекомендовать провести ряд контрольно-проверочных мероприятий и специальную дополнительную подготовку, чтобы исключить случайности. Дополнительная подготовка прежде всего включает в себя внеплановое техническое обслуживание, ее можно значительно облегчить, применяя современные средства автохимии и специальные эксплуатационные материалы.

Большое значение имеет исправность аккумуляторной батареи при зимней эксплуатации автомобиля. Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи может отличаться от номинальной не более чем на 0,02 г/см 3 .

Наиболее точно степень заряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита можно определить, измеряя ее при температуре +25 °С (табл. 12.1 и 12.2).

Таблица 12.1 Температурная поправка к показаниям ареометра при измерении плотности электролита

Температура электролита, °С

Поправка, г/ см 3

40..-26

0,04

25...-11

0,03

10...+4

0,02

5...+19

0,01

20...+30

Нет

31...+45

0,01

Таблица 12.2 Плотность электролита при 25 °С, г/ см 3

Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С)

Время года

Полностью заряженная батарея

Батарея разряжена

на 25 %

на 50 %

Очень холодный (-50...-30)

Зима

Лето

1,30

1,28

1,26

1,24

1,22

1,20

Холодный (-30...-15)

Умеренный (-15...-4)

Теплый влажный (+4...+6)

Жаркий сухой (+4...+15)

Круглый год

1,28

1,28

1,23

1,23

1,24

1,24

1,19

1,19

1,20

1,20

1,15

1,15

При проверке аккумулятора специальной нагрузочной вилкой показания встроенного вольтметра должны быть 12,5–12,9 В при отключенной нагрузке и не снижаться ниже 11 В при нагрузке в течение 10 с. Такая батарея будет служить долго и надежно.

Наиболее известными марками аккумуляторов являются Bosch и Varta. Можно рекомендовать неплохие аккумуляторные батареи турецкой фирмы «Inci», испанской «Tudor» и чешского филиала «Varta», из отечественных – Тюменского и Подольского аккумуляторных заводов.

При выборе аккумуляторной батареи обратите внимание на следующие параметры:

– емкость. В соответствии с инструкцией по эксплуатации она должна быть 55 А·ч. Допускается применять батареи емкостью 45–60 А·ч. Слишком маленькая емкость создаст проблемы с «зимним» пуском двигателя, при слишком большой емкости генератор не обеспечит полной зарядки аккумулятора и срок службы батареи сильно сократится;

– ток стартерного разряда, А, по стандарту DIN 43 539. Чем больше его величина, тем лучше, особенно при зимней эксплуатации. Это гарантия того, что стартер будет проворачивать коленчатый вал с достаточно высокой частотой вращения и, если двигатель не пустится с первой попытки, у вас будет шанс сделать вторую и третью.

Если аккумулятор все же разрядили при неудачных пусках двигателя, можно воспользоваться кабелями для «прикуривания» с контактными зажимами типа «крокодил». При покупке лучше выбирать кабели, рассчитанные на большую нагрузку (от 200 А).

Использование менее вязкого зимнего моторного масла существенно облегчает пуск холодного двигателя. Международная классификация SAE J-300 содержит шесть классов зимних масел (табл. 12.3). «Зимние» классы имеют в обозначении букву W («winter» – зима).

В условиях умеренного климата допустимо применять зимой всесезонные (универсальные) моторные масла (табл. 12.4), получившие сейчас широкое распространение.

Таблица 12.3 Характеристики зимних масел

Минимальная температура, °С

Класс no

прокачивания масляным насосом

проворачивания коленчатого вала стартером

Таблица 12.4 Температурный диапазон применения универсальных моторных масел (по классификации SAE)

40С

30С

10C 0 10C

5W -30

10W-30

10W-40

15W-40

20W-40

Из отечественных марок моторных масел можно рекомендовать такие, как «Рексол универсал», «Рексол Супер», «ЛУКойл Стандарт», «Норси», «Спектрол», «Уфалюб»; из импортных – Castrol GTX, ELF-Sporty, ESSO Ultra Oil X ESSO или Super Oil X, а также Shell Super Plus. Однако при покупке масел, особенно импортных, следует остерегаться подделок, поэтому лучше всего приобретать масла в специализированных магазинах, предоставляющих сертификаты на товар.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Помните, что при интенсивной городской езде замену масла (и соответственно, масляного фильтра) надо проводить в строгом соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации автомобиля, сокращая периодичность замены на 20% каждые 50 тыс. км пробега начиная со 100 тыс. км. Систему смазки промывайте при переходе на другую марку масла. Различные «кипятильники», якобы подогревающие загустевшее масло в картере, не дают никакого практического эффекта кроме преждевременного выхода из строя аккумулятора.

В системе охлаждения двигателей автомобилей Волжского автозавода применяются специальные низкозамерзающие жидкости – антифризы: водные растворы спиртов, гликолей, глицерина и неорганических солей с добавлением специальных присадок. Один из видов антифризов – тосол, водный раствор этиленгликоля с присадками (табл. 12.5, 12.6).

Можно залить и импортный антифриз. За счет большего количества присадок импортные антифризы служат дольше и лучше защищают двигатель от коррозии.

Таблица 12.5 Основные показатели водного раствора этиленгликоля

Объемное соотношение, %

Температура замерзания, °С

Плотность, г/ см 3

Этиленгликоль

Вода

1,130-1,140

1,115-1,125

1,095-1,105

1,183-1,092

1,071-1,079

1,058-1,067

1,044-1,052

Таблица 12.6 Характеристика тосола (ТУ 6-02-751-78)

Показатель

А-65М

А-40М

Цвет

Голубой

Красный

Голубой

Плотность при 20 °С, г/см 3

1,120-1,140

1,085-1,095

1,075-1,085

Температура замерзания, °С

Не нормируется

Температура кипения, °С

170

Применять воду в системе охлаждения зимой категорически запрещено. Это объясняется тем, что при включении вентилятора отопителя на полную мощность циркуляция воды через радиатор может совсем прекратиться, и вода в радиаторе замерзнет во время движения. При остановке автомобиля циркуляции через радиатор не будет и мотор «закипит».

Перед началом зимней эксплуатации полезно залить в бензобак специальную присадку, например Gasoline Treatment фирмы ABRO (США), для удаления воды из бака и системы питания.

Инструкция по эксплуатации предписывает заменять свечи зажигания через каждые 15 тыс. км. Но учитывая опыт проведения ремонтных работ, лучше это делать раз в год, независимо от пробега, перед началом зимней эксплуатации или чаще, если машина очень напряженно эксплуатируется в крупном городе, или на бензине сомнительного качества, или пробег за год превышает 15 тыс. км. Лучше применять свечи зажигания импортных производителей: PAL (Brick), NGK, Bosch, Beru, Champion и т.п., допущенные к применению в двигателях автомобилей семейства 2106.

Зимняя эксплуатация, особенно на «просоленных» улицах больших городов, многократно усиливает коррозию деталей кузова. Регулярная мойка зимой необходима, если машина хранится на улице, и категорически необходима ежедневно, если машина хранится в теплом гараже. Вода хорошо смывает соль, а кроме того, слой мокрой грязи очень долго сохнет, усиливая пагубное воздействие соли на лакокрасочное покрытие кузова. В крайнем случае чаще мойте машину в оттепель, а перед похолоданием вымойте и оботрите насухо, а еще лучше – просушите в теплом помещении. Перед началом зимней эксплуатации обязательно проведите дополнительную антикоррозионную обработку кузова. Такую обработку лучше всего проводить на специализированном автосервисе с применением специальных защитных средств и технологий. Антикоррозионная обработка бывает двух видов: обработка днища и скрытых полостей кузова и обработка лакокрасочного покрытия кузова. Последнюю можно без труда сделать самостоятельно. Она включает в себя мойку, сушку и обработку специальными защитными составами на основе, как правило, воска или силикона. Можно порекомендовать продукцию фирмы «Abro» (США): автошампунь с воском карнобы Wash-N-Glo, золотой автовоск с тефлоном Car Wax Super Gold, силиконовый автовоск Heavy Duty Silicone Cleaner & Car Wax. Если при обработке кузова вы обнаружите глубокие царапины, обработайте оголившийся металл преобразователем ржавчины (модификатором), например отечественным «Феран» или импортным Rust-Eater.

Пластиковые подкрылки уменьшают абразивный износ антикоррозионного покрытия на внутренней стороне крыльев, но при их неквалифицированной установке могут образоваться плохо проветриваемые полости между крылом и подкрылком, в которых из-за проникающей влаги появятся дополнительные очаги коррозии.

Наиболее подходящими для нашей зимы показали себя финские шины Nokian Hakkapeliitta Q, но они довольно дороги. Для постоянной городской езды нешипованные шины предпочтительнее. Кстати, если вы ездите «на шипах», учтите, что на сухом асфальте (такое бывает и зимой) их сцепные свойства хуже, а значит, тормозной путь увеличивается.

Среди прочих многочисленных марок резины с «зимним» рисунком протектора для ВАЗ-2106 наиболее оптимальны зимние нешипованные шины отечественной марки НИИШП и словацкие Matador с направленным рисунком протектора, которые при разумной цене имеют хорошие сцепные качества и значительно облегчают езду по скользким и заснеженным дорогам.